Страницы

понедельник, 28 марта 2011 г.

Неделя № 5

Попробую написать план стратегии на основе ADDIE
(информация по ADDIE взята из источников которые указанны в твиттере для группы тег #sel11)
План стратегии внедрения дистанционного обучения в ВУЗЕ
Этап № 1 Анализ
Что на этом этапе (обобщения из разных источников):
1.                  Выявление потребностей в обучении (кого и чему учить). Процесс начинается с анализа необходимого обучения. Проводится формирование точных требований к сотрудникам с учетом стратегии развития компании. Диагностируется текущий уровень знаний/навыков. Величина и направление разрыва между настоящим и желаемым положением дел позволяют сформировать требования к обучению.
2.                   Кто Ваши обучаемые? Как их можно охарактеризовать? Как их можно мотивировать? Что они уже знают? Что им нужно узнать? Какие есть трудности?
3.                  Анализ это:
              конкретизация организационных целей и целей учебной программы.
              согласование объема учебной программы.
              формулирование требований к администрированию программы обучения.
              определение стратегий переноса новых навыков в рабочую практику.
              просчет проектных рисков, возможностей и предположений.  
              исследование ограничений, включая технологические аспекты, бюджет, время и длительность обучения.
              определение критериев отбора тренеров и участников программы обучения.
              определение целевой группы, требований к начальному уровню знаний и навыков, характеристик и специальных потребностей участников.
              определение объема оценки требуемых знаний и навыков.
              определение рабочих задач, выполняемых потенциальными участниками обучения, и уровня мастерства, требуемого после обучения.
              оценка затрат на дизайн программы, ее детальную разработку, проведение и оценку, а также определение требуемых видов и графика работ.

АНАЛИЗ
1.      Заручиться поддержкой руководства ВУЗА.
2.      Определить цели внедрения дистанционного обучения. К этому пункту также относится анализ глубины внедрения ДО (полное, смешанное, поддержка очного).
3.      Анализ человеческих ресурсов (умения и навыки преподавателей, студентов и вспомогательного персонала в сфере ДО).
4.      Анализ «учебно-методической составляющей» (необходимые учебные материалы, нормативное обеспечение).
5.      Анализ технической составляющей (программные средства, компьютерная техника, программное обеспечение).
6.      Проанализировать текущие проблемы, исходящие из вышеперечисленного и наметить пути их решения.
7.      Создать рабочую группу по вопросам внедрения дистанционного обучения (в группу должны входить специалисты по различным проблемным направлениям внедрения: люди, методика, нормативное обеспечение, технологии).
8.    Принятие решение о внедрении на соответствующих уровнях ВУЗа (Ученый совет, ректорат)



Этап № 2 Дизайн
Что на этом этапе (обобщения из разных источников):

1.                  D (Design): Планирование программы обучения (когда учить).
Эта фаза включает подробное планирование обучающих курсов. Для желаемого результата обучения устанавливаются четкие реалистичные и измеряемые критерии достижения. Определяется адекватный набор средств.
2.                  Design - составление плана разработки педагогической деятельности.
3.                  Дизайн. Общие вопросы: Каковы Ваши цели? Измеримы ли Ваши цели? Какие навыки/знания Вы пытаетесь развить? Какое должно быть взаимодействие? Какие стратегии Вы будете использовать? В какой последовательности Вы изложите содержание обучения? Как Вы оцените уровень понимания обучаемых?
Для обучения он-лайн: Какая сетевая среда наиболее уместна? Выберите общий подход и примите решение, как должен выглядеть конечный продукт и какую учебную среду он должен создавать. Разработайте содержание обучения интерактивного характера, учитывая преимущества, даваемые особенностями работы в режиме он-лайн. Включите элементы совместной учебной деятельности.
4.                  Дизайн. Четко сформулированные цели обучения являются стартовой точкой стадии дизайна. Они должны быть детально описаны и измеримы. Анализ должен дать достаточно информации о типах учебной деятельности, которая наиболее полезна обучаемым, о средствах обучения и ресурсах, которые будут использоваться. Порядок, способ подачи и усиление всего этого образуют разрабатываемые стратегии и тактику.

ДИЗАЙН
1.      Разработка и утверждение нормативной базы ВУЗа
       Положение о рабочей группе ВУЗа, ее статусе обязанностях, правах.
       Положение о внедрении технологий дистанционного обучения в деятельность ВУЗа.
       Положение о информационных ресурсах (дистанционных курсах) порядке их разработки, экспертизы и внедрения оценке эффективности.
       Положение об учете нагрузки преподавателей, соблюдении авторских прав и механизме их поощрения.
2.      Обучение персонала и студентов (организация курсов повышения квалификации для всех категорий персонала, который будет задействован во внедрении ДО + внедрение в учебный процесс соответствующего факультатива для студентов).
3.      Обеспечение технической составляющей (наладка системы управления обучением или программ создания контента (покупка соответствующего продукта)). Для ВУЗА в этом аспекте необходимо соблюдать принцип «лицензионного или бесплатного программного обеспечения».

Этап № 3 Разработка
Что на этом этапе (обобщения из разных источников):

1.         Разработка учебной программы. Для сформированного плана обучения производится подбор или создание обучающих ресурсов. Создаются механизмы доставки контента и контроля над процессом изучения.
2.         Общие вопросы: Какие ресурсы Вы используете? Как Вы будете управлять процессом разработки и координировать его? Содержит ли Ваш проект различные стили обучения? Для обучения он-лайн: Представьте материал в различных форматах, чтобы обучаемый мог выбирать по своему предпочтению. Интерактивность должна быть творческой и полезной. Подумайте, как материал будет стимулировать интерес и взаимодействие. Среда должна дать возможность обучаемым создать свою "виртуальную индивидуальность" и стимулировать изыскания и взаимодействие друг с другом.

РАЗРАБОТКА
1.      Продолжение обучения персонала и студентов.
2.      Продолжение обеспечения технической составляющей (наладка системы управления обучением или программ создания контента, покупка дополнительного оборудования, установление дополнительного программного обеспечения).
3.      Апробация программного обеспечения в тестовом режиме.
4.      Разработка ученого контента преподавателями ВУЗа для выбранной категории в соответствии с принятыми нормативами и структурой.
5.      Разработка программы проведения учебного процесса, установление контрольных точек программы (начало, развитие, окончание) и механизмом его оценки.
6.      Анализ (экспертиза) разработанных учебных продуктов.
7.      Проведение тестирования работы разработанных продуктов (электронных курсов, информационных средств обучения).
8.      Анализ и корректировка временных и материальных затрат на проведение и оценку, виды и последовательность работ.

Этап № 4 Внедрение
Что на этом этапе (обобщения из разных источников):

1.         Общие вопросы: Каков самый эффективный способ внедрения проекта? Как преподаватели и обучающиеся смогут получить наибольшую пользу от проекта? Для обучения он-лайн: Подумайте, как часто передаваемая информация будет обновляться. Всегда имейте запасной вариант на случай возникновения технический проблем. Заранее сообщайте о технических проблемах обучаемым. Учебная деятельность не должна зависеть от работы техники.
2.         Эта стадия подразумевает интеграцию результата предыдущей стадии в учебную аудиторию и может заключаться в обучении способам наилучшего использования учебных ресурсов, координировании взаимодействия и помощи в учебной деятельности.

ВНЕДРЕНИЕ (ПРОВЕДЕНИЕ)
1.      Проведение учебного процесса в соответствии с разработанной программой.
·         информирование заинтересованных лиц о программе, ее составляющих и особенностях;
·         регистрация участников;
·         непосредственное проведение;
·         оценка деятельности учащихся;
·         сбор отзывов от преподавателей, студентов, обеспечивающего персонала об учебном процессе, его преимуществах, трудностях.
2.      Анализ и корректировка временных, материальных иных затрат на проведение учебного процесса.


Этап № 5 Оценка
Что на этом этапе (обобщения из разных источников):

1.         На этом этапе производится оценка эффективности внедренного проекта. На основании разработанных ранее критериев сравниваются предполагаемые и реальные результаты обучения. Если программа не достаточно эффективна, в нее вносятся необходимые коррективы. Если программа достигла обучающих целей и тем самым выполнила свое предназначение, происходит возврат к этапу А. Организация эволюционирует и цикл повторяется для новых актуальных задач.
2.         Общие вопросы: Как проверить проект на соответствие педагогическим стандартам и нормам? Как можно обогатить учебную деятельность? Какие улучшения Вы можете сделать?
3.         Этот шаг часто пропускается. Однако очень важно проверять и оценивать: уровень достижений обучающихся, используя методы оценивания, соответствующие целям обучения (письменные или устные тесты, портфолио, проектная работа, эссе, и т.д.), общий педагогический дизайн, а также используемые методы и средства обучения. И хотя это последняя стадия модели, она должна рассматриваться не как окончание процесса, а как начальная точка цикла ADDIE. Оценка преподавателями, обучаемыми и педагогическими дизайнерами дает основание для пересмотра и улучшения учебной деятельности. Педагогический дизайн - повторяющийся процесс, и оценка должна проводиться постоянно.

ОЦЕНКА
1.      Продолжение сбора данных обратной связи.
2.      Анализ процесса внедрения (определение его сильных и слабых сторон с учетом текущих корректировок).
3.      Определение степени достижения целей внедрения.
4.      Определение перспектив развития.


Есть что добавить пишите.

пятница, 25 марта 2011 г.

Неделя № 3-4


Решил выступить в ВУЗЕ перед коллегами и написал маленький доклад по материалам нашего курса

СТРАТЕГІЯ ВПРОВАДЖЕННЯ ДИСТАНЦІЙНОГО НАВЧАННЯ У ВИЩИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДАХ СИСТЕМИ МВС: З ЧОГО ПОЧИНАТИ І ЯК НЕ ПОМИЛИТИСЯ


Термін «стратегія» походить від давньогрецького  στρατηγία мистецтво полководця загальний, недеталізований план певної діяльності, який охоплює тривалий період, спосіб досягнення складної цілі.
Наукові роботи у галузі стратегії проводяться переважно щодо економіки, менеджменту та теорії управління. Означені розробки знайшли своє відображення у появі такого напряму (галузі) досліджень, як стратегічне управління.
Аналізуючи наукові дослідження в галузі стратегічного управління в комерційних установах можна дійти висновку, що стратегія це дуже багатогранне явище, тому не зупиняючись детально на розгляді усіх аспектів стратегії, в узагальненому вигляді її можна представити як вибір компанією ключових напрямків свого розвитку, постановка глобальної мети з подальшим виробленням шляхів її досягнення.
Стратегія впровадження дистанційного навчання у вищих навчальних закладах взагалі, і МВС України зокрема, також цілком підходить під пропоноване визначення, адже вищий навчальний заклад, в даному випадку, і є прототипом відповідної організації (компанії, фірми).
Впровадження дистанційного навчання у діяльність вищого навчального закладу це дуже велика робота, яка звісно потребує чималих зусиль та відповідної системи, адже безсистемний підхід, як правило призводить до того, що будь яка діяльність становиться хаотичною, не має початку або кінця, має різні результати для декількох суб’єктів, які працюють в одному напряму.
Перед тим, ніж починати розмову про стратегію, треба відповісти на кілька простих запитань:
·          навіщо вищому навчальному закладу МВС дистанційне навчання?
·          які переваги дає нам дистанційне навчання?
·          що треба змінити у навчальному закладі для успішного впровадження дистанційного навчання?
·          які кроки треба зробити вищому навчальному закладу для успішного впровадження дистанційного навчання?
Для побудови стратегії перший елемент, це безперечно відповідь на питання: «А що дасть нам дистанційне навчання, які якісні зміни у вищому навчальному закладі воно спричинить?». Це може бути, наприклад, підвищення якості освітніх послуг, які надаються вищим навчальним закладом, більш системна організація самостійної роботи курсантів та слухачів за рахунок забезпечення постійного доступу до актуальних навчальних ресурсів, можливість підвищення кваліфікації практичними співробітниками ОВС безпосередньо на робочому місці тощо.
Якщо ми визначилися із необхідністю впровадження дистанційного навчання, наступним етапом є визначення чітких та ясних цілей. Таких цілей може бути декілька: короткострокові, середньострокові, довгострокові. Наприклад, через півроку кожний курсант, слухач навчального закладу МВС буде мати доступ до порталу дистанційного навчання (дистанційних курсів, інформаційних ресурсів) з метою... . 
Кожний навчальний заклад сам для себе формулює цілі впровадження дистанційного навчання, але треба щоб він їх чітко уявляв, щоб потім можна було перевірити: чи досягнуті вони чи ні. Важливим фактом є те, щоб цілі впровадження дистанційного навчання були співзвучні з цілями вищого навчального закладу. Однією з них є підготовка фахівця відповідного напряму для виконання ним на робочому місці повсякденних завдань відповідно до обраної спеціальності, тому  впровадження дистанційного навчання також має відповідати цій цілі.

Якщо є  цілі, то які ж наступні кроки?
1.       Отримання підтримки керівництва вищого навчального закладу. Участь керівництва навчального закладу в цьому процесі потрібна на постійній основі. Керівництву слід знати, що моментального результату впровадження дистанційного навчання не дає, це тривалий процес, який пов’язаний з корінною перебудовою філософії діяльності навчального закладу.
2.       Визначити, для кого ми впроваджуємо дистанційне навчання, яка наша цільова аудиторія.
3.       Визначити моделі дистанційного навчання, які нам потрібні. Це може бути чистий on-line, це змішане навчання, це дистанційна підтримка існуючих навчальних курсів.
При цьому у читача виникне справедливе питання: «А хто буде цим займатися: отримувати підтримку, визначати цілі тощо?». На наш погляд це можуть бути як окремі ініціатори: викладачі, керівники навчального закладу, так і колегіальні структури – кафедра, Вчена рада тощо.
4.       Створення «команди впровадження». Командою впровадження є група відповідних фахівців з різних напрямів діяльності, які реалізують цілі стратегії впровадження дистанційного навчання.
Засновуючись на цілях впровадження дистанційного навчання, команда має відповісти на поставлені вище два останніх питання: «Що треба змінити у навчальному закладі для успішного впровадження дистанційного навчання?», «Які кроки треба зробити вищому навчальному закладу для успішного впровадження дистанційного навчання?».
Для відповіді на ці питання команда будує систему впровадження, яка складається з
·          управлінського компоненту;
·          методичного компоненту;
·          кадрового компоненту;
·          технічного компоненту.
Вважаємо, що ці компоненти можуть також називатися стратегіями (кадрова стратегія, технічна стратегія, управлінська стратегія) в рамках глобальної стратегії впровадження дистанційного навчання.
На чому б хотілося б зупинитися, так це на типових помилках, які бувають при впровадженні дистанційного навчання у вищих навчальних закладах, і як ці помилки можуть бути усунені при правильній побудові стратегії.
 Помилка № 1: «Технології вирішать за нас усе». В рамках цієї помилки найчастіше у навчальних закладах вважають, що якщо ми переведемо усі матеріали в електронну форму та покладемо для читання на якійсь сервер, то дистанційне навчання піде само собою, або треба купити LMS або систему для проведення вебінарів і все буде добре.
Дистанційне навчання це не самостійне читання якогось теоретичного матеріалу та проходження тестів, це навчальний процес, в якому беруть участь як студент, так і викладач. Так, цей процес організований за допомогою відповідних програмних засобів, але не зважаючи на усю їх важливість – діяльність викладача в цьому процесі є первісною. Саме він виступає провідником для слухача по осмисленню відповідної інформації, формулює мету навчання, оцінює діяльність, вказує на помилки тощо. В цьому аспекті мені б хотілося процитувати Юрія Духніча - головного редактора порталу «Smart education»: «Впровадження дистанційного навчання повинно починатися із зміни людей а не з покупки технологій» [1]
Помилка № 2. «Призначимо відповідальну особу (осіб) і нехай вони займаються дистанційним навчанням». Ця помилка випливає з першої. Відповідальна особа без підтримки керівництва навчального закладу, колег по  роботі, а це включає  зміну мотивації керівництва та персоналу, ніколи нічого не зможе зробити. Крім того, відповідальна особа не завжди володіє достатніми вміннями та навичками для здійснення цього процесу.
Помилка № 3. Відсутність стягнень – найкраще заохочення. Відсутність механізму стимулювання праці співробітників, а також системи обліку навантаження у дистанційному навчанні суттєво впливає на мотивацію персоналу навчального закладу. При збереженні такого підходу усі кроки в цьому напряму будуть робитись «для галочки» без реального змісту.
Помилка № 4. У нас є комп’ютери, аудиторія, викладачі – тому питання дистанційного навчання - це питання часу. Слід зауважити, що дистанційне навчання вносить у процес діяльності керівника, викладача, слухача, курсанта значні зміни і самі по собі ці зміни ніколи не прийдуть. Є популярна модель організаційних змін, модель ADKAR – це абревіатура, яка об’єднує п’ять чинників ефективності організаційних змін: 
1.            А – Awareness – Усвідомлення необхідності змін. Ефективні зміни можуть мати місце лише у випадку, якщо персонал усвідомлює їх необхідність. 
2.            D – Desire - Бажання реалізовувати заплановані зміни. Просто усвідомлення необхідності недостатньо для того, щоб почати реалізацію змін. Для цього необхідне ще і бажання. 
3.            K – Knowledge – Знання, необхідні для реалізації змін (технологія). Будь-які зміни вимагають наявності певних знань (технології) їх реалізації. Як наслідок, будь-які зміни вимагають навчання. 
4.            A–ability – Здатність реалізувати намічену технологію змін. Лише знань не достатньо для реалізації технології, необхідно володіти відповідними здібностями. Наприклад, необхідно бути здатним здолати власні установки.
5.            R – Reinforcement – Побужденія до дій. Зміни мають підтримуватися у навчальному закладі, а не бути кинуті на самоплив [2]
ADKAR працює як твір всіх перерахованих чинників. Ефективні зміни = A*D*K*A*R. Якщо хоч би один з чинників дорівнює нулю – всі зміни дорівнюють нулю. 

Література:

1.                 Четыре идеи, с которыми следует начинать внедрение дистанционного обучения в ВУЗе [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=249&showentry=11526
2.                 «ADKAR» - a model for change management [Електронний ресурс]. – Режим доступу:  http://www.change-management.com/tutorial-adkar-overview.htm

суббота, 19 марта 2011 г.

Неделя 3

Части № 1,2,3


Стратегия внедрения e-learning в вузе МВД

Введение

На сегодня процесс подготовки будущих и действующих сотрудников милиции нуждается в определенной трансформации. Последние несколько лет наблюдается стремительная «компьютеризация» способа жизни украинцев, возрастает влияние сети Интернет, мобильной связи, обучающих и прикладных программ на жизнь всех людей, и безусловно, она затрагивает процессы обучения, обмена знаниями, поиска новой информации повседневного общения и т.д.
Проблемы организации и внедрения e-learning в высших учебных заведениях исследуются во всем мире, в том числе и в Украине. Поэтому, по моему мнению, ВУЗы нашей системы не могут стоять в стороне от этих тенденций. В конце концов, это является необходимым условием их развития, а может быть и существования.
Еще в 2007 году о необходимости развития дистанционного обучения говорилось в Концепции реформирования системы образования МВД Украины и повышения качества подготовки специалистов для органов внутренних дел от 28 октября 2007 года, где отмечается, что подготовка специалистов для органов внутренних дел в системе высшего образования МВД Украины требует внедрения дистанционной формы обучения личного состава, в первую очередь управленческого звена, органов внутренних дел всех регионов.
Кроме того, в приказе МВД Украины от 21 июля 2008 года № 346 «Об утверждении Положения о подготовке специалистов в высших учебных заведениях МВД по заочной и дистанционной формами обучения» дистанционная форма обучения была отделена от заочной, дано ее описание и особенности организации.
Несмотря на это, все эти положения так и остались на декларативном уровне.
На сегодня наша система в своем большинстве сталкивается с общими проблемами внедрения e-learning в ВУЗах Украины (о них подробнее ниже), но и отличается от того что если в цивильных ВУЗах есть позитивные сдвиги то в системе МВД эти сдвиги ПОКА НАМЕЧАЮТСЯ.
Кроме всего прочего, Министр внутренних дел Украины выразил некоторое недовольство качеством подготовки специалистов в ведомственных ВУЗах, что также косвенно связано с нашим отставанием во внедрении новых подходов к обучению.


Какие же мы ставим цели в аналитической записке? Я думаю надо выяснить:
  1.  Нужен ли нам e-learning?
  2.  Что он нам принесет нового?
  3.  Если да, то какой e-learning нам нужен сейчас?
  4.  Что надо сделать для его внедрения на первоначальном этапе?
  5.  Какие пути дальнейшего развитие e-learning ?


1. Описание текущих проблем:
Чрезмерная закрытость и консервативность системы обучения, которая в свою очередь не способствует распространению полезной информации, накоплению массива знаний в соответствующих отраслях.
Основная масса преподавателей не использует информационные технологии в учебном процессе (как средства создания, так и средства доставки и общения) из-за отсутствия собственных умений и навыков по использованию таких технологий.
Самостоятельная работа курсантов дневной формы и слушателей заочной формы неконтролируема, кроме того, отсутствуют наработки по обучению курсантов и слушателей культуре самостоятельной работы с информационными ресурсами.
В большинстве случаев курсанты и слушатели не вовлекаются в процессе обучения в создание нового контента, обсуждение насущных проблем (исключения присутствую разве что в соответствующих научных кружках).
Отсутствие системы обучения курсантов и слушателей пользованию продуктами e-learning, а так же процессу поиска новой информации, ее анализу и применению в учебном процессе.
Учебные курсы строятся независимо от потребностей практических органов внутренних дел.
Программы повышения квалификации напоминают скорее попытку задействовать как можно больше преподавателей в учебном процессе, а не целенаправленный процесс совершенствования в определенной отрасли (например за 10 дней надо освоить 18 тем программы повышения квалификации).

Что влияет на эти проблемы:
Отсутствия соответствующей нормативно-правовой базы, которая способствовала бы формированию направлений развития e-learning, а так же регулировала нагрузку преподавателей, закрепляла авторские права на созданные информационные ресурсы.
Отсутствие мотивации у преподавательского состава из-за перечисленных выше проблем, а также из-за консервативности подхода к учебному процессу, который скорее напоминает доминирования преподавателя в аудитории, а также внутренней мотивации на совершенствование своей деятельности

Отсутствие рациональных учебных планов и программ повышения квалификации сотрудников ОВД.


2. Отвечаем на вопросы

 1. Нужен ли нам e-learning (ДО)? Да! Нам ел нужен несомненно. Большинство преподавателей, наших ВУЗов не имеет базового педагогического образования. Тем не менее начав заниматься дистанционным обучением 2 года назад я отчетливо понял, что необходимость соблюдения дидактических принципов обучения  ОСОБЕННО ярко проявляется в дистанционном обучении (в практике очного обучения ими часто пренебрегают). Особенно остро стала для меня проблема целеполагания, учитывая, что ее надо донести не только в устной форме.


2. Что он нам принесет нового? Начну с банальностей. 

  • Как ни странно это говорить, но наши слушатели уже ушли далеко вперед в использовании в повседневной жизни компьютера, средств общения, доставки информации и т.д. Наша задача подтянуть себя к слушателям осваивая ИХ ТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ И СФЕРУ ИНТЕРЕСОВ, только тогда мы сможем говорить о центральной фигуре студента в учебном процессе. Т.е. плюс № 1 - повышение образовательного уровня преподавателей в сфере ИКТ.
  • Вторая особенность - мы живем в мире быстро меняющейся информации, ел или ДО помогают нам оперативно находить, обрабатывать и доставлять информацию нашим слушателям. Печатные учебники устаревают еще в типографии. Т.е. плюс № 2 оперативный поиск, доставка, обработка информации.
  • ДО в некоторой степени дисциплинирует слушателя, а при адекватном участии преподавателя, способствует формированию культуры самообучения и саморазвития. Плюс № 3 - формирования культуры самостоятельной работы слушателя.
  • При традиционном подходе преподаватель ушел из аудитории - учебный процесс окончен. С ДО ситуация меняется - учебный процесс идет постоянно, преподаватель и слушатель общаются без времени и границ. Плюс № 4 - постоянное общения преподавателя и слушателя по насущным проблемам.
  • Плюс № 5 связанный с № 1 и 3 - ДО это новые подходы к процессу обучения как со стороны преподавателя, так и студента, на первое место выдвигаются цели обучения и их достижение, 
ДО это новый вызов нашей системе образования. Надо его принять.

(Есть что добавить пишите)