Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и сообщества #UkrEl11

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

суббота, 26 июля 2014 г.

Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие (#соразвит14) - Неделя № 3

В этом блоге я опубликовал статью "Побег от высшего образования":  http://bugaychuk.blogspot.com/2012/11/blog-post.html?spref=tw

И в нем рассказывал о проекте Degreed, который задался целью создать единый пожизненный цифровой диплом, который будет постоянно обновляться и отражать реальные знания независимо от того, из какого источника они получены. Вы можете прослушать несколько курсов в одном университете, ещё несколько - в другом, или пройти курс обучения в xMOOC Coursera или Khan Academy — баллы в вашем «дипломе» будут увеличиваться в зависимости от авторитетности курса и ваших личных достижений.



Посмотрим, что изменилось за год.


Появился сайт




После регистрации можно выбрать направление в котором Вы будете работать




На портале собраны учебные материалы с разных ресурсов 
(как говорит портал - точек входа)








Ваш аккаунт можно подключить к платформам ДО




Если Вы выбираете определенную тему, то ресурс предлагает Вам уже отобранные статьи, видео из тех "точек входа", которыми он располагает. Это вкладка называется библиотека



Каждый рекомендованный ресурс Вы можете прочитать и добавить в закладки (знак + возле ресурса). Это отобразится в Вашем профайле в баллах. Кроме того, Вы можете отложить статью или ресурс на будущую обработку (знак закладки). 



Если Вы нашли ресурс которого нет, то Вы также можете добавить в Ваш профайл. Кроме того, Degreed поддерживает добавление книг, видео, бейджей мозилла




Если Вы сразу не определились с направлением. То его можно выбрать потом. К каждой папке прилагается структурированный набор источников, для их освоения.




Я выбрал для примера направление "Мобильные коммуникации" - вот что получилось 





За каждый пройденный курс (на точках интеграции - Академия Хана, Курсера), за добавленные в закладки статьи, видео, книги источники - Вы получаете баллы. Они отображаются в Вашем профайле




Естественно, что это только первый взгляд на сервис. Я кое-что не описал, поэтому предлагаю участникам курса посмотреть самим. Некоторые функции сервиса напоминают веб-инструменты для достижения целей. Например сервис предлагает вам прочитать в день 5 статей и посмотреть 3 видео - получается как стимулятор работы. Однако интеграция сервиса с платформами онлайн курсов, делает его более интерактивным. 

Вот только пока не могу найти как посмотреть профайлы других людей - ведь портфолио - это путь развития, а без этого никуда. Если я не могу, например в сервисе посмотреть достижения коллег по схожей тематике, подтвердить их квалификацию (как в LinkedIn), то думаю сервис много теряет. Вообщем буду следить за его развитием.



Вопросы от Владимира Анненкова по страничке достижения и успехи

1. Впечатляет! Но "символический" капитал - для работодателей и аттестующих. Для меня как учащегося полезнее Ваши содержательные материалы по второй и другим темам нашего семинара,

2. Второй (методический) вопрос: стоит ли в вебпортфолио так много места отводить сертификатам об участии (вместо содержательных результатов участия)?


Думаю, что Владимир задал хорошие вопросы, особенно вопрос № 2. На станице достижений давно есть ссылки на курсы в которых я участвовал и за прохождение которых получил сертификат. А вот чего действительно может не хватать - приложений к сертификату материалы, ссылки на статьи, блоги, презентации. 

Мне будет удобно сделать это  и потому, что материалы моего участия в открытых курсах и на вебинарах есть в блоге и сети. 

В таком случае - эта страничка станет более насыщенной и посетители смогут из одной точки получить доступ не только к изображениям дипломов, но и к моим материалам.

То есть выглядеть будет так: название курса (ссылка) - сертификат (диплом) - материалы участия


Так что буду наполнять - страница от этого только выиграет. Спасибо Владимиру за ценную рекомендацию.

Если у кого-то из участников курса есть подобное - поделитесь пожалуйста. 

P.S. Кстати уже начал изменять страничку с достижениями)))

P.P.S Завтра я вынужден буду уехать на увлекательное мероприятие, так что активничать не буду, но материалы по неделе № 4 посмотрю и рефлексию планирую. Я благодарю всех коллег за соразвитие и сотрудничество. Образцы бейджей я сделал для всех - Иван выберет подходящие, а может и все оставит)))

Всем удачи и до встреч: реальных и виртуальных!

вторник, 22 июля 2014 г.

Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие (#соразвит14) - Неделя № 2 (ч. 1)

Сегодня начинается тема № 2 нашего курса, которая посвящена персональной учебной сети.

Вступительное слово от Ивана Травкина




Мое выступление.




Еще раз ознакомился с постом В. Нюренберга "Создай персональную учебную сеть" (Building Your Personal Learning Network).

На что акцентирую внимание:


1) "Во-первых, мы должны перебрать все имеющиеся данные, чтобы найти только ту информацию, которая имеет отношение к нашим потребностям в обучении, и для которых мы имеем цель. Когда мы получили необходимую информацию, нам нужно применить её к нашей работе с тем, чтобы превратить в наше личное знания".


2) "Вот почему так важно иметь персональную сеть обучения: чтобы обеспечить нас не только ссылками на источники информации, но и давать возможность получения ответов на вопросы, поддерживать нас, закрепить результаты обучения, когда мы пытаемся применить его к нашей работе".

3) Как ваша сеть обучения может помочь вам?

  • Прежде всего, она поможет вам просеять все данные и отобрать ту информацию, которая будет наиболее полезна для вас. 
  • Поможет вам найти учебные ресурсы и возможности. 
  • Поддерживая вас, поможет найти ответы на ваши вопросы, когда вы попытаетесь применить ваше обучение на вашей работе.
  • Делясь своим опытом посредством диалога. 
Михаил Морозов задал такой вопрос: "Пока из материалов курса вижу упор На слова И теорию. Такие области знания и образование есть.Философия.А как быть с практикой?"

В принципе по практике построения сети я немного ответил в видео, но на нескольких небольших примерах попытаюсь ответить.

Вот несколько точек входа меня в Интернет через Твиттер. Есть цель - найти информацию по темам... Сделан поиск... Фильтруется поток... Реальные люди-практики и источники добавляются в список чтения. Точно также я передаю в Интернет через Твиттер и информацию (ссылки, свои публикации, статьи)



Список чтения - это фактически узлы моей сети, а иногда и точки входа к конкретным людям, которые работают по интересующей меня проблеме. Нашел хороший источник - добавил в список... расширил сеть... Инструмент Feedly помогает в этом




Узлы и узелки в фейсбук. Определены как группы так как и мои друзья, которые исповедуют схожие цели со мной.





Схожая ситуация с сервисом Google+




И, например, сервисом Scoop.It



Вот так с помощью веб-сервисов я ищу нужную мне информацию, вхожу через разные точки входа в сети других людей подключаю к своей сети новые узлы (людей, сообщества практики в целом, базы данных, агрегаторы).

И этот процесс не односторонний - мои агрегаторы, блог, я сам тоже являюсь узлами чьей-то сети, поскольку я стараюсь не только брать. но и отдавать информацию.

Вопросов, на самом деле много, так что будем разбираться дальше.

четверг, 17 июля 2014 г.

Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие (#соразвит14) - Неделя № 1 (ч. 3)

Уважаемые коллеги!

В этом блоге появились вопросы от уважаемого Бориса Ярмахова, и связаны они с деятельностью Интернет сообществ. Попытаюсь их упорядочить.
  1. Почему те люди, которые чего-то делают в сообществе, делают это - пишут, отвечают на вопросы, комментируют? Сразу оговорюсь, что денег или каких-то иных стимулов за участие в сообществе никто (включая меня) не получает. Что такое “краудсорсинг” и “граундсвелл”, я знаю. 
  2. Что является критериями качества сообщества? На основании чего можно делать вывод, что все идет куда надо или совершенно не туда?
  3. Где та точка насыщения сообщества людьми, после которой контроль за происходящим утрачивается? Каков ресурс масштабирования сообщества и как должен выглядеть этот механизм?
  4. Где граница допустимого в сообществе? К слову, примерно каждая пятая заявка на вступление в сообщество отклоняется и каждый десятый пост удаляется модератором (по разным причинам). 
  5. Есть ли какие-то инструменты работы с сообществом, доступные для нашего конкретного сообщества, но не используемые?
  6. Я являюсь единственным номинальным модератором сообщества на 4,5 тыс. участников. Хорошо это или плохо? 
  7. Как образование, происходящее в сообществе, связано с образованием, происходящим, скажем в школе? Есть ли между этими двумя пространствами какие-то "шлюзы" или же это совсем не связанные между собой реальности?
Как по мне - очень актуальные и своевременные

Создал документ, начал отвечать: https://docs.google.com/document/d/1zK7F9km5Mys3_g5r45pL61_qzN41SGf-Ei3PIrKueRc/edit?usp=sharing

Может уважаемые участники курса и читатели блога присоединяться? Вопросы как раз под наш курс!


P.S. Кстати, если будет интересно: в этом блоге есть материалы нашего вебинара с Иваном Травкиным по деятельности сообществ: 
http://bugaychuk.blogspot.com/2012/11/3000-e-learningpro.html 
(если будет интересно - приятного прочтения).



Тут я выкладываю презентацию и надеюсь, что в ней есть некоторые ответы на вопросы Бориса.

среда, 16 июля 2014 г.

Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие (#соразвит14) - Неделя № 1 (ч. 2)

Решил немного упорядочить мысли с помощью коллег.

Владимир Наумов: "Если, как утверждают коннективисты cMOOC характеризуется большим объемом неструктурированной информации, личной целью, свободой, отсутствием контроля, преобразованием учителя в ученика и наоборот, то чем и как должны характеризоваться результаты обучения в cMOOC: теми же хаотичностью, неопределенностью и неструктурированностью?"

Думаю, что нет. Например, если у меня есть цель, то я работаю в курсе, чтобы достичь ее, путем осмысления и обработки той хаотичной и неструктурированной информации, осуществлением взаимодействия с участниками, созданием чего-то.... В идеале, классно, если бы участники cMOOC описывали достигли ли они своей цели или нет (как достигли?, что получилось/не получилось?). 

Иван Травкин: "К какому типу организации, — группа или сеть, — Вы отнесли бы известные Вам профессиональные сообщества?"

С точки зрения структуры, думается в сеть могут входить несколько групп. Хотя тут скорее поддержу Владимира Наумова - как-то не очень по-моему вяжутся слова "сеть" и "группа". 

Источник говорит о группе, как об объединении людей, имеющих общий значимый специфический признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений. Тогда совокупность групп, которые работают в рамках темы - можно назвать сообществом (в т.ч. профессиональным). Хотя тут тоже вопрос неоднозначный, никто ведь не запрещает работать автономно?


Иван Травкин: "Как Вы оцениваете эффективность этих сообществ с точки зрения организации и поддержки дистанционного сотрудничества?"

Да положительно вообщем, ведь в таких группах возможно решение профессиональных задач, ответы на вопросы коллег. 

Единственное, что иногда удручает (особенно в последнее время) - эффективность агрегационных площадок работы групп или сообществ таких людей.

Но думается это зависит от цели, которую преследует это "виртуальное образование". С одной стороны "высшая цель" должна быть декларирована предельно ясно и вся деятельность осуществляться участниками в ее рамках. Без бесполезного флуда и срача, который наблюдаю каждый день. Коллеги "дистанционщики" говорят о коммуникациях, взаимодействии, а на самом деле иногда не могут наладить конструктивный диалог. Все звезды - все сияют. Ответ на вопрос коллеги часто заканчивается ругней отвечающих или еще хуже самого задававшего этот вопрос.

Вот тут, соглашусь с Кухаренко В.Н.  - если сообщество поговорить, повбрасывать чушь,  показать классность отдельных лиц - то тогда это не сообщество.

Конечно, спасти может какой-то толерантный модератор (основатель), но тогда это уже не коннективизм ))) Да и определить границы коннективистского сообщества (по Ивану Травкину) наверное невозможно)))

И вопрос от меня:

Вот, например есть 2 "сообщества":


2) Instructional Design & E-Learning Professionals: https://plus.google.com/u/0/communities/115261781035799088895

Людей числиться прилично (более 3-х тысяч). Публикации идут каждый день от 5 до 15. Идет обмен опытом, обсуждение, пепепост своих достижений из личных блогов, проводятся виртуальные и очные встречи. Доступ открыт. Внутри наблюдаю некоторые группы более узкой специализации. Например в первом это люди, которые работают с сервисами карт, есть группы по внедрению Google Apps в учебных заведениях. Группы создаются, распадаются в зависимости от решения задач. Есть автономные участники. Модерирование щадящее, площадка общения свободна. Материнский сайт - скорее место агрегации.

Можно ли назвать такие образование коннективистским сообществом (по Ивану) или сообществом практики (по Владимиру Николаевичу)?

вторник, 15 июля 2014 г.

Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие (#соразвит14) - Неделя № 1 (ч. 1)

Итак курс Ивана Травкина «Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие» начался.Автор говорит, что предметом рефлексии станет организация сотрудничества (профессионалов и просто энтузиастов) в сети Интернет, а также возможности и пути для профессионального развития в контексте такого сотрудничества.

Тема № 1 называется "Стая птиц или коннективистская организация".



Иван приводит 4 признака коннективистских организаций:
  • разнообразие (мнений точек зрения, подходов);
  • автономность (каждый может внести свой вклад);
  • интерактивность (знания - это результат взаимодействия участников);
  • открытость (возможность присоединиться со стороны).
В качестве примеров коннективистких организаций приведена деятельность разработчиков открытого ПО и открытых образовательных ресурсов.

Владимир Николаевич Кухаренко в своем блоге http://kvn-e-learning.blogspot.ru/2014/07/14.html попытался озвучить свою точку зрения на цели Ивана, которая гласит, что: 
  • коннективизм рассматривается автором не как педагогическая теория, а как некая форма организации сообщества, эквивалентная форме "самообучающаяся организация".
  • никаких сМООС здесь не будет.
  • автор курса хочет посмотреть, как из группы пользователей сети можно создать самообучающееся сообщество с конкретной учебной сетью, сформированной из персональных учебных сетей участников.
  • полученный результат будет одним из примеров использования теории коннективизма.
В качестве базового видео мы изучаем выступление Владимира Кухаренко 




Вот уже пошли рефлексии участников и коллег по социальным сетям.

О коннективистском курсе Юрий Николавич Белоножкин написал свое мнение:


"У всех разные цели, все пишут о своем, темы и содержание курса формируются каждым самостоятельно, не структурировано (структура появляется, возможно потом, но у каждого своя), оценок нет, тьютор (преподаватель) сам учится и заранее ничего не планирует и ни к чему не готовится, практикоорентированность и требования к знаниям каждый определяет сам, курс не имеет даты окончания, курс это много добровольных сообществ, курс в основном для исследователей... Зачем тогда преподаватель и какова его роль? И курс ли это вообще? Если этот курс для исследователей, какова тогда роль научного руководителя?

Пока я вижу в каждой фразе доклада одни вопросы и многочисленные разрывы в логике. Зато понял, что обучение бесплатно. Да и преподавателю не понятно за что платить".

Попытаюсь ответить как понимаю:


1. У всех разные цели, все пишут о своем, темы и содержание курса формируются каждым самостоятельно, не структурировано (структура появляется, возможно потом, но у каждого своя), Цель курса - одна. Но участники в ее рамках формулируют свою цель, которая, может вполне охватываться одной темой курса, соответственно и официальное участие будет по временным рамкам таким же. Темы заданы заранее. Содержание курса - тоже, в предлагаемых участникам первоначальных источниках, количество которых может быть избыточным.  Единственное, участники могут дополнять содержание курса своими источниками, которые они либо нашли, либо создали основываясь на предложенном.

2. Оценок нет. Тьютор (преподаватель) сам учится и заранее ничего не планирует и ни к чему не готовится. Оценок (в формальном понимании) действительно нет. Тьютор сам учится, но он готовится - отбирает источники, задает направление дискуссий, составляет расписание мероприятий (если таковые имеютяс), информирует участников о новых материалах, интересных разработках, постах, иных продуктах, которые создали участники, комментирует результаты работы участников (понятно, что не всех).

3. Практикоорентированность и требования к знаниям каждый определяет сам, курс не имеет даты окончания, курс это много добровольных сообществ, курс в основном для исследователей. В принципе да, если у меня есть цель - я ее достигаю, то соответственно сам реализую механизм ее внедрения в собственную практику: статья, применение метода обучения  и т.д. Курс имеет официальную дату окончания, но благодаря связям, которые (я надеюсь) возникают между участниками, работа с материалами курса может продолжаться и после его окончания, материалы остаются доступными в сети для всех.

Да верно, участники могут объединяться между собой в зависимости от тех целей которые они себе поставили (так сказать близкие по духу) - как это назвать? парой? трио? группой? не столь важно. В таких курсах могут возникать общности людей. которые потом будут работать в рамках определенной темы. Курс для исследователей? В принципе да. Обращусь снова к Владимиру Наумову:

"В академическом обучении: прибегать к "услугам" коннективизма а) только после приличного освоения базовых знаний и способов деятельности; б) при формировании исследовательских компетенций, при подготовке будущих творческих специалистов, проведении проектных и научно-исследовательских работ групп студентов"

4. Зачем тогда преподаватель и какова его роль? И курс ли это вообще? Если этот курс для исследователей, какова тогда роль научного руководителя? Про руководителя я немного говорил. Тут задам вопрос: А какова роль руководителя исследовательского проекта (диссертации, магистерской работы) - тут по моему похожий механизм деятельности (если не привязываться к количеству субъектов).

Продолжение будет!

суббота, 12 июля 2014 г.

Внедрение e-learning и модель ADDIE

Еще раз хочу написать о внедрении электронного обучения и применении многократно рассмотренной коллегами модели ADDIE. Нашел неплохую инфографику "Внедрение e-learning: инструментарий для обучающей организации".

Решил сделать перевод для читателей блога. Думаю, что публикаций будет несколько - дабы материал был логично разбит на порции и не превращался в бесконечный документ.

Для тех, кто первый раз сталкивается с моделью ADDIE, рекомендую материалы Андрея Кубая (http://elearning-ua.blogspot.com/2010/03/addie.html), там подробно расписаны элементы модели, есть ссылки на источники/


Оригинал изображения можно посмотреть тут: http://flexiblelearning.net.au/infographic/images/Infographic_pdf.pdf

Авторы подчеркивают, что все написанное ими - это не догма, некоторые шаги могут изменяться или перекрываться. Цель инфографики состоит в том, чтобы облегчить принятие решений в организации




Подготовка

Она состоит в том, чтобы обеспечить наличие так называемых  "элементов повышения устойчивости":  определение стратегических целей, поддержка руководства, экономическая модель, обеспечение ресурсами (включая кадровую составляющую).


Для проектов с внешним финансированием, подготовка делается в рамках процесса подачи заявки.

Сначала надо определиться - и в этом состоит суть внедрения: "Какую проблему Вы пытаетесь решить внедряя электронное обучение?" 

Для данного этапа есть 3 шаблона, которые Вы можете скачать по этой ссылке: 
  • Опрос на предмет готовности организации к электронному обучению 
  • Шаблон и руководство по формализации целей электронного обучения
  • Меморандум о взаимопонимании

А. СТРАТЕГИЯ И ПОДДЕРЖКА СО СТОРОНЫ РУКОВОДСТВА

Поддержка со стороны  руководства и принятие долгосрочной перспективы развития электронного обучения имеет решающее значение для его развития  в организации. Поддержка со стороны руководства может быть предоставлена по-разному: от предложения своей концепции развития проекта до его обеспечения проекта необходимыми ресурсами и определения всех заинтересованных сторон (читай распределение ответственности). 

Внедрение электронного обучения, должно быть соотнесено с целями самой организации. 

Большинство проектов e-learning (которые рассматриваются в оригинальной статье - 8 штук) включали в себя такие цели:
  • увеличить аудиторию (например количество студентов в ВУЗЕ) и их удержание;
  • исследовать новые модели взаимодействия с сообществом / отраслевыми партнерами;
  • расширить доставку учебного материала и оценку в сельских и отдаленных районах;
  • развивать  электронное обучение в новых областях (сферах).
Кроме того, стратегия предполагает согласование стратегий e-learning и m-learning, политики BYOD, кадровой политики и т.д.


В. РАМКИ ПРОЕКТА

Надо определить на какие сферы будет распространен проект, какие материалы нужны для подготовки персонала и какого персонала? Речь идет о том, чтобы сфера проекта была согласована с целями организации. Сюда же можно включать требования по сертификации, технологии доставки материала.

С. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСУРСАМИ

Экономическое обоснование является ключом к поддержке электронного обучения (Каллан и Боумен, 2010), тем более, что большим барьером на пути реализации электронного обучения часто является финансовая сторона. Для  восьми проектов, которые описаны в статье, выделение ресурсов было одним из первых показателей успеха.

Возвращение инвестиций (ROI) варьировалось в разных проектах по-разному. Некоторые видели прямую экономию в расходах на печать, сокращении учебных часов, более эффективное управление. По мнению других,  было нелегко сделать количественную оценку ROI, так как преимущества были долгосрочными:  более активное участие в учебном процессе, увеличение учащихся, удержание слушателей.

Исследования показывают, примерное распределение средств в развитии электронного обучения:
Анализ - 10% от бюджета
Дизайн - 36% бюджета
Разработка - 35% бюджета
Реализация - 4% бюджета
Оценка - 7% от бюджета
Непредвиденные расходы - 8% бюджета

Эта информация была основана на исследовании http://www.slideshare.net/bchapman_utah/how-long-does-it-take-to-create-learning 

Возвращение инвестиций в области электронного обучения иногда проходит быстро, в других случаях это может быть долгосрочной перспективой.

Д. КАДРОВАЯ И ИТ ПОДДЕРЖКА

Одной из угроз для внедрения инноваций является отсутствие кадров и технической составляющей.

Эти опорные точки  могут быть в виде организационных структур, которые обеспечивают профессиональное развитие, а также техническая инфраструктура и иная ИТ-поддержка. Правильное сочетание технической поддержки и работы экспертов по конкретным вопросам имеет решающее значение для успешной реализации проекта e-learning.

Сотрудничество технических специалистов с профессиональными преподавателями является ключом к успеху. 

Например,  в рамках проекта Новый Южный Уэльс (Австралия) в проект были приглашены преподаватели, которые, кроме владения предметом имели хорошие компетенции "работы в команде", умели быстро налаживать контакт с иными коллегами, что было немаловажно при построении отношений с техническими специалистами, которые отвечали за внедрение проекта e-learning.

Продолжение будет!