Основная идея данной теории состоит в том,
что обучение — активный процесс, в котором обучаемый конструирует новые идеи и понятия,
основанные на своих прежних знаниях. Обучаемый подбирает информацию, выдвигает гипотезы
и принимает решения, опирающиеся на познавательные структуры.
Познавательные структуры (логические построения,
мысленные эксперименты) обеспечивают приобретение опыта и позволяют человеку «шагнуть
за рамки имеющейся информации».
Что касается обучения — преподаватель должен
в первую очередь вдохновить своих подопечных на новые открытия. Преподаватель и
студент должны быть вовлечены в активный диалог (обучение по Сократу). Задача преподавателя
- в том, чтобы привести информацию к виду, доступному обучаемому на данном этапе
его развития.
Систему
основных принципов педагогики конструктивизма составляют следующие положения
(по Е.С. Полат М.А. Чошанову)
- познавательная деятельность представляет собой активный процесс конструирования учащимся своего нового знания на основе сформированного ранее опыта;
- познание немыслимо без мотивации и осознания цели познания;
- процесс познания конкретного явления идет одновременно с осмыслением системы явлений. Как следствие, проектирование содержания обучения ведется с опорой на обобщенные концепции, системные знания и интегративные умения;
- основой формирования опыта служит интеллектуальная деятельность учащегося, что предполагает педагогическое стимулирование его умственной деятельности (поощрение мышления вслух, высказывания предположений, гипотез и др.);
- процесс познания основан и эффективен в условиях коммуникации и социальной активности учащегося;
- познавательная деятельность взаимосвязана с реальной жизнью учащегося;
- познавательная деятельность требует времени и многократного переосмысления усвоенного;
- обучение основано на создании условий (выбор методов, форм обучения, средств оценки), подчеркивающих интеллектуальное достоинство каждого учащегося, особую ценность его точки зрения, персонального подхода к решению проблемы, уникального видения ситуации, индивидуального стиля мышления.
Очень
часто разработчики учебных программ и материалов сначала думают о мероприятиях и
действиях, тогда как в первую очередь мы должны думать о целях обучения и уже под
них подбирать средства их достижения. (Е. Тихомирова).
Конструктивизм отвергает идеи теории
объективизма и инструкционизма, рассматривающих процесс обучения как передачу
знаний от знающего к незнающему.
При
этом радикальный конструктивизм в качестве основных тезисов признает положения
о том, что процесс восприятия не отражает никакой действительности, и человек
создает (конструирует) свою относительную и субъективную реальность, учение –
полностью самоорганизуемый и самоуправляемый процесс, педагогическое
воздействие извне в приобретении знаний не является определяющим и
эффективным.
Конструкционизм - философия обучения,
развитая Сеймуром Пейпертом на основании конструктивизма.
К
активной позиции конструктивизма конструкционизм добавляет идею того, что люди создают
новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных
личностным смыслом, будь то песочные замки, машины или компьютерные программы. Главное
то, что люди в процессе конструктивной деятельности создают что-то важное для них
самих или их окружающих.
Различные
электронные среды, внутри которых участники могут создавать свои собственные цифровые
объекты, обмениваться такими объектами, видоизменять электронные объекты, являются
конструкционистскими. К таким средам можно отнести многопользовательские миры, системы
управления знаниями (например, Мудл), различные сервисы Веб 2.0. Чем сложнее и интереснее объекты,
которыми может обмениваться сообщество, тем большие возможности для обучения оно
открывает для своих участников.
Конструкционистские
сетевые сообщества это
сообщества, в который участники обмениваются и обсуждают результаты своей деятельности
- конкретные объекты, программы, рисунки и т.п.
Авторы
пишут свои проекты, конструируют истории или интерактивные игры и обсуждают свою
деятельность, представляют сообществу свои объекты. Везде мы видим интенсивный обмен
моделями. Чем проще уровень вхождения в сообщество, тем интенсивнее обмен идеями.
В
сетевых сообществах общение происходит на основе и по поводу создаваемых участниками
сообщества артефактов. В статье «Думать как дерево» Мич Резник подробно описывал
деятельность такого сообщества.
Специально
привожу некоторый вывод из его статьи
«В естественных экосистемах большое
значение для устойчивости системы имеет разнообразие.
В Компьютерном Клубе мы пытаемся привлечь сообщество взрослый наставников с различным
профессиональным и культурным опытом.
Причина нашего стремления понятна, -
чем больше разнообразие наставников, тем полнее они могут удовлетворить интересы
учеников, которые в свою очередь сильно отличаются своими интересами и своим опытом.
Но, это только одна из причин. Существует и эволюционный аргумент в поддержку разнообразия
учебной среды. Новые проекты внутри Компьютерного Клуба возникают и развиваются
в процессе связанном с Дарвинскими принципами разнообразия и отбора.
Отбор новых проектов происходит успешнее, если существует
высокая вариативность комбинации детей, наставников, средств и идей. Так же как и в естественных
экосистемах, разнообразие внутри компьютерного клуба ведет к его устойчивости и лучшей приспособляемости к разным
типам деятельности»
Комментариев нет:
Отправить комментарий