Страницы

воскресенье, 26 февраля 2012 г.

Коллаборативное и кооперативное обучение (Неделя № 10). Конспект



Коллаборативное и кооперативное обучение весьма близкие друг к другу понятия.

Если коллаборативное обучение (коллаборация – сотрудничество, совместная работа) есть, скорее, некоторая теория взаимодействия в учебном процессе, определение общей его направленности, то кооперативное обучение представляет собой структуру и способ структурирования такого взаимодействия. Иными словами, кооперация есть средство реализации коллаборации.

Коллаборация акцентирует совместность работы, кооперация – продукт этой работы. Модель коллаборативного обучения может рассматриваться в качестве некоей личной философии, а не только учебной техники. В любой группе люди ищут способы установления сотрудничества друг с другом. В основе коллаборативного обучения лежит консенсус, формируемый на основе кооперации членов группы в противоположность соревновательному принципу, столь характерному для традиционной педагогики.

Кооперативное обучение имеет в основном американские корни, опираясь главным образом на идеи Дж. Дьюи, подчеркивавшего социальный характер обучения, и на исследования групповой динамики К. Левина. Кооперативное обучение ориентировано на использование количественных методов, которые учитывают достижения, т. е. результаты обучения.
Кооперативное обучение представляет собой структурированную, систематическую учебную стратегию, при которой малые целенаправленно отобранные группы в 3–5 студентов работают вместе над общей целью, создавая при этом некоторый конечный продукт, обладающий содержательной конкретностью. Иными словами, речь идет о систематическом применении содержательно свободных способов организации социального взаимодействия в аудитории при предписывании поведения на каждом шагу. Каждый студент при этом индивидуально отвечает за результаты своей работы, а преподаватель выступает в роли консультанта процесса группового обучения. Кооперативное обучение более целенаправленно, чем коллаборативная система организации учебной деятельности, и больше центрировано на преподавателе.

Кооперативное обучение базируется на следующих принципах:
  1. Социальные цели – это общие цели всех членов группы.
  2. Личная ответственность каждого участника группы
  3. Неоднородный состав группы. Группа состоит из учащихся разного уровня успеваемости, разными способностями и навыками.
  4. Одинаковая степень ответственности всех членов группы. Все учащиеся в группе несут ответственность за работу в группе, поэтому нет лидера, назначенного старшими или учителями.
  5. Взаимная поддержка. Члены группы помогают и поддерживают друг друга, чтобы оптимально выполнить порученное каждому задание.
  6. Общее и специальное образование. Кооперативная работа в группе охватывает оба аспекта: как успешное продвижение в познавательном учебном процессе каждого учащегося, так и завязывание, и поддержание хороших рабочих (и не только) отношений между членами группы.
  7. Социальные навыки. Для успешной кооперативной работы необходим целый ряд социальных навыков: умение слушать, уважать мнение оппонента, выражать критику с целью исправления ошибок.

    Возможно как формальное, так и неформальное кооперативное обучение.
   Формальное кооперативное обучение происходит тогда, когда студенты работают вместе в стабильных группах в течение достаточно длительного срока для достижения общих учебных целей и совместного выполнения предложенных заданий. Неформальное кооперативное обучение выражается в создании временных, сиюминутных групп для кратковременной работы в рамках одного занятия. При этом здесь решаются следующие задачи: (а) концентрирование внимания студентов на изучаемом материале; (б) создание настроения, способствующего активной учебной деятельности; (в) обозначение ожиданий, которые должны быть реализованы на занятии; (г) возбуждение у студентов когнитивных процессов. Чаще всего неформальное кооперативное обучение (3–5 мин.) используется в начале и конце занятия.
  
  Коллаборативное обучение имеет британские корни, в частности, основываясь на работе английских преподавателей, исследовавших пути помощи студентам посредством повышения их активности в обучении. Коллаборативное обучение больше внимания обращает на качественный подход, на анализ, скажем, речи студента при ответе  по поводу литературного текста или исторического источника. Не случайно, что оно и получило свое развитие прежде всего в обучении гуманитарным дисциплинам.
Коллаборативное обучение включает множество видов группового обучения: тьюторство, совместные исследовательские проекты студентов и преподавателей, краткосрочные целевые группы, учебные сообщества и другие. Но все они так или иначе исходят из принципа кооперативной организации учебной деятельности.

Коллаборативное (совместное) обучение - это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися, либо между обучающимися и преподавателем. Участники процесса получают знания через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание смыслов. Коллаборативное обучение включает такие форматы как групповые проекты, совместные разработки и т. п.

На первый взгляд, тренинг попадает под определение коллаборативного обучения, т. к. в нем идет тесное взаимодействие. Различие кроется в длительности обучения - коллаборативное более растянуто во времени, кроме этого участники имеют постоянный доступ к общению друг с другом и преподавателем.

В последнее время коллаборативное обучение получило новую трактовку в контексте электронного обучения (computer-supported collaborative learning). В этом смысле коллаборативное обучение – это использование сервисов веб 2.0 (вики, блогов, социальных сетей, совместных приложений, виртуальных, сообществ практики (Сommunities of Practice – CoP) и т. п.) в целях обучения.

 Причины сопротивления внедрению.
     1. Боязнь потерять содержательный и дисциплинарный контроль над аудиторией, который, как считается, хорошо обеспечивается традиционным преподаванием. За этим, кстати, может скрываться недостаточная уверенность преподавателей в себе. Преподаватель по определению считается экспертом в своей области, способным ответить на любые вопросы. 
Коллаборативное и кооперативное обучение вполне может поставить его в непредвиденные и трудные ситуации, так как у студентов могут возникнуть такие вопросы и в такой форме, которые окажутся трудными для преподавателя. Техника коллаборативного обучения побуждает студентов формулировать собственные конструкты и способы понимания материала. 
Перенос центра внимания на студентов уменьшает возможности преподавателей демонстрировать свои знания и опыт и может заставить усомниться в их профессиональных качествах.
     2. Опасение не выполнить программу, поскольку рассматриваемые методы, как может показаться на первый взгляд, при их использовании занимают слишком много учебного времени и не позволяют все рассказать и объяснить. Однако исследования свидетельствуют об обратном – при коллаборативном и кооперативном обучении осваивается значительно больше материала и его усвоение является более прочным. Правда, с этим связана другая проблема – необходимость подготовки значительного количества вспомогательных материалов для работы студентов. Кроме того, требуется использовать альтернативные способы оценки, в частности оценки групповой. К тому же не каждый преподаватель способен выдерживать шум и внешнюю дезорганизованность при групповой работе в аудитории.

     Впрочем, не только преподаватели сопротивляются внедрению этих методов, сопротивляются и студенты, поскольку, как очевидно, этим увеличивается их ответственность, от них требуются самостоятельный поиск и самостоятельная работа. Проще, конечно, выслушать преподавателя, а затем пересказать услышанное на экзамене.
  

суббота, 25 февраля 2012 г.

Вы не списали домашку - значит Вы лузер

 Я вообще-то не делаю перепосты, но статья которая приведена ниже очень интересна. Я распространил ее во всех соцсетях, где зарегистрирован и привожу также в блоге


Как меняются интернет-ресурсы для любителей списывать?


Сначала я хотела отыграть популярную в этом месяце тему – написать о списке книг, которые стоило бы рекомендовать каждому школьнику. Обсудить одни списки, прикинуть собственный. Но потом я подумала, а что будет с этим списком (неважно, какие имена в нем будут), если он попадет в социальную сеть, где обитают школьники? И только школьники...


Я посмотрела самые популярные скандалы, связанные с сетями и школьной программой. И поняла, что вне зависимости от того, сколько романов Достоевского и Толстого войдет в перечень рекомендованной литературы, из классиков получится удобоваримый контент, схожий с отрыжкой из зоба птички-мамы, которой она кормит ораву птенчиков. Я имею в виду, конечно, готовые сочинения, шпаргалки и краткий пересказ содержания. Писатели что куры. Каждого орда безвестных людей разделает, упакует и приготовит согласно популярным запросам.


И дело тут не в списке и не писателях, и даже не в надоевшем уже плаче «Ой-ой-ой, наши школьники ничего не читают, у них скоро атрофируется левое полушарие». Дело в экономике и технологии. Это как выхлопные газы в утреннем городском воздухе, как белая муть в горячей водопроводной воде, как лаурил сульфат в шампуне, приготовленном на травах и цветах, как ген норвежской селедки в незамерзающем и не гниющем томате из супермаркета. Есть заказ – есть продукт.


В то же время школьный рынок далеко не самый денежный в рунете. Он сезонный, нестабильный. Денег у школьников не так уж и много, но, с другой стороны, уже к 12 годам дети обзаводятся электронными кошельками и начинают разбираться, как зарабатывать и тратить несуществующие деньги. Деньги, которые никогда не лежали в родительских кошельках, а скользили по оптоволоконным сетям невидимые и неуловимые.


О том, где заработать школьнику, разговор особый. Это и биржи, где платят за комментарии на форумах, за ретвиты и перепосты. И биржи контента, где можно заработать тысячи две в месяц на статьях или для разных сайтов. Можно писать авторские, можно переписывать (заниматься рерайтом). Кто-то уже начинает писать программы и создавать свои сайты, на которые вешает рекламу или баннеры партнерских программ. Кто-то пишет сочинения и решает задачи на заказ. Есть и более оригинальные виды заработка. Например, «раскачать» героя виртуальной игры, улучшая его бойцовские навыки, а затем продать на бирже. Способов добыть виртуальные деньги миллион. И есть, кстати, сайты и блоги, нацеленные на способы заработка школьниками.


Одни родители относятся к этому с энтузиазмом: «Деточка сама зарабатывает, учится не сидеть на маминой и папиной шее». Другие – с безразличием: «Пусть за компьютером сидит, лишь бы не напивался». Третьи просто не представляют, почему чадо сидит за компьютером с таким видом, как будто адронный коллайдер изобретает. А чадо в этот момент, возможно, заработало свои первые пять тысяч, которое потратит на реферат с высоким процентом уникальности, потому что некоторые преподаватели тоже не дураки и проверяют творческие работы в «Адвего» и прочих аналогичных сервисах.


Но таких преподавателей не очень много. Поэтому в нише так называемого школьного контента всегда находятся ресурсы, которые несколько раз в год делают сверхприбыль, которой хватает до следующего «сезонного обострения».


С появлением сетей экономическая модель меняется. Школьники, заинтересованные в халяве, собираются (сгребаются, я бы даже сказала) в одну кучу, подсаживаются на бесплатный пользовательский контент, который регулярно обновляется. Это готовые домашние задания, для которых уже давно существует аббревиатура ГДЗ, сочинения... По сути это нормальная web 2.0 модель – пользователи помогают пользователям, генерируя некий материал и отказываясь от прав на интеллектуальную собственность.
Возьмем, к примеру, сеть «Спиши.ру» (http://www.spishy.ru/), дата регистрации домена приходится на 2006 год. Посетителей, как пишут на сайте, уже более миллиона. Согласно открытым данным статистики за 24 часа на «Спиши.ру» заходит приблизительно 350 тыс. уникальных посетителей. И это, обратите внимание, в февральское межсезонье, когда часть школ закрыта из-за морозов, гриппа или лопнувших труб.


Посмотрим другую статистику – от wordstat.yandex.ru. Так выглядят популярные ключевые запросы в тот же день:
готовые задания – 216 321 показ в месяц
готовое домашнее задание – 202 907
краткий пересказ – 76 335
рефераты – 4 797 361
реферат + на тему – 1 064 488
скачать реферат – 551 518
рефераты бесплатно – 223 852
бесплатные рефераты – 223 852
сочинение ревизор – 95 324
бульба сочинение – 57 995


Обратите внимание, 200 тыс. школьников ищут готовые домашние задания. Если они приходят на сайт с готовыми рефератами, то проводят там не больше трех минут. Скачивают файл и закрывают окно. Вряд ли они когда-нибудь вернутся обратно – вот почему эти сайты перегружены навязчивой рекламой (с вирусами в том числе). Та же самая ситуация на сервисе «Ответы mail.ru». Разделы, посвященные образованию, пестрят отчаянными воплями: «Помогите, завтра контрольная», «Люди добрые, кто-нибудь, решите домашку» или даже «Сижу на контрольной – пишу с телефона. Помогите решить пример». Возможно, им кто-то поможет списать. А может, и не найдется альтруистов – борцов невидимого фронта с произволом учебников и учителей.


Все эти ресурсы не создают прочных эмоциональных связей, не гарантируют стабильный результат бесплатно. А вот сеть создает ощущение комфорта.
Вот, например, что пишут в разделе «Краткие содержания» в сети «Спиши.ру»: «Читать толстые книжки больше не обязательно! Воспользуйтесь краткими содержаниями произведений по школьной программе! Мы собрали их для Вас, что бы у вас было больше времени на футбол и дискотеки :)) Протяните и вы руку помощи следующим поколениям. Если у вас есть краткое содержание произведения, которого у нас пока еще нет, пришлите его нам и не дайте погибнуть идущим за вами».
Я сохранила орфографию и пунктуацию оригинала.


Или возьмем, допустим, другой похожий проект, ссылка на который живет в этой сети: http://www.litra.ru Сайт – в отличие от неопрятных и захламленных предшественников – выглядит красивым, опрятным и грамотно структурированным. Там и сочинения, и свежайший ЕГЭ, и краткие содержания, и полные произведения. Биография, критика, готовые домашние задания – в ассортименте.
Визуально все тоже привлекательно: светло-серая гамма, разбавлена оранжевым. Всего два столбца рекламы по бокам, в центре – библиотека. В правом верхнем углу коммерческое предложение: «Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения!»


При регистрации обязательно нужно указывать место учебы. На этом проекте действует строгое правило: одно сочинение – в одну школу. «Litra.ru не допустит, чтобы твой учитель литературы прочитал два одинаковых сочинения!» Самым активным пользователям, внесшим весомый вклад в пополнение контента, пришлют фирменную майку, тетрадь или ручку.
И вот оно, чудо! Детская паника утихает: контента много, сборники шпаргалок лежат оцифрованные и бесплатные. Статистика скачивания сочинений открытая – и можно узнать, пользовались твои одноклассники этим ресурсом или нет. Но если два одноклассника не могут поделить одно сочинение, и это не беда, есть выход.
Даже самая дотошная учительница, знакомая с миром интернета, не сможет поймать списывальщика. Текст (сочинение, реферат, творческую работу) можно отдать опытному рерайтеру с биржи – и за небольшую сумму (около 30 рублей за 1000 знаков) получить текст с высоким процентом уникальности. Заплатить рерайтеру можно из электронного кошелька. Пополнить виртуальный счет можно, зарабатывая в интернете. Уроборос...


В итоге все счастливы. Родители видят, что дитятко пыхтит за компьютером над домашней работой, учительница получает уникальный реферат или сочинение, а дитятко – свободное время.
Любопытно, что такие сайты, нацеленные на «школьный трафик», отрабатывают и смежные, но востребованные целевой аудитории, темы: поиск репетиторов, отсрочку от армии, новости вузов, учеба за границей, учебные пособия, скандалы с ЕГЭ. Одновременно с этим в таких сетях, например, на «Спиши.ру», есть развлекательный контент: видео (фильмы, сериалы, видеоприколы, мультфильмы), тесты, анекдоты. 


Это увеличивает время пребывания пользователя на сайте. Плюс возможность заводить друзей, получать скидки в интернет-магазинах. Это очень комфортное место. Так «камчатка» (задние парты, где традиционно обитают любители списывать) разрастается до одной сотой населения страны. Их никто туда не заманивал, они сами пришли и других привели. Списывание как социогенный фактор... Конечно, найдутся люди, которые будут читать книжки. Но они мне все больше и больше напоминают веганов или любителей радикально здорового питания, которые отказываются есть колбасу или шоколадные плитки с соевым белком. И пока большинство бодро чавкает, эти изо всех сил тянутся за натуральным, полезным и таким неудобоваримым продуктом с верхней полки.
Анастасия Чеховская

суббота, 18 февраля 2012 г.

QR код в ВУЗе (мобильное обучение)


QR код (двухмерный или матричный код) - это следующее после штрих кода поколение технологии кодирования информации. 2D коды способны нести в себе гораздо больший объем информации и более эффективно распознаются камерой мобильного телефона, чем обычный штрих-код. Чтобы считать QR код необходимо установить на мобильный телефон специальную программу и запустить ее. После того как программа активирует камеру, навести ее на изображение кода и выполнять действия по подсказкам программы.


Рис. 1 QR код, который содержит ссылки на блог автора.

Если у пользователя есть Android смартфон, он можете установить любую программу считывания этих кодов с Интернет ресурса https://market.android.com/search?q=qr+code&c=apps, там же можно найти программы генерации QR кодов.
 В случае использования Интернет-браузера Chrome, можно установить приложение «Instant Goo.gl URL Shortener + QR Code» с помощью которого возможно сгенерировать QR код и отправить его курсантам, слушателям, коллегам по электронной почте, SMS или добавить к научной публикации.
Среди основных примеров использования этих кодов в повседневной жизни является кодирование Интернет ссылок, которые можно получить в результате декодирования кода и моментально попасть на соответствующую страницу в Интернете без ввода длинных интернет адресов.
Также распространенным является кодирование короткого информативного текста, например, контактов с визитки или небольших сообщений. Есть множество online инструментов для генерации кодов.
Так можно посоветовать ресурс http://qr.aaa-nan.info На этом же сайте есть мобильная версия продукта http://qr.aaa-nan.info/mobile.php. Еще один известный ресурс расположен по адресу http://qrcode.kaywa.com.
Основные направления использования в QR кодов учебном процессе:
  • Приложение к тексту в публикациях. QR код содержится прямо в тексте и cлушатель, считав его с помощью мобильного устройства, может попасть на Интернет ресурс, который имеет дополнительную информацию об изучаемом объекте. При преподавании юридических дисциплин это могут быть ссылки на статьи законодательства, видео о практическом применении мер принуждения;
  • Приложение к учебному объекту. При изучении любых макетов разместите QR код на фрагменте объекта, чтобы объяснить с помощью дополнительных ресурсов его особенности. Так можно размещать коды на частях машин, элементах механизмов, картинах, анатомических объектах. При изучении юридических дисциплин эти коды можно использовать на занятиях по спецтехнике, криминалистике (образцы пуль, замков, следов, анатомия человека);
  • Курсанты и слушатели могут создать собственное портфолио зашифровал его помощью QR кода.


пятница, 17 февраля 2012 г.

Андрагогика (Неделя № 9). Конспект

Основателем андрагогики считают американского ученого М.Ш. Ноулза. А годом официального рождения андрагогики как науки считается 1970 год, когда была издана книга Ноулза «Современная практика образования взрослых: андрагогика против педагогики». В нем он сформулировал основные положения андрагогики:
  • взрослому человеку, который обучается, - обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;
  • он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;
  • взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;
  • взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;
  • процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;
  • процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

 Цели обучения по Ш. Ноулзу. При всей индивидуальности конкретных целей обучения по своему характеру они могут относится к одной или нескольким типологическим целям. М. Ш. Ноулз обозначил шесть таких типологических целей:
  • получение новых знаний, новой информации;
  • овладение информацией на новом уровне;
  • приобретение навыков и умений в использовании информации;
  • выработка убеждений и ценностных ориентиров;
  • выработка новых личностных качеств;
  • удовлетворение познавательных интересов;

 Основное положение андрагогики, в отличие от традиционной педагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, корректировке и пополнении его знаний. В этом случае происходит смена приоритетности методов обучения.

Андрагогика вместо лекционных преимущественно предусматривает практические занятия, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем.

Кроме того, меняется подход к получению теоретических знаний. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний (междисциплинарные дисциплины), например управление проектами.

 Андрагогические принципы обучения:

1. Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность обучающихся является основным видом учебной работы взрослых обучающихся.

2. Принцип совместной деятельности. Данный принцип предусматривает совместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися по планированию, реализации и оцениванию процесса обучения.

3. Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его товарищей.

4. Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый обучающийся совместно с обучающим, а в некоторых случаях и с другими обучающимися, создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психо-физиологические, когнитивные особенности обучающегося.

 5. Системность обучения. Этот принцип предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения.

6. Контекстность обучения (термин А.А.Вербицкого). В соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий).

7. Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков, качеств.

8. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения, а также самих обучающих.

9. Принцип развития образовательных потребностей. Согласно этому принципу, во-первых, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения тех материалов, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели обучения; во-вторых, процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели обучения.

10. Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.


Этапы процесса обучения в андрагогике (С.И. Змеев «Андрагогика:  основы теории и технологии обучения взрослых»)

Этапы обучения в соответствии с андрагогической моделью
Задачи этапа
Определение реальной проблемы, для решения которой необходимо обучение
Выбор ведущей образовательной потребности, которые можно сгруппировать по семи основным блокам: общее образование, профессиональные навыки, здоровье, семейная жизнь, общественная жизнь, досуг, развитие личности
Диагностика обучающегося
Определение образовательных потребностей обучающегося исходя из объема и характера жизненного опыта, физиологических и психологических особенностей, когнитивного и учебного стиля
Планирование процесса обучения
Цели, задачи, содержание обучения. Оптимальное структурирование содержания. Формы и методы обучения.
Критерии, формы, методы и процедуры оценивания достижений.
Заключение учебного контракта
Создание условий реализации процесса обучения
Комфортные физические условия, оптимальная психологическая атмосфера, необходимые учебно-методические материалы.
Реализация процесса обучения

Предпочтение созданию проблемных ситуаций, использованию эвристических, исследовательских, проектных методов обучения, и других методов, обеспечивающих высокую включенность обучаемых в процесс обучения и возможность использования их опыта
Оценивание процесса и результатов обучения. Коррекция процесса обучения
Выявление у обучающихся реального уровня овладения учебным материалом, определение не усвоенных разделов учебного материала.  Определение дальнейших обучающих потребностей обучаемых. Оценка качества программы и эффективности всего процесса обучения. Внесение корректив в организацию процесса обучения


P.S. Этот конспект (как и ранее написанные к неделе № 8) содержат наиболее важные (ну для меня по крайней мере) выдержки из русскоязычных источников к учебной неделе.  Приятного пользования.

воскресенье, 12 февраля 2012 г.

Немного о мобильном обучении

Так как мои призывы пока обдумываются (насчет мобильных технологий). Буду немного работать.

По итогам докладов о мобильном обучении всегда интересовал вопрос, а как устроить экспресс опрос? (каламбурчик вышел).

И вот нашелся похожий инструмент http://mentimeter.com/

Он позволяет за 2 минуты создать вопрос, ответы к нему, затем выбрать вариант отображения ответов и организовать собственно сам опрос.


Заходим на сайт (регистрации не надо) и создаем вопрос. Я задал такой "Хотите ли Вы общаться в твиттере?"






Затем создаем варианты ответов и режим отображения результатов






Затем (ее не видно) нажимаем кнопку создать опрос и получаем вот это







Вы внизу видите ссылку на веб адрес опроса. Пока вы можете отдохнуть, а студенты с помощью любого мобильного устройства вводят адрес и отвечают. Вот скриншот моего мобильного



Я ответил и через 2 секунды увидел на экране компьютера вот это:


Так, что при наличии всех прочих (устройства, интернет и проектор с выводом на большой экран) можно в онлайн режиме демонстрировать студентам результаты опроса. Мобильные устройства в действии.

Кстати о пользе смартфонов.. Вот я получил скриншот мобильного экрана. Как перебросить его в компьютер? Он ведь у меня стационарный блютуза нет, за проводом лезть не хочется. Алилуйя андроид. Я через свой смартфон, который на андроиде отправил картинку на гугл докс и через 5 секунд уже скачал ее оттуда на рабочий стол, с которого и вставил скриншот.


Спасибо @Mayra AixaVillar и сайту  http://www.freetech4teachers.com/ за интересный инструмент

суббота, 11 февраля 2012 г.

Немного об открытости преподавателей

Прочитал вот такую статью.


"Самообразование — революция в обучении"

http://lovi-moment.com.ua/novyny-vnz/zagalni/14146-2012-02-07-19-55-11.html 

Владислав Седой в ленте Гугл + правильно сказал: "Тема очень актуальная и требует всестороннего рассмотрения, обсуждения,.... Это, вообще, вопросы стратегического порядка", я сначала оставил в твиттере коментарии, но там как сказали это больше для хохмы. Поэтому в кратце постараюсь донести мысли.


1. В твиттере как раз хохмить не получается. Там над емко писать - 140 символов. 


На мой взгляд комментарии уважаемых людей в некотором роде не состоятельны. 


Оказывается цит. "Представители украинских университетов единогласно говорят о проблеме неупорядоченности вопроса авторского права как главной преграде" это главное,что мешает образованию. Ах-Ах. Как говорят студенты РЖУНИМАГУ,  а так у нас все есть: нормативка, опытные подготовленные преподаватели, финансовый механизм стимулирования и т.д. Все надо решать в комплексе, и вопросы авторства в том числе.

Еще радостное высказывание: "Преподаватели переживают, особо не понимая, что их права уже были нарушены множество раз, когда студенты передавали конспекты лекций, сканировали книги и размещали их в сети". 

Конспект студента это уже его личное произведение, мы же не присваиваем "авторство" на работу авторам всех публикаций на которые ссылаемся в научных трудах (а в дисере их около 200 как правило).

Разве преподаватель книга которого есть в любой библиотеке получает авторский гонорар??? Ну-ну.



Вот кстати неплохая статья о библиотеках:  http://vmo.rgub.ru/technology/copyright.php , но хватит ли нам средств хотя бы подойти к такому.

И КСТАТИ КАКИМ БЫ НЕСОВЕРШЕННЫМ НЕ БЫЛО УКРАИНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОНЯТИЕ "СЛУЖЕБНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ" ПОКА НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ. ст. 16 закона Украины об авторских и смежных правах,



это кстати к цитате "С другой стороны, в университетах понимают, что любое исследование, статья, книга являются результатом интеллектуальной работы преподавателя, за которую он хочет получить деньги, "

Вот выдержки из нашего Закона

Службовий твір - твір, створений автором у порядку виконання службових обов'язків відповідно до службового завдання чи трудового договору (контракту) між ним і роботодавцем

  • Авторське особисте немайнове право на службовий твір належить його автору. 
  • Виключне майнове право на службовий твір належить роботодавцю, якщо інше не передбачено трудовим договором (контрактом) та (або) цивільно-правовим договором між автором і роботодавцем. 
  • За створення і використання службового твору автору належить авторська винагорода, розмір та порядок виплати якої встановлюються трудовим договором (контрактом) та (або) цивільно-правовим договором між автором і роботодавцем.
Хотя я Владислав с Вами согласен,  если у преподавателя есть хорошая работа, почему он на ней не может заработать? Только пути ее решения должны быть другими. Вот тут и надо думать.

А то знаю я это "авторское прав"о. Вот сейчас пишу статью о мобильном обучении. Беру статью одного украинского автора, и вижу что она на 90% повторяет 2 публикации одного российского ученого, а ссылки только в конце - в списке литературы, так как если брать по тексту то это будет одна большая цитата.

Да мы все не святые, но пределы все таки должны быть.


 Пусть наши люди ДА И МЫ С ВАМИ ВСЕМИ сначала САМИ начнем соблюдать авторское право, а потом будем говорить на других - студенты у них виноваты.

Они ведь наверное не столько студентов боятся а более оборотистых коллег со связями, которые свистнут идею, быстренько ее протолкнут по властным кабинетам и все адъю.


А иногда и Выкладывать то нечего, как справедливо говорят авторы статьи.


Если пойти по логике комментаторов, то студентам надо запретить записывать на лекциях и пользоваться библиотекой, а то украдут не дай бог что-то. Или поделятся с кем-то информацией.


А Вы коллеги что думаете???

четверг, 9 февраля 2012 г.

Конструктивизм (Неделя № 8). Конспект


Основная идея данной теории состоит в том, что обучение — активный процесс, в котором обучаемый конструирует новые идеи и понятия, основанные на своих прежних знаниях. Обучаемый подбирает информацию, выдвигает гипотезы и принимает решения, опирающиеся на познавательные структуры.
Познавательные структуры (логические построения, мысленные эксперименты) обеспечивают приобретение опыта и позволяют человеку «шагнуть за рамки имеющейся информации».
Что касается обучения — преподаватель должен в первую очередь вдохновить своих подопечных на новые открытия. Преподаватель и студент должны быть вовлечены в активный диалог (обучение по Сократу). Задача преподавателя - в том, чтобы привести информацию к виду, доступному обучаемому на данном этапе его развития.

Систему основных принципов педагогики конструктивизма составляют следующие положения (по Е.С. Полат М.А. Чошанову)

  • познавательная деятельность представляет собой активный процесс конструирования учащимся своего нового знания на основе сформированного ранее опыта;
  • познание немыслимо без мотивации и осознания цели познания;
  • процесс познания конкретного явления идет одновременно с осмыслением системы явлений. Как следствие, проектирование содержания обучения ведется с опорой на обобщенные концепции, системные знания и интегративные умения;
  • основой формирования опыта служит интеллектуальная деятельность учащегося, что предполагает педагогическое стимулирование его умственной деятельности (поощрение мышления вслух, высказывания предположений, гипотез и др.);
  • процесс познания основан и эффективен в условиях коммуникации и социальной активности учащегося;
  • познавательная деятельность взаимосвязана с реальной жизнью учащегося;
  • познавательная деятельность требует времени и многократного переосмысления усвоенного;
  • обучение основано на создании условий (выбор методов, форм обучения, средств оценки), подчеркивающих интеллектуальное достоинство каждого учащегося, особую ценность его точки зрения, персонального подхода к решению проблемы, уникального видения ситуации, индивидуального стиля мышления.

 Опасность конструктивизма состоит в том, что можно очень легко перейти от действий ради достижения цели к действиям ради действий, то есть, когда мы говорим, что обучение должно быть реальным и активным, в нашу программу обучения никогда не должны попасть мероприятия, вставленные туда просто потому, что иначе будет скучно 

 Очень часто разработчики учебных программ и материалов сначала думают о мероприятиях и действиях, тогда как в первую очередь мы должны думать о целях обучения и уже под них подбирать средства их достижения. (Е. Тихомирова).


Конструктивизм отвергает идеи теории объективизма и инструкционизма, рассматривающих процесс обучения как передачу знаний от знающего к незнающему.

При этом радикальный конструктивизм в качестве основных тезисов признает положения о том, что процесс восприятия не отражает никакой действительности, и человек создает (конструирует) свою относительную и субъективную реальность, учение – полностью самоорганизуемый и самоуправляемый процесс, педагогическое воздействие извне в приобретении знаний не является определяющим и эффективным. 

Конструкционизм - философия обучения, развитая Сеймуром Пейпертом на основании конструктивизма.
К активной позиции конструктивизма конструкционизм добавляет идею того, что люди создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом, будь то песочные замки, машины или компьютерные программы. Главное то, что люди в процессе конструктивной деятельности создают что-то важное для них самих или их окружающих.
Различные электронные среды, внутри которых участники могут создавать свои собственные цифровые объекты, обмениваться такими объектами, видоизменять электронные объекты, являются конструкционистскими. К таким средам можно отнести многопользовательские миры, системы управления знаниями (например, Мудл), различные сервисы Веб 2.0. Чем сложнее и интереснее объекты, которыми может обмениваться сообщество, тем большие возможности для обучения оно открывает для своих участников.

Конструкционистские сетевые сообщества это сообщества, в который участники обмениваются и обсуждают результаты своей деятельности - конкретные объекты, программы, рисунки и т.п.
Авторы пишут свои проекты, конструируют истории или интерактивные игры и обсуждают свою деятельность, представляют сообществу свои объекты. Везде мы видим интенсивный обмен моделями. Чем проще уровень вхождения в сообщество, тем интенсивнее обмен идеями.

В сетевых сообществах общение происходит на основе и по поводу создаваемых участниками сообщества артефактов. В статье «Думать как дерево» Мич Резник подробно описывал деятельность такого сообщества.

Специально привожу некоторый вывод из его статьи

«В естественных экосистемах большое значение для устойчивости системы имеет разнообразие. В Компьютерном Клубе мы пытаемся привлечь сообщество взрослый наставников с различным профессиональным и культурным опытом.
Причина нашего стремления понятна, - чем больше разнообразие наставников, тем полнее они могут удовлетворить интересы учеников, которые в свою очередь сильно отличаются своими интересами и своим опытом. Но, это только одна из причин. Существует и эволюционный аргумент в поддержку разнообразия учебной среды. Новые проекты внутри Компьютерного Клуба возникают и развиваются в процессе связанном с Дарвинскими принципами разнообразия и отбора.
Отбор новых проектов происходит успешнее, если существует высокая вариативность комбинации детей, наставников, средств и идей. Так же как и в естественных экосистемах, разнообразие внутри компьютерного клуба ведет к его устойчивости и лучшей приспособляемости к разным типам деятельности»