Страницы

суббота, 23 февраля 2013 г.

Самонаправляемое учение

Спешу ознакомить читателей с неплохой подборкой информационных материалов о самостоятельном учении.

Часть № 1. Что нужно знать о самонаправляемом учении?


Что это: Это самонаправление через учебный процесс. (“Self-directing” through the learning process).

Почему это надо: 
независимость от месторасположения, самостоятельность в шагах (самопланирование), бесплатность, контроль за информацией, управление содержимым.

Что нужно: учебники, диски, цифровые инструменты курирования (например, learnist)

Советы и хитрости:  Для этого используются сервисы web 2.0: Социальные закладки, соцсети, хранилища контента (хостинги фото и видео), инструменты курирования.

Проблемы и вызовы: Промедление, лень, отсутствие руководства, отсутствие мотивации, тайм-менеджмент.

Известные Self-Taughts (самоучки): Леонардо да Винчи, Уильям Блейк, Херб Ритц (в дополнение к Вирджинии Вулф, Марку Твену, Джон Д. Рокфеллеру и многим другим).


Стратегия: 
самооценка, желание (импульс), планирование, выбор, создание проекта.

Часть № 2. Этапы "самонаправляемого учения"
Презентация Барбары Стокс об этапах самонаправляемого учения







СтудентУчительПримеры
Этап 1 Зависимый.
Учащимся нужна властная фигура, чтобы дать им явные указания на то,
что делать, как делать и когда.
Авторитет, тренерКоучинг с немедленной обратной связью.Тренинги.Информационные лекции. Преодоление недостатков и сопротивления.
Этап 2 Заинтересованный.Студенты реагируют на мотивационные методы. Они готовы делать задания они могут видеть цель. Они уверены в себе, но могут быть в
неведении относительно предмета обучения.
Мотиватор, РуководительМотивирующие лекции плюс управляемые обсуждения.Постановка целей и стратегии обучения.
Этап 3 Вовлеченный.
На этом этапе учащиеся видят
себя в качестве
участников собственного обучения. Они
готовы изучить предмет с хорошим гидом.
Они даже готовы изучить некоторые предметы самостоятельно.
Но они, возможно, должны развивать более глубокую самооценку, уверенность в своих силах.
ПосредникУчитель направляет обсуждение и участвует в них качестве равного.Семинары. Групповые проекты.
Этап 4 Самонаправляющийся.
Учащиеся определяют свои собственные цели  с или без помощи специалистов. Они используют экспертов, вузы и другие ресурсы для достижения целей. Быть независимым
не значит быть одиночкой, многие независимые учащиеся очень социальны и принадлежат к неформальным группам учащихся. Учащиеся на данном этапе могут и готовы взять на себя ответственность за свое обучение, направление и производительность. Они владеют навыками тайм-менеджмента, управления проектами, целеполагания, самооценки, экспертной критики, сбора
информации и использования образовательных ресурсов.
Консультант, Делегатор полномочийСтажировки, диссертации, индивидуальная работа или самостоятельные исследования в группах.

Оригинал 1-й части поста: http://www.teachthought.com/trending/what-you-need-to-know-about-self-directed-learning/#comments

Модель SSDL: http://www.teachthought.com/learning/the-four-stages-of-the-self-directed-learning-model

Развернутая статья о модели SSDL (Часть поста № 2): http://www.longleaf.net/ggrow/SSDL/Model.html#Stage1


Буду рад дополнениям к переводу.

воскресенье, 17 февраля 2013 г.

Педагогическая модель (Pedagogical Framework)

Уже давно встретил в одном блоге статью "Педагогоческие модели (системы)": http://www.edidaktik.dk/en/hvad-er-e-didaktik. Руки все не доходили, но решил перевести. Автор описывает так называемые 3 модели обучения: монологическую, диалогическую, полифоническую.

А сама идея состоит в том, чтобы потом подобрать цифровые инструменты (читай программы, социальные сервисы под каждую модель).

Монологическая модель обучения 
Монологическая модель обучения основана на идее о том, что учитель является экспертом в определенной области, и что обучение должно рассматриваться как передача  экспертных знаний для студента. Обучение является приобретением студентами этих знаний.

До преподавания в классе учитель ясно определяет  цели обучения, и выбирает содержание с которым должна быть проделана работа в классе. Содержание - это та информация для студентов, которая, как  считает учитель, имеет отношение к данной теме. Наряду с инструкцией для студента и подбором информации, обеспечивается проверка того, что студент узнает, с тем что учитель запланировал для него.

После обучения учитель будет иметь возможность сравнить  результаты обучения студентов с учебными целями, которые определены  до начала обучения.

Инструменты распределения и посреднические инструменты имеют отношение к монологической форме обучения, где передача информации для студента является ключевым элементом. 

Какие здесь инструменты? Наверное онлайн тесты и статичные каналы информации - сайт, хранилища пдф публикаций, т.е. все что обеспечивает передачу информации от ученика к учителю с минимальной обратной связью или с обратной связью в виде контроля.

Диалогическая модель обучения

Диалогическая форма обучения основана на идее Дж. Дьюи, что студент имеет некие базовые знания, которые могут быть развиты в рамках взаимодействия с внешним миром и решением проблем. Обучение рассматривается как развитие ученика этой на основе этих знаний.
Учитель выбирает содержание, которое является актуальным для студентов и может помочь в решении аутентичных проблем. В ситуации обучения, студент выбирает для работы с частями предмета, которые он считает актуальными, и он использует эту часть предмета, как основу для решения проблемы. Если студент затрудняется использовать информацию, он вступает в контакт с учителем, который будет выступать в качестве руководителя.


Результат обучения студента в диалогической модели может быть проверен путем проведения тематических заданий и моделирования, где студент может показать, что он может использовать свой накопленный опыт в различных контекстах.

Инструменты, которые поддерживают выполнение студентами проблемно-ориентированных работ относятся в диалогической форме обучения. Когда студент приобретает опыт - это является ключевым элементом этой модели. Кроме того, моделирование и более продвинутые обучающие игры также могут быть актуальными в этой модели обучения. 

Здесь как-то проще. Наверное это блоги, сайты - т.е. есть механизм обратной связи без возможности изменения начального содержания.

Полифоническая модель обучения
Полифоническая модель обучения основана на идее , что знание создается путем равноправного обмена информацией. Обучение включает также участие студентов в этом обмене. Преподаватель и студент совместно выбирают предмет, который должен быть изучен в классе. Они равны в этом процессе, так как они оба прилагают усилия по изучению содержания и соответственно конструированию общих знаний в этой области.

Результаты обучения не могут быть легко измеримыми в полифонической форме обучения, но действенность знаний, созданных сообща,  способствуют накоплению знаний в данной области и могут быть впоследствии проверены другими. 

Инструменты, которые поддерживают равное сотрудничество и производство общих знаний имеют отношение в полифонической форме обучения, где равное сотрудничество в области производства знаний является ключевым элементом.

А тут - предложите сами.... )))

Хотя честно говоря - каждый социальный инструмент в принципе, предусматривает как обратную связь так и совместное конструирование смысла - в этом и есть фишка web 2.0. Все наверное зависит от того, какую модель для себя изберет преподаватель и соответственно какие возможности того или иного соцсервиса будут в нем востребованы. Например я в блог могу и просто опросы с тестами к информации вставить и открыть комментарии к посту и дать доступ к совместному конструированию статьит т.е. спроектировать 3 модели.

Если есть замечания и дополнения по переводу - буду рад дополнить...

суббота, 9 февраля 2013 г.

Модель "TPACK"

Недавно на глаза попалась интересная модель, которая описывает интеграцию педагогики, содержания обучения и технологий. Название модели - ТРАСК.

Модель говорит, что, что эффективное использование технологий для преподавания конкретного содержания или предмета требует понимания и исследования отношений между тремя компонентами: технологии, педагогика, содержание.

Знание содержания (CK) - Это знание включает в себя знание концепций, теорий, идей, организационных структур, знание доказательств, а также сложившейся практики и подходов к разработке таких знаний.

Педагогические знания (PK) - Глубокие знания о процессах, практике или методах преподавания и обучения. Они включают, среди прочего, общие образовательные цели, ценности. Это общая форма знания, которая относится также к пониманию того, как студенты учатся + навыки управления, планирования урока, и оценивания студентов. Это знание само по себе является необходимым, но недостаточным для достижения учебных целей.

Знания технологий (ТК) - знание о методах работы с техникой, инструментами, информационными технологиями. Оно включает в себя широкое понимание сущности информационных технологий для того, чтобы применять их продуктивно на работе и в повседневной жизни, будучи в состоянии распознать, когда информационные технологии могут помочь или помешать достижению учебной цели. Коме того это знание помогает быстро адаптироваться к изменениям в области информационных технологий.

Педагогические знания по предмету (PCK) - Это педагогические знания, применяемые к преподаванию конкретного содержания. Центральное место в этой области это то, как учитель интерпретирует предмет, находит несколько способов представления информации, адаптирует учебные материалы. Это знание о том, как сделать предмет понятным для учащихся. 

Технологическое знание содержания (TCK) - Понимание того, каким образом технологии и контент влияют и ограничивают друг друга. Учителя должны иметь глубокое понимание того, каким образом предмет может быть изменен путем применения определенных технологий.Это знание о том, как технологии могут быть использованы для предоставления новых способов содержания. Например, цифровая анимация позволяет студентам осмыслить, как электроны распределены между атомами, когда образуются химические соединения.

Технологические педагогические знания (ТРК) - Понимание того, как преподавание и обучение могут измениться под влиянием технологий. Это включает в себя знание педагогической допустимости и ограничения спектра технологических инструментов.

Технологические педагогические знания содержания (TPАCK) относится к знаниям и пониманию взаимосвязи между CK, РК и ТК при использовании технологий для преподавания и обучения. Эта модель включает в себя понимание всей сложности отношений между студентами, преподавателями, содержанием, методами и технологиями.

Несколько оригинальных схем:



Источник: http://blog2715733.blogspot.com



Источник: http://randysresources.wikispaces.com/TPACK

Мастерство класса 21 века состоит в фокусировании на обучаемых, а также в применении педагогических теорий поддерживаемых  информационными технологиями.




Основные источники, которые советуют исследователи:

1. Mishra, P., & Koehler, M. J. (2006). Technological Pedagogical Content Knowledge: A new framework for teacher knowledge .Teachers College Record. 108 (6), 1017-1054.


2. Koehler, M. J. , & Mishra, P. (in press). Introducing Technological Pedagogical Knowledge . In AACTE (Eds.). The Handbook of Technological Pedagogical Content Knowledge for Educators . To be published by AACTE and Lawrence Erlbaum Associates (скачать: http://punya.educ.msu.edu/publications/koehler_mishra_08.pdf)

Буду признателен за поправки и дополнения к переводу.

воскресенье, 3 февраля 2013 г.

Зимняя школа e-learning.by - 2013

Решил написать краткую рефлексию по следам зимней школы e-learning.by 2013. Если писать обо всем, то выйдет роман-газета (т.е. очень многа букафф), поэтому постараюсь самое главное - т.е. много букв.

Чем хороши такие мероприятия? Я не знаю, кто придумал формат, но ему от меня большой поклон. Принцип "работают все" - меняет скучные заседания на поиск, практику, споры, общение. Здесь каждый может показать свою работу, попросить помощи и совета у коллег.

Доброжелательность, желание помочь, активность, неординарность - вот основные черты таких мероприятий. Да, без экспертов никуда, но здесь никто никого "не учит", здесь ты "куратор контента" школы - агрегируй, дистилируй, вноси новый смысл, делись, больше спрашивай, больше делай.

Мастер класс Е. Локтевой "Дело о компетентностном подходе" и "ночные переговоры" с М. Скрябиным  показали как можно внедрять этот подход в учебном процессе. Бесценный опыт! Наглядные примеры "компетенций", механизм их оценки и описания - все это с блеском было продемонстрировано Еленой, а мы пытались составить их для онлайн преподавателя. Лена, то что Вы делаете у себя в ПВТ - это улет. Спасибо!

Светлана Павлова во второй день "притянула" нас всех своими секретами, раскрыла механизм трансформации форм выражения информации: от текста к визуальным образам. Мы работали с чудесным "бла бла бла метром"  - который раскрывает нам вопросы формирования ясности, прозрачности, и простоты нашего контента. Мы с Еленой не раз ловили себя на мысли: второй уровень Блума в действии! Спасибо Светлана! Живо и увлекательно. Я прочту все книги, которые Вы рекомендовали. Кстати, это еще один вывод из участия школы - надо больше читать!!!

Что наша жизнь - игра! Чудесная и "воздушная" Кира Гусева завершала мероприятия мастер-классом в контексте "геймификации". Мы составляли планы по вовлечению обучаемых в процесс, пытались предложить направления "встраивания игровых элементов" в гипотетическую ситуацию, разрабатывали варианты действий своих обучаемых в различных ситуациях - как элемент игры. Делали мозговой штурм "почему мы играем?" "что нам нравится в игре". Надеюсь, что каждый из нас будет играть! Ее "родительский" пример как игра формирует навыки пользования Интернет - заслуживает как минимум внимания, а как максимум - развития. Спасибо Кира! 

Мой класс был посвящен тому, как преподаватель может сам создать контент для мобильного устройства, как использовать в бизнесе и учебном процессе и создавать QR коды. Я попытался исходить из реалий в которых пребывает преподаватель и предложить пути решения возникающих вопросов. У меня не все получилось, поэтому есть "урок на будущее" как надо оптимизировать формат класса (спасибо Е. Локтевой за замечания).

Выкладываю для всех мои презентации к мастер-классу.







По итогам школы мне присудили главный приз "Мастер школы". В этом признании огромная заслуга В.Н. Кухаренко, который "работает надо мной" уже почти 4 года и надеюсь продолжит это делать, так что частичка моего успеха уже "ушла" к нему. Лично позвонил, поблагодарил и передал привет от всех участников школы!

Что это для меня значит?

Во-первых это огромная ответственность (да у меня эта компетенция зашкаливает :-) ), значит я не имею права опускаться ниже и обязан делать в будущем минимум не хуже.

Во-вторых, это "бешеная мотивация" и переосмысление своего пути, что надеюсь выльется в новые "горизонты саморазвития".

Признание от  участников школы, которые "заткнут меня за пояс" в любом вопросе ДО - это как некий бейдж "ГОДЕН" (шутка), который для меня, поверьте, значит больше всех формальных дипломов, аттестатов и званий.

Мне пока не с чем сравнивать, так как я был на школе первый раз, но почти на 100% уверен, что такие форматы должны быть практикой любой конференции (или заменить их). Одним словом я хочу приезжать сюда еще и еще (все равно в каком качестве), поскольку это новые идеи, новые друзья, новые деловые контакты, новые вызовы, новая информация.

Кратко о ближайшем будущем:

1. Е. Локтева и В. Наумов осуществили мою новогоднюю мечту (сейчас они для меня как Дед Мороз и Снегурочка) - я буду учиться на консалтинговой сессии группы НЕО!!! Это лучший подарок о котором и мечтать не приходится!!!

2. Летом обязательно хочу посетить e-lern EXPO 2013, благодаря организаторам школы. (М. Трубина и Е. Ястребцева ждите я еду!!!)

3. Рвусь поучаствовать в летней школе e-learning.by 2013 агитирую коллег.

4. Хочу написать статью по "компетенциям" благодаря мастер-классу Е. Локтевой и М. Скрябину (для начала разберусь с ключевыми понятиями и документами).

5. С марта вольюсь в курс В.Н. Кухаренко и В. Нюренберга "Куратор контента".


Теперь правду матку по персоналиям! Я восхищен всеми и благодарю:


Андреева Александра Александровича. Что поражает - доктор наук, гуру ДО и не боится спрашивать мнение коллег, озвучивать собственные трудности и "непонятки", просить помощи, если материал труден. Только так - учу и учусь.

Грищенко Эрику. За чудесную организацию, доброжелательность и закрепление наших достижений в фоторепортаже.

Гусеву Киру - чудесный пример, как молодая, красивая и интересная девушка ищет себя во многих отраслях (и находит). Так и хочется ей сказать - продолжай играть! 

Елагину Ольгу. Я голосовал за ее проект - это удачная находка (миникурсы - как непрерывное повышение квалификации).  Удачи Оля на консалтинговой сессии и жду фотографий. В Челябинске не только суровые мужики, но и "суровые" прекрасные преподаватели. 


Капустина Александра и Кожурову Марину. Они не боялись вникать в тему "академического ДО", делились свои опытом, посвятили меня в нюансы "игр" в корпоративном секторе, а Саша своим Интернетом вообще спас часть моего мастер-класса. Удачи Вам!

Лебсака Вячеслава Александровича. Как сказал Владимир Наумов - "совесть" нашей школы: спокойный, интеллигентный. Говорит мало - но если скажет - редко удастся возразить. Его работоспособности, желанию осваивать новые мобильные технологии следует позавидовать (в контексте его  преподавательского опыта).

Локтеву Елену. Тут поклон, респект и т.д. Организовывать такие чудесные мероприятия, тратить много сил, энергии, денег (чего уж там) на то, чтобы объединить  людей вокруг идеи - разве это не прекрасно?

Наумова Владимира. Мечта номер 2 - пообщаться с Наумовым сбылась (ИХАААА!!!). Он честно терпел меня 2 дня, отвечал на мои вопросы, посвящал в нюансы своей работы. Начитанный эрудированный с нетрадиционными взглядами на обычные вещи. Тут надо просто слышать, словами не передать. Теперь этот прекрасный человек будет меня учить! Владимир - спасибо!


Павловой Светлане. Чудесный педагог, прекрасная мама. О мастер классе я уже писал, так, что с нетерпением жду новых встреч! Привозите Верочку (наш талисман).

Прутченкову Александру Сергеевичу. На его примере я еще раз убедился - можно интересно рассказывать даже о законе,  а задача преподавателя не опускать руки, а находить свой шанс в правовых дебрях. Спасибо Вам Александр Сергеевич!

Скрябину Максиму. Мой сосед, друг и "серый кардинал" многих проектов. Начитанность, вдумчивость, трудоспособность, поиск новых идей - Максим просто поразил меня, как мне еще многому надо учиться. Максим - будущее Российского ДО я в этом уверен!

Трубина Марина. Зайчик Дюрасел нашей школы. Активная, веселая. Ее проект по внедрению ДО в собственном Вузе победил, с чем ее и поздравляю еще раз. Марина - ты просто умница, твой опыт по обучению "опытных и матерых" преподавателей был очень интересным.

Цегельный Виталий. К сожалению Виталий не попал на последний день школы, но я надеюсь еще увидеться. Спасибо тебе за просвещение в вопросах "Белорусского интернета".


Вот как-то так.

Еще раз выражаю благодарность и признательность всем участникам зимней школы, благодаря которым скромному парню из Украины хочется жить и работать.