Страницы

четверг, 16 мая 2013 г.

Положение о дистанционном обучении

25 апреля 2013 года МОН Украины приказом №  466 утвердил Положение о дистанционном обучении

Его основные положения такие:
Под дистанционным обучением понимается индивидуализированный процесс приобретения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, происходит в основном за опосредованного взаимодействия удаленных друг от друга участников учебного процесса в специализированной среде, которое функционирует на базе современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий.

Положение распространяется на дистанционное обучение в:
  • общеобразовательных учебных заведениях;
  • профессионально-технических учебных заведениях;
  • высших учебных заведениях;
  • заведениях последипломного образования и структурных подразделениях высших учебных заведений, научных и образовательно-научных учреждений, осуществляющих последипломное образование.

Целью дистанционного обучения является предоставление образовательных услуг путем применения в обучении современных информационно-коммуникационных технологий по определенным образовательным или образовательно-квалификационным уровням в соответствии с государственными стандартами образования; по программам подготовки граждан к поступлению в учебные заведения, подготовки иностранцев и повышения квалификации работников.

В этом Положении термины и понятия употребляются в следующих значениях:

веб-ресурсы учебных дисциплин (программ), в том числе дистанционные курсы, - систематизированное собрание информации и средств учебно-методического характера, необходимых для усвоения учебных дисциплин (программ), которое доступно через Интернет (локальную сеть) с помощью веб-браузера и / или других доступных пользователю программных средств;

дистанционная форма обучения - форма организации учебного процесса в учебных заведениях (ВУЗ, ЗПО, ПТУ, школа), которая обеспечивает реализацию дистанционного обучения и предусматривает возможность получения выпускниками документов государственного образца о соответствующем образовательном или образовательно-квалификационный уровень;

информационно-коммуникационные технологии дистанционного обучения - технологии создания, накопления, хранения и доступа к веб-ресурсам (электронных ресурсов) учебных дисциплин (программ), а также обеспечение организации и сопровождения учебного процесса с помощью специализированного программного обеспечения и средств информационно-коммуникационной связи , в том числе Интернета;
психолого-педагогические технологии дистанционного обучения - система средств, приемов, шагов, последовательное осуществление которых обеспечивает выполнение задач обучения, воспитания и развития личности;

Дистанционное обучение реализуется путем:
  • применения дистанционной формы как отдельной формы обучения;
  • использования технологий дистанционного обучения для обеспечения обучения в различных формах.
Введение дистанционной формы обучения в учебных заведениях  возможно по согласованию с МОН Украины.

Подготовка, переподготовка, повышение квалификации (последипломное образование) кадров по дистанционной форме обучения осуществляются в вузе, ЗПО, ПТУ по лицензированными, аккредитованными (аттестованными) направлениям подготовки (специальностям).

Веб-ресурсы, используемые в вузах для обеспечения учебного процесса по дистанционной форме обучения, должны проходить процедуру проверки в данном вузе. Проверка веб-ресурсов осуществляется этим учебным заведением.

Технологии дистанционного обучения при организации и обеспечения дневное, заочной, индивидуальной и экстернатной форм обучения могут использоваться в вузах, при наличии у них соответствующего кадрового и системотехнического обеспечения.

Решение по использованию технологий дистанционного обучения в учебном процессе принимается ученым (педагогическим) советом учебного заведения.

В вузах при организации учебного процесса по любой форме обучения технологии дистанционного обучения могут использоваться для методического и дидактического обеспечения самостоятельной работы, контрольных мероприятий, а также при осуществлении учебных занятий.

Педагогические, научно-педагогические работники и методисты учебных заведений, в которых организована дистанционная форма обучения, должны повышать свою квалификацию по организации и владение технологиями дистанционного обучения (не реже одного раза в 5 лет и объемом не менее 108 академических часов). Квалификация работников, повышали свою квалификацию, должна быть подтверждена документом о повышении квалификации по тематике дистанционного обучения.

Веб-ресурсы учебных дисциплин (программ), которые необходимы для обеспечения дистанционного обучения, могут содержать:
  • методические рекомендации по их использованию, последовательности выполнения задач, особенностей контроля и т.п.;
  • документы планирования учебного процесса (учебные программы, учебно-тематические планы, расписания занятий);
  • видео-и аудиозаписи лекций, семинаров;
  • мультимедийные лекционные материалы;
  • терминологические словари;
  • практические задания с методическими рекомендациями по их выполнению;
  • виртуальные лабораторные работы по методическим рекомендациям по их выполнению;
  • виртуальные тренажеры с методическими рекомендациями по их использованию;
  • пакеты тестовых заданий для проведения контрольных мероприятий, тестирования с автоматизированной проверкой результатов, тестирование с проверкой преподавателем;
  • деловые игры с методическими рекомендациями по их использованию;
  • электронные библиотеки или ссылки на них;
  • библиографии;
  • дистанционный курс, объединяет указанные выше веб-ресурсы учебной дисциплины (программы) единственным педагогическим сценарию;
  • другие ресурсы учебного назначения.

Перечень веб-ресурсов учебных дисциплин (программ), необходимых для обеспечения дистанционного обучения, определяется учебным заведением в зависимости от профиля учебной дисциплины.
2 нюанса по горячим следам, надеюсь читателя зацепят еще:

1. Как соотнести "веб ресурсы", указанные в Положении с "электронными образовательными ресурсами" положение о которых утверждено раньше: Это разное? Одно и тоже? Поясню мысль:

Электронные образовательные ресурсы допускаются к использованию в учебном процессе только после экспертизы МОН, а в текущем положении аналогичные ресурсы проверяются и разрабатываются в самом учебном заведении. Кто прав????

2. В приказе опять нет норм нагрузки на преподавателей. Сознательно или нет? Из выступления зама министра образования ясно, что готовятся изменения в приказ о нагрузке преподавателей. Остается надеяться, что нагрузка на преподавателя, работающего дистанционно тоже будет как-то учтена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий