Страницы

воскресенье, 6 апреля 2014 г.

Перевернутый класс (практика на курсах ПК)

Часть первая - вступление

Проводя курсы повышения квалификации преподавателей нашего ВУЗа в области применения ИКт в учебном процессе и разработке собственного дистанционного курса в LMS Moodle я решил одно занятие провести по методике "перевернутого класса".

Зачем № 1? Ну мне показалось, что пример использования  этого метода даст моим коллегам пищу для размышлений относительно их деятельности, во-вторых, мы будем работать в классе в командах, а это редко проходит у моих коллег - новая практика для них и для меня, в-третьих - реальное применение Moodle для поддержи смешанного или очного учебного процесса, в-четвертых, просто интересно)))

Итак, я выбрал наиболее "стремную" тему по внутренней мотивации. 

Зачем № 2? Эта тема прекрасно ложиться в саму логику проведения формального учебного процесса, программу курсов (в частности тема обо участниках учебного процесса). Нашим преподавателям трудно мотивировать курсантов, студентов, мне же трудно мотивировать их на курсах, руководство "почти всегда" оперирует инструментами внешней мотивации - им трудно мотивировать всех. В воздухе витает вечная проблема - ОНИ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ! Кроме того, в аудитории есть несколько руководителей подразделений (кафедр) и даже один декан - это также будет полезно им для административной работы.

Учитывая контекст, технические возможности, оснащение аудитории, ИКТ грамотность слушателей - решил пока подойти наиболее легким методом.



Часть вторая - основная

Создана тема. основной контент - ролик Дена Пинка об искусстве мотивации (ресурс ответ в виде текста). После просмотра видео для слушателей было задание - составить свой конспект выступления - 10 баллов

Форум для уточняющих вопросов аудитории по видео (что не понятно?, что вызвало трудность? и вообще отзывы о видео). Задал вопрос, написал отзыв - 5 баллов.

Тест для самоконтроля - баллы насчитываются автоматически (максимум - 10 баллов).




Учебный ролик



Как всегда началось с того, что не все выполнили предложенные задания, а были такие, что и ролик не посмотрели. Ну ничего - я тоже умный (будем считать, что у них не было Интернет) - поэтому смотрим в классе. Самостоятельную работу им на дом, тем более думаю она легко пойдет у них после практики.



После просмотра сделал опрос по просмотренному видео - что зацепило, что нет, о чем шла речь и подкрепил итог просмотра краткой презентацией, в которой были озвучены цели нашей аудиторной работы и задания для групп.


После этого разбил аудиторию на группы, в которых они предлагали свои пути повышения внутренней мотивации согласно концепции Дена Пинка для курсантов (студентов) и для преподавателей.

Лучше всего в групповой работе проявили себя преподаватели психологии и социологии (ну привычен людям такой формат, постоянный тренинги и активности, в т.ч. и в учебном процессе), для некоторых юристов такое вообще было в диковинку.

После работы команды представляют свои проекты, а их коллеги задают вопросы, критикуют, уточняют.


Работа в группах и представление результатов







Так как для многих внешняя мотивация является превалирующим взглядом на жизнь, аудитории было нелегко выполнять задание: скатывались к именным стипендиям, премиям, другим элементам внешней мотивации или, например, вместо решения проблемы пытались пересказать их причины - цель ведь стояла предложить не "ПОЧЕМУ"" и "КАК". Вот именно для таких ситуаций и нужен преподаватель в аудитории при "перевернутом" классе: я помогал направлял, спорил, соглашался.

Кратко что получилось:

Как повысить внутреннюю мотивацию для студентов:
  • Показывать практические примеры использования на занятиях.
  • Показывать зачем это надо, что будет если совершенствоваться, что это позволит сделать.
  • Сделать акцент при подаче материала на будущей работе.
  • Водить соревновательные упражнения, игры, групповую работу.
  • Предложить сделать материал для будущих студентов.
  • Возможность изучать что хочется (факультативы или сделать такой вместе в преподавателем если у аудитории есть потребность).

Как повысить внутреннюю мотивацию для преподавателей:
  • Оптимизация графика работы.
  • Выделение времени на реальное повышение квалификации.
  • Возможность формирования учебной программы "снизу-вверх".
  • Рейтинги преподавателей глазами студентов.
  • Выбор места проведения занятий (и такое бывает))) )
  • Все должно идти в комплексе - строго это не разделить - например возможно с помощью внешней мотивации поднимать внутреннюю - больше работаешь, есть признание и поддержка, в т.ч. материальная.
  • Приводить примеры лучших практик.

Итоги подвели вместе предложениями по использованию "перевернутого" класса в своем учебном процессе. Оказывается у психологов есть видеоматериалы, в т.ч. и найденные в сети по зоопсихологии. А юристы знают учебные видео и демонстрацию адвокатской этики - вполне можно использовать в очном учебном процессе. У двух преподавателей оказалось давно зреет идея записать короткие видео по свои предметам (речь идет о процедурных знаниях - заполнение документов, алгоритм проверки предприятия). Вообщем думаю креатив попер.


Согласился с аудиторией, что в принципе внутренняя мотивация хорошо срабатывает, когда решены вопросы с мотивацией внешней, но тем не мене я акцентировал внимание аудитории на причинах отсутствия мотивации и направлениях изменения своего отношения к повышению квалификации, учебному процессу, аудитории. 


Как бы мотивационный итог всего занятия.



Часть третья - направления улучшения, проблемы

Осмыслял где-то с недельку. Понял, что есть к чему стремиться. 

1. Форму конспекта можно поменять.Т.е. вместо текста предложить схематическое отображение или любое визуальное. Акцентировать внимание на то, что конспект это изложение своими словами (Блум! "Понимание"!, а не дословность).
2. Не сработал формат форума в том виде как планировал (у матросов нет вопросов). Значит надо думать над проблемным вопросом, тем, что зацепит. Может грубо спровоцировать их. (ООО пока писал знаю как!!!)
3. Так как тесты на самоконтроль - создать ресурс веб-страница и сделать задания в learning Apps (но тогда теряются баллы в электронном журнале). 
4. Надо поработать с тестами (пока они меня не совсем удовлетворяют).
5. Можно ставить проходной балл - или ввести минимум для каждого задания - 6-7 баллов, если процесс предполагает более серьезный контроль, чем у меня в данном случае

Вообщем идеи есть буду пытаться воплотить хоть немного.

P.S.1 На занятиях присутствовала студентка Сумской академии банковского дела (Сумы) - это была дочь одной слушательницы. После состоялся короткий обмен мнениями. Скажу так, многое по ее словам у них есть в плане ИКТ и элементов ДО, но также многое из материала занятия, в.т.ч. как будущий руководитель и экономист почерпнула для себя: она наравне со всеми работала в группе и смотрела ролик - я был не против. Вообщем вдохновился и потешил свое эго.

P.S.2 Лена Локтева! Заберешь публикацию на портал e-learning.by?

4 комментария:

  1. Всегда заслуживают уважения и восхищения люди, которым не всё равно, как учить и чему учить. Спасибо Вам большое!

    ОтветитьУдалить
  2. Тоже захотелось поблагодарить: и за подробное описание практики "перевернутого класса", и за краткое изложение итогов занятия, и, главное, за те мысли по собственной работе, которые возникли после прочтения.
    Кстати, я практикую тесты без оценок с неограниченным количеством попыток - для самопроверки. А чтобы проходили, добавляю "кнут": на основе вопросов из этих тестов строю итоговый тест уже на оценку.

    ОтветитьУдалить