Страницы

пятница, 27 марта 2015 г.

Презентации и юридические тексты

Вот называется мой блог Дистанционное обучение МВД и не только, а об МВД не слова. Исправляюсь. Недавно общался с коллегами на тему презентаций на семинарах и в учебном процессе и услышал такую фразу: "Ну и как же нам делать слайды - закон это текст, визуализации никакой не вставишь и как вообще представить?".

Я не согласился с коллегами, и сказал, что даже из скучных юридических документов можно сделать неплохие учебные объекты. По этому поводу привожу пример своей презентации содержания законопроекта "О полиции и полицейской деятельности".



Кроме этого нашел в сети инфографику, которая также описывает содержание данного закона



Это я к чему, немного творчества и даже скучное можно сделать наглядным и интересным.

понедельник, 16 марта 2015 г.

8 Классических метода сторителлинга для создания привлекательных презентаций


Вы делаете презентацию? и как водится - начинаете сразу с фактов, которые вы хотите донести. Это не всегда работает и вот почему. Люди любят истории и рассказы. Они любят героев, путешествия, сюрпризы и конечно счастливый конец.

Выступить с докладом, который захватывает сердца и умы вашей аудитории, вы можете использовав один из этих классических методов сторителлинга.

1. Мономиф (путешествие героя). Это структура истории, которая встречается во многих народных сказках, мифах со всего мира. В мономифе, герой покидает свой дом и отправляется в трудный путь, в неизведанное. После преодоления больших и малых испытаний, он возвращается домой с наградой или вновь обретенной мудростью - тем, что поможет, например, жителям деревни (королевства) или определенного сообщества.




Использование мономифа может помочь вам объяснить, что привело вас к определенным выводам, которыми Вы хотите поделиться с вашей аудиторией.

Подходит для:
  • Приглашения аудитории в путешествие
  • Демонстрации преимущества рисков
  • Демонстрации того, что вы узнали в процессе обретения новых знаний


2. Гора. Это способ отображения напряжения и драматизма в истории. Он похож на мономиф, потому что он помогает нам построить наступление определенных событий в истории. Но он отличается тем, что не обязательно имеет счастливый конец. В первой части рассказа дается установка (начальные условия), а затем показывается путь по решению нарастающих проблем до кульминационного завершения. Это немного похоже на сериал - каждый эпизод имеет свои взлеты и падения.




Подходит для:
  • Демонстрации преодоления проблем
  • Создание нарастающего напряжения

Эйми Маллинс использует горно-речевую структуру, чтобы рассказать личную историю - от рождения без малоберцовой кости, до того, как она стала известной спортсменкой, актрисой и моделью.






3. Вложенные циклы. Вложенные циклы - техника повествования, где Вы наслаиваете (связываете) три или более рассказа между собой. Вы помещаете вашу самую важную историю в ядро вашего сообщения - в центре, и используете вспомогательные истории вокруг нее для объяснения главного.

Вложенные циклы работают как будто ваш друг рассказывает о появлении мудрого человека в своей жизни, того, кто преподал ему их важный урок. Первый цикл история вашего друга, второй -история мудрого человека, а в центре важный урок.



Подходит для:
  • Объяснения процесса того, как вы были вдохновлены чем-то / пришли к определенному выводу
  • Использование аналогий, чтобы объяснить какое-либо понятие

Например, Саймон Синк на TED показывает, как успешные организации уделяют внимание вопросу «Зачем?» т.е. почему некоторые организации и некоторые лидеры способны вдохновлять, а другие нет. Он говорит, что люди покупают не то, что вы делаете, а «зачем» вы это делаете. А то что вы делаете просто доказывает то, во что вы верите. Люди склонны к поступкам, которые созвучны с тем, во что они верят. Через несколько историй, связанных между собой он делает вывод, что именно те, кто начинают с вопроса «Зачем?» обладают способностью вдохновлять окружающих или находить других, кто вдохновляет их.



4. Sparklines (линии проблеска, линии контраста). Sparklines являются отличным способом представления структуры выступления. Так Нэнси Дуарте использует «искрографику», чтобы проанализировать знаменитые выступления. Она утверждает, что самые лучшие выступления успешны, потому что они контрастируют с нашим нашим обычным миром. Они (ораторы) сравнивают то, «что есть» , с тем что «может быть». Делая это, ведущий обращает внимание на проблемы, которые мы имеем в нашем обществе, нашей личной жизни. Это очень эмоциональный метод, который, несомненно, мотивирует аудиторию.




Подходит для:
  • Побуждения аудитории к действию
  • Создания атмосферы надежды

Например, вот речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта», которая иллюстрирует данный метод.





5. In Medias Res (лат. – внутри вещи). In Medias Res это метод, когда вы начинаете ваш рассказ в разгар действия, для того, чтобы объяснить, как и почему вы туда попали. Этот метод требует осторожности, если вы не хотите раскрывать все нюансы сразу. Попробуйте давать выводы малыми намеками на что-то причудливое или неожиданное. 




Дайте вашей аудитории настолько достаточно информации, чтобы держать их на крючке до конца выступления. Этот метод работает только для коротких презентаций и подходит для:

  • Захвата внимания с самого начала
  • Поддержания напряжения у аудитории
  • Акцентирования внимания на ключевых моментах в вашей истории

Вы можете также прочесть обзор In Medias Res по этой ссылке: http://www.story-papers.com/in-medias-res


ИМХО. По моему похоже на: "Меня зовут Джо Бейкер и я наркоман".



6. Сходящиеся идеи. Он показывает, как различные направления мышления могут использоваться вместе, чтобы сформировать один продукт или идею. Он может быть использован, чтобы показать рождение концепции или для объяснения того как единственная идея стала результатом работы нескольких людей, работающих над одной целью.





Сходящиеся идеи похожи на «вложенные циклы», но вместо кадрирования одной истории с дополнительными историями, он может показать, как несколько историй дают однозначный вывод.

Этот метод может быть использован, чтобы рассказать истории некоторых из величайших партнерств в мире - например, веб-разработчиков Ларри Пейджа и Сергея Брина. Как говорится «Удача благосклонна соединенным умам».

Подходит для:

  • Демонстрации совместной работы
  • Демонстрация того, как произошло развитие в определенный момент истории


7. Фальстарт. Метод выступления, когда вы начинаете описывать, казалось бы, предсказуемый сюжет - вы заманиваете зрителя в ложное чувство безопасности, а затем шокируете их поворачивая все с ног на голову. 

Этот формат отлично подходит для историй о времени, когда вам не удалось что-то - вы были вынуждены «возвратиться назад" и пересмотреть свои взгляды. Он идеально подходит для повествований о вещах, которые вы узнали из своего неудачного опыта или открыли инновационный путь решения вашей проблемы.




Это быстрый способ захватить внимание, который нарушит ожидания вашей аудитории, удивит их и заставит обратить более пристальное внимание на ваше сообщение.

Подходит для:

  • Разрушения ожиданий аудитории
  • Демонстрации преимущества гибкого подхода


8. Лепестковая структура. Это способ организации нескольких рассказов вокруг одной центральной концепции. Это полезно, если у вас есть несколько несвязанных историй, и вы хотите сказать или показать - что все это относится к одной ситуации.






Вы озвучиваете ваши истории по одной, прежде чем вернуться обратно в центр. Лепестки могут перекрываться, (одна история представляет следующую), но каждая из них должна быть самостоятельным рассказом самим по себе. Показывая своей аудитории, как все эти ключевые сюжеты, связанны друг с другом, вы заставите их чувствовать истинную важность и вес вашего сообщения.

Подходит для:

  • Демонстрации того, как несколько сценариев могут быть связаны в одну идею
  • Создания нескольких аргументов вокруг центральной темы


Перевод выполнен по материалам: http://www.sparkol.com/blog/8-classic-storytelling-techniques-for-engaging-presentations

вторник, 3 марта 2015 г.

Стратегии учебного процесса

Продолжаем переводить статьи иностранных коллег, которые касаются вопросов обучения

Вот некоторые примеры 5 ключевых метода (стратегии) обучения, согласно Gayla С. Keesse :


1. Прямое указание (инструкция) - традиционный метод. Согласно этой стратегии, преподаватель центральное звено учебного процесса. Основа  процесса обучения - лекции (монолог), связь между участниками учебного процесса - вертикальная: от учителя к ученику. Тем не менее эта стратегия особенно полезна для процесса "предоставления информации", или в случае необходимости разработки пошаговых инструкций для формирования отдельных "механических навыков". Немного больше об инструктивизме можно посмотреть в презентации:


2. Косвенные инструкции. Включают в себя обсуждение, формирование концепции, концепции достижения, закрытые процедуры, решения учебных проблем. Косвенная инструкция предполагает высокий уровень участия студентов в наблюдении, исследовании, формировании выводов из данных, или формирование гипотез. При этой стратегии используется познавательный интерес и любопытство студентов, часто побуждая их генерировать альтернативы для решения учебных задач. Косвенные инструкции поощряют творчество и развитие межличностных навыков и коммуникаций. Учитель организует учебную среду, обеспечивает возможность участия студентов, и, при необходимости, обеспечивает обратную связь для них.


3. "Интерактивные" инструкции. Как следует из названия, эта стратегия заключается в создании условий обучения, способствующих взаимодействию и обсуждениям. Т.е. обучение происходит посредством общения между участниками учебного процесса, и это взаимодействие может происходить в различных формах, включая: обсуждение в открытых или закрытых группах, совместную работу над проектом, обсуждения в классе.





4. Экспериментальное обучение. Одной из основополагающих работ по этой тематике есть работа Джона Дьюи "Опыт и образование". Также данная стратегия основана на работах Колба (например можно прочитать тут: http://www.ibcm.biz/Nauchnye-stati/2011-04-11-13-01-21.html)

Колб утверждает, что люди обучаются одним из четырех способов:
  • через опыт
  • через наблюдение и рефлексию
  • с помощью абстрактной концептуализации
  • с помощью активного экспериментирования
Исходя из этого он разработал повторяющийся цикл, необходимый для приобретения новых навыков:
  • Конкретный опыт - получение результата действия, набивание шишек
  • Рефлексивное наблюдение - размышление над опытом
  • Теоретические концепции - приходит к выводу, планирует изменения
  • Применение на практике - экспериментальная проверка
Колб полагает, что разные люди начинают обучение с разных из четырех предложенных этапов. На этом основана типология людей по подходам к обучению:
  • Активист - начинает с получения конкретного опыта
  • Мыслитель - начинает с размышлений
  • Теоретик - начинает с анализа существующих подходов
  • Прагматик - начинают с осознания того, как это скажется на них








Ниже примерно приведена одна из самых распространенных структур урока, построенного согласно принципам Колба:

  1. Мотивация и объявление новой темы - 10 % времени от общей длительности урока;
  2. Закрепление (повторение) пройденного - 20 % времени от общей длительности урока;
  3. Изучение нового материала — 50 % времени от общей длительности урока;
  4. Оценивание - 10 % времени от общей длительности урока;
  5. Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия) - 10 % времени от общей длительности урока.
Учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы сохранялись.

5. Независимые исследования. Независимые исследования предоставляют возможность для хорошо мотивированных студентов, продолжать изучать интересную тему, которая не указанна в традиционном учебном плане. Независимое исследование может также включать в себя обучение в партнерстве с другим лицом, или как часть работы (проекта) небольшой группы.  Такие программы внедряются, например, во многих учебных заведениях США .

Так, конкретный формат работы определяется студентом и преподавателем, который будет оценивать его. Они могут выбрать несколько коротких исследований или большое исследование, которое разбивается на несколько частей в зависимости от особенностей темы. За проведение таких исследований студенту могут быть начислены определенные кредиты по дисциплине.