Страницы

вторник, 3 марта 2015 г.

Стратегии учебного процесса

Продолжаем переводить статьи иностранных коллег, которые касаются вопросов обучения

Вот некоторые примеры 5 ключевых метода (стратегии) обучения, согласно Gayla С. Keesse :


1. Прямое указание (инструкция) - традиционный метод. Согласно этой стратегии, преподаватель центральное звено учебного процесса. Основа  процесса обучения - лекции (монолог), связь между участниками учебного процесса - вертикальная: от учителя к ученику. Тем не менее эта стратегия особенно полезна для процесса "предоставления информации", или в случае необходимости разработки пошаговых инструкций для формирования отдельных "механических навыков". Немного больше об инструктивизме можно посмотреть в презентации:


2. Косвенные инструкции. Включают в себя обсуждение, формирование концепции, концепции достижения, закрытые процедуры, решения учебных проблем. Косвенная инструкция предполагает высокий уровень участия студентов в наблюдении, исследовании, формировании выводов из данных, или формирование гипотез. При этой стратегии используется познавательный интерес и любопытство студентов, часто побуждая их генерировать альтернативы для решения учебных задач. Косвенные инструкции поощряют творчество и развитие межличностных навыков и коммуникаций. Учитель организует учебную среду, обеспечивает возможность участия студентов, и, при необходимости, обеспечивает обратную связь для них.


3. "Интерактивные" инструкции. Как следует из названия, эта стратегия заключается в создании условий обучения, способствующих взаимодействию и обсуждениям. Т.е. обучение происходит посредством общения между участниками учебного процесса, и это взаимодействие может происходить в различных формах, включая: обсуждение в открытых или закрытых группах, совместную работу над проектом, обсуждения в классе.





4. Экспериментальное обучение. Одной из основополагающих работ по этой тематике есть работа Джона Дьюи "Опыт и образование". Также данная стратегия основана на работах Колба (например можно прочитать тут: http://www.ibcm.biz/Nauchnye-stati/2011-04-11-13-01-21.html)

Колб утверждает, что люди обучаются одним из четырех способов:
  • через опыт
  • через наблюдение и рефлексию
  • с помощью абстрактной концептуализации
  • с помощью активного экспериментирования
Исходя из этого он разработал повторяющийся цикл, необходимый для приобретения новых навыков:
  • Конкретный опыт - получение результата действия, набивание шишек
  • Рефлексивное наблюдение - размышление над опытом
  • Теоретические концепции - приходит к выводу, планирует изменения
  • Применение на практике - экспериментальная проверка
Колб полагает, что разные люди начинают обучение с разных из четырех предложенных этапов. На этом основана типология людей по подходам к обучению:
  • Активист - начинает с получения конкретного опыта
  • Мыслитель - начинает с размышлений
  • Теоретик - начинает с анализа существующих подходов
  • Прагматик - начинают с осознания того, как это скажется на них








Ниже примерно приведена одна из самых распространенных структур урока, построенного согласно принципам Колба:

  1. Мотивация и объявление новой темы - 10 % времени от общей длительности урока;
  2. Закрепление (повторение) пройденного - 20 % времени от общей длительности урока;
  3. Изучение нового материала — 50 % времени от общей длительности урока;
  4. Оценивание - 10 % времени от общей длительности урока;
  5. Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия) - 10 % времени от общей длительности урока.
Учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы сохранялись.

5. Независимые исследования. Независимые исследования предоставляют возможность для хорошо мотивированных студентов, продолжать изучать интересную тему, которая не указанна в традиционном учебном плане. Независимое исследование может также включать в себя обучение в партнерстве с другим лицом, или как часть работы (проекта) небольшой группы.  Такие программы внедряются, например, во многих учебных заведениях США .

Так, конкретный формат работы определяется студентом и преподавателем, который будет оценивать его. Они могут выбрать несколько коротких исследований или большое исследование, которое разбивается на несколько частей в зависимости от особенностей темы. За проведение таких исследований студенту могут быть начислены определенные кредиты по дисциплине.


 


4 комментария: