Страницы

воскресенье, 31 июля 2016 г.

Летняя школа e-learning.by-2016 (с верой в лучшее)

Привет всем кто не подписан на мой блог и всем кто подписан тоже здрассьте (да-да вот такой я неуч). 

От автора.

И снова лето и снова Международная школа e-learning.by, на которой происходит самое интересное в сфере электронного обучения, и которая для меня, как бы завершает учебный год. Начиная с 2013 года я регулярно приезжаю сюда и на это есть куча причин:
  1. Мастер-классы разрабатываются специально под школу и проходят с полным погружением в заданную тему.
  2. Здесь не говорят - здесь делают.
  3. Здесь есть место как индивидуальности так и командной работе.
  4. Здесь рождаются идеи, совместные проекты, концепты будущих курсов или программных продуктов.
  5. Здесь есть место креативу и выходу вашей энергии.
  6. Здесь не стыдно сказать - я не знаю или не умею - тебе помогут, покажут, объяснят.
  7. Здесь реально делятся своими наработками, а не прячут их в недра столов или компов.

Предыстория. Достопримечательности. День - 1,2. 

В этот раз я снова приехал пораньше, чтобы вместе с лучшим библиотекарем-краеведом России (не сильно хватил?) Мариной Орешко и Еленой Локтевой побывать в музее Великой отечественной войны, погулять в Парке Победы и вообще снова почувствовать Минск во всей его красе.

Ну что сказать - удалось практически все. Великолепный музей в котором зависнуть на 1 день вполне реально: куча экспонатов, документов, реальных образцов военной техники, наград, вещей и оружия участников тех событий. Почти в каждом зале есть видеобокс, где вы можете посмотреть кадры военной кинохроники, побродить по виртуальным местам тех нелегких и трагичных событий. Есть залы посвященные предвоенному периоду, борьбе подпольщиков Минска и партизанскому движению, нелегким временам оккупации Беларуси, операции "Багратион"... вообщем скажу всем - идти стоит.


Знаменитые танки Т-34 и PZ-III


Катюша (над колесом лежит образец снаряда)


Реальные фрагменты Тростянецкого концлагеря


Победа одна на всех (Минск, Харьков, Мурманск)


После такого плодотворного мероприятия посетив "Фонтан освобождения" и отобедав драниками с семгой на Площади Победы мы знатно посмеялись и подурачились на выставке "Наоборот" - просто море позитива! Ну и "вечернее мохито" для моих спутниц было мною тоже организовано! Я так понимаю, что это будет теперь моим коронным блюдом на школе)))))


А Вам слабо?

На следующий день нам с Мариной не повезло, так как не удалось попасть в Национальную библиотеку (санитарный день, блин) и в ботанический сад (понедельник, а-а-а!!!), но это было с лихвой компенсировано замечательной прогулкой с Юрием Майским и Наташей Кузнецовой по Троицкому предместью и набережной Свислочи.


В старом городе


Набережная Свислочи


Слушаем полонез Огинского

А истинный джентльмен нашей школы Юра Майский - свозил девушек в библиотеку на 4-й день, и как я понял - все получилось и удалось, особенно смотровая площадка и конкурс организованный для нас по результатам этого замечательного вояжа.


На смотровой площадке Национальной библиотеки (фото Ю. Майского)


Начало. День 3.

Вокзал, друзья, новые знакомые, обнимашки и прочая радость. И вот полный автобус нас уже мчится в загородный клуб "Фестивальный", где нам предстояли 4 дня напряженной работы и такого же отдыха.

Место проведения было просто прекрасным, чистые и просторные номера со всеми удобствами, огромная зеленая территория с кроликами, черникой, грибами, куча развлечений, начиная от веревочного городка и заканчивая теннисом и спортивной площадкой, уютный конференц-зал. Вообщем если мы еще раз поедем туда - я не откажусь!


Наш "Фестивальный"

***
Мастер-класс Наташи Кузнецовой был посвящен "ловушкам компетентности", как не попасть в них или избежать. Но вот по факту получился великолепный тренинг по командообразованию со сказочным сюжетом. Скажу так, если Наташа докрутит финал своего выступления - и четко заявит цель, то цены такому мастер-классу не будет. Лучше сделать историю менее продолжительной, но более целостной!. Свое мнение по остальным нюансам я сказал на школе - думаю запись будет. Да, кстати особенно поразила способность ведущей работать с метафорами - вот есть чему реально поучиться. Спасибо Наташе за труд и развиртуализацию - вот свой человек, однозначно! Активность и творчество прямо прет!

Фишка дня! Ну и завершил наш день прекрасный пикник с шашлыками, тостами, в т.ч. и музыкальными: армянские и грузинские напитки, курочка, жареный хлебушек, мохито ополоничками (куда же без него)))). Вообщем кто хорошо работает - тот хорошо ест. 


Добро пожаловать от Натальи Кузнецовой


Шашлычный мастер-класс от Сергея Запорожченко


Идем в гору. День 4

Во реально, второй день, уже 2-й год для меня это самый "погрузительный" и сложный во всех отношениях.

***
Стартовали мы с Викой Пилипцевич, мастер-класс которой был посвящен тем, кто принимает решения в области обучения и как не растерять тех, кто в этом реально заинтерисорван, как преодолеть ограничения и страхи таких людей. Кто принимает решения в сфере образования? Кто поддерживает? Кто отвечает за реализацию? 4 стола, 4 команды, 4 ситуации: Вуз, школа, корпоративный отдел обучения, учреждение допобразования. Наша команда сражалась с вузовскими проблемами, и вот в итоге, как руководитель скажу так. Один из основных выходов - это то, про что говорят в Украине уже чаще и громче (даже законодательно закреплено) - автономия ВУЗа. Хотя ее руководители чаще понимают в экономическом плане. А мне бы хотелось, чтобы это касалось также форм, средств и методов обучения, того, что дает учебному заведению формировать лучший состав преподавателей и выпускать качественный продукт, то бишь студента.


Как вузу не растерять заинтересованных (ответ на фото)

***
Мастер класс № 2 от Елены Локтевой и Сергея Запорожченко был посвящен работе с данными в среде обучения. Для Елены мы разбирали виды и формы данных, которые могут генерироваться в учебных заведениях и системах управления обучением. Мы строили диаграммы связей, работали с потребностями потребителей таких данных, описывали "сущности" и их признаки, которые генерируют данные для систем управления обучением. Скажу честно, для меня было даже иногда и сложно, понять некоторые моменты, но... у нас была ведущая, которая мне помогла справиться с этим, за что ей огромная благодарность.

А вот Сережа Запорожченко посвятил нас в особенности форматов Scorm и TinCan,  их принципы работы и сбора данных. Мы узнали много интересного о том, как идет сбор и обработка данных в этом формате, где может это применяться и т.д. Для меня Сергей выступил этаким "разрушителем мифов", а кому-то может и денег сэкономил))). Суперский мастер-класс.


Диаграмма связей от мэтра


Есть ли жизнь после Scorm?

Краткие выводы, которые я сделал для себя: 1) маркетинг новых форматов значительно опережает их возможности; 2) еще не придумали адекватной модели использования огромных объемов данных, которые можно собрать с помощью TinCan; 3) у данного направления есть перспективы, которые могут работать на улучшения учебного процесса; 4) перед использованием BigData надо вообще спрашивать целевых пользователей: А вам оно надо? И зачем? 

Фишка дня! А вечером был настольный теннис, где я с Леной Локтевой фантастически и феерично поддался Сереже Запорожченко и Саше Капустину (5-1 по партиям не в пользу поддающихся). Фууух, ну и день... выдохся.


Почти на вершине. День 5. 

***
В бой вступила тяжелая артиллерия в лице Саши Шумилина с замечательным мастер-классом о мобильном обучении и микрообучении. Мы разбирали его приемущества, ограничения, особенности, степень влияния на улучшения образовательных результатов ну и конечно... в командах разработали и практически подготовили 4 "стартап предложения" по таким мобильным курсам: "Оценка трудозатрат на ИТ-проектах"; "Чертенок #13" - по созданию пакостей; "Хорошо говорим!" - по публичным выступлениям; "Здоровое и рациональное питание"; "Семейная психология".

Наша команда: Виктория Пилипцевич, Марина Орешко, Сергей Колков и автор блога создавали мобильный курс "Чертенок № 13" - который обучает мелким пакостям))) Девиз игры: "Пакость должна быть быстрой".

Но вы не обольщайтесь, чтобы их создавать и делать надо изучать физику, химию, право, историю))) Вот так - через пакости - к обучению. И что интересно - нашему проекту все команды выразили наибольшую поддержку и признание. Победа осталась за нами. Уже второй раз замечаю - если мы работаем вместе с Викой - гарантирован результат. Галантерейщик и кардинал это сила! А какие идеи генерировали для курса Марина Орешко и Сережа Колков - просто супер. Вообщем все было гармонично)) За что коллег и благодарю!

А вообще на протяжении всего мероприятия чувствовался опыт Саши Шумилина в проведении таких квестов: управление аудиторией, задания, юмор, целеполагание - все было на высочайшем уровне. Один из лучших мастер-классов на которых доводилось работать, что кстати отметило много участников школы. 


Мы научим Вас делать пакости)))


Мастер школы, крут нереально!

***
Мой мастер-класс "Редактируем дизайном" был посвящен вопросам визуальных коммуникаций, типографики их принципам и направлениям использования в учебном процессе. 

Над материалом я работал около 7 месяцев, пропустил через себя кучу контента и попытался собрать все так, чтобы это выглядело "начальным этапом", для дальнейшего развития всех заинтересовавшихся. Я постарался дать как можно больше практических примеров, разобрать с участниками основные ошибки, которые случаются при работе над учебными материалами различного формата. Очень хотелось "попасть" к наибольшее количество людей и чтобы каждый нашел для себе что-то интересное).

Мне очень помогли замечания и предложения высказанные коллегами в течение выступления. Будем совершенствоваться!

Основная идея и слоган мастер класса "В разработке учебного материала - мелочей не бывает".

И несмотря на то что это было после обеда (все такие ), надеюсь я смог доказать и мы все успешно справились)). Как считаете коллеги?


21 век - век визуальных коммуникаций

Фишка дня! Наконец этот вечер был просто украшен феноменальной игрой в "UNO". Если вы хотите научится смеяться 3 часа подряд - велкам! Интересно, позитивно - я еще долго после игры улыбался))) Одно из лучших воспоминаний школы!


UNO - за полчаса до групповой истерики


На вершине. День 6

Один из лучших разработчиков электронных курсов Сергей Колков очень плотно и надолго погрузил нас во все нюансы проектирования курсов. Цели, задачи, анализ аудитории, подводные камни все это было в избытке и в нужный момент.

Конечно не обошлось без реализации игровых элементов, а также работы над особенностями актуализации материала для целевой аудитории. Команды разработали 4 проекта электронных курсов: "Безопасность детей в Интернете"; ""Диабет - не беда!", "Как выигрывать в UNO?"; "Читаем быстро!". А вот угадайте над каким курсов я работал??? Было все просто замечательно.

Сережа показал настоящий мастер-класс, за что ему огромный респект и уважуха! Благодаря нашей работе мы вывели хорошее определение электронного курса: "Средство управления учением с гарантированным результатом". Вот так))


Вот так выглядит актуальность курса (лист снизу)


Не знаете Блума? Ну Вы даете!


Итоги. Награды. Подарки.

1. Мастером разработки курсов с большим отрывом был выбран Сергей Колков! Беззаговорчно лучший спец в этом деле, заслуженная награда! Я в очередной раз понял, что стремиться есть куда и поучиться многому еще надо! Мои поздравления! Желаю Сергею в скором будущем принять более интересный и масштабный вызов!


Мастер разработки курсов!

2. Мастером управления проектами e-learning также с с большим преимуществом победил Александр Шумилин! Заслуженно, бесподобно! Отличный мастер класс, колоссальный опыт! Желаю Саше удачи во всех начинаниях и новых проектах!


Мастер управления проектами!

3. Выбор мастера школы затянулся на 2 голосования и выбор в итоге пал на меня, за что я безумно благодарю всех коллег. Было невероятно приятно, тем более аудитория была очень разной и ужасно сильной. Все больше о себе писать не буду - за меня скажут другие участники.


Мы такие)))

От автора! Как и обещал, я дарю всем коллегам библиотечку книг по итогам моего выступления (ссылки уже все разосланы). Также на slideshare вы можете скачать дополнительные презенташки по шрифтам и дизайну, которые были разработаны мной специально для "школьников". Так как они в *pdf формате, то для любого из участников летней школы  кто пожелает я вышлю исходники в *pptx, для удобства редактирования и использования.

Сюрприз! И напоследок для одного участника школы у меня готов сюрприз-подарок. Для кого - пока секрет))), проверяйте ЛС в facebook! 


Эпилог

Писать можно много, было столько интересного, но лучше так - одним постом. Надеюсь мои коллеги допишут, доскажут, допокажут!

Я в очередной раз после долгого перерыва встретился с Мариной Орешко, Сашей Шумилиным, Вячеславом Лебсаком и Михаилом Кушниром, развиртуализировался с Наташей Кузнецовой, познакомился с Сашей Кузнецовым, Сережей Колковым, Ульяной Мальцевой (привет передай Эдику Пономареву!), Наташей Шишлиной, пожал руку Валерию Юкевичу. Вновь увидел и обнял всех старых друзей. М-м-м-м!


Красавчики!

Отдельное спасибо мастерам школы Сергею Колкову и Саше Шумилину за бесподобные примеры работы и мастерство. Лучший подарок для меня - это Сашино пожелание на соответсвующей книге.

Я еще раз поклонюсь Елене Локтевой за позитив, организацию, настрой, трудолюбие и все те усилия которые она прилагает для того, чтобы нам всем было здорово! Лучший спец, о чем и говорит данный сертификат!


Елена Локтева лучшая!

Я желаю всем всем участникам школы удачи, успехов и реализации всех планов, которые наметили. Всех обнимаю и надеюсь на дальнейшие встречи и сотрудничество!

С уважением и глубокой благодарностью. Константин.

среда, 13 июля 2016 г.

Как люди учатся: Когнитивная теория обучения (Часть 3)

Первая часть поста: http://bugaychuk.blogspot.com/2016/06/1.html
Вторая часть поста: http://bugaychuk.blogspot.com/2016/06/1_28.html

3. Помощь учащимся в построении смысла информации (построении схемы, модели)

Теперь, когда мы устранили потенциальные помехи, которые отвлекали учащихся, мы должны обратить внимание на оказание помощи учащимся в построении модели или схемы материала.

Этот акт Майер называет «содействие, которое порождает обработку» - т.е. помощь учащимся в организации визуального и вербального представления материала, а затем интеграция этого нового материала с соответствующей информацией, которой учащиеся уже владеют. Ученики, которые участвуют в «порождающей обработке» могут быть пассивными поведенчески, но познавательно, они активны:



... хорошо продуманные мультимедийные материалы могут способствовать активной когнитивной обработке учащимися, даже если они кажутся поведенчески неактивными. (E. Mayer, 2009, Multimedia Learning)


Принципы «порождающей обработки»:

1. Принцип мультимедиа. 

Лучше пара слов с изображениями, а не слова, описывающие эти изображения.

Майер описывает этот принцип так: «Более глубокая обработка учебного материала возникает, когда учащиеся имеют возможность интегрировать изобразительные и словесные представления одного и того же учебного объекта. Вместо того, чтобы удерживать информацию в памяти, учащиеся активно строят наглядные и словесные ментальные модели, пытаясь понять, как они связаны друг с другом.

Представление текста и графики имеет решающее значение, поскольку помогает учащимся участвовать в активной когнитивной обработке материала. Однако, не все изображения, которые используются учителями, порождают эту обработку.



Декоративные изображения. Их задача развлечь ученика, а не улучшить обучающий материал.


Репрезентативные изображения. Они изображают какой-либо одиночный элемент, а не отношения между несколькими элементами.





Организационные изображения. Они показывают отношения между элементами (например, инфографика);


Объясняющие изображения. Они поясняют, как работает система (например, круговорот воды в природе).


Только организационные и объясняющие изображения способствуют обучению. Для разработки полезного онлайн-контента, мы предлагаем вам использовать только эти типы графики.


Вот пример организационного изображения, которое поясняет с технической точки зрения термин «Отчет о работе моста»





2. Принцип персонализации (использование разговорного стиля).

Интернет обучение можно рассматривать как некий разговор между учеником и преподавателем. Учитывая это, имеет смысл обращаться к Вашим ученикам в разговорном стиле. Это увеличивает «чувство социального присутствия», которое, в свою очередь, повышает готовность учащихся понять смысл такого разговора.

3. Принцип демонстрации действий человека.

Конечно, добавление в курс «говорящей головы» иногда отвлекает и даже мешает продуктивному восприятию материала. Тем не менее, проведение живым человеком неких демонстраций, опытов или иных визуализаций способствует повышению запоминаемости учебного материала.

4. Принцип демонстрации примеров работы.

Предоставление учащимся рабочих примеров касающихся учебного материала делает видимыми различные абстрактные понятия, тем самым уменьшая когнитивную нагрузку на ученика.