Страницы

пятница, 23 декабря 2016 г.

Скринкаст за 5 минут (спасибо iSpring)

Это будет очень короткое сообщение, так как инструмент о котором я хочу рассказать очень прост и трудностей использования не вызывает. Итак встречаем: iSpring Free Cam.

Это программа для записи вашего экрана с дальнейшей возможностью комментирования голосом, редактурой, сохранением и публикацией на YouTube.

1. Программу можно скачать с офсайта компании по адресу: http://www.ispring.ru/products.html



2. После скачивания требуется установить ее на ваш ПК.


3. Запускаем программу, появляется окно в котором Вам предложат создать новую запись





4. Нажимаем "Создать". Появляется окно в котором можно выбрать область записи и настроить звуковые параметры




5. После записи, созданный файл можно сразу предварительно посмотреть, скачать, опубликовать или отредактировать (повысить уровень звука, убрать шумы и т.д.)




6. Это окно редактирования видео




7. При скачивании видео сохраняется в формате *wmv. Media Player Classic читает аж бегом



Респект создателям. Просто, быстро, грамотно.


Послесловие:

1. Если вам не нравится формат *wmv, то его можно сконвертировать воспользовавшись сервисом http://www.online-convert.com/ru 

2. А если авторы добавят возможность записывать видео с веб-камеры... будет просто здорово!

суббота, 26 ноября 2016 г.

Брошюра по микрообучению (часть № 2)



Элемент ГОТОВНОСТЬ предполагает создание ситуации подготовленности персонала к внедрению микрообучения. Для этого этапа очень хорошо подходят:
  • мотивационные видео 
  • диагностические контрольные опросы 
  • инфографика 
Например организация "Zions Bancorporation" сейчас осуществляет переход на новые принципы обслуживания клиентов. Zions понимает, что успешный переход будет  частично зависеть от вовлечённости каждого сотрудника и понимания персоналом сущности  такого процесса. В компании создали несколько коротких обучающих видеороликов, которые объясняют основные принципы нового этапа развития компании, его преимущества и особенности внедрения. 

Элемент ОТКРЫТИЕ направлен на создание "целевого контента", который акцентирует внимание на одной проблеме и помогает решить ее. Использование модели 5*5 может быть полезным методом изложения (5 идей поясняются за 5 минут и каждая направлена на изменение поведения).

В Северо-западном университете, преподаватели хотели помочь студентам и преподавателям понять особенности STEM образования (science, technology, engineering and mathematics - STEM). Поэтому был создан microlearning курс под названием "Принципы STEM образования". Каждый модуль кратко отвечал на конкретный вопрос об этом виде образования, начинался с вопроса: "Почему...?", поэтому хорошо воспринимался целевой аудиторией.

Элемент ЗАКРЕПЛЕНИЕ нужен для того, чтобы прочно закрепить полученную информацию, перевести ее в долговременную память персонала, путем создания вспомогательных ресурсов, к которым мог бы обращаться сотрудник, если у него возникла такая необходимость.
Так в компании "Allen Communication" создан микрокурс "Стили общения", который был разработан по методу 5*5 и касался основных стилей поведения клиентов, которые обращаются в кол-центры

4 элемента стратегии внедрения микрообучения


Оценка. Изучите проблемы, ответьте четко на вопрос "Что вы хотите изменить с помощью микрообучения?"
Оценка. Оцените какие ресурсы или курсы неэффективны, почему это происходит?
Карта. Выберите дизайн учебного материала соответствующий содержанию информации. Это поможет сохранить деньги и время на разработку.
Определение. Определитесь, какой у вас бюджет, время и внутренние ресурсы. Инвестируйте средства для создания хорошего контента, ведь он может быть использован потом повторно.

вторник, 8 ноября 2016 г.

Брошюра по микрообучению (часть № 1)




********
1. Микрообучение предназначено для достижения конкретных учебных целей и повышения производительности труда в организации. Один модуль микрообучения (один квант информации) направлен на внедрение одной концепции, изменение одной модели поведения, или решает одну производственную проблему.

Пример: Компания Domino создала микро-курсы, каждый из которых решает одну проблему: сокращение пищевых отходов, уменьшение брака при производстве пиццы и т.п..


2. Для достижения  конкретной цели, микрообучение использует одну учебную деятельность. Это может быть игра, обсуждение или интерактивное видео, но эта активность сосредоточена только на одном поведении или одной концепции.

Пример: Компания Domino разработала курсы в виде игры, играя в которую можно научиться готовить пиццу разными способами.

3. Микрообучение как правило, является частью большей стратегии развития компании. Микрообучение не может существовать само по себе.  Это не просто нарезка длинного видеоконтента, элементы микрообучения должны дополнять общую учебную стратегию.



********
Микрообучение подходит для вашей организации, если:
  • продукты или услуги компании часто обновляются;
  • вы внедряете новые услуги или процессы;
  • ваша цель состоит в том, чтобы управлять изменениями;
  • ваши работники имеют разные уровни подготовки.
Тем не менее, даже если микрообучение вам подходит не думайте, что это более дешевый вариант традиционного обучения. Подготовка учебного контента может занять продолжительное время, кроме того, микрообучение это более концентрированные кванты информации, которые нуждаются в более тщательном проектировании



********
Готовность. Открытие. Подкрепление.

Красота микрообучения состоит не только в целенаправленной природе. При рассмотрении вопроса о том какую роль микрообучение должно играть в вашей учебной программе, у вас есть много вариантов, так как микроактивности могут быть использованы в любом месте учебной программы цикла обучающегося - иногда в качестве отдельной части, иногда, чтобы дополнить учебную программу.

Микрообучение встраивается в любой этап обучения - от готовности к открытию до исследования вопроса и закрепления достигнутого результата.

Вы можете использовать микроактивности (игры, видео), чтобы привлечь внимание учащихся, перед учебным процессом. Микрообучение может быть полезным, когда вы объясняете цель обучения, мотивируете сотрудников, предоставляете материалы, которые будут полезны в более масштабном учебном процессе. 
После того, как учащиеся перешли в стадию открытия, ваш микроконтент может помочь им сосредоточиться на конкретных видах поведения, которые нужно изменить или информации, которую им надо знать. 
И, наконец, за счет увеличения частоты короткого обучающего контента, ваши ученики смогут лучше запомнить информацию и отработать необходимые навыки.



ГОТОВНОСТЬ 
  • мотивационные видео 
  • диагностические контрольные опросы 
  • инфографика 
  • перевернутая подготовка к работе
ОТКРЫТИЕ
  • геймификация
  • сценарии принятия решений 
  • видео интервью 
  • деморолики "Как..." 
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
  • процедурные справочники
  • справочники по инструментарию
  • визуализация целей
  • лучшие практики

среда, 19 октября 2016 г.

Дьявольский словарь учебных терминов (Ч.2)

Первая часть словаря находится тут: http://bugaychuk.blogspot.com/2016/10/1.html

Активное обучение (Active learning):

  1. Противоположность "урокам послушания".
  2. Странная идея о том, что обучение и учащиеся не должны быть мертвыми. 
Аналитика (Analytics): Использование чисел, чтобы подтвердить существующие предубеждения, а также проектирование сложных систем для генерации этих чисел.

Асинхронный (Asynchronous): Восхитительное состояние, благодаря которому вы в состоянии взаимодействовать с кем-то онлайн и в тоже время делать себе бутерброд.

Значки, Бейджи (Badges): Элемент тщеславия. Так как никто не любит оценки или проценты, то лучше всего сделать их "ненастоящими" (и главное, никто не догадается о подмене).

Лучшая практика (Best practice): Образовательный подход, о котором кто-то слышал, что где-то хорошо работают.

Большие данные (Big data):
  1. Когда обычного наблюдения не хватает.
  2. Грааль, объект желания.
Chromebook: Устройство, которое доказывает, что обычный ПК не такая уж плохая идея в конце концов.

Кликеры (Clickers):
  1. Дистанционное управление без контроля.
  2. Технологии для оценки знаний студентов. Однако они в основном используются для оценки посещаемости хотя студенты во время занятий имеют возможность нажать на кнопку, чтобы создать у преподавателю иллюзию своего участия.
Облако (Cloud):
  1. Фиктивное место, где хранятся мечты. 
  2. Просто компьютеры других людей. 
Компетентностно-ориентированное обучение (Competency-based learning ): Признание того, что обучение на самом деле о том, что должно быть изучено и о том, что действительно изучено.

Управление цифровыми правами (Digital rights management DRM)):
  1. Цифровой поводок.
  2. Ностальгия по Берлинской стене.
  3. Когда параноики и человеконенавистники противостоят другим людям с использованием технологий.
Edupunk: Короткоживущая подрывная концепция, которая выступает за расширение прав и возможностей учащихся, и вызывает хаос. Она быстро и безопасно, сдерживается развертыванием официально утвержденных сервисов и программ, например СДО.

Перевернутый класс (Flipped classroom): Практика замены лекций, при которой преподаватели обобщают материал курса с помощью видеолекций, которые в свою очередь обобщают текстовый материал курса.

Форум:

  1. Социальный дарвинизм с использованием технологии 1980-х.
  2. Полезный способ для учащихся и преподавателей общаться друг с другом. Редко используется в жизни, в основном только в дистанционном обучении. 
Google Doc: Веб - страница, которую потенциально можно редактировать (не вики).

Инновации: Волшебное слово, которое применяется ко всему, чтобы вы хотели сделать за деньги.

iTunesU: 

  1. Кладбище контента.
  2. Когда вы на самом деле, абсолютно не хотите работать в Интернет, но тем не менее, вынуждены обмениваться контентом за пределами LMS.
Масштабируемый ("Not a monolith"): Волшебная фраза, которая применяется к проекту, чтобы получить за него больше денег.

Открытый доступ к научным публикациям (Open access in scholarly publication):
Апокалипсис для издателей, научных сообществ и некоторых профессоров.

Открытые значки (Open Badges): Стратегия безопасной геймификации для LMS, награждение студента соответствующими цифровыми стикерами. Они не должны никогда использоваться для настоящего признания результатов обучения.

Powerpoint:
  1. Популярный и дешевый наркотик, почему-то декриминализованный.
  2. Мощный инструмент для поддержания идеи в пределах утвержденных границ. 
Синхронный (Synchronous): Описывает ужасное осознание того, что в Интернете есть другие люди и что они думают не так как ты.

YouTube: Идеальная образовательная технология: все любят и используют, это надежно и бесплатно, и самое главное - никто не должен его поддерживать.

пятница, 7 октября 2016 г.

Дьявольский словарь учебных терминов (Ч.1)

Оригинал: https://bryanalexander.org/2016/09/22/a-devils-dictionary-of-educational-technology


App (Приложение): Элегантный способ избежать Интернета.

Blended learning (Смешанное обучение): Практика объединения цифрового и традиционного обучения. Также упоминается как "учение", "обучение" и "реальный мир".

Blogging (Ведение блога): Практика написания текста и взаимодействия с аудиторией через простые в использовании, инструменты архивации. Может быть аккуратно похоронен СДО.

Competency-based education (CBE) (Компетентностное обучение):
Признание того, что обучение может происходить за пределами образовательного сообщества. Очевидно , что это опасная сущность, и должна быть применима для низших слоев общества.

Digital native (Цифровой абориген): Студент, работник.

Engagement (участие, занятие): То , о чем все говорят, но на самом деле никто не знает, что это значит.

Gaming (Игра):
Огромный культурный артефакт распространяемый человеческим родом, пожалуй, самая передовая интеграция мультимедиа и рассказывания историй, на основании чего возникла возможность преподавать в увлекательной манере. Давайте не будем говорить об этом снова.

Infographic (Инфографика): Самый простой способ избежать чтения и письма.

Interactive whiteboard (Интерактивная доска):
Стильная , но дорогая альтернатива картинам и гобеленам.

Lifelong learning (Непрерывное обучение):
Стратегия институционального обучения для извлечения денег из учащихся. Также известна как "постоянное развитие".

LMS (СДО):
  1. Система управления документами, с помощью которого преподаватель может передавать их своим студентам. Любопытно, но для этого они и развернуты.
  2. Хороший способ избежать юридических уведомлений об авторских правах.
  3. Кладбище педагогических идей. Черная дыра для ИТ-бюджетов.

Luddite (Луддит): Тот кто против внедрения технологий в одной области жизни, но полагается на них в значительной степени, во всех других аспектах.

Mobile (Мобильный, мобильность):

  1. Теперь известна как то, чего надо остерегаться. Может быть обеспечена по всей территории учебного заведения через WiFi, но никогда не используется в учебных классах.
  2. Технология которая широко используется "черными", "латиноамериканцами" и "бедными людьми". Если вы хотите запустить такой проект - подумайте об этом факте!
Mooc (МОДК): Заметный и очень дорогой способ поместить учебное содержимое в Интернет. Американское изобретение. Этимология еще полностью не изучена.

Open Education Resources (Открытые образовательные ресурсы): Дешевый способ для студентов получить доступ к учебным материалам и производить контент. Учебные заведения практически не знают об этом.

Shadow IT department (Теневой ИТ - отдел): Таинственный альянс , который делает много работы на территории учебного заведения.

World Wide Web (WWW): 
Странная новая технология, существование которой может быть проигнорировано с помощью LMS, собственных баз данных, автономных мобильных приложений.

воскресенье, 18 сентября 2016 г.

Игровые механики для обучения

5 игровых механик для обучения: https://elearningindustry.com/5-game-elements-create-effective-learning-games




Необходимо помнить, что при разработке обучающих игр, игровые механики и игровые элементы, которые используются разработчикам, должны использоваться не просто для "дизайна или украшения", а для того чтобы помочь аудитории достичь целей обучения.

Вот некоторые игровые механики, которые могут быть использованы для разработки эффективных обучающих игр:



1. Конфликт.
В играх, для повышения ее интереса, обязательным элементом есть какой-то конфликт, который представляет собой проблему для игрока, и которую он обязан преодолеть. Эта проблема может быть физическим препятствием, боем с другим игроком, загадкой и т.д. Существуют различные типы конфликтов, которые могут быть встроены в обучение. Разработчики могут включать конфликт, который возникает у участника другими игроками (соревнование, конкурс). Ситуации совместного обучения также могут быть спроектированы с учетом конфликта, например, когда все все игроки должны работать вместе, чтобы преодолеть определенное препятствие. Дизайнеры также могут внедрить реальные профессиональные конфликты (конфликт между качеством и временными ограничениями или качеством и бюджетом). Это дает возможность учащимся развить в себе навыки, необходимые в повседневной деятельности.

2. Стратегия и шанс.
Игровая стратегия предполагает собой передачу управления и контроля в руки игроков, для принятия решений, которые влияют на ход игры или их шансы на достижение цели. В учебном процессе игры могут использовать данный прием, т.к. большинство проблем, в рамках сценария работы корпоративных сотрудников являются многослойными. Проблема, с которой они сталкиваются в игре могут быть основаны на случайном выборе в то время как решение, которое они приняли могут включать в себя элемент общей стратегии для достижения цели. Это добавляет сценарию курса реалистичности и учит сотрудника (ученика) принимать решения и брать на себя ответственность за последствия

3. Эстетика.
Наиболее опытные разработчики игр согласятся, что эстетика коррелирует с высокой привлекательностью. Сама по себе эстетика это власть, которая используется, чтобы вовлечь людей в игру. Визуальное оформление и визуализация вообще являются мощным средством привлечения игроков и помогают им погрузиться в игру. В обучающих играх есть искушение сэкономить на дизайне. Даже если процент эстетики в данном случае низок по сравнению с развлекательными играми, все же необходимо добавить  определенное количество визуальной привлекательности. Если у вас бюджетные ограничения, то вы можете использовать интернет - ресурсы для устранения этого недостатка:

4. Тема и сюжет.
Тема может добавить интерес и создать взаимодействие в рамках обучающей игры. Тема может быть передана с помощью визуальных эффектов и краткой "предыстории". История предлагает повествовательную нить, которая тянется через всю игру.Обучающемуся гораздо легче вспомнить факты, когда они являются частью повествования, чем просто информацию, лишенную какой-либо «истории» или контекста. Чтобы создать сюжетную линию эффективных в обучающих играх, важно иметь в виду, что сильная история имеет 4 элемента описанных в этой статье ниже.

5. Персонажи.

  • Сюжет: Что-то должно произойти для того, чтобы возникла история.
  • Напряжение: часто воспринимается как конфликт.
  • Решение проблемы.
  • Награды.
Существует общая тенденция к увеличению количества наград, но разработчики должны эффективно использовать этот инструмент. Популярная стратегия состоит в том, чтобы вознаграждать людей за выполнение скучных или повседневных задач, которые необходимы в игре. Кроме того, важно назначать вознаграждение или очки за процесс исполнения, а не за завершение определенной части игры. Например, вознаграждение за завершение какого либо уровня стимулирует учащихся на "самом итоге" без понимания концепции или процесса достижения результата. В игре, оценка является мощным инструментом обратной связи. Игроки должны понимать способы начисления очков или другие стимулы и это будет мотивировать их, чтобы играть лучше, а также учиться лучше.

среда, 31 августа 2016 г.

Основы персонализированного обучения (инфографика)

Оригинал инфографики: http://elearninginfographics.com/defining-personalized-learning-infographic



Образовательные модели все чаще избегают подхода при котором для многих целевых групп обучающихся применяются одни и те же методы преподавания или оценки учебных достижений.






Если обратить внимание на данную инфографику, то студент помещен в центр учебного процесса, он его полноценный участник, а не наблюдатель - он несет ответственность за выбор соответствующих инструментов и стратегий для управления своим обучением и достижением учебных целей. Естественно, что иногда он не может справиться сам, для этого ему нужна поддержка преподавателя.
Кроме этого существует целый ряд методов и приемов, которые делают персонализированное обучение успешным. 

Проверка прогресса.  Сбор промежуточных данных, которые отражают прогресс студента помогает преподавателям отмечать его рост и определить, где ему может потребоваться дополнительная помощь.

Партнерство.  Участие родителей, братьев, сестер и других заинтересованных лиц, очень часто помогает студентам в достижении их целей обучения. Такие партнеры лучше осведомлены о личностных характеристиках ученика, которые могут влиять на процесс обучения.

1:1 Взаимодействие.  Уделите время для личного взаимодействия с вашими учениками. Такие персональные консультации или обратная связь оставляют более "глубокий след". Таким образом ученик может получить ту информацию, которая необходима именно ему.

Индивидуальный учебный план. Это ситуация при которой траектория обучения формируется в соответствии с потребностями ученика и может меняться в зависимости от его прогресса.
  
Доступ 24/7. Технологии: Это больше, чем просто цифровые технологии. Речь идет именно об использовании программ и инструментов настроенных под потребности конкретного учащегося и доступные ему в любое время независимо от местонахождения

Адаптивные Среды. Содержание обучения адаптируется в зависимости от прогресса ученика, позволяет использовать тот контент, который нужен ему в данный момент.

суббота, 13 августа 2016 г.

Пинг-понг (новый сервис обратной связи)

У меня в блоге, да у моих друзей есть множество обзоров на мобильные сервисы для обратной связи с тем или иным функционалом: Mentimeter, Kahoot, Tricider, Socrative и т.д. Сегодня мы поговорим о сервисе Пинг-понг.


Сайт приложения: http://gogopp.com/en . Базовые языки - китайский, английский и, по-моему, корейский.



"Промовидео" о возможностях сервиса



Какие базовые функции предлагает сервис?

1. Отслеживание ответов аудитории в режиме онлайн. С помощью различных викторин (тестов), преподаватель  в режиме онлайн может оценивать знания аудитории и предпринимать адекватные этому действия. Сервис автоматически собирает ответы студентов и выдает результат в виде графика (диаграммы).

2. Различные варианты активностей: выбор ответа из нескольких (также подходит для голосования в классе); развернутый ответ в виде текста; Да/Нет; ответ в виде изображения.

3. Есть возможность установки таймера, случайного выбора студента


*****
Мобильная версия

Я тестировал сервис на мобильном телефоне (учитель) и планшете (студент) - так, что по скринам будет все понятно!

1. Созданный класс и выбор активностей.



 2. В таком виде задание появляется на планшете.

 3. После ответа, от тут же отображается в виде столбчатой диаграммы. 



4. Нажав вверху справа на секторальный круг - ответы отобразятся в виде круговой диаграммы. Вверху от переключения режимов визуализации - можно сбросить результаты (круговая стрелочка) и повторить опрос снова.



5. Ответ в виде изображения можно нарисовать, можно выбрать фото с устройства или самому сфотографировать. Я сфотографировал - все работает.


 6. Так отображается ответ на телефоне преподавателя.



 7. Ответ можно и нарисовать.



 7. Так выглядит рисунок на телефоне преподавателя. А если вы нажмете на иконку человечка, то можете посмотреть имена отвечавших, если Вам это потребуется.



*****
Веб-версия.

При создании комнаты сервис простит регистрацию через Фейсбук или Google-аккаунт. После этого также выбираете режим: учитель (ведущий, host) или ученик (гость, guest).

Я тестировал ноутбук и телефон в двух разных режимах (одно устройство - учитель, второе ученик и потом - наоборот). Все работает стабильно (ну у меня по крайней мере). Ответы отсылаются, можно рисовать на ПК мышкой и т.д.





1. В режиме гостя точно также вам надо ввести код доступа к учебной комнате и представиться



2. Так выглядит учебная комната на ПК


3. Рисуем ответ мышкой и отправляем на телефон



В принципе авторы говорят, что веб версия тестируется (бета режим) - так что ждем большого релиза. В таком случае будет здоровоо. Т.к. у студента может быть нетбук или вообще это может быть ПК-класс, а смартфоны не у всех, или нет Wi-Fi. 
Все таки, полноценная веб-версия для такого устройства это очень круто. Ждем-с

Выводы: 

1. Связь быстрая, хорошая визуализация, возможность не только выбора, но и свободного ответа или надписи или собственного фото.

2. Если сделают веб-версию - будет вообще круто

3. Ответы в виде изображений (если использовать камеру) отлично можно использовать онлайн для уличных квестов или оффлайн как фиксацию результата домашнего задания сфотографировать что в итоге получилось... найди то-то..., а потом загрузи в классе как ответ.

4. Любой выбор варианта ответа подойдет как ответ на тестовое задание, как голосование, как обратную связь на любых мероприятиях (уроки, презентации).

5. Ответ в виде текста можно использовать для небольших отзывов или ответов на задания (рифма, ответ на пример по арифметике, краткое доказательство, брейн ринг, мозговой штурм)


Для того, чтобы начать пользоваться приложением:
  1. Закачать из Apple Store: https://itunes.apple.com/us/app/pingpong-spot-networking/id734147693?mt=8
  2. Закачать из Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=kr.co.waterbear.pingpong&hl=ru 
  3. Веб-версия: http://gogopp.com/en/web

П.С. Пока еще не разобрался с функциями таймера и презентации... Но время есть. если кто успел, поделитесь пожалуйста в комментариях

среда, 3 августа 2016 г.

Презентации по шрифтам и дизайну

За этот год я много почерпнул из сферы визуальных коммуникаций и типографики, поэтому делюсь своими наработками и наработками коллег.

В некоторой степени материал пересекается, есть схожие слайды, но тем не менее думаю читателям это будет полезно.


Презентация с Международной школы e-learning.by.2016






Обобщенная презентация по шрифтам





Презентация "Фишки дизайна". 

В ней я собрал и адаптировал удачные, на мой взгляд, примеры слайдов, визуализации информации, приемы демонстрации списков (буллитов), разбивки текста. Есть ссылки на полезные ресурсы, которые помогут Вам с иконками, изображениями.



воскресенье, 31 июля 2016 г.

Летняя школа e-learning.by-2016 (с верой в лучшее)

Привет всем кто не подписан на мой блог и всем кто подписан тоже здрассьте (да-да вот такой я неуч). 

От автора.

И снова лето и снова Международная школа e-learning.by, на которой происходит самое интересное в сфере электронного обучения, и которая для меня, как бы завершает учебный год. Начиная с 2013 года я регулярно приезжаю сюда и на это есть куча причин:
  1. Мастер-классы разрабатываются специально под школу и проходят с полным погружением в заданную тему.
  2. Здесь не говорят - здесь делают.
  3. Здесь есть место как индивидуальности так и командной работе.
  4. Здесь рождаются идеи, совместные проекты, концепты будущих курсов или программных продуктов.
  5. Здесь есть место креативу и выходу вашей энергии.
  6. Здесь не стыдно сказать - я не знаю или не умею - тебе помогут, покажут, объяснят.
  7. Здесь реально делятся своими наработками, а не прячут их в недра столов или компов.

Предыстория. Достопримечательности. День - 1,2. 

В этот раз я снова приехал пораньше, чтобы вместе с лучшим библиотекарем-краеведом России (не сильно хватил?) Мариной Орешко и Еленой Локтевой побывать в музее Великой отечественной войны, погулять в Парке Победы и вообще снова почувствовать Минск во всей его красе.

Ну что сказать - удалось практически все. Великолепный музей в котором зависнуть на 1 день вполне реально: куча экспонатов, документов, реальных образцов военной техники, наград, вещей и оружия участников тех событий. Почти в каждом зале есть видеобокс, где вы можете посмотреть кадры военной кинохроники, побродить по виртуальным местам тех нелегких и трагичных событий. Есть залы посвященные предвоенному периоду, борьбе подпольщиков Минска и партизанскому движению, нелегким временам оккупации Беларуси, операции "Багратион"... вообщем скажу всем - идти стоит.


Знаменитые танки Т-34 и PZ-III


Катюша (над колесом лежит образец снаряда)


Реальные фрагменты Тростянецкого концлагеря


Победа одна на всех (Минск, Харьков, Мурманск)


После такого плодотворного мероприятия посетив "Фонтан освобождения" и отобедав драниками с семгой на Площади Победы мы знатно посмеялись и подурачились на выставке "Наоборот" - просто море позитива! Ну и "вечернее мохито" для моих спутниц было мною тоже организовано! Я так понимаю, что это будет теперь моим коронным блюдом на школе)))))


А Вам слабо?

На следующий день нам с Мариной не повезло, так как не удалось попасть в Национальную библиотеку (санитарный день, блин) и в ботанический сад (понедельник, а-а-а!!!), но это было с лихвой компенсировано замечательной прогулкой с Юрием Майским и Наташей Кузнецовой по Троицкому предместью и набережной Свислочи.


В старом городе


Набережная Свислочи


Слушаем полонез Огинского

А истинный джентльмен нашей школы Юра Майский - свозил девушек в библиотеку на 4-й день, и как я понял - все получилось и удалось, особенно смотровая площадка и конкурс организованный для нас по результатам этого замечательного вояжа.


На смотровой площадке Национальной библиотеки (фото Ю. Майского)


Начало. День 3.

Вокзал, друзья, новые знакомые, обнимашки и прочая радость. И вот полный автобус нас уже мчится в загородный клуб "Фестивальный", где нам предстояли 4 дня напряженной работы и такого же отдыха.

Место проведения было просто прекрасным, чистые и просторные номера со всеми удобствами, огромная зеленая территория с кроликами, черникой, грибами, куча развлечений, начиная от веревочного городка и заканчивая теннисом и спортивной площадкой, уютный конференц-зал. Вообщем если мы еще раз поедем туда - я не откажусь!


Наш "Фестивальный"

***
Мастер-класс Наташи Кузнецовой был посвящен "ловушкам компетентности", как не попасть в них или избежать. Но вот по факту получился великолепный тренинг по командообразованию со сказочным сюжетом. Скажу так, если Наташа докрутит финал своего выступления - и четко заявит цель, то цены такому мастер-классу не будет. Лучше сделать историю менее продолжительной, но более целостной!. Свое мнение по остальным нюансам я сказал на школе - думаю запись будет. Да, кстати особенно поразила способность ведущей работать с метафорами - вот есть чему реально поучиться. Спасибо Наташе за труд и развиртуализацию - вот свой человек, однозначно! Активность и творчество прямо прет!

Фишка дня! Ну и завершил наш день прекрасный пикник с шашлыками, тостами, в т.ч. и музыкальными: армянские и грузинские напитки, курочка, жареный хлебушек, мохито ополоничками (куда же без него)))). Вообщем кто хорошо работает - тот хорошо ест. 


Добро пожаловать от Натальи Кузнецовой


Шашлычный мастер-класс от Сергея Запорожченко


Идем в гору. День 4

Во реально, второй день, уже 2-й год для меня это самый "погрузительный" и сложный во всех отношениях.

***
Стартовали мы с Викой Пилипцевич, мастер-класс которой был посвящен тем, кто принимает решения в области обучения и как не растерять тех, кто в этом реально заинтерисорван, как преодолеть ограничения и страхи таких людей. Кто принимает решения в сфере образования? Кто поддерживает? Кто отвечает за реализацию? 4 стола, 4 команды, 4 ситуации: Вуз, школа, корпоративный отдел обучения, учреждение допобразования. Наша команда сражалась с вузовскими проблемами, и вот в итоге, как руководитель скажу так. Один из основных выходов - это то, про что говорят в Украине уже чаще и громче (даже законодательно закреплено) - автономия ВУЗа. Хотя ее руководители чаще понимают в экономическом плане. А мне бы хотелось, чтобы это касалось также форм, средств и методов обучения, того, что дает учебному заведению формировать лучший состав преподавателей и выпускать качественный продукт, то бишь студента.


Как вузу не растерять заинтересованных (ответ на фото)

***
Мастер класс № 2 от Елены Локтевой и Сергея Запорожченко был посвящен работе с данными в среде обучения. Для Елены мы разбирали виды и формы данных, которые могут генерироваться в учебных заведениях и системах управления обучением. Мы строили диаграммы связей, работали с потребностями потребителей таких данных, описывали "сущности" и их признаки, которые генерируют данные для систем управления обучением. Скажу честно, для меня было даже иногда и сложно, понять некоторые моменты, но... у нас была ведущая, которая мне помогла справиться с этим, за что ей огромная благодарность.

А вот Сережа Запорожченко посвятил нас в особенности форматов Scorm и TinCan,  их принципы работы и сбора данных. Мы узнали много интересного о том, как идет сбор и обработка данных в этом формате, где может это применяться и т.д. Для меня Сергей выступил этаким "разрушителем мифов", а кому-то может и денег сэкономил))). Суперский мастер-класс.


Диаграмма связей от мэтра


Есть ли жизнь после Scorm?

Краткие выводы, которые я сделал для себя: 1) маркетинг новых форматов значительно опережает их возможности; 2) еще не придумали адекватной модели использования огромных объемов данных, которые можно собрать с помощью TinCan; 3) у данного направления есть перспективы, которые могут работать на улучшения учебного процесса; 4) перед использованием BigData надо вообще спрашивать целевых пользователей: А вам оно надо? И зачем? 

Фишка дня! А вечером был настольный теннис, где я с Леной Локтевой фантастически и феерично поддался Сереже Запорожченко и Саше Капустину (5-1 по партиям не в пользу поддающихся). Фууух, ну и день... выдохся.


Почти на вершине. День 5. 

***
В бой вступила тяжелая артиллерия в лице Саши Шумилина с замечательным мастер-классом о мобильном обучении и микрообучении. Мы разбирали его приемущества, ограничения, особенности, степень влияния на улучшения образовательных результатов ну и конечно... в командах разработали и практически подготовили 4 "стартап предложения" по таким мобильным курсам: "Оценка трудозатрат на ИТ-проектах"; "Чертенок #13" - по созданию пакостей; "Хорошо говорим!" - по публичным выступлениям; "Здоровое и рациональное питание"; "Семейная психология".

Наша команда: Виктория Пилипцевич, Марина Орешко, Сергей Колков и автор блога создавали мобильный курс "Чертенок № 13" - который обучает мелким пакостям))) Девиз игры: "Пакость должна быть быстрой".

Но вы не обольщайтесь, чтобы их создавать и делать надо изучать физику, химию, право, историю))) Вот так - через пакости - к обучению. И что интересно - нашему проекту все команды выразили наибольшую поддержку и признание. Победа осталась за нами. Уже второй раз замечаю - если мы работаем вместе с Викой - гарантирован результат. Галантерейщик и кардинал это сила! А какие идеи генерировали для курса Марина Орешко и Сережа Колков - просто супер. Вообщем все было гармонично)) За что коллег и благодарю!

А вообще на протяжении всего мероприятия чувствовался опыт Саши Шумилина в проведении таких квестов: управление аудиторией, задания, юмор, целеполагание - все было на высочайшем уровне. Один из лучших мастер-классов на которых доводилось работать, что кстати отметило много участников школы. 


Мы научим Вас делать пакости)))


Мастер школы, крут нереально!

***
Мой мастер-класс "Редактируем дизайном" был посвящен вопросам визуальных коммуникаций, типографики их принципам и направлениям использования в учебном процессе. 

Над материалом я работал около 7 месяцев, пропустил через себя кучу контента и попытался собрать все так, чтобы это выглядело "начальным этапом", для дальнейшего развития всех заинтересовавшихся. Я постарался дать как можно больше практических примеров, разобрать с участниками основные ошибки, которые случаются при работе над учебными материалами различного формата. Очень хотелось "попасть" к наибольшее количество людей и чтобы каждый нашел для себе что-то интересное).

Мне очень помогли замечания и предложения высказанные коллегами в течение выступления. Будем совершенствоваться!

Основная идея и слоган мастер класса "В разработке учебного материала - мелочей не бывает".

И несмотря на то что это было после обеда (все такие ), надеюсь я смог доказать и мы все успешно справились)). Как считаете коллеги?


21 век - век визуальных коммуникаций

Фишка дня! Наконец этот вечер был просто украшен феноменальной игрой в "UNO". Если вы хотите научится смеяться 3 часа подряд - велкам! Интересно, позитивно - я еще долго после игры улыбался))) Одно из лучших воспоминаний школы!


UNO - за полчаса до групповой истерики


На вершине. День 6

Один из лучших разработчиков электронных курсов Сергей Колков очень плотно и надолго погрузил нас во все нюансы проектирования курсов. Цели, задачи, анализ аудитории, подводные камни все это было в избытке и в нужный момент.

Конечно не обошлось без реализации игровых элементов, а также работы над особенностями актуализации материала для целевой аудитории. Команды разработали 4 проекта электронных курсов: "Безопасность детей в Интернете"; ""Диабет - не беда!", "Как выигрывать в UNO?"; "Читаем быстро!". А вот угадайте над каким курсов я работал??? Было все просто замечательно.

Сережа показал настоящий мастер-класс, за что ему огромный респект и уважуха! Благодаря нашей работе мы вывели хорошее определение электронного курса: "Средство управления учением с гарантированным результатом". Вот так))


Вот так выглядит актуальность курса (лист снизу)


Не знаете Блума? Ну Вы даете!


Итоги. Награды. Подарки.

1. Мастером разработки курсов с большим отрывом был выбран Сергей Колков! Беззаговорчно лучший спец в этом деле, заслуженная награда! Я в очередной раз понял, что стремиться есть куда и поучиться многому еще надо! Мои поздравления! Желаю Сергею в скором будущем принять более интересный и масштабный вызов!


Мастер разработки курсов!

2. Мастером управления проектами e-learning также с с большим преимуществом победил Александр Шумилин! Заслуженно, бесподобно! Отличный мастер класс, колоссальный опыт! Желаю Саше удачи во всех начинаниях и новых проектах!


Мастер управления проектами!

3. Выбор мастера школы затянулся на 2 голосования и выбор в итоге пал на меня, за что я безумно благодарю всех коллег. Было невероятно приятно, тем более аудитория была очень разной и ужасно сильной. Все больше о себе писать не буду - за меня скажут другие участники.


Мы такие)))

От автора! Как и обещал, я дарю всем коллегам библиотечку книг по итогам моего выступления (ссылки уже все разосланы). Также на slideshare вы можете скачать дополнительные презенташки по шрифтам и дизайну, которые были разработаны мной специально для "школьников". Так как они в *pdf формате, то для любого из участников летней школы  кто пожелает я вышлю исходники в *pptx, для удобства редактирования и использования.

Сюрприз! И напоследок для одного участника школы у меня готов сюрприз-подарок. Для кого - пока секрет))), проверяйте ЛС в facebook! 


Эпилог

Писать можно много, было столько интересного, но лучше так - одним постом. Надеюсь мои коллеги допишут, доскажут, допокажут!

Я в очередной раз после долгого перерыва встретился с Мариной Орешко, Сашей Шумилиным, Вячеславом Лебсаком и Михаилом Кушниром, развиртуализировался с Наташей Кузнецовой, познакомился с Сашей Кузнецовым, Сережей Колковым, Ульяной Мальцевой (привет передай Эдику Пономареву!), Наташей Шишлиной, пожал руку Валерию Юкевичу. Вновь увидел и обнял всех старых друзей. М-м-м-м!


Красавчики!

Отдельное спасибо мастерам школы Сергею Колкову и Саше Шумилину за бесподобные примеры работы и мастерство. Лучший подарок для меня - это Сашино пожелание на соответсвующей книге.

Я еще раз поклонюсь Елене Локтевой за позитив, организацию, настрой, трудолюбие и все те усилия которые она прилагает для того, чтобы нам всем было здорово! Лучший спец, о чем и говорит данный сертификат!


Елена Локтева лучшая!

Я желаю всем всем участникам школы удачи, успехов и реализации всех планов, которые наметили. Всех обнимаю и надеюсь на дальнейшие встречи и сотрудничество!

С уважением и глубокой благодарностью. Константин.