На мой взгляд самые проблемные области при построении
стратегии содержатся в таких позициях:
Цели.
Владислав в дискуссии к неделе № 1 описал будущие
тренды, а они очень коррелируют с целями:
1. Вяло текущее продолжение эксперимента по ДО в
сфере ВО.
2. Активизация лоббирования руководством и собственниками ВУЗов внесения изменений в НПА по ВО с целью придания официального статуса ДО.
2. Активизация лоббирования руководством и собственниками ВУЗов внесения изменений в НПА по ВО с целью придания официального статуса ДО.
3. Школы (директора) соревнуются между собой путем
поиска возможностей составления красивых отчетов об "успешном внедрении"
методов ДО в учебный процесс.
Не очень много учебных заведений могут сказать, а
зачем они внедряют ДО, что это даст ВУЗу, что это даст конкретному
преподавателю, что это даст студенту, что надо изменить в ВУЗе (ADKAR в
действии).
Для одних это модный тренд (вот у них есть, а мы
что хуже), для других возможность показать активность (иногда это часто происходит
при смене руководства и отчетах о внедрении «инноваций»). Как правило это
сопровождается кратковременным всплеском активности и последующим медленным
затуханием.
Лидер.
Не
всякий руководитель возьмет на себя такое бремя. Я почти уверен, что ВУЗ,
который намерен внедрять ДО обязан иметь отдельное координирующее подразделение
(центр ДО, лабораторию ДО), чтобы эта работа велась непрерывно и этот участок
работы не был брошен на самотек. У этого
подразделения должны быть реальные полномочия, а роль сотрудников не должна
сводится к «мальчикам (девочкам) на побегушках».
В реалиях часто эти функции возложены на отдельных
«умников» - ты знаешь ты и делай, информационные подразделения – компьютерный центр
(раз ДО значит компьютерщики), т.е. к основным обязанностям добавляются другие.
И все шишки соответственно сыплются на них. При этом «поддержка руководства»
сводится к установлению разных планов, требованию быстрых отчетов и
результатов. Отсюда вывод – руководитель должен сам поучиться в таких курсах,
чтобы хоть как-то представить это поле деятельности (что для проректоров,
начальников управлений, деканов почти не реально).
Персонал.
Самая больная тема и проблема проблем.
Как надо его мотивировать. Как его найти. Кто будет обучать? Как известно
человек хочет работать поменьше, а получать больше. Безусловно, деньги играют
большую роль, но и они не являются абсолютным мотиватором (вот тут и выходит на
первый план работа по призванию, самореализация с целью занятия определенного
положения в профессиональной сфере и т.д.). Иногда мы боимся пригласить сециалиста со стороны (дорого, гордость не позволяет, экономия), но по моему это перспективный путь.
Касаемо мотивации персонала прочтите несколько мыслей иных
авторов:
Деньги= мотивация http://www.life-is-good.org/motivaziya-dengi/
Почему деньги не стимул для работника http://www.snob.ru/selected/entry/7067
Не мешайте мне работать http://motivateme.ru/book/ (мысли
спорные, но есть и близкие мне)
Почему сотрудники должны хорошо работать http://www.marchenko.biz/articles/motivation.htm
В этом ракурсе возникает необходимость разработки
механизмов стимулирования персонала (разных), причем не таких, чтобы только
штаны поддерживали (ведь бывает и так – дадим работу «фанату», а он ее на одну
зарплату) или слишком были переоценены, а я бы сказал «справедливы» в некотором
роде. Наказываешь —
объясни за что. Поощряешь — объясни за что.
Финансирование.
Головная боль. Где изыскать
средства? Где сэкономить? Сколько надо? Ситуацию решают по-разному. Бесплатное программное
обеспечение. Возложение допнагрузки на работников в рамках зарплаты, изыскание «спонсоров»
в общем, разные пути.
По-моему мнению на
первоначальном этапе особенно не стоит экономить на двух вещах: преподавателях
и компьютерщиках (т.е. на людях). Маленький
пример: сисадмин (на 4) на 100 компьютеров 4000 грн. в месяц можем ли мы это
сделать? Я пока не знаю. Да, по людям я исхожу из понятий «профессиональный», «хороший»,
«квалифицированный» и т .д. Т.е. которые могут и хотят.
Безусловно, при построении
стратегии все важно, но эти моменты наиболее критичные. Можно посмотреть мои публикации в блоге:
- Неделя № 5
- Стратегія впровадження дистанційного навчання у вищих навчальних закладах системи МВС: з чого починати і як не помилитися
- Стратегия внедрения e-learning в вузе МВД
http://bugaychuk.blogspot.com/2011_03_01_archive.html (по этой ссылке все публикации)
Интересным будет и вебинар Елены Тихомировой (прошел
в марте 2011 года в рамках первого ОДК):
Владимир Николаевич довольно подробно описал
механизм построения стратегии. Так что добавлять практически нечего.
Рекомендую всем посмотреть публикации по анализу SWOT и
технологии изменений ADKAR, которые иногда используются при построении ДО в
корпорациях. Это по теме моего выступления на вебинаре.
- ADKAR - модель управления изменениями http://www.intalev.ru/index.php?id=647
- ADKAR: Простая, мощная и прикладная модель изменений http://change-management.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=60:adkar-model&catid=36:2010-05-24-09-48-22&Itemid=108
- ADKAR - a model for change management Change Management Tutorial Series http://www.change-management.com/tutorial-adkar-overview.htm
- SWOT анализ сайта (что это такое): http://www.shuriken.com.ua/swot-analiz-saita-chto-eto.html
- SWOT-анализ: сделай качественно: http://www.denga.com.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=1005
- SWOT-анализ: http://ru.wikipedia.org/wiki/SWOT-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7
Комментариев нет:
Отправить комментарий