Страницы

четверг, 28 марта 2013 г.

Курирование контента (Неделя № 2. Задание 3. Роль библиотек. Итог работы за неделю)

В этом посте, кроме выполнения заданий, я попробую немного проанализировать еще раз содержание материала недели и высказаться относительно роли библиотек, которую они играют сегодня
ЧАСТЬ № 1: ЗАДАНИЯ


Задание № 1: Найдите журналы по Вашей тематике в Web of Science и SciVerse Scopus, выделите из них те, что находятся в открытом доступе.
Насколько я понял, что работать с базой Web of Science (полный доступ и аналитика) можно только являясь членом определенных ассоциаций, а также из помещений библиотек (с которыми заключен договор). Будем искать другие пути).


А) Итак, Master Journal List (содержимое всех БД Thomson Reuters). Сайт: http://ip-science.thomsonreuters.com/mjl/. Начал искать и получилось найти вот такие журналы:
  • "Australian journal of adult learning" (ключевое слово: Learn*, 32 журнала в результатах); 
  • "Technology pedagogy and education" (ключевое слово: pedagog*, 4 журнала в результатах); 
  • "Mobile networks & applications", "Mobilization" (ключевое слово: mobile*, 10 журналов в результатах); 

ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ!!! На страничке http://wokinfo.com/russian можно скачать (слева на сайте в колонке): 

1. Список журналов с открытым доступом (Open Access Journals) в базе данных Web of Science. 
2. Список журналов стран СНГ в Web of Science (поиск журналов СНГ по тематике обучение (в т.ч. мобильного) не дал ничего).

А вот в списке журналов с открытым доступом - есть один по тематике обучения «International Review of Research in Open and Distance Learning (п. 570)» - про этот журнал знаю, вот его сайт: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/index . Показываю результаты поиска по журналу по теме курирования 


Б) Список индексируемых источников SciVerse Scopus: http://www.info.sciverse.com/news-events/releases/scopus/2012/05/10/scopus-updated-almost-300-new-titles. Как оказалось, ссылка на сайте скорпус не работает. 

Методом подбора (читай тыка) вышел на концентратор: http://www.hub.sciverse.com и произвел поиск по ключевым словам: «mobile learning», затем для сужения результатов применил фильтры для отображения в результатах только статей и книг – получилось 5818 источников, где встречаются эти слова вместе или по отдельности (отражено здесь: http://goo.gl/VsHzk). Потом произвел поиск строго по словосочетанию, отфильтровал таким же образом.  

Из поиска показались интересными журналы: 
  • The Internet and Higher Education (доступ к статьям закрыт) 
  • The Journal of Academic Librarianship (АУ библиотекари – это для Вас) – есть доступ к некоторым статьям (например: http://www.sciencedirect.com/science/journal/00991333/39

Задание № 2 Проведите анализ своей публикационной активности и нескольких авторов (по Вашей теме) в Google Академии. Зарегистрируйтесь в службе "Библиографические ссылки Академии Google" и откройте свой профиль "Мои цитаты". 

Ввел фамилию Бугайчук К.Л.  – 18 результатов, из них 15 моих трудов (цитируется 22 раза):

Создал профиль:  Выдает 16 цитирований. Разночтения заключаются в том, что первый вариант – это прямые цитаты + простое упоминание фамилий, а второй – прямые цитаты.

Задание № 3. В Google Академии проведите анализ  публикационной активности нескольких авторов (по Вашей теме курирования). 

Выбрал двух авторов, вот какие получились результаты:

1. Inge de Waard Athabasca University and Open University UK, Цитируется: 32 раза: http://scholar.google.com.ua/scholar?hl=ru&q=inge+de+waard&btnG=

2. John Traxler, Professor of Mobile Learning, Цитируется: 1356 раз http://scholar.google.com.ua/scholar?hl=ru&q=John+traxler&btnG=

Задание № 4. Зарегистрируйтесь в CiteSeerX. Проведите поиск. 
Создал аккаунт, произвел поиск Себя – цитирований нет (ну нет у меня статей на английском, а судя по моим русскоязычным  запросам, этот сервис с нашим языком не работает). Поиск словосочетания «mobile learning» выдал 907 источников (включая цитаты). 

Задание № 5. Определите наличие публикаций нескольких авторов (по Вашей теме) в SciVerse Scopus.

Произвел поиск http://goo.gl/FPqrn (первый в списке тот же автор Traxler, John University of Cape Town South Africa. В системе можно найти название его последней статьи: "Mobile learning - The future already behind Us". А вот страничка самого автора. 

Задание № 6. Определите наличие публикаций нескольких авторов (по Вашей теме) в Web of Science.
В поиске набрал ключевое слово «m-learning». Результат - 6 авторов . Поиск тех же авторов, что искал в Академии Google не дал результата.

28.03.2013 (20:48) Дополнительное задание. Так как ссылка на индексированные журналы в Scopus заработала. То дополню задание № 2: Найдите журналы по Вашей тематике в Sci Verse Scopus, выделите из них те, что находятся в открытом доступе.
При поиске воспользовался советами тьюторов из вопроса № 4: 

  • «При работе со списком изданий обращайте снимание на сведения во всех столбцах. 
  • Считаются включенными в Scopus на сегодняшний день журналы, для которых в колонке F « Active or Inactive » « Active » («Активные») 
  • N « Open access status » - находится ли журнал в открытом доступе и т. д.» 
Скачал табличку Exel, отсортировал журналы по активности (включенности в базу – колонка F). Сделал поиск по ключевым словам «mobile» «m-learning» Из 17 результатов отобрал вот эти, Почему? Так как они входят в сферу компьютерных и социально-гуманитарных наук (колонка АВ, АК). Все журналы в закрытом доступе увы. 
  • International Journal of Mobile and Blended Learning; 
  • International Journal of Mobile Computing and Multimedia Communications; 
  • Journal of Mobile Multimedia; 
  • International Journal of Mobile Network Design and Innovation. 
Так как с темой моего курирования связанна сфера электронного обучения, то я дополнительно провел поиск по слову (e-learning). Получил 3 результата. Первые 2 журнала закрыты, а последний включен в репозитарий открытых журналов (DOAJ): 
  • E-Learning; 
  • Electronic Journal of e-Learning; 
  • Journal of E-Learning and Knowledge Society (DOAJ). 
Пошел немного дальше – отсортировал список журналов по признаку открытого доступа и ввел ключевое слово поиска «Learning» (что близко всем нам) – поиск выдал такие издания: 
  • Asia-Pacific Forum on Science Learning and Teaching (DOAJ); 
  • International Review of Research in Open and Distance Learning (DOAJ) ; 
  • Journal of Asynchronous Learning Network (OA registered) ; 
  • Journal of E-Learning and Knowledge Society (DOAJ) ; 
  • Journal of Interactive Online Learning (DOAJ) ; 
  • National Center for Online Learning Research (DOAJ) ; 
  • Journal of Machine Learning Research (DOAJ) ; 
  • Journal of Technology, Learning, and Assessment (DOAJ) ; 
  • Language Learning and Technology (DOAJ) ; 
  • Open Learning (DOAJ). 
Теперь эти журналы точно от меня не уйдут)))

ЧАСТЬ № 2: АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ БАЗ ПОИСКА


1. Скажу так, у меня не получилось очароваться SciVerse Scopus и Web of Science. Сложное юзабилити, не работают ссылки на полнотекст. Я пока не вижу преимущества их использования для себя.

2. В плане научной деятельности полезнее, легче и информативнее оказались Академия Google и журналы открытого доступа (DOAJ). Красиво, понятно, много полнотекста. Поддерживаются  наши языки (русский, украинский).

3. Очень понравились предложенные тьюторами такие базы (вот что должно было быть подробно в тексте):

Общая проблема, мало (почти нет) журналов по педагогике из СНГ, которые попадают в иностранные базы


ЧАСТЬ № 3: РОЛЬ БИБЛИОТЕК. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МАТЕРИАЛУ И БАЗАМ.


1. Чтобы не бузить (по В. Нюренбергу), скажу так, материала много, баз много, можно потеряться в их названиях, классификациях и т.д. В этой теме надо было скорее сосредоточиться на нескольких открытых архивах полнотекстового материала - конкретно, подробно, с описанием алгоритма поиска и работы. Если бы было подробно описано (с инструкциями и т.д.), то что я указал, как понравившееся  - этого было бы вполне достаточно. 

2. Считаю, что адекватной для куратора контента, в контексте темы недели  была бы следующая задача (вопрос требующий решения): "Где я, как куратор контента, могу найти открытые научные публикации по своей тематике на украинском, русском и английском языках, с возможностью максимального получения доступа к текстам трудов". Условиями таких баз есть: простота поиска, быстрота регистрации, максимально открытый доступ к текстам. 

3. Курировать контент, без возможности доступа к нему - некий нонсенс. Как я могу оценить качество информации без взгляда на его содержание? Конечно, с помощью систем поиска можно найти хотя бы название книги и продолжить искать где-то в другом месте, но мне такое не нравится (только если - ну очень нужно!!!!). Отсюда я не вижу пользы от баз которые выдают список литературы без контента. Ну толку мне (если я живу в Москве) список книг в библиотеке Калининграда, нет толка. Только в качестве информации о информации (о чем я сказал выше). Кстати, когда я описывал на одной конференции eLIBRARY.RU, мне закинули такое: Так там не все в открытом доступе! 

Вот и я о том же, надо было рассмотреть 5-6 баз с наличием полнотекста, а остальное - на самостоятельное изучение. Это бы позволило сократить объем информации, дать реальный контент, обеспечить практическую ориентацию. Поиск ради поиска (или списка, пусть даже хорошего, но без возможности доступа к материалам) практически не имеет смысла. Поэтому в эту тему требует включения вопрос открытых образовательных ресурсов!!!

4. Считаю, что будущее у библиотек именно в их полном переходе на электронный вариант работы. Это позволит освободить деньги, которые идут на печать, следовательно в можно будет поднять ЗП в издательствах и библиотеках, кроме того на радость экологам перестанут рубить деревья на бумагу.

5. Библиотека есть реализацией права человека на доступ к информации, но пусть не обижаются библиотекари, в некоторой степени формат современных библиотек - уже не соответствует требованиям времени. Как преподаватель, я публикуюсь в журналах, газетах и т.д. За последние 3 года (к стыду) я не разу не был в библиотеке, все что мне надо - я нашел в сети Интернет: учебники, статьи, исследования. А нет вру: один раз для подстраховки посетил 2 библиотеки, в одной материала не было вовсе, а в другом было то, что у меня уже есть и в электронном виде. Вот ссылки на несколько ресурсов, которыми иногда пользуюсь, и такого в сети сейчас полно:

6. Уважаемый тьютор говорила о библиотеке 2.0. Думаю, что концепция ее деятельности, должна быть созвучной с термином Web  2.0. т.е. пользователи библиотеки напрямую могут загружать в нее свои материалы, комментировать материалы других пользователей и т.д. Т.е участвовать в наполнении библиотеки. Стимулом работы будет то, что например добровольному автору публикации в библиотеке будет устанавливаться оплата (механизм может быть разный от фиксированной в зависимости от вида, до отчислений по запросам на авторский ресурс), а сама публикация уйдет в открытый доступ, что обеспечит библиотеке рейтинг. Здесь я пожалуй соглашусь с Иваном Травкиным, который сказал: "Государство должно платить авторам публикаций (может и Вуз), а сами труды должны уходить в открытый доступ" Библиотека 2.0 также должна иметь страничку доступа (хотя бы в виде ссылок) на открытые издания, журналы и т.д., т.е. подтягивать в свои фонды открытые к публикациям источники.

7. Безусловно, что бумага, это хорошо, книга - лучший подарок, это наше ностальжи, я все понимаю. Но сейчас быстрота распространения информации и доступ к ней имеют более важное значение. Прочтите вот эту статью!!! Здесь расписаны варианты (может и утопические) работы библиотек. Я могу помечтать о таком:

"Весь каталог (читай) материал библиотек оцифровывается. Библиотека ставить систему защищенного просмотра материала, который идет в репринтном формате (читай картинки). Доступ к системе просмотра - это абонемент в библиотеку, заплатил за год - получи логин и пароль и доступ к материалам. Есть возможность градации: обычный абонемент: книги и статьи, абонемент "про" - + диссертации, абонемент голд - редкие издания и возможность получить такой материал из другой библиотеки. Т.е. все библиотеки имеют полную базу электронных материалов, заключают договор о сотрудничестве, и могут обмениваться (предоставлять во временное пользование) свои электронные материалы, монетарные отношения в таком случае надо додумывать. Этот вариант прост, удобен, обеспечивает как вознаграждение для библиотеки, так и удобство пользователей.

8. С авторским правом, в случае реализации мысли Ивана Травкина проблем не будет. Да и вообще его нет. Какая разница, беру я книгу сейчас или смотрю в электронном виде в защищенной системе. Я взял книгу в руки - все!!!! я могу (могу могу поверьте), вынести ее из помещения, отсканировать, выложить в сеть, да просто оставить себе копию!!! Я смотрю ее даже в защищенном окне, все равно могу что-то скопировать (принтскрин ха-ха-ха). То есть единственный способ для ревнителей защитить свои авторские права -спрятать книгу под подушкой, в противном случае - захотят, все равно захватят контент. Есть и более гуманный вариант - выложить ее в открытый доступ по открытыми лицензиями. 

Цепочка вырисовывается такая: ВУЗ (издательство) - автор - библиотека. Первые платят автору, библиотеки получают издание бесплатно и распространяют его также. Не хочет автор такого, пусть сам свою книгу толкает, библиотека такую продукцию не примет. Если введут механизм монетизации (отчислений автору) по количеству раз , сколько его книгу брали - ради бога. В авторском праве есть куча нюансов я не могу рассмотреть здесь все ситуации, хотя очень хочу)))

9. Многие скажут авторские права- святое. Отвечу: Как будто авторы получают деньги, за то что их книгами пользуются в библиотеки. Ау авторы!!!, можно посмотреть примеры Вашего договора с библиотекой, размеры и механизм отчислений Вам. Я такого пока не видел, так что этот вопрос не имеет смысла, по крайней мере для меня.

Простой пример. Библиотека Вернадского открыла бесплатный доступ к журналам, в т.ч. и к полнотексту. Все отлично, сам пользуюсь, НО а у авторов спросили? хотят ли этого они, все ли согласны? почему ревнители авторских прав молчат в этом случае? Пример из жизни в открытом доступе есть мои статьи, я не заключал договор с журналом.  По украинскому законодательству, даже если считать статьи служебным произведением, и то в случае выпуска статьи в своем вузовском журнале, имущественные права общие мои и работодателя.

Кроме того,  за их публикацию своих статей я платил деньги, и может я хочу их отбить, я хочу что б мою статью покупали, а потом мне отчисляли проценты (аналогия с eLIBRARY.RU: ) - это шутка. Парадокс!!! С одной стороны типа защита авторов, а с другой - вот вам всем доступ без Вашего согласия.
Мне нравится подход журналов "Высшее образование в России" и "Информационные технологии и средства обучения" можно думаю найти еще примеры. Журналы электронные, публикация бесплатная, но за это журнал имеет право на доведение статьи до всеобщего сведения посредством перевода ее в электронную форму и размещения в компьютерных сетях, т.е  - распространения. Отличный механизм все прозрачно, четко, автор знает свои права, есть договора с журналом, за бесплатность публикации - бесплатность распространения!!!!

Кстати, тут еще тормозит наш ВАК, который ограничил количество публикаций в электронных журналах до 5. Опять нонсенс. Считаю это тормозом развития науки. Печатные журналы ограничены в сроках выпуска, публикация в них дорого стоит, их бывает трудно найти. Электронные журналы это быстро (6-12 журналов в год),  это часто бесплатно, это возможность посмотреть результаты работы коллег это экономия средств, это.... продолжите сами))))

Вот в вкратце что получается. Я благодарю тьюторов за прекрасный недельный материал. С интересом жду недели № 3. Скептицизм этой недели как к материалу так и к заданиям (Простите меня Владимиры! и Юлия!) продиктован не склочностью характера, а исключительно желанием помочь сделать материал полезным, доступным, интересным, практикоориентированным, легким для ознакомления.

П.С.  Жалко что с 15 апреля активность моя немного уменьшится (консалтинговая сессия), но попытаюсь делать все и впредь по максимуму.

Коллеги! Понравились ли видеоуроки к неделе № 2? Всего ли хватает есть ли замечания? Продолжать ли делать такое - или не надо ? Буду рад замечаниям, дополнениям, критике и даже угрозам. 

С уважением. Константин

.


9 комментариев:

  1. Много интересных и противоречивых мыслей: от госплаты за статьи до платы за доступ к ней. Ну, просто на уровне абсурда: обзор существующего уровня разработанности проблемы - обязательное требование аттестационных органов и норм научной работы. То есть обзор на 10 рублей и на 100 рублей?

    ОтветитьУдалить
  2. Владимир, это разные варианты решения целой совокупности проблем. Их истоки гораздо глубже и может не совсем укладываются в тему недели. Основная мысль - библиотеки должны выходить в сеть с полнотекстовыми материалами, тогда они будут наиболее востребованными)

    ОтветитьУдалить
  3. По поводу "требований аттестационных органов". Уменьшение прав на публикацию в электронных журналах не способствует быстрому распространению научной информации, ее обновлению и обмену ей, что делает работу куратора сложнее и не способствует хорошему наполнению репозитариев открытых источников информации. Надеюсь я правильно понял вопрос?

    ОтветитьУдалить
  4. На счет библиотек согласен. их будущее открытом электронном доступе. И им придется рано или поздно превратиться из хранилишь в полновесный образовательный институт.Про вопрос: у нас на этой неделе произошло смещение. Заговорив про библиотеки и поиск научтех информации мы забыли про куратора. Хотелось бы пообсуждать соотношение научной, информационоо-библиографичной и кураторской деятельности. Не каждый куратор ученый и библиотекарь, но каждый хороший ученый и библиотекарь в современном. мире куратор. Взять хотя бы Рейнгольда, Шёрки а Патаркина.... И обсалютно упустили из виду, что у библиотекарей, которые могут отслеживать запросы читателей, есть совершенно уникальная возможность развивать сообщества по интересам. Хотя не скрою проблемы управления научно-технической информацией в глобальных масштабах тоже интересны.

    ОтветитьУдалить
  5. Прошу прощения за грамматику. пишу с наладонника в трясущемся поезде.

    ОтветитьУдалить
  6. Полностью соглашусь Владимир с твоими мыслями. "Заговорив про библиотеки и поиск научтех. информации мы забыли про куратора. думаю, что если "пообсуждать соотношение научной, информационо-библиографической и кураторской деятельности", то с точки зрения кураторства - работа библиотекаря больше укладывается в такие типы курирования как агрегация и дистиляция (это я так понимаю каталогизация материала по темам, направлениям), а также подбор литературы читателям. Кроме того, библиотекари часто анотируют материал, что тоже входит в работу куратора. Единственное, как мне кажется, в работе библиотекаря отсутствует "повышение" информации, т.е. внесение личного смысла, хотя у наших коллег-библиотекарей может быть и иная точка зрения.

    Я просто еще высказал свои мысли в рамках работы библиотек и правового режима электронных журналов, как основного наполнения открытых баз даных для курирования. Согласен, что немного не по теме, но ничего не мог с собой сделать, наболело...

    Цит "Не каждый куратор ученый и библиотекарь, но каждый хороший ученый и библиотекарь в современном мире куратор" - надо еще поразмышлять над этим)

    ОтветитьУдалить
  7. Костя, видео уроки нужны, спасибо за ДИИГО! Только просьба (конечно наглость, но если есть возможность, пожалуйста, сделай) видио очень длинное, сделай пожалуйста интерактивное содержание (регистрация, ресурсы дииго, как расшарить, как выделить текст и прочее).

    ОтветитьУдалить
  8. В смысле разбить на части? Интерактивное содержание это немного другое)))

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо Ольга! Я в следующий раз буду делать частями (если будут новые сервисы). Большие ролики связанны с тем, что я гружу видео из камтазии сразу на youtube, а это долго, т.е. делаю один ролик исключительно ради экономии времени))) Это не наглость с Вашей стороны, а вполне хорошее предложение

    ОтветитьУдалить