Страницы

суббота, 9 марта 2013 г.

Индивидуализация обучения и преподаватель

В этой публикации описываются роли преподавателя в эпоху адаптивных систем обучения.

А началось все с видео компании Эриксон, в котором эксперты в области образования рассуждали о его будущем. Это, в некоторой степени, рекламный ролик который опирается на опыт таких платформ как Knewton и Coursera, как на некие модели индивидуального (адаптивного) обучения.



В центре внимания видео, среди всего прочего, является способность  технологий  отслеживать пользовательские данные и облегчать (создавать) индивидуальную траекторию обучения на основе этих данных, в том числе учитывая предпочтения студентов и используя наиболее актуальную информацию, которая есть в сети.

В этом случае авторы статьи говорят о возможных ролях преподавателя (при условии внедрения таких систем).


1. Координатор / Learning Manager: Нам нужен будет преподаватель, чтобы помочь студентам ориентироваться в технических аспектах выполнения работ, к которым система подталкивает их. Инструктор (преподаватель) будет играть важную роль в направлении студентов на решение задач, и в обеспечении поддержки, когда учащиеся не достигают стандартов запрограммированных в адаптивной системе обучения. 

2. Remediator: Когда студенты не достигают цели обучения, изложенных в автоматизированной системе, инструктор должен вмешаться, чтобы прервать процесс либо предоставить альтернативные команды или настройки системы обучения.

3. Обогатитель/Enricher: 
Если адаптивное содержание помогает студентам овладеть базовыми понятиями и узнать справочную информацию, то учителя (инструкторы) могут сосредоточиться на оказании помощи студентам по использованию этой информации, чтобы помочь превратить ее в знания (знания - это не информация).

4. Наставник/Mentor: 
Одна из  возможностей для преподавателя - это быть  соавторами и наставниками  студентов. Такие мероприятия будут помогать студентам развивать профессиональные навыки, что фактически и потенциально может обеспечить новый и столь необходимый поток дохода для школ и университетов.

5.  Создатель контента
: Педагоги могли бы стать ценным ресурсом, чтобы помочь поддерживать содержание в  адаптивных системах обучения. Это служит дополнительной цели:  децентрализации учебных программ таким образом, чтобы гарантировать набор разнообразных точек зрения и идей.

6. N/A: Интернет быстро становится хранилищем для всех человеческих знаний (информации), и 
для этих систем есть потенциал стать достаточно сложными, чтобы принять существующий контент и усовершенствовать его для создания новых возможностей для обучения.

Итак, мне кажется, что такие системы (адаптивные) пока во всяком случае есть некая перспектива. Сейчас, скорее, обучение скорее должно ориентироваться на совместные проекты, решение задач в определенном контексте т.н. "обучение в сотрудничестве". Автоматизация это хорошо, но до определенного момента. В конце концов эти системы тоже люди создают)))

А Вы что думаете коллеги, есть у таких систем перспектива?

P.S. Последняя часть ролика несколько противоречива.

С одной стороны говорят о том, что технологии коренным образом изменят модель образования, с другой мы видим, что есть большие сложности в институциональных МОДК, которые связаны с минимальным присутствием преподавателя и попыткой автоматизации учебного процесса, что в конечном счете влечет за собой слабую поддержку студента, отсутствие продуктивного межличностного взаимодействия и т. д.

С 18.23 ролика начинаются сплошные непонятки. Например Дафна Коллер, олицетворение МОДК в формате лекция, тест (гуманитарное задание - проверяют слушатели) и иные докладчики говорят о том, что обучение, где присутствует преподаватель имеет много преимуществ, что задача учителя (НЕ СИСТЕМЫ), чтобы удовлетворять информационную потребность ученика, делать его среду такой, в которой он бы беспокоился и т.д. Сама Дафна признает, что ее Курсера, это скорее право на доступ к информации. Она, в частности, говорит:

Одной из революций в образовании является то, что обучение будет меньше сосредотачиваться на передаче информации и будет возвращаться к своим корням, где преподаватели ведут диалог, развивают навыки критического мышления и разжигают страсть к дисциплине.

(Вот за это (точнее наличие отсутствия), кстати, многие xMOOC и критикуют).

Думаю, что одним из выходов есть некое ограничение на количество участников курсов (что, кстати EDx сделал с курсом по авторскому праву), что в принципе может дать некую "индивидуальную составляющую" онлайн обучения. В. Кухаренко тоже в своем будущем курсе по "курированию контента" предусмотрел ограничение на количество участников - предполагаю что именно для этой цели: обеспечить качество индивидуализации. Так что есть над чем подумать, или я ошибаюсь?

2 комментария:

  1. Спасибо за пост, Константин! В принципе не вижу особогопротиворечия междупрограммируемым обучением ( то есть выверенным с точки зрения организации, действий учащихся и их методической поддержки, что может быть и автоматизированнно) и его индивидуализацией. Для меня всегда это было идеалом обучения. Создаем методическую базу процесса обучения, тем самым освобождая препа от рутинной ( в т.ч. горловой) нагрузк, и создавая основу для самостоятельной и систематичной работы учащихся, а также для индивидуально-консультационного сопровождения ее преподавателем. Как то так...

    ОтветитьУдалить
  2. Ну в принципе может и так! Просто наверное в этом ролике пытались сказать о перспективах в обучении и очертили уж очень разные (пока) направления - от адаптивных систем до массовых курсов. Просто сейчсас в xMOOC не особо реализуется индивидуализация в моем понимании. Проще говоря я как преподаватель не смогу уделять "достаточное" внимание каждому. Хотя может в таких форматах это и не надо))) Вон cMOOC - вообще такого не предполагает. Дафна конечно говорит о ом, что в курсах есть форумы, преподы и т.д., но на практике из отзывов слушателей следует то, что фактически каждый сам за себя. Вот если бы адаптивность да в МОДК встроить))) Надеюсь с 18 марта будем реализовывать индивидуализацию вместе)))

    ОтветитьУдалить