Страницы

пятница, 28 июня 2013 г.

Проектирование e-курса с желаемым учебным результатом (впечатления)

Зимой этого года на Зимней школе e-learning.by, я получил приглашение пройти обучение на обучающе-консалтинговой сессии В. Наумова "Проектирование e-курса с желаемым учебным результатом".

Признаться честно, я немного волновался, хотя с Владимиром и знаком давно заочно и с недавних пор очно, однако зная его специфику ведения дискуссий, не рассчитывал на приличный результат, а тем более продукт.

**Никогда не забуду его первое выступление на вебинаре В.Н. Кухаренко, где он с хитрым прищуром Владимира Ильича Ульянова-Ленина методично разложил по полочкам основные  недостатки работы преподавателя академсектора (а грубо говоря справедливо опустил ниже плинтуса). Во время выступления  меня охватывали смешанные чувства, последним из которых было такое: Не каждый день тебе правду в глаза скажут (я эту запись потом даже коллегам показывал))))**

Чтобы лучше понять специфику работы коллеги, я изучил его пособие "Проектирование корпоративного электронного курса", и, естественно, попытался поработать самостоятельно над решением практических задач.





 


Данное пособие описывает процесс создания корпоративных электронных курсов от момента получения запроса на их разработку до послайдового сценария такого курса. Что в нем понравилось, так это то, что Вы фактически можете начать проектировать свой курс основываясь на материалах книги, в которой предусмотрены отдельные страницы для немедленного выполнения практических заданий в виде таблиц, пропусков  и т.д. Книга не содержит "воды", изобилует примерами практики автора, поэтому общие впечатления остались положительными, а единственное пожелание, которое Владимир обещал учесть, сделать больше места для практики.


Забегая вперед скажу, что сама сессия была построена практически по предложенному пособию, поэтому его изучение мне очень помогло.

Итак сессия спроектирована довольно просто, что не в коем случае не является признаком ее "поверхностности". 

Организация учебного процесса: вебинар в форме диалога с аудиторией - 1 раз в неделю, далее самостоятельная работа и консультации с тьютором. В процессе обучения Вы проектируете свой, актуальный для себя электронный курс.

На вебинарах, кроме получения информации, надо было сразу попытаться ее применить. После этого, слушателям предлагалось закрепить материалы вебинара в отдельных ресурсах LMS Moodle (элемент "Лекция"), а также выполнить предложенные практические задания. Особенностью их выполнения являлось то, что Вы не только должны сделать свое, но и прокомментировать работу не менее 2-х коллег, что в итоге дает Вам независимый взгляд на Вашу работы от 2-х людей (тьютор+2 коллеги). Если же у Вас с первого раза не вышло, ничего страшного - Вы можете дорабатывать задания до тех пор, пока не достигнете желаемого результата. Кроме этого в курсе есть допматериалы по программе сессии, что были разработаны Владимиром уже в процессе обучения исходя из потребностей аудитории.

Что еще особенного, ну в принципе мы об этом говорим часто, но не всегда делаем (хотя я стараюсь всегда поступать именно так) - ТЬЮТОР ВСЕГДА НА СВЯЗИ. Можно писать письма, говорить в скайпе, выступить на вебинаре, просить совета и помощи столько раз, сколько нужно - главное желание и работоспособность. 

И не зря сессия именно обучающе-консалтинговая. То есть помимо обычного учебного процесса, Вы получаете индивидуальные консультации по проектированию именно Вашего курса, его сценарию, содержанию, стратегии, внедрению и т.д. 

Если уж говорить откровенно, то коллеги по сессии не шибко стремились реализовать себя, так что у меня получилась практически индивидуальная сессия, что есть несомненным плюсом, а чтоб тьютор и они не сильно скучали, я старался выполнять все в срок и переделывать тоже, так что думаю с ритма не сбился и работой Владимира обеспечил. Вебинары я, к сожалению, смотрел в записях (спасибо Ольге Елагиной), так как прокси на работе упорно не хотел пускать меня в Adobe Connect.

Учтите, что на сесии Вас не будут учить "нажимать кнопочки" или "забивать информацию" в программные продукты -  вы будете разрабатывать проект (а может шагнете и дальше к контенту) Вашего реального электронного курса, который основан на принципах педагогического дизайна. И пусть Вас не смущают термины "электронный", "корпоративный". Несомненно корпоративное и академическое обучение имеют разницу, однако основополагающие подходы к проектированию учебного материала у них одинаковы. Спроектируйте хотя бы одну свою тему (это для академсектора), и Вы убедитесь, что мы иногда забываем об основах))).

Сессия авторитарна по сути на демократична по содержанию. Т.е. поверь тьютору, сделай по предложенным правилам (творчество  и инициатива не ограничиваются, но жесткие рамки педдизайна есть). Просто иногда не просто сказать себе, что надо поменяться.

**была у нас одна коллега, которая сказала, что-то типа "Я учитель и все знаю, у меня уже все есть, а когда "будем кнопки нажимать"))". Тем не менее дальше формулировки целей курса, и то с трудом, она не дошла. К этому я отношусь так: "Сделай, покажи, поспорь, прокомментируй, а потом гни пальцы", иначе работа превращается в треп.**

Вы можете просмотреть ролик о особенностях сессии, а для те кто любит свидетельства (а я их очень обожаю), Вы можете получить официальный документ о повышении квалификации. 

Кстати, примерный сценарий сессии мы с коллегами прочувствовали на вебинаре-практикуме (Смотреть запись вебинара) в ходе которого создавали собственные формулировки предмета, цели и задач курса.



А что же получилось у меня? 4 шаблона к проекту курса, которые касаются обработки запроса на курс, его целей, задач, элементов структуры, примерного сценария (всего 15 страниц), причем некоторые шаблоны переделывались 3-4 раза. Но я решил пойти дальше и уже практически готов проект электронного курса (модуль № 1 электронного курса), и начат модуль № 2 а о чем... ИНТРИГА! Мы с Владимиром, думаю, покажем, но надо только немного еще его причесать. Кстати в его разработке не использовался ни один платный сервис, а некоторые инструменты были продемонстрированы на Зимней школе e-learning.by о которой я уже упоминал.

Поэтому сессия оказалась лично для меня полезной на данный момент, а вот будет ли польза в будущем посмотрим... Надо всегда только в слове "ЖЕЛАЙ" первую букву менять на "Д"))))

Пост написан не с целью рекламы, а в качестве описания собственного опыта и примера работы коллеги по многим сообществам.

суббота, 22 июня 2013 г.

Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы.

Опубликовано в журнале "Высшее образование в России" № 3, 2013  С. 148–155 

(к сожалению от подачи материала, до публикации прошло 4 месяца, статья была подана в декабре 2012 года, поэтому кое-что уже усовершенствовалось и получило развитие, но надеюсь во многом статья осталась актуальной и будет Вам всем полезна)

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ: ИСТОРИЯ, ТИПОЛОГИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Современные тенденции использования сети Интернет в различных отраслях нашей жизни позволяют нам пересмотреть некоторые подходы к профессиональной деятельности человека даже в самых консервативных областях. Одной из таких областей является образование.

Безусловно, что сама идея использования сети Интернет для проведения учебного процесса не нова. Появление сервисов web 2.0 и новая идеология конструирования взаимодействия между людьми в виртуальном пространстве способствовали тому, что все больше учебных заведений, которые работали в области электронного, дистанционного или открытого образования стали переносить часть учебного процесса в сеть или использовать ее возможности для доставки учебного контента или взаимодействия участников.

По мере развития возможностей проведения учебного процесса с использованием Интернет педагоги стали искать новые формы и методы обучения, которые бы максимально отвечали философии функционирования глобальной сети: свобода, массовость, открытость, индивидуальность, коллективное развитие идей, конструирование содержания и т.п. Одной и таких теорий (идей, концепций) стала теория коннективизма, которая в свою очередь стала основой организации и проведения в Интернет массовых открытых дистанционных курсов.

Некоторые вопросы посвященные проблемам массовых открытых дистанционных курсов и теории коннективизма рассматривались в публикациях Кухаренко В.Н. [1, с. 94-96]., Калмыкова А.В. [2, с. 103]., Патаракина Е.Д. [3, с. 113]. Щенников С.А. анализировал вопросы открытых курсов от классического университета в контексте дидактики электронного обучения [4, с. 86].

Стоит отметить, что стремительный рост феномена «массового сетевого обучения», активное участие в этом процессе ведущих высших учебных заведений мира способствовали расширению сферы научных исследований этой проблемы, а термин «массовый открытый дистанционный курс» приобрел несколько иное от первоначального значение в организационном и смысловом аспектах.

Сам термин «массовый открытый дистанционный курс» (Massive Open Online Course − MOOC) предложили два исследователя Брайан Александр и Дэйв Кормье в результате работы над курсом «Сonnectivism & Connective knowledge», который в 2008 году проводили Джордж Сименс и Стивен Доунс. Общее название курсов этого типа образуется из четырех отдельных терминов:

– massive (массовый): для проведения этого курса, как правило, требуется большое количество участников;

– open (открытый): курс является бесплатным и любой человек в любой момент может присоединиться к нему. Как правило, в этих курсах используется открытое программное обеспечение и бесплатные сервисы web 2.0;

– online (дистанционный, тип онлайн) означает, что материалы курса и результаты совместной работы находятся в сети Интернет в открытом для участников доступе;

– course (курс): подразумевается, что он имеет соответствующую структуру, правила работы и общие цели, которые впоследствии для каждого участника могут трансформироваться.

Авторы этой концепции называют коннективизм «теорией обучения в цифровой век». Ключевое положение коннективизма – знание распределено по сетям связей (network of connections), и поэтому обучение заключается в возможности конструировать эти связи и проходить по ним. Чтобы объекты считались связанными, свойство одного объекта должно привести к другому или также стать его свойством. Знание, которые вытекает из таких соединений, считается соединительным знанием (connective knowledge).

Поэтому в коннективизме обучение похоже на рост или развитие личности. Это предполагает педагогику, которая, во-первых, пытается описать «успешные» сети, которые характеризуются разнообразием, автономностью, открытостью и имеют связи (сonnectivity), и во-вторых, пытается описать практики, ведущие к таким сетям – моделирование и демонстрация со стороны учителя и практика с рефлексией со стороны ученика [5].

Одним из основных способов взаимодействия или установления связей с другими участниками в открытых онлайн курсах, является создание и обмен «артефактами понимания». Артефакты – это ресурсы, которые создают сами участники: посты в блогах, вики страницы, диаграммы, ментальные карты, конспекты, подкасты или видео.

Эти артефакты отражают попытки участников осмыслить курс с их личной позиции, точки зрения. Внутри открытых онлайн курсов образуются подсети из участников с различным уровнем знаний, эти подсети перекрываются между собой, новички движутся в подсети экспертов, и это движение играет важную роль в таких курсах. Благодаря практике производства и обмена «артефактами понимания», каждый участник играет одновременно и роль учащегося, и роль учителя. Отдельно взятый артефакт можно рассматривать как снимок участка сети из связей между понятиями и идеями, которые автор смог установить в ходе изучения темы курса. Это фактически сеть, которую он построил в своем сознании и представил на суд других участников.

Основные принципы построения таких курсов и участия в них сводятся к таким идеям: 

– большое количество участников. Эти курсы соответствуют современным сдвигам в сторону сетевого обучения. Джордж Сименс и Стивен Доунс, отмечают: «Обучение сейчас происходит через сообщества практиков и персональные сети» [5];

– на массовый открытый дистанционный курс всегда открыта регистрация, независимо от времени его начала и завершения;

– наибольшая активность участников курса происходит за пределами основного сайта, на других узлах сети, например, в личных блогах, других веб-сайтах, социальных сетях, видео-хостингах;

– после окончания курса информация остается в сети Интернет и продолжает распространяться и дополняться его участниками;

– роли преподавателя и слушателя в этих курсах почти стираются. Преподаватель выступает скорее коллегой или посредником. Он в основном выполняет функции ориентации слушателей, оказания им технической помощи, статистической обработки, фильтрации (или выбора) информации;

– существует несколько видов участия в курсе: активный участник, участник нескольких тем (дискуссий) и наблюдатель (читатель). Следует отметить, что чем больше взнос и участие слушателя в курсе, тем больше пользы для других участников и в целом содержания курса;

– для работы в таких курсах слушателю нужно иметь высокий уровень мотивации и самоконтроля;

– участники самостоятельно формируют свои учебные цели и траекторию обучения [6].

На постсоветском пространстве такие курсы впервые были организованы в Украине автором публикации совместно с профессором НТУ «ХПИ» Кухаренко В.Н. По состоянию на сентябрь 2012 года были проведены массовые открытые дистанционные курсы «Социальные сервисы в дистанционном обучении» http://el-ukraine.wikispaces.com и «Дистанционное обучение от А до Я»: http://elaz.wikispaces.com. С октября 2012 года, авторы организовали третий открытый курс «Проектирование e-learning»[1]: http://de-l.wikispaces.com

Приведем некоторые данные по открытому дистанционному курсу «Дистанционное обучение от А до Я»:
  • зарегистрировалось на основном сайте (регистрация была не обязательной) – 35 человек; 
  • уникальные посетители сайта – 976 человек; 
  • общее количество просмотров ресурсов курса – 16560; 
  • количество стран – 41; 
  • количество городов – 199; 
  • количество проведенных вебинаров – 29.
В качестве зарубежных примеров таких курсов можно отметить курсы «Personal Learning Environments Networks and Knowledge»: http://connect.downes.ca/index.html, «MobiMOOC»: https://mobimooc.wikispaces.com, «Change MOOC»: http://change.mooc.ca

После успеха такого подхода к массовому обучению многие исследователи и учебные заведения стали проводить подобные курсы. Однако стоит заметить, что не все из них разделяли идеи о персональной цели в курсе и субъективной оценке своих достижений. Некоторые практики посчитали, что, все таки, у курса должны быть формы оценки достижений учащихся, другие пошли дальше и предложили идею о том, что программа курсов, должна формироваться экспертами, а некоторые идеи MOOC вполне применимы в университетском образовании [7]. Однако основные принципы организации MOOC: открытость и доступность остались неизменными, поскольку они воплощали идею реализации права любого человека на получение образования.

В итоге, различные педагогические подходы к массовому обучению в сети трансформировались в следующую типологию массовых открытых дистанционных курсов: cMOOC, task-based MOOC, xMOOC [8]. В этой типологии коннективистские курсы стали называться cMOOC (connectiveMOOC).

Task-based MOOCs (курсы основанные на задачах). В них предполагается, что учащийся выполнит определенные задания. Причем он может выполнять их различными способами, и они могут иметь разные внешние выражения (статья, видео, аудио). В таких курсах возможно совместное решение определенных задач, создание проектов и т.д. Сообщество в этих курсах имеет решающее значение, особенно для примеров деятельности и помощи, но это вторично. Педагогика task-based MOOCs, это, как правило, сочетание инструктивизма и конструктивизма [9].

Одним из примеров таких курсов является проект ds106 «Цифровой рассказ историй» - http://ds106.us. Как говорят основатели проекта: «Цифровой рассказ историй» это использование новых цифровых инструментов, чтобы помочь обычным людям сказать свои «правдивые истории» в убедительной и эмоционально привлекательной форме. Эти истории обычно принимают форму относительно коротких рассказов (менее 8 минут) и могут включать в себя интерактивность. Т.е. это открытый курс, куда может присоединиться каждый для создания своей истории. Он может использовать различные инструменты, попросить у участников сообщества помощи, в любой момент можно выйти. Оны можете выбрать тему из предложенных руководителями курса, а можно, например, в 10 утра посмотреть в твиттере тему дня и на ее основе сделать свой продукт. Хотя стоит заметить, что доля таких курсов пока очень мала.

Другие MOOC (хMOOC) – открытые курсы больших международных университетов. Они основаны на институциональной модели учебного процесса: разработка содержания курса ведется профессиональными преподавателями и экспертами в некой предметной области, представляется четкий график учебного процесса, в курсе содержатся конкретные задания, предусмотрена аттестация участников. Записаться на эти курсы может любой человек независимо от места нахождения, навыков работы в сети, социального статуса и возраста. Такие курсы предлагают проекты «Coursera» (https://www.coursera.org), «Udacity» (http://www.udacity.com), «EDx» (https://www.edx.org).

Coursera – это образовательный проект основанный профессорами Стэндфордского университета Эндрю Нг и Дафной Коллер. Авторами дистанционных курсов в этом проекте являются преподаватели ведущих западных университетов. Как указано авторами ресурса, в настоящее время в программе участвуют представители 33 университетов, в том числе Принстонский университет, Стэндфордский университет, Университет Джонса Хопкинса, Калифорнийский технологический институт, Эдинбургский университет, Университет Торонто и Пенсильванский университет. Это значит, что указанные учебные заведения разрабатывают свои учебные курсы, выкладывают их на платформу Coursera и предлагают пройти их курсы всем желающим. Количество запланированных дистанционных курсов на ноябрь 2012 года составляет 204.

Coursera, в отличие от проекта Udacity, о котором речь пойдет ниже, не ограничивает тематику курсов одним направлением, предоставляя более открытое пространство взаимодействия студентов и педагогов. Среди курсов можно назвать следующие: теория игр, вероятностные модели, криптография, проектирование и анализ алгоритмов, программное обеспечение как услуга, проектирование «зеленых» зданий, теория информации, анатомия и компьютерная безопасность, проблемы социологии и электронного обучения. Все курсы в данный момент разделены на 20 категорий, среди которых отметим: биологию, экономику, математику, компьютерные науки и т.д.

Каждый предмет имеет свою продолжительность, но структура подачи материала у всех схожая: серия лекций по 8–15 минут, еженедельные тесты, практические задания и финальный экзамен. На сайте всегда можно найти дополнительные материалы для углубленного изучения. Есть форум, где можно пообщаться с другими слушателями. Принципы компоновки материалов курса и их изложение зависят, конечно, от преподавателей и возможностей конкретного учебного заведения. В проект было вложено $16 млн. и по состоянию на май 2012 года на его курсы произошло более миллиона зачислений. Стоимость разработки цифровых материалов для одного курса оценивается в $15-30 тысяч. Платформа способна обеспечивать порядка 50 тысяч обучающихся на каждом курсе.

Udacity это частная образовательная организация, основанная Себастьяном Траном, Дэвидом Ставенсом и Майклом Сокольски. В октябре 2011 года два профессора Стэнфордского университета Себастьян Тран (Sebastian Thrun) и Питер Норвиг (Peter Norvig) сделали свой курс «Введение в Искусственный интеллект» (Introduction to Artificial Intelligence) доступным для прохождения любым человеком в мире. Естественно, что этот курс был не для новичков, а для участия в нем требовались определенные умения и навыки в области программирования. Однако на этот курс записалось 160000 человек, а до последнего экзамена дошли 20000 (сайт курса: https://www.ai-class.com). Эта инициатива положила начало проекту Udacity.

Об основании Udacity было объявлено в 2012 году на конференции «Digital Life Design». Udacity специализируется преимущественно на компьютерных науках. Уже сегодня доступно два курса по построению поисковых систем и созданию роботизированного автомобиля. Среди курсов, которые скоро появятся на сайте, − теория алгоритмов, операционные системы, компьютерные сети, распределенные системы, компьютерная безопасность, алгоритмы и структуры данных, практика программной инженерии и разработка веб-приложений. Следует отметить, что Udacity создает свои курсы «с нуля», с учетом особенностей их прохождения через Интернет, в результате чего они тщательно обработанным и имеют четкую практическую направленность. В то же время, выбор курсов небольшой и все они относятся к компьютерным наукам.

В Coursera сделали акцент на другом – адаптации существующих курсов ведущих университетов мира в исходной среде. Это гораздо проще, чем создание материала «с нуля». В результате перечень курсов значительно больше и включает не только компьютерные науки, но и экономику, биологию, медицину о чем уже упоминалось. Курсы на Udacity и Coursera – отличаются от других, таких как, например MIT Opencoursware, тем, что представляют собой не просто подборку видеолекций и документов, а содержат целый комплекс взаимосвязанных компонентов.

На фоне реализации идей xMOOC начали происходить изменения и в структуре некоторых университетов, которые занимаются вопросом массового онлайн обучения. Так, летом 2012 года профессор компьютерных наук Джон Митчелл стал проректором Стенфордского университета по онлайн обучению. Это весомое подтверждение того, что ведущие ВУЗы США воспринимают онлайн обучение серьёзно. Кроме того, этот университет в сентябре 2012 года открыл две новые площадки по размещению своих онлайн курсов «Class2go» и «Venture Lab». Class2Go – это платформа с открытым исходным кодом разработанная командой инженеров Стэнфорда. На ней будут размещены такие курсы: «Введение в компьютерные сети», «Солнечные батареи и топливные элементы». Venture Lab – платформа, которая разработана преподавателем Стэнфорда Амин Сабери специально для классов, в которых студенты работают в команде. На сегодня на ней размещены курсы «Технология предпринимательства», «Проектирование новой среды обучения», «Финансы».

Новый глобальный проект онлайн обучения EDx также представили Массачусетский технологический институт (МТИ) и Гарвард. Он основан на платформе MITx и будет предлагать онлайн версии своих курсов. Курсы EDx также будут включать в себя видеолекции, встроенное тестирование в режиме реального времени с обратной связью, веб-лаборатории, и т.д. По сообщению сайта проекта, EDx предлагает курсы на бесплатной основе, а платформа проекта имеет открытый исходный код.

Также за умеренную плату можно будет получить официальный сертификат о прохождении курса (правда не от самих университетов, а лишь от EDx). Кроме онлайн-обучения, платформа EDx будет использоваться и студентами ВУЗов-участников как дополнительный и экспериментальный инструмент, а преподаватели смогут улучшать и дополнять курсы на основе обратной связи от огромного количества учеников со всей планеты. Летом 2012 года к EdX присоединился Калифорнийский университет в Беркли.

Список курсов EDx на осень 2012 года:
  • 3.091x: Введение в химию твердого тела;
  • CS50x: Введение в компьютерные науки; 
  • CS169.1x: Программное обеспечение как услуга; 
  • 6.002x: Схемы и электроника; 
  • PH207x: Здоровье в цифрах: Количественные методы в здравоохранении; 
  • CS188.1x: Искусственный интеллект; 
  • 6.00x: Введение в информатику и программирование. 
Вместе с тем отметим, что некоторые исследователи, несмотря на высокую привлекательность xMOOC говорят о том, что они имеют следующие недостатки [10-13]:

- ограниченность в практических заданиях, которые можно предоставлять студентам. Предоставляются только те задания, которые могут быть формализованными и проверяться автоматически. То есть, это задачи, связанные с расчетами, выбором из нескольких вариантов и программированием. Причем из задач на программирование предоставляются только те, решения которых могут быть проверены через автоматическое тестирование;

- ограничение возможностей обратной связи. Поскольку профессора не могут отвечать каждому студенту, частично задача перебрасывается на сообщества и на рейтинговые алгоритмы, которые позволяют выявлять наиболее компетентные ответы, но это ни в коем случае нельзя сравнить с «живым» общением;

- хотя xMOOC проводят аккредитованные учебные заведения, слушатели не получают официальный документ от этих учебных заведений, а только сертификат от соответствующего проекта;

- проблемы идентификации и плагиата. Невозможно проверить действительно за компьютером во время экзамена находится тот же человек, который проходил данный курс. Также невозможно проверить делает студент все сам или консультируется с другими людьми. Профессора, которые ведут xMOOC, уже отмечали идентичность ответов некоторых студентов. Упоминалось также о том, что некоторые студенты регистрируются с нескольких компьютеров, что дает им возможность сдавать задания несколько раз;

- трудности оценки в гуманитарных дисциплинах. В дисциплинах такого рода не всегда возможно давать задания, которые могут быть проверены автоматическими системами. Создатели Coursera все же нашли следующий выход: у каждого участника курса есть несколько студентов, чьи работы он комментирует и выставляет оценки (то есть слушатели курсов оценивают друг друга). Соответственно, каждый слушатель получает пять (на самом деле больше или меньше) развернутых комментариев (оценок) на свою работу и эти оценки анонимны. Дафна Коллер отметила, что такая система оценки оправдывает себя, так как преподаватели тоже выборочно проверяли работы студентов и их оценки принципиально не отличались от тех, которые слушатели выставили своим коллегам по курсу [14].

В свою очередь для cMOOC определяют следующие ограничения и недостатки: 
  • избыточность информации. Первоначально слушателю курса сложно сориентироваться в большом количестве информации, что снижает его мотивацию; 
  • учитывая факт, что у каждого участника cMOOC своя цель, невозможно объективно оценить  достижения каждого участника, это делает он сам; 
  • для участия в этих курсах необходима развитая персональная учебная сеть и высокий уровень владения сервисами web 2.0, что есть не у каждого слушателя; 
  • отсутствие контроля со стороны организаторов курса не способствует концентрации участника на активной деятельности в курсе [6]. 
Какие же на наш взгляд перспективы у различных видов массовых открытых дистанционных курсов? Несмотря на критическое восприятие, некоторые недостатки этих курсов со временем будут устранены. Так, отсутствие формальной аккредитации в xMOOC уже нивелируется тем, что некоторые ВУЗы будут признавать их прохождение. Так, например, университет штата Колорадо объявил, что засчитает кредиты студентам, которые успешно завершили курс Udacity «Введение в компьютерные науки: Создание поисковой системы». EDx в сентябре 2012 года объявил о заключении соглашения с «Pearson VUE», что позволит предложить учащимся опцию сдачи заключительного экзамена в присутствии наблюдателя в специальном центре тестирования. «Слушатели наших онлайн-курсов, желающие иметь возможность предоставить потенциальным работодателям сертификат, подтвержденный независимым наблюдателем, могут теперь сдать экзамен в специальном тестовом центре», - отметил президент EDx [15-16].

Открытость как хMOOC позволит привлечь в университеты дополнительных слушателей, кроме того, возможно засчитывание кредитов этих курсов в реальных учебных заведениях по всему миру. Базы данных участников Coursera и Udacity в будущем планируется использовать для бизнес целей. Одна из них – это продажа статистики успеваемости рекрутинговым агентствам. Udacity уже провели эксперимент, пригласив составить резюме 1000 своих наиболее успешных студентов, что в перспективе даст возможность наиболее талантливым участникам найти себе работу по специальности.

В свою очередь популярность cMOOC уже позволила сформировать в сети устойчивые сообщества практиков по многим направлениям деятельности. Участие автора в открытом курсе mobiMOOC12 позволяет сделать вывод, что многие его участники уже участвовали в подобных курсах, знакомы между собой и даже реализуют международные проекты в области дистанционного обучения. Большое количество cMOOC также создаст (и уже реально создает) условия для повышения квалификации в области электронного обучения. Помимо этого, много участников таких курсов подходят к вопросам их организации и проведения с критической точки зрения, поэтому можно ожидать большое количество фундаментальных и прикладных научных исследований этого феномена в разных его аспектах: педагогическом, техническом, философском, социальном.

Основываясь на проведенном анализе, можно сделать несколько выводов.

1. Феномен распространения массового онлайн обучения обязан инициативам педагогов со всего мира, в который закладываются принципы открытости информации, доступности образования, равенства участников учебного процесса, интернационализации образовательных систем.

2. Создание ведущими университетами мира открытых дистанционных курсов позволяет наряду с реализацией вышеуказанных принципов привлекать в свои университеты дополнительных слушателей, стимулировать профессиональное развитие профессорско-преподавательского состава, а также помочь выпускникам получить работу по избранной специальности.

3. Хотя коннективистские MOOC рассчитаны на более опытных и мотивированных пользователей и не повторяют институциональную модель xMOOC, тем не менее, они помогают участникам расширить круг профессиональных интересов, вовлекают их в совместные проекты, формируют устойчивые сообщества практиков, способствуют повышению квалификации участников. Такие курсы, конечно, следует проводить для опытных пользователей сети Интернет, отсюда можно предполагать более качественный состав их участников.

4. Модели xMOOC по нашему мнению вполне применимы в деятельности высших учебных заведений России и Украины. Конечно, их производство потребует определенных затрат человеческих и материальных ресурсов, но следует не забывать о положительных моментах этих проектов:

– выход ВУЗа на международный уровень, что предполагает оценку деятельности профессорско-преподавательского состава со стороны мировых экспертов;

– интеграция информационно-образовательной среды ВУЗа в международное образовательное пространство;

– возможность информирования широких слоев населения об условиях обучения в ВУЗе, особенностях организации учебного процесса, что в перспективе даст приток дополнительных абитуриентов и т.д.

5. Модели cMOOC вполне применимы в рамках повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений, как отдельным модулем программы, так и отдельным факультативным курсом. Являясь, на данный момент, «высшей точкой» современного сетевого обучения такие курсы могут дать толчок к формированию внутривузовских профессиональных сетевых сообществ, а также расширению международных контактов преподавателей высших учебных заведений.

Список литературы: 

1. Кухаренко. В.Н. Инновации в e-Learning: массовый открытый дистанционный курс // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 93–99

2. Калмыков А.В. Профессиональная социализация в e-Learning // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 99–105

3. Патаракин Е.Д. Открытая образовательная сеть как «паутина соучастия» // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 111–119

4. Щенников С.А. Дидактика электронного обучения // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 83–90

5. Downes Stephen Connectivism and Connective Knowledge. 2011 URL: http://www.downes.ca/post/54540 (дата обращения 18.10.2012 )

6. Бугайчук К.Л. Масовий відкритий дистанційний курс: поняття, особливості проведення та перспективи використання в навчальному процесі системи МВС // Інформаційні технології і засоби навчання. 2011. № 6 (26). URL: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/551 (дата обращения 18.10.2012 )

7. Devlin Keith Why MOOCs Look Unprofessional: MOOC planning – Part 4. 2012. URL: http://mooctalk.org/2012/08/17/mooc-planning-part-4/ (дата обращения 17.10.2012 )

8. Lisa M. Lane Three Kinds of MOOCs. 2012 URL: http://lisahistory.net/wordpress/2012/08/three-kinds-of-moocs/ (дата обращения 20.10.2012 )

9. Massive Open Online Courses beginning to have significant impact on higher education. URL: http://www.csesoftware.com/massive-open-online-courses-beginning-to-have-significant-impact-on-higher-education/

10. Jeffrey R. Young Dozens of Plagiarism Incidents Are Reported in Coursera's Free Online Courses. 2012. URL http://chronicle.com/article/Dozens-of-Plagiarism-Incidents/133697 (дата обращения 30.10.2012 )

11. Doug Holton What’s the «problem» with MOOCs? 2012. URL: http://edtechdev.wordpress.com/2012/05/04/whats-the-problem-with-moocs (дата обращения 18.10.2012 )

12. Jonathan Marks Who’s Afraid of the Big Bad Disruption? 2012. URL: http://www.insidehighered.com/views/2012/10/05/why-moocs-wont-replace-traditional-instruction-essay (дата обращения 26.10.2012 )

13. MOOCS: 12 Reasons for universities not to panic. 2012. URL: http://registrarism.wordpress.com/2012/10/08/moocs-12-reasons-for-universities-not-to-panic/ (дата обращения 30.10.2012 )

14. Daphne Koller: What we're learning from online education. 2012. URL: http://www.ted.com/talks/daphne_koller_what_we_re_learning_from_online_education.html (дата обращения 31.10.2012 )

15. Udacity in partnership with Pearson VUE announces testing centers. 2012. URL: http://udacity.blogspot.com/2012/06/udacity-in-partnership-with-pearson-vue.html (дата обращения 24.10.2012 )

16. Sean Coughlan Harvard and MIT online courses get «real world» exams. 2012. URL: http://www.bbc.co.uk/news/education-19505776 (дата обращения 16.10.2012 )

четверг, 20 июня 2013 г.

Педагогический дизайн и учебное видео на Google Play

Недавно копался в магазине приложений GooglePlay и наткнулся на несколько интересных разработок.

Приложение № 1: "Instructional Design Wizard" 




Это приложение представляет собой базу данных (текстовое пособие как кому нравится) по педагогическому дизайну (Instructional Design ). К некоторому сожалению, естественно информация на английском языке, но написана неплохо, так что перевести ее не составит труда

Приложение поделено на 5 разделов:
  • Основы Instructional Design
  • Эволюция и применение
  • Теории и стили обучения
  • Педагогические теории
  • Начните работу


1. Раздел "Основы педагогического дизайна"




2. Раздел "Теории и стили обучения"




3. Пример главы "Конструктивизм"



4. Пример главы "Модель ADDIE"




5. Я не мог не пройти мимо "ID для мобильного обучения"




Приложение № 2 Online E-Learning Database

Оно представляет собой агрегатор "учебных видео" по разным категориям: танцы, музыка, менеджмент, археология. База данных обновляется ежедневно. Минусы для русскозычной аудитории - нет встроенных субтитров, однако есть возможность перейти на YouTube (благо приложение это позволяет).



Вид стандартного плеера в приложении



Надеюсь Вам это пригодиться. Если найдете что-то похожее, напишите в комментариях. Заранее спасибо!

четверг, 13 июня 2013 г.

Дополненная реальность и Я

На написание этого поста меня сподвиг мастер класс Оксаны Петровой "Дополненная реальность", который она проводила на конференции РЕЛАРН 2013. Если говорить об определении этого явления, то я передам его словами автора тренинга (как говориться на языке оригинала).





Видео от Мэта Милса в котором он рассказывает и наглядно показывает, как это происходит с помощью мобильного приложения Aurasma, вызывающего дополненную реальность (я опишу приложение, которым пользовался автор в конце).





Итак, Оксана выделила следующие элементы этой реальности:



С особенностями использования кодов Вы можете кратко ознакомиться из этой презентации





Об инструменте Layar, Вы можете прочитать здесь и в докладе Оксаны на конференции.

Кратко о сервисе простыми словами. В программе специальными людьми создаются слои (это типа набор некоторых объектов объединенных каким-то признаком: больницы, памятники, школы и т.д.). Потом к этим объектам делаются подписи, привязывается доп. информация разного характера и после этого объекты в программе увязываются в одну категорию - слой. Сразу оговорюсь - слой технически создается программистами и потом записывается на сервер Layar.

Теперь алгоритм. Программа определяет твое месторасположение по спутнику и привязывает тебя к нему. После этого, предположим, ты идешь в городе, останавливаешься, заходишь в программу, вводишь название слоя (фильтр, ключевое слово),  например театры, и выставляешь расстояние поиска, а потом ведешь устройством как фотоаппаратом вокруг себя, и если в этом городе в указанном тобой радиусе есть театры записанные в Layar (то есть для города создан слой "Театры") - ты их увидишь. Программа покажет расстояние до них, иную информацию что была записана для конкретного театра и т.д. 

Вот еще несколько видео о Layar:






Теперь поговорим о таком элементе как "Аура" и программе Aurasma (ее возможности были продемонстрированы в самом первом ролике поста) для Android. С ее помощью Вы можете: 
  • переносить изображения, объекты, продукты места в виртуальный мир простым наведением вашего устройства на них;
  • создавать свои собственные ауры и прикреплять их к изображениям, предметам, зданиям;
  • выбирать анимационных 3D персонажей из библиотеки приложения;
  • делиться своими «аурами» с друзьями в Twitter, Facebook, sms или электронную почту.

Лучше чем Ирина Баранская и не стоит описывать возможности программы: 

"Например, вы задумали сделать виртуальную открытку. Для этого делаете фотографию, с которой и будет начинаться сюжет вашего поздравления, и физически распечатываете её. Затем снимаете свое видео или выбираете готовые варианты из библиотеки. Запускаете приложение и нажимаете на значок камеры. Тут же вам предлагают сфотографировать объект, к которому будет прикрепляться ваша аура. Вы его фотографируете и прикрепляете снятое видео. Вот и весь процесс. В итоге вы получаете вашу открытку, при наведении на которую в запущенном приложении начинает показываться ваш сюжет. Вы можете подписываться на различные каналы. Там есть каналы журналов, которые продаются в печатном виде. В итоге при их покупке и наведении на картинки, они начинают оживать, и вместо того, чтобы читать, вы смотрите видео".

Ну а теперь и я попробую приобщиться к программе. Я установил программу отсюда, зашел в нее, загрузил видео (внимательно! до 20 мегабайт). Потом взял сфотографировал себя и прикрепил к фото свое видео (сделал ауру к фотке). Затем расшарил как публичную ауру.

Коллеги с андроидом. Просьба! Загрузите программу, а потом наведите ее сразу после открытия на черно-белое фото тут (в начале поста о РЕЛАРН 2013). Увидите кусочек меня (опыт первый, так что не все идеально, но возможности есть неплохие). Поделитесь впечатление о полученном результате))))

С уважением!

воскресенье, 9 июня 2013 г.

Watch2Gether смотрим и обсуждаем видео

Watch2gether это сайт, через который вы можете смотреть YouTube видео и вести текстовый чат одновременно. Если вы часто используете видео в преподавании Вашего предмета, Watch2gether может быть для Вас неплохим инструментом для использования, чтобы обсудить видеоматериал в групповом режиме, задавать вопросы и отвечать на них во время просмотра этих роликов. 

1. Стартовая страничка (вводите свое имя и интернет адрес ролика на YuoTube)



2. Получается такое окошко
(кстати это видео от компании Дистанционный репетитор). 

Участники РЕЛАРН (школьный сектор)!!! Можете ознакомиться как работает детище Светланы Павловой (это не пиар, а дань уважения к хорошему другу и прекрасному педагогу)



3. В созданную Вами комнату Вы можете пригласить людей из соцсетей.

Также можно по почте, направить им уникальную ссылку. Кроме того, так как комнатты удаляются через 7 дней, то Вы можете сохранить ее присвоив ей уникальное имя и указав свой электронный почтовый ящик



4. Вот так выглядит чат в сохраненной комнате



Думаю у этого сервиса есть потенциал для использования в открытых дистанционных курсах. Например - для домашних заданий, совместных обсуждений проблемных вопросов и т.д. Что скажете коллеги? 

Если это прочитает Иван Травкин - Ваня как ты думаешь - похоже на твою концепцию #ceow13 - только в синхронном варианте?

пятница, 7 июня 2013 г.

Формальное, неформальное и информальное дистанционное обучение

Опубликовано в сборнике конференции "РЕЛАРН 2013" (Секция № 2 «Особенности теории и практики неформального дистанционного обучения», стр. 114-121)

Современное мировое сообщество активно развивает и поддерживает образовательную парадигму «обучение на протяжении всей жизни» - «life long learning». Период полураспада знаний, под которым понимается временной отрезок их устаревания, в последние годы сократился до 5 лет. То есть, фактически, та информация, которую получал специалист после поступления в высшее учебное заведение, к его выпуску становится неактуальной. Если же мы говорим о практической сфере, то стремительное внедрение инновационных технологий в производство, банковскую, финансовую иные сферы заставляет сотрудников предприятий и фирм постоянно «держать руку на пульсе» изменений путем систематического повышения собственной квалификации. Поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем.

В последнее время, наряду с формальным обучением, при осуществлении обучения взрослых, все чаще упоминаются, особенно в контексте повышения квалификации или осуществления таких форм последипломного образования как переподготовка и стажировка, такие виды обучения как «неформальное обучение» и «информальное обучение». Коммюнике Комиссии Европейских Обществ «Обучение взрослых: учиться никогда не поздно» от 23 октября 2006 года определяет, что основной задачей стран содружества является формирование таких общественных систем, которые делают возможным признание и валидацию неформального и информального обучения [1].

Целью же данной публикации, является рассмотрение сущности этих категорий, определение их соотношения, анализ типичных признаков и ситуаций применения. Кроме того, считаем, актуальным сконцентрировать внимание на дистанционном аспекте формального, неформального и информального обучения, поскольку, как уже говорилось, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательную сферу, позволяет организовывать учебный процесс инвариантно к месту и времени нахождения его участников. Итак, выясним, каким же образом определяются базовые термины нашего исследования.

Формальное обучение происходит в образовательных учреждениях (согласно определенным целям обучения) в организованном структурированном контексте и ведет к сертификации [2; 3; 4, c. 19]. Под сертификацией чаще всего понимается выдача официального документа о присвоении образовательно-квалификационного уровня, который признается государством и чаще всего является основанием приема на работу или назначения на официальную должность (аттестат, диплом об окончании Вуза).

Неформальное обучение происходит вне образовательных учреждений и обычно не ведет к официальной сертификации [2; 3; 4, c. 19]. И в тоже время неформальное обучение системно, в нем определены цели, результат обучения, продолжительность обучения. Неформальным обучением следует считать любую образовательную активность вне формальной системы. К такому виду обучения можно отнести обучение в клубах, кружках, различные курсы, тренинги, короткие программы. В рамках такого вида обучения могут выдаваться определенные сертификаты, свидетельства, однако они не являются образовательными документами, которые признаются государством как официальные.

Информальное обучение − это обучение, которое происходит в повседневной жизни, на рабочем месте, в кругу семьи или в свободное время. Что касается целей обучения, продолжительности обучения, то оно не структурировано и не ведет к официальной сертификации [2; 3; 4, c. 19; 5]. Сам термин «информальный» говорит нам о том, что такое обучение происходит без процедурных формальностей. Информальное обучение во многом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Определенные элементы учения и научения присутствуют практически во всех формах его социальной активности. В этом смысле, уже не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были.

К примерам информального обучения относят:

  • учение по методу проб и ошибок;
  • стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы;
  • взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач;
  • обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры и т.д. [6].
Джейн Харт в своих работах указывает на такие особенности рассматриваемых категорий: «… с точки зрения намерений учащихся, как формальное, так и неформальное обучение является преднамеренным, в то время как информальное обучение это (в основном) непреднамеренный акт. Кроме того, в информальном обучении, учащемуся может быть известно, что он узнал что-то новое, но во многих случаях это знание может и не проявляться сразу [3].

Появлению категорий формальное, неформальное, информальное дистанционное обучение способствовало стремительное развитие коммуникационных возможностей сети Интернет, а также появление термина Web 2.0, как философии ее развития, которая предполагает, что источниками наполнения сетевого пространства контентом являются обычные пользователи, которые взаимодействуют между собой с помощью специальных инструментов (социальных сервисов, сервисов web 2.0). Многие учебные заведения, стали внедрять дистанционные программы подготовки студентов и переподготовки взрослых, у коммерческих компаний появилась возможность повышать квалификацию сотрудников на рабочих местах, а у обычного пользователя найти информацию релевантную своим учебным потребностям или воспользоваться помощью сетевых коллег для решения определенных проблем. 


То есть, теперь у любого человека появились возможности:

  • поступить во многие учебные заведения в независимости от своего места нахождения и пройти официальный курс обучения;
  • повысить свою квалификацию по определенной теме, как в рамках учебного заведения, так и иных организаций;
  • найти в сети интересующие книги, газеты, журналы, единомышленников, обсудить с ними определенные вопросы, осуществить совместную деятельность, создать определенный продукт.
Если формальное дистанционное обучение уже сравнительно давно реализуется многими учебными заведениями, то, в последние 3-4 года в сети Интернет стали проводится массовые открытые дистанционные курсы различных типов (xMOOC, cMOOC). Их организовывали как учебные заведения и коммерческие организации, так и обычные преподаватели, и специалисты в определенных сферах деятельности. Например, впервые на постсоветском пространстве, коннективистские массовые открытые дистанционные курсы (cMOOC) были организованы в Украине автором публикации совместно с профессором НТУ «ХПИ» Кухаренко В.Н. По состоянию на начало 2013 года, были проведены такие курсы: «Социальные сервисы в дистанционном обучении» http://el-ukraine.wikispaces.com и «Дистанционное обучение от А до Я»: http://elaz.wikispaces.com.

Среди иных примеров таких курсов от отдельных преподавателей и энтузиастов электронного обучения, в которых автор принимал участие, стоит отметить «Сотрудничество, самоорганизация и образование в открытом мире» #CEOW13 − это MOOC нового типа, где все учебные материалы состояли из записей выступлений на конференции TED, а взаимодействие участников осуществлялось через Twitter (http://ceow13.nelll.ru/about) (Автор этих курсов - мой друг и коллега Иван Травкин).

В марте 2013 года Харьковский национальный технический университет «ХПИ» начал проведение открытого дистанционного курса «Куратор содержания» http://dl.kharkiv.edu. Этот курс построен на принципах конструктивизма и коннективизма, рассчитан на 7 недель и ориентирован на преподавателей и иных специалистов в сфере дистанционного обучения. При обучении используется выполнение индивидуальных заданий, работа в форуме, обсуждение проблемных вопросов на семинаре и т.д. По окончании курса его участники, которые выполнили учебную программу, получат сертификат.

Кроме того, в Интернет стали появляться так называемые «сообщества практики», среди которых на постсоветском пространстве следует отметить e-LearningPRO, e-Learning.by, Wiki.SibiriaDA, Образовательная галактика Intel. Считаем, что приведенные примеры позволяют нам говорить о различных формах реализации неформального и информального дистанционного обучения.


Руководствуясь вышеуказанным, приведем сравнительную таблицу рассматриваемых категорий:

Признаки
Формальное дистанционное обучение
Неформальное дистанционное обучение
Информальное дистанционное обучение
Где?
В государственных и частных  учебных заведениях
В основном вне государственных и частных  учебных заведений, иногда при их поддержке
Вне государственных и частных  учебных заведений. В повседневной жизни
Четкая учебная цель
Есть
Есть
Иногда явно не присутствует

Организация процесса
Четко определена, есть временные рамки, программа
Четко определена, есть временные рамки, программа
Спонтанная, по потребности, четких временных рамок нет

Учение в сети на своем опыте и опыте других

Аккредитация достижений
Документ государственного образца
Сертификат негосударственного образца, или не ведет к сертификации

Не ведет к сертификации
Преподаватель
Сотрудник учебного заведения
Сотрудник обучающей организации, тренер, прподаватель
Коллега в сети. Иногда, в случае Вашего взаимодействия с конкретным контентом, преподаватель или коллега может отсутствовать

Инструменты, место
LMS, учебный портал
LMS, учебный портал, социальные сервисы
Как правило, социальные сервисы, которые составляют Вашу персональную учебную среду

Примеры
Дистанционные курсы вузов в рамках традиционного учебного процесса (бакалаврат, магистратура, переподготовка, повышение квалификации)
Дистанционные учебные курсы различных организаций

Массовые открытые дистанционные курсы (Coursera, eDX, Udacity)

Открытые дистанционные курсы от отдельных преподавателей и сетевых сообществ

Самостоятельное решение «личных задач» с помощью Интернет.

Посещение виртуальных галерей, музеев.

Общение в сети с коллегами, друзьями.

Участие в работе виртуальных сообществ практики (в этом случае можно говорить о термине «социальное обучение»)



В дистанционном неформальном обучении (а иногда и информальном), все чаще поднимается вопрос о признании их результатов, как официальных, со стороны образовательных учреждений, государственных и частных предприятий и т.д. Особенно остро этот вопрос стал после распространения массовых открытых дистанционных курсов курсов различного типа (cMOOC, xMOOC). Чаще всего, в таких курсах участнику выдается сертификат или бейджи (виртуальные награды, подтверждающие участие человека в сетевых курсах).


В феврале 2013 года Coursera объявила, что американский Совет по рекомендации кредитов для образовательных колледжей (The American Council on Education's College Credit Recommendation Service) оценил и рекомендовал колледжам засчитывать кредиты по результатам обучения в пяти курсах от Coursera. Студенты, которые успешно завершили один из этих пяти курсов могут потребовать расшифровку результатов обучения вместе с кредитными рекомендации ACE, которые они могут затем представить в колледж или университет по их выбору [8].

На сегодня отсутствие формальной аккредитации в xMOOC уже нивелируется тем, что некоторые ВУЗы будут признавать их прохождение. Так, например, университет штата Колорадо объявил, что засчитает кредиты студентам, которые успешно завершили курс Udacity «Введение в компьютерные науки: Создание поисковой системы». Проект EDx в сентябре 2012 года объявил о заключении соглашения с «Pearson VUE», что позволит предложить учащимся опцию сдачи заключительного экзамена в присутствии наблюдателя в специальном центре тестирования [7].

Отметим, что также разрабатываются иные механизмы аккредитации со стороны некоммерческих организаций. Например, проект «Degreed» задался целью создать единый пожизненный цифровой диплом, который будет постоянно обновляться, и отражать реальные знания независимо от того, из какого источника они получены. Вы можете прослушать несколько курсов в одном университете, ещё несколько - в другом, или пройти курс обучения в xMOOC Coursera или Khan Academy − баллы в вашем «дипломе» будут увеличиваться в зависимости от авторитетности курса и ваших личных достижений. Основатель Degreed Дэвид Блэйк считает, что такая система будет служить отличным дополнением к традиционным формам подтверждения знаний, а в будущем, возможно, получит признание и авторитет в академических кругах, сделав образование намного более доступным [9].

Рис.4 Прототип «Цифрового диплома от Degreed»


Основываясь на проведенном анализе, можно сделать несколько выводов. 

1. Генерирование в виртуальном пространстве большого количества информации, сокращение «периода полураспада знаний» приводит к необходимости реализации концепции обучения на протяжении всей жизни. Данная концепция делает возможным проведение учебного процесса как внутри, так и вне официальных образовательных институтов, а также создает необходимость постоянного повышения квалификации взрослыми в зависимости от потребности в новых знаниях.

2. В зависимости от правового положения субъектов организации процесса обучения в сети Интернет, его системности и дальнейшего признания результатов обучения различают формальное, неформальное и информальное дистанционное обучение.

3. Необходимость неформального обучения продиктована также постоянными изменениями в сферах экономики и бизнеса, что привело к возникновению корпоративной модели обучения 70/20/10. Она позволяет максимально эффективно организовать процесс обучения в организации. Эта модель подразумевает, что 70% времени занимает обучение во время практики (решения реальных задач на своем рабочем месте), 20% занимает наставничество (обучение на рабочем месте с более опытным сотрудником) и только 10% приходится на формальное обучение( семинары, тренинги) [10]. Описывая взаимосвязь между формальным и неформальным обучением, исследователи используют метафору кирпича и раствора. Формальное обучение – это кирпичи, из которых складывается мост к персональному росту. Неформальное обучение – это раствор, содействующий укреплению и развитию формального обучения. При этом подразумевается, что неформальное обучение не заменяет формальное, а является механизмом, обеспечивающим эффективное развитие. Начинающие ученики нуждаются в формальном обучении. Попросту говоря, у них нет «кирпичей» и «раствору» нечего связывать. По мере того, как ученики повышают свою компетентность, они все больше тяготеют к методам неформального обучения. То, какое место занимает формальное и неформальное обучение в организации, очень сильно зависит от уровня компетентности в рамках выполняемых задач [11].

4. Развитию неформального и информального дистанционного обучения способствует массовое использование в образовательной сфере коммуникаций интернет и его сервисов, возникновение виртуальных сообществ практики по разным вопросам, а также феномен распространения массового онлайн обучения в форме коннективистских (cMOOC) и институциональных (xMOOC) открытых дистанционных курсов.

5. Несмотря на то, что результаты неформального и информального дистанционного обучения официально не признаются многими организациями и учреждениями, можно сказать, что мировое сообщество работает над устранением этого недостатка, что в конечном итоге будет способствовать открытости, доступности и качеству образовательного процесса.
Список использованной литературы:

1. European Inventory – Validation of non-formal and informal learning. 2004. URL: http://www.ecotec.com/europeaninventory (дата обращения 08.03.2013)

2. European Inventory – Glossary of key terms. 2004. URL: http://www.ecotec.com/europeaninventory/glossary.html# (дата обращения 08.03.2013).

3. You can’t manage informal learning – only the use of informal media. 2011. URL: http://www.c4lpt.co.uk/blog/2011/10/28/you-cant-manage-informal-learning-only-use-of-informal-media/ (дата обращения 08.03.2013)

4. Москвин Д.Е. Организация неформального и информального образования современного политолога / Д. Е. Москвин // Без темы. – 2009. – № 2(12). – С. 18-22

5. Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей. / Сост. Маслова В.В. – Мариуполь, 2004. – 19 с. URL: http://voluntary.ru/dictionary/695 (дата обращения: 12.03.2013)

6. Формальное, неформальное и другие формы непрерывного образования. 2012 URL: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26456-formalnoe-neformalnoe-i-drugie-formy-nepreryvnogo-obrazovaniya.html (дата обращения 05.03.2013)

7. Sean Coughlan Harvard and MIT online courses get «real world» exams. 2012. URL: http://www.bbc.co.uk/news/education-19505776 (дата обращения 16.10.2012)

8. Five Courses Receive College Credit Recommendations. 2013. URL: http://blog.coursera.org/page/3 (дата обращения 13.03.2013)

9. Бугайчук К.Л. Побег от высшего образования.2012 URL: http://bugaychuk.blogspot.com/2012/11/blog-post.html (дата обращения 13.02.2013)

10. 70-20-10: Is it a Viable Learning Model?. 2011. URL: http://www.nwlink.com/~donclark/hrd/media/70-20-10.html (дата обращения 16.03.2013)

11. Formal & Informal Learning. 2010 URL: http://www.knowledgejump.com/learning/informal.html (дата обращения 16.03.2013)