Страницы

пятница, 7 июня 2013 г.

Формальное, неформальное и информальное дистанционное обучение

Опубликовано в сборнике конференции "РЕЛАРН 2013" (Секция № 2 «Особенности теории и практики неформального дистанционного обучения», стр. 114-121)

Современное мировое сообщество активно развивает и поддерживает образовательную парадигму «обучение на протяжении всей жизни» - «life long learning». Период полураспада знаний, под которым понимается временной отрезок их устаревания, в последние годы сократился до 5 лет. То есть, фактически, та информация, которую получал специалист после поступления в высшее учебное заведение, к его выпуску становится неактуальной. Если же мы говорим о практической сфере, то стремительное внедрение инновационных технологий в производство, банковскую, финансовую иные сферы заставляет сотрудников предприятий и фирм постоянно «держать руку на пульсе» изменений путем систематического повышения собственной квалификации. Поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем.

В последнее время, наряду с формальным обучением, при осуществлении обучения взрослых, все чаще упоминаются, особенно в контексте повышения квалификации или осуществления таких форм последипломного образования как переподготовка и стажировка, такие виды обучения как «неформальное обучение» и «информальное обучение». Коммюнике Комиссии Европейских Обществ «Обучение взрослых: учиться никогда не поздно» от 23 октября 2006 года определяет, что основной задачей стран содружества является формирование таких общественных систем, которые делают возможным признание и валидацию неформального и информального обучения [1].

Целью же данной публикации, является рассмотрение сущности этих категорий, определение их соотношения, анализ типичных признаков и ситуаций применения. Кроме того, считаем, актуальным сконцентрировать внимание на дистанционном аспекте формального, неформального и информального обучения, поскольку, как уже говорилось, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательную сферу, позволяет организовывать учебный процесс инвариантно к месту и времени нахождения его участников. Итак, выясним, каким же образом определяются базовые термины нашего исследования.

Формальное обучение происходит в образовательных учреждениях (согласно определенным целям обучения) в организованном структурированном контексте и ведет к сертификации [2; 3; 4, c. 19]. Под сертификацией чаще всего понимается выдача официального документа о присвоении образовательно-квалификационного уровня, который признается государством и чаще всего является основанием приема на работу или назначения на официальную должность (аттестат, диплом об окончании Вуза).

Неформальное обучение происходит вне образовательных учреждений и обычно не ведет к официальной сертификации [2; 3; 4, c. 19]. И в тоже время неформальное обучение системно, в нем определены цели, результат обучения, продолжительность обучения. Неформальным обучением следует считать любую образовательную активность вне формальной системы. К такому виду обучения можно отнести обучение в клубах, кружках, различные курсы, тренинги, короткие программы. В рамках такого вида обучения могут выдаваться определенные сертификаты, свидетельства, однако они не являются образовательными документами, которые признаются государством как официальные.

Информальное обучение − это обучение, которое происходит в повседневной жизни, на рабочем месте, в кругу семьи или в свободное время. Что касается целей обучения, продолжительности обучения, то оно не структурировано и не ведет к официальной сертификации [2; 3; 4, c. 19; 5]. Сам термин «информальный» говорит нам о том, что такое обучение происходит без процедурных формальностей. Информальное обучение во многом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Определенные элементы учения и научения присутствуют практически во всех формах его социальной активности. В этом смысле, уже не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были.

К примерам информального обучения относят:

  • учение по методу проб и ошибок;
  • стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы;
  • взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач;
  • обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры и т.д. [6].
Джейн Харт в своих работах указывает на такие особенности рассматриваемых категорий: «… с точки зрения намерений учащихся, как формальное, так и неформальное обучение является преднамеренным, в то время как информальное обучение это (в основном) непреднамеренный акт. Кроме того, в информальном обучении, учащемуся может быть известно, что он узнал что-то новое, но во многих случаях это знание может и не проявляться сразу [3].

Появлению категорий формальное, неформальное, информальное дистанционное обучение способствовало стремительное развитие коммуникационных возможностей сети Интернет, а также появление термина Web 2.0, как философии ее развития, которая предполагает, что источниками наполнения сетевого пространства контентом являются обычные пользователи, которые взаимодействуют между собой с помощью специальных инструментов (социальных сервисов, сервисов web 2.0). Многие учебные заведения, стали внедрять дистанционные программы подготовки студентов и переподготовки взрослых, у коммерческих компаний появилась возможность повышать квалификацию сотрудников на рабочих местах, а у обычного пользователя найти информацию релевантную своим учебным потребностям или воспользоваться помощью сетевых коллег для решения определенных проблем. 


То есть, теперь у любого человека появились возможности:

  • поступить во многие учебные заведения в независимости от своего места нахождения и пройти официальный курс обучения;
  • повысить свою квалификацию по определенной теме, как в рамках учебного заведения, так и иных организаций;
  • найти в сети интересующие книги, газеты, журналы, единомышленников, обсудить с ними определенные вопросы, осуществить совместную деятельность, создать определенный продукт.
Если формальное дистанционное обучение уже сравнительно давно реализуется многими учебными заведениями, то, в последние 3-4 года в сети Интернет стали проводится массовые открытые дистанционные курсы различных типов (xMOOC, cMOOC). Их организовывали как учебные заведения и коммерческие организации, так и обычные преподаватели, и специалисты в определенных сферах деятельности. Например, впервые на постсоветском пространстве, коннективистские массовые открытые дистанционные курсы (cMOOC) были организованы в Украине автором публикации совместно с профессором НТУ «ХПИ» Кухаренко В.Н. По состоянию на начало 2013 года, были проведены такие курсы: «Социальные сервисы в дистанционном обучении» http://el-ukraine.wikispaces.com и «Дистанционное обучение от А до Я»: http://elaz.wikispaces.com.

Среди иных примеров таких курсов от отдельных преподавателей и энтузиастов электронного обучения, в которых автор принимал участие, стоит отметить «Сотрудничество, самоорганизация и образование в открытом мире» #CEOW13 − это MOOC нового типа, где все учебные материалы состояли из записей выступлений на конференции TED, а взаимодействие участников осуществлялось через Twitter (http://ceow13.nelll.ru/about) (Автор этих курсов - мой друг и коллега Иван Травкин).

В марте 2013 года Харьковский национальный технический университет «ХПИ» начал проведение открытого дистанционного курса «Куратор содержания» http://dl.kharkiv.edu. Этот курс построен на принципах конструктивизма и коннективизма, рассчитан на 7 недель и ориентирован на преподавателей и иных специалистов в сфере дистанционного обучения. При обучении используется выполнение индивидуальных заданий, работа в форуме, обсуждение проблемных вопросов на семинаре и т.д. По окончании курса его участники, которые выполнили учебную программу, получат сертификат.

Кроме того, в Интернет стали появляться так называемые «сообщества практики», среди которых на постсоветском пространстве следует отметить e-LearningPRO, e-Learning.by, Wiki.SibiriaDA, Образовательная галактика Intel. Считаем, что приведенные примеры позволяют нам говорить о различных формах реализации неформального и информального дистанционного обучения.


Руководствуясь вышеуказанным, приведем сравнительную таблицу рассматриваемых категорий:

Признаки
Формальное дистанционное обучение
Неформальное дистанционное обучение
Информальное дистанционное обучение
Где?
В государственных и частных  учебных заведениях
В основном вне государственных и частных  учебных заведений, иногда при их поддержке
Вне государственных и частных  учебных заведений. В повседневной жизни
Четкая учебная цель
Есть
Есть
Иногда явно не присутствует

Организация процесса
Четко определена, есть временные рамки, программа
Четко определена, есть временные рамки, программа
Спонтанная, по потребности, четких временных рамок нет

Учение в сети на своем опыте и опыте других

Аккредитация достижений
Документ государственного образца
Сертификат негосударственного образца, или не ведет к сертификации

Не ведет к сертификации
Преподаватель
Сотрудник учебного заведения
Сотрудник обучающей организации, тренер, прподаватель
Коллега в сети. Иногда, в случае Вашего взаимодействия с конкретным контентом, преподаватель или коллега может отсутствовать

Инструменты, место
LMS, учебный портал
LMS, учебный портал, социальные сервисы
Как правило, социальные сервисы, которые составляют Вашу персональную учебную среду

Примеры
Дистанционные курсы вузов в рамках традиционного учебного процесса (бакалаврат, магистратура, переподготовка, повышение квалификации)
Дистанционные учебные курсы различных организаций

Массовые открытые дистанционные курсы (Coursera, eDX, Udacity)

Открытые дистанционные курсы от отдельных преподавателей и сетевых сообществ

Самостоятельное решение «личных задач» с помощью Интернет.

Посещение виртуальных галерей, музеев.

Общение в сети с коллегами, друзьями.

Участие в работе виртуальных сообществ практики (в этом случае можно говорить о термине «социальное обучение»)



В дистанционном неформальном обучении (а иногда и информальном), все чаще поднимается вопрос о признании их результатов, как официальных, со стороны образовательных учреждений, государственных и частных предприятий и т.д. Особенно остро этот вопрос стал после распространения массовых открытых дистанционных курсов курсов различного типа (cMOOC, xMOOC). Чаще всего, в таких курсах участнику выдается сертификат или бейджи (виртуальные награды, подтверждающие участие человека в сетевых курсах).


В феврале 2013 года Coursera объявила, что американский Совет по рекомендации кредитов для образовательных колледжей (The American Council on Education's College Credit Recommendation Service) оценил и рекомендовал колледжам засчитывать кредиты по результатам обучения в пяти курсах от Coursera. Студенты, которые успешно завершили один из этих пяти курсов могут потребовать расшифровку результатов обучения вместе с кредитными рекомендации ACE, которые они могут затем представить в колледж или университет по их выбору [8].

На сегодня отсутствие формальной аккредитации в xMOOC уже нивелируется тем, что некоторые ВУЗы будут признавать их прохождение. Так, например, университет штата Колорадо объявил, что засчитает кредиты студентам, которые успешно завершили курс Udacity «Введение в компьютерные науки: Создание поисковой системы». Проект EDx в сентябре 2012 года объявил о заключении соглашения с «Pearson VUE», что позволит предложить учащимся опцию сдачи заключительного экзамена в присутствии наблюдателя в специальном центре тестирования [7].

Отметим, что также разрабатываются иные механизмы аккредитации со стороны некоммерческих организаций. Например, проект «Degreed» задался целью создать единый пожизненный цифровой диплом, который будет постоянно обновляться, и отражать реальные знания независимо от того, из какого источника они получены. Вы можете прослушать несколько курсов в одном университете, ещё несколько - в другом, или пройти курс обучения в xMOOC Coursera или Khan Academy − баллы в вашем «дипломе» будут увеличиваться в зависимости от авторитетности курса и ваших личных достижений. Основатель Degreed Дэвид Блэйк считает, что такая система будет служить отличным дополнением к традиционным формам подтверждения знаний, а в будущем, возможно, получит признание и авторитет в академических кругах, сделав образование намного более доступным [9].

Рис.4 Прототип «Цифрового диплома от Degreed»


Основываясь на проведенном анализе, можно сделать несколько выводов. 

1. Генерирование в виртуальном пространстве большого количества информации, сокращение «периода полураспада знаний» приводит к необходимости реализации концепции обучения на протяжении всей жизни. Данная концепция делает возможным проведение учебного процесса как внутри, так и вне официальных образовательных институтов, а также создает необходимость постоянного повышения квалификации взрослыми в зависимости от потребности в новых знаниях.

2. В зависимости от правового положения субъектов организации процесса обучения в сети Интернет, его системности и дальнейшего признания результатов обучения различают формальное, неформальное и информальное дистанционное обучение.

3. Необходимость неформального обучения продиктована также постоянными изменениями в сферах экономики и бизнеса, что привело к возникновению корпоративной модели обучения 70/20/10. Она позволяет максимально эффективно организовать процесс обучения в организации. Эта модель подразумевает, что 70% времени занимает обучение во время практики (решения реальных задач на своем рабочем месте), 20% занимает наставничество (обучение на рабочем месте с более опытным сотрудником) и только 10% приходится на формальное обучение( семинары, тренинги) [10]. Описывая взаимосвязь между формальным и неформальным обучением, исследователи используют метафору кирпича и раствора. Формальное обучение – это кирпичи, из которых складывается мост к персональному росту. Неформальное обучение – это раствор, содействующий укреплению и развитию формального обучения. При этом подразумевается, что неформальное обучение не заменяет формальное, а является механизмом, обеспечивающим эффективное развитие. Начинающие ученики нуждаются в формальном обучении. Попросту говоря, у них нет «кирпичей» и «раствору» нечего связывать. По мере того, как ученики повышают свою компетентность, они все больше тяготеют к методам неформального обучения. То, какое место занимает формальное и неформальное обучение в организации, очень сильно зависит от уровня компетентности в рамках выполняемых задач [11].

4. Развитию неформального и информального дистанционного обучения способствует массовое использование в образовательной сфере коммуникаций интернет и его сервисов, возникновение виртуальных сообществ практики по разным вопросам, а также феномен распространения массового онлайн обучения в форме коннективистских (cMOOC) и институциональных (xMOOC) открытых дистанционных курсов.

5. Несмотря на то, что результаты неформального и информального дистанционного обучения официально не признаются многими организациями и учреждениями, можно сказать, что мировое сообщество работает над устранением этого недостатка, что в конечном итоге будет способствовать открытости, доступности и качеству образовательного процесса.
Список использованной литературы:

1. European Inventory – Validation of non-formal and informal learning. 2004. URL: http://www.ecotec.com/europeaninventory (дата обращения 08.03.2013)

2. European Inventory – Glossary of key terms. 2004. URL: http://www.ecotec.com/europeaninventory/glossary.html# (дата обращения 08.03.2013).

3. You can’t manage informal learning – only the use of informal media. 2011. URL: http://www.c4lpt.co.uk/blog/2011/10/28/you-cant-manage-informal-learning-only-use-of-informal-media/ (дата обращения 08.03.2013)

4. Москвин Д.Е. Организация неформального и информального образования современного политолога / Д. Е. Москвин // Без темы. – 2009. – № 2(12). – С. 18-22

5. Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей. / Сост. Маслова В.В. – Мариуполь, 2004. – 19 с. URL: http://voluntary.ru/dictionary/695 (дата обращения: 12.03.2013)

6. Формальное, неформальное и другие формы непрерывного образования. 2012 URL: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26456-formalnoe-neformalnoe-i-drugie-formy-nepreryvnogo-obrazovaniya.html (дата обращения 05.03.2013)

7. Sean Coughlan Harvard and MIT online courses get «real world» exams. 2012. URL: http://www.bbc.co.uk/news/education-19505776 (дата обращения 16.10.2012)

8. Five Courses Receive College Credit Recommendations. 2013. URL: http://blog.coursera.org/page/3 (дата обращения 13.03.2013)

9. Бугайчук К.Л. Побег от высшего образования.2012 URL: http://bugaychuk.blogspot.com/2012/11/blog-post.html (дата обращения 13.02.2013)

10. 70-20-10: Is it a Viable Learning Model?. 2011. URL: http://www.nwlink.com/~donclark/hrd/media/70-20-10.html (дата обращения 16.03.2013)

11. Formal & Informal Learning. 2010 URL: http://www.knowledgejump.com/learning/informal.html (дата обращения 16.03.2013)

Комментариев нет:

Отправить комментарий