Страницы

суббота, 24 августа 2013 г.

Голосовые комментарии в GoogleDocs

Несмотря на то, что вы можете делать комментарии в документах Google, иногда не хочется много писать, а надо что-то произнести голосом. Для этого существует несколько способов.

Способ № 1: Вам надо просто записать скринкаст, в котором Вы будете выделять проблемные позиции в документе и комментировать их. Для записи скринкастов можно использовать такие сервисы:

Screenr.com. Сервис не требует установки на компьютер специальных программ, все, что вам будет нужно установить — это последнюю версию Java, сервис сам определит ее состояние и в случае необходимости предложит обновить ее. Ролик можно загрузить на YouTube, скачать в формате mp4. Единственное ограничение - запись до 5 минут.



CamStudio. Бесплатная программа для записи скринкастов в файл AVI или SWF (флеш) вместе со звуком. В настройках CamStudio можно задавать область экрана с которого будет происходить запись, скрывать и отображать курсор, редактировать параметры аудио и видео, а также настраивать большое количество других параметров. Качество записи CamStudio зависит от установленных в системе аудио и видео кодеков. Кстати, в этом блоге есть статья об особенностях работы с этой программой.



Screencast-O-Matic. Тоже бесплатный сервис, который позволяет записывать экран в форматах MP4, AVI, FLV. Также как и Screenr требует Java. В бесплатной версии запись будет длиться до 15 минут. Свое видео можно скачать или залить на YouTube.





Способ № 2. Надо воспользоваться специальным приложением к GoogleDrive (я только недавно узнал о всех их возможностях и видах).

а) Заходим в GoogleDrive. Выбираем пункт "Создать", а в нем - "Подключить другие приложения".



б) Вы попадете в список приложений. Среди них есть много интересного: Pxlr - онлайн редактор изображений, Realtimeboard - совместная площадка для мозговых штурмов, Graphic Calculator - графический калькулятор, Music Player - музыкальный плеер для Google Drive и т.д.



в) Потом Вам надо в поиске набрать "Voice comments" и подключить его к Вашему диску (на изображении оно уже подключено).



г) Если Вы все сделали, то затем кликнув правой клавишей на документ гугл, открываете его с помощью приложения "Voice comments".


д) При необходимости разрешите приложению доступ.

 е) У Вас откроется новое окно. Для оставления комментария Вам надо выделить текст и нажав на кнопку микрофона на ленте вверху справа прокомментировать документ (его фрагмент).

После этого нажав на нее снова - остановить запись. Для того, чтобы прослушать комментарий нажмите на зеленую кнопку слева вверху на ленте. Таким образом Вы можете оставить несколько комментариев. Для их сохранения нажмите кнопку "Share" рядом с таймером записи.





 ж) После этого зайдя в документ и нажав на кнопку "Комментарии", можно получить ссылки на созданные  голосовые комментарии.


 

Что в сухом остатке. Сервис сам по себе неплох, но требуется хорошая доработка. Когда проигрываешь комментарий, документ не переходит на то место в документе (особенно это проблемно для длинных документов) где поставлен комментарий. В оригинальном документе не выделяются области где поставлен голосовой комментарий (или это проблемы только у меня?)

Что скажете коллеги? Удачный сервис?

суббота, 17 августа 2013 г.

learningApps (интерактивные задания)

О приложении LearningApps я услышал год назад от Анны Чихрадзе, благодаря ее великолепному докладу на конференции по ДО, которая проводилась в ХАДИ, но вот как-то руки не доходили. Поэтому сейчас  восполняю пробел и скажу немного слов о его возможностях и предназначении.

LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. 


Целью проекта также является собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступными. Разрабатывается как научно-исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Циттау / Герлиц.


Стартовая страница сервиса (есть выбор русского языка)



На ней присутствует ненавязчивый "Help", который поможет Вам быстро вникнуть в суть приложения




Есть выбор примерно из 19 интерактивных упражнений (шаблонов заданий): от простого выбора из множества - до классической "виселицы" или кроссворда




Если вы создаете упражнение, то всегда можно посмотреть его примеры, выполненные другими участниками (ссылка "Готовые примеры" на предыдущем изображении)


Кликнув на вкладку "Все упражнения" можно просмотреть созданные другими участниками задания, которые  рассортированы по категориям



В сервисе надо зарегистрироваться





После этого появится страница Вашего аккаунта. 
На желтой ленте есть 4 вкладки: 
"Все упражнения", "Создать упражнение", "Мои классы", "Мои упражнения"


Так выглядят Ваши упражнения (вкладка "Мои упражнения") :


В приложении можно создавать контент для разных групп (учебных классов). Если нажать вкладку "Мои классы", то Вы сможете создать новый класс, зарегистрировать там своих учеников (студентов)




Чтобы регистрация не проходила вручную, Вам достаточно внести фамилии в специальную форму, а система сама распределит их по ячейкам, создаст пароль и логин к ним


Вот таким образом:

На данный момент в сети появилось много описаний практик использования LearningApps.Я рекомендую такие:

1. Блог Катерины Осадчей: http://pcti-ketrin.blogspot.com/2013/07/learningapps.html

2. Блог Елены Леус (чудесные задачи по астрономии): http://do-tls.blogspot.com/2013/07/learningapps.html

3. Блог Клавдии Михайловой (задачи по математике) http://michaylova63.blogspot.com/2013/06/learningapps.html

4. Блог Маргариты Кузьминой: http://mediatvorchestvo.blogspot.com/2013/06/learningappsorg.html

5. Вики по приложению: http://goo.gl/qBC1Rd



Есть в сети и учебный ролик:




На данный момент я считаю, что применение данного сервиса очень актуально в рамках e-learning 1.0 (не только конечно в нем, но туда он просится просто). В курсах, где присутствия преподавателя минимально, интерактивные задания внисят свою лепту в улучшение процеса взаимодействия слушетеля и контента. Особенно хорошо и уместно приложение будет смотреться в академической среде, где преподавателям надо разыскивать бесплатные, функциональные и качественные приложения, за неимением возможности покупать авторинговые продукты.

В рамках учебно-консалтинговой сессии Владимира Наумова, я применял LearningApps для создания заданий по освоению возможностей интерфейса одной программы. Получилось очень даже наглядно, и интересно. Что классно - 7-ми дюймовый планшет на Android прекрасно работает в приложением, в отличии от другого известного продукта (секрет какого).

Напоследок! Готовы выполнить упражнение, созданное в LearningApps Маргаритой Кузьминой (задание кликабельно)?



Надеюсь Вы воспользуетесь в своей деятельности этим чудесным приложением.

пятница, 9 августа 2013 г.

Оценка убедительной коммуникации в m-learning (e-learning.by-2013)

Этот пост посвящен работе участников "Летней школы e-learning.by-2013" в рамках мастер-класса Елены Локтевой "Дело о компетентностном подходе-2".


І. Предыстория

На  "Зимней школе e-learning.by-2013" Елена Локтева провела мастер класс по составлению карты (модели) компетентностей онлайн-преподавателя (отчет о Зимней школе e-learning.by-2013 смотрите тут).

Компетенция — это наблюдаемое поведение, которое характеризует успешность сотрудника на рабочем месте.

В основе 2-х тренингов Лены лежит палитра компетенций компании DeTech "20 граней".

Каждая компетенция описывается через набор позитивных и негативных поведенческих индикаторов (6 штук на каждую). Таким образом, наблюдая за тем, насколько часто проявляются те или иные индикаторы, мы можем делать вывод о том, насколько развита та или иная компетенция, а также применять различные способы ее развития.

Например, есть такая компетенция "Саморазвитие", ее характеризуют следующие положительные индикаторы, которые мы можем наблюдать в поведении человека:
  • Регулярно осуществляет поиск информации о происходящих изменениях и появлении новых разработок в своей области.
  • Ставит конкретные цели для профессионального саморазвития с учетом развития компании.
  • Запрашивает обратную связь о своей работе и использует эту информацию для саморазвития.
  • Использует удачный опыт конкурентов, коллег и партнеров или их ошибки для повышения своего профессионального уровня.
  • Приобретает новые знания и навыки в смежных областях.
  • Предпринимает практические шаги по саморазвитию (читает специальную литературу, посещает семинары, и пр.)


Если это у него все... или в большинстве есть - то мы можем сказать, что он в достаточной мере обладает такой компетенцией (компетенция развита или не развита).

Зимой мы таким образом отобрали 8 компетенций онлайн-преподавателя и предложили 4 критических инцидента (типичных ситуации) на каждую - всего 32 инцидента. Эти ситуации помогают нам выяснить как в них проявляется та или иная компетенция.

Цит. Е. Локтеву "При проектировании мастер-класса я понимала, что мне не хватит времени на самое интересное: продумать, с помощью каких инструментов e-learning можно реализовать предложенные методы оценки и развития. Я долго искала, чем можно пожертвовать ради этой итерации, но методику нарушать не решилась, и поняла, что до этого шага мы на тренинге не дойдем. Оставили это на домашнее задание"...


II. Тема и форма проведения мастер-класса

...И домашнее задание не заставило себя ждать. Теперь нам надо было решить "Как оценить компетенцию убедительная коммуникация?" в различных формах (при применении технологий) онлайн обучения: 
  • виртуальный класс (вебинар);
  • cMOOC - коннективистский массовый открытый курс;
  • m-learning - мобильное обучение;
  • e-learning 1.0 - электронный курс.
Мастер-класс проводился в формате "World Cafe". Все участники были разделены на 4 группы. Потом эти группы «ходили в гости» к 4-м тематическим столикам, названия которых соответствовали вышеописанным формам (технологиям).

За каждым столиком был модератор, задачей которого было направление дискуссии, пояснение основных терминов, обобщение результатов работы предыдущих групп и представление их следующим группам. А в конце модератор должен был представить общие результаты работы за своим столиком.

Обсуждение за каждым столиком длилось около 25 минут. Затем группы переходили за другой столик.Таким образом, все участники (кроме модераторов) прошли по всем столикам и предложили идеи как оценивать компетенцию "Убедительная коммуникация".


ІІІ. Столик "m-learning" (модератор я))) ).

Как сказала Елена Локтева: "Нда Костя..., а  тема то у тебя - Атас". За что ей персональный респект - милиционеров ведь не жалко, тем более не своих белорусских )))

Приступим: Мобильное обучение. Что это такое? (не претендую на истину).

Многие учебные заведения и отдельные педагоги уже используют возможности мобильных устройств для проведения учебного процесса. Распространение таких практик привело к появлению термина "мобильное обучение".

Мобильное обучение — приобретение или изменение каких-либо знаний, навыков, умений благодаря использованию мобильных технологий, в любом месте и в любое время, которое в итоге приводит к изменению поведения.

Черты мобильного обучения:

  • использование носимых мобильных устройств (телефон, смартфон, планшет, нетбук);
  • независимость от места вашего нахождения и места расположения учебного заведения;
  • возможность обучаться в удобное время;
  • скорость доставки учебного материала;
  • оперативность обратной связи;
  • использование беспроводных сетей, как основных  каналов передачи данных.
И как же мы можем оценивать убедительную коммуникацию в таких условиях? 

Вот так выглядит наша оцениваемая компетенция:



Источник: http://subscribe.ru/group/onlajn-testyi-psihologiya-i-samopoznanie/1911329/

Мы с участниками выделили несколько типичных ситуаций: 
  1. Использование в м-учебном процессе возможности социальных сетей (размещение контента, взаимодействие). 
  2. Использование в м-учебном процессе мобильных приложений (чаты, скайп, вебинары, меесенджеры). 
  3. Использование м-учебном процессе (стандартных функций устройства - камера, диктофон, звонок, смс).


Примеры проявления негативных индикаторов компетенции:
  1. Троллинг в соцсетях, твиттере, чате (Не может убедить других в правильности своей точки зрения).
  2. Посты, твиты не понятны собеседнику. Слушателя часто переспрашивают. (Путано выражает свою позицию, Представляет информацию без учета запросов собеседника).
  3. Спамит участников (Не приводит в защиту своей позиции аргументов, или приводит один; Не может убедить других в правильности своей точки зрения).
  4. Минимум комментариев, постов, отзывов, рефлексии (Не ищет сторонников для продвижения своих идей, Не приводит в защиту своей позиции аргументов).
  5. "Баран в одни ворота", предлагает информацию по собственному разумению (Представляет информацию без учета запросов собеседника).
  6. Использует для аргументации позиции CAPS, выражения ИМХО, на которых коммуникация заканчивается (Не может убедить других в правильности своей точки зрения).
  7. Не участвует в групповой работе, общем обсуждении, при попытке контакта - замыкается (Не ищет сторонников для продвижения своих идей). 
Примеры проявления позитивных индикаторов компетенции:
  1. В условиях ограниченности количества знаков (твит, смс) - грамотно и кратко выражает свою позицию (Ясно, четко и структурировано излагает свою точку зрения)
  2. Пишет посты с соблюдением правил грамматики и орфографии (Ясно, четко и структурировано излагает свою точку зрения).
  3. Использует для аргументации различные каналы доставки информации (чат, смс, звонок, соцсеть) - (использует различные способы влияния в зависимости от особенностей собеседника).
  4. Представляет информацию и аргументацию в различных формах (текст, звук, видео, фото) (представляет информацию в необходимом для собеседника объеме и форме).
  5. Предлагает в блогах, комментариях и т.д. ссылки на различные источники (Приводит разнообразные аргументы в поддержку своей точки зрения).
  6. Создает виртуальные площадки для дискуссий (находит сторонников и с их помощью продвигает свои идеи).
  7. Предлагает обсуждения вопросов, а также использует различные мобильные приложения для коммуникации с другими (Использует различные способы влияния в зависимости от особенностей собеседника; находит сторонников и с их помощью продвигает свои идеи).
  8. Рост количества подписчиков (последователей), комментариев (лайков или +1) в соцсервисах и программных продуктах  (Использует различные способы влияния в зависимости от особенностей собеседника; находит сторонников и с их помощью продвигает свои идеи).

IV. Проблемы


Участники за столом отметили что в использовании мобильных устройств в учебном процессе есть ограничения, которые упираются в разные платформы, физические размеры экрана, невозможность написания длинных статей и комментариев.

Думаю тут есть несколько но..

а) Как уже упоминалось, усовершенствование возможностей и "рост" диагоналей мобильных устройств позволяет нам работать с ними в обычном "компьютерном режиме".

б) Проблема кроссплатформенности решается как разработчиками ПО так и мобильных приложений.

Например: разработчик популярного мессенджера WhatsApp объявил о покорении еще одной вершины – ежемесячное количество активных пользователей достигло 300 миллионов. Приложение WhatsApp совместимо с операционными система Android, Windows Phone, BlackBerry и даже Symbian. В обновленном WhatsApp, кстати можно обмениваться голосовыми заметками.


Если Вы используете устройства на Android или iOS, то будьте уверены, что вы практически всегда попадете в свою платформу. Плюс ко всему каждый разработчик ПО старается оптимизировать свое приложение под существующие ОС мобильных устройств (чаще всего Android или iOS, так как они наиболее популярны).




Так специалисты IDC сообщают, что поставки Android-смартфонов во втором квартале текущего года выросли на 73,5 процента и достигли 187 миллионов штук. Как результат, доля ОС Android во втором квартале 2013 года составила 79,3 процента


P.S. Выводы и заключение

По моему скромному мнению, мобильные устройства становятся все более продвинутыми и "гибридизированными", что постепенно размывает механизм их использования. Скажем отображение контента на 10 дюймовом планшете и возможности работы с браузером и мультимедиа - практически не отличается от компьютерного. И наоборот внедрение таких ноутбуков, как, например "Lenovo Yoga" позволяет нам совмещать "мобильность" и стандартные возможности компьютера.



Следует заметить, что надо взвешенно подходить к оценке проявлений всех индикаторов, в зависимости от формы использования мобильных устройств в учебном процессе те или иные индикаторы могут не проявиться или например свидетельствовать не в негатив, а в позитив. Если мы оцениваем количественные показатели комментариев, обязательно надо постараться оценить их качественную сторону, а количество лайков не обязательно будет свидетельствовать об аргументированной позиции автора (может он просто нравится как личность), опять же, малое количество аргументов (ссылок, комментариев) не всегда свидетельствует об отсутствии аргументов в защиту позиции - а вдруг аргумент железобетонный?

То есть наряду с количественными показателями следует исследовать и качественную сторону процесса.

Осмелюсь также предположить, что в мобильном обучении возможно проведение вебинаров (приложение WIZIQ), прохождение e-курсов, участие в прохождении cMOOC. Отсюда механизм коммуникаций в м-учебном процессе, может технически не отличаться от "стационарного", следовательно наработанные другими группами рецепты по оценке компетенций вполне применимы в рамках m-Learning и наоборот.

Это очень просто, надо только представить, что на вебинаре, в cMOOC или в e-Learning 1.0 используется мобильное устройство. Например я изучаю на планшете электронный курс, следовательно если в нем есть эссе - то я пишу ответ, а потом преподаватель может оценить убедительность моей позиции. Если я в cMOOC получил много положительных отзывов, комментариев на свой материал, а также на меня начали подписываться другие участники или я стал центром дискуссии и совместной работы произошло расширение моей PLN и моя коммуникация была убедительной для других слушателей.



Итоговая палитра рецептов моего столика




Рецепты группы № 1



Рецепты групп № 3,4



Еще раз спасибо Марье Искуснице Елене Локтевой за прекрасный мастер-класс и всем участникам Летней школы за возможность совмещения интенсивной работы и релакса. 

Надеюсь я был убедителен? )))

Оценка убедительной коммуникации в виртуальном классе (e-learning.by-2013)

С разрешения соратницы летней школы Елены Локтевой публикую ее статью об оценках компетенций. Следующей будет моя статья, потом, надеюсь, собрать отчеты Владимиров Кухаренко и Наумова, тем самым агрегировав полный перечень рефлексии модераторов тренинга Елены на Летней школе e-learning.by-2013.

Оригинал статьи: http://www.e-learning.by/Article/Ocenka-kompetencij-v-virtualjnom-klasse/ELearning.html

Автор: Елена Локтева
В ходе мастер-класса «Дело о компетентностном подходе — 2», который я проводила на Летней школеe-learning 2013, участники продумывали различные способы оценки компетенции «Убедительная коммуникация». Обсуждение проводилось по методике «World Cafe». Мне довелось модерировать столик, за которым участники собирали идеи по оценке убедительной коммуникации в виртуальном классе. Эта статья — обобщение результатов их работы.

Что такое компетенция?

Во избежание терминологических споров, в качестве отправной точки мы использовали подход к оценке компетенций компании De-Tech. Согласно этому подходу:

Компетенция — это наблюдаемое поведение, которое характеризует успешность сотрудника на рабочем месте. 

Каждая компетенция описывается через набор позитивных и негативных поведенческих индикаторов. Таким образом, наблюдая за тем, насколько часто проявляются те или иные индикаторы, мы можем делать вывод о том, насколько развита та или иная компетенция, а также применять различные способы ее развития.

«World Cafe»: сегодня в нашем меню…
Мастер-класс проводился в формате «World Cafe». Путем жеребьевки участники были разделены на 4 рабочие группы. Далее эти группы «ходили в гости» на 4 тематических столика:

  • столик «Виртуальный класс» — модератором выступила я;
  • столик «cMOOC» — модератор Владимир Кухаренко;
  • столик «M-learning» — модератор Константин Бугайчук;
  • столик «Е-курс» — модератор Владимир Наумов.
Обсуждение за каждым столиком длилось 25 минут. Затем группы переходили за другой столик.Таким образом, все участники (кроме модераторов) прошли по всем столикам и сгенерировали множество замечательных идей для всех четырех заданных технологий.

Компетенция «Убедительная коммуникация» была предложена участникам не случайно. Во-первых, описывающие ее индикаторы позволяют оценить как устную, так и письменную коммуникацию. Во-вторых, проблемы с коммуникацией — это именно то, на что чаще всего сетуют, говоря о дистанционном обучении. Хотелось убедиться самой и показать другим, что эту компетенцию можно оценивать и развивать даже в тех случаях, когда участники обучения находятся на расстоянии.

Тяжелее всего досталось Владимиру Наумову: ведь за его столиком нужно было придумать способы оценки коммуникации в электронном курсе 1.0! Иными словами, коммуникации человека с курсом!

О том, что происходило за соседними столиками, в ближайшее время поделятся их модераторы на страницах нашего портала. Ниже я расскажу о тех приемах оценки компетенций, которые предложили участники ведущим вебинаров.

Матрица типов групп
Уже во время посещения второй группы «гостей» вырисовалась опорная матрица типов групп, с которыми чаще всего приходится сталкиваться ведущим на вебинарах.

Мы так и не смогли окончательно договориться, какую группу для вебинара считать маленькой, но в рамках мастер-класс приняли, что это группа до 30 человек.

Степень однородности группы определяли по тому, насколько близки ее участники по опыту, багажа знаний и навыков. Например, группа однокурсников в университете — однородная, а группа специалистов разных отраслей, компаний, должностей, которая собралась на вебинаре по интересной для них всех теме — разнородная.


Типы групп по размеру и однородности
Забегая вперед, отмечу:

  • ни одна из четырех групп участников не предложила способа, который был бы применим только к большим группам;
  • больше всего приемов попали в квадрат «Любые», т.е. оказались универсальными, вне зависимости от численности и однородности группы.
Ключевые ролиРазумеется, ключевые роли участников вебинара тоже были выделены на мастер-классе, и это, пожалуй, было самым простым:
  • ведущий;
  • модератор;
  • участник.
Любые попытки участников мастер-класса менять ролями участников вебинара неизбежно приводили к появлению интересного приема для вебинара.

Рецепты полезных вебинаров

Я не буду раскладывать рецепты, предложенные участниками, в эту матрицу. Возможно, у читателей этой статьи возникнет свой взгляд на то, какой из этих приемов в каких группах более применим. Я перечислю 10 наиболее запомнившихся приемов и позволю себе небольшие комментарии к ним.

Рецепт 1. Ограничения. Задавая вопрос группе, ввести ограничения на:

  • количество символов (и/или слов) в ответе;
  • время ответа.

У этого приема сразу несколько полезных функций:

  • оценка — насколько участник вебинара может ясно и структурировано изложить свою точку зрения (а это один из индикаторов убедительной коммуникации);
  • развитие — мы создаем ситуацию, в которой участник вынужден приводить собственные аргументы (возможно, даже заранее подготовленные!), и делать это быстро, ясно, четко, т.е. способствуем развитию компетенции;
  • вовлечение — т.к. время на ответ ограничено, уменьшается риск списываний ответов.
Рецепт 2. Полезный тролль. Один из участников вебинара выполняет функцию подсадного тролля. Важно: тролль троллит не участников, а обсуждаемую идею или тему. Такой прием провоцирует активное обсуждение проблемы, которое дает много материала для наблюдений за коммуникацией.

Рецепт 3. Адвокат дьявола. Ведущий в ходе дискуссии становится на позицию меньшинства, отстаивает не лучшую точку зрения. Это позволит оценить, продолжат ли отстаивать участники правильную позицию, будут ли искать дополнительные аргументы, постараются ли привлечь сторонников своей позиции к обсуждению и т.п.

Рецепт 4. Под микроскопом. На каждом вебинаре тренер наблюдает и оценивает не всю группу, а несколько конкретных человек. На самом деле, даже в малой группе провести оценку убедительной коммуникации всех участников — задача совершенно нетривиальная. Но если отслеживать коммуникации конкретных участников (с ведущим, с другими участниками), то задача сильно упрощается.

Например, если заранее нескольким участникам предложить выступить на вебинаре с коротким сообщением, а затем ответить на вопросы «из зала», то можно оценить, какие аргументы приводят, как излагают свою позицию, учитывают ли особенности аудитории, в которой выступают, умеют ли найти сторонников в поддержку своей позиции и т.п. А это все и есть индикаторы убедительной коммуникации.

Рецепт 5. Приватные чаты. Предложить участникам отвечать на вопросы ведущего в приватном чате. Те сообщения, которые, по мнению ведущего, наиболее полно, четко и структурировано выражают позицию участника, публиковать в общем чате и пояснять, чем они хороши.

Такой прием хоть и не лишен некоторой субъективности ведущего, но может выполнять несколько важных функций:
  • мотивируем участников на развитие и проявление убедительной коммуникации, чтобы донести свою позицию до остальных, попасть в общий чат;
  • избегаем уклонений от ответов и списывания.
Рецепт 6. Делегируй оценку. В группе выделяется несколько активных участников в качестве модераторов, остальные разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа закрепляется за одним модератором и расходится по «комнатам» (такая функция уже есть и в виртуальных классах, и в виртуальных мирах). Модератор не только обеспечивает обсуждение темы вебинара, но и с помощью заранее проработанного чек-листа оценивает компетенции участников подгруппы. В свою очередь, ведущий может оценивать убедительную коммуникацию модераторов, перемещаясь по комнатам или просматривая записи обсуждений.

Польза от этого приема:
  • упрощается процесс оценки ведущим;
  • помогает развивать убедительную коммуникацию модераторов.

Репепт 7. Делегируй вопросы. Вопросы, поступающие от участников вебинара, делегировать группе. С помощью этого приема можно не только проверить, как выражают свою позицию участники, но и заодно оценить некоторые индикаторы компетенции «Сбор информации» (например, проследить, уточняют ли правильность своего понимания участники, умеют ли правильно сформулировать уточняющий вопрос и т.п.)

Рецепт 8. Самооценка. В ходе вебинара участникам предлагается самим оценивать свою убедительную коммуникацию, либо отдельные ее индикаторы. Причем, это может быть сделано в любой момент вебинара, и даже несколько раз. Например:
  • ведущий задает вопрос «Умеете ли вы находить сторонников для продвижения своей идеи?» и предлагает несколько вариантов ответа;
  • затем дает задание, в котором необходимо продемонстрировать это умение;
  • затем задает вопрос: «Как бы вы оценили себя теперь, после того, как выполнили это задание?»

Этот рецепт, аналогично предыдущему, помогает упростить процесс оценки ведущему, способствует тренировке и развитию компетенции у участников, а также помогает мотивировать участников на саморазвитие.

Рецепт 9. Общая доска. Участники разбиваются на несколько групп. Общая доска разбивается на столько же участков. Задача каждой группы — обосновать какую-либо идею на своей части доски (текстами, рисунками). Ограниченное пространство доски подстегнет к ясным, четким формулировкам и структурированной подаче идеи. В то же время, по обсуждению внутри групп можно будет оценить, какие аргументы они приводят, как отстаивают свою позицию, быстро ли уступают и т.п.

Рецепт 10. То чат, то голос. Участники высказывают свою позицию то в чате, то голосом. Это позволяет оценить как устную, так и письменную коммуникацию, а также не дает возможности отсидеться, отмолчаться.

Вместо эпилога

Рецептов, безусловно, было больше. Но дело не в количестве приемов — уверена, что наши участники, дай им волю, могли бы генерировать их бесконечно. Гораздо важнее — основной посыл, который прозвучал в самом начале обсуждения за нашим столиком, и все последующие «гости столика», как будто услышав его, четко ему следовали.

Для того, чтобы оценивать убедительную коммуникацию, необходимо, чтобы виртуальный класс был средой, предназначенной для коммуникации.

Речь не о функциональности виртуального класса — понятно, что платформы постоянно совершенствуются. Главное — как использовать эту функциональность. Ни один из предложенных участниками приемов не подразумевал формата Великой и Могучей Говорящей Головы — такого популярного и процветающего. Каждый прием был направлен на активное участие всех участников вебинара. После каждого останется замечательный материал для аналитики.

Используйте эти приемы, модифицируйте, придумывайте новые — и результаты вас непременно удивят.

воскресенье, 4 августа 2013 г.

Летняя школа e-learning.by - 2013

Второй раз за год судьба благосклонна ко мне, и я вновь попал  на школу e-learning.by. Чем было примечательно данное событие? 

Ну, во-первых, на нее собирались приехать все мастера предыдущих школ, во-вторых порталу e-learning.by исполнялось 5 лет, в третьих, мастер-классы по интереснейшей тематике: от курирования контента до оценки компетенций в электронном обучении.


День первый.

Встреча на вокзале и сразу к месту проведения школы - усадьбе "Заречаны". Великолепная природа, чистый воздух, домашняя кухня - это прекрасно.



Задавал тон всему мероприятию Владимир Наумов с темой мастер-класса "Как создавать контент, не вводя в заблуждение других и себя". На нем мы рассмотрели как необходимо в процессе создания информационного материала удерживаться от манипулятивных действий, вследствие которых учебная информация может не выполнить свое назначение. Несмотря на противоречивость материала и манеру его подачи я замечу, что этот тренинг никого не оставил равнодушным, а Владимир пообещал нам более предметный разбор этой темы на следующих мероприятиях.

Как итог - он удостоился звания "Мастер разработки е-курсов", с чем я, как его ученик, искренне его поздравляю и подтверждаю - МАСТЕР!


Владимир Наумов не только умеет убеждать но...




...и конструктивно воспринимать замечания и предложения




День второй.

Подхватил эстафету мой второй учитель - Владимир Николаевич Кухаренко с темой "Кто такой куратор содержания". Как играющий тренер его дистанционного курса "Куратор содержания" могу сказать, что несмотря на некоторый скепсис относительно определений и понятий, не вызывает сомнения то, что умение работать с избыточной информацией в сети Интернет приобретает огромное значение. Для каждого преподавателя это умение является сегодня базовым. Поэтому - навыки "курирования" контента в сети помогают нам быть в курсе актуальных событий, быстро обрабатывать информацию, делиться ей с коллегами, продуцировать новые идеи, осваивать новые инструменты электронного обучения. 

Сначала мы прослушали краткое интервью "опытных кураторов", место среди них занял и я (за что огромное спасибо коллегам), после чего работая в командах проводили SWOT-анализ курирования контента, разрабатывали карту памяти инструментов куратора, а также формулировали актуальные проблемы "курирования контента", которые требуют дальнейшего изучения.

Интервью "мастеров-кураторов"



Мои коллеги доверили мне честь представлять результаты работы нашей группы



Завершил день круглый стол, который был посвящен роли тестов в учебном процессе. Его основным докладчиком стал Юрий Тихомиров. На примере его собственной программы составления тестов мы разобрали дидактические особенности их разработки и использования в учебном процессе. Я искренне благодарю Юрия Валентиновича за прекрасный пример использования возможностей MS Word для конструирования тестовых заданий и поздравляю с выигранным призом - "участие в консалтинговой сессии от Владимира Наумова".




День третий.

Рассказ историй - "storytelling" удивительный метод, который может использоваться как в корпоративной среде, так и в академической сфере. Прекрасный и позитивный мастер-класс Юрия Духнича. Рассказ историй - это не только интересно, это помогает формировать базу актуальных примеров адаптации сотрудника в организации, проведения учебного процесса, best-практик. Рассказ историй напрямую связан с неформальным обучением, каковое все больше набирает вес. Вместе с Юрием мы прорабатывали механизм составления таких рассказов, а также приняли участие в дебатах по оксфордской методике на тему: "Storytelling - манипулятивный тренд 2014". Спасибо Юрию за прекрасный мастер-класс. И поздравляю его с заслуженным званием "МАСТЕР УПРАВЛЕНИЯ E-LEARNING ПРОЕКТАМИ".


Пытаемся вместе доказать, что Storytelling - это не манипуляция



И я в частности...




День четвертый.

Взрыв мозга, апофеоз школы и просто достойное ее завершение от Елены Локтевой. Компетенции нам не дают покоя. Как их оценивать очно? - есть методики! А как в дистанционном режиме? На этот вопрос мы давали свои рецепты и ответы. Есть компетенция - "убедительная коммуникация". У нее 6 положительных и отрицательных индикаторов. Каких? А вот приезжайте к нам - узнаете)). И мы в формате "world cafe" в составе 4-х групп генерировали идеи поочередно за 4-мя столиками: Оценка убедительной коммуникации в виртуальном классе, в процессе cMOOC, в электронном курсе, в мобильном обучении. Я благодарен Елене, так как стал "модератором" стола "Оценка убедительной коммуникации в m-learning". В мои обязанности входило направление дискуссии, обобщение идей всех групп, которые пришли ко мне, а также представление итоговых результатов.

Прекрасный мастер класс, благодаря которому Елена выиграла главный приз "МАСТЕР ШКОЛЫ",  с чем я ее от всей души поздравляю и скажу по секрету, что голосовал за нее. Это не только логично с точки зрения дня рождения проекта, но и с точки зрения целостности, логичности, и завершенности мастер-класса. Лена ты просто умница!

Умница, красавица, дважды мастер школы  - Елена Локтева!!!! 
Поклон!!!!! Аплодисменты!!!!




Работа группы за моим столиком...


 А я вот еще точно не знаю, как оценивать эту  компетенцию в мобильном обучении... (представление результатов)



Лирические и забавные отступления.

Школа это не только серьезная работа, но и неформальное общение в которое вошли песни под гитару от Светланы Павловой, романсы от Юрия Майского, экскурсия в этнографическую деревню Дудутки, совместные настольные игры и прочие классности.

1. Юрий Духнич  научил нас играть в такую игру как Доббль. Наша энергия пошла по всей усадьбе, и благодаря этому к нам стали стекаться остальные участники с целью выяснить: "Кто так радуется в 12 ночи и собственно чему?".






2. В деревне Дудутки был еще один мастер-класс по кузнечному делу. А Вам нужен такой кузнец? 


3. Мое утро начиналось с прослушивания дискуссий между Владимиром Кухаренко и Владимиром Наумовым в "подбалконном онлайн формате" про что был сочинен пост  про 5 отличий:


А Вы найдете 5 отличий? 




Встреча поколений (Вера Павлова и Вячеслав Лебсак)



Я и моя помощница Вера слушаем В. Наумова





Я горжусь этой фотографией

(6 мастеров школ e-learning.by )


И напоследок. Так как школа прошла под знаком курирования контента и манипулирования слушателем, вашему вниманию - толковый словарь школы с визуализацией:
а) "няшный" - 1. "милый"; 2. "превосходный"; 3. "профессиональный"; 4. "лапочка", в зависимости от контекста.
б) "манипулятор" -  1. "человек, который старается доказать другим то, что им не надо в принципе"; 2. "Наумов В.В.", в зависимости от контекста.
в) "куратор" -  1. "человек, который занимается той работой, которую остальные не понимают", 2. "Кухаренко В.Н.",  в зависимости от контекста.

(можно предлагать свои варианты)

Примеры применения:

1. Няшный манипулятор:



2. Няшный куратор:



3. Няшный сторителлер:



4. Няшный мастер школы e-learning.by - 2013: