Страницы

вторник, 15 июля 2014 г.

Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие (#соразвит14) - Неделя № 1 (ч. 1)

Итак курс Ивана Травкина «Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие» начался.Автор говорит, что предметом рефлексии станет организация сотрудничества (профессионалов и просто энтузиастов) в сети Интернет, а также возможности и пути для профессионального развития в контексте такого сотрудничества.

Тема № 1 называется "Стая птиц или коннективистская организация".



Иван приводит 4 признака коннективистских организаций:
  • разнообразие (мнений точек зрения, подходов);
  • автономность (каждый может внести свой вклад);
  • интерактивность (знания - это результат взаимодействия участников);
  • открытость (возможность присоединиться со стороны).
В качестве примеров коннективистких организаций приведена деятельность разработчиков открытого ПО и открытых образовательных ресурсов.

Владимир Николаевич Кухаренко в своем блоге http://kvn-e-learning.blogspot.ru/2014/07/14.html попытался озвучить свою точку зрения на цели Ивана, которая гласит, что: 
  • коннективизм рассматривается автором не как педагогическая теория, а как некая форма организации сообщества, эквивалентная форме "самообучающаяся организация".
  • никаких сМООС здесь не будет.
  • автор курса хочет посмотреть, как из группы пользователей сети можно создать самообучающееся сообщество с конкретной учебной сетью, сформированной из персональных учебных сетей участников.
  • полученный результат будет одним из примеров использования теории коннективизма.
В качестве базового видео мы изучаем выступление Владимира Кухаренко 




Вот уже пошли рефлексии участников и коллег по социальным сетям.

О коннективистском курсе Юрий Николавич Белоножкин написал свое мнение:


"У всех разные цели, все пишут о своем, темы и содержание курса формируются каждым самостоятельно, не структурировано (структура появляется, возможно потом, но у каждого своя), оценок нет, тьютор (преподаватель) сам учится и заранее ничего не планирует и ни к чему не готовится, практикоорентированность и требования к знаниям каждый определяет сам, курс не имеет даты окончания, курс это много добровольных сообществ, курс в основном для исследователей... Зачем тогда преподаватель и какова его роль? И курс ли это вообще? Если этот курс для исследователей, какова тогда роль научного руководителя?

Пока я вижу в каждой фразе доклада одни вопросы и многочисленные разрывы в логике. Зато понял, что обучение бесплатно. Да и преподавателю не понятно за что платить".

Попытаюсь ответить как понимаю:


1. У всех разные цели, все пишут о своем, темы и содержание курса формируются каждым самостоятельно, не структурировано (структура появляется, возможно потом, но у каждого своя), Цель курса - одна. Но участники в ее рамках формулируют свою цель, которая, может вполне охватываться одной темой курса, соответственно и официальное участие будет по временным рамкам таким же. Темы заданы заранее. Содержание курса - тоже, в предлагаемых участникам первоначальных источниках, количество которых может быть избыточным.  Единственное, участники могут дополнять содержание курса своими источниками, которые они либо нашли, либо создали основываясь на предложенном.

2. Оценок нет. Тьютор (преподаватель) сам учится и заранее ничего не планирует и ни к чему не готовится. Оценок (в формальном понимании) действительно нет. Тьютор сам учится, но он готовится - отбирает источники, задает направление дискуссий, составляет расписание мероприятий (если таковые имеютяс), информирует участников о новых материалах, интересных разработках, постах, иных продуктах, которые создали участники, комментирует результаты работы участников (понятно, что не всех).

3. Практикоорентированность и требования к знаниям каждый определяет сам, курс не имеет даты окончания, курс это много добровольных сообществ, курс в основном для исследователей. В принципе да, если у меня есть цель - я ее достигаю, то соответственно сам реализую механизм ее внедрения в собственную практику: статья, применение метода обучения  и т.д. Курс имеет официальную дату окончания, но благодаря связям, которые (я надеюсь) возникают между участниками, работа с материалами курса может продолжаться и после его окончания, материалы остаются доступными в сети для всех.

Да верно, участники могут объединяться между собой в зависимости от тех целей которые они себе поставили (так сказать близкие по духу) - как это назвать? парой? трио? группой? не столь важно. В таких курсах могут возникать общности людей. которые потом будут работать в рамках определенной темы. Курс для исследователей? В принципе да. Обращусь снова к Владимиру Наумову:

"В академическом обучении: прибегать к "услугам" коннективизма а) только после приличного освоения базовых знаний и способов деятельности; б) при формировании исследовательских компетенций, при подготовке будущих творческих специалистов, проведении проектных и научно-исследовательских работ групп студентов"

4. Зачем тогда преподаватель и какова его роль? И курс ли это вообще? Если этот курс для исследователей, какова тогда роль научного руководителя? Про руководителя я немного говорил. Тут задам вопрос: А какова роль руководителя исследовательского проекта (диссертации, магистерской работы) - тут по моему похожий механизм деятельности (если не привязываться к количеству субъектов).

Продолжение будет!

3 комментария:

  1. Практикоориентированность, просто практика в коннективистских курсах -- интересный вопрос! Попробую тоже поразмышлять о нем и что-нибудь сформулировать к встрече в Skype/G+

    ОтветитьУдалить
  2. Был-гулял вчера на базаре. И понял, что попал в коннективисткую типа организацию, ибо она (торговцы, грузчики, санстнанция, покупатели и пр.) вполне, ИМХО, отвечают типа коннективистким критериям:

    ... 4 признака коннективистских организаций:
    - разнообразие (мнений точек зрения, подходов);
    - автономность (каждый может внести свой вклад);
    - интерактивность (знания - это результат взаимодействия участников);
    - открытость (возможность присоединиться со стороны).
    ДокАжете обратное?

    ОтветитьУдалить
  3. Похоже, что для коннективистской деятельности профессионалов больше подходит не учебная, а исследовательская деятельность, которая осуществляется каждым в отдельности, с учетом (иногда) мнений других исследователей. Но деятельность эта позволяет каждому добыть частичку чего-то нового для себя, поделиться с другими своими знаниями, мыслями, наработками. Происходит взаимное интеллектуальное обогащение.

    ОтветитьУдалить