Страницы

суббота, 12 июля 2014 г.

Внедрение e-learning и модель ADDIE

Еще раз хочу написать о внедрении электронного обучения и применении многократно рассмотренной коллегами модели ADDIE. Нашел неплохую инфографику "Внедрение e-learning: инструментарий для обучающей организации".

Решил сделать перевод для читателей блога. Думаю, что публикаций будет несколько - дабы материал был логично разбит на порции и не превращался в бесконечный документ.

Для тех, кто первый раз сталкивается с моделью ADDIE, рекомендую материалы Андрея Кубая (http://elearning-ua.blogspot.com/2010/03/addie.html), там подробно расписаны элементы модели, есть ссылки на источники/


Оригинал изображения можно посмотреть тут: http://flexiblelearning.net.au/infographic/images/Infographic_pdf.pdf

Авторы подчеркивают, что все написанное ими - это не догма, некоторые шаги могут изменяться или перекрываться. Цель инфографики состоит в том, чтобы облегчить принятие решений в организации




Подготовка

Она состоит в том, чтобы обеспечить наличие так называемых  "элементов повышения устойчивости":  определение стратегических целей, поддержка руководства, экономическая модель, обеспечение ресурсами (включая кадровую составляющую).


Для проектов с внешним финансированием, подготовка делается в рамках процесса подачи заявки.

Сначала надо определиться - и в этом состоит суть внедрения: "Какую проблему Вы пытаетесь решить внедряя электронное обучение?" 

Для данного этапа есть 3 шаблона, которые Вы можете скачать по этой ссылке: 
  • Опрос на предмет готовности организации к электронному обучению 
  • Шаблон и руководство по формализации целей электронного обучения
  • Меморандум о взаимопонимании

А. СТРАТЕГИЯ И ПОДДЕРЖКА СО СТОРОНЫ РУКОВОДСТВА

Поддержка со стороны  руководства и принятие долгосрочной перспективы развития электронного обучения имеет решающее значение для его развития  в организации. Поддержка со стороны руководства может быть предоставлена по-разному: от предложения своей концепции развития проекта до его обеспечения проекта необходимыми ресурсами и определения всех заинтересованных сторон (читай распределение ответственности). 

Внедрение электронного обучения, должно быть соотнесено с целями самой организации. 

Большинство проектов e-learning (которые рассматриваются в оригинальной статье - 8 штук) включали в себя такие цели:
  • увеличить аудиторию (например количество студентов в ВУЗЕ) и их удержание;
  • исследовать новые модели взаимодействия с сообществом / отраслевыми партнерами;
  • расширить доставку учебного материала и оценку в сельских и отдаленных районах;
  • развивать  электронное обучение в новых областях (сферах).
Кроме того, стратегия предполагает согласование стратегий e-learning и m-learning, политики BYOD, кадровой политики и т.д.


В. РАМКИ ПРОЕКТА

Надо определить на какие сферы будет распространен проект, какие материалы нужны для подготовки персонала и какого персонала? Речь идет о том, чтобы сфера проекта была согласована с целями организации. Сюда же можно включать требования по сертификации, технологии доставки материала.

С. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСУРСАМИ

Экономическое обоснование является ключом к поддержке электронного обучения (Каллан и Боумен, 2010), тем более, что большим барьером на пути реализации электронного обучения часто является финансовая сторона. Для  восьми проектов, которые описаны в статье, выделение ресурсов было одним из первых показателей успеха.

Возвращение инвестиций (ROI) варьировалось в разных проектах по-разному. Некоторые видели прямую экономию в расходах на печать, сокращении учебных часов, более эффективное управление. По мнению других,  было нелегко сделать количественную оценку ROI, так как преимущества были долгосрочными:  более активное участие в учебном процессе, увеличение учащихся, удержание слушателей.

Исследования показывают, примерное распределение средств в развитии электронного обучения:
Анализ - 10% от бюджета
Дизайн - 36% бюджета
Разработка - 35% бюджета
Реализация - 4% бюджета
Оценка - 7% от бюджета
Непредвиденные расходы - 8% бюджета

Эта информация была основана на исследовании http://www.slideshare.net/bchapman_utah/how-long-does-it-take-to-create-learning 

Возвращение инвестиций в области электронного обучения иногда проходит быстро, в других случаях это может быть долгосрочной перспективой.

Д. КАДРОВАЯ И ИТ ПОДДЕРЖКА

Одной из угроз для внедрения инноваций является отсутствие кадров и технической составляющей.

Эти опорные точки  могут быть в виде организационных структур, которые обеспечивают профессиональное развитие, а также техническая инфраструктура и иная ИТ-поддержка. Правильное сочетание технической поддержки и работы экспертов по конкретным вопросам имеет решающее значение для успешной реализации проекта e-learning.

Сотрудничество технических специалистов с профессиональными преподавателями является ключом к успеху. 

Например,  в рамках проекта Новый Южный Уэльс (Австралия) в проект были приглашены преподаватели, которые, кроме владения предметом имели хорошие компетенции "работы в команде", умели быстро налаживать контакт с иными коллегами, что было немаловажно при построении отношений с техническими специалистами, которые отвечали за внедрение проекта e-learning.

Продолжение будет!

Комментариев нет:

Отправить комментарий