Страницы

среда, 28 ноября 2012 г.

Белорусский компетентностный подход: ч. 2


С чего все начиналось? Я попал на конец вебинара В. Наумова по компетентностному подходу пропустив его львиную часть, но жажда ощутить себя "компетентным" подвигла просмотреть его с начала и определить для себя основные позиции

В начале ведущий предложил всем сформировать свое видение компетенции, естественно, что чат наполнился мнениями: от способности выполнять действия - до наблюдаемого поведения.

И как справедливо было подмечено, что даже ФГОС не дает однозначного ответа на этот вопрос, хотя имеет базовую трактовку:

После определения ФГОСА: Компетенция – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, через 5 сек у меня на листике родился вопрос, который, я хотел сразу бросить как вывод поста, но ведущий и задал его по итогу этого слайда (Я начинаю понимать В. Наумова! Класс!!!)


А кто собственно компетентен оценивать "способность применения?" Ответы на этот вопрос тоже были разными от себя любимого до работодателя (HR службы). Естественно был еще вопрос, а причем тогда здесь ВУЗ и что может измерить (проверить) преподаватель? 

На вопрос слайда, что есть ниже я честно ответил 1 и 3. Я исходил из таксономии Блума (учебных целей), а это было ближе к этим двум вариантам. Т.е. у нас есть эталон и мы может говорить о полноте достижения этого эталона. Т.е. если цель - решать квадратные уравнения, перечислять признаки, то я оцениваю деятельность (решения этих уравнений,  перечисление признаков).

Я же не оцениваю его способность?   Как мне оценить способен ли он перечислять признаки? Как в старом анекдоте про Ржевского и ... рот, или я оцениваю факт перечисления (т.е. поведение или правильнее сказать внешнее выражение глагола-действия по Таксономии Блума). 

Фактически мы можем измерить только ОБУЧЕННОСТЬ - степень (меру) достижение задекларированных учебных целей, достижение которых  выражается в таксономии Блума глаголами-действиями .



Согласен с ведущим, что "измерение способности", это скорее из области психологии, так что если я преподаватель, то я могу измерить только ОБУЧЕННОСТЬ, но не ОБРАЗОВАННОСТЬ (способность решать задачи). 

ВЫВОД: Предметом педагогического контроля и оценки может быть только фактор обученности. Наше дело - знает, умеет.
Еще одна фраза, которая понравилась: качество обучения измеряется качеством учения, а не качеством преподавания.

Дальше вообще песня для неокрепших умов. Владимир приводит Европейскую структуру квалификаций, где говорится о компетенциях, но не в контексте умений и знаний. В Европейской структуре квалификаций компетенция описывается с точки зрения принятия на себя ответственности и самостоятельности. Причем как элемент идущий параллельно с ними и дополняющий знания и умения.

В чем же тогда разница между результатами обучения (что будет делать студент после окончания учебной программы) и компетенциями?

Результаты оцениваются в процессе обучения, а вот компетенции т.е. "способности" это скорее идеальные цели (декларативные), которые по итогу уже изложенной информации МЫ ОЦЕНИВАТЬ НЕ ДОЛЖНЫ. Т.е. результаты обучения и компетенции это две большие разницы!?

Оказывается, что даже в Европейских документах наблюдается смешение понятий результаты обучения и компетенции, причем сначала говорится о результатах как наборе компетенций которые выражаются тем, что студент будут знать уметь, а потом говорится, что реальные компетенции находятся за рамками учебного процесса.

Резюме от ведущего:
  • В основе компетентностного подхода и исторически лежит поведенческий подход, реализуемый в терминах педагогического дизайна. 
  • Следует различать декларируемые цели и измеримые учебные результаты. 
  • Ответственность за реализацию своих способностей, знаний, умений и навыков, опыта и позиций лежит на учащемся. 
  • Ответственность за результаты обучения лежит преимущественно на образовательном учреждении.


Мои итоги (собираем конструктор):

1. Результаты просмотра вебинара В. Наумова дали еще больше пищи для размышлений и окончательно похоронили надежду отыскать логику в трудах уважаемых разработчиков "компетенций /ностей". Делаю вывод, что вебинары В. Наумова и Е. Локтевой должны быть "must see" причем именно в такой последовательности, так как в основе вебинара Владимира лежат хорошие теоретические выкладки, а вот Елена демонстрирует работу с измерением компетенций на рабочем месте (и именно таких, которые в большинстве не измеримы с точки зрения результатов обучения: адаптивность, ответственность, позитивное мышление и т.д. Эх методику бы и результаты этих измерений на реальных людях)))

2. Выкладки ФГОС, о которых говорил В. Наумов это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.С точки зрения Е. Локтевой компетенция – это наблюдаемое поведение, которое демонстрирует человек на рабочем месте и которое определяет его успешность как сотрудника.
В принципе они могут не противоречить друг другу, в том смысле, что способность проявляется через демонстрируемое поведение, т.е. измеряя компетенцию (способность) надо измерять поведение, которое демонстрируется на рабочем месте.


3. Надо различать измеримые цели в рамках педдизайна (таксономия Блума) и декларируемые цели как признак компетентностного подхода.

4. По Украине. У нас приняты национальные рамки квалификаций. Как там обстоит дело с компетенциями? В отличие от ЕС, компетенции там не идут как составная часть уровня, а они есть некая надстройка.

Компетентности/компетентность по-украински это способность лица к выполнению определенного вида деятельности, которая выражается через знание, понимание, умение, ценности, иные личные качества (почти ФГОС).

Результаты обучения это тоже компетентности (знания, понимание, умение, ценности, иные личные качества), которые приобретает и / или способна продемонстрировать лицо после завершения обучения.

Т.е. внимание!!!! Результаты обучения это способность лица к выполнению определенного вида деятельности, которая выражается через знание, понимание, умение, ценности, иные личные качества. Только одни результаты есть измеримыми с точки зрения ВУЗА, а другие нет (или трудноизмеримыми).

Посмотрим теперь любой уровень (например 4). Уровень это единица которая определяется совокупностью компетенций (а что это? в документе то определения нет))) ), которые являются типичными для квалификаций данного уровня.

То, что описывается вверху это интегральная компетентность (о как), которая описывает результаты обучения они же компетентности, что состоят из знаний умений, а также такие "сущности" как коммуникации (взаимосвязь субъектов) и автономность и ответственность (что есть способностью к самостоятельной деятельности и ответственностью за принятые решения). Вы еще не запутались? Я немного. Конечно по-поводу последних двух колонок можно сказать, что это и есть личные качества, т.е. тоже результаты, но почему их тогда нет в базовых определениях результатов обучения и компетентностей, а есть ценности и иные качества?

Колонки такие: знания, умения, коммуникации, автономность и ответственность


Также у нас существует План реализации этого документа. Так что будем следить за событиями.

Примечание № 1. Блин какая каша получается, нет четкого разграничения: и результаты - способность, и компетентность - способность значит результаты = компетентность, которая проявляется через знания, умения, ценности, личные качества... Слов нет. Может я не разобрался. И фактически слово компетенция у нас ассоциируется как знания, умения + личные качества. Проблема только в том, что результаты обучения преподаватель измерит, а вот личные качества и ценности, которые входят в "способность" как измерить? И не будет ли это профанацией говорить о результатах в учебном процессе, которые мы не  измеряем, не можем пока или 
вообще не можем  измерить в рамках ВУЗа. 

Скорее при компетентностном подходе мы предполагаем, что на основании нашей оценки результатов обучения, которые мы можем измерить наш студент будет способен в дальнейшем делать то-то и то-то, но фактически измерить эту категорию мы не можем....
5. Нашел хороший сайт "Актуальные документы и материалы европейской и международных образовательных систем" а там вот такие рекомендации с которыми может ознакомиться каждый желающий (см. страницу 101-105) http://www.umo.msu.ru/docs/19.pdf

Подобная таблица переведена также Лабораторией НИЛ "Информационно-образовательных технологий" Социологического факультета МГУ.

Там кстати говорится, что страны должны разрабатывать прозрачную методику, с помощью которой соотносятся национальные уровни квалификаций с Европейской системой квалификаций, с тем чтобы облегчить сравнение между ними и обеспечить
публикации вытекающих из этого решений. У нас такой методики (сравнительной таблицы) я не встретил, если знаете помогите найти.
6. Интересной показалась реплика Е. Локтевой - компетенции студенты демонстрируют в процессе обучения, а не в конце программы. Она говорит о компетенциях, как о поведении в процессе работы.

Если вы читали предыдущий пост, то фактически в ПВТ на основании кейсов разработали модели "наблюдаемого поведения" и пытаются измерять их в процессе решения реальных рабочих ситуаций, которые они внедрили в учебный процесс. С одной стороны была формальная оценка достижения результатов, а с другой стороны - мнение преподавателя и работодателей, которые по индикаторам компетенции измеряли "демонстрацию поведения".

Примечание 2. Пока у меня получается так. Если мы говорим о компетентностном подходе в обучении, то практический подход Е. Локтевой кажется мне теперь немного более ясным и логичным (и ее я начал понимать!!!)

Мы в начале пишем (в идеале с помощью будущих работодателей) измеряемые результаты обучения, то что преподаватель может сделать в ВУЗе (студент перечисляет, анализирует, считает, описывает, сравнивает) это фактически - знания умения.

Затем мы пишем (тоже в идеале с помощью будущих работодателей) так называемые личностные характеристики "компетенции из 20 граней" (например: работа в команде), которые есть описанием поведения на рабочем месте.

В. Наумов говорит, что измерять эту "способность" которая демонстрируется через поведение часто не задача преподавателя и проявится она иногда сможет через какое-то время. И вообще ответственность за демонстрацию способностей в процессе работы несет студент.

Е. Локтева говорит, что в принципе эти компетенции (работа в команде, принятие ответственности, эффективная коммуникация) в принципе измеримы с помощью преподавателя, HR и будущих работодателей, которые наблюдают за студентом в процессе обучения и при защите выпускной работы.

Получается в классном журнале (утрировано), должны быть графы для количественной оценки учебных результатов (это уже есть) и графы для оценки поведения, что будет говорить о том, что мы готовим в соответствии с компетентностным подходом ))) Помогает коллегам по учебе достигать целей - галочка или количественная оценка.

Буду рад конструктивным замечаниям и дополнениям от авторов вебинаров и читателей.  Действительно хочется понять сей феномен:

  1. Что же такое компетентностный подход в рамках академического образования? В чем он проявляется? Зачем описывать то, что мы не можем измерить в рамках ВУЗа?
  2.  Как спроектировать преподавателю курс с учетом таких компетенций (личных характеристик) как, например, убедительная коммуникация или стрессоустойчивость, ответственность?
  3. Как тогда мы должны оценивать способности? Есть ли методики по-которым мы в рамках ВУЗа можем сказать - да способен? Или же как я говорил, это наше предположение, основанное на  результатах обучения, которые мы можем измерить?
  4. Или же стоит сказать так, мы оцениваем  результаты обучения и точка (деятельностный подход), все остальное не наше, а компетентностный подход пусть будет в рамках работы в компаниях и там пускай с ним возятся, как сказал в чате В. Лебсак - все что не смарт - беллетристика)

P.S. Вспомнилась школьная оценка в табеле - "прилежание", может это и есть первое числовое измерение компетенции по европейски - автономность и ответственность?

суббота, 24 ноября 2012 г.

Белорусский компетентностный подход ч.1

Наконец-то дошли руки до собратьев по цеху e-learning.by (Елены Локтевой и Владимира Наумова), которые в конце октября, начале ноября провели 2 вебинара о компетенциях. Я решил еще раз пересмотреть оба и сформулировать свои мысли после их выступлений.

Так как женщинам всегда уступают и на этом вебинаре я не был, решил начать с метериалов Елены Локтевой.

Вот запись вебинара: http://tools.hrm.ru/vclass/vcplayer.html?cid=5805397666112614147, а вот сама презентация: http://www.e-learning.by/Data/Events/00241/09-noja-2012-Kompetencii.ppt


Итак, что такое компетенция с точки зрения ведущего:

Компетенция – это наблюдаемое поведение, которое демонстрирует человек на рабочем месте и которое определяет его успешность как сотрудника
Модель компетенций – набор ключевых компетенций для определенной позиции или категории сотрудников

Компетентность - это результаты, которые определяют эффективную работу 
Т.е. как я понял чтобы сказать,что я компетентен в этом вопросе, я должен продемонстрировать поведение (проявить компетенции) и дать результат, наличие которого скажет компетентен ли я ли нет.

Вот пример описания компетенции:



Как Елена и ее коллеги применяли свой подход (очень кратко).

1. Получив в компании detech карточки с" палитрой компетенций", они попросили специалистов-резидентов центра, разложить их по степени важности для будущей работы и на основании (критические, важные, желательные).

2.На каждую компетенцию, что оказались в "критической кучке", привести 2 примера (положительный и отрицательный) из своей практики на каждую компетенцию, что он выделил. Например, как эта компетенция помогла ему выполнить задания - "метод критических инцидентов".

3. Собрав около 140 кейсов из практики они сформировали так называемую "модель компетенций тестировщика ПО"

4. Затем адаптивным путем внедряли ее на курсе подготовки таких людей (набив кучу шишек и "прокачав" собственный опыт). Компетенции измерялись на входе на выходе + присутствовала оценка компетенций выпускников самим преподавателем.

Итог от ведущего:
  • моделировать компетенции необходимо совместно с компаниями: 
  • погружаемся в специфику; 
  • собираем ситуации, которые можно использовать и в оценке, и в обучении; 
  • собираем best practice;

Что зацепило:

1. Я вспомнил свой "первый" наивный пост, находясь в самом начале пути освоения премудростей e-learning (многие мысли не поменялись)

2. Может быть я не намного продвинулся дальше в собственном развитии, но я еще раз убедился в том, что академический сектор в данный момент несовместим с сектором корпоративным по взглядам на итоги подготовки. Это явственно следовало из ответов в чате на последний вопрос Елены.

3. Задача ее ПВТ, как и любой негосударственной компании - это "продать своего выпускника", что в конечном счете ведет к допзаказам, допфинансированию и "успешности центра".Чем больше выпускников ПВТ устроится на работу - тем яснее и очевиднее результат работы парка. ОНИ ОТВЕЧАЮТ ЗА ВЫПУСКНИКА - А ПЕРЕСТАНУТ, ИХ СОЖРУТ (грубовато, но суть угадывается).

4. В академическом секторе, по моему мнению, да и Кухаренко В.Н. когда-то приводил похожую аргументацию - преподаватель не отвечает за выпускника, ВУЗ по большому счету тоже, преподаватель провел пары, часы записал в индивидуальный план, зачет принял, оценку поставил, ВУЗ разнарядку по набору и выпуску выполнил - ВСЕ работа сделана. Да конечно есть иногда обратная связь от выпускников и работодателей,и конечно мало кто признается, что выпускники многих ВУЗов идут туда где больше платят, кто куда устроится  и т.д. Государство все равно даст ВУЗу денег - главное хорошо определения в книгах написать и в методичках закрепить и все будет ок. Граней у этой пробемы много, это отсутствие реальной связи с работодателями, которые иногда и сами нехотят ее иметь, и развал многих отраслей и много чего еще, но то что проблема есть по-моему беспорно.


5. Я много раз перечитывал удивительную книгу Гарри Поттер, и вот что меня в ней подкупало в точки зрения работника образования - методика принятия экзамена: до обеда теория, после обеда практика. Т.е. на экзамене преподаватель и комиссия не только читали письменные ответы на теоретические вопросы, но и НАБЛЮДАЛИ поведение волшебника в реальной ситуации, а НЕ ЕГО ГОТОВНОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ к такому поведению исходя из письменного ответа.

6. В принципе эту готовность и способность можно свести к простому диалогу:

Работодатель: вы готовы продемонстрировать составление документа?
Кандидат: Да меня готовили по компетентностному подходу я готов и способен применять знания и умения!
Работодатель (дает бланк документа и вводную) - применяйте ) - т.е. он фактически хочет наблюдать поведение.

7. В "академическом секторе" на моей памяти редко проводят такую титаническую работу, какую провела Елена и ее коллеги - опросить ведущих работодателей, собрать реальные кейсы, разложить поведения по полочкам-индикаторам....

8. Думаю,что ВУЗам надо анализировать не количество устроившихся по специальности, а "встречи выпускников ВУЗА", так как именно на них все видят, кто как работает, по специальности ли? не уволился ли? чего достиг? что пригодилось?

9. По опросу Елены об инструкциях, которые не удобны, я честно остановил запись записал свою реакцию - заполнить как хотят и отдать.  Если от меня по ситуации будет что-то зависеть - дам предложения по оптимизации  И тут же через минуту Юрий Майский - выдал почти одинаковую мысль, зачем мне переделывать форму которая предназначена не для меня. (Это значит я ответственный, но не инициативный).

10. Согласен с Еленой и Святославом в том, что нет универсального решения многих задач. Вернемся к примеру с формой отчетности. Еесли она утверджена в ВУЗе - пободаться за ее улучшение еще можно, а если приказом МВД, например, то переделать ее несколько проблематично)))

11. На  момент написания поста, мне импонирует термин "демонстрируемое поведение", но для его внедрения в ВУЗах надо наверное, формировать кейсы совместно с работодателями и проводить  экзамены в "стиле Гарри Поттера", тогда мы сможем сказать, что у нас в ВУЗе (любом) компетентностный подход.

Потому как, например в райотделе, меня в первый день работы не спросили перечень определений и признаков административного правонарушения, а дали заявление и сказали: ну-ка "краснодипломник" - иди работай, покажи класс.

P.S.  Что касается моего профнаправления, что целесообразность и эффективность внедрения принципов Болонского  процесса, о которых говорилось на вебинаре в контексте определений компетенция и компетентность еще большой вопрос, что даже отмечалось гостями нашего ВУЗа из Германии и Швеции.

В чем суть болонского процесса (кратко напомню):

  • Приведение высшего образования в различных странах к единым стандартам. Это касается разработки сходных учебных планов, тренингов, исследований, программ повышения квалификации. 
  • Создание сравнимых критериев и общей методологии для вузов всех европейских стран.
  • Учреждение кредитной системы по Европейской кредитно-трансферной системе (ECTS).
Проще говоря благодаря этой "накопительной системе" кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни.
НО, подготовка юристов это отдельный разговор в рамках унификации, я представляю, что можно унифицировать программы подготовки физиков, математиков, врачей, инженеров (закон Ньютона, или теорема Пифагора или строение глаза что в Испании, что в Польше что в Украине одинаково).

Но как быть с юридической областью, где у стран разные правовые семьи, системы законодательства, форма государственного устройства, что, безусловно, влияет на правовую систему. Когда то в 2009 году читал интервью министра образования Португалии, который говорил о том, что у них самих "местных безработных" юристов много, куда им еще украинцев девать, которые хотят нострифицировать документы об образовании за госсчет. Он сказал так, хотите - платите около 1000 евро со своего кармана, но не факт, что пройдете процедуру и далеко не факт, что получите работу - местным и самим не хватает.

А если говорить более того о юриспруденции правоохранительной, то есть не просто о юристе - о сотруднике милиции  т.е. человеке с еще более узкой специализацией - о каких перезачетах кредитов и глобальной унификации можно говорить в принципе (разве что в рамках отдельных предметов - и только). ??? 

Я понимаю, что программу предмета "физика" можно адаптировать (или совместно гармонизировать) расхождений будет мало, но как перезачтут предмет "Гражданское право Украины" или "Административная деятельность органов внутренних дел Украины", которая вообще оперирует кучей ведомственных приказов и инструкций? Вопрос из бронхов (Да уж не из легких :-) ) 


Что осталось непонятным:

1. За отправную точку коллеги взяли модель "20 граней". Хотя посмотрев вот этот ресурс: http://subscribe.ru/group/onlajn-testyi-psihologiya-i-samopoznanie/1287623 я не нашел для себя демонстрируемое поведение с точки зрения отдельного специалиста (что должен демонстрировать, например учитель физики, математики - в рамках к какой-то профессии, помимо мотивации, стрессоустойчивости и т.д.).

2. Странно все таки, что представителям компаний на выпускных работах не понадобилось проверять уровень (сложность) решаемых человеком задач. Получается для них компетенции не связаны с профессиональными умениями и навыками, это больше личностный момент?

3. Как применить такой подход в рамках короткого курса (в ПВТ курсы занимают от 36 до 108 часов) более менее понятно, а что делать с академобучением (60 предметов за 4 года)? Работать отдельно в рамках предмета? Надо еще подумать. Может повторный просмотр вебинара В. Наумова скажет?

4. Как может выглядеть компетентностный подход в рамках ВУЗов? Если исходить из признака "демонстрирования поведения", то в разрезе учебного предмета, например, можно сказать, что окончивший мой курс заполняет протоколы, составляет процессуальные документы..., квалифицирует деяние как проступок или правомерное действие..., определяет подведомственность рассмотрения дела..., т.е. выполняет работу в соответствии с принятыми стандартами ЭТО ПРОФСТОРОНА + он обладает критическими компетенциями из списка 20 граней ЭТО ЛИЧНОСТНАЯ СТОРОНА (например стрессоустойчивость, адаптивность, ответственность, анализ проблем, сбор информации). Ох и каша получалась))))).

На очереди вебинар от Владимира Валентиновича!

Буду рад, если поможете конструктивными комментариями). 

понедельник, 19 ноября 2012 г.

Побег от высшего образования

Моему другу "адвокату открытого образования" Ивану Травкину...

Проект Degreed задался целью создать единый пожизненный цифровой диплом, который будет постоянно обновляться и отражать реальные знания независимо от того, из какого источника они получены. Вы можете прослушать несколько курсов в одном университете, ещё несколько - в другом, или пройти курс обучения в xMOOC Coursera или Khan Academy — баллы в вашем «дипломе» будут увеличиваться в зависимости от авторитетности курса и ваших личных достижений.

Вот так примерно будет выглядеть ваш диплом.



Основатель Degreed Дэвид Блэйк называет такую модель образования «джейлбрейком» для диплома (побег из тюрьмы или как я полагаю метафора - от формальных стен ВУЗов). Цифровой диплом будет давать более точную и актуальную информацию о реальных знаниях человека, чем бумажный. Блэйк считает, что такая система будет служить отличным дополнением к традиционным формам подтверждения знаний, а в будущем, возможно, получит признание и авторитет в академических кругах, сделав образование намного более доступным.

Компания Degreed получила грант в размере 100 000 долларов от благотворительных фондов Макартуров и Билла и Мелинды Гейтс. Сейчас Degreed проводит краудфандинговую кампанию, чтобы собрать ещё 100 000, необходимых для составления единого каталога курсов, дипломов и учебных заведений и запуска сайта.

Посмотрите видео: пожизненный диплом:



И еще одно видео от авторов проекта

вторник, 13 ноября 2012 г.

TED для обучения

Всем Вам конечно же хорошо известен проект TED. Если нет, до прочитайте данный пост.

TED это ежегодное событие, на которое приглашают ведущих мировых деятелей и мыслителей поделиться своими идеями о каком-нибудь явлении."TED" расшифровывается как Technology, Entertainment, Design (Технологии, Развлечения, Дизайн) – три обширных тематических области, которые вместе формируют наше будущее.

СлоганTED: «Идеи, достойные распространения», объясняет её главную задачу — рассказать об интересных идеях как можно большему количеству людей. Среди лекторов TED — бывший президент США Билл Клинтон, нобелевские лауреаты Джеймс Уотсон и Мюррей Гелл-Манн, основатель Wikipedia Джимми Уэйлс, основатели Google Ларри Пэйдж и Сергей Брин, основатель Microsoft Билл Гейтс.

Видеозаписи лекций, прочитанных на TED, TEDTalks, публикуются на сайте TED.com. Их можно бесплатно смотреть на сайте, скачать на свой компьютер или подписаться на видео-подкаст. Еще видеозаписи можно смотреть на YouTube. Сейчас в интернете опубликовано свыше 400 видеозаписей. Более пятнадцати миллионов человек просмотрели их около ста миллионов раз. Что интересно, у большинства видео есть русские или украинские субтитры, которые вы можете выбрать на видеоплейере. Кстати, на гугл плей есть специальное приложение для андроид смартфонов и планшетов: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.ted.android#?t=W251bGwsMSwxLDIxMiwiY29tLnRlZC5hbmRyb2lkIl0.

Недавно я нашел такие посты: "10 лучших выступлений в TED для электронного обучения". 10 лучших TED выступлений об улучшении образования: и решил посмотреть эти выступления и поделиться с Вами кратким содержанием некоторых.

1. Дафна Коллер (основатель проекты Coursera).


Массовые открытые дистанционные курсы от университетов - это реализация права права каждого человека на получение образования. Если мы могли бы предложить высокое качество образования всем во всём мире и бесплатно, что бы из этого получилось?

 Во-первых, образование стало бы основным правом человека, где каждый в любой точке земного шара со способностями и желанием мог бы приобрести навыки, необходимые для обеспечения лучшей жизни, своей, своих близких и людей вокруг.


Во-вторых, это бы обеспечило непрерывное обучение. Очень жаль, что для многих людей учёба останавливается по окончании школы или университета. Если все эти замечательные курсы станут доступны, мы сможем узнавать что-то новое, когда захотим, будь то с целью саморазвития или изменения нашей жизни.

И, наконец, это позволит стимулировать инновации, потому что выдающиеся таланты есть везде. Может быть, следующий Эйнштейн или Стив Джобс живёт где-то в отдалённой африканской деревне. И если бы мы могли предложить им образование, у них появилась бы возможность придумать что-то грандиозное и сделать мир лучше для всех нас.





2. Салман Хан (Основатель Khan Academy). 

При традиционном изучении предмета в школе дается пара домашних заданий, задание, лекция, задание, лекция - и после этого идет итоговый экзамен. Независимо от того, насколько успешно вы его сдаете - на 70%, 80%, 90% или 95%, класс переходит к следующей теме. Даже ученики с результатом в 95% не знают 5%, но что именно они не знают? Может, они не знают, что происходит при возведении числа в нулевую степень. И с этим незнанием они все равно начинают изучать следующую тему. Хорошие ученики начинают внезапно проваливаться на алгебре или ни с того, ни с сего не могут справиться с исчислением, будучи достаточно умными и занимаясь с хорошими преподавателями.

Это происходит потому, что у них есть дыры, как в швейцарском сыре, которые пронизывают весь каркас их знаний. Поэтому наша модель предлагает изучать математику так же, как вы бы изучали что-либо иное,как вы бы учились езде на велосипеде. Сидеть на велосипеде. Падать с велосипеда.Делать это до тех пор, пока вы не достигнете мастерства. В традиционной модели предусмотрены наказания за эксперименты и ошибки, но она не ожидает достижения мастерства. Мы поощряем эксперимент. Мы поощряем ошибки. Но мы ожидаем овладения мастерством.

Наша задача – максимально обеспечить взаимодействие преподавателя и ученика. Салман показывает учебную аналитику на своем сайте, которая может быть использована для индивидуализации процесса обучения. Он замечает, что хорошо, когда отстающему помогает учитель, но лучше если это делает такой же более успешный ученик



3. Питер Норвиг (соавтор первого открытого массового университетского курса по исскуственному интелекту: https://www.ai-class.com)

Каждый человек — одновременно ученик и учитель. Слегка парадоксально, что планируя изменить традиционное образование, мы в конечном итоге создали онлайн-курс, гораздо больше похожий на традиционные лекции в колледже, чем другие онлайн-курсы.

В Академии Хана мы видели, что короткие 10-минутные видео работают намного лучше, нежели записанные часовые лекции, перенесённые на экран малого формата. Мы решили сделать наши видео ещё более короткими и более интерактивным. Наше типичное видео длится 2 минуты, иногда меньше, но ни в коем случае не больше 6 минут; в этом случае мы делаем паузы на головоломки (задачи), чтобы обучение казалось индивидуальным.

Студенты учатся наилучшим образом, когда они активно упражняются. Мы хотели увлечь их, чтобы они столкнулись с неопределённостью, и направить их синтезировать основные идеи самостоятельно. Мы обычно избегаем таких вопросов как «Вот формула, а теперь скажите мне значение Y, если X равен два». Мы предпочитаем открытые вопросы. Наибольшая ценность таких курсов – это взаимодействие его участников





4. Диана Лауфенберг: Лучший способ учиться? На ошибках.
Раньше люди ходили в школу, чтобы получать информацию. Сейчас доступность информации коренным образом изменили модель взаимодействия учеников в классе.
Главная мысль в том, что если мы будем продолжать рассматривать образование с точки зрения хождения в школу за информацией, а не с точки зрения обучения на собственном опыте, дающего ученикам право говорить и ошибаться, мы не достигнем цели.

И все то, о чем так много говорится сегодня, не будет возможно, если мы оставим систему образования, не ценящую эти качества, потому что нельзя достичь этой цели с помощью стандартного теста, опираясь на культуру единственного правильного ответа (Дайте возможность ученикам творить!).



5. Эмили Пилотон. Дизайнер Эмили Пилотон отправилась в сельский округ Берти, штат Северная Каролина, чтобы принять участие в  эксперименте преобразования общества при помощи дизайнерских проектов. Она преподает в дизайн-классе под названием Studio H, в котором школьники задействованы умственно и физически, одновременно превнося эффективный дизайн и предоставляя новые возможности в самом бедном округе штата Северная Каролина. Она помогает школе изменить интерьер (не Финляндия, но изображения симпатичные), подключить школьников к Интернет и задействовать силы класса для социальных проектов в округе (А мы бы так смогли????)





6.Одно из моих любимых. Дэн Пинк: Головоломка мотивации


 Мотивация внутренняя выступает против внешней мотивации. Самостоятельность, профессионализм и целенаправленность против кнута и пряника. И кто победил? Внутренняя мотивация, самостоятельность, профессионализм и целенаправленность побеждают противника нокаутом. 

Имеется разрыв между научным знанием и деловой практикой. Что известно науке? Во-первых, типичные для 20-го века вознаграждения, те самые стимулы, которые считаются неотъемлемой частью умения вести бизнес, работают, но только в предельно узком диапазоне условий. Во-вторых, те же вознаграждения типа «если… то …» часто губят творчество. 

В-третьих, секрет высокой продуктивности не в системе награждения и наказания, а в невидимом внутреннем двигателе. Стремлении создавать вещи ради них самих. Стремлении делать что-то, потому что это важно!!!!

Если нам удастся устранить разрыв между научным знанием и деловой практикой, если нам удастся утвердить наше понимание мотивации, и пронести его в 21-й век, если нам удастся отбросить ленивую по природе и опасную идеологию кнута и пряника, мы сможем усилить наш бизнес,мы сможем решить множество «загадок» и возможно - изменить мир. 





Это лишь малая часть того, что есть в сети TED. На очереди у меня 2 видео от Кена Робинсона. 


Если хоть одно из этих видео помогло Вам сделать что-то полезное в профессиональной деятельности и в жизни (даже задуматься над необходимостью реализации  чего-то) - значит пост удался))))

А что Вы порекомендуете нам всем посмотреть?

четверг, 1 ноября 2012 г.

3000 целей - желание одно (Вебинар для e-LearningPRO)


Сегодня я и Иван Травкин провели открытый вебинар для сообщества e-LearningPRO тема которого звучала так: 3000 целей - желание одно. На нем мы постарались провести паралелли между принципами участия в коннективистских массовых открытых курсах и участием в деятельности сетевого сообщества.

Мы попытались остановиться на таких вещах как сущность сетевого сообщества, почему они возникают. Что общего у сообществ в сети Интернет. Каким образом соприкасаются принципы деятельности в сообществе и в массовых открытых курсах.


Основные точки соприкосновения можно выделить такие:

  • Деятельность в сообществе как и в массовых открытых курсах состоит в развитии своей персональной учебной сети.
  • Идея (тема) общая, но каждый участник приходит со своей целью и пытается достичь ее.
  • Избыток информации. 
  • Много деятельности проходит вне пределов "материнского сайта".
  • Каждый участник формирует свою траекторию участия в жизни сообщества.
  • В сообществе как и в курсе возникают свои подсети в зависимости от интересов, сферы деятельности участников  и т.д.
  • Деятельность сообщества как и участников курса регулируется самими участниками.
  • В сообществе также как и в курсе есть несколько ролей участников: наблюдатели, среднее звено, експерты...
  • Для работы в сообществе используются инструменты веб 2.0.
  • Регистрация в сообществе как и в курсе открыта постоянно, каждый может присоединиться в любой момент.
  • Для оптимальной работы сообщество и курс требуют как можно больше активных участников. Активное участие  имеет важное значение, поскольку важно понимать, что, хотя организаторы сообщества и эксперты и формируют первоначальный материал (посты, темы форумов), однако основная часть контента формируется самими его участниками.
  • Для работы в сообществе и коннективистских курсах нужно иметь высокий уровень мотивации и самоконтроля. Модель зависит от способности участников управлять как своим собственным обучением, так и возможностью развивать свои собственные сети для поддержки учебного процесса.
  • Одним из основных способов взаимодействия или установления связей с другими участниками сообщества, является создание и обмен «артефактами понимания». Артефакты - это ресурсы, которые создают сами участники, то есть статьи, ментальные карты, аналитические обзоры, посты в блогах, подкасты, видео, презентации и т.д. Эти ресурсы фактически отражают попытки участников осмыслить определенный вопрос с их личной позиции.

Также на вебинаре участники попытались вместе определить признаки сетевых сообществ и то что делает их успешными. Путем мозгового штурма Мы попытались вместе определить основные направления по которым сообщество может развиваться и двигаться дальше. Среди мнений были такие:


  1. Инициатива участников в плане проведения меропроятий (конференции, вебинары)
  2. Миникурсы для новичков и опытных пользователей по разным направлениям связанных с электронным обучением.
  3. Создание репозитария (базы знаний сообщества).


От себя добавлю, что если участники сообщества имеют публикации, учебники и т.д. - то они могли бы внести их в репозитарий сообщества для всех остальных.

Неоригинальной, но действенной будет совместная работа участников в рамках какой-то темы итогом которой может быть статья, обзор (такой опыт у сообщества есть - 31 совет по e-learning).

Интересной на мой взгяд будет идея "бейджирования" деятельности участников в зависимости от занимаемой роли, вклада в развитие и популяризацию сообщества (такие критерии могут быть прописаны). Это может дать толчок к активизации деятельности "наблюдателей".

Предлагаем всем также ответить на вопросы:

  1. Как можно участвовать жизни сообщества? (У)
  2. Что есть "идеальный продукт" сообщества? (П)
  3. Как мы можем развить сообщество? (Р)

Спасибо всем, кто принял участие, спасибо всем кто помогал нам в организации вебинара и благодарность всем 3000 участникам e-LearnningPRO за деятельность на ниве электронного обучения. Надеюсь, что скоро нас будет 4000, а может еще больше.

Вот презентация вебинара:




Ссылка на просмотр записи: http://my.comdi.com/record/82336/?i=83c055a24b90b6107fa925480f8dc7e3
Ссылка на скачивание: http://thyone.comdi.com:8080/player/files/player_82336.air