Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

суббота, 24 ноября 2012 г.

Белорусский компетентностный подход ч.1

Наконец-то дошли руки до собратьев по цеху e-learning.by (Елены Локтевой и Владимира Наумова), которые в конце октября, начале ноября провели 2 вебинара о компетенциях. Я решил еще раз пересмотреть оба и сформулировать свои мысли после их выступлений.

Так как женщинам всегда уступают и на этом вебинаре я не был, решил начать с метериалов Елены Локтевой.

Вот запись вебинара: http://tools.hrm.ru/vclass/vcplayer.html?cid=5805397666112614147, а вот сама презентация: http://www.e-learning.by/Data/Events/00241/09-noja-2012-Kompetencii.ppt


Итак, что такое компетенция с точки зрения ведущего:

Компетенция – это наблюдаемое поведение, которое демонстрирует человек на рабочем месте и которое определяет его успешность как сотрудника
Модель компетенций – набор ключевых компетенций для определенной позиции или категории сотрудников

Компетентность - это результаты, которые определяют эффективную работу 
Т.е. как я понял чтобы сказать,что я компетентен в этом вопросе, я должен продемонстрировать поведение (проявить компетенции) и дать результат, наличие которого скажет компетентен ли я ли нет.

Вот пример описания компетенции:



Как Елена и ее коллеги применяли свой подход (очень кратко).

1. Получив в компании detech карточки с" палитрой компетенций", они попросили специалистов-резидентов центра, разложить их по степени важности для будущей работы и на основании (критические, важные, желательные).

2.На каждую компетенцию, что оказались в "критической кучке", привести 2 примера (положительный и отрицательный) из своей практики на каждую компетенцию, что он выделил. Например, как эта компетенция помогла ему выполнить задания - "метод критических инцидентов".

3. Собрав около 140 кейсов из практики они сформировали так называемую "модель компетенций тестировщика ПО"

4. Затем адаптивным путем внедряли ее на курсе подготовки таких людей (набив кучу шишек и "прокачав" собственный опыт). Компетенции измерялись на входе на выходе + присутствовала оценка компетенций выпускников самим преподавателем.

Итог от ведущего:
  • моделировать компетенции необходимо совместно с компаниями: 
  • погружаемся в специфику; 
  • собираем ситуации, которые можно использовать и в оценке, и в обучении; 
  • собираем best practice;

Что зацепило:

1. Я вспомнил свой "первый" наивный пост, находясь в самом начале пути освоения премудростей e-learning (многие мысли не поменялись)

2. Может быть я не намного продвинулся дальше в собственном развитии, но я еще раз убедился в том, что академический сектор в данный момент несовместим с сектором корпоративным по взглядам на итоги подготовки. Это явственно следовало из ответов в чате на последний вопрос Елены.

3. Задача ее ПВТ, как и любой негосударственной компании - это "продать своего выпускника", что в конечном счете ведет к допзаказам, допфинансированию и "успешности центра".Чем больше выпускников ПВТ устроится на работу - тем яснее и очевиднее результат работы парка. ОНИ ОТВЕЧАЮТ ЗА ВЫПУСКНИКА - А ПЕРЕСТАНУТ, ИХ СОЖРУТ (грубовато, но суть угадывается).

4. В академическом секторе, по моему мнению, да и Кухаренко В.Н. когда-то приводил похожую аргументацию - преподаватель не отвечает за выпускника, ВУЗ по большому счету тоже, преподаватель провел пары, часы записал в индивидуальный план, зачет принял, оценку поставил, ВУЗ разнарядку по набору и выпуску выполнил - ВСЕ работа сделана. Да конечно есть иногда обратная связь от выпускников и работодателей,и конечно мало кто признается, что выпускники многих ВУЗов идут туда где больше платят, кто куда устроится  и т.д. Государство все равно даст ВУЗу денег - главное хорошо определения в книгах написать и в методичках закрепить и все будет ок. Граней у этой пробемы много, это отсутствие реальной связи с работодателями, которые иногда и сами нехотят ее иметь, и развал многих отраслей и много чего еще, но то что проблема есть по-моему беспорно.


5. Я много раз перечитывал удивительную книгу Гарри Поттер, и вот что меня в ней подкупало в точки зрения работника образования - методика принятия экзамена: до обеда теория, после обеда практика. Т.е. на экзамене преподаватель и комиссия не только читали письменные ответы на теоретические вопросы, но и НАБЛЮДАЛИ поведение волшебника в реальной ситуации, а НЕ ЕГО ГОТОВНОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ к такому поведению исходя из письменного ответа.

6. В принципе эту готовность и способность можно свести к простому диалогу:

Работодатель: вы готовы продемонстрировать составление документа?
Кандидат: Да меня готовили по компетентностному подходу я готов и способен применять знания и умения!
Работодатель (дает бланк документа и вводную) - применяйте ) - т.е. он фактически хочет наблюдать поведение.

7. В "академическом секторе" на моей памяти редко проводят такую титаническую работу, какую провела Елена и ее коллеги - опросить ведущих работодателей, собрать реальные кейсы, разложить поведения по полочкам-индикаторам....

8. Думаю,что ВУЗам надо анализировать не количество устроившихся по специальности, а "встречи выпускников ВУЗА", так как именно на них все видят, кто как работает, по специальности ли? не уволился ли? чего достиг? что пригодилось?

9. По опросу Елены об инструкциях, которые не удобны, я честно остановил запись записал свою реакцию - заполнить как хотят и отдать.  Если от меня по ситуации будет что-то зависеть - дам предложения по оптимизации  И тут же через минуту Юрий Майский - выдал почти одинаковую мысль, зачем мне переделывать форму которая предназначена не для меня. (Это значит я ответственный, но не инициативный).

10. Согласен с Еленой и Святославом в том, что нет универсального решения многих задач. Вернемся к примеру с формой отчетности. Еесли она утверджена в ВУЗе - пободаться за ее улучшение еще можно, а если приказом МВД, например, то переделать ее несколько проблематично)))

11. На  момент написания поста, мне импонирует термин "демонстрируемое поведение", но для его внедрения в ВУЗах надо наверное, формировать кейсы совместно с работодателями и проводить  экзамены в "стиле Гарри Поттера", тогда мы сможем сказать, что у нас в ВУЗе (любом) компетентностный подход.

Потому как, например в райотделе, меня в первый день работы не спросили перечень определений и признаков административного правонарушения, а дали заявление и сказали: ну-ка "краснодипломник" - иди работай, покажи класс.

P.S.  Что касается моего профнаправления, что целесообразность и эффективность внедрения принципов Болонского  процесса, о которых говорилось на вебинаре в контексте определений компетенция и компетентность еще большой вопрос, что даже отмечалось гостями нашего ВУЗа из Германии и Швеции.

В чем суть болонского процесса (кратко напомню):

  • Приведение высшего образования в различных странах к единым стандартам. Это касается разработки сходных учебных планов, тренингов, исследований, программ повышения квалификации. 
  • Создание сравнимых критериев и общей методологии для вузов всех европейских стран.
  • Учреждение кредитной системы по Европейской кредитно-трансферной системе (ECTS).
Проще говоря благодаря этой "накопительной системе" кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни.
НО, подготовка юристов это отдельный разговор в рамках унификации, я представляю, что можно унифицировать программы подготовки физиков, математиков, врачей, инженеров (закон Ньютона, или теорема Пифагора или строение глаза что в Испании, что в Польше что в Украине одинаково).

Но как быть с юридической областью, где у стран разные правовые семьи, системы законодательства, форма государственного устройства, что, безусловно, влияет на правовую систему. Когда то в 2009 году читал интервью министра образования Португалии, который говорил о том, что у них самих "местных безработных" юристов много, куда им еще украинцев девать, которые хотят нострифицировать документы об образовании за госсчет. Он сказал так, хотите - платите около 1000 евро со своего кармана, но не факт, что пройдете процедуру и далеко не факт, что получите работу - местным и самим не хватает.

А если говорить более того о юриспруденции правоохранительной, то есть не просто о юристе - о сотруднике милиции  т.е. человеке с еще более узкой специализацией - о каких перезачетах кредитов и глобальной унификации можно говорить в принципе (разве что в рамках отдельных предметов - и только). ??? 

Я понимаю, что программу предмета "физика" можно адаптировать (или совместно гармонизировать) расхождений будет мало, но как перезачтут предмет "Гражданское право Украины" или "Административная деятельность органов внутренних дел Украины", которая вообще оперирует кучей ведомственных приказов и инструкций? Вопрос из бронхов (Да уж не из легких :-) ) 


Что осталось непонятным:

1. За отправную точку коллеги взяли модель "20 граней". Хотя посмотрев вот этот ресурс: http://subscribe.ru/group/onlajn-testyi-psihologiya-i-samopoznanie/1287623 я не нашел для себя демонстрируемое поведение с точки зрения отдельного специалиста (что должен демонстрировать, например учитель физики, математики - в рамках к какой-то профессии, помимо мотивации, стрессоустойчивости и т.д.).

2. Странно все таки, что представителям компаний на выпускных работах не понадобилось проверять уровень (сложность) решаемых человеком задач. Получается для них компетенции не связаны с профессиональными умениями и навыками, это больше личностный момент?

3. Как применить такой подход в рамках короткого курса (в ПВТ курсы занимают от 36 до 108 часов) более менее понятно, а что делать с академобучением (60 предметов за 4 года)? Работать отдельно в рамках предмета? Надо еще подумать. Может повторный просмотр вебинара В. Наумова скажет?

4. Как может выглядеть компетентностный подход в рамках ВУЗов? Если исходить из признака "демонстрирования поведения", то в разрезе учебного предмета, например, можно сказать, что окончивший мой курс заполняет протоколы, составляет процессуальные документы..., квалифицирует деяние как проступок или правомерное действие..., определяет подведомственность рассмотрения дела..., т.е. выполняет работу в соответствии с принятыми стандартами ЭТО ПРОФСТОРОНА + он обладает критическими компетенциями из списка 20 граней ЭТО ЛИЧНОСТНАЯ СТОРОНА (например стрессоустойчивость, адаптивность, ответственность, анализ проблем, сбор информации). Ох и каша получалась))))).

На очереди вебинар от Владимира Валентиновича!

Буду рад, если поможете конструктивными комментариями). 

2 комментария:

  1. Здоровский пост, Константин! Релиз и рефлексия в одном! Из собственного опыта: вопрос ы из бронхов надо отхаркивать...))) Извини))) А если серьёзно: компетентностный подход - это такой подход для осуществления интеграции (обучения и работы в корпоративном секторе, системы образования и рынка труда в гос. секторе). Болонский процесс - это рамка интеграции систем образования разных стран, которые потребовалось подогнать под запускаемые процессы интеграции рынка труда.

    Скажи, честно, есть такая потребность в интеграции системы юридического образования Украины в европейское? Не на уровне идеологем и политических лозунгов, а по сути?

    Вопрос из насущных, поскольку для тебя, я так понимаю, вопрос должен стоять на уровне связки "учебный предмет" - "требования рынка".

    Последнее уже как раз к твоему вопросу "Как может выглядеть компетентностный подход в рамках ВУЗов?". У меня был такой опыт: мы разрабатывали модель для нашего уровня. Была такая компетнеция "личная самоорганизация" с подуровнем "личное планирование": да, мы проверяли именно, это способность составить личный план (т.е. владение инструментом планирование проверялось через результат - составленный план). В общем у тебя ы пункте 4 очень даже не каша получилась. Приблизительно так всё и выглядит. Только перечисленное тобой это "выходы" рабочего процесса, а в курсе ты должен простроить этот рабочий процесс (процедуры и соответсвующие им инструменты + "мыслительные" действия)...

    Как то так, наверное...

    ОтветитьУдалить
  2. Внесу несколько поправок.
    Парк высоких технологий (ПВТ) - организация государственная, резиденты ПВТ - коммерческие компании, очень успешные. А наш Центр - тоже коммерческая организация, ПВТ - один из наших учредителей. Цель у нас конкретная: готовить для компаний (в первую очередь - резидентов ПВТ) кадры.
    А то, что осталось непонятным, надеюсь сделать понятным на Зимней школе во время своего мастер-класса :)

    ОтветитьУдалить