Страницы

четверг, 28 марта 2013 г.

Курирование контента (Неделя № 2. Задание 3. Роль библиотек. Итог работы за неделю)

В этом посте, кроме выполнения заданий, я попробую немного проанализировать еще раз содержание материала недели и высказаться относительно роли библиотек, которую они играют сегодня
ЧАСТЬ № 1: ЗАДАНИЯ


Задание № 1: Найдите журналы по Вашей тематике в Web of Science и SciVerse Scopus, выделите из них те, что находятся в открытом доступе.
Насколько я понял, что работать с базой Web of Science (полный доступ и аналитика) можно только являясь членом определенных ассоциаций, а также из помещений библиотек (с которыми заключен договор). Будем искать другие пути).


А) Итак, Master Journal List (содержимое всех БД Thomson Reuters). Сайт: http://ip-science.thomsonreuters.com/mjl/. Начал искать и получилось найти вот такие журналы:
  • "Australian journal of adult learning" (ключевое слово: Learn*, 32 журнала в результатах); 
  • "Technology pedagogy and education" (ключевое слово: pedagog*, 4 журнала в результатах); 
  • "Mobile networks & applications", "Mobilization" (ключевое слово: mobile*, 10 журналов в результатах); 

ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ!!! На страничке http://wokinfo.com/russian можно скачать (слева на сайте в колонке): 

1. Список журналов с открытым доступом (Open Access Journals) в базе данных Web of Science. 
2. Список журналов стран СНГ в Web of Science (поиск журналов СНГ по тематике обучение (в т.ч. мобильного) не дал ничего).

А вот в списке журналов с открытым доступом - есть один по тематике обучения «International Review of Research in Open and Distance Learning (п. 570)» - про этот журнал знаю, вот его сайт: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/index . Показываю результаты поиска по журналу по теме курирования 


Б) Список индексируемых источников SciVerse Scopus: http://www.info.sciverse.com/news-events/releases/scopus/2012/05/10/scopus-updated-almost-300-new-titles. Как оказалось, ссылка на сайте скорпус не работает. 

Методом подбора (читай тыка) вышел на концентратор: http://www.hub.sciverse.com и произвел поиск по ключевым словам: «mobile learning», затем для сужения результатов применил фильтры для отображения в результатах только статей и книг – получилось 5818 источников, где встречаются эти слова вместе или по отдельности (отражено здесь: http://goo.gl/VsHzk). Потом произвел поиск строго по словосочетанию, отфильтровал таким же образом.  

Из поиска показались интересными журналы: 
  • The Internet and Higher Education (доступ к статьям закрыт) 
  • The Journal of Academic Librarianship (АУ библиотекари – это для Вас) – есть доступ к некоторым статьям (например: http://www.sciencedirect.com/science/journal/00991333/39

Задание № 2 Проведите анализ своей публикационной активности и нескольких авторов (по Вашей теме) в Google Академии. Зарегистрируйтесь в службе "Библиографические ссылки Академии Google" и откройте свой профиль "Мои цитаты". 

Ввел фамилию Бугайчук К.Л.  – 18 результатов, из них 15 моих трудов (цитируется 22 раза):

Создал профиль:  Выдает 16 цитирований. Разночтения заключаются в том, что первый вариант – это прямые цитаты + простое упоминание фамилий, а второй – прямые цитаты.

Задание № 3. В Google Академии проведите анализ  публикационной активности нескольких авторов (по Вашей теме курирования). 

Выбрал двух авторов, вот какие получились результаты:

1. Inge de Waard Athabasca University and Open University UK, Цитируется: 32 раза: http://scholar.google.com.ua/scholar?hl=ru&q=inge+de+waard&btnG=

2. John Traxler, Professor of Mobile Learning, Цитируется: 1356 раз http://scholar.google.com.ua/scholar?hl=ru&q=John+traxler&btnG=

Задание № 4. Зарегистрируйтесь в CiteSeerX. Проведите поиск. 
Создал аккаунт, произвел поиск Себя – цитирований нет (ну нет у меня статей на английском, а судя по моим русскоязычным  запросам, этот сервис с нашим языком не работает). Поиск словосочетания «mobile learning» выдал 907 источников (включая цитаты). 

Задание № 5. Определите наличие публикаций нескольких авторов (по Вашей теме) в SciVerse Scopus.

Произвел поиск http://goo.gl/FPqrn (первый в списке тот же автор Traxler, John University of Cape Town South Africa. В системе можно найти название его последней статьи: "Mobile learning - The future already behind Us". А вот страничка самого автора. 

Задание № 6. Определите наличие публикаций нескольких авторов (по Вашей теме) в Web of Science.
В поиске набрал ключевое слово «m-learning». Результат - 6 авторов . Поиск тех же авторов, что искал в Академии Google не дал результата.

28.03.2013 (20:48) Дополнительное задание. Так как ссылка на индексированные журналы в Scopus заработала. То дополню задание № 2: Найдите журналы по Вашей тематике в Sci Verse Scopus, выделите из них те, что находятся в открытом доступе.
При поиске воспользовался советами тьюторов из вопроса № 4: 

  • «При работе со списком изданий обращайте снимание на сведения во всех столбцах. 
  • Считаются включенными в Scopus на сегодняшний день журналы, для которых в колонке F « Active or Inactive » « Active » («Активные») 
  • N « Open access status » - находится ли журнал в открытом доступе и т. д.» 
Скачал табличку Exel, отсортировал журналы по активности (включенности в базу – колонка F). Сделал поиск по ключевым словам «mobile» «m-learning» Из 17 результатов отобрал вот эти, Почему? Так как они входят в сферу компьютерных и социально-гуманитарных наук (колонка АВ, АК). Все журналы в закрытом доступе увы. 
  • International Journal of Mobile and Blended Learning; 
  • International Journal of Mobile Computing and Multimedia Communications; 
  • Journal of Mobile Multimedia; 
  • International Journal of Mobile Network Design and Innovation. 
Так как с темой моего курирования связанна сфера электронного обучения, то я дополнительно провел поиск по слову (e-learning). Получил 3 результата. Первые 2 журнала закрыты, а последний включен в репозитарий открытых журналов (DOAJ): 
  • E-Learning; 
  • Electronic Journal of e-Learning; 
  • Journal of E-Learning and Knowledge Society (DOAJ). 
Пошел немного дальше – отсортировал список журналов по признаку открытого доступа и ввел ключевое слово поиска «Learning» (что близко всем нам) – поиск выдал такие издания: 
  • Asia-Pacific Forum on Science Learning and Teaching (DOAJ); 
  • International Review of Research in Open and Distance Learning (DOAJ) ; 
  • Journal of Asynchronous Learning Network (OA registered) ; 
  • Journal of E-Learning and Knowledge Society (DOAJ) ; 
  • Journal of Interactive Online Learning (DOAJ) ; 
  • National Center for Online Learning Research (DOAJ) ; 
  • Journal of Machine Learning Research (DOAJ) ; 
  • Journal of Technology, Learning, and Assessment (DOAJ) ; 
  • Language Learning and Technology (DOAJ) ; 
  • Open Learning (DOAJ). 
Теперь эти журналы точно от меня не уйдут)))

ЧАСТЬ № 2: АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ БАЗ ПОИСКА


1. Скажу так, у меня не получилось очароваться SciVerse Scopus и Web of Science. Сложное юзабилити, не работают ссылки на полнотекст. Я пока не вижу преимущества их использования для себя.

2. В плане научной деятельности полезнее, легче и информативнее оказались Академия Google и журналы открытого доступа (DOAJ). Красиво, понятно, много полнотекста. Поддерживаются  наши языки (русский, украинский).

3. Очень понравились предложенные тьюторами такие базы (вот что должно было быть подробно в тексте):

Общая проблема, мало (почти нет) журналов по педагогике из СНГ, которые попадают в иностранные базы


ЧАСТЬ № 3: РОЛЬ БИБЛИОТЕК. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МАТЕРИАЛУ И БАЗАМ.


1. Чтобы не бузить (по В. Нюренбергу), скажу так, материала много, баз много, можно потеряться в их названиях, классификациях и т.д. В этой теме надо было скорее сосредоточиться на нескольких открытых архивах полнотекстового материала - конкретно, подробно, с описанием алгоритма поиска и работы. Если бы было подробно описано (с инструкциями и т.д.), то что я указал, как понравившееся  - этого было бы вполне достаточно. 

2. Считаю, что адекватной для куратора контента, в контексте темы недели  была бы следующая задача (вопрос требующий решения): "Где я, как куратор контента, могу найти открытые научные публикации по своей тематике на украинском, русском и английском языках, с возможностью максимального получения доступа к текстам трудов". Условиями таких баз есть: простота поиска, быстрота регистрации, максимально открытый доступ к текстам. 

3. Курировать контент, без возможности доступа к нему - некий нонсенс. Как я могу оценить качество информации без взгляда на его содержание? Конечно, с помощью систем поиска можно найти хотя бы название книги и продолжить искать где-то в другом месте, но мне такое не нравится (только если - ну очень нужно!!!!). Отсюда я не вижу пользы от баз которые выдают список литературы без контента. Ну толку мне (если я живу в Москве) список книг в библиотеке Калининграда, нет толка. Только в качестве информации о информации (о чем я сказал выше). Кстати, когда я описывал на одной конференции eLIBRARY.RU, мне закинули такое: Так там не все в открытом доступе! 

Вот и я о том же, надо было рассмотреть 5-6 баз с наличием полнотекста, а остальное - на самостоятельное изучение. Это бы позволило сократить объем информации, дать реальный контент, обеспечить практическую ориентацию. Поиск ради поиска (или списка, пусть даже хорошего, но без возможности доступа к материалам) практически не имеет смысла. Поэтому в эту тему требует включения вопрос открытых образовательных ресурсов!!!

4. Считаю, что будущее у библиотек именно в их полном переходе на электронный вариант работы. Это позволит освободить деньги, которые идут на печать, следовательно в можно будет поднять ЗП в издательствах и библиотеках, кроме того на радость экологам перестанут рубить деревья на бумагу.

5. Библиотека есть реализацией права человека на доступ к информации, но пусть не обижаются библиотекари, в некоторой степени формат современных библиотек - уже не соответствует требованиям времени. Как преподаватель, я публикуюсь в журналах, газетах и т.д. За последние 3 года (к стыду) я не разу не был в библиотеке, все что мне надо - я нашел в сети Интернет: учебники, статьи, исследования. А нет вру: один раз для подстраховки посетил 2 библиотеки, в одной материала не было вовсе, а в другом было то, что у меня уже есть и в электронном виде. Вот ссылки на несколько ресурсов, которыми иногда пользуюсь, и такого в сети сейчас полно:

6. Уважаемый тьютор говорила о библиотеке 2.0. Думаю, что концепция ее деятельности, должна быть созвучной с термином Web  2.0. т.е. пользователи библиотеки напрямую могут загружать в нее свои материалы, комментировать материалы других пользователей и т.д. Т.е участвовать в наполнении библиотеки. Стимулом работы будет то, что например добровольному автору публикации в библиотеке будет устанавливаться оплата (механизм может быть разный от фиксированной в зависимости от вида, до отчислений по запросам на авторский ресурс), а сама публикация уйдет в открытый доступ, что обеспечит библиотеке рейтинг. Здесь я пожалуй соглашусь с Иваном Травкиным, который сказал: "Государство должно платить авторам публикаций (может и Вуз), а сами труды должны уходить в открытый доступ" Библиотека 2.0 также должна иметь страничку доступа (хотя бы в виде ссылок) на открытые издания, журналы и т.д., т.е. подтягивать в свои фонды открытые к публикациям источники.

7. Безусловно, что бумага, это хорошо, книга - лучший подарок, это наше ностальжи, я все понимаю. Но сейчас быстрота распространения информации и доступ к ней имеют более важное значение. Прочтите вот эту статью!!! Здесь расписаны варианты (может и утопические) работы библиотек. Я могу помечтать о таком:

"Весь каталог (читай) материал библиотек оцифровывается. Библиотека ставить систему защищенного просмотра материала, который идет в репринтном формате (читай картинки). Доступ к системе просмотра - это абонемент в библиотеку, заплатил за год - получи логин и пароль и доступ к материалам. Есть возможность градации: обычный абонемент: книги и статьи, абонемент "про" - + диссертации, абонемент голд - редкие издания и возможность получить такой материал из другой библиотеки. Т.е. все библиотеки имеют полную базу электронных материалов, заключают договор о сотрудничестве, и могут обмениваться (предоставлять во временное пользование) свои электронные материалы, монетарные отношения в таком случае надо додумывать. Этот вариант прост, удобен, обеспечивает как вознаграждение для библиотеки, так и удобство пользователей.

8. С авторским правом, в случае реализации мысли Ивана Травкина проблем не будет. Да и вообще его нет. Какая разница, беру я книгу сейчас или смотрю в электронном виде в защищенной системе. Я взял книгу в руки - все!!!! я могу (могу могу поверьте), вынести ее из помещения, отсканировать, выложить в сеть, да просто оставить себе копию!!! Я смотрю ее даже в защищенном окне, все равно могу что-то скопировать (принтскрин ха-ха-ха). То есть единственный способ для ревнителей защитить свои авторские права -спрятать книгу под подушкой, в противном случае - захотят, все равно захватят контент. Есть и более гуманный вариант - выложить ее в открытый доступ по открытыми лицензиями. 

Цепочка вырисовывается такая: ВУЗ (издательство) - автор - библиотека. Первые платят автору, библиотеки получают издание бесплатно и распространяют его также. Не хочет автор такого, пусть сам свою книгу толкает, библиотека такую продукцию не примет. Если введут механизм монетизации (отчислений автору) по количеству раз , сколько его книгу брали - ради бога. В авторском праве есть куча нюансов я не могу рассмотреть здесь все ситуации, хотя очень хочу)))

9. Многие скажут авторские права- святое. Отвечу: Как будто авторы получают деньги, за то что их книгами пользуются в библиотеки. Ау авторы!!!, можно посмотреть примеры Вашего договора с библиотекой, размеры и механизм отчислений Вам. Я такого пока не видел, так что этот вопрос не имеет смысла, по крайней мере для меня.

Простой пример. Библиотека Вернадского открыла бесплатный доступ к журналам, в т.ч. и к полнотексту. Все отлично, сам пользуюсь, НО а у авторов спросили? хотят ли этого они, все ли согласны? почему ревнители авторских прав молчат в этом случае? Пример из жизни в открытом доступе есть мои статьи, я не заключал договор с журналом.  По украинскому законодательству, даже если считать статьи служебным произведением, и то в случае выпуска статьи в своем вузовском журнале, имущественные права общие мои и работодателя.

Кроме того,  за их публикацию своих статей я платил деньги, и может я хочу их отбить, я хочу что б мою статью покупали, а потом мне отчисляли проценты (аналогия с eLIBRARY.RU: ) - это шутка. Парадокс!!! С одной стороны типа защита авторов, а с другой - вот вам всем доступ без Вашего согласия.
Мне нравится подход журналов "Высшее образование в России" и "Информационные технологии и средства обучения" можно думаю найти еще примеры. Журналы электронные, публикация бесплатная, но за это журнал имеет право на доведение статьи до всеобщего сведения посредством перевода ее в электронную форму и размещения в компьютерных сетях, т.е  - распространения. Отличный механизм все прозрачно, четко, автор знает свои права, есть договора с журналом, за бесплатность публикации - бесплатность распространения!!!!

Кстати, тут еще тормозит наш ВАК, который ограничил количество публикаций в электронных журналах до 5. Опять нонсенс. Считаю это тормозом развития науки. Печатные журналы ограничены в сроках выпуска, публикация в них дорого стоит, их бывает трудно найти. Электронные журналы это быстро (6-12 журналов в год),  это часто бесплатно, это возможность посмотреть результаты работы коллег это экономия средств, это.... продолжите сами))))

Вот в вкратце что получается. Я благодарю тьюторов за прекрасный недельный материал. С интересом жду недели № 3. Скептицизм этой недели как к материалу так и к заданиям (Простите меня Владимиры! и Юлия!) продиктован не склочностью характера, а исключительно желанием помочь сделать материал полезным, доступным, интересным, практикоориентированным, легким для ознакомления.

П.С.  Жалко что с 15 апреля активность моя немного уменьшится (консалтинговая сессия), но попытаюсь делать все и впредь по максимуму.

Коллеги! Понравились ли видеоуроки к неделе № 2? Всего ли хватает есть ли замечания? Продолжать ли делать такое - или не надо ? Буду рад замечаниям, дополнениям, критике и даже угрозам. 

С уважением. Константин

.


вторник, 26 марта 2013 г.

Курирование контента (Неделя № 2. Задания 1 и 2)

Начинаем неделю № 2 - библиотеки, базы данных это действительно здорово!

Задание № 1 "DIIGO"

Описывать подробности сервиса я не буду, так как тьюторы уже подобрали материал. Сразу даю тьюториал, особенность которого состоит в том, что он описывает работу с последней версией приложений DIIGO, в отличии от того, что есть в сети:




Далее, я занес закладки группу DIIGO "UkrEl11". Присоединяйтесь к ней, группа открыта, есть куча полезных закладок, которые создавались 1,5 года. (https://groups.diigo.com/group/ukr_el11)

Скриншоты сохраненных закладок и комментариев к ним (закладка по ресурсам курса и по направлению курирования):


  1. Это страница нашего ресурса: http://dl.kharkiv.edu/mod/resource/view.php?id=12608
  2. Это страница по мобильному обучению: http://www.brighthub.com/education/online-learning/articles/36809.aspx




Единственный минус, то при ссылке с ДИИГО в Твиттер он выдает кешированную копию страницы. 


Задание № 2 "Evernote"

В этом блоге есть 3 статьи по использованию Evernote в учебе и жизни (включая мобильное устройство).

  1. Evernote ч.1: для чего, версии, общие принципы работы, регистрация
  2. Evernote (web clipper и Clearly)
  3. Evernote в мобильном устройстве.
а) Тьюториал № 1 "Общие правила"




б) Тьюториал № 2 "Webclipper"




в) Тьюториал № 3 "Clearly"



P.S. Кстати, пример работы с Evernote Skitch можно тоже посмотреть в общедоступном блокноте, где выполнены задания за неделю.

Итак, в рамках выполнения задания: 

1. Создан общий блокнот: "Курирование контента".  (ЧТОБЫ РАСШАРИТЬ СВОЙ БЛОКНОТ НАЗЫВАЙТЕ ЕГО АНГЛИЙСКИМИ БУКВАМИ!!!!)


2. Произведен поиск по таким источникам. 
  • Академия Гугл (русскоязычные и иностранные)
  • Книги Гугл (русскоязычные и иностранные)
  • Дирректория журналов открытого доступа (иностранные)
  • Государственная публичная научно-техническая библиотека России (Русскоязычные)
3. Напоследок, для наших слушателей была создана заметка "Библиотеки Харькова"  с картой и адресами, а также результаты простого поиска в Гугл (формат файла *pdf) по русскоязычным и украиноязычным источникам о мобильном обучении. 


Некоторые дополнения к материалу (это сугубо личное мнение):


1. Я еще продолжаю знакомиться с ним, очень хорошая подборка мировых систем поиска, особенно понравилась Академия Гугл, хорошая выборка про возможные определения электронных библиотек.

2. На мой взгляд материал подан не совсем структурировано (это чисто субъективное мнение). Есть электронные каталоги библиотек, есть базы данных научных журналов, есть базы данных от компаний, и на мой взгляд, было бы рационально как-то разделить их в тексте, а не давать единым списком. Или упорядочить вопросы 2 и 3: например один посвятить только электронным каталогам библиотек и открытым журналам (отдельным), а второй глобальным системам типа Google books. Из-за этого я сразу не разобрался с заданиями (и не только я - сужу по вопросам в форумах). 


Изначально в них была формулировка "работа с библиотечными ресурсами", однако четкого указания в тексте по типу: "...вот это примеры библиотечных ресурсов..."не было, речь шла о "поисковых системах", "базах данных" и т.д. (конечно в вопросе № 2 можно было выискать адреса некоторых библиотек но... это не то. слова в задании и тексте желательно делать одинаковыми, чтобы потом не догадываться, а не поисковые ли системы в тексте имеются ввиду под библиотечными ресурсами в задании?!).

3. Так как в вопросе № 1 были описаны простые поисковые системы, то я выполнил задание про Evernote также c их помощью, потому что как я понимаю, мы тоже должны были воспользоваться ими для поиска, а не только библиотечными базами, иначе этот вопрос (его наличие) не имеет смысла. Поэтому в случае развития курса возможно дать задание на использование простых поисковых сервисов, которые описаны в вопросе № 1 (там ведь можно отдельно искать картинки, видео, сайты). Т.е. возможной есть формулировка задания по поиску одного и того же ресурса в различных простых поисковых системах и сравнения результатов + ко всему возможно в задании предложить разные параметры поиска: видео, изображение, pdf формат и т.д.

4. По содержанию. На мой взгляд, может правда этот вопрос будет описан где-то позже - нет информации про Открытые образовательные ресурсы, что это, какие базы данных есть, как в них искать, особенно актуален вопрос ООР с русскоязычними источниками. Те базы, которые есть в курсе - на 80% касаются иностранного материала увы..

Задача такой недели, кроме иностранных систем - поднять наши отечественные библиотечные базы. Не хватает информации про библиотечные системы стран СНГ (немного есть конечно, но такая информация нужна более глобального характера, так как аудитория у нас такая - русскоязычная). Где есть хорошие электронные библиотеки (а также базы ООР) в СНГ? Кто их ведет? Как работать? Что там есть?

5. Думаю, что в теме "Роль куратора в электронной библиотеке" надо было рассмотреть не только поиск, но и задачи библиотек на современном этапе, роль библиотекаря и т.д. (из-за этого возможным станет сокращение существующих в теме вопросов 2 и 3 до одного, а вопросом 4 рассмотреть то что я предлагаю). Вот примеры таких материалов от Елены Ястребцевой (статья - кстати есть в нашей DIIGO) и презентация:




Спасибо Владимиру Николаевичу и Владимиру Нюренбергу, которые сразу откликнулись на уточнения к заданиям и оперативно разрешили некоторые вопросы.

В конце недели подготовлю свой непросвещенный взгляд на роль библиотек в современном мире и выполню задание № 3 (надеюсь, что справлюсь).

Удачи всем на этой неделе! 

суббота, 23 марта 2013 г.

Атрибуты стратегии куратора содержания

Перевод статьи: http://heidicohen.com/12-attributes-of-a-content-curation-strategy. Так как оригинальная статья содержит некоторые "маркетинговые фишки", я позволю себе немного отступить от оригинала и адаптировать ее под нужды курса "Куратор содержания".

По своей сути,  курирование содержания, эта деятельность автора, которая, со своим оригинальным подходом и пониманием своей целевой аудитории содействует выбору лучшего контента для своих читателей. Автор создает определенные условия и правила для представления контента, так что это больше, чем простой сбор информации.

В процессе курирования содержания автор выбирает наиболее актуальную и высококачественную цифровую информацию для удовлетворения потребностей своих читателей по конкретной теме. 

Курирование включает в себя процесс сборки, категоризации, комментариев и представления  содержания (контента, информации). Этот цифровой контент может быть в одном или нескольких форматах, например, таких как текст, блоги, rss каналы, изображения, видео и презентации.

Атрибуты успешной стратегии курирования содержания:

1. Определение измеримых целей. Курирование содержания  нуждается в определении цели курирования, которые связаны с темой Ваших научных или профессиональных интересов. Эти цели должны быть точными и измеримыми. 

2. Цели конкретной аудитории. Курирование содержания требует понимания целей Вашей аудитории (читателей). (Вот тут мне кажется уместным включение в инструменты курирования  социальных сервисов, т.к. они могут дать хорошую обратную связь для куратора - К.Б.)

3. Главное сущность информации, форма представления важна, но вторична. (В цифровом пространстве слишком много "постороннего шума" поэтому курирование содержания предполагает подачу оригинального материала, а также фильтрацию информационного контента, даже если он по названию отвечает теме курирования. Иногда лучше дать короткую выборку о смысле (сущности)  статьи, блога, публикации - К.Б.) 

4. Меньше теории. Этот пункт похож на предыдущий. (Избегайте длинных статей. Реферируйте Ваш материал, составляйте краткие конспекты - К.Б.).

5. Предоставляйте оригинальный контент. В отличие от "хранителей музея", деятельность которых по сути стала прообразом куратора содержания в цифровом мире, курирование содержания должно включать свой собственный оригинальный контент. (Добавляйте к материалу комментарии, попытайтесь осмыслить его, пускай даже с личной позиции, однако, если можно приводите противоположные точки зрения - К.Б.).

6. Включайте "человеческий фактор". В то время как курирование содержания может быть автоматизировано (наш пример недели paper.li - К.Б.), оно, все таки требует человеческого участия. (Естественно что мы как "живые кураторы" нужны, чтобы сделать окончательный выбор цели, подобрать ключевые темы (слова), отфильтровать контент, проверить валидность материала, сопроводить его комментариями - К.Б.)

7. "Оденьте контент". Автор имеет ввиду то, что конечный материал надо подавать в привлекательной и удобной для конечного пользователя форме, неважно какие каналы Вы курируете. (Здесь мне из всего "маркетингового шума" понравилось правило о создании бренда - мой бренд #UkrEl11, так как это наш первый с Владимиром Николаевичем Хештег, я им подписываю львиную долю твитов, этим именем названа наша группа в Facebook, где работают лучшие профессионалы в области ДО . Для меня это начало, и продолжение активной цифровой жизни - К.Б.). 

8. Курирование - это формирование сообщества. Куратор синхронизирует вокруг себя некоторое сообщество (соответственно сообщество и куратор влияют друг на друга - К.Б.)

9. Предлагайте информацию небольшими порциями. Курирование это как дегустация пищи. Републикация статьи, даже если вы включаете в себя имя автора и ссылку на оригинальное произведение не является курированием. (Я, кроме всего прочего, понимаю, что ссылок без комментариев нужно давать немного, для лучшего осмысления читателями информации, не "заваливать" Твиттер или Ленту в соцсети, стараться аннотировать материал (у самого не всегда получается:-) К.Б. ).

10. Площадка для курирования требует регулярных публикаций и обновлений. (ну это без комментариев - К.Б.).

11. Подписывайте свои материалы, давайте ссылку на оригинальную статью. Это не будет плагиатом или воровством. Пусть ваши читатели знают, кто создал основу для вашего   контента. 

среда, 20 марта 2013 г.

Курс "Курирование контента" (Неделя № 1)

Тема курирования для меня не совсем новая, поэтому сначала поделюсь некоторыми материалами:

1. Есть в блоге небольшая подборка по курированию Twitter (там агрегаторы потоков, моя газета, кодекс куратора контента), надеюсь будет интересно. Прочитайте не пожалеете.

2. Кому будет интересно, посмотрите статью про агрегатор твиттера "TweetDeck" . Вот небольшой тьюториал по этому сервису (есть версия мобильная, есть для ПК).




3. Так как тема моего курирования - мобильное обучение, то планшетным твиттер клиентом стал TweakDeck (скажем так, это аналог программы Tweetdeck которой я пользуюсь на ноутбуке, только для мобильных устройств, т.к. он лучше в плане багов, глюков, скорости).


Скриншот нашей колонки (колонки листаются в планшете - выходить не надо)





4. Последнее время все говорят о "смерти" Google Reader, ищут альтернативы и т.д. Есть для мобильного устройства приложение (я пока выбрал его) Reader Free, что в нем понравилось - это простота управления, интерфейс очень похож на Google Reader, так что у кого Андроид аппараты - пробуйте. Сервис бесплатный, подхватывает все фиды с Google Reader без проблем.

Скриншот Reader Free на планшете




5. Очень много постов про сервис Feedly. У него есть и ПК и мобильная версия - можете попробовать его в качестве альтернативы. Я пробовал на планшете - ничего, но оставил выбор за вышеуказанной программой. У него есть красивые настройки, настраиваемые темы, но мобильная версия мне не сильно понравилась. А вот на ПК - очень красивая газета)

Скриншот Feedly на ПК






Что бы хотелось предложить нашим тьюторам (именно предложить и обсудить - никаких замечаний).

1. Некоторые задания появились в конце 1 рабочего дня, сюрпризы конечно хорошо, но это заставляет пересматривать расписание деятельности вечером, хотелось бы видеть все и сразу.

2. Задания по использованию твиттера, может надо было бы немного расписать в пошаговом плане. Об этом говорит то, что, например, В. Лебсак задал мне вопрос в форуме - Костя, а можешь показать раз.. два.. три..? Алексей Ефремов тоже, выполняя задание не попал в формат, о чем ему сказал Владимир Николаевич, и только из его ответа в форуме в 14-00 в понедельник  и стало немного понятно, что хотят тьюторы от нас при выполнении задания.

3. Выполнение заданий предусматривало создание газеты, отбора твитов
и даже есть курсовой тег на закладках DIIGO, но нет никаких инструктивных материалов для слушателей "А как собственно этим пользоваться? Что делать?" (исключение письменный материал от И. Травкина).

Вывод: Так как это все таки не коннективистский курс, а скорее институциональный (ну пока во всяком случае), думаю надо было бы подготовить инструкции в разных форматах: текст, видео (найти их в Инете и вставить в курс) по использованию Твиттера, созданию газеты в Paper.li, работы с закладками DIIGO. Я понимаю, что мы как бы все что-то умеем, кто-то больше, кто-то меньше, можно погуглить в конце концов, но размещение курса в ЛМС, формат его проведения и краткое знакомство с участниками говорит о необходимости таких инструкций. Тоже самое касается пошаговой инструкции к выполнению задания, а еще лучше - дать пример выполненного такого задания.

Можно опять возразить, дескать это не школа, люди все взрослые, надо активно включаться да и сама стратегия курсов Владимира Николаевича предполагает огромную самостоятельную работу, даже в институциональной плоскости (я уже привык ))) ), но новичкам может быть тяжело. Учтите это пожалуйста. Хотя встречаются коллеги, которым такая забота - лишняя, дескать сами все найдем. Но как показывает опыт - лучше тут переборщить, чем....

4. Ответ Владимира Николаевича по порядку выполнения заданий Алексею Ефремову, как мне кажется, предусматривает также работу с программами аналитиками твитов, а про них опять не слова. 

Цит: "есть ли Вас аккаунт в Твиттере? Сколько человек Вы отслеживаете? Кто они? Сколько у Вас твитов и ретвитов? Как много генерируется информации в день по Вашему направлению?"

Значит будем искать...

Я в частности рекомендую:

1. http://www.socialbro.com Интересный инструмент для анализа Вашего твиттер акаунта. На сайте Вы можете скачать как расширение для браузера "Хром" так и "Декстоп" версию похожая функция есть в TweetDeck. После этого Вам нужно Авторизовать приложение и зайти в него с помощью твиттер аккаунта. Вот моя статья по этому сервису.

2. Сервис Twitonomy http://www.twitonomy.com и моя статья по нему. Очень функциональный сервис. Позволяет также хранить архив Вашего твиттера.

3. Создал ролик для слушателей по Paper.li (писал быстро так что не сильно ругайте)




Вот газета, которую я создал в рамках выполнения задания курса (будет продублированна в курс)




А это газета по курированию контента (создал днем в понедельник) (Тьюторы!!! оставим как курсовую?)




Итак мое задание:

а) Вот анализ моего аккаунта: 6367 твитов, 154 человека читаю я, а меня - 226 человек



б) вот аналитика моего твиттера за год (204 ретвита, 1400 упоминания и т.д.)



в) вот люди которые чаще всего меня упоминали: 


г) вот таким образом выглядят результаты поиска в Twitonomy для хештега #mlearning. Соответственно можно изучить самых популярных людей в этой теме(колонка справа) или посмотреть общую ленту (колонка слева) 




д) Так как я говорил, что пользуюсь сервисом TweetDeck, для распределения потоков твиттера, то настроил колонки для курса в зависимости от нашего хештега и своей темы курирования.



О некоторых людях (ресурсах) по вопросам мобильного обучения:

@ KosuMobile - платформа для создания элементов мобильного обучения (к сожалению пока только на ipad);
@Rjacquez и @MayraAixaVillar часто освещают вопросы проектирования ресурсов для мобильного обучения, стратегии мобильного обучения;
@ MoodleMcKean занимается вопросами стратегий электронного и мобильного обучения;
@UpsideLearning - наиболее активный игрок на рынке мобильного обучения (также в блоге компании есть много статей об этом направлении, представлены возможности собственной платформы для разработки контента для мобильного обучения);
@ Iwannt - Мой друг Иван Травкин. Одно из направлений его интересов - Мобильный кампус.


На заметку: На западе очень много ресурсов посвященных использованию iPhone или iPad в обучении, поэтому всем, кто интересуется этой темой можно искать твиты с таким хештегом. Кроме того, в рамках мобильного обучения часто применяют стратегию "принеси свое собственное устройство " - BYOD, так что этот хештег #BYOD тоже поможет Вам искать в твиттер ресурсы по мобильному обучению.



Есть что добавить? Буду рад!

суббота, 9 марта 2013 г.

Индивидуализация обучения и преподаватель

В этой публикации описываются роли преподавателя в эпоху адаптивных систем обучения.

А началось все с видео компании Эриксон, в котором эксперты в области образования рассуждали о его будущем. Это, в некоторой степени, рекламный ролик который опирается на опыт таких платформ как Knewton и Coursera, как на некие модели индивидуального (адаптивного) обучения.



В центре внимания видео, среди всего прочего, является способность  технологий  отслеживать пользовательские данные и облегчать (создавать) индивидуальную траекторию обучения на основе этих данных, в том числе учитывая предпочтения студентов и используя наиболее актуальную информацию, которая есть в сети.

В этом случае авторы статьи говорят о возможных ролях преподавателя (при условии внедрения таких систем).


1. Координатор / Learning Manager: Нам нужен будет преподаватель, чтобы помочь студентам ориентироваться в технических аспектах выполнения работ, к которым система подталкивает их. Инструктор (преподаватель) будет играть важную роль в направлении студентов на решение задач, и в обеспечении поддержки, когда учащиеся не достигают стандартов запрограммированных в адаптивной системе обучения. 

2. Remediator: Когда студенты не достигают цели обучения, изложенных в автоматизированной системе, инструктор должен вмешаться, чтобы прервать процесс либо предоставить альтернативные команды или настройки системы обучения.

3. Обогатитель/Enricher: 
Если адаптивное содержание помогает студентам овладеть базовыми понятиями и узнать справочную информацию, то учителя (инструкторы) могут сосредоточиться на оказании помощи студентам по использованию этой информации, чтобы помочь превратить ее в знания (знания - это не информация).

4. Наставник/Mentor: 
Одна из  возможностей для преподавателя - это быть  соавторами и наставниками  студентов. Такие мероприятия будут помогать студентам развивать профессиональные навыки, что фактически и потенциально может обеспечить новый и столь необходимый поток дохода для школ и университетов.

5.  Создатель контента
: Педагоги могли бы стать ценным ресурсом, чтобы помочь поддерживать содержание в  адаптивных системах обучения. Это служит дополнительной цели:  децентрализации учебных программ таким образом, чтобы гарантировать набор разнообразных точек зрения и идей.

6. N/A: Интернет быстро становится хранилищем для всех человеческих знаний (информации), и 
для этих систем есть потенциал стать достаточно сложными, чтобы принять существующий контент и усовершенствовать его для создания новых возможностей для обучения.

Итак, мне кажется, что такие системы (адаптивные) пока во всяком случае есть некая перспектива. Сейчас, скорее, обучение скорее должно ориентироваться на совместные проекты, решение задач в определенном контексте т.н. "обучение в сотрудничестве". Автоматизация это хорошо, но до определенного момента. В конце концов эти системы тоже люди создают)))

А Вы что думаете коллеги, есть у таких систем перспектива?

P.S. Последняя часть ролика несколько противоречива.

С одной стороны говорят о том, что технологии коренным образом изменят модель образования, с другой мы видим, что есть большие сложности в институциональных МОДК, которые связаны с минимальным присутствием преподавателя и попыткой автоматизации учебного процесса, что в конечном счете влечет за собой слабую поддержку студента, отсутствие продуктивного межличностного взаимодействия и т. д.

С 18.23 ролика начинаются сплошные непонятки. Например Дафна Коллер, олицетворение МОДК в формате лекция, тест (гуманитарное задание - проверяют слушатели) и иные докладчики говорят о том, что обучение, где присутствует преподаватель имеет много преимуществ, что задача учителя (НЕ СИСТЕМЫ), чтобы удовлетворять информационную потребность ученика, делать его среду такой, в которой он бы беспокоился и т.д. Сама Дафна признает, что ее Курсера, это скорее право на доступ к информации. Она, в частности, говорит:

Одной из революций в образовании является то, что обучение будет меньше сосредотачиваться на передаче информации и будет возвращаться к своим корням, где преподаватели ведут диалог, развивают навыки критического мышления и разжигают страсть к дисциплине.

(Вот за это (точнее наличие отсутствия), кстати, многие xMOOC и критикуют).

Думаю, что одним из выходов есть некое ограничение на количество участников курсов (что, кстати EDx сделал с курсом по авторскому праву), что в принципе может дать некую "индивидуальную составляющую" онлайн обучения. В. Кухаренко тоже в своем будущем курсе по "курированию контента" предусмотрел ограничение на количество участников - предполагаю что именно для этой цели: обеспечить качество индивидуализации. Так что есть над чем подумать, или я ошибаюсь?

суббота, 2 марта 2013 г.

Самонаправляемое учение (Часть №2: Вдогонку)

Случайным путем и в продолжении прошлонедельного поста нашел дополнительные материалы по самонаправляемому учению (самообучению, self directed learning) 

1. Self-Directed Learning: A Four Step Process: http://cte.uwaterloo.ca/teaching_resources/tips/self-directed_learning_four_step_process.html 

2. What is Self-Directed Learning (SDL)? http://goo.gl/FdrdF

3. The basics of self directed learning: http://goo.gl/wm8I
Y

Некоторые определения:

Самонаправляемое учение (SDL) включает в себя инициирование сложной личной деятельности и развитие личных знаний и умений  для успешного решения проблем.
В самом широком смысле, "самостоятельное обучение"описывает процесс, посредством которого люди берут на себя инициативу, сами без помощи других, для диагностики своих потребностей в обучении, разработки целей обучения, выявления человеческих и материальных ресурсов для обучения, выбора и реализации соответствующих стратегий обучения и оценки результатов обучения»

Вот такая интересная схема, которая описывает процесс
(обратите внимание на то, что есть применение в новых ситуациях):



Владение собственным учением:

1. Студент сам устанавливает учебные цели и определяет задачи для их достижения 

Управление и мониторинг собственного обучения 

2. Студент знает, какую часть материала он не понимает.
3. Студент задает вопросы, когда он / она не уверен в "понимании" информации.
4. Студент ищет дополнительную информацию, чтобы понять содержание урока (предмета) лучше.
5. Студент составляет список того, что он должен сделать для собственного учения.
6. Студент пытается понять, что не так происходит (если это имеет место) с выполнением заданий .
8. Студент пробует разные пути решения проблем. 

Расширение собственного учения 

9. Студент использует то, чему он учился в аудитории вне ее стен.
10. Студент использует компьютер, чтобы:
  • выходить в интернет и спросить других людей об идеях касаемо изучаемого учебного материала
  • улучшить навыки в которых он заинтересован (разработка контента, иные пути решения задач)