В этом посте, кроме выполнения заданий, я попробую немного проанализировать еще раз содержание материала недели и высказаться относительно роли библиотек, которую они играют сегодня
Задание № 1: Найдите журналы по Вашей тематике в Web of Science и SciVerse Scopus, выделите из них те, что находятся в открытом доступе.
Насколько я понял, что работать с базой Web of Science (полный доступ и аналитика) можно только являясь членом определенных ассоциаций, а также из помещений библиотек (с которыми заключен договор). Будем искать другие пути).
ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ!!! На страничке http://wokinfo.com/russian можно скачать (слева на сайте в колонке):
1. Inge de Waard Athabasca University and Open University UK, Цитируется: 32 раза: http://scholar.google.com.ua/scholar?hl=ru&q=inge+de+waard&btnG=
2. John Traxler, Professor of Mobile Learning, Цитируется: 1356 раз http://scholar.google.com.ua/scholar?hl=ru&q=John+traxler&btnG=
Задание № 4. Зарегистрируйтесь в CiteSeerX. Проведите поиск.
Создал аккаунт, произвел поиск Себя – цитирований нет (ну нет у меня статей на английском, а судя по моим русскоязычным запросам, этот сервис с нашим языком не работает). Поиск словосочетания «mobile learning» выдал 907 источников (включая цитаты).
Задание № 5. Определите наличие публикаций нескольких авторов (по Вашей теме) в SciVerse Scopus.
Произвел поиск http://goo.gl/FPqrn (первый в списке тот же автор Traxler, John University of Cape Town South Africa. В системе можно найти название его последней статьи: "Mobile learning - The future already behind Us". А вот страничка самого автора.
Задание № 6. Определите наличие публикаций нескольких авторов (по Вашей теме) в Web of Science.
В поиске набрал ключевое слово «m-learning». Результат - 6 авторов . Поиск тех же авторов, что искал в Академии Google не дал результата.
28.03.2013 (20:48) Дополнительное задание. Так как ссылка на индексированные журналы в Scopus заработала. То дополню задание № 2: Найдите журналы по Вашей тематике в Sci Verse Scopus, выделите из них те, что находятся в открытом доступе.
При поиске воспользовался советами тьюторов из вопроса № 4:
1. Скажу так, у меня не получилось очароваться SciVerse Scopus и Web of Science. Сложное юзабилити, не работают ссылки на полнотекст. Я пока не вижу преимущества их использования для себя.
ЧАСТЬ № 1: ЗАДАНИЯ
Задание № 1: Найдите журналы по Вашей тематике в Web of Science и SciVerse Scopus, выделите из них те, что находятся в открытом доступе.
Насколько я понял, что работать с базой Web of Science (полный доступ и аналитика) можно только являясь членом определенных ассоциаций, а также из помещений библиотек (с которыми заключен договор). Будем искать другие пути).
А) Итак, Master Journal List (содержимое всех БД Thomson Reuters). Сайт: http://ip-science.thomsonreuters.com/mjl/. Начал искать и получилось найти вот такие журналы:
- "Australian journal of adult learning" (ключевое слово: Learn*, 32 журнала в результатах);
- "Technology pedagogy and education" (ключевое слово: pedagog*, 4 журнала в результатах);
- "Mobile networks & applications", "Mobilization" (ключевое слово: mobile*, 10 журналов в результатах);
ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ!!! На страничке http://wokinfo.com/russian можно скачать (слева на сайте в колонке):
1. Список журналов с открытым доступом (Open Access Journals) в базе данных Web of Science.
2. Список журналов стран СНГ в Web of Science (поиск журналов СНГ по тематике обучение (в т.ч. мобильного) не дал ничего).
А вот в списке журналов с открытым доступом - есть один по тематике обучения «International Review of Research in Open and Distance Learning (п. 570)» - про этот журнал знаю, вот его сайт: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/index . Показываю результаты поиска по журналу по теме курирования
Б) Список индексируемых источников SciVerse Scopus: http://www.info.sciverse.com/news-events/releases/scopus/2012/05/10/scopus-updated-almost-300-new-titles. Как оказалось, ссылка на сайте скорпус не работает.
Б) Список индексируемых источников SciVerse Scopus: http://www.info.sciverse.com/news-events/releases/scopus/2012/05/10/scopus-updated-almost-300-new-titles. Как оказалось, ссылка на сайте скорпус не работает.
Методом подбора (читай тыка) вышел на концентратор: http://www.hub.sciverse.com и произвел поиск по ключевым словам: «mobile learning», затем для сужения результатов применил фильтры для отображения в результатах только статей и книг – получилось 5818 источников, где встречаются эти слова вместе или по отдельности (отражено здесь: http://goo.gl/VsHzk). Потом произвел поиск строго по словосочетанию, отфильтровал таким же образом.
Из поиска показались интересными журналы:
Задание № 2 Проведите анализ своей публикационной активности и нескольких авторов (по Вашей теме) в Google Академии. Зарегистрируйтесь в службе "Библиографические ссылки Академии Google" и откройте свой профиль "Мои цитаты".
- The Internet and Higher Education (доступ к статьям закрыт)
- The Journal of Academic Librarianship (АУ библиотекари – это для Вас) – есть доступ к некоторым статьям (например: http://www.sciencedirect.com/science/journal/00991333/39 )
Задание № 2 Проведите анализ своей публикационной активности и нескольких авторов (по Вашей теме) в Google Академии. Зарегистрируйтесь в службе "Библиографические ссылки Академии Google" и откройте свой профиль "Мои цитаты".
Ввел фамилию Бугайчук К.Л. – 18 результатов, из них 15 моих трудов (цитируется 22 раза):
Создал профиль: Выдает 16 цитирований. Разночтения заключаются в том, что первый вариант – это прямые цитаты + простое упоминание фамилий, а второй – прямые цитаты.
Задание № 3. В Google Академии проведите анализ публикационной активности нескольких авторов (по Вашей теме курирования).
Создал профиль: Выдает 16 цитирований. Разночтения заключаются в том, что первый вариант – это прямые цитаты + простое упоминание фамилий, а второй – прямые цитаты.
Задание № 3. В Google Академии проведите анализ публикационной активности нескольких авторов (по Вашей теме курирования).
Выбрал двух авторов, вот какие получились результаты:
1. Inge de Waard Athabasca University and Open University UK, Цитируется: 32 раза: http://scholar.google.com.ua/scholar?hl=ru&q=inge+de+waard&btnG=
2. John Traxler, Professor of Mobile Learning, Цитируется: 1356 раз http://scholar.google.com.ua/scholar?hl=ru&q=John+traxler&btnG=
Задание № 4. Зарегистрируйтесь в CiteSeerX. Проведите поиск.
Создал аккаунт, произвел поиск Себя – цитирований нет (ну нет у меня статей на английском, а судя по моим русскоязычным запросам, этот сервис с нашим языком не работает). Поиск словосочетания «mobile learning» выдал 907 источников (включая цитаты).
Задание № 5. Определите наличие публикаций нескольких авторов (по Вашей теме) в SciVerse Scopus.
Произвел поиск http://goo.gl/FPqrn (первый в списке тот же автор Traxler, John University of Cape Town South Africa. В системе можно найти название его последней статьи: "Mobile learning - The future already behind Us". А вот страничка самого автора.
Задание № 6. Определите наличие публикаций нескольких авторов (по Вашей теме) в Web of Science.
В поиске набрал ключевое слово «m-learning». Результат - 6 авторов . Поиск тех же авторов, что искал в Академии Google не дал результата.
28.03.2013 (20:48) Дополнительное задание. Так как ссылка на индексированные журналы в Scopus заработала. То дополню задание № 2: Найдите журналы по Вашей тематике в Sci Verse Scopus, выделите из них те, что находятся в открытом доступе.
При поиске воспользовался советами тьюторов из вопроса № 4:
- «При работе со списком изданий обращайте снимание на сведения во всех столбцах.
- Считаются включенными в Scopus на сегодняшний день журналы, для которых в колонке F « Active or Inactive » « Active » («Активные»)
- N « Open access status » - находится ли журнал в открытом доступе и т. д.»
- International Journal of Mobile and Blended Learning;
- International Journal of Mobile Computing and Multimedia Communications;
- Journal of Mobile Multimedia;
- International Journal of Mobile Network Design and Innovation.
- E-Learning;
- Electronic Journal of e-Learning;
- Journal of E-Learning and Knowledge Society (DOAJ).
- Asia-Pacific Forum on Science Learning and Teaching (DOAJ);
- International Review of Research in Open and Distance Learning (DOAJ) ;
- Journal of Asynchronous Learning Network (OA registered) ;
- Journal of E-Learning and Knowledge Society (DOAJ) ;
- Journal of Interactive Online Learning (DOAJ) ;
- National Center for Online Learning Research (DOAJ) ;
- Journal of Machine Learning Research (DOAJ) ;
- Journal of Technology, Learning, and Assessment (DOAJ) ;
- Language Learning and Technology (DOAJ) ;
- Open Learning (DOAJ).
ЧАСТЬ № 2: АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ БАЗ ПОИСКА
1. Скажу так, у меня не получилось очароваться SciVerse Scopus и Web of Science. Сложное юзабилити, не работают ссылки на полнотекст. Я пока не вижу преимущества их использования для себя.
2. В плане научной деятельности полезнее, легче и информативнее оказались Академия Google и журналы открытого доступа (DOAJ). Красиво, понятно, много полнотекста. Поддерживаются наши языки (русский, украинский).
3. Очень понравились предложенные тьюторами такие базы (вот что должно было быть подробно в тексте):
3. Очень понравились предложенные тьюторами такие базы (вот что должно было быть подробно в тексте):
- Могилянский библиотекарь (блог): http://kmalibrary.blogspot.com/p/blog-page_23.html
- Научные журналы открытого доступа в eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru/project_free_access.asp (много раз работал с ней).
- Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского: http://www.nbuv.gov.ua
- Открытые архивы Украины: http://www.oai.org.ua/index.php/index
Общая проблема, мало (почти нет) журналов по педагогике из СНГ, которые попадают в иностранные базы
ЧАСТЬ № 3: РОЛЬ БИБЛИОТЕК. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МАТЕРИАЛУ И БАЗАМ.
1. Чтобы не бузить (по В. Нюренбергу), скажу так, материала много, баз много, можно потеряться в их названиях, классификациях и т.д. В этой теме надо было скорее сосредоточиться на нескольких открытых архивах полнотекстового материала - конкретно, подробно, с описанием алгоритма поиска и работы. Если бы было подробно описано (с инструкциями и т.д.), то что я указал, как понравившееся - этого было бы вполне достаточно.
2. Считаю, что адекватной для куратора контента, в контексте темы недели была бы следующая задача (вопрос требующий решения): "Где я, как куратор контента, могу найти открытые научные публикации по своей тематике на украинском, русском и английском языках, с возможностью максимального получения доступа к текстам трудов". Условиями таких баз есть: простота поиска, быстрота регистрации, максимально открытый доступ к текстам.
3. Курировать контент, без возможности доступа к нему - некий нонсенс. Как я могу оценить качество информации без взгляда на его содержание? Конечно, с помощью систем поиска можно найти хотя бы название книги и продолжить искать где-то в другом месте, но мне такое не нравится (только если - ну очень нужно!!!!). Отсюда я не вижу пользы от баз которые выдают список литературы без контента. Ну толку мне (если я живу в Москве) список книг в библиотеке Калининграда, нет толка. Только в качестве информации о информации (о чем я сказал выше). Кстати, когда я описывал на одной конференции eLIBRARY.RU, мне закинули такое: Так там не все в открытом доступе!
Вот и я о том же, надо было рассмотреть 5-6 баз с наличием полнотекста, а остальное - на самостоятельное изучение. Это бы позволило сократить объем информации, дать реальный контент, обеспечить практическую ориентацию. Поиск ради поиска (или списка, пусть даже хорошего, но без возможности доступа к материалам) практически не имеет смысла. Поэтому в эту тему требует включения вопрос открытых образовательных ресурсов!!!
4. Считаю, что будущее у библиотек именно в их полном переходе на электронный вариант работы. Это позволит освободить деньги, которые идут на печать, следовательно в можно будет поднять ЗП в издательствах и библиотеках, кроме того на радость экологам перестанут рубить деревья на бумагу.
5. Библиотека есть реализацией права человека на доступ к информации, но пусть не обижаются библиотекари, в некоторой степени формат современных библиотек - уже не соответствует требованиям времени. Как преподаватель, я публикуюсь в журналах, газетах и т.д. За последние 3 года (к стыду) я не разу не был в библиотеке, все что мне надо - я нашел в сети Интернет: учебники, статьи, исследования. А нет вру: один раз для подстраховки посетил 2 библиотеки, в одной материала не было вовсе, а в другом было то, что у меня уже есть и в электронном виде. Вот ссылки на несколько ресурсов, которыми иногда пользуюсь, и такого в сети сейчас полно:
- Библиотека украинских учебников: http://pidruchniki.ws/
- Библиотека Гумер: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php
- Библиотека студента юриста: http://h2o-justadd.at.ua/load/
6. Уважаемый тьютор говорила о библиотеке 2.0. Думаю, что концепция ее деятельности, должна быть созвучной с термином Web 2.0. т.е. пользователи библиотеки напрямую могут загружать в нее свои материалы, комментировать материалы других пользователей и т.д. Т.е участвовать в наполнении библиотеки. Стимулом работы будет то, что например добровольному автору публикации в библиотеке будет устанавливаться оплата (механизм может быть разный от фиксированной в зависимости от вида, до отчислений по запросам на авторский ресурс), а сама публикация уйдет в открытый доступ, что обеспечит библиотеке рейтинг. Здесь я пожалуй соглашусь с Иваном Травкиным, который сказал: "Государство должно платить авторам публикаций (может и Вуз), а сами труды должны уходить в открытый доступ" Библиотека 2.0 также должна иметь страничку доступа (хотя бы в виде ссылок) на открытые издания, журналы и т.д., т.е. подтягивать в свои фонды открытые к публикациям источники.
7. Безусловно, что бумага, это хорошо, книга - лучший подарок, это наше ностальжи, я все понимаю. Но сейчас быстрота распространения информации и доступ к ней имеют более важное значение. Прочтите вот эту статью!!! Здесь расписаны варианты (может и утопические) работы библиотек. Я могу помечтать о таком:
"Весь каталог (читай) материал библиотек оцифровывается. Библиотека ставить систему защищенного просмотра материала, который идет в репринтном формате (читай картинки). Доступ к системе просмотра - это абонемент в библиотеку, заплатил за год - получи логин и пароль и доступ к материалам. Есть возможность градации: обычный абонемент: книги и статьи, абонемент "про" - + диссертации, абонемент голд - редкие издания и возможность получить такой материал из другой библиотеки. Т.е. все библиотеки имеют полную базу электронных материалов, заключают договор о сотрудничестве, и могут обмениваться (предоставлять во временное пользование) свои электронные материалы, монетарные отношения в таком случае надо додумывать. Этот вариант прост, удобен, обеспечивает как вознаграждение для библиотеки, так и удобство пользователей.
8. С авторским правом, в случае реализации мысли Ивана Травкина проблем не будет. Да и вообще его нет. Какая разница, беру я книгу сейчас или смотрю в электронном виде в защищенной системе. Я взял книгу в руки - все!!!! я могу (могу могу поверьте), вынести ее из помещения, отсканировать, выложить в сеть, да просто оставить себе копию!!! Я смотрю ее даже в защищенном окне, все равно могу что-то скопировать (принтскрин ха-ха-ха). То есть единственный способ для ревнителей защитить свои авторские права -спрятать книгу под подушкой, в противном случае - захотят, все равно захватят контент. Есть и более гуманный вариант - выложить ее в открытый доступ по открытыми лицензиями.
Цепочка вырисовывается такая: ВУЗ (издательство) - автор - библиотека. Первые платят автору, библиотеки получают издание бесплатно и распространяют его также. Не хочет автор такого, пусть сам свою книгу толкает, библиотека такую продукцию не примет. Если введут механизм монетизации (отчислений автору) по количеству раз , сколько его книгу брали - ради бога. В авторском праве есть куча нюансов я не могу рассмотреть здесь все ситуации, хотя очень хочу)))
9. Многие скажут авторские права- святое. Отвечу: Как будто авторы получают деньги, за то что их книгами пользуются в библиотеки. Ау авторы!!!, можно посмотреть примеры Вашего договора с библиотекой, размеры и механизм отчислений Вам. Я такого пока не видел, так что этот вопрос не имеет смысла, по крайней мере для меня.
Простой пример. Библиотека Вернадского открыла бесплатный доступ к журналам, в т.ч. и к полнотексту. Все отлично, сам пользуюсь, НО а у авторов спросили? хотят ли этого они, все ли согласны? почему ревнители авторских прав молчат в этом случае? Пример из жизни в открытом доступе есть мои статьи, я не заключал договор с журналом. По украинскому законодательству, даже если считать статьи служебным произведением, и то в случае выпуска статьи в своем вузовском журнале, имущественные права общие мои и работодателя.
Кроме того, за их публикацию своих статей я платил деньги, и может я хочу их отбить, я хочу что б мою статью покупали, а потом мне отчисляли проценты (аналогия с eLIBRARY.RU: ) - это шутка. Парадокс!!! С одной стороны типа защита авторов, а с другой - вот вам всем доступ без Вашего согласия.
Мне нравится подход журналов "Высшее образование в России" и "Информационные технологии и средства обучения" можно думаю найти еще примеры. Журналы электронные, публикация бесплатная, но за это журнал имеет право на доведение статьи до всеобщего сведения посредством
перевода ее в электронную форму и размещения в компьютерных сетях, т.е - распространения. Отличный механизм все прозрачно, четко, автор знает свои права, есть договора с журналом, за бесплатность публикации - бесплатность распространения!!!!
Кстати, тут еще тормозит наш ВАК, который ограничил количество публикаций в электронных журналах до 5. Опять нонсенс. Считаю это тормозом развития науки. Печатные журналы ограничены в сроках выпуска, публикация в них дорого стоит, их бывает трудно найти. Электронные журналы это быстро (6-12 журналов в год), это часто бесплатно, это возможность посмотреть результаты работы коллег это экономия средств, это.... продолжите сами))))
Вот в вкратце что получается. Я благодарю тьюторов за прекрасный недельный материал. С интересом жду недели № 3. Скептицизм этой недели как к материалу так и к заданиям (Простите меня Владимиры! и Юлия!) продиктован не склочностью характера, а исключительно желанием помочь сделать материал полезным, доступным, интересным, практикоориентированным, легким для ознакомления.
П.С. Жалко что с 15 апреля активность моя немного уменьшится (консалтинговая сессия), но попытаюсь делать все и впредь по максимуму.
Коллеги! Понравились ли видеоуроки к неделе № 2? Всего ли хватает есть ли замечания? Продолжать ли делать такое - или не надо ? Буду рад замечаниям, дополнениям, критике и даже угрозам.
С уважением. Константин
.