Страницы

пятница, 28 декабря 2012 г.

Всех с новым годом!!!!

В уходящем году принято оглядываться назад и немного вспомнить, что же произошло на протяжении последних 12 месяцев. 

Во первых круто изменилась траектория моей работы, что теперь связано  большими нагрузками и совершенно другой сферой. Поэтому электронное обучение из основного интереса и работы "переместилось" в область хобби, что делает для меня эту работу более значимой, несмотря не на что, так как теперь она находится в промежутке с 9 вечера до 2 ночи (семья в шоке)

Во-вторых Мы с Кухаренко В.Н. закончили 2-й массовый открытый курс "Дистанционное обучение от А до Я", провели великолепную конференцию в ХАДИ, которая мне запомнилась какой-то уютной атмосферой. К сожалению были и свои недостатки (заглох 3-й MOOC), причины чего пытаюсь переосмыслить и сделать выводы. Тем не менее с нетерпением жду курса от Владимира Николаевича по вопросу курирования контента, в котором постараюсь принять участие. Считаю что большим шагом к созданию "продукта сообщества" будет пособие под редакцией В.Н. Кухаренко и А.А. Андреева, посвященное вопросам ДО, в котором принял участие и выхода которого ожидаю с нетерпением.

В сети принял участие как студент в 2-х открытых курсах "(Об) учении в сети" от Ивана Травкина и "Mobimooc12" от Инги де Ваард, что было само по себе бесценным опытом и чем я по настоящему горжусь (особенно нашему с Иваном проектом, хотя он и не выиграл главный приз). С нетерпением жду курса "Сотрудничество, Самоорганизация и Образование в Открытом Мире"14—20 января, 2013 http://t.co/iK50tGZA от И. Травкина соответственно. Наша группа в Фейсбуке #UkrEl11 продолжает работать и это не может не радовать. Также стал участником Открытого образовательного Google сообщества .

Участвовал в интернет семинарах, которые проводили специалисты Института информатизации образования (ИНИНФО)  Московского государственного гуманитарного университета им.М.А.Шолохова (за приглашение спасибо Д. Шавериной)

Наконец для сообщества e-LearningPRO провел 2 вебинара по QR кодам и работе сетевых сообществ, которые, смею надеяться, были не так уж плохи.(это я не считаю "обычных" в рамках наших с Владимиром Николаевичем открытых курсов). 


Наконец смог пожать лично руку А. Андрееву и Ю. Пасихову, познакомиться и поработать с О. Лавровым, В. Нюренбергом, В. Лузяниным, М. Литвиновой, М. Вайндорф-Сысоевой, Н. Никуличевой и многими другими (уже всех событий сразу и не упомнишь). 

Еще раз убедился в 2-х вещах, все-таки за 3 года активной жизни в элернинг я успел так много и так мало. Продолжаю учиться учиться и еще раз учиться, есть много пробелов, надо восполнять (надо перестать спать и что-то точно успею), есть и малые успехи - горжусь ими, так как достигнуты благодаря Вам и вопреки им.

Жду от нового года больше приятных сюрпризов и нового опыта в своем профессиональном развитии как юрист и педагог. Перво наперво хочу принять участие в Зимней школе элернинг 2013 и посетить наконец консалтинговую сессию В. Наумова (чувствую надо просто).

Краткая статистика блога: 31 тысяча просмотров за 1 год и 9 месяцев (в среднем 50 в день). За последний год около 70 посещений в день.

Самые популярные посты за все время существования блога:

  1. Немного об открытости преподавателей
  2. Не убавить, не прибавить (О вебинарах от В. Кухаренко)
  3. Электронное взаимодействие в области высшего образования
  4. Как управлять компьютером с помощью смартфона
  5. Шаблоны и картинки для презентаций
  6. Таксономия Блума (конспект)
  7. CamStudio 2.0
  8. Проблемы повышения квалификации преподавателей МВД в области ДО
  9. Социальные сервисы web 2.0 для построения персональной учебной среды
Я говорю искренне спасибо за интересные материалы, пожелания, критику, понимание и неприятие - за все что было в этом году В. Кухаренко, И. Травкину, В. Нюренбергу, В. Наумову, М. Вайндорф-Сысоевой, Н. Калиненко, Н. Люлькун, М. Морозову, Д. Сапаргалиеву, В. Лузянину, Е. Локтевой, А. Андрееву, В. Давыдову, О. Лаврову, А. Воронкину, Н. Никуличевой, М. Литвиновой, В. Седому, А. Шперху, Л. Рождественской, Ю. Ээльма, Б. Ярмахову И ВСЕМ ВСЕМ ВСЕМ (заранее прошу прощения всех кого забыл - Вы все супер).


Я желаю всем участникам группы #UkrEl11 сообществ e-learning.by и e-learningPRO, образовательного Google сообщества  - успехов работе, чтобы хватало времени на семью друзей, мира в Ваших домах, меньше подлостей больше радостей, ПУСТЬ ВАШИ БЛИЗКИЕ ВАС ЛЮБЯТ И ЦЕНЯТ, ДРУЗЬЯ УВАЖАЮТ И ПОДДЕРЖИВАЮТ, А ВРАГИ БОЯТСЯ. 

С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!!!!


пятница, 21 декабря 2012 г.

Новости открытых образовательных ресурсов

1. На сайте сайт Creative Commons появилась отдельная страница, которая связана с поиском в сети Интернет материалов, которые распространяются под открытыми лицензиями: http://search.creativecommons.org 

Однако следует помнить, что эта страница не поисковая система, а точка удобного доступа к поисковым службам других независимых организаций. Тем не менее на страничке можно выбирать критерии ваших запросов к ООР: напрмер ООР, которые можно будет применять с коммерческой целью, или адаптировать и перерабатывать.




! Обратите внимание, что для браузера Firefox можно поставить поисковый плагин (окошко справа внизу).


2. Кроме того, в ноябре 2012 года институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании представил вниманию общественности учебный курс по созданию и использованию открытых образовательных ресурсов. 

В учебном курсе «Открытые образовательные ресурсы» рассматривается их значение для современного образовательного процесса, описаны методики поиска и технологии создания открытого контента, приведены наиболее успешные примеры глобальных ООР-репозиториев. Авторами курса являются Н.В. Днепровская и Н.В. Комлева преподаватели Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Курс доступен на сайте «Электронные курсы ИИТО ЮНЕСКО»: http://lms.iite.unesco.org

Поэтому каждый, кто интересуется данной проблематикой, может ознакомиться с ним и как следствие приобщиться к идеям доступности и открытости образования. Вот одна из страниц курса. Удачи в поиске)


понедельник, 10 декабря 2012 г.

Сообщества практики - как включится?

Спасибо Владимиру Наумову за то, что навел на блог Ника Мильтона. В нем я нашел статью "4 способа включения в деятельность сообществ практики" (эти элементы, по мнению авторов важны для эффективного функционирования этих сообществ). Ник ссылается на работы:

1. Сообщества практики;
2. Динамика управления сообществами практики.

Этот материал мне показался небезынтересным, поэтому взял на себя смелость перевести его для нашей аудитории.


Маленькое отступление: наконец нашел в 1-м источнике тех "лурков", о которых неоднократно говорил Иван Травкин. Вот виды участников сообществ практики (сетевых сообществ):

Кстати, интересная получилась история. Один из читателей блога по итогам нашего вебинара с Иваном Травкиным спросил, а кто такие "лурки"? Мне вообще на слух воспринялось "луки", плюс ко всему Иван описал их пассивный статус в сообществе, и я предположил, что так называют неактивных участников и ключевое слово здесь "look (лук)" - т.е. наблюдать. Оказалось, что я недалеко ушел от истины. Поэтому Ольге Завьяловой - персональный пардон)

Теперь снова к тексту:

1. Организационная включенность: в какой степени  общее сетевое знание релевантно и интегрировано с формальной деятельностью организации. Эта "включенность" делится на: 

  • институализацию - в какой степени результаты сетевой деятельности могут быть применены в формальных процессах организации (правила, процедуры, стратегии и т.д.
  • актуальность - в какой степени обмен знаниями в сети считается ценным для организации.
2. Включенность в практику: в какой степени знания в сообществе  имеет важное значение для применения в профессиональной практике членов сообщества. Эта "включенность" делится на:

  • значение для практики -  в какой степени "обмен знаниями в сети" относится к ежедневной практике участников;
  • общая практика -  в какой степени члены сообщества используют сетевые практики в своей деятельности (такие же практики, общие практики).
3. Реляционная включенность - 
 в какой степени сообщество характеризуется сильными социальными связями и элементами, такими как доверие, взаимные ожидания и идентификация. Ее составные части:

  • чувство общности - степень, с которой участники чувствуют, что они принадлежат группе единомышленников;
  • доверие - чувство безопасности и доверия в сообществе;
  • взаимность - готовность членов сообщества помочь другим участникам;
  • непосредственное общение - количество и возможности контактов лицом к лицу между участниками сообщества.
4. Структурная включенность: в какой степени члены сообщества связаны друг с другом и знают того "кто знает" и как с ними связаться (посмотреть материалы, пообщаться в чатах и на форумах). Она делится на:

  • "соединительность" -  как  члены сообщества связаны друг с другом; 
  • "знание, кто, ​​где и знает, что" -  в какой степени члены сообщества знают тех "кто знает" о каком то вопросе и как связаться с этими людьми до этих людей. 

По-моему тут было бы уместно добавить, что первые 2 категории охватывают внешнюю сторону сетевого сообщества, а 2 последние - его внутреннюю составляющую. Проще говоря, в идеале жизнь или деятельность сетевых сообществ, для того чтобы они именно так и назывались, должна описывать хотя бы такими признаками:

  • цели деятельности релевантны целям участников сообщества;
  • деятельность сообщества строится вокруг вопросов, которые актуальны на текущий момент;
  • результаты (продукты) сообщества можно и нужно применять в своей основной деятельности;
  • сообщество имеет много активных участников, значит есть сильные социальные связи, в т.ч. и очные. Эти связи способствуют прочности сообщества и его влиянию.
  • толерантность и открытость сообщества, что в свою очередь порождает сильные связи, а также может способствовать увеличению числа активных участников.
Если говорить о первых двух признаках, то они хорошо соотносятся с мыслями В.Наумова о том что в любой группе (читай сообществе) нужна цель и ясные правила взаимодействия в ней, также ей требуется лидер (лидеры), которые возьмут на себя главное бремя достижения целей группы.

Если есть что добавить - буду рад, в т.ч. корректировке перевода.


суббота, 8 декабря 2012 г.

Вебинар "Авторское право в сфере ДО"


В четверг 6 декабря мы с коллегами рассматривали вопрос авторских прав в сфере ДО. 
Я благодарен всем участникам, кто посетил сие мероприятие и высказал свои мысли и соображения по поводу как аспектов защиты авторского права разработчиков материалов в сфере ДО, та к и правил соблюдения чужих прав при разработке собственных материалов.
Так, как в докладе анализировались в основном вопросы украинского законодательства, то для российских коллег рекомендую материалы Ивановой Елены Вячеславовны (случайно темы совпали через 1000 км.):




Основные мысли: 

В законе Украины об авторском праве и смежных правах электронные образовательные ресурсы не определены как объекты авторского права.


Существуют разногласия в нормах Гражданского Кодекса Украины и Закона Украины "Об авторских и смежных правах" в части имущественных прав на служебное произведение.

Существует противоречие в Приказах МОНМС относительно порядка регистрации авторского права на электронные образовательные ресурсы и электронные ресурсы учебного назначения

Что нам надо помнить:

Допускается без согласия автора или иного лица, имеющего 
авторское право:

  1. воспроизведение отрывков из опубликованных письменных произведений, аудиовизуальных произведений как иллюстраций для обучения при условии, что объем такого воспроизведения соответствует указанной цели;
  2. Репрографическое воспроизведение учебными заведениями для аудиторных занятий опубликованных статей и других небольших по объему произведений, а также отрывков из письменных произведений с иллюстрациями или без них при условии, что:

  • объем такого воспроизведения соответствует указанной цели; 
  • воспроизведение произведения является единичным случаем и не имеет систематического характера.
Допускается использование исполнений, фонограмм, видеограмм, программ вещания, их фиксация, воспроизведение и доведение до всеобщего сведения без согласия исполнителей, производителей фонограмм, видеограмм и организаций вещания в случаях, предусмотренных статьями 21-25 настоящего Закона относительно ограничения имущественных прав авторов литературных, художественных и научных произведений, если удовлетворяются следующие условия...: воспроизведение указанных объектов осуществляется исключительно целью обучения или научных исследований...

Использование объектов смежных прав без согласия субъектов смежных прав является возможным только при условии соблюдения личных неимущественных прав субъектов авторского права и смежных прав, предусмотренных статьями 14 и 38 (читай - всегда указываем автора).
Правовая охрана распространяется только на форму выражения произведения и не распространяется на любые идеи, теории, принципы, методы, процедуры, процессы, системы, способы, концепции, открытия, даже если они выражены, описаны, объяснены, проиллюстрированы в произведении.


Служебным считается произведение, созданное автором: 

  • в порядке выполнения служебных обязанностей; 
  • в соответствии со служебным заданием или трудовым договором (контрактом) между автором и работодателем.
Если иное не предусмотрено договором, имущественные права принадлежат автору и работодателю совместно. При отсутствии договора о распределении имущественных прав ни одна из сторон не вправе распоряжаться имущественными правами на служебное произведение без согласия другой стороны.

Советы для автора

  • Указывайте автора 
  • Ищите первоисточник 
  • Используйте прямые вставки из социальных сервисов 
  • Используйте ООР и свободные лицензии

P.S. Для Владислава Седого (ст. 42 Закона)

Допускается воспроизведение в домашних условиях и исключительно в личных целях произведений и исполнений, зафиксированных в фонограммах, видеограммах и их экземплярах, без согласия автора (авторов), исполнителей и производителей фонограмм (видеограмм), но с выплатой им вознаграждения способом, определенным частью четвертой этой статьи.

А вот часть 4: Выплата вознаграждения производителям фонограмм и видеограмм и другим лицам, имеющим авторское право и (или) смежные права, за предусмотренные частью второй настоящей статьи воспроизведения, осуществляется
в форме отчислений (процентов) от стоимости оборудования и (или) материальных носителей производителями
и (или) импортерами оборудования и материальных носителей, с применением которых можно осуществить воспроизведение исключительно в личных целях в домашних условиях произведений, зафиксированных в фонограммах и видеограммах.
Т.е. я немного неправильно выразился: если легально купили - то для себя можно, если нет - тогда нарушение, а если дали посмотреть - тоже нарушение.

среда, 28 ноября 2012 г.

Белорусский компетентностный подход: ч. 2


С чего все начиналось? Я попал на конец вебинара В. Наумова по компетентностному подходу пропустив его львиную часть, но жажда ощутить себя "компетентным" подвигла просмотреть его с начала и определить для себя основные позиции

В начале ведущий предложил всем сформировать свое видение компетенции, естественно, что чат наполнился мнениями: от способности выполнять действия - до наблюдаемого поведения.

И как справедливо было подмечено, что даже ФГОС не дает однозначного ответа на этот вопрос, хотя имеет базовую трактовку:

После определения ФГОСА: Компетенция – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, через 5 сек у меня на листике родился вопрос, который, я хотел сразу бросить как вывод поста, но ведущий и задал его по итогу этого слайда (Я начинаю понимать В. Наумова! Класс!!!)


А кто собственно компетентен оценивать "способность применения?" Ответы на этот вопрос тоже были разными от себя любимого до работодателя (HR службы). Естественно был еще вопрос, а причем тогда здесь ВУЗ и что может измерить (проверить) преподаватель? 

На вопрос слайда, что есть ниже я честно ответил 1 и 3. Я исходил из таксономии Блума (учебных целей), а это было ближе к этим двум вариантам. Т.е. у нас есть эталон и мы может говорить о полноте достижения этого эталона. Т.е. если цель - решать квадратные уравнения, перечислять признаки, то я оцениваю деятельность (решения этих уравнений,  перечисление признаков).

Я же не оцениваю его способность?   Как мне оценить способен ли он перечислять признаки? Как в старом анекдоте про Ржевского и ... рот, или я оцениваю факт перечисления (т.е. поведение или правильнее сказать внешнее выражение глагола-действия по Таксономии Блума). 

Фактически мы можем измерить только ОБУЧЕННОСТЬ - степень (меру) достижение задекларированных учебных целей, достижение которых  выражается в таксономии Блума глаголами-действиями .



Согласен с ведущим, что "измерение способности", это скорее из области психологии, так что если я преподаватель, то я могу измерить только ОБУЧЕННОСТЬ, но не ОБРАЗОВАННОСТЬ (способность решать задачи). 

ВЫВОД: Предметом педагогического контроля и оценки может быть только фактор обученности. Наше дело - знает, умеет.
Еще одна фраза, которая понравилась: качество обучения измеряется качеством учения, а не качеством преподавания.

Дальше вообще песня для неокрепших умов. Владимир приводит Европейскую структуру квалификаций, где говорится о компетенциях, но не в контексте умений и знаний. В Европейской структуре квалификаций компетенция описывается с точки зрения принятия на себя ответственности и самостоятельности. Причем как элемент идущий параллельно с ними и дополняющий знания и умения.

В чем же тогда разница между результатами обучения (что будет делать студент после окончания учебной программы) и компетенциями?

Результаты оцениваются в процессе обучения, а вот компетенции т.е. "способности" это скорее идеальные цели (декларативные), которые по итогу уже изложенной информации МЫ ОЦЕНИВАТЬ НЕ ДОЛЖНЫ. Т.е. результаты обучения и компетенции это две большие разницы!?

Оказывается, что даже в Европейских документах наблюдается смешение понятий результаты обучения и компетенции, причем сначала говорится о результатах как наборе компетенций которые выражаются тем, что студент будут знать уметь, а потом говорится, что реальные компетенции находятся за рамками учебного процесса.

Резюме от ведущего:
  • В основе компетентностного подхода и исторически лежит поведенческий подход, реализуемый в терминах педагогического дизайна. 
  • Следует различать декларируемые цели и измеримые учебные результаты. 
  • Ответственность за реализацию своих способностей, знаний, умений и навыков, опыта и позиций лежит на учащемся. 
  • Ответственность за результаты обучения лежит преимущественно на образовательном учреждении.


Мои итоги (собираем конструктор):

1. Результаты просмотра вебинара В. Наумова дали еще больше пищи для размышлений и окончательно похоронили надежду отыскать логику в трудах уважаемых разработчиков "компетенций /ностей". Делаю вывод, что вебинары В. Наумова и Е. Локтевой должны быть "must see" причем именно в такой последовательности, так как в основе вебинара Владимира лежат хорошие теоретические выкладки, а вот Елена демонстрирует работу с измерением компетенций на рабочем месте (и именно таких, которые в большинстве не измеримы с точки зрения результатов обучения: адаптивность, ответственность, позитивное мышление и т.д. Эх методику бы и результаты этих измерений на реальных людях)))

2. Выкладки ФГОС, о которых говорил В. Наумов это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.С точки зрения Е. Локтевой компетенция – это наблюдаемое поведение, которое демонстрирует человек на рабочем месте и которое определяет его успешность как сотрудника.
В принципе они могут не противоречить друг другу, в том смысле, что способность проявляется через демонстрируемое поведение, т.е. измеряя компетенцию (способность) надо измерять поведение, которое демонстрируется на рабочем месте.


3. Надо различать измеримые цели в рамках педдизайна (таксономия Блума) и декларируемые цели как признак компетентностного подхода.

4. По Украине. У нас приняты национальные рамки квалификаций. Как там обстоит дело с компетенциями? В отличие от ЕС, компетенции там не идут как составная часть уровня, а они есть некая надстройка.

Компетентности/компетентность по-украински это способность лица к выполнению определенного вида деятельности, которая выражается через знание, понимание, умение, ценности, иные личные качества (почти ФГОС).

Результаты обучения это тоже компетентности (знания, понимание, умение, ценности, иные личные качества), которые приобретает и / или способна продемонстрировать лицо после завершения обучения.

Т.е. внимание!!!! Результаты обучения это способность лица к выполнению определенного вида деятельности, которая выражается через знание, понимание, умение, ценности, иные личные качества. Только одни результаты есть измеримыми с точки зрения ВУЗА, а другие нет (или трудноизмеримыми).

Посмотрим теперь любой уровень (например 4). Уровень это единица которая определяется совокупностью компетенций (а что это? в документе то определения нет))) ), которые являются типичными для квалификаций данного уровня.

То, что описывается вверху это интегральная компетентность (о как), которая описывает результаты обучения они же компетентности, что состоят из знаний умений, а также такие "сущности" как коммуникации (взаимосвязь субъектов) и автономность и ответственность (что есть способностью к самостоятельной деятельности и ответственностью за принятые решения). Вы еще не запутались? Я немного. Конечно по-поводу последних двух колонок можно сказать, что это и есть личные качества, т.е. тоже результаты, но почему их тогда нет в базовых определениях результатов обучения и компетентностей, а есть ценности и иные качества?

Колонки такие: знания, умения, коммуникации, автономность и ответственность


Также у нас существует План реализации этого документа. Так что будем следить за событиями.

Примечание № 1. Блин какая каша получается, нет четкого разграничения: и результаты - способность, и компетентность - способность значит результаты = компетентность, которая проявляется через знания, умения, ценности, личные качества... Слов нет. Может я не разобрался. И фактически слово компетенция у нас ассоциируется как знания, умения + личные качества. Проблема только в том, что результаты обучения преподаватель измерит, а вот личные качества и ценности, которые входят в "способность" как измерить? И не будет ли это профанацией говорить о результатах в учебном процессе, которые мы не  измеряем, не можем пока или 
вообще не можем  измерить в рамках ВУЗа. 

Скорее при компетентностном подходе мы предполагаем, что на основании нашей оценки результатов обучения, которые мы можем измерить наш студент будет способен в дальнейшем делать то-то и то-то, но фактически измерить эту категорию мы не можем....
5. Нашел хороший сайт "Актуальные документы и материалы европейской и международных образовательных систем" а там вот такие рекомендации с которыми может ознакомиться каждый желающий (см. страницу 101-105) http://www.umo.msu.ru/docs/19.pdf

Подобная таблица переведена также Лабораторией НИЛ "Информационно-образовательных технологий" Социологического факультета МГУ.

Там кстати говорится, что страны должны разрабатывать прозрачную методику, с помощью которой соотносятся национальные уровни квалификаций с Европейской системой квалификаций, с тем чтобы облегчить сравнение между ними и обеспечить
публикации вытекающих из этого решений. У нас такой методики (сравнительной таблицы) я не встретил, если знаете помогите найти.
6. Интересной показалась реплика Е. Локтевой - компетенции студенты демонстрируют в процессе обучения, а не в конце программы. Она говорит о компетенциях, как о поведении в процессе работы.

Если вы читали предыдущий пост, то фактически в ПВТ на основании кейсов разработали модели "наблюдаемого поведения" и пытаются измерять их в процессе решения реальных рабочих ситуаций, которые они внедрили в учебный процесс. С одной стороны была формальная оценка достижения результатов, а с другой стороны - мнение преподавателя и работодателей, которые по индикаторам компетенции измеряли "демонстрацию поведения".

Примечание 2. Пока у меня получается так. Если мы говорим о компетентностном подходе в обучении, то практический подход Е. Локтевой кажется мне теперь немного более ясным и логичным (и ее я начал понимать!!!)

Мы в начале пишем (в идеале с помощью будущих работодателей) измеряемые результаты обучения, то что преподаватель может сделать в ВУЗе (студент перечисляет, анализирует, считает, описывает, сравнивает) это фактически - знания умения.

Затем мы пишем (тоже в идеале с помощью будущих работодателей) так называемые личностные характеристики "компетенции из 20 граней" (например: работа в команде), которые есть описанием поведения на рабочем месте.

В. Наумов говорит, что измерять эту "способность" которая демонстрируется через поведение часто не задача преподавателя и проявится она иногда сможет через какое-то время. И вообще ответственность за демонстрацию способностей в процессе работы несет студент.

Е. Локтева говорит, что в принципе эти компетенции (работа в команде, принятие ответственности, эффективная коммуникация) в принципе измеримы с помощью преподавателя, HR и будущих работодателей, которые наблюдают за студентом в процессе обучения и при защите выпускной работы.

Получается в классном журнале (утрировано), должны быть графы для количественной оценки учебных результатов (это уже есть) и графы для оценки поведения, что будет говорить о том, что мы готовим в соответствии с компетентностным подходом ))) Помогает коллегам по учебе достигать целей - галочка или количественная оценка.

Буду рад конструктивным замечаниям и дополнениям от авторов вебинаров и читателей.  Действительно хочется понять сей феномен:

  1. Что же такое компетентностный подход в рамках академического образования? В чем он проявляется? Зачем описывать то, что мы не можем измерить в рамках ВУЗа?
  2.  Как спроектировать преподавателю курс с учетом таких компетенций (личных характеристик) как, например, убедительная коммуникация или стрессоустойчивость, ответственность?
  3. Как тогда мы должны оценивать способности? Есть ли методики по-которым мы в рамках ВУЗа можем сказать - да способен? Или же как я говорил, это наше предположение, основанное на  результатах обучения, которые мы можем измерить?
  4. Или же стоит сказать так, мы оцениваем  результаты обучения и точка (деятельностный подход), все остальное не наше, а компетентностный подход пусть будет в рамках работы в компаниях и там пускай с ним возятся, как сказал в чате В. Лебсак - все что не смарт - беллетристика)

P.S. Вспомнилась школьная оценка в табеле - "прилежание", может это и есть первое числовое измерение компетенции по европейски - автономность и ответственность?

суббота, 24 ноября 2012 г.

Белорусский компетентностный подход ч.1

Наконец-то дошли руки до собратьев по цеху e-learning.by (Елены Локтевой и Владимира Наумова), которые в конце октября, начале ноября провели 2 вебинара о компетенциях. Я решил еще раз пересмотреть оба и сформулировать свои мысли после их выступлений.

Так как женщинам всегда уступают и на этом вебинаре я не был, решил начать с метериалов Елены Локтевой.

Вот запись вебинара: http://tools.hrm.ru/vclass/vcplayer.html?cid=5805397666112614147, а вот сама презентация: http://www.e-learning.by/Data/Events/00241/09-noja-2012-Kompetencii.ppt


Итак, что такое компетенция с точки зрения ведущего:

Компетенция – это наблюдаемое поведение, которое демонстрирует человек на рабочем месте и которое определяет его успешность как сотрудника
Модель компетенций – набор ключевых компетенций для определенной позиции или категории сотрудников

Компетентность - это результаты, которые определяют эффективную работу 
Т.е. как я понял чтобы сказать,что я компетентен в этом вопросе, я должен продемонстрировать поведение (проявить компетенции) и дать результат, наличие которого скажет компетентен ли я ли нет.

Вот пример описания компетенции:



Как Елена и ее коллеги применяли свой подход (очень кратко).

1. Получив в компании detech карточки с" палитрой компетенций", они попросили специалистов-резидентов центра, разложить их по степени важности для будущей работы и на основании (критические, важные, желательные).

2.На каждую компетенцию, что оказались в "критической кучке", привести 2 примера (положительный и отрицательный) из своей практики на каждую компетенцию, что он выделил. Например, как эта компетенция помогла ему выполнить задания - "метод критических инцидентов".

3. Собрав около 140 кейсов из практики они сформировали так называемую "модель компетенций тестировщика ПО"

4. Затем адаптивным путем внедряли ее на курсе подготовки таких людей (набив кучу шишек и "прокачав" собственный опыт). Компетенции измерялись на входе на выходе + присутствовала оценка компетенций выпускников самим преподавателем.

Итог от ведущего:
  • моделировать компетенции необходимо совместно с компаниями: 
  • погружаемся в специфику; 
  • собираем ситуации, которые можно использовать и в оценке, и в обучении; 
  • собираем best practice;

Что зацепило:

1. Я вспомнил свой "первый" наивный пост, находясь в самом начале пути освоения премудростей e-learning (многие мысли не поменялись)

2. Может быть я не намного продвинулся дальше в собственном развитии, но я еще раз убедился в том, что академический сектор в данный момент несовместим с сектором корпоративным по взглядам на итоги подготовки. Это явственно следовало из ответов в чате на последний вопрос Елены.

3. Задача ее ПВТ, как и любой негосударственной компании - это "продать своего выпускника", что в конечном счете ведет к допзаказам, допфинансированию и "успешности центра".Чем больше выпускников ПВТ устроится на работу - тем яснее и очевиднее результат работы парка. ОНИ ОТВЕЧАЮТ ЗА ВЫПУСКНИКА - А ПЕРЕСТАНУТ, ИХ СОЖРУТ (грубовато, но суть угадывается).

4. В академическом секторе, по моему мнению, да и Кухаренко В.Н. когда-то приводил похожую аргументацию - преподаватель не отвечает за выпускника, ВУЗ по большому счету тоже, преподаватель провел пары, часы записал в индивидуальный план, зачет принял, оценку поставил, ВУЗ разнарядку по набору и выпуску выполнил - ВСЕ работа сделана. Да конечно есть иногда обратная связь от выпускников и работодателей,и конечно мало кто признается, что выпускники многих ВУЗов идут туда где больше платят, кто куда устроится  и т.д. Государство все равно даст ВУЗу денег - главное хорошо определения в книгах написать и в методичках закрепить и все будет ок. Граней у этой пробемы много, это отсутствие реальной связи с работодателями, которые иногда и сами нехотят ее иметь, и развал многих отраслей и много чего еще, но то что проблема есть по-моему беспорно.


5. Я много раз перечитывал удивительную книгу Гарри Поттер, и вот что меня в ней подкупало в точки зрения работника образования - методика принятия экзамена: до обеда теория, после обеда практика. Т.е. на экзамене преподаватель и комиссия не только читали письменные ответы на теоретические вопросы, но и НАБЛЮДАЛИ поведение волшебника в реальной ситуации, а НЕ ЕГО ГОТОВНОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ к такому поведению исходя из письменного ответа.

6. В принципе эту готовность и способность можно свести к простому диалогу:

Работодатель: вы готовы продемонстрировать составление документа?
Кандидат: Да меня готовили по компетентностному подходу я готов и способен применять знания и умения!
Работодатель (дает бланк документа и вводную) - применяйте ) - т.е. он фактически хочет наблюдать поведение.

7. В "академическом секторе" на моей памяти редко проводят такую титаническую работу, какую провела Елена и ее коллеги - опросить ведущих работодателей, собрать реальные кейсы, разложить поведения по полочкам-индикаторам....

8. Думаю,что ВУЗам надо анализировать не количество устроившихся по специальности, а "встречи выпускников ВУЗА", так как именно на них все видят, кто как работает, по специальности ли? не уволился ли? чего достиг? что пригодилось?

9. По опросу Елены об инструкциях, которые не удобны, я честно остановил запись записал свою реакцию - заполнить как хотят и отдать.  Если от меня по ситуации будет что-то зависеть - дам предложения по оптимизации  И тут же через минуту Юрий Майский - выдал почти одинаковую мысль, зачем мне переделывать форму которая предназначена не для меня. (Это значит я ответственный, но не инициативный).

10. Согласен с Еленой и Святославом в том, что нет универсального решения многих задач. Вернемся к примеру с формой отчетности. Еесли она утверджена в ВУЗе - пободаться за ее улучшение еще можно, а если приказом МВД, например, то переделать ее несколько проблематично)))

11. На  момент написания поста, мне импонирует термин "демонстрируемое поведение", но для его внедрения в ВУЗах надо наверное, формировать кейсы совместно с работодателями и проводить  экзамены в "стиле Гарри Поттера", тогда мы сможем сказать, что у нас в ВУЗе (любом) компетентностный подход.

Потому как, например в райотделе, меня в первый день работы не спросили перечень определений и признаков административного правонарушения, а дали заявление и сказали: ну-ка "краснодипломник" - иди работай, покажи класс.

P.S.  Что касается моего профнаправления, что целесообразность и эффективность внедрения принципов Болонского  процесса, о которых говорилось на вебинаре в контексте определений компетенция и компетентность еще большой вопрос, что даже отмечалось гостями нашего ВУЗа из Германии и Швеции.

В чем суть болонского процесса (кратко напомню):

  • Приведение высшего образования в различных странах к единым стандартам. Это касается разработки сходных учебных планов, тренингов, исследований, программ повышения квалификации. 
  • Создание сравнимых критериев и общей методологии для вузов всех европейских стран.
  • Учреждение кредитной системы по Европейской кредитно-трансферной системе (ECTS).
Проще говоря благодаря этой "накопительной системе" кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни.
НО, подготовка юристов это отдельный разговор в рамках унификации, я представляю, что можно унифицировать программы подготовки физиков, математиков, врачей, инженеров (закон Ньютона, или теорема Пифагора или строение глаза что в Испании, что в Польше что в Украине одинаково).

Но как быть с юридической областью, где у стран разные правовые семьи, системы законодательства, форма государственного устройства, что, безусловно, влияет на правовую систему. Когда то в 2009 году читал интервью министра образования Португалии, который говорил о том, что у них самих "местных безработных" юристов много, куда им еще украинцев девать, которые хотят нострифицировать документы об образовании за госсчет. Он сказал так, хотите - платите около 1000 евро со своего кармана, но не факт, что пройдете процедуру и далеко не факт, что получите работу - местным и самим не хватает.

А если говорить более того о юриспруденции правоохранительной, то есть не просто о юристе - о сотруднике милиции  т.е. человеке с еще более узкой специализацией - о каких перезачетах кредитов и глобальной унификации можно говорить в принципе (разве что в рамках отдельных предметов - и только). ??? 

Я понимаю, что программу предмета "физика" можно адаптировать (или совместно гармонизировать) расхождений будет мало, но как перезачтут предмет "Гражданское право Украины" или "Административная деятельность органов внутренних дел Украины", которая вообще оперирует кучей ведомственных приказов и инструкций? Вопрос из бронхов (Да уж не из легких :-) ) 


Что осталось непонятным:

1. За отправную точку коллеги взяли модель "20 граней". Хотя посмотрев вот этот ресурс: http://subscribe.ru/group/onlajn-testyi-psihologiya-i-samopoznanie/1287623 я не нашел для себя демонстрируемое поведение с точки зрения отдельного специалиста (что должен демонстрировать, например учитель физики, математики - в рамках к какой-то профессии, помимо мотивации, стрессоустойчивости и т.д.).

2. Странно все таки, что представителям компаний на выпускных работах не понадобилось проверять уровень (сложность) решаемых человеком задач. Получается для них компетенции не связаны с профессиональными умениями и навыками, это больше личностный момент?

3. Как применить такой подход в рамках короткого курса (в ПВТ курсы занимают от 36 до 108 часов) более менее понятно, а что делать с академобучением (60 предметов за 4 года)? Работать отдельно в рамках предмета? Надо еще подумать. Может повторный просмотр вебинара В. Наумова скажет?

4. Как может выглядеть компетентностный подход в рамках ВУЗов? Если исходить из признака "демонстрирования поведения", то в разрезе учебного предмета, например, можно сказать, что окончивший мой курс заполняет протоколы, составляет процессуальные документы..., квалифицирует деяние как проступок или правомерное действие..., определяет подведомственность рассмотрения дела..., т.е. выполняет работу в соответствии с принятыми стандартами ЭТО ПРОФСТОРОНА + он обладает критическими компетенциями из списка 20 граней ЭТО ЛИЧНОСТНАЯ СТОРОНА (например стрессоустойчивость, адаптивность, ответственность, анализ проблем, сбор информации). Ох и каша получалась))))).

На очереди вебинар от Владимира Валентиновича!

Буду рад, если поможете конструктивными комментариями). 

понедельник, 19 ноября 2012 г.

Побег от высшего образования

Моему другу "адвокату открытого образования" Ивану Травкину...

Проект Degreed задался целью создать единый пожизненный цифровой диплом, который будет постоянно обновляться и отражать реальные знания независимо от того, из какого источника они получены. Вы можете прослушать несколько курсов в одном университете, ещё несколько - в другом, или пройти курс обучения в xMOOC Coursera или Khan Academy — баллы в вашем «дипломе» будут увеличиваться в зависимости от авторитетности курса и ваших личных достижений.

Вот так примерно будет выглядеть ваш диплом.



Основатель Degreed Дэвид Блэйк называет такую модель образования «джейлбрейком» для диплома (побег из тюрьмы или как я полагаю метафора - от формальных стен ВУЗов). Цифровой диплом будет давать более точную и актуальную информацию о реальных знаниях человека, чем бумажный. Блэйк считает, что такая система будет служить отличным дополнением к традиционным формам подтверждения знаний, а в будущем, возможно, получит признание и авторитет в академических кругах, сделав образование намного более доступным.

Компания Degreed получила грант в размере 100 000 долларов от благотворительных фондов Макартуров и Билла и Мелинды Гейтс. Сейчас Degreed проводит краудфандинговую кампанию, чтобы собрать ещё 100 000, необходимых для составления единого каталога курсов, дипломов и учебных заведений и запуска сайта.

Посмотрите видео: пожизненный диплом:



И еще одно видео от авторов проекта

вторник, 13 ноября 2012 г.

TED для обучения

Всем Вам конечно же хорошо известен проект TED. Если нет, до прочитайте данный пост.

TED это ежегодное событие, на которое приглашают ведущих мировых деятелей и мыслителей поделиться своими идеями о каком-нибудь явлении."TED" расшифровывается как Technology, Entertainment, Design (Технологии, Развлечения, Дизайн) – три обширных тематических области, которые вместе формируют наше будущее.

СлоганTED: «Идеи, достойные распространения», объясняет её главную задачу — рассказать об интересных идеях как можно большему количеству людей. Среди лекторов TED — бывший президент США Билл Клинтон, нобелевские лауреаты Джеймс Уотсон и Мюррей Гелл-Манн, основатель Wikipedia Джимми Уэйлс, основатели Google Ларри Пэйдж и Сергей Брин, основатель Microsoft Билл Гейтс.

Видеозаписи лекций, прочитанных на TED, TEDTalks, публикуются на сайте TED.com. Их можно бесплатно смотреть на сайте, скачать на свой компьютер или подписаться на видео-подкаст. Еще видеозаписи можно смотреть на YouTube. Сейчас в интернете опубликовано свыше 400 видеозаписей. Более пятнадцати миллионов человек просмотрели их около ста миллионов раз. Что интересно, у большинства видео есть русские или украинские субтитры, которые вы можете выбрать на видеоплейере. Кстати, на гугл плей есть специальное приложение для андроид смартфонов и планшетов: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.ted.android#?t=W251bGwsMSwxLDIxMiwiY29tLnRlZC5hbmRyb2lkIl0.

Недавно я нашел такие посты: "10 лучших выступлений в TED для электронного обучения". 10 лучших TED выступлений об улучшении образования: и решил посмотреть эти выступления и поделиться с Вами кратким содержанием некоторых.

1. Дафна Коллер (основатель проекты Coursera).


Массовые открытые дистанционные курсы от университетов - это реализация права права каждого человека на получение образования. Если мы могли бы предложить высокое качество образования всем во всём мире и бесплатно, что бы из этого получилось?

 Во-первых, образование стало бы основным правом человека, где каждый в любой точке земного шара со способностями и желанием мог бы приобрести навыки, необходимые для обеспечения лучшей жизни, своей, своих близких и людей вокруг.


Во-вторых, это бы обеспечило непрерывное обучение. Очень жаль, что для многих людей учёба останавливается по окончании школы или университета. Если все эти замечательные курсы станут доступны, мы сможем узнавать что-то новое, когда захотим, будь то с целью саморазвития или изменения нашей жизни.

И, наконец, это позволит стимулировать инновации, потому что выдающиеся таланты есть везде. Может быть, следующий Эйнштейн или Стив Джобс живёт где-то в отдалённой африканской деревне. И если бы мы могли предложить им образование, у них появилась бы возможность придумать что-то грандиозное и сделать мир лучше для всех нас.





2. Салман Хан (Основатель Khan Academy). 

При традиционном изучении предмета в школе дается пара домашних заданий, задание, лекция, задание, лекция - и после этого идет итоговый экзамен. Независимо от того, насколько успешно вы его сдаете - на 70%, 80%, 90% или 95%, класс переходит к следующей теме. Даже ученики с результатом в 95% не знают 5%, но что именно они не знают? Может, они не знают, что происходит при возведении числа в нулевую степень. И с этим незнанием они все равно начинают изучать следующую тему. Хорошие ученики начинают внезапно проваливаться на алгебре или ни с того, ни с сего не могут справиться с исчислением, будучи достаточно умными и занимаясь с хорошими преподавателями.

Это происходит потому, что у них есть дыры, как в швейцарском сыре, которые пронизывают весь каркас их знаний. Поэтому наша модель предлагает изучать математику так же, как вы бы изучали что-либо иное,как вы бы учились езде на велосипеде. Сидеть на велосипеде. Падать с велосипеда.Делать это до тех пор, пока вы не достигнете мастерства. В традиционной модели предусмотрены наказания за эксперименты и ошибки, но она не ожидает достижения мастерства. Мы поощряем эксперимент. Мы поощряем ошибки. Но мы ожидаем овладения мастерством.

Наша задача – максимально обеспечить взаимодействие преподавателя и ученика. Салман показывает учебную аналитику на своем сайте, которая может быть использована для индивидуализации процесса обучения. Он замечает, что хорошо, когда отстающему помогает учитель, но лучше если это делает такой же более успешный ученик



3. Питер Норвиг (соавтор первого открытого массового университетского курса по исскуственному интелекту: https://www.ai-class.com)

Каждый человек — одновременно ученик и учитель. Слегка парадоксально, что планируя изменить традиционное образование, мы в конечном итоге создали онлайн-курс, гораздо больше похожий на традиционные лекции в колледже, чем другие онлайн-курсы.

В Академии Хана мы видели, что короткие 10-минутные видео работают намного лучше, нежели записанные часовые лекции, перенесённые на экран малого формата. Мы решили сделать наши видео ещё более короткими и более интерактивным. Наше типичное видео длится 2 минуты, иногда меньше, но ни в коем случае не больше 6 минут; в этом случае мы делаем паузы на головоломки (задачи), чтобы обучение казалось индивидуальным.

Студенты учатся наилучшим образом, когда они активно упражняются. Мы хотели увлечь их, чтобы они столкнулись с неопределённостью, и направить их синтезировать основные идеи самостоятельно. Мы обычно избегаем таких вопросов как «Вот формула, а теперь скажите мне значение Y, если X равен два». Мы предпочитаем открытые вопросы. Наибольшая ценность таких курсов – это взаимодействие его участников





4. Диана Лауфенберг: Лучший способ учиться? На ошибках.
Раньше люди ходили в школу, чтобы получать информацию. Сейчас доступность информации коренным образом изменили модель взаимодействия учеников в классе.
Главная мысль в том, что если мы будем продолжать рассматривать образование с точки зрения хождения в школу за информацией, а не с точки зрения обучения на собственном опыте, дающего ученикам право говорить и ошибаться, мы не достигнем цели.

И все то, о чем так много говорится сегодня, не будет возможно, если мы оставим систему образования, не ценящую эти качества, потому что нельзя достичь этой цели с помощью стандартного теста, опираясь на культуру единственного правильного ответа (Дайте возможность ученикам творить!).



5. Эмили Пилотон. Дизайнер Эмили Пилотон отправилась в сельский округ Берти, штат Северная Каролина, чтобы принять участие в  эксперименте преобразования общества при помощи дизайнерских проектов. Она преподает в дизайн-классе под названием Studio H, в котором школьники задействованы умственно и физически, одновременно превнося эффективный дизайн и предоставляя новые возможности в самом бедном округе штата Северная Каролина. Она помогает школе изменить интерьер (не Финляндия, но изображения симпатичные), подключить школьников к Интернет и задействовать силы класса для социальных проектов в округе (А мы бы так смогли????)





6.Одно из моих любимых. Дэн Пинк: Головоломка мотивации


 Мотивация внутренняя выступает против внешней мотивации. Самостоятельность, профессионализм и целенаправленность против кнута и пряника. И кто победил? Внутренняя мотивация, самостоятельность, профессионализм и целенаправленность побеждают противника нокаутом. 

Имеется разрыв между научным знанием и деловой практикой. Что известно науке? Во-первых, типичные для 20-го века вознаграждения, те самые стимулы, которые считаются неотъемлемой частью умения вести бизнес, работают, но только в предельно узком диапазоне условий. Во-вторых, те же вознаграждения типа «если… то …» часто губят творчество. 

В-третьих, секрет высокой продуктивности не в системе награждения и наказания, а в невидимом внутреннем двигателе. Стремлении создавать вещи ради них самих. Стремлении делать что-то, потому что это важно!!!!

Если нам удастся устранить разрыв между научным знанием и деловой практикой, если нам удастся утвердить наше понимание мотивации, и пронести его в 21-й век, если нам удастся отбросить ленивую по природе и опасную идеологию кнута и пряника, мы сможем усилить наш бизнес,мы сможем решить множество «загадок» и возможно - изменить мир. 





Это лишь малая часть того, что есть в сети TED. На очереди у меня 2 видео от Кена Робинсона. 


Если хоть одно из этих видео помогло Вам сделать что-то полезное в профессиональной деятельности и в жизни (даже задуматься над необходимостью реализации  чего-то) - значит пост удался))))

А что Вы порекомендуете нам всем посмотреть?

четверг, 1 ноября 2012 г.

3000 целей - желание одно (Вебинар для e-LearningPRO)


Сегодня я и Иван Травкин провели открытый вебинар для сообщества e-LearningPRO тема которого звучала так: 3000 целей - желание одно. На нем мы постарались провести паралелли между принципами участия в коннективистских массовых открытых курсах и участием в деятельности сетевого сообщества.

Мы попытались остановиться на таких вещах как сущность сетевого сообщества, почему они возникают. Что общего у сообществ в сети Интернет. Каким образом соприкасаются принципы деятельности в сообществе и в массовых открытых курсах.


Основные точки соприкосновения можно выделить такие:

  • Деятельность в сообществе как и в массовых открытых курсах состоит в развитии своей персональной учебной сети.
  • Идея (тема) общая, но каждый участник приходит со своей целью и пытается достичь ее.
  • Избыток информации. 
  • Много деятельности проходит вне пределов "материнского сайта".
  • Каждый участник формирует свою траекторию участия в жизни сообщества.
  • В сообществе как и в курсе возникают свои подсети в зависимости от интересов, сферы деятельности участников  и т.д.
  • Деятельность сообщества как и участников курса регулируется самими участниками.
  • В сообществе также как и в курсе есть несколько ролей участников: наблюдатели, среднее звено, експерты...
  • Для работы в сообществе используются инструменты веб 2.0.
  • Регистрация в сообществе как и в курсе открыта постоянно, каждый может присоединиться в любой момент.
  • Для оптимальной работы сообщество и курс требуют как можно больше активных участников. Активное участие  имеет важное значение, поскольку важно понимать, что, хотя организаторы сообщества и эксперты и формируют первоначальный материал (посты, темы форумов), однако основная часть контента формируется самими его участниками.
  • Для работы в сообществе и коннективистских курсах нужно иметь высокий уровень мотивации и самоконтроля. Модель зависит от способности участников управлять как своим собственным обучением, так и возможностью развивать свои собственные сети для поддержки учебного процесса.
  • Одним из основных способов взаимодействия или установления связей с другими участниками сообщества, является создание и обмен «артефактами понимания». Артефакты - это ресурсы, которые создают сами участники, то есть статьи, ментальные карты, аналитические обзоры, посты в блогах, подкасты, видео, презентации и т.д. Эти ресурсы фактически отражают попытки участников осмыслить определенный вопрос с их личной позиции.

Также на вебинаре участники попытались вместе определить признаки сетевых сообществ и то что делает их успешными. Путем мозгового штурма Мы попытались вместе определить основные направления по которым сообщество может развиваться и двигаться дальше. Среди мнений были такие:


  1. Инициатива участников в плане проведения меропроятий (конференции, вебинары)
  2. Миникурсы для новичков и опытных пользователей по разным направлениям связанных с электронным обучением.
  3. Создание репозитария (базы знаний сообщества).


От себя добавлю, что если участники сообщества имеют публикации, учебники и т.д. - то они могли бы внести их в репозитарий сообщества для всех остальных.

Неоригинальной, но действенной будет совместная работа участников в рамках какой-то темы итогом которой может быть статья, обзор (такой опыт у сообщества есть - 31 совет по e-learning).

Интересной на мой взгяд будет идея "бейджирования" деятельности участников в зависимости от занимаемой роли, вклада в развитие и популяризацию сообщества (такие критерии могут быть прописаны). Это может дать толчок к активизации деятельности "наблюдателей".

Предлагаем всем также ответить на вопросы:

  1. Как можно участвовать жизни сообщества? (У)
  2. Что есть "идеальный продукт" сообщества? (П)
  3. Как мы можем развить сообщество? (Р)

Спасибо всем, кто принял участие, спасибо всем кто помогал нам в организации вебинара и благодарность всем 3000 участникам e-LearnningPRO за деятельность на ниве электронного обучения. Надеюсь, что скоро нас будет 4000, а может еще больше.

Вот презентация вебинара:




Ссылка на просмотр записи: http://my.comdi.com/record/82336/?i=83c055a24b90b6107fa925480f8dc7e3
Ссылка на скачивание: http://thyone.comdi.com:8080/player/files/player_82336.air


суббота, 27 октября 2012 г.

Говард Рейнголд: Чистый смарт

О Говарде Рейнгольде и его "нет смарте", я узнал из курса Ивана Травкина (Об) учение в сети. В этом курсе мы рассматривали предложенные Рейнгольдом сетевые грамотности (по ссылке Вы найдете эти материалы):
  • Внимание.
  • Критическое потребление.
  • Участие. 
  • Коллаборация.
  • Сетевая сознательность.
В этом посте я хочу еще немного рассказать о содержании его книги Net Smart (пост в некоторой степени касается нашего совместного вебинара с Иваном, который мы планируем 1.11.2012 в 12-00 по Москве)

1. Рейнгольд говорит, что одной из ключевых особенностей сетевых организаций является то, что они вне контроля и бюрократического управления.

2. Рейнгольд описывает, как социальные сети, способствуют  распространению доверия, который есть ключевой формой социального капитала. Лучший способ распространения доверия и социального капитала - внести свой вклад в общее дело (читай в деятельность сообщества).

3. Рейнгольд основывается на многочисленных экономических и социологических исследованиях, которые показывают, что люди, которые помогают другим, намного более вероятно, получат помощь в ответ.

4. Он говорит о том, как развивать нашу собственную PLN (персональную учебную сеть), состоящуя из людей, которые заинтересованы тех же вопросах, что и Вы. PLN по нему  это как моя личная сеть (которую я курирую), где я хочу учиться, так  и сети, в которых мы учимся вместе (наверное речь идет о неких подсетях в моей PLN). 

Он предлагает такие этапы создания собственной персональной учебной сети

1. Исследуйте. Изучайте интернет сайты, твиттер и  жизнь реальных людей которых Вы встречаете.

2. Ищите. Если Вы чем-то интересуетесь (Раз у вас есть смысл исследуемой области), то Вы знаете какие сайты исследовать и какие поисковые термины использовать.

3. Следите. Следите за исследователями через блоги, твиттер, социальные сети.

4. Настройка. Развивайте вашу сеть, добавляйте в нее новых людей и избавляйтесь от тех, кто не имеет для Вас ценности.

5. Внесите вклад в вашу сеть, добавляйте свои мысли, взгляды, обменивайтесь информацией.

6. Вовлекайте. Привлекайте людей за которыми вы следуете и которые следуют за Вами. Оставляйте комментарии в их блогах и проектах. Если это возможно, будьте интересным и привлекательным. 

7. Спрашивайте. Задавайте вопросы своим последователям и тем, за кем следуете Вы. Используйте сеть для пользы всех членов, но не задавайте вопросов на которые ответ могут быстро дать Google или Wiki-поиск.

8. Реагируйте. Отвечайте на вопросы  других людей.

Смысл сетевого пространства не знать кого-то, а знать того кто знает о чем то (Now it is about knowing who knows what

Ссылка на книгу: Г  Рейнгольд "Умная толпа" - на русском

P.S. А теперь простая просьба. Есть у кого нибудь ссылки на полную книгу Net Smart (бесплатную). Хорошо, если бы она была на русском и с возможностью загрузки))).  Если же у кого-то есть электронный экземпляр, поделитесь. Внесите вклад в сообщество #UkrEl11 - прям по Рейнгольду.