«Таксономия» обозначает классификацию и
систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной
взаимосвязи и использует для описания категории, расположенные последовательно,
по нарастающей сложности, то есть по иерархии.
К настоящему
времени известно большое количество разнообразных вариантов таксономий.
Наибольшую известность получили подходы Б. Блума, В.П. Беспалько, Д. Толингеровой.
Бенджамин Блум (Benjamin Bloom),
психолог Университета в Чикаго, предложил свою таксономию в 1956 году как метод
оценки успешности обучения.
Уровень
|
Навыки
|
Задания
|
Знание
|
Повторение или
распознавание информации
|
Назовите …
В каком году … Где происходит … Напишите формулу … Перечислите … |
Понимание
|
Схватывание (понимание)
смысла информационных материалов
|
Закончите фразу …
Что вы узнали … Почему … Преобразуйте выражение … Объясните взаимосвязь … Расскажите своими словами |
Использование
|
Применение в сходной
ситуации
|
Объясните цель
применения
Решите домашнюю задачу несколькими способами … Какая теория позволит объяснить данное явление Проверьте предложенную гипотезу … Выводы … |
Анализ
|
Определить части и
структуру
|
Какова структура …
Классифицируйте … Что является следствием … Сравните … Проанализируйте причины … |
Синтез
|
Соединить части
по-новому
|
Найдите собственное
решение …
Предложите алгоритм … Найдите альтернативу … Каковы возможные изменения … Систематизируйте … Исследуйте … |
Оценка
|
Оценить значимость на
основе критериев
|
Оцените логику …
Опишите достоинства … Выделите критерии … Соответствуют ли … Что вы думаете о … Сделайте выводы … |
Уточненная Таксономия Блума.
В 1999 году
Лорин Андерсон и его коллеги опубликовали обновленную версию Таксономии Блума,
которая учитывает более широкий набор факторов, которые оказывают влияние на
преподавание и обучение. В уточненной таксономии сделана попытка исправить
некоторые ошибки первоначальной таксономии. Новая Таксономия проводит различие
между «знанием о том, что», т.е. содержанием мышления, и «знанием того, как»,
то есть, процедурах, используемых в решении проблем.
Измерение
Знания – это «знание того, что». У него есть четыре категории: фактическое,
концептуальное, процедурное и метакогнитивное.
Фактическое
знание включает в себя изолированные фрагменты информации, такие, как словарные
определения и знание специфических деталей. Концептуальное знание состоит из
систем информации, таких, как классификации и категории.
Процедурное
знание включает алгоритмы, эвристики, эмпирические методы, техники и методы, а
также знание о том, когда следует использовать эти процедуры. Метакогнитивное
знание относится к знанию о процессах мышления и информации о том, как
эффективно управлять этими процессами.
Измерение
Когнитивных Процессов уточненной Таксономии Блума, так же, как и оригинальная
версия, насчитывает шесть навыков. Они включают в себя – от простейших к
наиболее сложным: (a) помнить, (b) понимать, (c) применять, (d) анализировать,
(e) оценивать, и (f) создавать.
В соответствии
с этой таксономией каждый уровень знания может соотноситься с каждым уровнем
когнитивного процесса, так что учащийся может помнить фактическое или
процедурное знание, понимать концептуальное или метакогнитивное знание или
анализировать метакогнитивное или фактическое знание.
Измерение Когнитивных Процессов:
Когнитивный процесс
|
Примеры
|
Помнить – Извлекать необходимую информацию из
памяти
|
|
Узнавание
|
Узнавать лягушек на рисунках с различными видами
амфибий.
Найти предметы, имеющие форму равнобедренного
треугольника, вокруг вас.
|
Припоминание
|
Назвать трех английских писательниц
девятнадцатого века.
Написать по памяти таблицу умножения.
|
Понимать – Создавать значения на базе учебных
материалов или опыта
|
|
Интерпретация
|
Нарисовать схему процесса пищеварения.
Пересказать Второе иннаугурационное обращение
Линкольна.
|
Приведение примеров
|
Нарисовать параллелограмм.
Назвать млекопитающее, которое живет в вашей
местности.
|
Классификация
|
Назвать четные и нечетные числа.
Перечислить типы правления в современных
африканских странах.
|
Обобщение.
|
Придумать заголовок для короткого абзаца.
Перечислить основные аргументы в защиту смертной
казни, приводимые на данном Веб сайте.
|
Умозаключение
|
Догадайтесь о значении незнакомого термина из
контекста.
Решите, какое число должно стоять следующим в
числовой последовательности.
|
Сравнение
|
Объясните, почему сердце работает как насос.
Проиллюстрируйте сходство и различие между двумя
книгами Чарльза Диккенса с помощью диаграммы Венна.
|
Объяснение
|
Нарисуйте схему, поясняющую, как давление
воздуха влияет на погоду.
Объясните с помощью конкретных фактов, почему
произошла Французская революция.
|
Применять – использовать процедуру
|
|
Исполнение
|
Добавьте в столбик двухразрядные числа
Прочитайте вслух абзац на иностранном языке
Выполните штрафной бросок.
|
Применение
|
Отредактируйте фрагмент текста.
Составьте бюджет.
|
Анализировать – Вычленять из понятия несколько
частей и описывать то, как части соотносятся с целым.
|
|
Дифференциация
|
Вычленить существенную и несущественную
информацию в математической задаче.
Нарисовать схему с указанием основных и
вспомогательных персонажей романа.
|
Организация
|
Рассортировать книги в классной библиотеке по
категориям.
Нарисовать схему часто используемых метафор и
объяснить их действие.
|
Соотнесение
|
Опишите мотивацию поступков персонажей в романе
или коротком рассказе.
Прочитайте предвыборную программу кандидата на
политический пост и сделайте предположения относительно его позиции по
проблемным вопросам.
|
Оценивать – делать суждения, основанные на
критериях и стандартах
|
|
Проверка
|
Участие в работе в группе, оценивание
организации идей и логики аргументации своих коллег.
Прослушайте политическое выступление и отметьте
все противоречия в ней.
Проанализируйте план работы по проекту на
предмет наличия в нем всех необходимых шагов.
|
Критика
|
После разработки критериев оценки проекта,
проанализируйте, насколько хорошо проект соответствует критериям.
Выберите наилучший способ для решения
комплексной математической проблемы.
Оцените убедительность аргументов за и против
астрологии.
|
Создать – соединить части, чтобы появилось
что-то новое и определить компоненты новой структуры.
|
|
Генерация
|
Разработайте несколько научных гипотез,
объясняющих то, почему растениям нужен свет.
Предложите набор альтернатив ископаемому топливу,
которые позволят решить ряд экономических и экологических проблем.
|
Планирование
|
Создайте раскадровку для мультимедийной
презентации о насекомых.
Разработайте план исследовательской работы по
взглядам Марка Твена на религию.
|
Производство
|
Создайте среду обитания домашней водной птицы.
Создайте пьесу на основе главы из романа,
которую вы читаете.
|
Измерение Знания
Фактическое знание – базовая информация
|
|
Знание терминологии
|
Словарные понятия, математические символы,
музыкальная нотация, алфавит
|
Знание специфических деталей и элементов
|
Элементы пищевой цепочки, имена конгрессменов,
основные сражения Второй мировой войны.
|
Концептуальное – знание – Отношения между
частями большой структуры, позволяющие им действовать как единое целое.
|
|
Знание классификаций и категорий
|
Виды животных, различные виды аргументов,
геологические эры.
|
Знание принципов и способов обобщений.
|
Типы конфликтов в литературе, Ньютоновские
законы механики, принципы демократии
|
Знание теорий, моделей и структур
|
Теория эволюции, экономические теории, модели
ДНК
|
Процедурное знание – Как делать что-либо
|
|
Владение специфическими навыками и алгоритмами
|
Формулы для решения квадратных уравнений,
правила смешения красок, умение выполнять волейбольную подачу.
|
Владение специфическими техниками и методами
|
Литературная критика, анализ исторических
документов, методы решения математических задач
|
Знание того, когда следует применять
соответствующие процедуры
|
Методы, подходящие для различных опытов,
процедуры статистического анализа, используемые в различных ситуациях, стандарты
различных литературных стилей.
|
Метакогнитивное Знание – Знание мышления в целом
и вашего собственного мышления в частности
|
|
Стратегическое знание
|
Способы запоминания фактов, стратегии понимания
прочитанного, методы создания Веб страниц.
|
Знание о когнитивных задачах, включая
соответствующее контекстное и условное знание.
|
Различные требования при чтении учебников и
художественной литературы, планирование заранее при использовании
компьютерных баз данных, различия в стилях написания делового и электронного
письма.
|
Самопознание
|
Необходимость использования диаграмм и схем для
понимания комплексных процессов, лучшее усвоение информации в тишине,
необходимость обсуждать с кем-либо свои идеи, прежде чем выразить их в
письменной форме.
|
Сравнительная таблица уровней усвоения учебного материала
Б. Блум
|
В.П. Симонов
|
В.П.
Беспалько |
В.Н. Максимова
|
М.Н.
Скаткин |
О.Е.
Лебедев |
В.И.
Тесленко |
Знание
|
Различение
|
Ученический (узнавание)
|
Узнавание
|
Воспроизведение понятия
|
Информированность
|
Информационный
|
Понимание
|
Запоминание
|
Алгоритмический (решение типовых задач)
|
Запоминание
|
Узнавание понятия
|
Функциональная грамотность
|
Репродуктивный
|
Применение
|
Понимание
|
Эвристический (выбор действия)
|
Понимание
|
Применение понятия
|
Грамотность
|
Базовый
|
Анализ
|
Простейшие умения и навыки
|
Творческий (поиск действия)
|
Применение
|
Воспроизведение системы понятий
|
Компетентность
|
Повышенный
|
Синтез
|
Перенос
|
Применение системы понятий
|
Творческий
|
|||
Оценка
|
Хорошая картина цифоровой таксономии от блога КМ школа. Такая таксономия связывает описанные таксономии и инструменты web 2.0.
Тот случай, когда уточнение ведет к неоправданному усложнению.
ОтветитьУдалитьСпасибо большое!
ОтветитьУдалитьВы впадаете в ту же ошибку, что и Кухаренко, когда пытаетесь связать то, что не связывается в принципе: нечто на тему знаний и инструменты. В результате один и тот же инструмент попадает в несколько категорий. А это уже не таксономия. Таксономия - это когда на одном уровне множества не пересекаются. Это семантическая сеть.
ОтветитьУдалить