Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

суббота, 11 февраля 2012 г.

Немного об открытости преподавателей

Прочитал вот такую статью.


"Самообразование — революция в обучении"

http://lovi-moment.com.ua/novyny-vnz/zagalni/14146-2012-02-07-19-55-11.html 

Владислав Седой в ленте Гугл + правильно сказал: "Тема очень актуальная и требует всестороннего рассмотрения, обсуждения,.... Это, вообще, вопросы стратегического порядка", я сначала оставил в твиттере коментарии, но там как сказали это больше для хохмы. Поэтому в кратце постараюсь донести мысли.


1. В твиттере как раз хохмить не получается. Там над емко писать - 140 символов. 


На мой взгляд комментарии уважаемых людей в некотором роде не состоятельны. 


Оказывается цит. "Представители украинских университетов единогласно говорят о проблеме неупорядоченности вопроса авторского права как главной преграде" это главное,что мешает образованию. Ах-Ах. Как говорят студенты РЖУНИМАГУ,  а так у нас все есть: нормативка, опытные подготовленные преподаватели, финансовый механизм стимулирования и т.д. Все надо решать в комплексе, и вопросы авторства в том числе.

Еще радостное высказывание: "Преподаватели переживают, особо не понимая, что их права уже были нарушены множество раз, когда студенты передавали конспекты лекций, сканировали книги и размещали их в сети". 

Конспект студента это уже его личное произведение, мы же не присваиваем "авторство" на работу авторам всех публикаций на которые ссылаемся в научных трудах (а в дисере их около 200 как правило).

Разве преподаватель книга которого есть в любой библиотеке получает авторский гонорар??? Ну-ну.



Вот кстати неплохая статья о библиотеках:  http://vmo.rgub.ru/technology/copyright.php , но хватит ли нам средств хотя бы подойти к такому.

И КСТАТИ КАКИМ БЫ НЕСОВЕРШЕННЫМ НЕ БЫЛО УКРАИНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОНЯТИЕ "СЛУЖЕБНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ" ПОКА НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ. ст. 16 закона Украины об авторских и смежных правах,



это кстати к цитате "С другой стороны, в университетах понимают, что любое исследование, статья, книга являются результатом интеллектуальной работы преподавателя, за которую он хочет получить деньги, "

Вот выдержки из нашего Закона

Службовий твір - твір, створений автором у порядку виконання службових обов'язків відповідно до службового завдання чи трудового договору (контракту) між ним і роботодавцем

  • Авторське особисте немайнове право на службовий твір належить його автору. 
  • Виключне майнове право на службовий твір належить роботодавцю, якщо інше не передбачено трудовим договором (контрактом) та (або) цивільно-правовим договором між автором і роботодавцем. 
  • За створення і використання службового твору автору належить авторська винагорода, розмір та порядок виплати якої встановлюються трудовим договором (контрактом) та (або) цивільно-правовим договором між автором і роботодавцем.
Хотя я Владислав с Вами согласен,  если у преподавателя есть хорошая работа, почему он на ней не может заработать? Только пути ее решения должны быть другими. Вот тут и надо думать.

А то знаю я это "авторское прав"о. Вот сейчас пишу статью о мобильном обучении. Беру статью одного украинского автора, и вижу что она на 90% повторяет 2 публикации одного российского ученого, а ссылки только в конце - в списке литературы, так как если брать по тексту то это будет одна большая цитата.

Да мы все не святые, но пределы все таки должны быть.


 Пусть наши люди ДА И МЫ С ВАМИ ВСЕМИ сначала САМИ начнем соблюдать авторское право, а потом будем говорить на других - студенты у них виноваты.

Они ведь наверное не столько студентов боятся а более оборотистых коллег со связями, которые свистнут идею, быстренько ее протолкнут по властным кабинетам и все адъю.


А иногда и Выкладывать то нечего, как справедливо говорят авторы статьи.


Если пойти по логике комментаторов, то студентам надо запретить записывать на лекциях и пользоваться библиотекой, а то украдут не дай бог что-то. Или поделятся с кем-то информацией.


А Вы коллеги что думаете???

9 комментариев:

  1. Авторское право всегда было той проблемой, которая волновала преподавателей. Истоки ее, по-моему, просто в чувстве справедливости, вот я придумал, много работал, просидел над этой методичкой столько дней и ночей, а кто-то возьмет и выдаст за свое или немного переделает, а идея то моя. Но идеи то носятся в воздухе. Я за открытость и публикацию. Ничего страшного не произойдет. Хотя, коллеги, которые пользуются, должны обязательно ссылаться и повышать индекс цитирования автора.
    Понятно, что хотелось бы, за свой интеллектуальный труд, получать достойный гонорар. Причем, очень приятно так - отдал в редакцию, а они публикуют, и платят, и просят еще написать. Так бывает, но редко. Но ведь бывает, правда? Будем стремиться к западному образцу - електронная версия интересных книг, опубликованная открыто в Интернет не снижает, а повышает уровень продаж бумажной версии.

    ОтветитьУдалить
  2. В контексте поставленного вопроса очень интересную ссылку твитнул И.Травкин сегодня - "Библиотека как гарант права граждан на доступ к информации, доминирующего над копирайтными ограничениями" http://vmo.rgub.ru/technology/copyright.php
    PS. Жаль когда пару лет назад был в Падерборне, то не знал о первой в Германии компьютерной библиотеке. Обязательно бы заглянул.

    ОтветитьУдалить
  3. Что я думаю по сути поставленного вопроса ...
    1. По поводу авторского личного неимущественного права - здесь проблем проблем национального и, тем более, мирового масштаба не наблюдаю. Кто первый опубликовал - тот и автор. Другое дело что есть порочная практика присвоения чужих трудов более оборотистыми ... со связями, как совершено справедливо отметил Константин. И кто же будет, с учетом особенностей функционирования нашей судебно-правовой системы, пытаться бороться правовыми методами за свои авторские права в таких ситуациях? Поэтому проще всего упредить такие случаи, предварительно оформив АС на "свій твір". Что сейчас многие и делают, тем более что это приветствуется ВУЗами и СВР-ми (почему-то ;-)).
    2. Имущественные права на произведение. Здесь сложнее и, как мне представляется, необходим разумный компромисс общественного и личного, который так сложно найти. Ведь автор заинтересован в максимизации своего дохода на единицу своих интеллектуальных усилий, что, в свою очередь, приводит к ограничению доступа к новой информации у остальных членов общества.
    Предположим, что преподаватель будет все свои разрабатываемые пособия, учебники и программы бесплатно передавать своему ВУЗу (много ли вы видели ВУЗовских контрактов, предусматривающих более-менее достойное вознаграждение авторам?). В итоге такой преподаватель будет усиленно думать об источниках дополнительного дохода. В лучшем случае на стороне ;-), в худшем - не отходя от своего рабочего места. Но в обеих случаях мотивация в качественной разработке новых учебных материалов с каждым годом будет все меньше, что мы все можем наблюдать. Но при публикации этих разработок в электронном виде в открытом доступе любой желающий будет возможность ознакомиться с этим некачественным, в своем большинстве, контентом.
    Если же разработка учебных материалов, даже в рамках служебной деятельности, будет носить чисто коммерческий характер, то понятно что эти произведения будут малодоступными для большинства интересующихся. Хотя качество может быть повыше.
    Поэтому, хоть я и не уверен на 100%, но возможно предусмотренные в проекте ст.16 ЗУ изменения ("Майнові права на службовий твір, створений у зв’язку з виконанням трудового договору, належать працівникові, який створив твір, та юридичній або фізичній особі, де або у якої він працює, спільно, якщо інше не встановлено договором, з урахуванням положень частини четвертої цієї статті.") не такой уж и плохой вариант.

    ОтветитьУдалить
  4. Константин! Спасибо за расширенное обнародование Вашей т.зр. на данную проблему.
    А насчет проблематичности "похохмить" в твиттере - это Вы зря скромничаете. ;-) Как же тогда это: "iPhone 5 Эксклюзивный Обзор, функции, приложения | review: http://youtu.be/WG7uXRQEHtQ via @youtube #UkrEl11" )))

    ОтветитьУдалить
  5. Ссылка которую дал Травкин размещена в этом посте ))).

    Смотрите внутри поста такую цитату

    Вот кстати неплохая статья о библиотеках: http://vmo.rgub.ru/technology/copyright.php , но хватит ли нам средств хотя бы подойти к такому. ))))

    Кстати я об этих библиотеках и говорил на семинаре в политехе, Вы мне потом в твиттере еще про немцев напомнили )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Ссылка которую дал Травкин размещена в этом посте )))."
      Упс... )))
      Вот что значит прочитать, закрыть страницу, позаниматься другими делами, а затем написать о прочитанном ранее ;-).

      Удалить
  6. Кстати мы сегодня с Иваном Травкиным 1,5 часа общались через фейсбук по поводу авторских прав и этого поста. Он мне рассказал одну историю. Вкратце: корпоративщики (иногда и не все!!!!) понимают авторское право так: Ты создал, я заплатил, значит авторское право мое.

    На его аргументы, что дескать авторство нельзя передать (в неимущественном аспекте) и тут мы с ним сошлись (имущественные права - сколько угодно, а неимущественные нельзя в принципе) ему ответили что-то про непонятливость и узость мышления ))) Так что вот оно новое понятие авторства с позиции некоторых представителей корпоративного сектора

    ОтветитьУдалить
  7. "Вкратце: корпоративщики (иногда и не все!!!!) понимают авторское право так: Ты создал, я заплатил, значит авторское право мое."
    -------------------
    Мне кажется, что в понимании "некоторых представителей корпоративного сектора" все авторские права сводятся именно к имущественным, которые интересуют их намного больше неимущественных.

    "На его аргументы, что дескать авторство нельзя передать (в неимущественном аспекте) и тут мы с ним сошлись (имущественные права - сколько угодно, а неимущественные нельзя в принципе) ему ответили что-то про непонятливость и узость мышления )))"
    --------------------
    Де-юре не передаются, а де-факто - ЗАПРОСТО. ))) Начиная от "дарения" путем включения в список авторов нужных людей, не принимавших участия в создании, и заканчивая банальным воровством идей или безнаказанным плагиатом. И эта практика в нашем "ученом мире" очень распространена. Таковы реалии.

    ОтветитьУдалить
  8. Полностью с Вами. Огромное Вам спасибо за проявленный интерес. Больше пишите в своем блоге у Вас получаются замечательные посты.

    С уважением, Бугайчук К.Л.

    ОтветитьУдалить