Прочитал вот такую статью.
"Самообразование — революция в обучении"
http://lovi-moment.com.ua/novyny-vnz/zagalni/14146-2012-02-07-19-55-11.html
Владислав Седой в ленте Гугл + правильно сказал: "Тема очень актуальная и требует всестороннего рассмотрения, обсуждения,.... Это, вообще, вопросы стратегического порядка", я сначала оставил в твиттере коментарии, но там как сказали это больше для хохмы. Поэтому в кратце постараюсь донести мысли.
1. В твиттере как раз хохмить не получается. Там над емко писать - 140 символов.
На мой взгляд комментарии уважаемых людей в некотором роде не состоятельны.
Оказывается цит. "Представители украинских университетов единогласно говорят о проблеме неупорядоченности вопроса авторского права как главной преграде" это главное,что мешает образованию. Ах-Ах. Как говорят студенты РЖУНИМАГУ, а так у нас все есть: нормативка, опытные подготовленные преподаватели, финансовый механизм стимулирования и т.д. Все надо решать в комплексе, и вопросы авторства в том числе.
Еще радостное высказывание: "Преподаватели переживают, особо не понимая, что их права уже были нарушены множество раз, когда студенты передавали конспекты лекций, сканировали книги и размещали их в сети".
Конспект студента это уже его личное произведение, мы же не присваиваем "авторство" на работу авторам всех публикаций на которые ссылаемся в научных трудах (а в дисере их около 200 как правило).
Разве преподаватель книга которого есть в любой библиотеке получает авторский гонорар??? Ну-ну.
Вот кстати неплохая статья о библиотеках: http://vmo.rgub.ru/technology/copyright.php , но хватит ли нам средств хотя бы подойти к такому.
И КСТАТИ КАКИМ БЫ НЕСОВЕРШЕННЫМ НЕ БЫЛО УКРАИНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОНЯТИЕ "СЛУЖЕБНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ" ПОКА НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ. ст. 16 закона Украины об авторских и смежных правах,
это кстати к цитате "С другой стороны, в университетах понимают, что любое исследование, статья, книга являются результатом интеллектуальной работы преподавателя, за которую он хочет получить деньги, "
Вот выдержки из нашего Закона
Владислав Седой в ленте Гугл + правильно сказал: "Тема очень актуальная и требует всестороннего рассмотрения, обсуждения,.... Это, вообще, вопросы стратегического порядка", я сначала оставил в твиттере коментарии, но там как сказали это больше для хохмы. Поэтому в кратце постараюсь донести мысли.
1. В твиттере как раз хохмить не получается. Там над емко писать - 140 символов.
На мой взгляд комментарии уважаемых людей в некотором роде не состоятельны.
Оказывается цит. "Представители украинских университетов единогласно говорят о проблеме неупорядоченности вопроса авторского права как главной преграде" это главное,что мешает образованию. Ах-Ах. Как говорят студенты РЖУНИМАГУ, а так у нас все есть: нормативка, опытные подготовленные преподаватели, финансовый механизм стимулирования и т.д. Все надо решать в комплексе, и вопросы авторства в том числе.
Еще радостное высказывание: "Преподаватели переживают, особо не понимая, что их права уже были нарушены множество раз, когда студенты передавали конспекты лекций, сканировали книги и размещали их в сети".
Конспект студента это уже его личное произведение, мы же не присваиваем "авторство" на работу авторам всех публикаций на которые ссылаемся в научных трудах (а в дисере их около 200 как правило).
Разве преподаватель книга которого есть в любой библиотеке получает авторский гонорар??? Ну-ну.
Вот кстати неплохая статья о библиотеках: http://vmo.rgub.ru/technology/copyright.php , но хватит ли нам средств хотя бы подойти к такому.
И КСТАТИ КАКИМ БЫ НЕСОВЕРШЕННЫМ НЕ БЫЛО УКРАИНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОНЯТИЕ "СЛУЖЕБНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ" ПОКА НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ. ст. 16 закона Украины об авторских и смежных правах,
это кстати к цитате "С другой стороны, в университетах понимают, что любое исследование, статья, книга являются результатом интеллектуальной работы преподавателя, за которую он хочет получить деньги, "
Вот выдержки из нашего Закона
Службовий твір - твір, створений автором у порядку виконання службових обов'язків відповідно до службового завдання чи трудового договору (контракту) між ним і роботодавцем
- Авторське особисте немайнове право на службовий твір належить його автору.
- Виключне майнове право на службовий твір належить роботодавцю, якщо інше не передбачено трудовим договором (контрактом) та (або) цивільно-правовим договором між автором і роботодавцем.
- За створення і використання службового твору автору належить авторська винагорода, розмір та порядок виплати якої встановлюються трудовим договором (контрактом) та (або) цивільно-правовим договором між автором і роботодавцем.
Хотя я Владислав с Вами согласен, если у преподавателя есть хорошая работа, почему он на ней не может заработать? Только пути ее решения должны быть другими. Вот тут и надо думать.
А то знаю я это "авторское прав"о. Вот сейчас пишу статью о мобильном обучении. Беру статью одного украинского автора, и вижу что она на 90% повторяет 2 публикации одного российского ученого, а ссылки только в конце - в списке литературы, так как если брать по тексту то это будет одна большая цитата.
Да мы все не святые, но пределы все таки должны быть.
Пусть наши люди ДА И МЫ С ВАМИ ВСЕМИ сначала САМИ начнем соблюдать авторское право, а потом будем говорить на других - студенты у них виноваты.
Они ведь наверное не столько студентов боятся а более оборотистых коллег со связями, которые свистнут идею, быстренько ее протолкнут по властным кабинетам и все адъю.
А иногда и Выкладывать то нечего, как справедливо говорят авторы статьи.
Если пойти по логике комментаторов, то студентам надо запретить записывать на лекциях и пользоваться библиотекой, а то украдут не дай бог что-то. Или поделятся с кем-то информацией.
А Вы коллеги что думаете???
А то знаю я это "авторское прав"о. Вот сейчас пишу статью о мобильном обучении. Беру статью одного украинского автора, и вижу что она на 90% повторяет 2 публикации одного российского ученого, а ссылки только в конце - в списке литературы, так как если брать по тексту то это будет одна большая цитата.
Да мы все не святые, но пределы все таки должны быть.
Пусть наши люди ДА И МЫ С ВАМИ ВСЕМИ сначала САМИ начнем соблюдать авторское право, а потом будем говорить на других - студенты у них виноваты.
Они ведь наверное не столько студентов боятся а более оборотистых коллег со связями, которые свистнут идею, быстренько ее протолкнут по властным кабинетам и все адъю.
А иногда и Выкладывать то нечего, как справедливо говорят авторы статьи.
Если пойти по логике комментаторов, то студентам надо запретить записывать на лекциях и пользоваться библиотекой, а то украдут не дай бог что-то. Или поделятся с кем-то информацией.
А Вы коллеги что думаете???
Авторское право всегда было той проблемой, которая волновала преподавателей. Истоки ее, по-моему, просто в чувстве справедливости, вот я придумал, много работал, просидел над этой методичкой столько дней и ночей, а кто-то возьмет и выдаст за свое или немного переделает, а идея то моя. Но идеи то носятся в воздухе. Я за открытость и публикацию. Ничего страшного не произойдет. Хотя, коллеги, которые пользуются, должны обязательно ссылаться и повышать индекс цитирования автора.
ОтветитьУдалитьПонятно, что хотелось бы, за свой интеллектуальный труд, получать достойный гонорар. Причем, очень приятно так - отдал в редакцию, а они публикуют, и платят, и просят еще написать. Так бывает, но редко. Но ведь бывает, правда? Будем стремиться к западному образцу - електронная версия интересных книг, опубликованная открыто в Интернет не снижает, а повышает уровень продаж бумажной версии.
В контексте поставленного вопроса очень интересную ссылку твитнул И.Травкин сегодня - "Библиотека как гарант права граждан на доступ к информации, доминирующего над копирайтными ограничениями" http://vmo.rgub.ru/technology/copyright.php
ОтветитьУдалитьPS. Жаль когда пару лет назад был в Падерборне, то не знал о первой в Германии компьютерной библиотеке. Обязательно бы заглянул.
Что я думаю по сути поставленного вопроса ...
ОтветитьУдалить1. По поводу авторского личного неимущественного права - здесь проблем проблем национального и, тем более, мирового масштаба не наблюдаю. Кто первый опубликовал - тот и автор. Другое дело что есть порочная практика присвоения чужих трудов более оборотистыми ... со связями, как совершено справедливо отметил Константин. И кто же будет, с учетом особенностей функционирования нашей судебно-правовой системы, пытаться бороться правовыми методами за свои авторские права в таких ситуациях? Поэтому проще всего упредить такие случаи, предварительно оформив АС на "свій твір". Что сейчас многие и делают, тем более что это приветствуется ВУЗами и СВР-ми (почему-то ;-)).
2. Имущественные права на произведение. Здесь сложнее и, как мне представляется, необходим разумный компромисс общественного и личного, который так сложно найти. Ведь автор заинтересован в максимизации своего дохода на единицу своих интеллектуальных усилий, что, в свою очередь, приводит к ограничению доступа к новой информации у остальных членов общества.
Предположим, что преподаватель будет все свои разрабатываемые пособия, учебники и программы бесплатно передавать своему ВУЗу (много ли вы видели ВУЗовских контрактов, предусматривающих более-менее достойное вознаграждение авторам?). В итоге такой преподаватель будет усиленно думать об источниках дополнительного дохода. В лучшем случае на стороне ;-), в худшем - не отходя от своего рабочего места. Но в обеих случаях мотивация в качественной разработке новых учебных материалов с каждым годом будет все меньше, что мы все можем наблюдать. Но при публикации этих разработок в электронном виде в открытом доступе любой желающий будет возможность ознакомиться с этим некачественным, в своем большинстве, контентом.
Если же разработка учебных материалов, даже в рамках служебной деятельности, будет носить чисто коммерческий характер, то понятно что эти произведения будут малодоступными для большинства интересующихся. Хотя качество может быть повыше.
Поэтому, хоть я и не уверен на 100%, но возможно предусмотренные в проекте ст.16 ЗУ изменения ("Майнові права на службовий твір, створений у зв’язку з виконанням трудового договору, належать працівникові, який створив твір, та юридичній або фізичній особі, де або у якої він працює, спільно, якщо інше не встановлено договором, з урахуванням положень частини четвертої цієї статті.") не такой уж и плохой вариант.
Константин! Спасибо за расширенное обнародование Вашей т.зр. на данную проблему.
ОтветитьУдалитьА насчет проблематичности "похохмить" в твиттере - это Вы зря скромничаете. ;-) Как же тогда это: "iPhone 5 Эксклюзивный Обзор, функции, приложения | review: http://youtu.be/WG7uXRQEHtQ via @youtube #UkrEl11" )))
Ссылка которую дал Травкин размещена в этом посте ))).
ОтветитьУдалитьСмотрите внутри поста такую цитату
Вот кстати неплохая статья о библиотеках: http://vmo.rgub.ru/technology/copyright.php , но хватит ли нам средств хотя бы подойти к такому. ))))
Кстати я об этих библиотеках и говорил на семинаре в политехе, Вы мне потом в твиттере еще про немцев напомнили )))
"Ссылка которую дал Травкин размещена в этом посте )))."
УдалитьУпс... )))
Вот что значит прочитать, закрыть страницу, позаниматься другими делами, а затем написать о прочитанном ранее ;-).
Кстати мы сегодня с Иваном Травкиным 1,5 часа общались через фейсбук по поводу авторских прав и этого поста. Он мне рассказал одну историю. Вкратце: корпоративщики (иногда и не все!!!!) понимают авторское право так: Ты создал, я заплатил, значит авторское право мое.
ОтветитьУдалитьНа его аргументы, что дескать авторство нельзя передать (в неимущественном аспекте) и тут мы с ним сошлись (имущественные права - сколько угодно, а неимущественные нельзя в принципе) ему ответили что-то про непонятливость и узость мышления ))) Так что вот оно новое понятие авторства с позиции некоторых представителей корпоративного сектора
"Вкратце: корпоративщики (иногда и не все!!!!) понимают авторское право так: Ты создал, я заплатил, значит авторское право мое."
ОтветитьУдалить-------------------
Мне кажется, что в понимании "некоторых представителей корпоративного сектора" все авторские права сводятся именно к имущественным, которые интересуют их намного больше неимущественных.
"На его аргументы, что дескать авторство нельзя передать (в неимущественном аспекте) и тут мы с ним сошлись (имущественные права - сколько угодно, а неимущественные нельзя в принципе) ему ответили что-то про непонятливость и узость мышления )))"
--------------------
Де-юре не передаются, а де-факто - ЗАПРОСТО. ))) Начиная от "дарения" путем включения в список авторов нужных людей, не принимавших участия в создании, и заканчивая банальным воровством идей или безнаказанным плагиатом. И эта практика в нашем "ученом мире" очень распространена. Таковы реалии.
Полностью с Вами. Огромное Вам спасибо за проявленный интерес. Больше пишите в своем блоге у Вас получаются замечательные посты.
ОтветитьУдалитьС уважением, Бугайчук К.Л.