Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

четверг, 23 апреля 2015 г.

Учимся задавать вопросы (несколько стратегий)

Несколько стратегий, чтобы помочь студентам задавать хорошие вопросы

Оригинал статьи: http://www.teachthought.com/learning/8-strategies-to-help-students-ask-great-questions


1. TeachThought таксономия обучения





TeachThought таксономия является шаблоном для критического мышления.

Человек (ученик, студент) воображает какой-нибудь процесс (например, обучение) продукт, цель, а затем применяет разные способы размышления об этой вещи:

  1. Как «вещь» работает.
  2. Самоосмысление того, как субъект относится к «вещи» или явлению.
  3. Абстрактное размышление о «вещи» нетрадиционными способами.
  4. Разделение «вещи» на составные части.
  5. Сравнение, т.е. изучение того, каким образом “вещь” соотносится к другими (похожими и не похожими) «вещами».
  6. Определение сути вещи в каком-нибудь контексте.

Короче говоря, студенты могут использовать эту систему, чтобы создавать свои собственные вопросы, например:

1) в секторе «Части (Parts)» есть подсказка «приведите примеры и антипримеры»

Вопросы: приведите 3 примера и антипримера млекопитающих? Приведите 5 примеров каких-либо факторов? Приведите 3 примера смешанных дробей?

2) Сектор «взаимосвязь» - подсказка: объяснить по-другому просто или сложно.

Вопросы: как объяснить теорему Пифагора для первоклассника и первокурсника колледжа? В чем разница?

Недостаток использования этого метода — относительная сложность программы (схемы), и соответственно последующего преобразования подсказок этой схемы в конкретные вопросы. Поэтому она лучше подходит для более взрослой аудитории.

2. Сократический семинар

Это педагогический подход, основанный на методе Сократа используется для лучшего усвоения информации. Данная методика подразумевает исследование информации с помощью дискуссии и основывается на том, что у ученика есть уже какие-либо знания по теме дискуссии, а новые знания приобретаются путем участия в обсуждении.

Эти семинары они обычно имеют следующий состав: материал с которым должны ознакомиться ученики заранее и два концентрических круга студентов- внутренний и внешний круги. 

Внутренний круг сосредоточен на анализе материала с помощью метода Сократа, то есть последовательных вопросов и ответов. В это время участники внешнего круга наблюдают за дискуссией внутреннего круга, не вступая в неё. 

Когда обсуждение во внутреннем круге заканчивается, участники внешнего круга высказывают мнение о нем. Продолжительность этого процесса зависит от темы дискуссии. Преподаватель может менять группы местами на своё усмотрение, или же группы чередуются после каждой дискуссии. Разница между таким способом обучения и обычным методом обучения заключается в роли преподавателя. 

Роль преподавателя в «сократическом» круге заключается лишь в том, что он только направляет дискуссию в нужное русло с помощью наводящих вопросов, при этом он не является полноценным участником дискуссии (В книге Геймшторминг: Игры в которые играет бизнес этот метод называется Аквариум). Кстати, еще этот метод похож на панельную дискуссию, которая часто практикуется на конференциях.


3. Пайдейя Семинар

Он похож на "Сократический" семинар, но на самом деле, он использует метод сократовой дискуссии со стороны студентов, в сочетании с небольшой, но четкой ролью для учителя, для облегчения вербального и критического рассмотрения идей. Целью занятий Пайдейя семинара является поддержка у студентов умения мыслить концептуально и общаться совместно друг с другом.

Одно из ключевых различий между Пайдейя семинаром и Сократовым семинаром заключается в том, что в пределах Пайдейя, у учителя есть возможность участвовать в обсуждении, при условии, что эта роль не должна превышать 10% от общего времени обсуждения. 

Подробнее можно посмотреть тут: http://www.learnnc.org/lp/editions/paideia/contents

4. Кубик вопросов. Все просто – не так ли?





5. Таксономия Блума

Аналогично TeachThought таксономии, таксономия Блума может выступать в качестве основы для формулировки вопросов. Вот, например, есть следующая таблица вопросов, исходя из сущности отдельных компонентов таксономии Блума.




6. Методика QFT

 По словам авторов этот процесс, который помогает всем студентам научиться производить собственные вопросы, улучшить свои вопросы, и выработать стратегию по использованию собственных вопросов.

Шаг 1: Преподаватель задает определенную тему (в оригинале задает фокус). Это может быть заявление, тезис и т.д. Фокус отличается от многих традиционных подсказок тем что это не вопрос учителя. Он служит, напротив, как бы отправной точкой, чтобы студенты могли сами по себе, выявить и исследовать широкий спектр тем и идей. Например, после изучения причин революции на Гаити 1804 года один учитель представил такой QFocus: «После того, как мы были рабами. Теперь мы стали свободными». Студенты начали задавать вопросы о том, что изменилось, а что осталось прежним после революции.

Шаг 2: студенты представляют вопросы. Студенты используют набор правил, которые обеспечивают четкий протокол для получения вопросов без помощи со стороны учителя. Вот 4 правила: задать столько вопросов, как вы можете, не переставать обсуждать, записать все вопросы точно так, как они были заданы, преобразовывать какие-либо утверждения в вопросы.

Шаг 3: Студенты улучшают вопросы. Студенты используют определения, чтобы классифицировать список вопросов, которые они только что произвели. Затем, учитель ведет их через процедуру обсуждения их преимуществ и недостатков. В заключение этого шага, учитель просит учащихся изменить, по крайней мере, один открытый вопрос в закрытую форму и наоборот, что заставляет студентов думать о том, как формулировка вопроса может повлиять на глубину, качество и значение информации, которую они будут получать.

Шаг 4: Студенты расставляют приоритетность своих вопросов. Например, им можно предложить выбрать три вопроса, которые они хотят исследовать дальше. Или можно дать задание выбрать три проверяемых вопроса для последующей деятельности.

Шаг 5: На этом этапе, студенты и преподаватели работают вместе, чтобы решить, как использовать вопросы. Учитель, например, представляет все приоритетные вопросы на обсуждение и все вместе решают, какие из них можно обсуждать на следующих занятиях. Или по каким, например, сделать сократический семинар.

Шаг 6: Преподаватель предоставляет студентам возможность провести обзор того, что они узнали, производя, совершенствуя расставляя вопросы по приоритетам.




1 комментарий: