Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

четверг, 4 февраля 2016 г.

6 ученых о которых должны знать учителя (часть 2)


Беррес Фридерик Скиннер  (1904-1990), американский психолог.

Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. 

Скиннер выделяет четыре режима подкрепления:
  1. Режим подкрепления с постоянным соотношением, когда уровень положительного подкрепления зависит от количества правильно выполненных действий. (Например, работнику платят пропорционально количеству произведенной продукции, т. е. чем чаще возникает правильная реакция организма, тем больше подкреплений он получает).
  2. Режим подкрепления с постоянным интервалом, когда организм получает подкрепление после того, как пройдет строго фиксированное время с момента предыдущего подкрепления. (Например, работнику платят зарплату через каждый месяц или у студента сессия через каждые четыре месяца, при этом скорость реагирования ухудшается сразу после получения подкрепления — ведь следующая зарплата или сессия будет еще не скоро).
  3. Режим подкрепления с вариативным соотношением. (Например, выигрыш-подкрепление в азартной игре бывает непредсказуем, непостоянен, человек не знает, когда и каким будет следующее подкрепление, но всякий раз надеется на выигрыш — такой режим значимо воздействует на поведение человека).
  4. Режим подкрепления с вариативным интервалом. (Через неопределенные интервалы времени человек получает подкрепления или знания студента контролируют с помощью «неожиданных контрольных» через случайные промежутки времени, что побуждает соблюдать более высокий уровень прилежания и реагирования в отличие от подкрепления с «постоянным интервалом»)
Скиннер боролся против того, чтобы использовать наказание для контроля над поведением, потому что это вызывает отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты (страх, тревогу, антисоциальные действия, ложь, потерю самоуважения и уверенности). Кроме того, оно всего лишь на время подавляет нежелательное поведение, которое вновь проявится, если уменьшится вероятность наказания.
Вместо аверсивного контроля Скиннер рекомендует позитивное подкрепление как наиболее эффективный метод для устранения нежелательных и поощрения желательных реакций. «Метод успешного приближения или формирования поведения» заключается в положительном подкреплении тех действий, которые наиболее близки к ожидаемому оперантному поведению. К этому приближаются шаг за шагом: одна реакция закрепляется, а затем заменяется другой, более близкой к предпочтительной (так формируют речь, трудовые навыки и т.п.). 

Немного истории:

В 1953 году Скиннер навестил свою дочь в школе "Шэди Хилл" и ужаснулся тем, как преподается в классе математика. Некоторые дети уже закончили решать задачи, и им нечем было заняться; другие безуспешно сражались с заданием; результаты теста можно было узнать только на следующий день. 

Скиннеру представилось, что должен был существовать более рациональный способ обучения. И он сконструировал первую примитивную обучающую машину - устройство, в котором на сложенной гармошкой бумажной ленте, а позднее на картонных карточках, были напечатаны математические задачи. Вопросы были подобраны с постепенно возрастающей трудностью, так, чтобы обеспечить отвечающему возможность получения правильных ответов. Подвижной рычаг с помощью прозрачного окошка показывал, верно ли решена задача. Если ответ учащегося был правильным, передвигался другой рычаг, выставляя следующий вопрос. Если ответ на вопрос оказывался неверным, рычаг не мог двигаться, и студенту предоставлялась возможность попытаться решить задачу правильно. 

Машина не могла прочитать правильный или неправильный ответ; все, что она могла - это с помощью механического устройства показать, верно ли выполнено задание. Сутью скиннеровского изобретения была разработка учебных схем, в которых было обеспечено продвижение ученика от выполнения простейшего задания по арифметике или правописанию ко все более трудным, но так постепенно, что ученик редко ошибался. Подкрепление в виде демонстрации в окошке правильного ответа на вопрос побуждало ученика переходить к следующему вопросу, потом к следующему, позволяя в конце концов вполне овладеть предметом. Таким образом, ученик осваивал тему не методом проб и ошибок, а движимый стимулом в виде подкреплений - его собственных правильных ответов на вопросы, появляющихся в окошке.

Программированное обучение: Programmed Instruction Educational Model http://goo.gl/WxUjky

Скиннер утверждает, что обучение может быть успешным, если содержание разделено на небольшие, последовательные шаги, и если учащиеся получают немедленную обратную связь, подкрепление и вознаграждение. Программированное обучение осуществляется с помощью компьютеров (машин).

2 модели программированного обучения:

  • Линейная. Согласно этой модели, содержание делится на последовательные малые шаги, учащиеся отвечают на вопросы (решают задачи) их собственном темпе и им сразу же, представляется результат.
  • Модель ветвления.Студенты должны объяснить ситуацию или решить проблему с помощью набора альтернативных ответов. Если они отвечают правильно, они идут дальше к следующему набору. Если их ответ не верный, они возвращаются (направляются) к материалу, который поможет им в решении в зависимости от их ошибки. Этот процесс повторяется для каждого шага на протяжении всей программы.

Принципы программированного обучения:

  1. Учащиеся должны быть активными. Учителя задают вопросы, чтобы подтвердить понимание учащихся. Степень понимания находит свое отражение в ответах.
  2. Немедленная обратная связь. Инструкторы обеспечивают немедленную обратную связь для учащихся. Как только они знают, что ответ был правильным или неправильным, они приступают приступить к следующему вопросу, или они перепроверяют то, что не ученик понял.
  3. Постепенные шаги. Учащиеся должны обрабатывать небольшие порции информации.Учащиеся должны чувствовать, что они делают успехи, то, что будет стимулировать их дальнейшую работу.
  4. Собственный темп. Каждый учащийся работает в собственном темпе. Учителя должны уважать это разнообразие и позволить им принять решение о желательной скорости обучения.


Джером Сеймур Брунер (1 октября 1915,) американский психолог и педагог, специалист в области исследования когнитивных процессов.

Интеллект, по Брунеру, зависит прежде всего от содержания обучения. Предлагая учебные задачи детям разных стран и континентов, он показал, что интеллект обучаемых детей Мексики, Канады, европейских стран и африканского племени уолофов не имеет существенных различий. В то же время дети, не посещавшие школу, резко отличаются от своих грамотных соплеменников. Отсюда Д. Брунер делает вывод, что интеллект может формироваться двумя путями: на основе развития абстрактного мышления, что важно для общества с индустриальным производством, и на основе совершенствования сенсорных систем, умения чувствовать природу, что важно для занятий охотой и скотоводством.

Важнейшие способы усвоения информации дает язык. В нем представлены свойства предметов и категории явлений, благодаря чему происходит классификация, упорядочение знаний. Однако для дальнейших качественных изменений в мышлении надо научиться использовать и другие способы получения информации (например, символы математики и вычислительной техники).

Программой дальнейших научных исследований можно считать идеи Д. Брунера о том, что для объяснения развития надо учитывать особенности культуры, природу языка, внутреннюю логику детского мышления и характер эволюционной истории человечества.

Д. Брунер возглавлял Всеамериканскую комиссию по пересмотру содержания и методов обучения в школе, добиваясь, чтобы учили не фактам, а структуре науки, заложенной в системе базовых понятий. Именно в обучении он видел причину развития интеллекта. В этом его концепция противостоит Ж. Пиаже и сближает с последователями Л. С. Выготского.

С Д. Брунером связывается теория "обучения путем открытий"

"Обучение путем открытий" можно определить как процесс, когда материал излагается в незаконченной форме, а от учащихся требуется, чтобы они сами организовывали его, сами выявляли взаимосвязи, существующие между элементами информации.

Выявление связей между понятиями Брунер называет системой кодирования. В теории Брунера – открытие – это самостоятельное формирование систем кодирования (при обучении это происходит при посредничестве педагога).

Брунер выделяет четыре группы условий, облегчающих "обучение путем открытий":
  1. Настрой – это предрасположенность к тому, чтобы прореагировать определенным образом. Брунер имеет в виду следующее. Человек, настроенный на открытие обычно сам пытается найти взаимосвязи между разрозненными единицами информации. Поэтому учащихся необходимо постоянно побуждать к этому.
  2. Состояние потребности – это уровень возбуждения, взволнованности или готовности учащегося. Брунер (в соответствии с законом Йеркса-Додсона) полагает, что наиболее оптимальным является умеренный уровень возбуждения.
  3. Овладение конкретикой. Это означает в какой степени учащийся уже овладел конкретной, относящейся к предмету информацией. Открытия – это не дело случая, они происходят, когда человек хорошо подготовлен, утверждает Брунер. Чем шире спектр информации, которой владеет учащийся, тем вероятнее, что он сможет выявить отношения, внутри этой информации.
  4. Многообразие обучения. Брунер уверен, что учащийся, который получает информацию в разных условиях, скорее выстроит систему кодирования и организует эту информацию. Он рекомендует одни и те же предметы и темы преподавать учащимся более одного раза – скажем на разных ступенях обучения, но при этом – с разным количеством подробностей и с различной степенью сложности, в зависимости от меняющихся интересов, базовых знаний и способностей учащихся.

Принципы:

Принцип 1:. Решение проблем. Учителя должны направлять и мотивировать учащихся по поиску решений путем объединения существующей и вновь полученной информации Таким образом, учащиеся являются движущей силой обучения, занимают более активную позицию и создают более широкое применение для навыков посредством деятельности, которые поощряют риски, решение проблем и исследования (поиск).


Принцип 2: Управление учащимися. Учителя должны позволить ученикам работать в одиночку или с другими, и учиться в своем собственном темпе. Эта гибкость делает обучение прямо противоположным обычной последовательности уроков и мероприятий, снимает с учащихся  стресс, и заставляет их чувствовать ответственность за собственное обучение.

Принцип 3: Интеграция и подключение. Учитель должен показывать ученикам, как объединить предварительное знание с новым, и поощрять их в самостоятельных исследованиях. Знакомые сценарии становятся основой новой информации, поощряя учащихся расширить то, что они знают, и изобрести что-то новое.

Принцип 4: Анализ информации и интерпретация. Обучения с помощью открытий процессно-ориентированное, а не контент-ориентированное, и основывается на предположении, что обучение это не просто набор фактов. Учащиеся учатся анализировать и интерпретировать полученную информацию, а не запоминать правильный ответ.

Принцип 5: Отказ и обратная связь. Обучение происходит не только тогда когда мы находим правильные ответы. Это также происходит в случае недосказанности. Этот тип обучения не сосредотачивается на поиске правильного конечного результата - мы обнаруживаем при этом подходя новые вещи и новую информацию. Ответственность учителя в том, чтобы обеспечить обратную связь, так как без него обучение является неполным.

Доп. статья What is Discovery Learning? http://elearningindustry.com/discovery-learning-model

Комментариев нет:

Отправить комментарий