Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и сообщества #UkrEl11

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

понедельник, 15 февраля 2016 г.

6 ученых о которых должны знать учителя (часть 3)





Бенджамин Блум (1913-1999)

Бенджамин Блум (Benjamin Bloom), психолог Университета в Чикаго, предложил свою таксономию в 1956 году как метод оценки успешности обучения.

«Таксономия» обозначает классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности, то есть по иерархии.

Уровень
Навыки
Задания
Знание
Повторение или распознавание информации
Назовите …
В каком году …
Где происходит …
Напишите формулу …
Перечислите …
Понимание
Понимание смысла информационных материалов
Закончите фразу …
Что вы узнали …
Почему …
Преобразуйте выражение …
Объясните взаимосвязь …
Расскажите своими словами
Использование
Применение в сходной ситуации
Объясните цель применения
Решите домашнюю задачу несколькими способами …
Какая теория позволит объяснить данное явление
Проверьте предложенную гипотезу …
Выводы …
Анализ
Определить части и структуру
Какова структура …
Классифицируйте …
Что является следствием …
Сравните …
Проанализируйте причины …
Синтез
Соединить части по-новому
Найдите собственное решение …
Предложите алгоритм …
Найдите альтернативу …
Каковы возможные изменения …
Систематизируйте …
Исследуйте …
Оценка
Оценить значимость на основе критериев
Оцените логику …
Опишите достоинства …
Выделите критерии …
Соответствуют ли …
Что вы думаете о …
Сделайте выводы …


Уточненная Таксономия Блума.

В 1999 году Лорин Андерсон и ее коллеги опубликовали обновленную версию Таксономии Блума, которая учитывает более широкий набор факторов, которые оказывают влияние на преподавание и обучение. В уточненной таксономии сделана попытка исправить некоторые ошибки первоначальной таксономии. Новая Таксономия проводит различие между «знанием о том, что», т.е. содержанием мышления, и «знанием того, как», то есть, процедурах, используемых в решении проблем.

"...Измерение Знания – это «знание того, что». У него есть четыре категории: фактическое, концептуальное, процедурное и метакогнитивное".


Фактическое знание включает в себя изолированные фрагменты информации, такие, как словарные определения и знание специфических деталей. Концептуальное знание состоит из систем информации, таких, как классификации и категории.

Процедурное знание включает алгоритмы, эвристики, эмпирические методы, техники и методы, а также знание о том, когда следует использовать эти процедуры. Метакогнитивное знание относится к знанию о процессах мышления и информации о том, как эффективно управлять этими процессами.

"...Измерение Когнитивных Процессов уточненной Таксономии Блума, так же, как и оригинальная версия, насчитывает шесть навыков. Они включают в себя – от простейших к наиболее сложным: (a) помнить, (b) понимать, (c) применять, (d) анализировать, (e) оценивать, и (f) создават".

В соответствии с этой таксономией каждый уровень знания может соотноситься с каждым уровнем когнитивного процесса, так что учащийся может помнить фактическое или процедурное знание, понимать концептуальное или метакогнитивное знание или анализировать метакогнитивное или фактическое знание.


Измерение Когнитивных Процессов

Когнитивный процесс
Примеры

Помнить – Извлекать необходимую информацию из памяти

Узнавание
Узнавать лягушек на рисунках с различными видами амфибий.
Найти предметы, имеющие форму равнобедренного треугольника, вокруг вас.
Припоминание
Назвать трех английских писательниц девятнадцатого века.
Написать по памяти таблицу умножения.


Понимать – Создавать значения на базе учебных материалов или опыта

Интерпретация
Нарисовать схему процесса пищеварения.
Пересказать Второе иннаугурационное обращение Линкольна.
Приведение примеров
Нарисовать параллелограмм.  
Назвать млекопитающее, которое живет в вашей местности.
Классификация
Назвать четные и нечетные числа.
Перечислить типы правления в современных африканских странах. 
Обобщение.
Придумать заголовок для короткого абзаца.
Перечислить основные аргументы в защиту смертной казни, приводимые на данном Веб сайте.
Умозаключение
Догадайтесь о значении незнакомого термина из контекста.
Решите, какое число должно стоять следующим в числовой последовательности.
Сравнение
Объясните, почему сердце работает как насос.
Проиллюстрируйте сходство и различие между двумя книгами Чарльза Диккенса с помощью диаграммы Венна.
Объяснение
Нарисуйте схему, поясняющую, как давление воздуха влияет на погоду.
Объясните с помощью конкретных фактов, почему произошла Французская революция.

Применять – использовать процедуру

Исполнение
Добавьте в столбик двухразрядные числа
Прочитайте вслух абзац на иностранном языке
Выполните штрафной бросок.
Применение
Отредактируйте фрагмент текста.
Составьте бюджет.

Анализировать – вычленять из понятия несколько частей и описывать то, как части соотносятся с целым

Дифференциация
Вычленить существенную и несущественную информацию в математической задаче.
Нарисовать схему с указанием основных и вспомогательных персонажей романа. 
Организация
Рассортировать книги в классной библиотеке по категориям.
Нарисовать схему часто используемых метафор и объяснить их действие.
Соотнесение
Опишите мотивацию поступков персонажей в романе или коротком рассказе.
Прочитайте предвыборную программу кандидата на политический пост и сделайте предположения относительно его позиции по проблемным вопросам.

Оценивать – делать суждения, основанные на критериях и стандартах

Проверка
Участие в работе в группе, оценивание организации идей и логики аргументации своих коллег.
Прослушайте политическое выступление и отметьте все противоречия в ней.
Проанализируйте план работы по проекту на предмет наличия в нем всех необходимых шагов.
Критика
После разработки критериев оценки проекта, проанализируйте, насколько хорошо проект соответствует критериям.
Выберите наилучший способ для решения комплексной математической проблемы.
Оцените убедительность аргументов за и против астрологии.

Создать – соединить части, чтобы появилось что-то новое и определить компоненты новой структуры

Генерация
Разработайте несколько научных гипотез, объясняющих то, почему растениям нужен свет.
Предложите набор альтернатив ископаемому топливу, которые позволят решить ряд экономических и экологических проблем.
Планирование
Создайте раскадровку для мультимедийной презентации о насекомых.
Разработайте план исследовательской работы по взглядам Марка Твена на религию.
Производство
Создайте среду обитания домашней водной птицы.
Создайте пьесу на основе главы из романа, которую вы читаете.


Измерение Знания


Фактическое знание – базовая информация

Знание терминологии
Словарные понятия, математические символы, музыкальная нотация, алфавит
Знание специфических деталей и элементов
Элементы пищевой цепочки, имена конгрессменов,   основные сражения Второй мировой войны.

Концептуальное знание – Отношения между частями большой структуры, позволяющие им действовать как единое целое

Знание классификаций и категорий
Виды животных, различные виды аргументов, геологические эры.
Знание принципов и способов обобщений.
Типы конфликтов в литературе, Ньютоновские законы механики, принципы демократии
Знание теорий, моделей и структур
Теория эволюции, экономические теории, модели ДНК

Процедурное знание – Как делать что-либо

Владение специфическими навыками и алгоритмами
Формулы для решения квадратных уравнений, правила смешения красок, умение выполнять волейбольную подачу.
Владение специфическими техниками и методами
Литературная критика, анализ исторических документов, методы решения математических задач
Знание того, когда следует применять соответствующие процедуры
Методы, подходящие для различных опытов, процедуры статистического анализа, используемые в различных ситуациях, стандарты различных литературных стилей.

Метакогнитивное знание – Знание мышления в целом и вашего собственного мышления в частности

Стратегическое знание
Способы запоминания фактов, стратегии понимания прочитанного, методы создания Веб страниц.
Знание о когнитивных задачах, включая соответствующее контекстное и условное знание.
Различные требования при чтении учебников и художественной литературы, планирование заранее при использовании компьютерных баз данных, различия в стилях написания делового и электронного письма.
Самопознание
Необходимость использования диаграмм и схем для понимания комплексных процессов, лучшее усвоение информации в тишине, необходимость обсуждать с кем-либо свои идеи, прежде чем выразить их в письменной форме.


На мой взгляд наиболее оптимальное изложение таксономии Блума




Одна из последних моих работ по цифровой таксономии Блума




Ховард Гарднер (Hovard Gardner) 1943...

Разработал свою теорию множественного интеллекта в качестве радикальной альтернативы тому, что он называет «классическим» взглядом на интеллект как на способность к логическим размышлениям.

Гарднер определяет интеллект как «способность к решению задач или созданию продуктов, обусловленную конкретными культурными особенностями или социальной средой». Именно множественный характер интеллекта позволяет людям принимать такие различные роли, как роль врача, фермера, шамана и танцора.

Гарднер отмечает, что интеллект представляет собой не «вещь», не некое устройство, находящееся в голове, а «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста». Он считает, что существует как минимум 6 различных видов интеллекта, не зависящих один от другого и действующих в мозге как самостоятельные системы (или модули), каждый по своим правилам. К ним относятся:

  • лингвистический;
  • логико-математический;
  • пространственный;
  • музыкальный;
  • телесно-кинестетический;
  • личностный.
Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру.

1. Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).

2. Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.

3. Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.

4. Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.

5. Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.

6. Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.

7. Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

Гарднер отмечает, что способности взрослых людей различных культур представляют собой различные комбинации тех или иных видов интеллекта.

Хотя все нормальные индивидуумы в той или иной степени способны проявлять все разновидности интеллекта, каждый индивидуум характеризуется уникальным сочетанием более и менее развитых интеллектуальных способностей, чем и объясняются индивидуальные различия между людьми.

2 комментария:

  1. Очень полезный материал, Константин, спасибо за подборку. Несколько слов о Гарднере и ТМИ.
    В конце 90-х Гарднер выделил восьмой тип интеллекта - натуралистический. Сейчас речь идет и о девятом - экзистенциальном, и скорее это не предел. Гарднер считает, что все люди обладают всеми типами интеллекта в разной степени выраженности. Соответственно и познают мир и учатся все по-разному, опираясь на свои доминирующие типы интеллекта. А значит, и учить нужно по-разному.
    Цитата из его интервью:
    "Мы находимся в плену мифа, что единственный способ что-то изучить – это прочитать учебник или прослушать лекцию. А единственный способ показать, что мы что-то усвоили и поняли – выполнить тест или написать эссе в ответ на заданный учителем вопрос. Но это не так. Всему можно научить разными способами. И приобретенные знания можно продемонстрировать по-разному. Неправильно думать, что раз у человека есть восемь типов интеллекта, то и учить надо восемью способами. Это чушь. Но мы постоянно должны себя спрашивать: «До каждого ли ученика мы доходим? и если нет, то какие еще есть способы «достучаться до него"

    Теория множественного интеллекта Гарднера нашла широкий отклик в мире образования во многих странах.
    На вопрос о том, как следует применять ТМИ в образовании (речь шла о школьном образовании) Говард Гарднер отвечал, что самое главное искренний интерес учителя к детям; важно, чтобы он понимал и всерьез принимал индивидуальные различия своих учеников и помогал им эффективно использовать особенности своего ума для учения и развития.

    Вот пара советов самого Гарднера педагогам:
    - Индивидуализируйте свое обучение насколько это возможно. Вместо того, чтобы "стричь всех под одну гребенку" как можно лучше узнайте своих учеников и стройте обучение так, чтобы каждый мог найти свой способ учения, наиболее эффективный и комфортный для него. Нет сомнения, что это легче осуществить в небольших классах. Но современные технологии и приложения для образования расширяют возможности индивидуализации для каждого.
    - Разнообразьте свои методы и техники. Преподавайте важный материал разными способами, а не только одним (например, через объяснение, изобразительное искусство и графические образы, ролевые игры и т.д.). Таким образом вы охватите учащихся, кто учится не так, как все. Кроме того, подавая материал по-разному, вы продемонстрируете, что означает глубоко понять изучаемое. Если вы обучаете детей одним способом, скорее всего ваше собственное понимание не достаточно всесторонне.

    ...... можно и дальше продолжать, но и так, увы, слишком длинный комментарий. Суть сводится к тому, что о ТМИ педагогу нужно знать, это еще один из ракурсов взглянуть на процесс обучения, на учащихся и педагога и их роль в нем. Понятно также и то, что "под одну гребенку" легче и проще, но в наше время уже вряд ли возможно.

    ОтветитьУдалить