Бенджамин Блум (1913-1999)
«Таксономия» обозначает классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности, то есть по иерархии.
Уровень
|
Навыки
|
Задания
|
Знание
|
Повторение или распознавание информации
|
Назовите …
В каком году … Где происходит … Напишите формулу … Перечислите … |
Понимание
|
Понимание смысла информационных материалов
|
Закончите фразу …
Что вы узнали … Почему … Преобразуйте выражение … Объясните взаимосвязь … Расскажите своими словами |
Использование
|
Применение в сходной ситуации
|
Объясните цель применения
Решите домашнюю задачу несколькими способами … Какая теория позволит объяснить данное явление Проверьте предложенную гипотезу … Выводы … |
Анализ
|
Определить части и структуру
|
Какова структура …
Классифицируйте … Что является следствием … Сравните … Проанализируйте причины … |
Синтез
|
Соединить части по-новому
|
Найдите собственное решение …
Предложите алгоритм … Найдите альтернативу … Каковы возможные изменения … Систематизируйте … Исследуйте … |
Оценка
|
Оценить значимость на основе критериев
|
Оцените логику …
Опишите достоинства … Выделите критерии … Соответствуют ли … Что вы думаете о … Сделайте выводы … |
В 1999 году Лорин Андерсон и ее коллеги опубликовали обновленную версию Таксономии Блума, которая учитывает более широкий набор факторов, которые оказывают влияние на преподавание и обучение. В уточненной таксономии сделана попытка исправить некоторые ошибки первоначальной таксономии. Новая Таксономия проводит различие между «знанием о том, что», т.е. содержанием мышления, и «знанием того, как», то есть, процедурах, используемых в решении проблем.
"...Измерение Знания – это «знание того, что». У него есть четыре категории: фактическое, концептуальное, процедурное и метакогнитивное".
Фактическое знание включает в себя изолированные фрагменты информации, такие, как словарные определения и знание специфических деталей. Концептуальное знание состоит из систем информации, таких, как классификации и категории.
Процедурное знание включает алгоритмы, эвристики, эмпирические методы, техники и методы, а также знание о том, когда следует использовать эти процедуры. Метакогнитивное знание относится к знанию о процессах мышления и информации о том, как эффективно управлять этими процессами.
"...Измерение Когнитивных Процессов уточненной Таксономии Блума, так же, как и оригинальная версия, насчитывает шесть навыков. Они включают в себя – от простейших к наиболее сложным: (a) помнить, (b) понимать, (c) применять, (d) анализировать, (e) оценивать, и (f) создават".
В соответствии с этой таксономией каждый уровень знания может соотноситься с каждым уровнем когнитивного процесса, так что учащийся может помнить фактическое или процедурное знание, понимать концептуальное или метакогнитивное знание или анализировать метакогнитивное или фактическое знание.
Измерение Когнитивных Процессов
Когнитивный процесс
|
Примеры
|
Помнить – Извлекать необходимую информацию из памяти | |
Узнавание
|
Узнавать лягушек на рисунках с различными видами амфибий.
Найти предметы, имеющие форму равнобедренного треугольника, вокруг вас.
|
Припоминание
|
Назвать трех английских писательниц девятнадцатого века.
Написать по памяти таблицу умножения.
|
Понимать – Создавать значения на базе учебных материалов или опыта | |
Интерпретация
|
Нарисовать схему процесса пищеварения.
Пересказать Второе иннаугурационное обращение Линкольна.
|
Приведение примеров
|
Нарисовать параллелограмм.
Назвать млекопитающее, которое живет в вашей местности.
|
Классификация
|
Назвать четные и нечетные числа.
Перечислить типы правления в современных африканских странах.
|
Обобщение.
|
Придумать заголовок для короткого абзаца.
Перечислить основные аргументы в защиту смертной казни, приводимые на данном Веб сайте.
|
Умозаключение
|
Догадайтесь о значении незнакомого термина из контекста.
Решите, какое число должно стоять следующим в числовой последовательности.
|
Сравнение
|
Объясните, почему сердце работает как насос.
Проиллюстрируйте сходство и различие между двумя книгами Чарльза Диккенса с помощью диаграммы Венна.
|
Объяснение
|
Нарисуйте схему, поясняющую, как давление воздуха влияет на погоду.
Объясните с помощью конкретных фактов, почему произошла Французская революция.
|
Применять – использовать процедуру | |
Исполнение
|
Добавьте в столбик двухразрядные числа
Прочитайте вслух абзац на иностранном языке
Выполните штрафной бросок.
|
Применение
|
Отредактируйте фрагмент текста.
Составьте бюджет.
|
Анализировать – вычленять из понятия несколько частей и описывать то, как части соотносятся с целым | |
Дифференциация
|
Вычленить существенную и несущественную информацию в математической задаче.
Нарисовать схему с указанием основных и вспомогательных персонажей романа.
|
Организация
|
Рассортировать книги в классной библиотеке по категориям.
Нарисовать схему часто используемых метафор и объяснить их действие.
|
Соотнесение
|
Опишите мотивацию поступков персонажей в романе или коротком рассказе.
Прочитайте предвыборную программу кандидата на политический пост и сделайте предположения относительно его позиции по проблемным вопросам.
|
Оценивать – делать суждения, основанные на критериях и стандартах | |
Проверка
|
Участие в работе в группе, оценивание организации идей и логики аргументации своих коллег.
Прослушайте политическое выступление и отметьте все противоречия в ней.
Проанализируйте план работы по проекту на предмет наличия в нем всех необходимых шагов.
|
Критика
|
После разработки критериев оценки проекта, проанализируйте, насколько хорошо проект соответствует критериям.
Выберите наилучший способ для решения комплексной математической проблемы.
Оцените убедительность аргументов за и против астрологии.
|
Создать – соединить части, чтобы появилось что-то новое и определить компоненты новой структуры | |
Генерация
|
Разработайте несколько научных гипотез, объясняющих то, почему растениям нужен свет.
Предложите набор альтернатив ископаемому топливу, которые позволят решить ряд экономических и экологических проблем.
|
Планирование
|
Создайте раскадровку для мультимедийной презентации о насекомых.
Разработайте план исследовательской работы по взглядам Марка Твена на религию.
|
Производство
|
Создайте среду обитания домашней водной птицы.
Создайте пьесу на основе главы из романа, которую вы читаете.
|
Измерение Знания
Фактическое знание – базовая информация | |
Знание терминологии
|
Словарные понятия, математические символы, музыкальная нотация, алфавит
|
Знание специфических деталей и элементов
|
Элементы пищевой цепочки, имена конгрессменов, основные сражения Второй мировой войны.
|
Концептуальное знание – Отношения между частями большой структуры, позволяющие им действовать как единое целое | |
Знание классификаций и категорий
|
Виды животных, различные виды аргументов, геологические эры.
|
Знание принципов и способов обобщений.
|
Типы конфликтов в литературе, Ньютоновские законы механики, принципы демократии
|
Знание теорий, моделей и структур
|
Теория эволюции, экономические теории, модели ДНК
|
Процедурное знание – Как делать что-либо | |
Владение специфическими навыками и алгоритмами
|
Формулы для решения квадратных уравнений, правила смешения красок, умение выполнять волейбольную подачу.
|
Владение специфическими техниками и методами
|
Литературная критика, анализ исторических документов, методы решения математических задач
|
Знание того, когда следует применять соответствующие процедуры
|
Методы, подходящие для различных опытов, процедуры статистического анализа, используемые в различных ситуациях, стандарты различных литературных стилей.
|
Метакогнитивное знание – Знание мышления в целом и вашего собственного мышления в частности | |
Стратегическое знание
|
Способы запоминания фактов, стратегии понимания прочитанного, методы создания Веб страниц.
|
Знание о когнитивных задачах, включая соответствующее контекстное и условное знание.
|
Различные требования при чтении учебников и художественной литературы, планирование заранее при использовании компьютерных баз данных, различия в стилях написания делового и электронного письма.
|
Самопознание
|
Необходимость использования диаграмм и схем для понимания комплексных процессов, лучшее усвоение информации в тишине, необходимость обсуждать с кем-либо свои идеи, прежде чем выразить их в письменной форме.
|
На мой взгляд наиболее оптимальное изложение таксономии Блума
Одна из последних моих работ по цифровой таксономии Блума
Ховард Гарднер (Hovard Gardner) 1943...
Разработал свою теорию множественного интеллекта в качестве радикальной альтернативы тому, что он называет «классическим» взглядом на интеллект как на способность к логическим размышлениям.
Гарднер определяет интеллект как «способность к решению задач или созданию продуктов, обусловленную конкретными культурными особенностями или социальной средой». Именно множественный характер интеллекта позволяет людям принимать такие различные роли, как роль врача, фермера, шамана и танцора.
Гарднер отмечает, что интеллект представляет собой не «вещь», не некое устройство, находящееся в голове, а «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста». Он считает, что существует как минимум 6 различных видов интеллекта, не зависящих один от другого и действующих в мозге как самостоятельные системы (или модули), каждый по своим правилам. К ним относятся:
1. Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
Гарднер отмечает, что интеллект представляет собой не «вещь», не некое устройство, находящееся в голове, а «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста». Он считает, что существует как минимум 6 различных видов интеллекта, не зависящих один от другого и действующих в мозге как самостоятельные системы (или модули), каждый по своим правилам. К ним относятся:
- лингвистический;
- логико-математический;
- пространственный;
- музыкальный;
- телесно-кинестетический;
- личностный.
1. Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
2. Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
3. Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
4. Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
5. Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
6. Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
7. Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.
Гарднер отмечает, что способности взрослых людей различных культур представляют собой различные комбинации тех или иных видов интеллекта.
Хотя все нормальные индивидуумы в той или иной степени способны проявлять все разновидности интеллекта, каждый индивидуум характеризуется уникальным сочетанием более и менее развитых интеллектуальных способностей, чем и объясняются индивидуальные различия между людьми.
Очень полезный материал, Константин, спасибо за подборку. Несколько слов о Гарднере и ТМИ.
ОтветитьУдалитьВ конце 90-х Гарднер выделил восьмой тип интеллекта - натуралистический. Сейчас речь идет и о девятом - экзистенциальном, и скорее это не предел. Гарднер считает, что все люди обладают всеми типами интеллекта в разной степени выраженности. Соответственно и познают мир и учатся все по-разному, опираясь на свои доминирующие типы интеллекта. А значит, и учить нужно по-разному.
Цитата из его интервью:
"Мы находимся в плену мифа, что единственный способ что-то изучить – это прочитать учебник или прослушать лекцию. А единственный способ показать, что мы что-то усвоили и поняли – выполнить тест или написать эссе в ответ на заданный учителем вопрос. Но это не так. Всему можно научить разными способами. И приобретенные знания можно продемонстрировать по-разному. Неправильно думать, что раз у человека есть восемь типов интеллекта, то и учить надо восемью способами. Это чушь. Но мы постоянно должны себя спрашивать: «До каждого ли ученика мы доходим? и если нет, то какие еще есть способы «достучаться до него"
Теория множественного интеллекта Гарднера нашла широкий отклик в мире образования во многих странах.
На вопрос о том, как следует применять ТМИ в образовании (речь шла о школьном образовании) Говард Гарднер отвечал, что самое главное искренний интерес учителя к детям; важно, чтобы он понимал и всерьез принимал индивидуальные различия своих учеников и помогал им эффективно использовать особенности своего ума для учения и развития.
Вот пара советов самого Гарднера педагогам:
- Индивидуализируйте свое обучение насколько это возможно. Вместо того, чтобы "стричь всех под одну гребенку" как можно лучше узнайте своих учеников и стройте обучение так, чтобы каждый мог найти свой способ учения, наиболее эффективный и комфортный для него. Нет сомнения, что это легче осуществить в небольших классах. Но современные технологии и приложения для образования расширяют возможности индивидуализации для каждого.
- Разнообразьте свои методы и техники. Преподавайте важный материал разными способами, а не только одним (например, через объяснение, изобразительное искусство и графические образы, ролевые игры и т.д.). Таким образом вы охватите учащихся, кто учится не так, как все. Кроме того, подавая материал по-разному, вы продемонстрируете, что означает глубоко понять изучаемое. Если вы обучаете детей одним способом, скорее всего ваше собственное понимание не достаточно всесторонне.
...... можно и дальше продолжать, но и так, увы, слишком длинный комментарий. Суть сводится к тому, что о ТМИ педагогу нужно знать, это еще один из ракурсов взглянуть на процесс обучения, на учащихся и педагога и их роль в нем. Понятно также и то, что "под одну гребенку" легче и проще, но в наше время уже вряд ли возможно.
Спасибо за комментарий, очень полезный!
Удалить