Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

суббота, 2 марта 2013 г.

Самонаправляемое учение (Часть №2: Вдогонку)

Случайным путем и в продолжении прошлонедельного поста нашел дополнительные материалы по самонаправляемому учению (самообучению, self directed learning) 

1. Self-Directed Learning: A Four Step Process: http://cte.uwaterloo.ca/teaching_resources/tips/self-directed_learning_four_step_process.html 

2. What is Self-Directed Learning (SDL)? http://goo.gl/FdrdF

3. The basics of self directed learning: http://goo.gl/wm8I
Y

Некоторые определения:

Самонаправляемое учение (SDL) включает в себя инициирование сложной личной деятельности и развитие личных знаний и умений  для успешного решения проблем.
В самом широком смысле, "самостоятельное обучение"описывает процесс, посредством которого люди берут на себя инициативу, сами без помощи других, для диагностики своих потребностей в обучении, разработки целей обучения, выявления человеческих и материальных ресурсов для обучения, выбора и реализации соответствующих стратегий обучения и оценки результатов обучения»

Вот такая интересная схема, которая описывает процесс
(обратите внимание на то, что есть применение в новых ситуациях):



Владение собственным учением:

1. Студент сам устанавливает учебные цели и определяет задачи для их достижения 

Управление и мониторинг собственного обучения 

2. Студент знает, какую часть материала он не понимает.
3. Студент задает вопросы, когда он / она не уверен в "понимании" информации.
4. Студент ищет дополнительную информацию, чтобы понять содержание урока (предмета) лучше.
5. Студент составляет список того, что он должен сделать для собственного учения.
6. Студент пытается понять, что не так происходит (если это имеет место) с выполнением заданий .
8. Студент пробует разные пути решения проблем. 

Расширение собственного учения 

9. Студент использует то, чему он учился в аудитории вне ее стен.
10. Студент использует компьютер, чтобы:
  • выходить в интернет и спросить других людей об идеях касаемо изучаемого учебного материала
  • улучшить навыки в которых он заинтересован (разработка контента, иные пути решения задач)

6 комментариев:

  1. Похоже на дескрипторы уровней компетенции. Как думаешь, Кость?

    ОтветитьУдалить
  2. Для меня это скорее дорожная карта:-) хотя наши суждения похожи

    ОтветитьУдалить
  3. 1.Надо понимать, что основные работы по self-directed learning были сделаны в доконнективистскую эру. Поэтому сфера субъект - субъектных отношений в них не отражена. Это субьект - объектные отношения. В коннективизме минимальная единица анализа субъект 1-объект - субъект 2. Другими словами self-directed learning и коммуникативная дидактика не пересекаются. над этим надо думать отдельно. В частности, над вопросами peer asessment.
    2. Любой студент на себя как фартук SDL не наденет. у него должны быть выражены ряд психологических свойств ( внутренний локус контроля по Роттеру, поленезависимость по Виткину, шкала Q3 по Кеттелу ). По моим наблюдениям и собственному тестированию таких студентов мало ( 3 - 5 на группу ).

    ОтветитьУдалить
  4. Вадим, по п.3, пожалуй Вы правы, хотя я цифирь и аналитики в подтверждение такой связи не видел нигде. Есть западные коллеги, которые называют самонаправляемых учащихся "учащимися-предпринимателями", преписывая им как предпринимателям высокий уровень локуса контроля, готовность к риску и открытость новым возможностям. Но при этом никто не обсуждает вопрос: а эти качества хотя бы на "базовом" уровне могут быть развиты. Полагаю, что да... И этот базовый уровень может быть вполне достаточным... Это же всё таки не предпринимательство и бизнес в чистом виде.

    ОтветитьУдалить
  5. Владимир,главное, чтобы студент был субъектом своей жизни( инициативность, автономность, саморегуляция, самоорганизация ). А это целая философия. Субъектность укоренена на неосознаваемом уровне. Вот примеры из моей практики.Приём - направленное воображение.Предлагаю закрыть глаза и представить быструю реку шириной метров 15-20. Необходимо попасть на другой берег. Ответы людей с внешним локусом - пойду искать переправу, мостик. Ведь я плавать не умею. Ответы с внутренним локусом - схвачусь за бревно,обдерусь,но переплыву.
    Субъектность укоренена и на поведенческом уровне ( феномен выученной беспомощности ). Не буду вдаваться в детали.
    Субъектность может быть рассмотрена в рамках транзактного анализа Эрика Берна ( Родитель, Взрослый, Дитя ).
    Для каждого клиента приходится искать свой ключик субъектности. На что он откликнется, сдвинется в сторону самостоятельности.
    Субъектность родом из детства.Формируется при правильном воспитании родителями на анальной стадии развития по Фрейду ( кризис трёхлетнего возраса,когда ребёнок становится предельно упрямым - я сам! ).
    Отдельная песня - работы отечественных психологов и дидактов на эту тему. Работы школы Рубинштейна - Брушлинского.
    Давно занимаюсь ( и продолжаю ) этой проблемой. Думаю для компетентностного подхода - она центральная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про ключик субъективности понравилось! По моей сугубо банальный логике из этого тезиса следует все же, что потенциал самостоятельности и автономности присущь каждому.Опять же сужу чисто обыденно: от нас с кузенномниктл и никогда не ждал такой прыткий самостоятельности в делах личных семей. ну, балованные мы... некоторые и сейчас не видят... но она есть... просто появилась зона ответственности личной, и приходится быть самостоятельным... в этом ключ и в учебной деятельности. нужно только такую зону открыть. учащемуся самому для себя... или наставником

      Удалить