Нашел в Интернете оригинальный сайт, который посвящен "компетенции" (умению) которую авторы назвали "Свободное владение цифровой информацией". Сам проект "Владение цифровой информацией в 21 веке" (21 st Century Information Fluency ) стартовал в 2001 году, когда Академия математики и естественных наук штата Иллинойс получила средства от Департамента образования США по исследованию и разработке мало тогда изученной области онлайн-информационной грамотности.Наибольший интерес в этой области вызвало формирование (улучшение) способности находить, оценивать и использовать цифровую информацию более эффективно, результативно и этически правильно.
В итоге проведенных исследований ученые разработали так называемую Модель компетенции "Свободное владение цифровой информацией" (Digital Information Fluency Model или DIF).
Вот как отвечают авторы на вопросы почему это важно:
"Дома, в школе и на рабочем месте, цифровая информация начинает соперничать с печатной в качестве основного формата.Только 2% новой информации, созданной сегодня имеет печатную форму. В результате этого "Свободное владение цифровой информацией" (способность находить, оценивать и этично использовать эту информацию) - быстро становится важным, подобно традиционной грамотности в эпоху печатной информации. В 21-м веке, информация обогащает нашу жизнь в личной сфере, в образовательном, социальном и экономическом плане. Отсутствие навыков в использовании цифровой информации будет делает Вас "неконкурентноспособным" дома, в школе и на рабочем месте".
Вот как выглядит эта модель:
1. Учащиеся определяют основные направления поиска в исследуемом вопросе:
5. Учащиеся выбирают и применяют различные стратегии поиска, чтобы эффективно найти надежную цифровую информацию, связанную с их целями обучения:
1. Учащиеся оценивают качество и полезность результатов поиска:
2. Учащиеся оценивают качество результатов поиска для определения надежности его содержания:
3. Учащиеся оценивают качество результатов поиска, чтобы определить надежность его источников:
1. Учащиеся этически используют цифровую информацию:
В российской модели компетенций «20 граней» под сбором информации подразумевается не только способность эффективно собирать информацию в устном общении, как это определено в западной модели, но и правильно определять источники информации для более быстрого анализа нужной информации и принятия рационального решения:
Западная модель: Эффективно собирает важную информацию в устном общении. Задает вопросы, направленные на сбор информации, демонстрирует «активное» слушание.
Российская модель: Определяет, какой информации не хватает для принятия решения, и из каких источников ее можно получить. Обращается к этим источникам, формулирует точные вопросы для получения информации.
Примечания:
*Гипоним (греч. ὑπό — под, внизу + όνομα — имя) - понятие, выражающее частную сущность по отношению к другому, более общему понятию.
*Гипероним (Ὑπερ — сверх-) - слово с более широким значением, выражающее общее, родовое понятие, название класса (множества) предметов (свойств, признаков).
Гипероним (в лингвистике) - понятие в отношении к другому понятию, выражающее более общую сущность. В отношении некоторого множества объектов гиперонимом является понятие, отражающее надмножество к исходному.
Пример: Термин «зверь» является гиперонимом по отношению к термину «собака», а термин «собака» в свою очередь- гипероним по отношению к термину «бульдог». И наоборот - термин «бульдог» - гипоним по отношению к термину «собака», а «собака» — гипоним по отношению к термину «зверь».(источник)
В итоге проведенных исследований ученые разработали так называемую Модель компетенции "Свободное владение цифровой информацией" (Digital Information Fluency Model или DIF).
Вот как отвечают авторы на вопросы почему это важно:
"Дома, в школе и на рабочем месте, цифровая информация начинает соперничать с печатной в качестве основного формата.Только 2% новой информации, созданной сегодня имеет печатную форму. В результате этого "Свободное владение цифровой информацией" (способность находить, оценивать и этично использовать эту информацию) - быстро становится важным, подобно традиционной грамотности в эпоху печатной информации. В 21-м веке, информация обогащает нашу жизнь в личной сфере, в образовательном, социальном и экономическом плане. Отсутствие навыков в использовании цифровой информации будет делает Вас "неконкурентноспособным" дома, в школе и на рабочем месте".
Вот как выглядит эта модель:
Какую информацию я ищу? - Где найти информацию? - Что я получу Там?
(первое полукружие)
1. Учащиеся определяют основные направления поиска в исследуемом вопросе:
- переводят естественный вопрос на язык поискового запроса;
- определяют термины, которые могут быть эффективными "в оригинале (как есть)";
- определяют термины, которые грамматически будут более эффективными чем изначальные.
- подбирают более определенные условия (термины) (гипонимы*), чтобы сузить поиск или более общие термины (гиперонимы*), чтобы расширить поиск;
- пересматривают свои поисковые запросы, которые основаны на результатах поиска / обратной связи.
- понимают организацию цифровой информации;
- выбирают видимые коллекции Web (и суб-коллекции) в зависимости от их характеристик;
- выбирают "глубокие" Web** (невидимый Web ) коллекции (и суб-коллекции) в зависимости от их характеристик.
- пользуются разнообразными инструментами поиска в зависимости от их характеристик и направленности.
5. Учащиеся выбирают и применяют различные стратегии поиска, чтобы эффективно найти надежную цифровую информацию, связанную с их целями обучения:
- используют стратегию перехода по гиперссылкам;
- используют поиск по базам данных (каталогам);
- используют поисковые системы.
Оценка эффективности информации - Насколько информация хороша?
1. Учащиеся оценивают качество и полезность результатов поиска:
- определяют, соответствует ли найденная информация запросу на "простом языке";
- решают, повлечет ли найденная цифровая информация, изменения к поисковым запросам (надо ли уточнить запрос).
2. Учащиеся оценивают качество результатов поиска для определения надежности его содержания:
- исследуют внутреннюю надежность содержания (точность);
- исследуют внешние подтверждения найденной информации.
3. Учащиеся оценивают качество результатов поиска, чтобы определить надежность его источников:
- исследуют надежность автора / издателя;
- исследуют внешние подтверждения авторства / издательства (ссылки).
Этическое использование информации.
1. Учащиеся этически используют цифровую информацию:
- ссылаются на источник и / или автора найденной цифровой информации;
- определяют, можно ли сослаться на данную информацию в зависимости от ее задач (наверное имеется ввиду работа с инсайдерской информацией или таковой, которая имеет ограниченный доступ - Б.К. )..
Еще заинтересовало соотношение этой компетенции с компетенцией "сбор информации" из модели 20 граней.
В российской модели компетенций «20 граней» под сбором информации подразумевается не только способность эффективно собирать информацию в устном общении, как это определено в западной модели, но и правильно определять источники информации для более быстрого анализа нужной информации и принятия рационального решения:
Российская модель: Определяет, какой информации не хватает для принятия решения, и из каких источников ее можно получить. Обращается к этим источникам, формулирует точные вопросы для получения информации.
Т.е. мы имеем совпадение по первым двум пунктам. Я правда не знаю все положительные индикаторы данной компетенции, но подозреваю, что оценка собранной информации должна там быть как минимум, а если ее нет -то тут, мне кажется есть возможность для ее расширения.
Относительно оценки информации рекомендую всем презентацию Анатолия Шперха:
Примечания:
*Гипоним (греч. ὑπό — под, внизу + όνομα — имя) - понятие, выражающее частную сущность по отношению к другому, более общему понятию.
*Гипероним (Ὑπερ — сверх-) - слово с более широким значением, выражающее общее, родовое понятие, название класса (множества) предметов (свойств, признаков).
Гипероним (в лингвистике) - понятие в отношении к другому понятию, выражающее более общую сущность. В отношении некоторого множества объектов гиперонимом является понятие, отражающее надмножество к исходному.
Пример: Термин «зверь» является гиперонимом по отношению к термину «собака», а термин «собака» в свою очередь- гипероним по отношению к термину «бульдог». И наоборот - термин «бульдог» - гипоним по отношению к термину «собака», а «собака» — гипоним по отношению к термину «зверь».(источник)
** Deep Web (глубокая паутина).
В глубокой паутине находятся веб-страницы, не связанные с другими гиперссылками — например, страницы, динамически создаваемые по запросам к базам данных. В глубокой паутине также находятся сайты, доступ к которым открыт только для зарегистрированных пользователей.
Поисковые системы используют специальных роботов, которые переходят по гиперссылкам и индексируют содержимое веб-страниц, на которых они оказываются. В то же время, информация из баз данных, доступная пользователям через поисковые веб-формы (но не по гиперссылкам), остается недоступной для робота, неспособного в режиме реального времени правильно заполнить форму значениями (другими словами, сформировать запрос к базе данных). Таким образом, значительная часть Всемирной паутины оказывается скрыта от поисковых роботов. Используя аналогию, информация, будучи недоступной для поисковых систем, находится «на глубине» (от англ. deep). (источник)
Ссылка: Оригинал статьи
Ссылка Краткое руководство по модели
Надеюсь моя информация будет для Вас полезной.
Ссылка: Оригинал статьи
Ссылка Краткое руководство по модели
Надеюсь моя информация будет для Вас полезной.
Любопытно, а как соотносится здесь описанное с "курированием контента" и нужен ли контенту куратор при наличии таких компетенций у каждого нормального человека?
ОтветитьУдалитьЯ думаю, у вас есть отличная статья, но позвольте мне поделиться со всеми вами здесь о моем опыте работы с кредитором по имени Бенджамин Ли, который помог мне расширить мой бизнес с помощью своей кредитной компании, которая предложила мне сумму кредита в размере 600000,00 долларов США, которую я использовал раньше обновить мой бизнес несколько месяцев назад. Ему было действительно здорово работать с ним, потому что он Нежный человек с добрым сердцем, человек, который может слушать ваше сердцебиение и говорить вам, что все будет хорошо, когда я связался с мистером Ли, на моей странице в Facebook появилась его реклама. Затем я посетил его офис в Мичигане, чтобы обсудить кредитное предложение, которое он и его компания предоставляют. Он дает мне понять, как проходит весь процесс, и я решил попробовать, чтобы оно было успешным, как он и обещал, да, я ему верю, Я доверяю ему, я полагаюсь на него также во всех моих проектах, он будет моим дорогим финансовым директором, и я рад, что мой бизнес, вероятно, идет хорошо, и я собираюсь сделать мой бизнес с его помощью расти, как трава. Он работает с отличные инвесторы и знаете что? Они также выдают международные займы. Разве это не здорово слышать, когда вы знаете, что с каждым днем растет множество бизнес-проектов, в вашем сердце надеясь, что вы собираетесь получать доход от этой работы, чтобы собрать деньги для проекта, Ops, тогда мистер Ли поможет вам с что, да, международная ссуда, он поможет вам в этом отлично, потому что я очень доверяю ему в такой работе. Смотри, не стесняйся и не затушевывай, возможно, попробуй мистеру Ли здесь его контакт: 247officedept@gmail.com
ОтветитьУдалить