Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

суббота, 7 сентября 2013 г.

Свободное владение цифровой информацией (модель компетенции)

Нашел в Интернете оригинальный сайт, который посвящен "компетенции" (умению) которую авторы назвали "Свободное владение цифровой информацией". Сам проект "Владение цифровой информацией в 21 веке" (21 st Century Information Fluency ) стартовал в 2001 году, когда Академия математики и естественных наук штата Иллинойс получила средства от Департамента образования США по исследованию и разработке мало тогда изученной области онлайн-информационной грамотности.Наибольший интерес в этой области вызвало формирование (улучшение) способности находить, оценивать и использовать цифровую информацию более эффективно, результативно и этически правильно. 

В итоге проведенных исследований ученые разработали так называемую Модель компетенции "Свободное владение цифровой информацией" (Digital Information Fluency Model или DIF). 

Вот как отвечают авторы на вопросы почему это важно:
"Дома, в школе и на рабочем месте, цифровая информация начинает соперничать с печатной в качестве основного формата.Только 2% новой информации, созданной сегодня имеет печатную форму. В результате этого "Свободное владение цифровой информацией" (способность находить, оценивать и этично использовать эту информацию) - быстро становится важным, подобно традиционной грамотности в эпоху печатной информации. В 21-м веке, информация обогащает нашу жизнь в личной сфере, в образовательном, социальном и экономическом плане. Отсутствие навыков в использовании цифровой информации будет делает Вас "неконкурентноспособным" дома, в школе и на рабочем месте".


Вот как выглядит эта модель:




Какую информацию я ищу? - Где найти информацию? - Что я получу Там? 
(первое полукружие)


1. Учащиеся определяют основные направления поиска  в исследуемом вопросе:
  • переводят естественный вопрос  на язык поискового запроса;
  • определяют термины, которые могут быть эффективными "в оригинале (как есть)";
  • определяют термины, которые грамматически будут более эффективными чем изначальные.
2. Учащиеся создают эффективные и действенные поисковые запросы:
  • подбирают более определенные  условия (термины) (гипонимы*), чтобы сузить поиск или более общие термины (гиперонимы*), чтобы расширить поиск;
  •  пересматривают свои поисковые запросы, которые основаны на результатах поиска / обратной связи.
3. Учащиеся эффективно выбирают "цифровые коллекции" в зависимости от их характеристик (имеется ввиду скорее результаты поиска):
  • понимают организацию цифровой информации;
  • выбирают видимые коллекции Web (и суб-коллекции) в зависимости от их характеристик;
  • выбирают "глубокие" Web** (невидимый Web ) коллекции (и суб-коллекции) в зависимости от их характеристик.
4. Учащиеся выбирают цифровые инструменты поиска на основе их эффективности и действенности:

  • пользуются разнообразными инструментами поиска в зависимости от их характеристик и направленности.

5. Учащиеся выбирают и применяют различные стратегии поиска, чтобы эффективно найти надежную цифровую информацию, связанную с их  целями обучения:

  • используют стратегию перехода по гиперссылкам;
  • используют поиск по базам данных (каталогам);
  • используют поисковые системы.

Оценка эффективности информации - Насколько  информация хороша?

1. Учащиеся оценивают качество и полезность результатов поиска:

  • определяют, соответствует ли найденная информация запросу на "простом языке";
  • решают,  повлечет ли найденная цифровая информация, изменения к поисковым запросам (надо ли уточнить запрос).

2. Учащиеся оценивают качество результатов поиска для определения надежности его содержания:

  • исследуют внутреннюю надежность содержания (точность);
  • исследуют внешние подтверждения найденной информации.

3. Учащиеся оценивают качество результатов поиска, чтобы определить надежность его источников:

  • исследуют надежность автора / издателя;
  • исследуют внешние подтверждения авторства / издательства (ссылки).


Этическое использование информации. 

1. Учащиеся этически используют цифровую информацию:

  • ссылаются на источник и / или автора найденной цифровой информации;
  • определяют, можно ли сослаться на данную информацию в зависимости от ее задач (наверное имеется ввиду работа с инсайдерской информацией или таковой, которая имеет ограниченный доступ - Б.К. )..

Еще заинтересовало соотношение этой компетенции с компетенцией "сбор информации" из модели 20 граней.

В российской модели компетенций «20 граней» под сбором информации подразумевается не только способность эффективно собирать информацию в устном общении, как это определено в западной модели, но и правильно определять источники информации для более быстрого анализа нужной информации и принятия рационального решения:

Западная модель: Эффективно собирает важную информацию в устном общении. Задает вопросы, направленные на сбор информации, демонстрирует «активное» слушание.

Российская модель: Определяет, какой информации не хватает для принятия решения, и из каких источников ее можно получить. Обращается к этим источникам, формулирует точные вопросы для получения информации.

Т.е. мы имеем совпадение по первым двум пунктам. Я правда не знаю все положительные индикаторы данной компетенции, но подозреваю, что оценка собранной информации должна там быть как минимум, а если ее нет -то тут, мне кажется есть возможность для ее расширения.

Относительно оценки информации рекомендую всем презентацию Анатолия Шперха:



Примечания:

*Гипоним (греч. ὑπό — под, внизу + όνομα — имя) - понятие, выражающее частную сущность по отношению к другому, более общему понятию.

*Гипероним (Ὑπερ — сверх-) - слово с более широким значением, выражающее общее, родовое понятие, название класса (множества) предметов (свойств, признаков).

Гипероним (в лингвистике) - понятие в отношении к другому понятию, выражающее более общую сущность. В отношении некоторого множества объектов гиперонимом является понятие, отражающее надмножество к исходному.

Пример: Термин «зверь» является гиперонимом по отношению к термину «собака», а термин «собака» в свою очередь- гипероним по отношению к термину «бульдог». И наоборот - термин «бульдог» - гипоним по отношению к термину «собака», а «собака» — гипоним по отношению к термину «зверь».(источник)

** Deep Web (глубокая паутина). 
В глубокой паутине находятся веб-страницы, не связанные с другими гиперссылками — например, страницы, динамически создаваемые по запросам к базам данных. В глубокой паутине также находятся сайты, доступ к которым открыт только для зарегистрированных пользователей. 

Поисковые системы используют специальных роботов, которые переходят по гиперссылкам и индексируют содержимое веб-страниц, на которых они оказываются. В то же время, информация из баз данных, доступная пользователям через поисковые веб-формы (но не по гиперссылкам), остается недоступной для робота, неспособного в режиме реального времени правильно заполнить форму значениями (другими словами, сформировать запрос к базе данных). Таким образом, значительная часть Всемирной паутины оказывается скрыта от поисковых роботов. Используя аналогию, информация, будучи недоступной для поисковых систем, находится «на глубине» (от англ. deep). (источник)

Ссылка: Оригинал статьи
Ссылка Краткое руководство по модели

Надеюсь моя информация будет для Вас полезной.

1 комментарий:

  1. Любопытно, а как соотносится здесь описанное с "курированием контента" и нужен ли контенту куратор при наличии таких компетенций у каждого нормального человека?

    ОтветитьУдалить