Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

суббота, 28 сентября 2013 г.

Первые впечатления о первом украинском xMOOC

В этом сообщении я постараюсь кратко рассказать читателям о первом  украинском xMOOC. (все скриншоты с сайта курса: http://goo.gl/lGBdnm)

Важно 1 !!! Пост не ставит целью "искать кучу блох" в работе коллег и огульно их критиковать, а представляет только личную попытку автора разобраться в нем, его структуре, подаче материала. Тема мне не совсем близка, поэтому профессиональную информацию (ее ложь и истину), оставляю за кадром. Интересует логика, удобство, понятность, конкретность, как методики подачи материала, так и проверки достижения целей, которые декларировали его авторы.

Важно 2 !!! Все написанное - это только личная позиция автора, которая не претендует на истину. Я осознаю, что прошло только 2 недели курса, поэтому многое высказанное здесь может к его окончанию поменяться, поэтому я не перестану следить за его дальнейшим ходом.

16 сентября Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко запустил проект "Университет онлайн". В его рамках был представлен первый массовый курс "Бренд-менеджмент".

Автор курса - Андрей Длигач - кандидат экономических наук, доцент кафедры международной экономики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

На курс по сведениям авторов зарегистрировалось 7288 человек, За первую  учебную неделю сайт посетили 16133 человека из 52 стран мира и оставили более 550 комментариев.


Стартовая страница курса:



Краткое описание алгоритма работы в курсе:
1. Курс состоит из 8 лекций . Каждая лекция сопровождается слайдами преподавателя.
2. После каждой лекции предусмотрено прохождение теста для самопроверки. 
3. После каждого элемента курса (лекция, тест, оргвопросы) размещен форум, где можно поделиться своими впечатлениями и задать вопрос авторам курса, как по технической, так и учебной составляющей курса.
4. После первых четырех лекций уже предусмотрено выполнение творческого задания (что будет дальше - пока не знаю )) ). Задача, которую предстоит решать слушателям: разработать концепцию бренда сока в картонной упаковке.

Для кого этот курс? Авторы позиционируют его как универсальный, который не требует специальных знаний и который может изучать кто угодно (цит.):

1. "Курс рассчитан на студентов и практиков и всех, кто интересуется управлением брендами. Курс построен таким образом, что его освоение не требует специальной подготовки".

2. "К участию в курсе приглашаются студенты профильных (экономика, маркетинг) и непрофильных факультетов, абитуриенты, все желающие создать собственный бизнес и бренд, предприниматели, лидеры и ответственные за имидж неприбыльных организаций, работающие профессионалы, а также все, кто заинтересован вопросом создания брендов и управления брендами".

Вступительное слово преподавателя



Ресурс "Как пользоваться курсом?"


Меню курса


Фрагменты лекции преподавателя




После каждой лекции авторы разместили презентацию, которую каждый желающий может скачать себе на ПК



Форум для обсуждений (один из..)



Моя первая шкала прогресса (сейчас 66 %)



Что понравилось:
  1. Есть инициативные люди у нас в стране, которые не побоялись первыми сделать подобный формат. Есть понимание того, что мы становимся лучше когда открываемся.
  2. Курс на украинском языке, это фактически, хорошая "национальная" привязка. Да-да-да, многим понравилось то, что курс на украинском языке, хотя звучали предложения сделать его и на русском, для более широкого позиционирования.
  3. Большинство слушателей позитивно оценили как инициативу авторов, так и структуру и манеру подачи материала курса - очень много восторженных отзывов, значит попали в привычный формат для аудитории.
  4. Дружественный и легкий интерфейс.
  5. Есть шкала прогресса.
  6. Очень классно было видеть, как преподаватель отвечал, по возможности (нас-то ого-го сколько), многим слушателям в обсуждении и им это очень понравилось.
  7. Авторы учитывают пожелания слушателей, "собирают" обратную связь.
  8. Одними тестами, думается, задания не ограничатся.
  9. Преподаватель, сужу по описанным достижениям, реальный практик.

Что не сильно понравилось: 

1. Цель курса по-моему сформулирована немного некорректно. По заявлению авторов это "Курс ставит целью рассказать всем желающим о том, как создавать и усиливать бренды. Курс предоставляет знания и навыки управления брендами в нынешних условиях бизнеса с точки зрения современной теории и практики маркетинга". Т.е фактически мне стала непонятна направленность курса - что я буду уметь делать после его окончания??? Если курс представляет навыки - ну тогда это просто некорректно, знания - ну куда ни шло.

Т.е. нет конкретного изложения будущей деятельности, зачем этот курс, что будем делать, для чего он мне. На первой лекции автор неоднократно произносил. В этой теме мы поговорим о..., на следующей теме мы поговорим о..., потом поговорим о.... и в конце поговорим о..., (ну поговорили и.... - авт).

2. Сначала курс позиционируется для любой аудитории, а в комментариях это утверждение немного подмывается - типа как не для всех (ответ в форуме про домохозяек - не могу снова найти).

3. В курсе есть достаточное количество оговорок и орфографических ошибок, типа "Харьків" "Nokia Люмина?!" и т.д. Относительно "известных брендов" это немного смущает.

4. Нет ссылок на доп. литературу или Интернет-источники (думаю по этой теме есть куча открытых вменяемых публикаций).

5. Первая лекция - блин комом, по качеству 2-я и последующие лучше. Автор часто заслоняет свою презентацию, быстро перелистывает слайды (особенно текстовые). Это очень заметно в лекции № 1, если так - зачем их делали, дайте просто в раздатке.

6. В первых двух лекциях не было контактов преподавателя, в 3-й они наконец появились. Зачем они? Это дополнительный канал обратной связи со студентами, элемент включения в свою персональную учебную сеть большего количества людей и т.д.

7. Лекции неумолимо увеличиваются во времени, с ужасом жду 5-ю и 6-ю темы по идее они должны быть в районе 85-90 минут. ))))

8. Кина Сертификата скорее не будет (для следующих курсов - да):


Многие из моих замечаний, высказанных здесь, в той или иной мере озвучивались на форумах. Авторы курса обещали многие устранить и более того, сами просили слушателей говорить о них больше.

Безусловно, что у меня тоже часто и густо присутствуют многие недостатки, поэтому важно, во-первых помнить о них и не допускать, а во-вторых прислушиваться к замечаниям и стараться их исправить, особенно, если они принимают систематический характер.

Что можно предложить авторам:
  • есть "академическая лекция" - 3 вопроса - дайте на каждый 15 мин максимум. 45 мин (А ДАЛЬШЕ БОЛЬШЕ!!!) одним файлом тяжело. Кстати - эту фишку отмечали мои коллеги, когда я сам делал длинные тьюториалы; 
  • хорошо было бы подольше задержать слайды на переднем плане и использовать закадровый комментарий.
  • минимум текста на слайдах - презентация ведь это это не конспект лекции;
  • примеры присутствуют, но всегда хочется больше реальных кейсов;
  • может следует больше говорить "от себя", не зачитывая текст, таким образом лекции приобретут более привлекательный характер, тем более Андрей отметил, что в аудитории он совсем другой и более живой. Так внесите этот элемент в онлайн.
Для себя сделал несколько выводов, все их знают, но иногда забывают, в т.ч. и я:

  • Формулируй цель - что слушатели будут делать (смогут сделать по окончании курса).
  • Поставь задачи (цель курса в конкретных условиях).
  • Четко определи целевую аудиторию. 
  • Продумай итоговую аттестацию (бейдж, аттестат, сертификат).
  • Слайд - это не текст, используешь PP - должно быть все видно и объяснено.
  • Есть вопросы лекции - четко следуй по их содержанию, не смешивай в кучу, подавай логично.
  • Тренируй лекцию - не оправдывай нелогичность "авторским изложением" материала.
  • Тесты - это не универсальный способ проверки достижения учебных целей, их скорее надо использовать в рамках самоконтроля.
  • Будь в форуме и в обсуждениях - отвечай слушателям.
  • К творческим заданиям подводи поэтапно.
  • Предоставь материалы, по возможности, для доступа студентам, видео, презентации и т.д.
  • Дай слушателям дополнительные ссылки и литературу (ведь будут те, которым это будет надо) - раз курс открытый, то должны у тебя быть открытые источники. 
А то на вопрос авторам о дописточниках был дан ответ, что дескать Google Вам в помощь (не могу найти сейчас эту ветку чтобы дать скрин). Я думаю, что это не совсем верно, есть возможность, а раз готовишь курс, то есть - надо давать людям дополнительные ссылки, литературу, благо куча открытых источников - от учебников до статей, блогов, журналов, от преподавателя, думаю, не убудет. 

Кстати комментарий авторов - "Книги і підручники захищені авторським правом. Тому ми не маємо права публікувати їх тут без згоди авторів та видавництв" думаю не очень корректный, поскольку постоянно говорится, что курс - авторский, а его разработчик автор и соавтор 7 книг та более 100 публикаций по этим вопросам (свое-то можно было дать?!).

Немного по лекциям, которые успел пройти.Лекция № 1 - 35 минут, причем автор как-то не разделил, по моему мнению, вступительное слово и первый вопрос - история понятия "бренд" была заявлена как первый вопрос, но он был соединен с вступительным словом. Может надо было как во многих курсах "курсеры" - 2-5 мин. ролик о курсе, а лекцию оставить лекции.

Лекция № 2 - 49 минут. Уже лучше. Авторы немного больше стали давать закадровый голос на слайдах, что не могло не радовать. Так как появилась возможность синхронного осваивать материал. Хорошие примеры брендов.
Нелогичность в средине ролика - дана классификация брендов № 1, потом пошли неплохие примеры к ней - из всех элементов классификации дано 3 примера, а потом бац, все следующая классификация (схема), которая-то похожа, я бы даже сказал, что она часть 1-й схемы, но автор вместо продолжения рассказа по старой схеме, к которой были привязаны первоначальные примеры, почему-то отобразил новую. Это немного дезориентирует.


Лекция № 3 и № 4 - уже длятся по 70 минут. Немного тяжеловато слушать - долго (почти пара в университете). Приведены хорошие примеры по созданию карты объединенных пространств (правда хотелось бы от абстрактного - изучаем аудиторию, понять как? кто? с помощью чего? кто этим занимается?). Творческое задание мне понравилось. Но думаю хорошо было бы подводить к нему поэтапно. Сначала предложить сделать какую-то часть, а потом больше - и в конце дать полную схему (опробовано на курсе В. Наумова). Кроме того, уместным мог бы быть пример концепции "шаблонного" бренда, сделанный авторами. ИМХО.

Дискуссионные вопросы:

1. Видео курса размещено на хостинге Vimeo, но видео частное - смотреть на сайте не получится (как думаете, правильно ли?).

2. Скачать видео авторы не дают (цит. переписку):

Слушатель: Добрый день! спасибо за курс, очень интересно. Пожалуйста, выкладывайте ссылки на загрузку видео, как это делается на многих зарубежных платформах массовых онлайн курсов. Как по мне, это едва ли не главное преимущество онлайн образования - не нужно идти в универ, чтобы прослушать лекцию, учиться так же можно и, скажем, в вагоне метро, ​​просматривая лекцию по телефону. Спасибо за понимание и прошу прощения за комментарий-офтоп

Ответ автора курса:  Тестовый характер первого курса не предусматривает возможность распространения видео. Спасибо за понимание.


Предложение от третьего слушателя: Довольно легко, при необходимости, загрузить или записать видео, даже если это не предусмотрено проектом. И дальше, скажем, просматривать в вагоне метро.

Ответ от автора вопроса:  Я как раз прекрасно понимаю, что такая возможность есть и это делается элементарно. Просто немного странная политика - запрещать скачивание видео. Наверное, на это есть причины, хотя я их и не понимаю.

Ответ автора курса: Еще раз обращу внимание - это тестовый курс. И именно такой характер не предусматривает его распространение за рамки самого тестового периода. За эти четыре недели мы соберем комментарии и решим как совершенствовать онлайн университет. Именно поэтому не хотелось бы, чтобы за пределами этих 4 недель оставались наши недоработки и ошибки. Надеюсь, позиция понятна?

3. Ребята со сторонних сайтов, нашли способ, немного "приподняться", выкладывая материалы курса у себя, хотя спросили об этом у автора. Он не захотел - вот это скорее поддержу, если я даю открытый доступ (а я бы дал + ссылки на доп источники), то даю, если нет - не надо самораспространением заниматься. Тем более авторы того портала представили это как какое-то интервью: не ссылки на оригинал, не упоминания, что это курс...





Планы авторов по развитию портала (молодцы).




Безусловно, что для полного впечатления необходимо пройти весь курс, выполнить все задания, спокойно проанализировать все плюсы и минусы, надеюсь что на просторах Интернет это будет сделано не раз и не два, кроме того, я с удовольствием почитаю впечатления самих авторов курса, что, по их мнению получилось, а что нет. Какие трудности они испытали, в чем они добились успеха.

Думаю ничего плохого нет в том, что есть огрехи и помарки, все мы учимся. Единственное, чего бы хотелось, чтобы авторы курса преследовали истинную цель учебного процесса - достижение задекларированных учебных целей.

Я еще не знаю, будет ли у меня время уделять внимания этому курсу, но я искренне рад, что у нас в стране есть такие преподаватели и 7 тысяч неравнодушных и активных людей.  Поэтому я желаю Андрею Длигачу и авторам проекта всяческих успехов в дальнейших начинаниях, попутного ветра и пусть у Вас все получится.

P.S. Курс продлится до 16 октября. Потом все его материалы станут недоступны. У Вас еще есть возможность успеть ознакомиться с ним.

4 комментария:

  1. Константин, добрый день!
    Будет здорово, если вы предложите попозже, после 16 октября, динамику участия в курсе. сколько пользователей было-стало... и т.п.

    ОтветитьУдалить
  2. Авторы курса сказали, что будут готовить отчет и поделятся им цит: "Після завершення курсу будемо підбивати підсумки – сподіваюся, вас вони зацікавлять. Ще раз дякую за увагу до нашого курсу!"

    ОтветитьУдалить
  3. Про тестовый курс явно отговорка. Очевидно, чисто психологически на полную открытость они не решились. Интересно, реконструировать цели самого проекта. Попробовать силы - да... Дальше мой ум не идет, как назвать его чисто маркетинговым ходом. Но не хочется быть огульным в оценках.

    52 страны? И все проходят курс на украинском?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можешь зарегистрироваться и глянуть был ли я объективен. А дополнительно могу в личку рассказать и показать, тут долго

      Удалить