Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

вторник, 7 августа 2012 г.

Colearn12 Итоговые мысли

Пострефлексию по итогам курса Colearn12 я решил построить неакадемичным способом. Это скорее повествовательный жанр. Готовя публикацию, я исходил из того, что при изучении любой проблемы (вопроса) рефлексия ДОЛЖНА включать ваши собственные рассуждения, мысли, информацию, продукты (то, что Иван называет артефактами) по поводу... 
Никто не говорит, что не надо создавать отличные продукты (инструкции для участников, практики применения социальных сервисов и т.д.), но именно эта рефлексия и создает главный контент сообщества.
Ведь таким образом Вы выражаете иную точку зрения на проблему, помогаете участникам осмыслить вопрос под другим углом, нивелируете главенствующую роль организатора (я думаю, что в нашем случае Ивану и Юлии не сильно понравится, если все послушно кивнут головой).

Сетевое обучение. Думаю, что в эпоху "без интернета", педагог, семья" действительно играли роль некоего авторитета (сейчас они кстати тоже имеют вес, но немного меньший), а глобальные профессиональные и социальные связи были ограничены.Интернет явил нам новый мир без физических границ. И вот сейчас мы все как педагоги ищем свою нишу в этом пространстве (на самом деле вопросов гораздо больше): 

  • как нам использовать возможности сети для того, что бы заинтересовать ученика?
  • как нам попасть в его пространство, чтобы понять его потребности (в данном случае имеется ввиду учебные)?
  • как мне найти нужную информацию?
  • какие существуют правила работы и общения в сети?
  • а могу ли я, как преподаватель, учиться дома через сеть?
  • если да, то каким образом и что мне для этого нужно?
  • может ли интернет повысить эффективность учебного процесса?
  • каким образом интернет может влиять на традиционную систему обучения?
  • почему обучение у сверстников (участников сети)  иногда дает лучший результат, чем у профессионального педагога (тренера)?
  • а как быть со сферой медицины, музыки возможно ли обучаться через сеть?

Думаю, что сетевое обучение в его трех ипостасях (формальное, неформальное, информальное) уже есть реальностью, наша задача - использование сильных сторон сети для улучшения как процесса учения так и преподавания. Иногда эти элементы не разделяются относительно участников процесса (как в нашем курсе).

 У сети есть куча рисков и слабых мест. Культура общения и работы в сети иногда сводится к банальному размещению контента или лайкам и плюсам к соответствующей информации. Добавьте проблемы авторства (плагиата), необходимость верификации контента, его неструктурированность под специальные учебные цели, невозможность технической реализации сетевых проектов, инструмент часто ставят впереди методики его использования и много много много всего остального. 

Цифровые грамотности. Грамотность - навык + сообщество (из материала курса). Навык - это по сути деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма, что отличает его от умения - способ выполнения действия, на основании приобретённых знаний и навыков. Важным является и то, что умение связывают также со способностью действовать в измененных условиях, а еще и добавляют характеристику его сознательности в отличии от навыка (часто бессознательного).

Возможно (только возможно...) речь надо вести об умениях, как сознательном действии. Мне действительно понравились "цифровые грамотности", о которых говорил Иван: внимание (мне иногда его не хватает), критическое потребление, участие, коллаборация, сетевая сознательность. Причем это применимо ко всем участникам процесса обучения, а то у нас то об учителях, то об учениках говорят в отдельных смыслах.

В итоге, я думаю все это преследует следующие конечные цели (в сетевом аспекте) - это создание персональной учебной среды, т.е. оптимизация (конструирование) информационного пространства вокруг себя, с целью достижения индивидуальных учебных целей, а также персональной учебной сети - подключение (включение, добавление, сбор, организация) источников информации для создания этой среды.

Мобильный кампус. О нем в принципе все описано подробно, не только мной или Иваном, но и многочисленными участниками курса, за что им отдельное спасибо (как за оптимизм так и скептицизм). Создание такого "неформального виртуального городка" будет экстраклассом любого учебного заведения. Необходима только грамотная стратегия - что есть определяющим и сложным.

Архитектура участия. Как я уже писал, этот вопрос в трактовке Ивана Травкина - вызвал вопрос не только у меня, отчасти это связано с его продвинутой лексикой. Например мне задали вопросы "...так это что: объект или процесс"  "...термин архитектура применим к объекту, а ты что думаешь".

Сейчас я думаю об архитектуре как системном явлении. Иван скорее говорит о ней как совокупности сценариев участия.
Думаю об архитектуре скорее  как о наборе правил, форм и методов участия в сетевых  сообществах, а также использования средств обучения, специальных программных продуктов и социальных сервисов, для достижения как своих индивидуальных целей, так и способствованию достижения целей участниками сообщества, а следовательно - цели самого сообщества как виртуального образования. Может надо выделять такие принципы как активности, сознательности, рефлексии, соблюдения условий договора, производства "артефактов"  - (блин после курса, укоренилось - авт.), взаимопомощи, критичности  и т.д.

Недавно прочитал такую фразу"Часто профессиональное развитие, осуществлялось как выпас скота: Мы идем все в том же направлении.Мы собираемся, чтобы узнать то же самое ", Эрик Sheninger, директор д средней школыНью-Милфор, Нью-Джерси.

Узнавайте что-то новое для себя, не бойтесь экспериментировать, говорите как о достоинства, так и недостатках, которые Вам кажутся присутствуют. Старайтесь узнать точку зрения, отличную от тех, которые у Вас есть. Я например всегда с интересом читаю посты В. Наумова и О. Лаврова. - их взгляд нетрадиционен для меня, иногда даже провокационен, но тем он и ценен (прям как поэт - авт.)

В основе всего, я думаю, лежит осознание факта необходимости постоянного персонального развития (это и без эпохи интернета будет ясно) и совершенствования. Как поется в одной песне: "...жить, чтобы помнили дети", вот так и надо работать, чтобы помнили, узнавали, интересовались (это кстати процесс обоюдный). 

Немного похвастаюсь, мой блог посещался минимум 100 раз в сутки - значит не зря творил, ведь это читали, критиковали, благодарили..., после участия в курсе я знаю как работают учителя СНГ, я узнал много прекрасных и неравнодушных педагогов (хотелось бы верить в это - группа незнакомцев из сети ), впервые использовал edmodo и so.cl, меня даже спонтанно пригласили поучаствовать в 2-х конференциях, на основании моих публикаций в блоге по тематике нашего курса. Я реально обогатил свой словарный запас благодаря Ивану Травкину. Кстати, за название статьи "бутсраппинг мобильного кампуса" я бы ему сразу выписал диплом кандидата. Без иронии - один пользователь сети фейсбук прочитав статьи Ивана на tumlr сказал, что обязательно введет свой лексикон эту терминологию, а еще при случае будет использовать ее при общении с коллегами в учебном заведении.

Пока мысли сформировались именно так. Может потом, по законам коннективизма правильный выбор сегодня - может стать неверным завтра, как и этот пост. Я буду благодарен Вам за комментарии дополнения, опровержения, пожелания и угрозы адрес поста.

Я выражаю искреннюю благодарность Ивану и Юлии Травкиным, участникам этого курса и сторонним наблюдателям. Извините, что не персонально, думаю наши подписи под совместным сертификатом выполнят эту функцию. Надеюсь, что поднятые на протяжении курса вопросы успешно вами разрешаться и найдут применение в Вашей работе и жизни.

 С наилучшими пожеланиями и уважением. Бугайчук К.Л.

5 комментариев:

  1. Константин, спасибо за полезные публикации. Мне действительно было интересно с Вами. Думаю, что эти 2 недели были реально полезны для каждого из участников курса.
    До новых встреч в сети! :))

    ОтветитьУдалить
  2. Константин, как всегда отличный и информативный пост. Вопросы о которых Вы написали в разделе сетевое обучение, возникали и у меня, но вот, чтобы так четко сформулировать - это действительно нужен опыт работы в данной сфере. Ваш блог очень интересен и я буду продолжать его читать по окончанию курса. Надеюсь на встречу уже на Вашем курсе осенью.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо Ирина за комментарий. Надеюсь на скорую встречу на просторах Интернета

    ОтветитьУдалить
  4. Константин, полезная рефлексия, спасибо ))

    ОтветитьУдалить