Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

четверг, 4 октября 2012 г.

Mobimooc 21012: Опыт участия

Перед началом нашего дистанционного курса я решил принять участие в открытом курсе, который проводился зарубежными коллегами. Мой выбор пал на курс MobiMOOC 2012. Причин этому было несколько.

Во-первых, это был ближайший курс перед нашим дебютом с Кухаренко В.Н. в этом году.

Во-вторых, в отличие от скажем, change11 (http://change.mooc.ca) этот курс был небольшим по продолжительности.

В-третьих давно хотелось попробовать себя в чем то, далеком в языковом, культурном и профессиональном плане.

Я постараюсь кратко изложить основные моменты этого курса в этом посте, более подробно Вы можете ознакомиться с его структурой и материалами по ссылке на главную страницу этого курса. Тем, кто уже знаком с платформой wikispaces будет еще привычнее.

Итак, открытый курс назывался MobiMOOC 2012 главная страница курса http://mobimooc.wikispaces.com

Курс был построен в основном по принципу cMOOC, о чем было указанно в его установочных информационных материалах.

Организатором этого мероприятия выступила Inge de Waard (Ignatia) - координатор электронного обучения в Институте тропической медицины Антверпена (ITM), Бельгия

Курс проходил с 8 по 30 сентября 2012 года. Вот карта участников курса:




Основными пространствами курса были выбраны 2 сервиса: Google groups и платформа вебинаров wiziq. Тем не менее, участникам курса предлагалось пользоваться социальными сервисами twitter, delicio.us, youtube, facebook (хотя сразу предупредили, что эта платформа не основная) для генерации идей, публикации постов, создании закладок организации совместных проектов, рефлексии.

Главная фишка курса: участникам был предложен шаблон проекта мобильного обучения. На основе шаблона каждый мог выбрать близкую себе тему, разработать проект мобильного обучения в любой сфере и поделиться им с другими участниками. В конце курса путем голосования самих участников за проекты друг друга определялся победитель, которому вручался приз – 500 долларов/

Структура курса была немного необычной: 

Неделя № 1 Введение в mLearning

На этой неделе был вебинар Инге о основных понятиях мобильного обучения, трудностях, элементах внедрения. На втором вебинаре Инге рассказывала об особенностях создания собственного проекта мобильного обучения, как его правильно спланировать, на что обратить внимание.

Совместная работа на 1-й неделе строилась вокруг «Центральной» группы Google. В ней обсуждались следующие вопросы: знакомство (каждый участник представился и немного рассказал о себе), определение мобильного обучения и чем оно отличается от электронного обучения, признание участия в МОДК и насколько оно необходимо, участие новичков в МОДК: с чего начать, какие действия?.

Неделя № 2

На этой неделе планировалось рассмотреть сразу несколько тем для рассмотрения:

1. «Совместный взгляд на инструменты mLearning» (для всех участников курса)

Затем были приглашены 4 ведущих со следующими темами:
2. Глобальные вопросы mLearning – John Traxler.  

3. Учебная (рамочная) программа mLearning – Adele Botha.  

4. Обзор программных продуктов Harbinger Knowledge http://www.harbingerknowledge.com/  
– Bijoy Banerjee. 

5. Обзор инструментов Raptivity для мобильного обучения (создание игр, симуляций, головоломок) http://www.raptivity.com  
Jamaica Bracken. 

Последние два вебинара - это «спонсорские вебинары»

Каждый участник мог участвовать в любом из запланированных мероприятий. В рамках недели были организованы дискуссионные группы


Изначально планировался форум для недельных дискуссий, но из-за технических проблем, а также пожеланий участников курса, дискуссии перенеслись в отдельные группы Google – каждая дискуссия – своя группа.

Adele Botha в теме «Учебная (рамочная) программа mLearning» очень подробно перед началом вебинара за несколько дней описала свою концепцию программы и представила ключевые моменты. Программа состояла из 5 тем:

  1. Влияние мобильных телефонов на людей, общины и общества. 
  2. Влияние мобильных телефонов на экономику.
  3. Влияние мобильных телефонов на обучение. 
  4. Характер технологии, системы и устройства. 
  5. Стать мобильным. 
После вебинара в понедельник она предложила каждый день обсуждать одну тему и каждый мог внести свои дополнения и предложения к теме или предложить список чтения, или интересный источник через формы гугл. Вот ссылка на ключевую статью http://itg.academia.edu/IgnatiaIngedeWaard/Papers/1645325/Towards_a_Mobile_Curriculum_Framework
Неделя № 3. 

Она принесла в курс еще большее разветвление. На этой неделе участникам было предложено 8 тем. Соответственно было запланировано 8 вебинаров, 8 отдельных групп для обсуждения. Каждый мог выбрать тему (темы), которые его заинтересовали и поучаствовать в их освоении:

  1. Дополненная реальность (расширенный) в mLearning ( Víctor Alvarez) 
  2. Корпоративный mLearning ( Amit Garg ) 
  3. Мобильная активность и обучение (Sean Abajian) 
  4. Мобильные разработки (m4d/ICT4D) (Michael Sean Gallagher) 
  5. Мобильные игры (David Parsons) 
  6. Мобильное здоровье (mHealth) (Malcolm Lewis) 
  7. От педагогических теорий к практике мобильного обучения ( Geoff Stead) 
  8. Поезд тренера (Jacqueline Batchelor) 
В тоже время на неделе № 3 заканчивался срок подачи участниками своих проектов. Участники могли публиковать их на своих ресурсах и, соответственно, давать ссылки, присылать по почте организаторам, публиковать прямо в отдельной теме на Google groups вот в этом месте: https://groups.google.com/forum/?fromgroups#!forum/mobimooc-projects

Моя деятельность в курсе. 

Ну как всегда, использовал как основные 3 канала: facebook, twitter, blogger (читал, писал, делал ссылки). Теперь конкретно по деятельности

Первая неделя это что-то!!!!!! Надо было изучить список мероприятий, присоединиться к «Центральной» группе Google. Отметить себя на карте курса. Изучить материалы к первому вебинару. И что главное – все на английском))).
Сначала я представился участникам, рассказал о своем опыте участия в подобных мероприятиях, наших достижениях (небольших правда) и поделился с участниками курса своими публикациями по вопросам мобильного обучения: http://bugaychuk.blogspot.com/2012/09/mobimooc-first-step.html 

Также я принял участие в обсуждении соотношений электронного и мобильного обучения. Мой пост можно найти здесь: http://bugaychuk.blogspot.com/2012/09/e-learning-vs-distance-learning-vs-m.html

Для коллег курса я представил точку зрения участников сообщества e-LearningPRO на варианты использования мобильных устройств в обучении: http://bugaychuk.blogspot.com/2012/09/m-leraning-from-elearningpro.html

В одной из реплик участников прозвучал вопрос об использовании мобильных устройств и ЛМС, тогда я на основе оригинальной презентации, с которой выступал весной 2012 года на МОДК «Дистанционное обучение от А до Я», сделал для «сотоварищей» презентацию на английском языке, а также описал интеграцию Moodle и мобильных устройств http://bugaychuk.blogspot.com/2012/09/moodle-for-mobile.html

В рамках обсуждения правил для новичков в Mobomooc 2012 я нашел информацию как это лучше сделать, опубликовал ее в блоге и перевел уже для русскоязычных коллег. http://bugaychuk.blogspot.com/2012/09/tips-of-mooc.html
Как Вы могли заметить, за первую неделю я опубликовал 5 постов в блоге (к концу курса каждый из них был просмотрен не менее 60 раз, а 2 более 100 раз). 

Самое интересное. Участники курса Avgoustos Tsinakos и Mohamed Ally из университета Атабаска нуждались в информации по мобильному обучению на территории СНГ, так как готовят небольшую книгу связанную с этим вопросом. По их просьбе я подготовил им краткий обзор использования мобильного Интернета в России и Украине, основные трудности в мобильном обучении, варианты использования мобильных устройств жителями Украины и России, примеры удачных проектов по мобильному обучению. Получилось 6 страниц (естественно переводил на английский). Опыт моих сетевых коллег из компании МедиуМ тоже был описан)))). 
В конце недели мы скооперировались с Иваном Травкиным для того, чтобы вместе сделать проект по мобильному обучению (две головы всегда лучше). Обсудили рабочее название, распределили роли: работа закипела. 

На второй неделе мы с Иваном обсуждали окончательную концепцию нашего проекта и совместно писали его в Google docs. 

Также на второй неделе я провел небольшой опрос участников курса по поводу инструментов их персональной учебной среды в контексте мобильного устройства, опыта преподавания, сектора, который они представляют. На опрос откликнулось 20 человек. Его результаты тут: http://bugaychuk.blogspot.com/2012/09/mobimooc2012-survey-results.html

Естественно поделился в группах Google опытом использования своих мобильных устройств в жизни и обучении. Особенно некоторым участникам понравились мои публикации по инструментам для создания карт памяти из этого блога.

На третьей неделе я принимал участие в обсуждениях темы «От педагогических теорий к практике мобильного обучения».

В одной теме было предложено поделиться известными сценариями мобильного обучения: реального и теоретически возможного для изучения разных точек зрения и международного опыта внедрения мобильного обучения. На первом вебинаре речь шла о разрывах в теориях практике мобильного обучения, как его сделать лучше, как разрабатывать контент, какие нужны инструменты и т д. материалы здесь: http://moblearn.blogspot.co.uk/2012/09/mobimooc-2012-my-presentation.html.

Понравилось выражение: «Мобильное обучение это не только контент или технология, это хорошая педагогика, хорошее юзабилити и приложения, которые хочется использовать».

Также эта неделя была посвящена окончательной шлифовке нашего с Иваном проекта по мобильному обучению.

Касаемо проектов. Всего было подано 17 проектов в разных отраслях: мобильное здравоохранение, использование iPad в учебном процессе, изучение будущей работы, культура и этнография, изучение иностранных языков, мобильное обучение для людей с нарушениями речи. и т.д. Проекты находятся здесь: https://groups.google.com/forum/?fromgroups#!forum/mobimooc-projects (есть также ссылки на внешние ресурсы ссылки).

Первое место занял проект Videhi Bhamiti «Расширение возможностей индийских женщин, столкнувшихся с изнасилованием и домогательствами» https://groups.google.com/d/msg/mobimooc-projects/HG1o0Dshwoo/OSVY4UqofCYJ

Вообще одним из условий создание своего проекта была его некая «социальная направленность» и победитель удовлетворил это условие полностью.

Наш проект (на английском) был опубликован здесь: http://bugaychuk.blogspot.com/2012/09/mobiomooc-week-2-3-and-mobile-project.html

За него было подано 14 голосов, а все результаты тут: http://mobimooc.wikispaces.com/Badges+and+award. Судя по ним мы заняли 5-6 место (тоже неплохо). 

Привожу отрывок из проекта:

  1. Название. «Мобильная образовательная среда университета: использование мобильных устройств для создания открытых образовательных ресурсов» 
  2. Сфера mLearning. Высшее образование. 
  3. Цель проекта. Формирование и поддержка мобильной образовательной среды университета для создания открытых образовательных ресурсов. 
  4. Конечный продукт проекта. Открытые образовательные ресурсы, по конкретному предмету созданные студентами с помощью мобильных устройств.
  5. Реализация проекта будет способствовать: 
  • Улучшению мобильной грамотности студентов и преподавателей. 
  • Формированию у студентов и преподавателей навыков использования сервисов веб 2.0. в учебном процессе. 
  • Внедрению принципов равногогики и P2P в учебный процесс. 
  • Стимулированию неформального сотрудничества и совместной деятельности студентов и преподавателей в мобильном виртуальном пространстве. 
  • Обеспечению 24/7 доступа к информационным ресурсам. 
  • Обеспечению 24/7 обратной связи участников учебного процесса. 
  • Созданию условий для совместного производства открытых образовательных ресурсов. 
  • Поддержке формального учебного процесса в университете. 
Конечно, не очень хорошее знание английского и время заставило отказаться от участия в вебинарах (разговорная речь быстрая, многие с акцентом). В тексте хоть Google поможет. Так что все посты сначала писал на русском, переводил в браузере, потом редактировал, потом отправлял. Это занимало естественно больше времени. Так что могу сказать, что часть интересного, наверное, пропустил, но и сделал немало.

Каждый участник курса, который зарегистрировался в курсе мог получить бейдж участника (неформальная акредитация). Наиболее активным (критерии были описаны в начале курса) будут высланы специальные бейджи (так что ждем с Иваном свои).

В конце вкратце пройдусь по остаточным моментам которые мне показались (может действительно показались? )) ) интересными:

  1. Зарегистрировалось где-то сто участников – активными было не более 20. 
  2. Основная деятельность шла именно в группах, доля твиттера была небольшая. Фейсбуком почти никто не пользовался для рефлексии. 
  3. Постов в блогах пишут тоже немного, но читают активно. 
  4. Много участников уже были знакомы друг с другом по каким-то прошлым курсам 
  5. Участники легко вступают в диалог, делятся ссылками, приглашают друг друга в совместные проекты. 
  6. У многих очень развитый набор соцсервисов (ну это видно из упомянутого опроса). 
  7. В основном был представлен академический сектор, корпоративщиков было немного. 
  8. Проблемы мобильного обучения что у нас что у них одинаковые (инфраструктура, разные устройства, навыки преподавателей….). 
  9. Некоторые участники выразили сомнение в правильной структуре курса из-за его раздробленности на 2-й и особенно 3-й неделе. Дескать лучше меньше тем, тогда работа будет целенаправленнее. 
  10. Некоторые участники (наверное опытные) сразу обозначили в сообщениях рамки своего участия: это интересно, а это нет, так что появлюсь там-то и там-то. 
  11. Участие в курсе как работа – на выходных активности почти нет, как и в вечернее время. 
Вот такой отчет получился. Надеюсь, что не утомил. Буду рад поправкам от аудитории если что-то упустил.

9 комментариев:

  1. Спасибо. Есть в "результатах" кое-что для дальнейшего осысления.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо огромное! Тоже, читая, пыталась осмыслять и "накладывать" на свое. С Вами растем!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за отчет, Константин! Обратную связь на проект удалось получить? По ходу чтения пришла мысль: что если на такие курсы бандой не из двух человек наваливаться, а по больше? Есть в этом смысл и реально ли?

    ОтветитьУдалить
  4. Реальнее не бывает. По такому проекту если он, например, уже запущен можно было и ведео снять - как промо фильм и вообще со своей темой выступить. Жаль полной обратной связи нет, а реплики такие: на языке оригинала

    1. Hi Ivan and Konstantin!
    I was looking forward to reading the project and as expected it is strong, even providing solutions for every problem you might encounter! you can see that your expertise makes this a strong and attainable project. You do mention a lot of potential hurdles that must be taken, but in the fact of taking them you will lift the digital skills of both teachers and students, so that is a definite win/win situation.
    Nothing to add here, only praise and wishing you good luck!

    2. I like the idea of the slide share haha- made it easier for the scan readers..

    3. That was a delightful presentation. I feel inspired!

    4. Hallo Ivan and Konstantin,

    creating OER with mobile devises is a great idea. I studied with the Open University UK and she provides a lot of OER as well and they participate in iTunes U as well. They have plenty of free material which is great for every lifelong learner. Fingers crossed your OER will expand in a similar way.

    Your presentation is great and I like your design and the project is very well considered.

    5. Hi Guys,

    you did a great job! Very well worked out!.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за исчерпывающий отчёт. Столько всего успеть сделать за три недели!

    ОтветитьУдалить
  6. И Вам Сергей спасибо, что уделили внимание публикации. Все таки иностранные курсы отличаются от наших )

    ОтветитьУдалить
  7. интересный анализ, спасибо)
    Константин, а есть у вас статистика по другим сетевым курсам в целом (может ссылки на статистику?) - какой процент активно участвует или до конца проходит курс?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы знаете, коннективистский МОДК в принципе не предусматривает какую-то формальную аккредитацию. Иногда авторы выкладывают статистику курса. Вот тут статистика по нашим курсам и ССК11 http://bugaychuk.blogspot.com/2012/01/blog-post.html

      Вот тут: http://archive.org/details/MobimoocCrowdmapStatistics
      и тут: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/1046/2026
      некоторая статистика по прошлому курсу MOBIMOOC

      Удалить
    2. Спасибо! полезные ссылки) и интересные

      Удалить