Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

пятница, 9 августа 2013 г.

Оценка убедительной коммуникации в виртуальном классе (e-learning.by-2013)

С разрешения соратницы летней школы Елены Локтевой публикую ее статью об оценках компетенций. Следующей будет моя статья, потом, надеюсь, собрать отчеты Владимиров Кухаренко и Наумова, тем самым агрегировав полный перечень рефлексии модераторов тренинга Елены на Летней школе e-learning.by-2013.

Оригинал статьи: http://www.e-learning.by/Article/Ocenka-kompetencij-v-virtualjnom-klasse/ELearning.html

Автор: Елена Локтева
В ходе мастер-класса «Дело о компетентностном подходе — 2», который я проводила на Летней школеe-learning 2013, участники продумывали различные способы оценки компетенции «Убедительная коммуникация». Обсуждение проводилось по методике «World Cafe». Мне довелось модерировать столик, за которым участники собирали идеи по оценке убедительной коммуникации в виртуальном классе. Эта статья — обобщение результатов их работы.

Что такое компетенция?

Во избежание терминологических споров, в качестве отправной точки мы использовали подход к оценке компетенций компании De-Tech. Согласно этому подходу:

Компетенция — это наблюдаемое поведение, которое характеризует успешность сотрудника на рабочем месте. 

Каждая компетенция описывается через набор позитивных и негативных поведенческих индикаторов. Таким образом, наблюдая за тем, насколько часто проявляются те или иные индикаторы, мы можем делать вывод о том, насколько развита та или иная компетенция, а также применять различные способы ее развития.

«World Cafe»: сегодня в нашем меню…
Мастер-класс проводился в формате «World Cafe». Путем жеребьевки участники были разделены на 4 рабочие группы. Далее эти группы «ходили в гости» на 4 тематических столика:

  • столик «Виртуальный класс» — модератором выступила я;
  • столик «cMOOC» — модератор Владимир Кухаренко;
  • столик «M-learning» — модератор Константин Бугайчук;
  • столик «Е-курс» — модератор Владимир Наумов.
Обсуждение за каждым столиком длилось 25 минут. Затем группы переходили за другой столик.Таким образом, все участники (кроме модераторов) прошли по всем столикам и сгенерировали множество замечательных идей для всех четырех заданных технологий.

Компетенция «Убедительная коммуникация» была предложена участникам не случайно. Во-первых, описывающие ее индикаторы позволяют оценить как устную, так и письменную коммуникацию. Во-вторых, проблемы с коммуникацией — это именно то, на что чаще всего сетуют, говоря о дистанционном обучении. Хотелось убедиться самой и показать другим, что эту компетенцию можно оценивать и развивать даже в тех случаях, когда участники обучения находятся на расстоянии.

Тяжелее всего досталось Владимиру Наумову: ведь за его столиком нужно было придумать способы оценки коммуникации в электронном курсе 1.0! Иными словами, коммуникации человека с курсом!

О том, что происходило за соседними столиками, в ближайшее время поделятся их модераторы на страницах нашего портала. Ниже я расскажу о тех приемах оценки компетенций, которые предложили участники ведущим вебинаров.

Матрица типов групп
Уже во время посещения второй группы «гостей» вырисовалась опорная матрица типов групп, с которыми чаще всего приходится сталкиваться ведущим на вебинарах.

Мы так и не смогли окончательно договориться, какую группу для вебинара считать маленькой, но в рамках мастер-класс приняли, что это группа до 30 человек.

Степень однородности группы определяли по тому, насколько близки ее участники по опыту, багажа знаний и навыков. Например, группа однокурсников в университете — однородная, а группа специалистов разных отраслей, компаний, должностей, которая собралась на вебинаре по интересной для них всех теме — разнородная.


Типы групп по размеру и однородности
Забегая вперед, отмечу:

  • ни одна из четырех групп участников не предложила способа, который был бы применим только к большим группам;
  • больше всего приемов попали в квадрат «Любые», т.е. оказались универсальными, вне зависимости от численности и однородности группы.
Ключевые ролиРазумеется, ключевые роли участников вебинара тоже были выделены на мастер-классе, и это, пожалуй, было самым простым:
  • ведущий;
  • модератор;
  • участник.
Любые попытки участников мастер-класса менять ролями участников вебинара неизбежно приводили к появлению интересного приема для вебинара.

Рецепты полезных вебинаров

Я не буду раскладывать рецепты, предложенные участниками, в эту матрицу. Возможно, у читателей этой статьи возникнет свой взгляд на то, какой из этих приемов в каких группах более применим. Я перечислю 10 наиболее запомнившихся приемов и позволю себе небольшие комментарии к ним.

Рецепт 1. Ограничения. Задавая вопрос группе, ввести ограничения на:

  • количество символов (и/или слов) в ответе;
  • время ответа.

У этого приема сразу несколько полезных функций:

  • оценка — насколько участник вебинара может ясно и структурировано изложить свою точку зрения (а это один из индикаторов убедительной коммуникации);
  • развитие — мы создаем ситуацию, в которой участник вынужден приводить собственные аргументы (возможно, даже заранее подготовленные!), и делать это быстро, ясно, четко, т.е. способствуем развитию компетенции;
  • вовлечение — т.к. время на ответ ограничено, уменьшается риск списываний ответов.
Рецепт 2. Полезный тролль. Один из участников вебинара выполняет функцию подсадного тролля. Важно: тролль троллит не участников, а обсуждаемую идею или тему. Такой прием провоцирует активное обсуждение проблемы, которое дает много материала для наблюдений за коммуникацией.

Рецепт 3. Адвокат дьявола. Ведущий в ходе дискуссии становится на позицию меньшинства, отстаивает не лучшую точку зрения. Это позволит оценить, продолжат ли отстаивать участники правильную позицию, будут ли искать дополнительные аргументы, постараются ли привлечь сторонников своей позиции к обсуждению и т.п.

Рецепт 4. Под микроскопом. На каждом вебинаре тренер наблюдает и оценивает не всю группу, а несколько конкретных человек. На самом деле, даже в малой группе провести оценку убедительной коммуникации всех участников — задача совершенно нетривиальная. Но если отслеживать коммуникации конкретных участников (с ведущим, с другими участниками), то задача сильно упрощается.

Например, если заранее нескольким участникам предложить выступить на вебинаре с коротким сообщением, а затем ответить на вопросы «из зала», то можно оценить, какие аргументы приводят, как излагают свою позицию, учитывают ли особенности аудитории, в которой выступают, умеют ли найти сторонников в поддержку своей позиции и т.п. А это все и есть индикаторы убедительной коммуникации.

Рецепт 5. Приватные чаты. Предложить участникам отвечать на вопросы ведущего в приватном чате. Те сообщения, которые, по мнению ведущего, наиболее полно, четко и структурировано выражают позицию участника, публиковать в общем чате и пояснять, чем они хороши.

Такой прием хоть и не лишен некоторой субъективности ведущего, но может выполнять несколько важных функций:
  • мотивируем участников на развитие и проявление убедительной коммуникации, чтобы донести свою позицию до остальных, попасть в общий чат;
  • избегаем уклонений от ответов и списывания.
Рецепт 6. Делегируй оценку. В группе выделяется несколько активных участников в качестве модераторов, остальные разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа закрепляется за одним модератором и расходится по «комнатам» (такая функция уже есть и в виртуальных классах, и в виртуальных мирах). Модератор не только обеспечивает обсуждение темы вебинара, но и с помощью заранее проработанного чек-листа оценивает компетенции участников подгруппы. В свою очередь, ведущий может оценивать убедительную коммуникацию модераторов, перемещаясь по комнатам или просматривая записи обсуждений.

Польза от этого приема:
  • упрощается процесс оценки ведущим;
  • помогает развивать убедительную коммуникацию модераторов.

Репепт 7. Делегируй вопросы. Вопросы, поступающие от участников вебинара, делегировать группе. С помощью этого приема можно не только проверить, как выражают свою позицию участники, но и заодно оценить некоторые индикаторы компетенции «Сбор информации» (например, проследить, уточняют ли правильность своего понимания участники, умеют ли правильно сформулировать уточняющий вопрос и т.п.)

Рецепт 8. Самооценка. В ходе вебинара участникам предлагается самим оценивать свою убедительную коммуникацию, либо отдельные ее индикаторы. Причем, это может быть сделано в любой момент вебинара, и даже несколько раз. Например:
  • ведущий задает вопрос «Умеете ли вы находить сторонников для продвижения своей идеи?» и предлагает несколько вариантов ответа;
  • затем дает задание, в котором необходимо продемонстрировать это умение;
  • затем задает вопрос: «Как бы вы оценили себя теперь, после того, как выполнили это задание?»

Этот рецепт, аналогично предыдущему, помогает упростить процесс оценки ведущему, способствует тренировке и развитию компетенции у участников, а также помогает мотивировать участников на саморазвитие.

Рецепт 9. Общая доска. Участники разбиваются на несколько групп. Общая доска разбивается на столько же участков. Задача каждой группы — обосновать какую-либо идею на своей части доски (текстами, рисунками). Ограниченное пространство доски подстегнет к ясным, четким формулировкам и структурированной подаче идеи. В то же время, по обсуждению внутри групп можно будет оценить, какие аргументы они приводят, как отстаивают свою позицию, быстро ли уступают и т.п.

Рецепт 10. То чат, то голос. Участники высказывают свою позицию то в чате, то голосом. Это позволяет оценить как устную, так и письменную коммуникацию, а также не дает возможности отсидеться, отмолчаться.

Вместо эпилога

Рецептов, безусловно, было больше. Но дело не в количестве приемов — уверена, что наши участники, дай им волю, могли бы генерировать их бесконечно. Гораздо важнее — основной посыл, который прозвучал в самом начале обсуждения за нашим столиком, и все последующие «гости столика», как будто услышав его, четко ему следовали.

Для того, чтобы оценивать убедительную коммуникацию, необходимо, чтобы виртуальный класс был средой, предназначенной для коммуникации.

Речь не о функциональности виртуального класса — понятно, что платформы постоянно совершенствуются. Главное — как использовать эту функциональность. Ни один из предложенных участниками приемов не подразумевал формата Великой и Могучей Говорящей Головы — такого популярного и процветающего. Каждый прием был направлен на активное участие всех участников вебинара. После каждого останется замечательный материал для аналитики.

Используйте эти приемы, модифицируйте, придумывайте новые — и результаты вас непременно удивят.

Комментариев нет:

Отправить комментарий