В педагогике принято выделять три основных
типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное.
Несомненным достоинством традиционного обучения
является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком
обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства
их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и
их применение в аналогичных ситуациях.
Среди существенных недостатков этого типа
обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на
мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей,
самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующие:
вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п.
Учебно-познавательный
процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие
чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности.
А.А.
Вербицкий выделил следующие противоречия традиционного обучения:
1. Противоречие между обращенностью содержания
учебной деятельности в прошлое и
ориентацией субъекта учения на будущее содержание профессионально-практической деятельности
и всей культуры. Будущее выступает для учащегося в виде абстрактной, не мотивирующей
его перспективы применения знаний, поэтому учение не имеет для него личностного
смысла. Повернутость в прошлое лишает
учащегося возможности столкновения с неизвестным, с проблемной ситуацией - ситуацией
порождения мышления.
2. Двойственность учебной информации - она
выступает как часть культуры и в то же время лишь как средство ее освоения, развития
личности.
Разрешение этого противоречия лежит на пути
преодоления «абстрактного
метода школы»
и
моделирования в учебно-воспитательном процессе таких реальных условий жизни и деятельности,
которые позволили бы обучающемуся «вернуться» в культуру обогащенным
интеллектуально, духовно и практически и тем самым оказаться причиной развития самой
культуры.
3. Противоречие между целостностью культуры
и ее овладением субъектом через множество предметных областей - учебных дисциплин
как представительниц наук.
Эта традиция закреплена делением школьных
педагогов (на учителей-предметников) и кафедральной структуры вуза. В результате
вместо целостной картины мира обучающийся получает осколки "разбитого зеркала",
которые он сам собрать не в состоянии.
4. Противоречие между способом существования
культуры как процесса и ее представленностью в обучении в виде статических знаковых
систем. Обучение предстает как технология передачи готового, отчужденного от динамики
развития культуры учебного материала, вырванного из контекста как предстоящей самостоятельной
жизни и деятельности, так и из текущих потребностей самой личности. В результате
не только индивид, но и культура оказывается вне процессов развития.
5. Противоречие между общественной формой
существования культуры и индивидуальной формой ее присвоения обучающимися. В традиционной
педагогике оно не разрешается, поскольку ученик не объединяет свои усилия с другими
для производства совместного продукта - знания. Будучи рядом с другими в группе
учащихся, каждый «умирает
в одиночку».
Более того, за оказание помощи другим ученик наказывается (порицанием "подсказки"),
чем поощряется его индивидуалистическое поведение.
Принцип индивидуализации, понимаемый как
изоляция обучающихся в индивидуальных формах работы и по индивидуальным программам,
особенно в компьютерном варианте, исключает возможности воспитания творческой индивидуальности,
которой становятся, как известно, не через робинзонаду, а через «другого человека» в процессе диалогического
общения и взаимодействия, где человек совершает не просто предметные действия, но
поступки.
Именно поступок (а не индивидуальное
предметное действие) должен рассматриваться в качестве единицы деятельности обучающегося.
Комментариев нет:
Отправить комментарий