Основателем андрагогики считают американского
ученого М.Ш. Ноулза. А годом официального рождения андрагогики как науки считается
1970 год, когда была издана книга Ноулза «Современная практика образования взрослых:
андрагогика против педагогики». В нем он сформулировал основные положения андрагогики:
Цели
обучения по Ш. Ноулзу. При всей индивидуальности конкретных
целей обучения по своему характеру они могут относится к одной или нескольким типологическим
целям. М. Ш. Ноулз обозначил шесть таких типологических целей:
Основное положение андрагогики, в отличие
от традиционной педагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения
играет не обучающий, а обучаемый. Функцией обучающего в этом случае является оказание
помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего,
корректировке и пополнении его знаний. В этом случае происходит смена приоритетности
методов обучения.
Андрагогические
принципы обучения:
- взрослому человеку, который обучается, - обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;
- он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;
- взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;
- взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;
- процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;
- процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.
- получение новых знаний, новой информации;
- овладение информацией на новом уровне;
- приобретение навыков и умений в использовании информации;
- выработка убеждений и ценностных ориентиров;
- выработка новых личностных качеств;
- удовлетворение познавательных интересов;
Андрагогика вместо лекционных преимущественно
предусматривает практические занятия, зачастую экспериментального характера, дискуссии,
деловые игры, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем.
Кроме того, меняется подход к получению теоретических
знаний. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал
по нескольким смежным областям знаний (междисциплинарные дисциплины), например управление
проектами.
1.
Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность обучающихся является
основным видом учебной работы взрослых обучающихся.
2.
Принцип совместной деятельности. Данный принцип предусматривает совместную деятельность
обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися по планированию, реализации
и оцениванию процесса обучения.
3.
Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу жизненный (бытовой,
социальный, профессиональный) опыт обучающегося используется в качестве одного из
источников обучения как самого обучающегося, так и его товарищей.
4.
Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый обучающийся совместно
с обучающим, а в некоторых случаях и с другими обучающимися, создает индивидуальную
программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и
цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психо-физиологические, когнитивные
особенности обучающегося.
5. Системность обучения. Этот принцип предусматривает
соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания
результатов обучения.
6.
Контекстность обучения (термин А.А.Вербицкого). В соответствии с этим принципом
обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося
цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности,
а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности
обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов
(условий).
7.
Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предполагает безотлагательное
применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков, качеств.
8.
Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся определенной
свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени,
места обучения, оценивания результатов обучения, а также самих обучающих.
9.
Принцип развития образовательных потребностей. Согласно этому принципу, во-первых,
оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени
освоения учебного материала и определения тех материалов, без освоения которых невозможно
достижение поставленной цели обучения; во-вторых, процесс обучения строится в целях
формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация которых
осуществляется после достижения определенной цели обучения.
10.
Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим
всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.
Этапы
процесса обучения в андрагогике (С.И. Змеев «Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых»)
Этапы обучения
в соответствии с андрагогической моделью
|
Задачи этапа
|
Определение
реальной проблемы, для решения которой необходимо обучение
|
Выбор
ведущей образовательной потребности, которые можно сгруппировать по семи основным
блокам: общее образование, профессиональные навыки, здоровье, семейная жизнь,
общественная жизнь, досуг, развитие личности
|
Диагностика
обучающегося
|
Определение
образовательных потребностей обучающегося исходя из объема и характера жизненного
опыта, физиологических и психологических особенностей, когнитивного и учебного
стиля
|
Планирование
процесса обучения
|
Цели,
задачи, содержание обучения. Оптимальное структурирование содержания. Формы и
методы обучения.
Критерии,
формы, методы и процедуры оценивания достижений.
Заключение
учебного контракта
|
Создание
условий реализации процесса обучения
|
Комфортные
физические условия, оптимальная психологическая атмосфера, необходимые учебно-методические
материалы.
|
Реализация
процесса обучения
|
Предпочтение
созданию проблемных ситуаций, использованию эвристических, исследовательских,
проектных методов обучения, и других методов, обеспечивающих высокую включенность
обучаемых в процесс обучения и возможность использования их опыта
|
Оценивание
процесса и результатов обучения. Коррекция процесса обучения
|
Выявление
у обучающихся реального уровня овладения учебным материалом, определение не усвоенных
разделов учебного материала. Определение
дальнейших обучающих потребностей обучаемых. Оценка качества программы и эффективности
всего процесса обучения. Внесение корректив в организацию процесса обучения
|
P.S. Этот конспект (как и ранее написанные к неделе № 8) содержат наиболее важные (ну для меня по крайней мере) выдержки из русскоязычных источников к учебной неделе. Приятного пользования.
Спасибо, очень лаконично и понятно
ОтветитьУдалить