Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

воскресенье, 26 февраля 2012 г.

Коллаборативное и кооперативное обучение (Неделя № 10). Конспект



Коллаборативное и кооперативное обучение весьма близкие друг к другу понятия.

Если коллаборативное обучение (коллаборация – сотрудничество, совместная работа) есть, скорее, некоторая теория взаимодействия в учебном процессе, определение общей его направленности, то кооперативное обучение представляет собой структуру и способ структурирования такого взаимодействия. Иными словами, кооперация есть средство реализации коллаборации.

Коллаборация акцентирует совместность работы, кооперация – продукт этой работы. Модель коллаборативного обучения может рассматриваться в качестве некоей личной философии, а не только учебной техники. В любой группе люди ищут способы установления сотрудничества друг с другом. В основе коллаборативного обучения лежит консенсус, формируемый на основе кооперации членов группы в противоположность соревновательному принципу, столь характерному для традиционной педагогики.

Кооперативное обучение имеет в основном американские корни, опираясь главным образом на идеи Дж. Дьюи, подчеркивавшего социальный характер обучения, и на исследования групповой динамики К. Левина. Кооперативное обучение ориентировано на использование количественных методов, которые учитывают достижения, т. е. результаты обучения.
Кооперативное обучение представляет собой структурированную, систематическую учебную стратегию, при которой малые целенаправленно отобранные группы в 3–5 студентов работают вместе над общей целью, создавая при этом некоторый конечный продукт, обладающий содержательной конкретностью. Иными словами, речь идет о систематическом применении содержательно свободных способов организации социального взаимодействия в аудитории при предписывании поведения на каждом шагу. Каждый студент при этом индивидуально отвечает за результаты своей работы, а преподаватель выступает в роли консультанта процесса группового обучения. Кооперативное обучение более целенаправленно, чем коллаборативная система организации учебной деятельности, и больше центрировано на преподавателе.

Кооперативное обучение базируется на следующих принципах:
  1. Социальные цели – это общие цели всех членов группы.
  2. Личная ответственность каждого участника группы
  3. Неоднородный состав группы. Группа состоит из учащихся разного уровня успеваемости, разными способностями и навыками.
  4. Одинаковая степень ответственности всех членов группы. Все учащиеся в группе несут ответственность за работу в группе, поэтому нет лидера, назначенного старшими или учителями.
  5. Взаимная поддержка. Члены группы помогают и поддерживают друг друга, чтобы оптимально выполнить порученное каждому задание.
  6. Общее и специальное образование. Кооперативная работа в группе охватывает оба аспекта: как успешное продвижение в познавательном учебном процессе каждого учащегося, так и завязывание, и поддержание хороших рабочих (и не только) отношений между членами группы.
  7. Социальные навыки. Для успешной кооперативной работы необходим целый ряд социальных навыков: умение слушать, уважать мнение оппонента, выражать критику с целью исправления ошибок.

    Возможно как формальное, так и неформальное кооперативное обучение.
   Формальное кооперативное обучение происходит тогда, когда студенты работают вместе в стабильных группах в течение достаточно длительного срока для достижения общих учебных целей и совместного выполнения предложенных заданий. Неформальное кооперативное обучение выражается в создании временных, сиюминутных групп для кратковременной работы в рамках одного занятия. При этом здесь решаются следующие задачи: (а) концентрирование внимания студентов на изучаемом материале; (б) создание настроения, способствующего активной учебной деятельности; (в) обозначение ожиданий, которые должны быть реализованы на занятии; (г) возбуждение у студентов когнитивных процессов. Чаще всего неформальное кооперативное обучение (3–5 мин.) используется в начале и конце занятия.
  
  Коллаборативное обучение имеет британские корни, в частности, основываясь на работе английских преподавателей, исследовавших пути помощи студентам посредством повышения их активности в обучении. Коллаборативное обучение больше внимания обращает на качественный подход, на анализ, скажем, речи студента при ответе  по поводу литературного текста или исторического источника. Не случайно, что оно и получило свое развитие прежде всего в обучении гуманитарным дисциплинам.
Коллаборативное обучение включает множество видов группового обучения: тьюторство, совместные исследовательские проекты студентов и преподавателей, краткосрочные целевые группы, учебные сообщества и другие. Но все они так или иначе исходят из принципа кооперативной организации учебной деятельности.

Коллаборативное (совместное) обучение - это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися, либо между обучающимися и преподавателем. Участники процесса получают знания через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание смыслов. Коллаборативное обучение включает такие форматы как групповые проекты, совместные разработки и т. п.

На первый взгляд, тренинг попадает под определение коллаборативного обучения, т. к. в нем идет тесное взаимодействие. Различие кроется в длительности обучения - коллаборативное более растянуто во времени, кроме этого участники имеют постоянный доступ к общению друг с другом и преподавателем.

В последнее время коллаборативное обучение получило новую трактовку в контексте электронного обучения (computer-supported collaborative learning). В этом смысле коллаборативное обучение – это использование сервисов веб 2.0 (вики, блогов, социальных сетей, совместных приложений, виртуальных, сообществ практики (Сommunities of Practice – CoP) и т. п.) в целях обучения.

 Причины сопротивления внедрению.
     1. Боязнь потерять содержательный и дисциплинарный контроль над аудиторией, который, как считается, хорошо обеспечивается традиционным преподаванием. За этим, кстати, может скрываться недостаточная уверенность преподавателей в себе. Преподаватель по определению считается экспертом в своей области, способным ответить на любые вопросы. 
Коллаборативное и кооперативное обучение вполне может поставить его в непредвиденные и трудные ситуации, так как у студентов могут возникнуть такие вопросы и в такой форме, которые окажутся трудными для преподавателя. Техника коллаборативного обучения побуждает студентов формулировать собственные конструкты и способы понимания материала. 
Перенос центра внимания на студентов уменьшает возможности преподавателей демонстрировать свои знания и опыт и может заставить усомниться в их профессиональных качествах.
     2. Опасение не выполнить программу, поскольку рассматриваемые методы, как может показаться на первый взгляд, при их использовании занимают слишком много учебного времени и не позволяют все рассказать и объяснить. Однако исследования свидетельствуют об обратном – при коллаборативном и кооперативном обучении осваивается значительно больше материала и его усвоение является более прочным. Правда, с этим связана другая проблема – необходимость подготовки значительного количества вспомогательных материалов для работы студентов. Кроме того, требуется использовать альтернативные способы оценки, в частности оценки групповой. К тому же не каждый преподаватель способен выдерживать шум и внешнюю дезорганизованность при групповой работе в аудитории.

     Впрочем, не только преподаватели сопротивляются внедрению этих методов, сопротивляются и студенты, поскольку, как очевидно, этим увеличивается их ответственность, от них требуются самостоятельный поиск и самостоятельная работа. Проще, конечно, выслушать преподавателя, а затем пересказать услышанное на экзамене.
  

1 комментарий:

  1. К сожалению, есть еще более простой механизм, который работает во всех ВУЗах и только очно...

    ОтветитьУдалить