Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

пятница, 22 января 2016 г.

6 ученых о которых должны знать учителя (часть 1)





Выго́тский Лев Семёнович (1896-1934)

Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющие задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.

Понятие «зона ближайшего развития» — логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Смысл этого понятия, состоит в том, что обучение «вызывает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития, которые сейчас являются для ребенка еще возможными в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но которые, проделывая внутренний ход развития, становятся затем внутренним достоянием самого ребенка».

«Педагогика, — писал Выгодский, — должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития». Что понимать под этой зоной? Это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития.

В школе ребенок обучается «не тому, что он умеет делать самостоятельно, но тому, чего он еще делать не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с учителем и под его руководством. Центральным для всей психологии обучения моментом и является возможность в сотрудничестве подниматься на высшую ступень интеллектуальных возможностей, возможность перехода от того, что ребенок умеет, к тому, что он не умеет, с помощью подражания».

Но это должно быть подражание «не механическое, автоматическое, бессмысленное, а разумное, основанное на понимании подражательное выполнение какой-либо интеллектуальной операции». Подражание — это все, «что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве…». Но ведь «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно. … Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок может выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

Главной фигурой, по Выготскому, является сам ребенок как субъект собственной деятельности; учитель (воспитатель), пользуясь большими возможностями социальной среды, в которой живет и действует ребенок, может направлять и руководить личной его деятельностью с целью ее дальнейшего развития.


Жан Пиаже (1896-1980)

По мнению Пиаже, дети проходят четыре основных стадии когнитивного развития, на каждой из которых происходит существенное изменение их понимания мира. Благодаря наблюдению за своими собственными детьми, Пиаже разработал теорию интеллектуального развития человека, в которой выделял следующие стадии:
  • сенсомоторную (от рождения до 2 лет);
  • дооперационную (от 2 до 7 лет);
  • стадию конкретных операций (от 7 до 11 лет);
  • стадию формальных операций (она начинается в подростковом возрасте и охватывает всю взрослую жизнь человека).
Каждая из четырех стадий имеет свои особенности с точки зрения происходящих в интеллектуальной сфере ребёнка изменений.
  1. Сенсомоторная стадия. На этом этапе малыши приобретают знания через чувственный опыт и управление объектами окружающей действительности.
  2. Дооперационная стадия. На этом этапе дети познают мир через игру. Однако за внешне простым процессом игры стоит сложный процесс овладения логикой и восприятия точки зрения других людей.
  3. Стадия конкретных операций. На этом этапе развития дети начинают думать более логично, но их мышление всё ещё не обладает гибкостью мышления взрослого. Они, как правило, не понимают и не принимают абстрактных и гипотетических понятий.
  4. Стадия формальных операций. Заключительный этап теории Ж. Пиаже предполагает развитие логики, способности использовать дедуктивные рассуждения и понимать абстрактные идеи.

Основные понятия теории Ж. Пиаже

1. Схема действия. Схемы -это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир. С точки зрения Пиаже, схема включает в себя как само знание, так и процесс его получения. Как только ребёнок получил новый опыт, новая информация используется для изменения, дополнения или замены ранее существовавшей схемы. Если проиллюстрировать это понятие примером, то можно представить ребёнка, у которого есть схема о некоем типе животного — собаки, например. Если до настоящего момента единственным опытом ребенка было знакомство с маленькими собачками, то он может полагать, что собаками называются абсолютно все небольшие, пушистые четвероногие. Предположим теперь, что ребенок сталкивается с очень большой собакой. Ребенок воспримет эту новую информацию, включив её в уже существующую схему.

2. Ассимиляция. Процесс включения новой информации в ранее существовавшие схемы известен как ассимиляция. Процесс этот носит несколько субъективный характер, потому что мы, как правило, пытаемся немного изменить новый опыт или полученную информацию для того, чтобы подогнать её под уже сформировавшиеся убеждения. Восприятие собаки ребёнком из приведённого выше примера и, собственно, определение её как «собаки» — пример ассимиляции животного с детской схемой собаки.

3. Аккомодация. Также адаптация предполагает изменение или замену существующих схем в свете новой информации — то есть, процесс, известный как аккомодация. Она включает в себя само изменение существующих схем или идей в результате возникновения новой информации или новых впечатлений. Во время этого процесса могут быть разработаны и совершенно новые схемы.

4. Уравновешивание. Пиаже считал, что все дети пытаются найти баланс между ассимиляцией и аккомодацией — это достигается как раз с помощью механизма, называемого Пиаже уравновешиванием. По мере прохождения стадий когнитивного развития важно поддерживать баланс между применением предварительно сформированных знаний (то есть, ассимиляцией) и изменением поведения в соответствии с новой информацией (аккомодацией). Уравновешивание помогает объяснить то, как дети способны переходить от одного этапа мышления к другому.


Есть для специалистов один, думаю, небезинтересный источник: Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 191 с. http://psychlib.ru/mgppu/kgp/kgp-001-.htm

воскресенье, 10 января 2016 г.

Компетентностно-ориентированное обучение

Инфографика: "The ABC’s of Competency-Based eLearning"



В обобщенном виде компетентность определяется как способность человека реализовать на практике свои знания, по выполнению конкретных профессиональных задач а также как его отношение к выполняемой работе.

Компетентность является:
  • Измеримой. Вы можете измерять уровни мастерства двух лиц на основе выполнения ими подобных задач с использованием идентичных инструментов.
  • Видимой. Компетентное лицо "применяет" свои знания и решает реальные проблемы, нежели человек, который знает теорию, определения и понятия, что-то слышал, но не знает, что делать с этим знанием.
  • "Мобилизатором ресурсов". Компетентный человек не только имеет знания, но также обладает навыками и умениями применять их в реальном мире.
  • Этической. Компетентный человек не прибегает к неэтичным мерам чтобы выполнять свою работу. Он полагается на свои знания и умения (наверно имеется ввиду перекладывание ответственности, использование результатов чужого труда и т.д - К.Б.)

Что такое компетентностно-ориентированное обучение?

Помните, как вы изучали математику в школе? Вы узнали про сложение, вычитание, умножение и деление, прежде чем вы стали решать более сложные задачи.Вы были подведены к более трудному уровню, только если вы прошли предыдущие более легкие и научились решать задачи присущие им.

Компетентностно-ориентированное обучение позволяет учащимся двигаться по учебной программе в своем собственном темпе. Курс предоставляет новый материал на основе предыдущего и, соответственно, успешной аттестации на предыдущем уровне. При этом подходе фокус сосредоточен не на завершении учебной программы в течение определенного времени, а на овладении определенными умениями и навыками.



Каковы преимущества компетентностно-ориентированного обучения?

1) Актуальность в реальном мире.
Потому что его внимание сосредоточено на практическом применении знаний.


Совет: Не создавайте учебные модули, которые просто информируют о фактах. Вместо этого, используйте сценарии и тематических исследования, которые иллюстрируют практическое применение знаний. Кроме того, включайте в них инструменты оценки которые проверяют способность ученика решать реальные задачи.

2) Фокус на мастерстве.
Как уже говорилось, учащиеся не допускаются, на следующий уровень обучения, пока они не продемонстрировали применение навыков и умений на предыдущем.

Совет: Четко сформулируйте желаемые результаты обучения в самом начале модуля. Это устанавливает для ученика определенные ожидания и предотвращает разочарование и фрустрацию. Предоставляйте детальную обратную связь и критерии оценки. Объясняйте им почему они правильно или неправильно решили задачу или предложите лучшее решение.

3) Фокус на собственных достижениях.
Учебные программы на основе компетентности заставляют учащихся самих взять на себя ответственность их обучение. Учащиеся могут проходить программу, основываясь на собственном уровне знаний и навыков. Это создает среду для совместной работы, где учащиеся чувствуют себя поддерживаемыми и следовательно, будут мотивированы чтобы учиться самостоятельно.

4) Фокус на самостоятельности.
Модульность обучения придает гибкость курсу и позволяет учащимся проходить его в соответствии с их потребностями. Это дает ощущение собственного контроля над своей работой. В принципе из таких частей, вы можете создать множество курсов просто комбинируя различные модули.

Совет: Создавайте автономные обучающие модули.

5) Гибкость и персонализация.
Ученики могут отклониться от линейной структуры учебного курса и получить доступ к учебным модулям нелинейно, в зависимости от уровня их мастерства. Это поможет создать персонализированный опыта обучения, который сделает вашу программу более эффективной.

6) Целостное развитие.
Одним из самых больших преимуществ этого подхода является то, что он ориентирован на комплексное развитие личности. Учащийся учится приобретать знания и применять их для решения реальных проблем. Он также развивает самостоятельность в поиске знаний и мотивирует на их применение, а не на механическое заучивание.

четверг, 24 декабря 2015 г.

Самборский эксперимент (Национальная полиция)

9 июня 2015 года МВД Украины провело так называемый "Самборский эксперимент" в рамках Львовского пилотного проекта реформирования милиции. Главная его цель — проверка действенности новой структуры низового подразделения органов внутренних дел, улучшение реагирования на сообщения о правонарушениях, круглосуточное присутствие сотрудников органов внутренних дел на территории обслуживания.

Кому интересны подробности - читать тут: http://gazeta.zn.ua/LAW/reforma-milicii-v-deystvii-_.html


*********

На эту тему есть и публикации и даже визуализации. На одной конференции я выступал с докладом о сущности и результатах эксперимента. В этом блоге я выкладываю презентацию и вот почему.

Меня часто спрашивают, а как кроме текста в слайде можно описывать работу полиции? Отвечаю можно и даже иногда нужно. В этой презентации я применил некоторые находки дизайна слайдов, которые нашел у своих иностранных коллег - думаю получилось неплохо.

Да и оригинальная визуализация, которая есть в сети мне не устраивала по многим параметрам (как не самый плохой пример оставил таким последний слайд))) )


Единственное, что не удастся передать - это анимацию, которую я применил для постепенного раскрытия схем работы полиции.

П.С. За цифры и подробности благодарю Олега Мартыненко и  Национальную общественную платформу "Реформируем МВД: прозрачность и ответственность".

П.С. 2 Хотя честно говоря и с картами, фигурами, оттенками некоторых цветов и шрифтами пришлось повозиться. Такое за полчаса на коленках не соорудишь.



понедельник, 14 декабря 2015 г.

10 приемов сделать обучение похожим на игру


10 STRATEGIES TO MAKE LEARNING FEEL MORE LIKE A GAME (http://www.teachthought.com/pedagogy/30225/)



1. Привлекайте студентов к дизайну классной комнаты, аудитории или любого другого учебного пространства.

2. Дайте им второй шанс (и третий и четвертый тоже). Все студенты должны иметь второй шанс, когда они терпят неудачу. В этом случае они анализируют и исправляют свои ошибки, учатся преодолевать неудачи, устраняют психологическое давление, которое создает "единственный шанс".

3. Поощряйте обратную связь. Обратная связь имеет важное значение в любой игре или учебной группе. При групповом обучении студенты работают вместе над определенными проблемами, учатся идти на уступки, строить отношения с другими учениками, и получают поддержку от преподавателя в случае необходимости. Как и в игре, обратная связь  от коллег по команде также важна как и от руководителя.

4. Используйте уровни и шкалы прогресса. Вместо оценки и процентов, учителя могут сделать шкалы, которые измерят прогресс студента. При выполнении заданий, тестов, или проектов они будут показывать движение ученика к намеченной цели или к следующему уровню подготовки.

5. Бросьте вызов. Мотивируйте студентов создавая для них определенные миссии и срочные проекты.

6. Дайте им выбор. Классы (группы) в которых внедряются игровые механики часто позволяют студентам выбирать различные пути в изучении предмета. Это позволяет студентам творчески развивать и применять свои знания.

7. Используйте награды. Они представляют собой символ достижения, стимулируют студентов продолжить работу по повышению их уровня мастерства, и повышают доверие.

8. Интеграция индивидуальных и групповых достижений. Учителя могут внедрять разные системы вознаграждений. Награды могут быть выданы как всей группе, так и отдельному студенту за достижение определенных успехов. Это создает атмосферу взаимопомощи и товарищества.

9. Использование информационных технологий. Системы управления классами такие как ClassRealm, ClassDojo и Gamestar являются хорошими инструментами, которые могут помочь учителям повысить свой опыт в геймификации.

10. Подчеркните навыки их мастерства. В гемификации приоритетным является  предоставление студентам гибкой среды для  самостоятельного обучения. Подчеркните важность использования критического мышления, решения проблем, сотрудничества, творчества и применения полученных знаний.

воскресенье, 6 декабря 2015 г.

Как интегрировать элементы Storytelling в электронное обучение?

Перевод статьи "7 Tips To Integrate Storytelling Into Your Next eLearning Course" (http://elearningindustry.com/7-tips-integrate-storytelling-next-elearning-course)


1. Придумайте сюжет истории и релевантного персонажа.
Каждый персонаж в вашей истории должен иметь отношение к учащимся и их контексту (работе, учебе, профессиональным обязанностям), а диалоги должны быть реалистичными. Персонажи могут также обозначать что-то или кого-то, например, человека, который испытывает недостаток профессиональных навыков и пытается развиваться посредством прохождения вашего электронного курса. Однако имейте в виду, что персонажи или история в целом являются инструментом, с помощью которого вы достигаете ваших основных целей обучения. Хотя вы всегда можете включить в курс немного юмора или некий отвлеченный разговор между персонажами, чтобы сделать курс более реалистичным, но желательно, чтобы диалоги были привязаны к теме курса и не давали слушателям неактуальную для них информацию.


2. Не забудьте включить в курс основные элементы повествования.
Каждая хорошая история имеет сюжетную линию, в которой присутствует основная вступительная часть, проблема или конфликт, которые в дальнейшем могут быть разрешены. Ваш сюжет должен апеллировать к чувствам учащихся, чтобы эмоционально связать их содержанием курса. Другими словами, они должны быть погружены в историю так, чтобы она становилась эффективным средством обучения (здесь мне кажется имеется ввиду решение курсом проблем самих учащихся - чтобы они идентифицировали себя с персонажем истории - Б.К.)

3. Используйте высококачественные изображения для иллюстрации основных моментов сюжета.
Используйте изображения высокого качества для визуального представления основных элементов истории и обратите внимание учащихся на ключевые точки, которые они должны запомнить. При выборе изображения, попробуйте мыслить нестандартно и апеллировать к эмоциям. Например, если вы создаете историю о двух людях, которые пытаются достичь определенной цели посредством сотрудничества, вы можете использовать фотографии, которые релевантны определенным частям (действиям) вашего повествования, а не только стандартные фото двух людей.

4. Всегда интегрируйте основные идеи в сюжет.
Вся история должна иллюстрировать основную идею, которую вы пытаетесь донести до аудитории. Сюжет сам по себе должен включать ключевые моменты вашего предмета. Иногда бывает так, что история перестает относиться к целям вашего курса, из-за чего возникает риск не достичь поставленных учебных целей. Каждый персонаж, и каждый образ, который вы выбираете, должен отражать основную цель вашего курса. В противном случае, курс будет только развлекать учащихся.

5. Стройте повествование, которое привлекает внимание, а не отвлекает учащихся.
Если вы собираетесь представить в вашем курсе историю с помощью рассказчика (ведущего), то вы должны быть уверены, что рассказчик будет ментором (проводником) для учащегося, а не шоуменом. Во многих отношениях, рассказчик просто литературный прием, который усиливает историю и выделяет ключевые аспекты электронного курса. Если вы, например, представляете историю голосом (аудио), избегайте переизбытка информации и "украшений" голоса (акцент и т.д.) - это будет только отвлекать ученика от прохождения курса. Когда вы выбираете голос рассказчика и ритм рассказа, вы должны выбрать в пользу ясности, а не уникальности, так как это будет гарантировать то, что учащиеся могут в полной мере понять то, что сказал ведущий.

6. Сделайте историю короткой чтобы предотвратить когнитивные перегрузки.
При создании историй, попытайтесь сделать ее более короткой (емкой), чтобы избежать когнитивной перегрузки. С другой стороны, она не должна быть настолько короткой, чтобы не принести учащимся реальную пользу. Избегайте путаницы и информационной перегрузки, ограничьте число персонажей или конфликтов (проблем) убедитесь, что все ваши элементы повествования хорошо представлены и интересны для учащихся.

7. Сделайте ваш рассказ интерактивным.
Вместо того чтобы писать длинные текстовые абзацы сделайте ваш рассказ интерактивными в виде слайд-шоу или презентации. Таким образом учащиеся могут сами перейти к следующей части сюжета, или принимать собственные решения, которые будут влиять на развитие сюжета. Это может помочь им увидеть последствия своего выбора, чтобы определить наилучший подход к решению проблемы. Конечно, такой подход может отнять больше времени и ресурсов на создание элементов и сценария курса, но в конечном итоге считаем, что это сделает обучение более привлекательным, эффективным, и запоминающимся.

Кристофер Папас также дает дополнительные ссылки на ресурсы сторителлинга:

  1. Инструменты для сторителлига (http://elearningindustry.com/free-digital-storytelling-tools-for-teachers-and-students)
  2. Основы обучения с помощью сценариев (http://elearningindustry.com/the-basics-of-scenario-based-e-learning)
  3. Приемущества сторителлинга в электронном обучении (http://elearningindustry.com/win-over-your-e-learners-with-storytelling)

четверг, 26 ноября 2015 г.

"Разочарование" в elearning

Оригинал инфографики (http://elearninginfographics.com/elearners-become-frustrated-infographic)


1. Причины разочарования слушателей:
  • Учебный курс не соответствует целям студента и уровню его знаний. Если учащийся не видит актуальность курса и возможность его практического применения для решения своих реальных проблем, он потеряет интерес.Чтобы избежать этого, специалисты по электронному обучению должны понимать, что материал учебного курса не может быть абсолютно одинаков для всех.
  • Имеют неверные ожидания. Слушателю надо напоминать, что электронное (онлайн) обучение требует столько же усилий, как и любой другой тип обучения. Следует помнить и о том, что слушателям надо иметь определенные технологические навыки, которые позволят им успешно пройти курс. 
  • Нехватка времени. Люди часто думают, что они могут уделить онлайн-курсам немного времени и закончить их очень быстро. Это не совсем верно. Когда мы не очень хорошо знакомы с электронным (онлайн) обучением, надо учитывать, что потребуется определенное время, чтобы научиться организовывать и управлять своей деятельностью.
2. Почему и как разработчики учебных курсов влияют на "разочарование" слушателей
  • Не проходили электронное обучение как слушатели. Очень важно, чтобы разработчики учебных курсов сами испытали состояние онлайн студента. Это поможет им понять элементы, которые действительно важны для процесса обучения, навыки, которые должны быть оценены и как взаимодействовать с содержанием курса.
  • Предоставление неясных инструкций. Не думайте, что только потому, что учащиеся пришли в ваш курс, они не нуждаются в четких инструкциях и методической информации. Не зная, что им делать, или не понимая шагов, которые они должны пройти может существенно повлиять на восприятие учебного материала, вплоть до отказа от прохождения курса. Если вы даете четкие инструкции для ваших слушателей, уровень их "разочарования" значительно уменьшится.
  • Переизбыток информации. Поставьте себя на место ваших студентов обувь, посчитайте их рабочую нагрузку и реалистично подумайте о том, как много своего времени они действительно могут посвятить работе в вашем курсе. Курсы электронного обучения это не электронные книги, мозгу требуется отдых, а информация должна подаваться постепенно.
  • Нет взаимодействия или сотрудничества. Никогда не забывайте, что обучение это процесс создания знания, во взаимодействии с другими, людьми. Совместная работа, активная оценка и представление иных точек зрения обогащает ваш курс. Дайте слушателям почувствовать, что они являются частью сообщества. Если не способствовать взаимодействию, студенты чувствуют себя изолированными, немотивированными и разочарованными.
3. Почему и как компания влияет на "разочарование" своих слушателей
  • Не создает для слушателей вспомогательные каналы для обратной связи и помощи. Создание таких каналов (часы, форумы и т. д.) с самого начала может помочь решить проблемы слушателей на ранней стадии обучения. 
  • Не принимают во внимание необходимые технологические ресурсы. Отсутствие необходимых программ, технических средств и т.д. или их альтернатив может быть непреодолимым препятствием для успешного обучения и может привести к тому, что студент утратит мотивацию.
  • Не создают службу технической поддержки. В идеале, при любой организации обучения должен быть специалист, который решит технические проблемы пользователя различными путями и по различным каналам связи (по электронной почте, телефону, мессенджерам). Эти люди или команды должны быть дружелюбны, терпеливы и обладать достаточными техническими знаниями и умениями, чтобы помочь слушателю решить их проблемы.
  • Нет проверки ресурсов. Перед запуском материала, компании должны убедиться, что материалы будут считываться и отображаться правильно, а также что они имеют актуальное содержание, подходящий формат и юзабилити.

воскресенье, 15 ноября 2015 г.

Выступления о презентациях

10 и 11 ноября этого года мне удалось выступить на 2-х конференциях с докладами по основам разработки презентаций и дизайне.

Причем, в первом случае тему о презентациях выбрали сами организаторы, чем меня безумно порадовали (обожаю эту тему). Пригласил на выступление не только преподавателей, но и курсантов (дело происходило в академии Национальной гвардии Украины). Прошло все на ура, особенно впечатлили своей активностью именно курсанты.








Во втором случае говорю спасибо Марине Ефимовне Вайндорф-Сысоевой, которая включает меня в состав докладчиков конференции "Виртуальная реальность современного образования". Тема дизайна и типографики для меня новая, но думаю, что первый блин комом не вышел. Жду от всех коллег, кто присутствовал отзывы любой степени восхищения и недовольства.

Посмотреть и скачать вебинар можно тут: http://goo.gl/tDMDox





П.С. Еще раз выражаю благодарность Юрию Борисовичу Мельнику и Марине Ефимовне Вайндорф-Сысоевой за возможность присутствовать на этих замечательных мероприятиях, снова встретиться со своими друзьями и коллегами и получить огромную пользу от увиденного и услышанного.