Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

четверг, 9 февраля 2012 г.

Когнитивизм (неделя № 8). Конспект


 Когнитивизм – это особое направление в науке,  объектом изучения которого является человеческий разум, мышление и те ментальные процессы и состояния,  которые с ним связаны.  Это наука о знании и познании,  о восприятии мира в процессе деятельности людей.

Когнитивная психология (основа когнитивизма) изучает то,  как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания,  и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. 
Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов - от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития.
Основоположником когнитивной теории обучения, положенной в основу сознательного подхода, является американский психолог Дж. Брунер, книга «Психология познания» (М., 1977)

Когнитивные теории учения можно разделить на две группы.
1.         Первую группу составляют информационные теории, рассматривающие учение как вид информационного процесса. Фактически познавательная деятельность человека отождествляется с процессами, происходящими в компьютерах.
2.         Вторая группа представителей когнитивного подхода к процессу учения остается в пределах психологии и стремится описывать этот процесс с помощью основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т.д.

РАЗВИТИЕ личности связано с развитием познавательных процессов, ЧЕЛОВЕК — познающее, думающее, анализирующее существо, способное воспринимать, анализировать информацию и принимать целесообразные решения в любых сложных проблемах.
РЕАКЦИЯ зависит не от самой ОБЪЕКТИВНОЙ СИТУАЦИИ, а от того, как воспринял, понял и оценил эту ситуацию человек, от его СУБЪЕКТИВНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ситуации.
После выполнения РЕАКЦИИ человек анализирует, оценивает свои действия, на основе чего в дальнейшем может корректировать интерпретацию ситуации и тип своей реакции.

При изучении того или иного предмета обучаемые должны получить некие общие, исходные знания и умения, которые позволяли бы им в дальнейшем делать широкий перенос, выходить за рамки непосредственно полученных знаний. Характеризуя процесс овладения предметом, Брунер выделяет три процесса, которые, по его мнению, протекают почти одновременно:
1) получение новой информации;
2) трансформация имеющихся знаний, их расширение, приспособление к решению новых задач;
3) проверка адекватности применяемых способов к стоящей задаче.

Когнитивные формы научения:
1.         Научение путем рассуждений. На основе мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения, логических рассуждений находится решение.
2.         Перцептивное научение. Изменение восприятия какого-либо объекта в результате предшествующих восприятий этого же объекта. Выдвигаются гипотезы: к какой категории можно отнести воспринимаемое с наибольшей вероятностью.
3.         Концептуальное научение. Формирование понятий на основе абстрагирования - поиск черт сходства между двумя объектами. Обобщение - подведение под понятие новых предметов, имеющих общее свойство с предметами, послужившими для выработки данного понятия. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий