Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

суббота, 3 марта 2012 г.

Формальное, неформальное социальное обучение (Неделя 11). Конспект


Формальное обучение – происходит в организованном и иерархически структурированном контексте, завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата, имеет определенную продолжительность по времени, основывается на утвержденной учебной программе, организовано формальными, преимущественно зарегистрированными, организациями.

Неформальное обучение – происходит часто вне специального образовательного пространства, в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения, в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером. Оно а также представляет собой различные курсы, тренинги, короткие программы, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности, обычно не сопровождается выдачей документа, чаще всего носит целенаправленный и систематический характер.

Информальное обучение - индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное обучение, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеет определенной структуры.
В большинстве случаев, особенно в американской модели, под информальными образованием подразумевается вообще любая социальная активность человека, изменяющая его сознание, расширяющая опыт, позволяющая освоить дополнительные компетенции и т.д. – всё то, что приобретается спонтанно, неконтролируемо самим человеком. В данной логике становятся трудно различимыми понятия образования и социализации, что, в свою очередь, актуализирует потребность в более детальной проработке понятия информального образования.
Как вид деятельности информальное образование, или самообразование обладает следующими признаками.
Во-первых, это систематическая учебная деятельность при минимальной организации образовательного процесса или при полном отсутствии руководства им со стороны педагогических работников.
Во-вторых, это деятельность, связанная с коммуникацией в самом широком смысле, направленная на получение любых новых знаний (необязательно научных или соответствующих утвержденным программам общего или дополнительного образования), навыков и любой систематизированной информации.
В-третьих, что наиболее существенно, в процессе самообразования индивид самостоятельно решает, в какой степени сочетать собственные предпочтения с требованиями и возможностями обучающей среды и окружения, долгосрочных интересов с ситуативными, внутренних и внешних факторов.

 Социальное обучение это «любой тип обучения, при котором человек непроизвольно обучается в процессе наблюдений или взаимодействия с другими людьми».
Идея социального обучения заключается в том, чтобы создать условия и предоставить инструменты для неформального обмена знаниями между сотрудниками.
В технологии социального обучения можно пользоваться этим определением и так называемой «Семеркой C». Специалисты из Bersin & Associates упоминали о четырех из этих компонентов: беседах (conversation), связях (connection), совместной работе (collaboration) и контенте (content). Признавая важность всех этих элементов, к ним все же можно добавить и еще три новых: удобство употребления [контента] – (consumption), контроль (control) и возможность создания пользовательского контента (contribution).
Таким образом, дополненная модель будет включать «семь C» социальных технологий:
Контент в форме источников знаний, опыта, экспертных консультаций – все начинается именно с этого.
Удобство потребления контента – он должен быть простым в использовании, проверяемым, легко находимым, классифицированным и с возможностью повторного использования.
Возможность создания пользователями собственного контента.
Беседы – обсуждения релевантности контента нуждам бизнеса.
Совместная целенаправленная работа над контентом, в которой и происходит социальное обучение.
Связи, которые устанавливаются с другими людьми в процессе работы с контентом. В высоко конкурентом бизнесе порой то, кого ты знаешь, куда важнее того, что ты знаешь. По мере образования связей обучение становится интенсивнее.
Контроль. Технологии социального обучения должны давать возможность управлять открытым континуумом, контролируя, какой эффект он имеет для бизнеса.

Социальное обучение – это демократичность в рабочей среде. Когда применяется такая парадигма, работник может задать вопрос коллеге в коридоре вне зависимости от статуса обоих и быть уверенным, что не нарвется на грубость, а получит ответ по существу. Социальное обучение – это полная автономность и независимость участников от какой-либо структурированной учебной программы. Это обращение к социуму в момент появления соотвествующей потребности.

Как вы понимаете, инструменты в данном случае играют второстепенную роль. Тем не менее, их более чем достаточно. Это могут быть и классическиие социальные сети типа Facebook, Twittter, Вконтакте и LinkedIn. Это может быть YouTube, который позволяет в отличие от остальных ещё и показать коллегам, как это делается. Не менее полезными окажутся и внутренние Wiki-сайты, персональные блоги сотрудников или любая другая платформа, рассчитанная на сохранение информации и обмен знаниями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий