Спасибо Владимиру Наумову за то, что навел на блог Ника Мильтона. В нем я нашел статью "4 способа включения в деятельность сообществ практики" (эти элементы, по мнению авторов важны для эффективного функционирования этих сообществ). Ник ссылается на работы:
1. Сообщества практики;2. Динамика управления сообществами практики.
Этот материал мне показался небезынтересным, поэтому взял на себя смелость перевести его для нашей аудитории.
1. Сообщества практики;2. Динамика управления сообществами практики.
Этот материал мне показался небезынтересным, поэтому взял на себя смелость перевести его для нашей аудитории.
Маленькое отступление: наконец нашел в 1-м источнике тех "лурков", о которых неоднократно говорил Иван Травкин. Вот виды участников сообществ практики (сетевых сообществ):
- Core Members (ключевые (активные));
- Occasional Participants (участники нескольких тем (временные, по-случаю));
- Lurkers (неактивные (скрывающиеся) участники - те которые наблюдают, читают, но не вносят существенный вклад в результаты сообщества).
Теперь снова к тексту:
1. Организационная включенность: в какой степени общее сетевое знание релевантно и интегрировано с формальной деятельностью организации. Эта "включенность" делится на:
По-моему тут было бы уместно добавить, что первые 2 категории охватывают внешнюю сторону сетевого сообщества, а 2 последние - его внутреннюю составляющую. Проще говоря, в идеале жизнь или деятельность сетевых сообществ, для того чтобы они именно так и назывались, должна описывать хотя бы такими признаками:
1. Организационная включенность: в какой степени общее сетевое знание релевантно и интегрировано с формальной деятельностью организации. Эта "включенность" делится на:
- институализацию - в какой степени результаты сетевой деятельности могут быть применены в формальных процессах организации (правила, процедуры, стратегии и т.д.
- актуальность - в какой степени обмен знаниями в сети считается ценным для организации.
- значение для практики - в какой степени "обмен знаниями в сети" относится к ежедневной практике участников;
- общая практика - в какой степени члены сообщества используют сетевые практики в своей деятельности (такие же практики, общие практики).
- чувство общности - степень, с которой участники чувствуют, что они принадлежат группе единомышленников;
- доверие - чувство безопасности и доверия в сообществе;
- взаимность - готовность членов сообщества помочь другим участникам;
- непосредственное общение - количество и возможности контактов лицом к лицу между участниками сообщества.
- "соединительность" - как члены сообщества связаны друг с другом;
- "знание, кто, где и знает, что" - в какой степени члены сообщества знают тех "кто знает" о каком то вопросе и как связаться с этими людьми до этих людей.
По-моему тут было бы уместно добавить, что первые 2 категории охватывают внешнюю сторону сетевого сообщества, а 2 последние - его внутреннюю составляющую. Проще говоря, в идеале жизнь или деятельность сетевых сообществ, для того чтобы они именно так и назывались, должна описывать хотя бы такими признаками:
- цели деятельности релевантны целям участников сообщества;
- деятельность сообщества строится вокруг вопросов, которые актуальны на текущий момент;
- результаты (продукты) сообщества можно и нужно применять в своей основной деятельности;
- сообщество имеет много активных участников, значит есть сильные социальные связи, в т.ч. и очные. Эти связи способствуют прочности сообщества и его влиянию.
- толерантность и открытость сообщества, что в свою очередь порождает сильные связи, а также может способствовать увеличению числа активных участников.
Если говорить о первых двух признаках, то они хорошо соотносятся с мыслями В.Наумова о том что в любой группе (читай сообществе) нужна цель и ясные правила взаимодействия в ней, также ей требуется лидер (лидеры), которые возьмут на себя главное бремя достижения целей группы.
Если есть что добавить - буду рад, в т.ч. корректировке перевода.
Константин, спасибо за удачный перевод. Буду думать. Благодаря Вам есть над чем. Пункт 3 можно назвать близким нашей культуре - эмоционально-ценностные отношения. Что такое идентичность в данном контексте?
ОтветитьУдалитьЕсть очень интересный и сильный момент с точки зрения психологии. Сильные связи возникают при наличии оф-лайн и он-лайн общения.
Это перекликается с исследованиями отечественных психологов и является необходимым условием. Достаточное условие - наличие установки на сотрудничество и самоорганизацию.
Вообще акцент сделан на связи, а сами составные элементы т.е. участники - не охарактеризованы.
Спасибо за пост, Константин. Материал Ника Мильтона - лишь верхушка айсберга, ИМХО, и какие там процессы ниже "ватерлинии" еще, видно, не до конца разгадано. И, согласен с Вадимом, следует следующим шагом описать поведение и установки участников сообществ.
ОтветитьУдалитьОднако без учета позиций менеджмента, стиля управления, реальных особенностей той или иной культуры в организации (будь то учебная или производственная) характера взаимодействия, ИМХО, не описать.
Для большей ясности заострю: какими должны быть менеджмент и культура в организации, чтобы сообщества практики зажили полноценной жизнью и давали полноценные результаты?
Первое что напрашивается - менеджеры сами должны участвовать в таких сообществах, а если одними из лидеров будут - вообще класс. Хотя это наверное утопия.
ОтветитьУдалитьAt Forex Trading Reviews We Have Cracked A Way To Help All Traders With Their Online Trading Journey. We Have Consolidated All The Top Stock Brokers, Best Trading Strategy Providers And Other Investment Tools In One Place. Our Review Pages Allow You To Narrow Down Your Choices And Find The Broker That Is Perfect For You.
ОтветитьУдалить