Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

воскресенье, 21 августа 2011 г.

А вот так тоже бывает (Не дай бог)


Недавно удалось поучаствовать в одной конференции по вопросам организации учебного процесса в ВУЗах МВД. О впечатлениях не буду – не в этом суть. Вчера, наконец, получил сборник тезисов всех докладов и немного просмотрел их….

Каково было же мое удивление, когда прочитав один доклад (кстати, авторов не было на заседании нашей секции) я увидел копию своего доклада (и последующей моей статьи тоже) опубликованных мною ранее в городе Тернополе в 2010 году.

ВОТ ИМЕННО, ЧТО КОПИЮ ПОЛНУЮ И БЕЗПОВОРОТНУЮ, БЕЗ ССЫЛОК БЕЗ НИЧЕГО, А ИМЕННО  ПЕРЕДРАННУЮ (другого слова не подберу) СЛОВО В СЛОВО БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ.

Мы все при подготовке публикаций пользуемся литературой в той или иной степени, но что бы целиком и без ссылок (((((

Естественно, что автор не указал источник, из которого была взята данная информация.
Кроме всего прочего, там в списке литературы указана книга моего друга и единомышленника Кухаренко В.Н. «Технология создания дистанционного курса», которая в моей оригинальной публикации была указана, всего лишь как основополагающая в рамках организации дистанционного обучения, но не применительно к системе МВД.
Тем не менее, в докладе уважаемого автора не указано, как она конкретно помогла ему при работе над данной публикацией (ссылок по тексту нет )))), т.е. автор ее в глаза не видел наверное, а оставил в списке литературы из-за подходящего названия. А последний источник литературы  – так вообще улыбнул.

Доказательства – их есть у меня
(и оригиналы найдутся – уж поверьте).

По крайней мере, какие-то части моей основной (последней) публикации были ранее размещены здесь:

1.       Бугайчук К.Л. Перспективи впровадження дистанційного навчання в навчальний процес ВНЗ МВС України [Текст] / К.Л. Бугайчук // Вісник Харківського національного університету внутрішніх справ. – 2008. – Вип. 43. – С. 335-339.
2.       Бугайчук К.Л. Використання мультимедіа технологій в навчальному процесі за заочною формою навчання [Текст] / К.Л. Бугайчук // Науковий вісник Дніпропетровського державного університету внутрішніх справ. – 2010. – № 1 (47). – С. 332- 341.
3.       Бугайчук К.Л. Технології дистанційного навчання: можливості застосування в навчальному процесі за заочною формою навчання [Текст] / К.Л. Бугайчук // Інформатизація ВНЗ МВС України: Матеріали науково-практичної конференції 28 травня 2009 р., Харків. – Х.: ХНУВС, 2009. – С.33-36.
4.       Бугайчук К.Л. Нормативно-правове забезпечення дистанційного навчання в системі МВС України впровадження [Електронний ресурс] / К.Л. Бугайчук // Матеріали семінару з обміну досвідом впровадження технологій дистанційного навчання у вищих навчальних закладах МВС України. – Харків, 27 травня 2010 р. – 120 Min/4.7GB – Х.: ХНУВС, 2010. – 1 електрон. опт. диск (DVD-ROM): кольор.; 12 см. – Систем. вимоги: Pentium-466; 64 Mb RAM; DVD-ROM Windows 2000/NT/XP/7. – Назва з контейнера.
5.       Бугайчук К.Л. Модернізація підготовки працівників ОВС за допомогою інформаційних технологій дистанційного навчання [Текст] / К.Л. Бугайчук // Держава і право: проблеми становлення і стратегія розвитку: Матеріали ІV Міжнародної науково-практичної конференції 21 -22 травня 2011 р., Суми. –  Суми.: Сумська філія ХНУВС, 2011. – С. 632-635
6.       Бугайчук К.Л. Організація навчального процесу за заочною формою навчання [Текст]: Практичний посібник / О.М. Головко, І.А. Логвиненко, К.Л. Бугайчук; за заг. ред. О.М. Головко. – Харків, 2008. – 260 с.

Все же обобщающие  моменты нашли отображение вот в этой статье и тезисах моего доклада в Тернополе в октябре 2010 года:

1.     Бугайчук К.Л. Дистанційне навчання у вищих навчальних закладах МВС України: сучасні проблеми та напрями впровадження [Електронний ресурс] / К.Л. Бугайчук // Впровадження електронного навчання в освітній процес: концепції, проблеми, рішення: Матеріали міжнародної науково-практичної конференції 21-22 жовтня 2010 р., Тернопіль, ТНПУ, 2010. – Режим доступу: http://conf.fizmat.tnpu.edu.ua/?p=72

2.     Бугайчук К.Л. Дистанційне навчання у вищих навчальних закладах МВС України: сучасні проблеми та форми впровадження [Текст] / К.Л. Бугайчук // Наукові записки Тернопільського національного педагогічного університету імені Володимира Гнатюка. Серія: Педагогіка. – 2011. – № 1. –С. 54-60.

Кроме этого АВТОРОМ в свое время были подготовлены и направлены в (тогда Департамент образования и науки МВД Украины) следующие предложения (они то и стали основой моих публикаций):
1.     Письмо ДОН МВД Украины от 16 декабря 2008 года № 43/1514 «О разработке Методических рекомендаций» - подготовлены предложения по вопросам, решения которых целесообразно рассмотреть при формировании Методических рекомендаций по организации учебного процесса в вузах МВД Украины. Соответствующие материалы направлены в ДОН МВД Украины 5 января 2009 года.
2.     Письмо ДОН МВД Украины от 15 апреля 2008 года № 43/428 «Об усовершенствовании компьютерного обеспечения вузов» подготовлены предложения по разработке проекта Положения о дистанционном обучении в ведомственных учебных заведениях, которые направлены в ДОН МВД Украины 27 мая 2008 года.
3.     Письмо ДОН МВД от 11 июня 2009 года № 43/470 «О целесообразности функционирования дистанционной формы обучения» - подготовлены предложения о целесообразности функционирования дистанционной формы обучения в ННИ ЗДНС ОВД, направлены в ДОН МВД 10 июля 2009 года.


Оригинал СВОЕЙ СТАТЬИ приводить не буду – я думаю, хватит и этой электронной ссылки на оригинал МОЕГО доклада http://conf.fizmat.tnpu.edu.ua/?p=72

А вот и ТОТ другой «АВТОРСКИЙ» вариант который меня удивил – найдите разницу если не лень)))))

Вот так, обидно до жути, первый раз с таким сталкиваюсь, надеюсь, что последний.

P.S.  Фамилию иного автора не привожу потому, что удалось с ним связаться и мне пообещали такого не делать и на этом спасибо.

пятница, 5 августа 2011 г.

Не убавить не прибавить (В. Кухаренко о вебинарах)


Пользуясь статусом коллеги и друга В.Н. Кухаренко, взял на себя смелость вставить в свой блог его статью о вебинарах (вот уж точно - все самое лучшее)

3 августа 2011 г.
Качественный дистанционный учебный процесс обязательно предполагает общение ‑ асинхронное (почта, форум) и синхронное (чат, скайп). С 2009 года началось активное распространение нового средства общения — вебинара.

Вебинар (веб + семинар = вебинар) ‑ групповая работа в Интернете с использованием современных средств общения ‑ видео, флеш и чата подобное.

Вебинар, как правило, проводится через социальные сервисы в Интернет, для чего необходимо зарегистрироваться на соответствующем сайте и открыть свой виртуальный класс.При бесплатном сервисе количество участников, как правило, ограничена 20 членами, количество записей тоже ограничена (Wiziq.com ‑ три записи) или выполняется частично (dimdim.com).Платный сервис обеспечивает больше возможностей.В некоторых случаях программное обеспечение можно установить на сервере организации (как бесплатно, так и платно).

Программное обеспечение для проведения вебинаров, как правило, позволяет:

  • Демонстрировать документы в наиболее распространенных форматах;
  • Передавать речь и видеоизображение ведущего и нескольких участников;
  • Общаться в чате и приватном чате;
  • Демонстрировать видеоролики;
  • Рисовать графические объекты и текст на белой доске;
  • Осуществлять перехвата экрана компьютера;
  • Размещать файлы для обмена;
  • Проводить опросы слушателей.
Вебинары могут быть использованы для проведения:
  • Лекций с обратной связью;
  • Тематических семинаров;
  • Защиты выполненной работы;
  • Групповой работы;
  • Проведение опросов;
  • Демонстрации техники работы на компьютере;
  • Презентации различных коммерческих продуктов;
  • Тренинга.
Для проведения вебинара достаточно наличие опыта создания презентаций Power Point, проведение аудиторных занятий, использование педагогических теорий и социальных сервисов Интернет.

Во время проведения вебинара используются следующие режимы:
  • Управление. Отключение микрофона, исключения камеры, переход к документам в различном формате.
  • Рисование. При необходимости вы можете выделить элементы презентации с помощью инструментов рисования или указки.
  • Презентация. Переход по слайдам презентации.
  • Опрос. Для интерактивной работы с участниками можно создать опрос и посмотреть результаты.
  • Запись. Вебинар записывается продюсером.
Быстрый старт вебинара можно осуществить по схеме [1] 

Техническое и программное обеспечение


[http://www.livebusiness.ru/tools/webmeeting/]


Adobe Acrobat Connect — наиболее развитое программное обеспечение. Бывший Macromedia Breeze. Система, основанная на флеш, позволяет проводить онлайн встречи, презентации с использованием Power Point, совместно работать с приложениями рабочего стола. Легко позволяет транслировать видео. Другие возможности:
  • Воспроизведение видео фрагментов;
  • Демонстрация презентаций PowerPoint с сохранением анимационных эффектов;
  • Совместное использование экрана программ для демонстрации и передачи управления;
  • Совместная работа над документами;
  • Множество дополнительных модулей (чат, обмен файлами, комментарии, опросы, ссылки);
  • Полная свобода настройки внешнего вида и содержания, сохранение настроек в шаблонах;
  • Запись, редактирование записей;
  • Неограниченные возможности расширения функционала собрания с помощью приложений SWF (Adobe Flash) — интерактивные тренажеры, анимационные ролики, обновления.
DimDim (dimdim.com). Бесплатный сервис для веб-конференций.Не требует установки плагинов для зрителей. Позволяет совместно работать с приложениями, показывать презентации, поддерживает аудио и видеосвязь. Есть встроенный чат. Доступен как веб-сервис или установлена версия.
OpenMeetings http://code.google.com/p/openmeetings/. Бесплатный сервис для видеоконференций. Позволяет загружать офисные документы, конвертирует их в флеш для совместной работы над ними.
Mikogo http://mikogo.com. Бесплатный инструмент для демонстрации экрана ведущего с возможностью удаленного контроля и передачи файлов. До 200 одновременных пользователей. Доступен плагин к Skype.
Webinar.ru. Сервис для организации вебинаров. Для просмотра необходим Flash. Позволяет демонстрировать документы Power Point, Word, Excel, транслировать свой экран, обмениваться сообщениями в чате. Доступна функция записи.
V-Class http://v-class.ru/. Виртуальный класс для проведения вебинаров через Интернет или в корпоративной сети. Распространен в России.

Необходимое оборудование для проведения вебинара:
  • ноутбук или рабочее место с выходом в интернет;
  •  наушники с микрофоном;
  •  веб-камера.

Подготовка вебинара

Вебинар — это учебное мероприятие, которое может быть спроектировано с использованием метода ADDIE (анализ, проектирование, развитие, применение, оценка).
Прежде чем проводить вебинар, определите целевую аудиторию и опишите ее в информационном письме-приглашении. Ваша активная работа в социальных сетях поможет Вам ее выбрать. При проведении планового вебинара в учебном курсе целевая аудитория известна.
Что вам нужно знать о вашей аудитории:
  1. Какие общие характеристики имеют большинство людей в этой аудитории?
  2. Что они знают о теме вебинара?
  3. Что они думают о теме вебинара?
При планировании вебинара нужно обязательно понять, какие цели вы ставите перед собой, но самое главное определить, какие цели должен достичь слушатель. Поэтому необходимо использовать глаголы, указывающие на деятельность, и таксономию Блума.Вебинары, ориентированные на широкую аудиторию, имеют цели, как правило, не выше второго уровня таксономии Блума (понимание).Для учебных вебинаров они могут быть выше, вплоть до шестого уровня — оценка.
Достижение целей — это деятельность участников вебинара, для выполнения которой необходимо дать соответствующую теорию — это и есть содержание вебинара.Разработка сценария вебинара — это последовательность подачи учебного материала и выполнения деятельности.Желательно теоретический материал давать небольшими порциями в течение 6-10 минут, после которых выполняется опрос или упражнение. Таким образом, в течение вебинара (не дольше 90 минут) выполняется 4-5 упражнений.
При планировании в вебинаре открытой дискуссии необходимо учесть, что здесь все зависит от квалификации модератора и слишком рисковано.
Для повышения эффективности вебинара желательна предварительная подготовка слушателей, но это реально только для учебного процесса.В большинстве случаев люди не читают информацию перед вебинаром.И трудно заставить их продолжать обсуждение через форумы вне сессии.
Если вы проводите конференцию с различными группами людей (например, с несколькими отделами, учебными группами), назначьте в каждой группе человека, который будет ответственным за общение. Обеспечьте группу всей информацией и позвольте им общаться внутри группы.
Если вы готовите какие-либо примеры и кейсы для демонстрации, убедитесь, что они будут понятны участникам. Людям легче понять и запомнить материал, когда он соотносится с примерами, которые им знакомы.
Презентация — мультимедийный инструмент, используемый в ходе докладов и сообщений для повышения выразительности выступления, более убедительной и наглядной иллюстрации описываемых фактов и явлений.
Создание презентации — процедура, в общем, несложная. Программа PowerPoint поможет выбрать шаблон и проведет через все этапы оформления документа.От вас требуется лишь заполнить подготовленные слайды содержанием — текстом и иллюстрациями.
Однако для создания грамотных презентаций необходимо усвоить не только базовые навыки работы с программой, но и множество дополнительных функций PowerPoint.Например, нужно научиться использовать нестандартные шаблоны для оформления слайдов. Желательно также знать, как изменить размер иллюстраций, чтобы презентация не увеличивалась в объеме.

Создание презентации. Отбирайте для презентации качественный материал, соответствующий целевой аудитории и цели занятия. Предварительно следует ознакомиться с рекомендациями, которые присутствуют в сети в большом количестве, по созданию качественной презентации.
Включайте в презентацию вопросы для аудитории каждые 6-10 минут. Это не должны быть вопросы типа «Все вам понятно?" Этот вопрос так же плохо работает в вебинарах, как и во время тренинга.
Задавайте прямые вопросы, непосредственно связанные с темой вебинара и на которые сможет ответить любой участник. Дайте понять: вы ожидаете, что каждый слушатель сможет ответить на них. Вы можете попросить участников вебинара привести примеры использования рассматриваемого материала. Дайте слушателям достаточно времени на обдумывание, обобщать сказанное или обсудите один-два ответа, а потом продолжайте свой доклад. Во время онлайн-презентации определение уровня заинтересованности и увлеченности слушателей выполняют вопрос.
Другой легкий способ задать вопрос аудитории — провести опрос (вопросы могут предполагать, как ответ да / нет, так и быть многовариантными). Практически каждая платформа для вебинаров включает инструменты, позволяющие устроить опрос.Можно использовать его, чтобы подвести слушателей к новой теме.Тогда ответы определят уровень детализации на следующие 10 минут презентации.

Анимация (например, переход от слайда к слайду в виде растворения или полета) может стать проблемой для некоторых платформ для вебинаров. Анимация, которая хорошо работает в одной программе, может вызвать трудности в другой.
Самый безопасный способ полностью исключить анимацию ‑ это использовать дополнительные слайды, создающие видимость анимации.Например, если вы хотите, чтобы картинка «появилась» на слайде, создайте слайд без картинки, а потом его двойник с картинкой.

Гиперссылки, которые являются «активными» в нормальных условиях, станут простым текстом после загрузки в программу для проведения вебинара. Чтобы участники презентации действительно имели возможность перейти по ссылке, вы должны быть готовы разместить ее в текстовое окно чата (копировать и вставлять их из заранее подготовленного файла).
Для демонстрации внешних сайтов используйте режим перехвата экрана.

Видеоклипы. Использование видеоклипов в презентации зависит от каналов Ваших слушателей. Если каналы слабые, перешлите их участникам вебинара по почте или разместите на сайте для самостоятельной загрузки.

Люди настроены считать PowerPoint «волшебной палочкой», которая, стоит ею махнуть, сама уложит их мысли в правильные формы и вот она, готовая презентация [2].Держать связь с аудиторией — это смысл PowerPoint. К сожалению, другие цели этой программы не ведут к качественной презентации.
PowerPoint представляет удивительные возможности. Вы можете использовать экран для «эмоционального разговора» с аудиторией, точнее, с их правым полушарием мозга (через глаза), а ваши слова будут идти через уши прямо к левому.

Центр внимания на докладчика. Самое главное, что вы должны понимать — люди пришли выслушать вас, а не прочитать вместе с вами надписи на ваших слайдах [3]. Презентация — это вы и ваш рассказ, то, что показывается — это дополнительные материалы.

Принцип «10/20/30». 
Перед определением количества необходимых слайдов [4] необходимо ответить на несколько вопросов. Прежде всего, это цель выступления. Характер готовящегося вами наглядного материала будет зависеть от того, хотите вы возбудить в сердце и душе аудитории какие чувства или хотите донести сухие статистические сведения.
Необходимо обозначить продолжительность показа. Очевидно, для полуторачасовой лекции и пятнадцатиминутной речи понадобится разное количество слайдов.
Сделайте попытку представить среднестатистического представителя вашей будущей аудитории — насколько он разбирается в предмете обсуждения, каким внимательным будет, с каким настроением придет на ваше выступление, насколько он умен и сообразителен.
В случае если слайды вашей работы призваны быть не только фоном для языка, но и источником важной информации, пользуйтесь правилом 10-20-30.Это означает, что 10 слайдов должны быть показаны за 20 минут выступления, причем минимальный размер шрифта равен 30.

Главное внимание главным вещам [3]. Определите 10 главных идей, мыслей, выводов, которые вы хотите донести до слушателей и на основании них составьте презентацию. Ни в коем случае не включайте в презентацию дополнительную информацию — ей место в материале или в ваших словах. На слайдах должен быть только самое главное. Когда готовитесь к презентации, чувствуйте себя продавцом того, что вы представляете. Ваши идеи, мысли, выводы — это ваш товар, от того как вы его представляете, зависит ваш успех.

Презентация — это не документ. Всегда следуйте правилу: Презентации я делаю в PowerPoint, а документы в Word. Не путайте презентацию и раздаточный материал. Хотите донести до слушателей текст доклада, включите его в отдельный Word-файл и прикрепите к докладу. В презентацию включайте только ту информацию, которая поможет слушателям лучше воспринять материал.

Информация, а не данные. Данные — это набор цифр, фактов, они не пригодны для принятия решения. Информация — это обработанные данные, представленные в удобном для восприятия виде, для принятия решения. Таблица с кучей цифр и названиями колонок в презентации — это данные, а не информация для принятия решения. Информации для размещения в презентации в данном примере должна быть диаграмма, на которой, например, видно разницу между различными данными. Кстати, не поленитесь подписать диаграмму. Вывод: если мы хотим, чтобы наша презентация была понятной, доступной и качественной мы включаем в нее исключительно информацию, а не данные.

Итоговый слайд. Люди лучше запоминают то, что увидели последним. Поэтому всегда делайте итоговый слайд, в котором вы фиксируете внимание людей на главные идеи, которые вы хотите донести до них своей презентацией. Если в вашей презентации несколько тем, делайте итоговый слайд после каждой из тем, а в конце презентации сделайте итоговый слайд — это на 100% позволит вам обеспечить восприятие аудиторией главных моментов вашей презентации.

Правило «Схема, рисунок, график, таблица, текст». Именно в такой последовательности. Как только вы сформулировали то, что хотите донести до слушателей в каком конкретном слайде, сначала подумайте, а как это представить в виде схемы? Не получается как схему, подумайте как показать это рисунком, графиком, таблицей. Используйте текст в презентациях только, если все предыдущие способы отображения информации вам не подошли.

Правило «5 объектов на слайде». В результате опытов Джордж Миллер обнаружил, что краткосрочная память человека способна запоминать в среднем девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита и пять односложных слов — то есть человек способен одновременно помнить 7 ± 2 элементов. Поэтому при размещении информации на слайде старайтесь, чтобы в сумме слайд содержал всего 5 элементов. Если это схема, то попробуйте упростить ее до 5 элементов. Не получилось — группируйте элементы так, чтобы визуально в схеме выделялось 5 блоков.

Одна картинка заменяет 1000 слов. При подготовке презентации вам понадобятся картинки. Никаких низкокачественных изображений. Используйте профессиональные иллюстрации. Никакого растворения, вращения и других эффектов. Никакого.

Если Вы хотите иметь успех, используйте общие правила любой презентации [5]:

1. Используйте минимум инструментов, пытаясь добиться максимума эффекта. Первое отличие профессионала — минимализм.

2. Презентация — это представление, стройте ее по законам драматургии.
  • Держите зрителя в напряжении — пусть он ждет очередной слайд как чудо.
  • Заранее продумайте всю презентацию.
  • Главное — это порядок слайдов.
3. Иногда достаточно малого, чтобы задержать взгляд.

4.  Слайды должны затрагивать аудиторию за живое и вести с ней визуальный диалог

5. Не бойтесь иногда «сбить» дизайн — такой сотрясение может разбудить того, кто уже уснул.

6. Разные люди по-разному воспринимают информацию. Кому нужен текст, кому — картинка. Изображение не заменяет текст!

7. Пишите короче! Используйте простые фразы. Найдите яркий образ.

8. Оптимальное число строк на слайде — от 6 до 11.

9. Сколько слайдов? Сколько потребуется


Текст презентации. 
К универсальным правилам написания текстов относятся [6]:
1. Простота предложений. «Не более одной идеи и не более одного образа в одном предложении» — по Бабелю.
Короткие предложения обеспечивают изящество и скорость изложения истории. Они помогают достичь ясности. Так, предложение длиной 8 слов и менее читаются очень легко.А предложения из 29 слов и более очень трудны для чтения.

2. Простые слова. Составители текстов для медиа, или средств массовой информации, используют повседневный язык своей аудитории. Поэтому, чем меньше длинных слов, тем лучше. Длинных слов должно быть не более одного из десяти. Использование прямых существительных для обозначения предметов позволяет избежать прилагательных и наречий, которые загромождают текст сообщения.

3. Убедительность. Позиция автора должна быть поддержана — фактами, цифрами, документами —настолько, чтобы убедить читателя в точном отражении событий.

4. Естественность стиля. Событие и его описание должны соответствовать друг другу. Писать статьи, заметки и очерки надо тем языком, которым вы говорите.


Некоторые рекомендации по оформлению текста [7].
Лексический минимум. Слова со смыслом заучиваются и разбираются лучше, чем бессмысленные.Содержание слов можно измерить так, как это предложил Нобле (Noble, 1952): подопытных просят спонтанно произнести слова, относящиеся к названным; чем больше дополнительных слов придумает подопытный, тем больше значений имеют начальные слова.
Требование «семантической дедукции» означает, что тексты должны быть построены так, чтобы общее стояло перед специализированным, простое перед сложным, а известное перед неизвестным, причем, соответственно, последнее должно следовать из первого.Тем самым конкретные подробности можно объединить в большие взаимосвязи.

Пробный запуск

Важность пробного запуска трудно переоценить. Каждая платформа для проведения вебинаров имеет свои особенности. Например, в некоторых программах вопросы для опроса должны вводиться вручную перед началом сессии (путем копирования и вставки из файла документа). В других вы можете просто вставить вопросы для опроса в ваши слайды для презентации, а функции опроса воспроизведут их автоматически.
Гарнитура может идеально функционировать на одной платформе, и создавать проблемы с совместимостью в другой. Единственный способ проверить, как будут работать компоненты — провести пробный запуск.
Для пробного запуска используйте ту же платформу, компьютер, веб-камеру и гарнитуру, что и в день вебинара. Не забывайте, что автономный микрофон может создать эффект эха при общении с участниками презентации.
Если компьютер имеет два монитора, убедитесь, что во время вебинара демонстрируется нужный: некоторые системы предлагают вам выбрать, какой монитор показывать участникам презентации, другие просто проецируют картинку с основного.
Загрузите ваши слайды и протестируйте все дополнительные функции на слайдах, такие как анимация, видеоклипы и ссылки. Разберитесь, как запустить опрос, изменить его формат и просмотреть результаты. Проверьте, как включить, выключить и остановить аудиосвязь и веб-камеру. Сделайте скриншоты «внутренней» части платформы, а затем добавьте к ним комментарии. С их помощью в начале презентации вы можете дать участникам вебинара инструкции по использованию интерфейса программы для проведения вебинаров. Не забывайте спрашивать у зрителей вашего пробного запуска, видят, слышат они вас и могут следить за слайдами и материалами.

Модератор. Очень удобно, когда все организационные и технические вопросы перекладываются с плеч лектора на плечи модератора. Модератор — это фактически второй ведущий, который отвечает исключительно за организационную сторону вебинара.Модератор способен решить многие вопросы, связанные с техническим обеспечением, но нужно четко определить круг его обязанностей.
Модератор может запустить опрос, а также установить необходимый формат следующего вопроса (выбор ответа да / нет или многовариантный), модератор может отвечать за предоставление права поставить голосовое вопросы, отвечать в чате на технические вопросы — это позволит вам не отвлекаться во время презентации. Если вебинар записывается, модератор будет ответственным за начало и окончание записи. В лектора хватает других забот, чтобы думать еще и об этом!

Проведение вебинара

Информация о вебинаре (наименование, содержание, дата, время проведения) размещается в Интернет за 1,5 недели до начала вебинара.
Убедитесь, что работает страница регистрации.
Укажите, что вы планируете делать с данными регистрации участников.
Укажите, на странице регистрации длительность вебинара.
Скажите участникам заранее о системных требованиях для участия. Также имейте в виду, что некоторые участники не могут устанавливать программное обеспечение на свой компьютер по соображениям безопасности.
Сразу дайте знать об успешной регистрации пользователя.
Отправьте несколько писем напоминаний о вебинар.

Рекомендуется подготовить информационное письмо с советами для участников вебинара:
  • Заходить в вебинар за 5-10 мин. до начала;
  • Указывать свое имя, а не ник;
  • Приветствовать участников вебинара;
  • Не создавать конфликты;
  • Чат использовать только по назначению и т.д.
Подготовку к вебинару необходимо начать не менее чем за 30 минут до начала с учетом того, что для слушателей вебинар открывается для доступа за 10 минут.
Заранее позаботьтесь, чтобы во время вебинара вас не отвлекали ваши коллеги, телефонные звонки, случайные посетители и др.
В самом начале презентации предоставьте участникам скриншоты платформы вебинара и расскажите обо всех функциях, которые собираетесь использовать. Обратите внимание участников на то, где расположены кнопки, необходимые для ответов на вопросы. Объясните, как можно «поднять руку» и использовать смайлики и т.п. Укажите окно текстового чата и попросите участников вебинара представиться.
Объясните участникам, как они могут задать вопрос. Самые распространенные способы — поднять руку, задать вопрос по микрофону или написать его в чате. Если вопросы возникают во время презентации, удобнее попросить ставить их в чате, а по окончании презентации выслушать вопросы по микрофону.
Помните, что одним соединением могут пользоваться несколько человек — определите изначально, каким образом они будут принимать участие в вебинаре.
Перед началом ознакомьте всех участников с планом мероприятия.

Показ рабочего стола. Если вы демонстрируете навыки, отражая свой рабочий стол, может возникнуть задержка. Если в презентации участвует очень много людей, или скорость вашего Интернет-соединения низкая, или платформа вебинара не очень продуктивна, вы можете столкнуться с проблемой запаздывания картинки. Заметив отставание, начните делать паузы между предложениями: «Вы видите, как я кликнул сюда... [Делаете паузу, не двигаете курсор мышки, считаете до трех] ... и открывается окно». Чтобы узнать, есть ли задержка, которая мешает презентации, время от времени спрашивайте у участников вашего вебинара, видят ли они то, что вы описываете.

Использование веб-камеры. Использовать веб-камеру нужно ограничено. Например, неплохо подключить ваше изображение в начале вебинара. Кроме того, непрерывный показ видео может снизить пропускную способность канала, функциональность платформы вебинара и навредить всей презентации.

Эхо во время вебинара. Если вы уже организовывали или принимали участие в вебинарах, вам понятно, о чем идет речь. Обычно это случается, когда человек использует микрофон и колонки вместо гарнитуры. Просите слушателя, который задает вопросы голосом, уменьшить звук на приемнике. В этом Вам может помочь модератор.

Будьте осторожны с общим экраном и видео. Они требуют широкой полосы пропускания, что часто делают презентации нерабочими для многих посетителей. Гораздо лучше использовать снимки экрана

Советы докладчику [8]

Убедитесь, что посетители могут увидеть ваш экран или слайд при запуске.
Дайте знать с самого начала, будет ли доступен документ для скачивания.
Если вы планируете использовать опрос аудитории, пожалуйста, готовьте свои вопросы заранее.
Убедитесь, что ваш рабочий стол не содержит ничего, что может быть оскорбительным для вашей аудитории.
Отправьте по электронной почте информацию, где размещена презентация. Это, кроме того, возможность ответить на вопросы, не получившие ответа в отведенное время.
Во время мероприятия задавайте вопросы аудитории, просите их привести свои примеры или способы применения полученных знаний. Молчание — это не только знак согласия, часто это сигнал того, что информация непонятна.
Оставайтесь в теме. Часто вопросы слушателей могут вывести из темы и требовать дополнительных пояснений, но время ограничено. Попробуйте дать краткий ответ, а дополнительную информацию передать потом, например, электронной почтой.
Когда время подходит к концу, а у вас еще остались темы для обсуждения и вы хотите задержаться еще на 5-10 минут, сначала спросите об этом у слушателей. Будьте внимательны к чужому расписанию.
По возможности предложите упражнения по обсуждаемой теме.
Планируйте завершения мероприятия. Не забудьте поблагодарить участников за их время и внимание, оставьте несколько минут для их вопросов не по теме, расскажите, как с вами можно связаться.
Избегайте использовать слайды, которые нужно показывать на несколько секунд.
Пусть люди знают, когда вы собираетесь молчать. Скажи: "Я собираюсь остановиться на минуту, чтобы почитать сообщения в чате." Пауза также помогает участникам наверстать упущенное. Но паузы должны быть короткими, чтобы слушатели не подумали, что пропал звук.

Планирование презентации, чтобы обеспечить ценность для вашей аудитории не менее важно в контексте вебинара. Дополнительные руководящие указания по этому вопросу смотрите в блогах [9-12].
Когда вы реагируете на чат, вам нужно повторить вопрос или комментарий, так как некоторые люди не видели его.

После вебинара

Когда вебинар закончен, отошлите его участникам заранее подготовленные электронные письма, в которых поблагодарите их за участие, напомните о ключевых пунктах презентации (не более трех) и скопируйте гиперссылки, которые использовали во время презентации. Выложите материалы вебинара в Интернете и дайте ссылку на них.
После презентации полезно просмотреть запись и быстрые сообщения более тщательно, чтобы узнать больше об аудитории и получить идеи для настройки презентации.

Литература

  1. Maria H. Andersen, Elearn magazine. 2010, перевод
  2. Почему почти все презентации PowerPoint ужасны и как этого избежать, 2001, статьяперевод 
  3. 10 эффективных советов как правильно делать презентацию, статья 
  4. Газаров Егор.Сколько слайдов должно быть в идеальной PowerPoint-презентации? статья
  5. 10 секретов PowerPoint, без которых у вас ничего не получится на презентации, статья
  6. Aлешинa И. В. Правила составления текстов, статья 
  7. Клаус Мозер (KlausMoser).Понятность рекламных текстов и их влияние, статья 
  8. Karen Hyder. Realistic Preparation Is the Key to Online Trainer Success, статья
  9. How to Make an Effective PowerPoint Presentation, статья
  10. Patricia Fripp, 15 Tips for Webinars: How to Add Impact When You Present Online, статья
  11. Webinar Tips for Presenters and Attendees, статья
  12. Olivia Mitchel 18 Tips on How To Conduct an Engaging Webinar, статья

Источник: Кухаренко В.М. Використання вебінарів у навчальному процесі. Комп'ютер в школі та сім'ї. № 2(90), 2011, с 12-16

Вышла интересная статья Елены Тихомировой

Электронное взаимодействие в области высшего образования и выгоды его применения для развития ИКТ



Перевод: Екатерина Копитец (спасибо сайту e-learning.by)

  • Электронное взаимодействие в области высшего образования благоприятствует не только высшему образованию, но и развитию информационно-коммуникационных технологий
  • Стимулирование разработок инфраструктуры ИКТ и связанное с ним использование виртуальных сред может увеличить масштаб исследовательских работ до международного уровня
  • Использование «облачных» технологий дает возможность переосмысления концепций технологической базы исследований, обучения и преподавания, а также управления колледжами и университетами
Электронное взаимодействие в области высшего образования, в особенности в исследовательских работах, уже давно стало частью принятой практики, что в некоторых случаях было продиктовано масштабом решаемой проблемы, но, как правило — корпоративным духом и стремлением распространить знания и опыт как можно шире. Отрасль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в высшем образовании разделяет этот дух сотрудничества; в то же время он благоприятствует отрасли, стимулируя создание передовых разработок инфраструктуры и обеспечивая свободный обмен знаниями и опытом. Так обстояли дела еще на заре компьютерной эры (и ранее, когда функции информационных служб выполняли библиотеки), но с появлением Интернета и Всемирной паутины (World Wide Web) этот благотворный взаимообмен значительно расширился. Из недавних разработок большую пользу для науки, образования и общества в целом принесло появление открытых виртуальных конференций и, как следствие этого, —открытого программного обеспечения, открытых стандартов, свободного доступа к результатам исследований и образовательным ресурсам. Ныне существует много возможностей для более открытого, широкого сотрудничества и сопутствующих ему выгод для ИКТ, в том числе при использовании виртуальных исследовательских сред и «облачных» технологий.

Виртуальные исследовательские среды

Такие инфраструктурные разработки ИКТ, как Интернет, Всемирная паутина (World Wide Web), высокопроизводительные компьютерные технологии, методы интеллектуального анализа данных, были в значительной мере стимулированы развитием научного сотрудничества, как правило, международного. Виртуальные сообщества исследователей, включающие около ста и более человек, используют общую сетевую инфраструктуру и имеют доступ к совместным ресурсам — крупномасштабным вычислительным сетям, удаленным устройствам и датчикам, базам данных и наборам программных средств — как к виртуальным исследовательским средам или сотрудникам. Многие из этих приложений и методов рассчитаны для отдельных отраслей и могут потребовать значительной поддержки специалиста. В то же время установить, какие приложения, помимо традиционных средств связи — электронной почты, приложений Web 2.0, видеоконференций, — могут применяться для совместной работы, представляется трудным. Высокие накладные расходы при использовании компьютеров часто несут сами исследователи, вместе со связанными с этим затратами, сбоями, задержками и потерей эффективности исследовательского проекта. С другой стороны, крупные проекты, особенно в науке, были бы вовсе невозможны без таких совместных исследовательских сред (Большой Адронный Коллайдер является хорошим примером широкого международного научного сотрудничества).

Приложения и разработки, созданные на основе концепций и начальной работы компьютерной сети и электронной науки (e-science), оказались чрезвычайно выгодными, но их необходимо модернизировать и придать им более профессиональный, прочный статус. Я мог бы утверждать, что сейчас как раз наступило время для создания новой профессии — разработчика технологии исследований,  для:
  • обеспечения поддержки совместных исследований;
  • определения общих методов совместных исследований;
  • обучения исследователей приемам совместной работы;
  • поддержки и расширения соответствующих технических инфраструктур помимо существующих средств сетевых коммуникаций.
Вместе с этим можно было бы повышать специализацию обучения технологов, ныне успешно поддерживающих разнообразную сложную деятельность в области электронного обучения (определяемую перекрывающимися и нечеткими терминами: дистанционное обучение, обучение онлайн, гибкое обучение, смешанное обучение и т.д.). Создание профессии разработчика технологии исследований позволило бы выявить комплекс необходимых навыков, гарантировать качество подготовки специалистов и обеспечить карьерный рост. Профессия разработчика технологий также могла бы удовлетворить потребность в официальной подготовке исследователей в области современного технического обеспечения электронной науки (e-science).

Даже если общая объединенная служба виртуального сотрудничества не будет создана в скором времени, уже сейчас имеются возможности его усовершенствования путем более прямого взаимодействия исследователей, такие, как «облачные» технологии, виртуализация и открытые электронные конференции, обусловливающие открытость образовательных ресурсов и научных исследований.

«Облачные» компьютерные технологии

«Облачные» технологии делают возможным для поставщиков Интернета доступ к внешним источникам информации (аутсорсинг). Чтобы в полной мере воспользоваться предоставляющимися возможностями, необходим профессиональный подход к содержанию «облачных» служб, а также изменения в традициях поддержки и использования ИКТ для целей исследования, обучения, преподавания (не только в высшей школе) и управления университетами. Обращение к источникам в «облаке» является одним из путей удовлетворения кратких пиков спроса на вычисления и отдельные приложения, или же потребностей в более широком и долгосрочном использовании услуг по поддержке и обработке [1].

Наиболее наглядный пример «облачных» услуг, ныне широко применяющихся во многих высших учебных заведениях, — обеспечение электронной переписки, в особенности для студентов. Многие колледжи и университеты также пользуются средствами Web 2.0 — такими, как YouTube, или wiki-сайты для распространения информации, или блоги для дистанционного общения, как правило, внутри закрытых сообществ — студенческих или исследовательских групп. Использование всех этих средств способствует развитию электронного взаимодействия.

Внедрению «облачных» технологий в сферу электронного администрирования будет благоприятствовать экономический эффект от их более широкого использования для ресурсоемких приложений, что позволит избежать необходимости приобретения и эксплуатации больших ЭВМ и средств хранения данных, непосильной для небольших учреждений. Кратковременные потребности в большом количестве вычислительных ресурсов или данных могут быть реализованы более экономично с помощью «облачных» услуг, чем покупкой и поддержкой, к примеру, дополнительных процессоров. Длительное использование «облака» для основных вычислительных работ в университете или колледже также могло бы обойтись дешевле, чем обращение к централизованным или распределенным компьютерным службам, за счет более прямого доступа к ресурсам.
 

Виртуализация как выбор

Прежде чем университет или колледж, кафедра или факультет примут решение использовать «облачные» услуги, должно быть рассмотрено множество вопросов. Несмотря на то, что различные университеты и колледжи применяют во многом сходные приложения (например, для целей администрирования или управления обучением), способы их приспособления к задачам отдельных учреждений различны. Хотя некоторые утверждают, что для получения пользы от электронного взаимодействия организациям, возможно, необходимо будет произвести перестройку своих технологических процессов, на практике уровень сотрудничества, при котором это понадобилось бы, труднодостижим, особенно там, где применение общих приложений считается рискованным или открывающим возможности для конкуренции. Концепция виртуализации решает эту проблему, позволяя использовать один общий компьютер для запуска нескольких, совершенно независимых приложений.

Виртуализация не является чем-то новым. Она может применяться, и применяется, на любом уровне, при совместной работе на общем компьютере (например, для решения управленческих задач, требующих высокой степени защиты) как различных учреждений, так и различных подразделений отдельного университета или колледжа.
 

Защита данных и надежность службы

Более сложный вопрос, возникающий при рассмотрении перехода на «облачные» технологии, — уверенность в достаточной защите данных, а также в том, что служба останется доступной в течение многих лет. Последняя проблема, особенно важная для долговременных исследовательских проектов, не может найти легкого решения с помощью существующих стандартных программ, в частности потому, что пользователи, как правило, не знают, где находятся нужные им приложения и данные. Возможным решением проблемы защиты данных (например, по этическим или деловым соображениям) представляется использование закрытого (частного) «облака». Это особенно важно для исследователей, работающих за пределами Соединенных Штатов и сомневающихся в безопасности своих данных, хранящихся на американских серверах [2]. Один или несколько университетов могли бы организовать, к примеру, совместный центр хранения данных, или заключить на приемлемых условиях контракт по использованию такой службы с частным провайдером. «Облачные» технологии всегда создают некоторый риск для безопасности приложений, например использующих строго секретные данные, или исследовательских программ, нуждающихся в специализированной, высокопроизводительной архитектуре компьютеров, хотя в последнем случае оборудование обычно обеспечивается централизованно, часто на государственном уровне.
 

Распределенная компьютеризация против совместных служб

Несмотря на многочисленные примеры совместно используемых услуг и электронного взаимодействия в сфере высшего образования, создание средств для коллективных вычислений не вошло в практику по причине широкого внедрения в 1980-х гг. компьютеров меньшего масштаба (мини-ЭВМ), а впоследствии —персональных рабочих станций. Общее направление развития осталось за распределенными вычислениями. Как правило, за каждым сотрудником закреплена персональная рабочая станция, на которой работают отдельные приложения различного уровня. Эти станции могут быть как клиентами удаленных центральных служб (что особенно характерно для управленческих программ), так и мощными обособленными кластерами высокоскоростных процессоров — хранилищами больших массивов данных для исследовательских приложений. Такая ситуация во многих случаях порождает привычку к независимости и веру в то, что полный личный контроль над ресурсами является самым безопасным и надежным подходом. Это не всегда так, и такой путь поддержки компьютерных ресурсов редко оказывается наиболее экономически эффективным, безопасным и благоприятным для окружающей среды.

Изменение традиций — медленный процесс, и доводы разума здесь не являются решающими. Поэтому, несмотря на широкое использование коллективного и коллегиального подхода в сфере высшего образования, внедрение «облачных» технологий или создание совместно используемых закрытых или полузакрытых служб не произойдет автоматически или спонтанно. Для этого потребуются прямые руководящие действия глав университетов и колледжей, а во многих случаях — вмешательство властей, как федеральных, так и региональных (на уровне штатов).
 

Приблизительные расходы

Последним вопросом при рассмотрении использования «облачных» технологий, в качестве ли общей вычислительной платформы, или в качестве средства доставки программных услуг через Интернет, является стоимость. По многим обстоятельствам, «облачные» технологии должны оказаться намного дешевле, чем существующее распределенное компьютерное обеспечение. Тем не менее, сделать оценку расходов достаточно трудно. Насколько выгодно их внедрение? Для каких типов приложений — управленческих, крупных долговременных исследовательских проектов или краткосрочных, вспомогательных проектов? При каких обстоятельствах экономически эффективно закрытое совместное использование цифрового обеспечения (такого, как региональные или федеральные коллективные службы)? А когда лучше воспользоваться коммерческими предложениями?

Применение «облачных» технологий для электронного взаимодействия

«Облачные» технологии предоставляют реальную возможность для отраслей высшего образования и науки удовлетворить свои потребности в средствах обработки и хранения данных на основе присущего этим отраслям духа сотрудничества и объединения их богатого опыта. Наглядным примером международного взаимодействия являются усилия, потребовавшиеся для создания Интернета. Эта инициатива возникла из мощного стремления к разработке новой исследовательской среды на основе компьютерных сетей. «Сеть», книга Яна Фостера и Карла Кессельмана, послужила толчком к созданию программы электронной науки (e-science) Совместным комитетом по информационным системам (КНСО). «Облачные» технологии являются более полным воплощением идеи Сети, и, как и в свое время использование сетевых ресурсов, предоставляют широкие возможности для сферы образования и общества в целом.

Важная область, в которой сфера высшего образования может с успехом стать первопроходцем в применении электронного взаимодействия, — использование концепций «облачных» технологий для снижения расходов, повышения гибкости компьютерного обеспечения и экологичности ИКТ (снижение «углеродного следа»). КНСО в настоящее время проводит изучение экологических, организационных и экономических последствий внедрения «облачных» технологий, включая вопросы руководства, правового регулирования и подготовки специалистов.

Те же самые процессы и модели действий, которые привели к разработке высокоэффективной сетевой инфраструктуры в сфере высшего образования и науки, могут быть развернуты, чтобы обеспечить подобную сеть «облачных» ресурсов для обработки и хранения данных. Можно создать поставляющие и управляющие организации специалистов таким же образом, как это было сделано для многих государственных исследовательских и образовательных сетей (national research and education networks, NRENs), выполнявших функцию интеллектуального клиента. Будет ли решение проблемы заключаться в создании самообеспечивающихся вычислительных центров, или в приобретении коммерческих услуг, потребуется управление специалистов, чтобы наука и образование получили максимальную выгоду от внедрения «облачных» технологий. Сейчас самое время для того, чтобы наука и образование во всем мире объединили свои знания и опыт, сотрудничая с целью применения идеи «облачных» технологий для обработки ресурсов.

Сноски

  1. Хотя концепция «облачных» технологий представляется как некая новая возможность, она, в сущности, есть не что иное, как модернизированная версия традиционных компьютерных служб управления, популярных (по крайней мере, в промышленности и коммерции) в первые десятилетия компьютерной эры. Недавнее применение в науке и образовании глобальных высокопроизводительных сетей с высокой пропускной способностью делает «облачные» технологии сферой интереса для этих отраслей, хотя использование внешних источников (аутсорсинг) является для них непривычным.
  2. Среди ученых-неамериканцев широко распространено мнение, что федеральный закон, принятый в октябре 2001 г. (известный как Патриотический акт), дает возможность «третьей стороне» получить доступ к любому ресурсу на сервере, расположенном на американской территории.
  3. Ian Foster and Carl Kesselman, eds., The Grid 2: Blueprint for a New Computing Infrastructure, 2d ed. (Amsterdam: Elsevier, November 2003).
  4. Исследования КНСО касаются обучения в университетах и колледжах, а также научных работ и управления. Они рассмотрят факты издержек и выгод «облачных» технологий в отношении окружающей среды, так же как их современное значение для исследователей и других групп пользователей. См. электронные страницы Технического обзора КНСО об использовании «облачных» технологий для исследований и осенний выпуск 2009 г. КНСО-Информ, особенно статью о «мышлении Голубого Неба».