Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

суббота, 25 февраля 2017 г.

Мотивация онлайн учеников (перевод). Часть 3

Первая часть тут: http://bugaychuk.blogspot.com/2017/01/1.html
Вторая часть тут: http://bugaychuk.blogspot.com/2017/02/2.html

СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ АУДИТОРИИ

Поддержание мотивации учащихся является непростой задачей даже для самых опытных преподавателей. Мало того, что трудно зацепить и держать учеников которые занимаются в автономном режиме, кроме этого асинхронное обучение предлагает еще больший набор учебных проблем.

ДО НАЧАЛА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

# 1: Начните закладывать фундамент для вашего курса.
Выясните способы зацепить учеников, прежде чем они начнут изучать курс. Это может быть сделано с помощью предварительного короткого видео о содержании курса. Создавая предвкушение, вы создаете предварительный интерес прежде чем они получат доступ к содержимому. Кроме того, Вы можете создать привлекательное название, которое будет напрямую связано с будущими результатами Ваших слушателей.

# 2: Свяжите ожидания и цели до начала курса.
Делясь с учащимися, тем на что они могут рассчитывать, вы уже мотивируете их. Вам необходимо сделать четкое представление о том, как будет организовано содержание курса и продемонстрировать желаемые результаты.  Вы можете включить раздел в начале курса в котором вы можете попросить слушателей сформулировать свои цели. Затем, в конце курса, вы можете включить  раздел с просьбой продемонстрировать результаты их достижения.

# 3: Изучите свою аудиторию.
Желательно выяснить, кто ваши учащиеся до разработки курса. Если это возможно, разошлите опрос, чтобы определить их уровень, базовые навыки и т.д.. Тщательная оценка аудитории может помочь сформировать содержание вашего курса и адаптировать его к потребностям Вашей аудитории.

# 4: Примите мнение вашей аудитории.
Спросите Ваших сотрудников, чего они хотят, чтобы улучшить учебный процесс. Это покажет им что их мнение важно. Вероятно они будут более склонны пройти обучение, потому что будут понимать, что приложили некоторые усилия к созданию курса. Соберите мнение людей из разных уровней и подразделений компании,  поддерживайте обратную связь и продолжайте совершенствовать программу.

суббота, 11 февраля 2017 г.

Мотивация онлайн учеников (перевод). Часть 2

Первая часть тут: http://bugaychuk.blogspot.com/2017/01/1.html

Знания о том, что мотивирует учащихся имеет решающее значение для оптимизации учебного процесса. Мы предлагаем использовать 3 психологические теории для создания Ваших электронных курсов и проведения учебного процессаю

Теория потока.

Ее автор Михай Чиксентмихайи. Согласно его взглядам лучшие моменты нашей жизни приходят к нам не в состоянии расслабленности или пассивного созерцания, а тогда, когда тело и разум напряжены до предела в стремлении добиться чего-то трудного и ценного. Поток - это состояние полной поглощённости деятельностью, когда всё остальное отступает на задний план, а удовольствие от процесса очень велико.



Оптимальное состояние сознания — это внутренняя упорядоченность. Такое состояние наступает, когда наша психическая энергия (внимание) направлена на решение конкретной реалистичной задачи и когда наши умения соответствуют требованиям, предъявляемым нам этой задачей. Процесс достижения цели упорядочивает сознание, поскольку концентрация на выполнении текущей задачи отсекает всё, не относящееся к делу.

Было выделено несколько основных компонентов переживания состояния потока:
  • задача, которую ставит себе человек, должна быть для него посильной; 
  • он должен иметь возможность сосредоточиться; 
  • концентрация, как правило, становится возможной потому, что задача позволяет чётко сформулировать цели и немедленно получить обратную связь;
  • в процессе деятельности увлечённость субъекта настолько высока, что он забывает о повседневных тревогах и проблемах;
  • занятия в состоянии потока позволяют человеку ощущать контроль над своими действиями;
  • осознание своего "Я" в момент совершения действия как будто исчезает, зато после окончания потокового эпизода оно становится сильнее, чем раньше;
В процессе той или иной деятельности именно поставленные задачи поддерживают нашу концентрацию на необходимом уровне. Любое, даже самое элементарное действие может принести массу удовольствия, если его надлежащим образом видоизменить. Важнейшими шагами в этом направлении являются:
  1. Постановка главной цели и максимально возможного количества связанных с ней промежуточных целей.
  2. Предельная концентрация на происходящем и её сохранение.
  3. Нахождение способа измерения собственного прогресса в рамках выбранной системы целей.
  4. Повышение сложности задачи по мере того, как деятельность становится скучной.

Теория Самоопределения.

Теория имеет дело с тремя основными психологическими потребностями: автономность, компетентность и связанность. Эти основные психологические потребности являются общими для людей разных культур, пола и профессий. Удовлетворение этих потребностей способствует саморазвитию человека.


От автора: Мне эта теория напомнила взгляды Дена Пинка из видео "Об удивительной науке мотивации" и книги "Драйв: что на самом деле нас мотивирует?":

1) "Новая система для функционирования наших компаний должна строиться на трёх принципах: самостоятельность, профессионализм и целенаправленность. Самостоятельность – потребность самому направлять свою жизнь. Профессионализм – желание становиться лучше и лучше в важном деле. Целенаправленность – стремление делать своё дело во имя чего-то большего, чем ты сам"

2) " Очень немногие организации могут похвастаться тем, что предлагают людям хоть какую-то свободу в выборе тех, с кем им придется работать. Поощрение автономии не означает отказа от ответственности. Мотивация 2.0 подразумевала, что, если людям дать свободу, они будут отлынивать от работы, и что самостоятельность будет лишь способом уклонения от ответственности. Мотивация 3.0 берет за основу другое предположение. Она исходит из предпосылки, что люди хотят отвечать за результаты своего труда и что предоставление им возможности распоряжаться задачей, своим временем, своей техникой и своей командой и есть путь к достижению этой цели".


Что это, как я думаю, значит для учебного процесса:
  • автономность - свобода учебной траектории ученика, возможность самостоятельно направлять свою учебную деятельность вместе с его ответственностью за результаты;
  • профессионализм (компетентность) - показать ученику его будущие результаты до... и после..., четко обозначить что он будет уметь после прохождения курса;
  • связанность - связать его достижения с практикой, жизнью, если есть возможность, необходимо задействовать групповые проекты, организовывать сообщества практиков или включить свою аудиторию в уже существующие  и т.п.

Теория Путь-Цель. 

Она основана на базовой человеческой склонности следовать примерам. Так, у всех нас есть наши любимые спортсмены, чьими результатами мы восхищаемся. Теория Путь-Цель (Path-Goal),  была разработана  в 1971 году, а затем уточнена в 1996 году. Основой этой теории является убеждение, что мотивация обучаемого и, следовательно, его / ее эффективность в значительной степени зависит от поведения инструктора (учителя).



От автора: Вот вот, а я всегда говорю своим коллегам: "Аудитория смотрит на то как Вы воспринимаете Ваш предмет, как относитесь к учебному процессу, -  и видит, если Вам все равно!".

Есть четыре основных модели поведения, связанные с теорией Path-Goal:
  1. Инструктивная: В качестве разработчика - дайте ясные цели, инструкции, порядок действий. 
  2. Поддерживающая: Убедитесь, что ваш курс включает в себя поддержку с вашей стороны на различных уровнях. Например, если вы создаете учебные модули в Интернет убедитесь, что вы указываете средства, с помощью которых слушатели могут получить доступ к этим ресурсам.
  3. Ориентация на достижения. Будьте наставником для слушателей, не будьте высокомерным. Разработайте  посильные, но не легкие задачи, чтобы дать учащимся уверенность, что они могут достичь своих целей.
  4. Участие: Дизайн курса предполагает, что Вы учтете следующие типы взаимодействий:
  • между учащимися и преподавателем;
  • между самими учащимися;
  • между учащимися и учебным материалом;
  • между учащимися и интерфейсом.

среда, 1 февраля 2017 г.

Презентации об обучении


15 декабря 2016 года и и 30 января 2017 года я выступал на конференциях, которые организовывала компанией e-tutorium. Посему делюсь с читателями презентациями и записью выступлений

1. Elearning Forum in Ukraine 2016.












2. Геймификация и мотивация в eLearning