Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

пятница, 22 января 2016 г.

6 ученых о которых должны знать учителя (часть 1)





Выго́тский Лев Семёнович (1896-1934)

Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющие задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.

Понятие «зона ближайшего развития» — логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Смысл этого понятия, состоит в том, что обучение «вызывает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития, которые сейчас являются для ребенка еще возможными в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но которые, проделывая внутренний ход развития, становятся затем внутренним достоянием самого ребенка».

«Педагогика, — писал Выгодский, — должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития». Что понимать под этой зоной? Это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития.

В школе ребенок обучается «не тому, что он умеет делать самостоятельно, но тому, чего он еще делать не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с учителем и под его руководством. Центральным для всей психологии обучения моментом и является возможность в сотрудничестве подниматься на высшую ступень интеллектуальных возможностей, возможность перехода от того, что ребенок умеет, к тому, что он не умеет, с помощью подражания».

Но это должно быть подражание «не механическое, автоматическое, бессмысленное, а разумное, основанное на понимании подражательное выполнение какой-либо интеллектуальной операции». Подражание — это все, «что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве…». Но ведь «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно. … Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок может выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

Главной фигурой, по Выготскому, является сам ребенок как субъект собственной деятельности; учитель (воспитатель), пользуясь большими возможностями социальной среды, в которой живет и действует ребенок, может направлять и руководить личной его деятельностью с целью ее дальнейшего развития.


Жан Пиаже (1896-1980)

По мнению Пиаже, дети проходят четыре основных стадии когнитивного развития, на каждой из которых происходит существенное изменение их понимания мира. Благодаря наблюдению за своими собственными детьми, Пиаже разработал теорию интеллектуального развития человека, в которой выделял следующие стадии:
  • сенсомоторную (от рождения до 2 лет);
  • дооперационную (от 2 до 7 лет);
  • стадию конкретных операций (от 7 до 11 лет);
  • стадию формальных операций (она начинается в подростковом возрасте и охватывает всю взрослую жизнь человека).
Каждая из четырех стадий имеет свои особенности с точки зрения происходящих в интеллектуальной сфере ребёнка изменений.
  1. Сенсомоторная стадия. На этом этапе малыши приобретают знания через чувственный опыт и управление объектами окружающей действительности.
  2. Дооперационная стадия. На этом этапе дети познают мир через игру. Однако за внешне простым процессом игры стоит сложный процесс овладения логикой и восприятия точки зрения других людей.
  3. Стадия конкретных операций. На этом этапе развития дети начинают думать более логично, но их мышление всё ещё не обладает гибкостью мышления взрослого. Они, как правило, не понимают и не принимают абстрактных и гипотетических понятий.
  4. Стадия формальных операций. Заключительный этап теории Ж. Пиаже предполагает развитие логики, способности использовать дедуктивные рассуждения и понимать абстрактные идеи.

Основные понятия теории Ж. Пиаже

1. Схема действия. Схемы -это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир. С точки зрения Пиаже, схема включает в себя как само знание, так и процесс его получения. Как только ребёнок получил новый опыт, новая информация используется для изменения, дополнения или замены ранее существовавшей схемы. Если проиллюстрировать это понятие примером, то можно представить ребёнка, у которого есть схема о некоем типе животного — собаки, например. Если до настоящего момента единственным опытом ребенка было знакомство с маленькими собачками, то он может полагать, что собаками называются абсолютно все небольшие, пушистые четвероногие. Предположим теперь, что ребенок сталкивается с очень большой собакой. Ребенок воспримет эту новую информацию, включив её в уже существующую схему.

2. Ассимиляция. Процесс включения новой информации в ранее существовавшие схемы известен как ассимиляция. Процесс этот носит несколько субъективный характер, потому что мы, как правило, пытаемся немного изменить новый опыт или полученную информацию для того, чтобы подогнать её под уже сформировавшиеся убеждения. Восприятие собаки ребёнком из приведённого выше примера и, собственно, определение её как «собаки» — пример ассимиляции животного с детской схемой собаки.

3. Аккомодация. Также адаптация предполагает изменение или замену существующих схем в свете новой информации — то есть, процесс, известный как аккомодация. Она включает в себя само изменение существующих схем или идей в результате возникновения новой информации или новых впечатлений. Во время этого процесса могут быть разработаны и совершенно новые схемы.

4. Уравновешивание. Пиаже считал, что все дети пытаются найти баланс между ассимиляцией и аккомодацией — это достигается как раз с помощью механизма, называемого Пиаже уравновешиванием. По мере прохождения стадий когнитивного развития важно поддерживать баланс между применением предварительно сформированных знаний (то есть, ассимиляцией) и изменением поведения в соответствии с новой информацией (аккомодацией). Уравновешивание помогает объяснить то, как дети способны переходить от одного этапа мышления к другому.


Есть для специалистов один, думаю, небезинтересный источник: Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 191 с. http://psychlib.ru/mgppu/kgp/kgp-001-.htm

воскресенье, 10 января 2016 г.

Компетентностно-ориентированное обучение

Инфографика: "The ABC’s of Competency-Based eLearning"



В обобщенном виде компетентность определяется как способность человека реализовать на практике свои знания, по выполнению конкретных профессиональных задач а также как его отношение к выполняемой работе.

Компетентность является:
  • Измеримой. Вы можете измерять уровни мастерства двух лиц на основе выполнения ими подобных задач с использованием идентичных инструментов.
  • Видимой. Компетентное лицо "применяет" свои знания и решает реальные проблемы, нежели человек, который знает теорию, определения и понятия, что-то слышал, но не знает, что делать с этим знанием.
  • "Мобилизатором ресурсов". Компетентный человек не только имеет знания, но также обладает навыками и умениями применять их в реальном мире.
  • Этической. Компетентный человек не прибегает к неэтичным мерам чтобы выполнять свою работу. Он полагается на свои знания и умения (наверно имеется ввиду перекладывание ответственности, использование результатов чужого труда и т.д - К.Б.)

Что такое компетентностно-ориентированное обучение?

Помните, как вы изучали математику в школе? Вы узнали про сложение, вычитание, умножение и деление, прежде чем вы стали решать более сложные задачи.Вы были подведены к более трудному уровню, только если вы прошли предыдущие более легкие и научились решать задачи присущие им.

Компетентностно-ориентированное обучение позволяет учащимся двигаться по учебной программе в своем собственном темпе. Курс предоставляет новый материал на основе предыдущего и, соответственно, успешной аттестации на предыдущем уровне. При этом подходе фокус сосредоточен не на завершении учебной программы в течение определенного времени, а на овладении определенными умениями и навыками.



Каковы преимущества компетентностно-ориентированного обучения?

1) Актуальность в реальном мире.
Потому что его внимание сосредоточено на практическом применении знаний.


Совет: Не создавайте учебные модули, которые просто информируют о фактах. Вместо этого, используйте сценарии и тематических исследования, которые иллюстрируют практическое применение знаний. Кроме того, включайте в них инструменты оценки которые проверяют способность ученика решать реальные задачи.

2) Фокус на мастерстве.
Как уже говорилось, учащиеся не допускаются, на следующий уровень обучения, пока они не продемонстрировали применение навыков и умений на предыдущем.

Совет: Четко сформулируйте желаемые результаты обучения в самом начале модуля. Это устанавливает для ученика определенные ожидания и предотвращает разочарование и фрустрацию. Предоставляйте детальную обратную связь и критерии оценки. Объясняйте им почему они правильно или неправильно решили задачу или предложите лучшее решение.

3) Фокус на собственных достижениях.
Учебные программы на основе компетентности заставляют учащихся самих взять на себя ответственность их обучение. Учащиеся могут проходить программу, основываясь на собственном уровне знаний и навыков. Это создает среду для совместной работы, где учащиеся чувствуют себя поддерживаемыми и следовательно, будут мотивированы чтобы учиться самостоятельно.

4) Фокус на самостоятельности.
Модульность обучения придает гибкость курсу и позволяет учащимся проходить его в соответствии с их потребностями. Это дает ощущение собственного контроля над своей работой. В принципе из таких частей, вы можете создать множество курсов просто комбинируя различные модули.

Совет: Создавайте автономные обучающие модули.

5) Гибкость и персонализация.
Ученики могут отклониться от линейной структуры учебного курса и получить доступ к учебным модулям нелинейно, в зависимости от уровня их мастерства. Это поможет создать персонализированный опыта обучения, который сделает вашу программу более эффективной.

6) Целостное развитие.
Одним из самых больших преимуществ этого подхода является то, что он ориентирован на комплексное развитие личности. Учащийся учится приобретать знания и применять их для решения реальных проблем. Он также развивает самостоятельность в поиске знаний и мотивирует на их применение, а не на механическое заучивание.