Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

суббота, 27 октября 2012 г.

Говард Рейнголд: Чистый смарт

О Говарде Рейнгольде и его "нет смарте", я узнал из курса Ивана Травкина (Об) учение в сети. В этом курсе мы рассматривали предложенные Рейнгольдом сетевые грамотности (по ссылке Вы найдете эти материалы):
  • Внимание.
  • Критическое потребление.
  • Участие. 
  • Коллаборация.
  • Сетевая сознательность.
В этом посте я хочу еще немного рассказать о содержании его книги Net Smart (пост в некоторой степени касается нашего совместного вебинара с Иваном, который мы планируем 1.11.2012 в 12-00 по Москве)

1. Рейнгольд говорит, что одной из ключевых особенностей сетевых организаций является то, что они вне контроля и бюрократического управления.

2. Рейнгольд описывает, как социальные сети, способствуют  распространению доверия, который есть ключевой формой социального капитала. Лучший способ распространения доверия и социального капитала - внести свой вклад в общее дело (читай в деятельность сообщества).

3. Рейнгольд основывается на многочисленных экономических и социологических исследованиях, которые показывают, что люди, которые помогают другим, намного более вероятно, получат помощь в ответ.

4. Он говорит о том, как развивать нашу собственную PLN (персональную учебную сеть), состоящуя из людей, которые заинтересованы тех же вопросах, что и Вы. PLN по нему  это как моя личная сеть (которую я курирую), где я хочу учиться, так  и сети, в которых мы учимся вместе (наверное речь идет о неких подсетях в моей PLN). 

Он предлагает такие этапы создания собственной персональной учебной сети

1. Исследуйте. Изучайте интернет сайты, твиттер и  жизнь реальных людей которых Вы встречаете.

2. Ищите. Если Вы чем-то интересуетесь (Раз у вас есть смысл исследуемой области), то Вы знаете какие сайты исследовать и какие поисковые термины использовать.

3. Следите. Следите за исследователями через блоги, твиттер, социальные сети.

4. Настройка. Развивайте вашу сеть, добавляйте в нее новых людей и избавляйтесь от тех, кто не имеет для Вас ценности.

5. Внесите вклад в вашу сеть, добавляйте свои мысли, взгляды, обменивайтесь информацией.

6. Вовлекайте. Привлекайте людей за которыми вы следуете и которые следуют за Вами. Оставляйте комментарии в их блогах и проектах. Если это возможно, будьте интересным и привлекательным. 

7. Спрашивайте. Задавайте вопросы своим последователям и тем, за кем следуете Вы. Используйте сеть для пользы всех членов, но не задавайте вопросов на которые ответ могут быстро дать Google или Wiki-поиск.

8. Реагируйте. Отвечайте на вопросы  других людей.

Смысл сетевого пространства не знать кого-то, а знать того кто знает о чем то (Now it is about knowing who knows what

Ссылка на книгу: Г  Рейнгольд "Умная толпа" - на русском

P.S. А теперь простая просьба. Есть у кого нибудь ссылки на полную книгу Net Smart (бесплатную). Хорошо, если бы она была на русском и с возможностью загрузки))).  Если же у кого-то есть электронный экземпляр, поделитесь. Внесите вклад в сообщество #UkrEl11 - прям по Рейнгольду. 

четверг, 18 октября 2012 г.

de-l. Неделя № 1: Интернет и обучение

По теме вебинара я подобрал несколько роликов об обучении в 21 веке. В них как задаются вопросы, так и даются некоторые советы и ответы. Одним словом проблематика поднята для всех.

1. Обратите внимание на девочку на первой секунде ролика. Вдохновляет.




2. Это видео с презентации в PREZI написано в принципе понятно и без субтитров.




3.  Это видео как-бы от первого лица - учителя. Что я буду делать со своими учениками в 21 веке...


Выделю картинку из видео уж очень она мне понравилась:




4. На вебинаре был вопрос о шведской школе. Там вместо обычных столов и стульев в качестве рабочего места  используются все без исключения горизонтальные поверхности: пол, пуфы, выступы ширм, лестницы. Работа над совместными проектами проходит за большими столами, индивидуальные занятия можно выполнять сидя на полу, или забравшись в нишу. Как считает дирекция и архитекторы, подобный интерьер — «сам по себе является главным образовательным средством в школе». Фото можно посмотреть тут: http://trendymen.ru/blogs/thework/938.html А вот видео об этом проекте:

четверг, 4 октября 2012 г.

Mobimooc 21012: Опыт участия

Перед началом нашего дистанционного курса я решил принять участие в открытом курсе, который проводился зарубежными коллегами. Мой выбор пал на курс MobiMOOC 2012. Причин этому было несколько.

Во-первых, это был ближайший курс перед нашим дебютом с Кухаренко В.Н. в этом году.

Во-вторых, в отличие от скажем, change11 (http://change.mooc.ca) этот курс был небольшим по продолжительности.

В-третьих давно хотелось попробовать себя в чем то, далеком в языковом, культурном и профессиональном плане.

Я постараюсь кратко изложить основные моменты этого курса в этом посте, более подробно Вы можете ознакомиться с его структурой и материалами по ссылке на главную страницу этого курса. Тем, кто уже знаком с платформой wikispaces будет еще привычнее.

Итак, открытый курс назывался MobiMOOC 2012 главная страница курса http://mobimooc.wikispaces.com

Курс был построен в основном по принципу cMOOC, о чем было указанно в его установочных информационных материалах.

Организатором этого мероприятия выступила Inge de Waard (Ignatia) - координатор электронного обучения в Институте тропической медицины Антверпена (ITM), Бельгия

Курс проходил с 8 по 30 сентября 2012 года. Вот карта участников курса:




Основными пространствами курса были выбраны 2 сервиса: Google groups и платформа вебинаров wiziq. Тем не менее, участникам курса предлагалось пользоваться социальными сервисами twitter, delicio.us, youtube, facebook (хотя сразу предупредили, что эта платформа не основная) для генерации идей, публикации постов, создании закладок организации совместных проектов, рефлексии.

Главная фишка курса: участникам был предложен шаблон проекта мобильного обучения. На основе шаблона каждый мог выбрать близкую себе тему, разработать проект мобильного обучения в любой сфере и поделиться им с другими участниками. В конце курса путем голосования самих участников за проекты друг друга определялся победитель, которому вручался приз – 500 долларов/

Структура курса была немного необычной: 

Неделя № 1 Введение в mLearning

На этой неделе был вебинар Инге о основных понятиях мобильного обучения, трудностях, элементах внедрения. На втором вебинаре Инге рассказывала об особенностях создания собственного проекта мобильного обучения, как его правильно спланировать, на что обратить внимание.

Совместная работа на 1-й неделе строилась вокруг «Центральной» группы Google. В ней обсуждались следующие вопросы: знакомство (каждый участник представился и немного рассказал о себе), определение мобильного обучения и чем оно отличается от электронного обучения, признание участия в МОДК и насколько оно необходимо, участие новичков в МОДК: с чего начать, какие действия?.

Неделя № 2

На этой неделе планировалось рассмотреть сразу несколько тем для рассмотрения:

1. «Совместный взгляд на инструменты mLearning» (для всех участников курса)

Затем были приглашены 4 ведущих со следующими темами:
2. Глобальные вопросы mLearning – John Traxler.  

3. Учебная (рамочная) программа mLearning – Adele Botha.  

4. Обзор программных продуктов Harbinger Knowledge http://www.harbingerknowledge.com/  
– Bijoy Banerjee. 

5. Обзор инструментов Raptivity для мобильного обучения (создание игр, симуляций, головоломок) http://www.raptivity.com  
Jamaica Bracken. 

Последние два вебинара - это «спонсорские вебинары»

Каждый участник мог участвовать в любом из запланированных мероприятий. В рамках недели были организованы дискуссионные группы


Изначально планировался форум для недельных дискуссий, но из-за технических проблем, а также пожеланий участников курса, дискуссии перенеслись в отдельные группы Google – каждая дискуссия – своя группа.

Adele Botha в теме «Учебная (рамочная) программа mLearning» очень подробно перед началом вебинара за несколько дней описала свою концепцию программы и представила ключевые моменты. Программа состояла из 5 тем:

  1. Влияние мобильных телефонов на людей, общины и общества. 
  2. Влияние мобильных телефонов на экономику.
  3. Влияние мобильных телефонов на обучение. 
  4. Характер технологии, системы и устройства. 
  5. Стать мобильным. 
После вебинара в понедельник она предложила каждый день обсуждать одну тему и каждый мог внести свои дополнения и предложения к теме или предложить список чтения, или интересный источник через формы гугл. Вот ссылка на ключевую статью http://itg.academia.edu/IgnatiaIngedeWaard/Papers/1645325/Towards_a_Mobile_Curriculum_Framework
Неделя № 3. 

Она принесла в курс еще большее разветвление. На этой неделе участникам было предложено 8 тем. Соответственно было запланировано 8 вебинаров, 8 отдельных групп для обсуждения. Каждый мог выбрать тему (темы), которые его заинтересовали и поучаствовать в их освоении:

  1. Дополненная реальность (расширенный) в mLearning ( Víctor Alvarez) 
  2. Корпоративный mLearning ( Amit Garg ) 
  3. Мобильная активность и обучение (Sean Abajian) 
  4. Мобильные разработки (m4d/ICT4D) (Michael Sean Gallagher) 
  5. Мобильные игры (David Parsons) 
  6. Мобильное здоровье (mHealth) (Malcolm Lewis) 
  7. От педагогических теорий к практике мобильного обучения ( Geoff Stead) 
  8. Поезд тренера (Jacqueline Batchelor) 
В тоже время на неделе № 3 заканчивался срок подачи участниками своих проектов. Участники могли публиковать их на своих ресурсах и, соответственно, давать ссылки, присылать по почте организаторам, публиковать прямо в отдельной теме на Google groups вот в этом месте: https://groups.google.com/forum/?fromgroups#!forum/mobimooc-projects

Моя деятельность в курсе. 

Ну как всегда, использовал как основные 3 канала: facebook, twitter, blogger (читал, писал, делал ссылки). Теперь конкретно по деятельности

Первая неделя это что-то!!!!!! Надо было изучить список мероприятий, присоединиться к «Центральной» группе Google. Отметить себя на карте курса. Изучить материалы к первому вебинару. И что главное – все на английском))).
Сначала я представился участникам, рассказал о своем опыте участия в подобных мероприятиях, наших достижениях (небольших правда) и поделился с участниками курса своими публикациями по вопросам мобильного обучения: http://bugaychuk.blogspot.com/2012/09/mobimooc-first-step.html 

Также я принял участие в обсуждении соотношений электронного и мобильного обучения. Мой пост можно найти здесь: http://bugaychuk.blogspot.com/2012/09/e-learning-vs-distance-learning-vs-m.html

Для коллег курса я представил точку зрения участников сообщества e-LearningPRO на варианты использования мобильных устройств в обучении: http://bugaychuk.blogspot.com/2012/09/m-leraning-from-elearningpro.html

В одной из реплик участников прозвучал вопрос об использовании мобильных устройств и ЛМС, тогда я на основе оригинальной презентации, с которой выступал весной 2012 года на МОДК «Дистанционное обучение от А до Я», сделал для «сотоварищей» презентацию на английском языке, а также описал интеграцию Moodle и мобильных устройств http://bugaychuk.blogspot.com/2012/09/moodle-for-mobile.html

В рамках обсуждения правил для новичков в Mobomooc 2012 я нашел информацию как это лучше сделать, опубликовал ее в блоге и перевел уже для русскоязычных коллег. http://bugaychuk.blogspot.com/2012/09/tips-of-mooc.html
Как Вы могли заметить, за первую неделю я опубликовал 5 постов в блоге (к концу курса каждый из них был просмотрен не менее 60 раз, а 2 более 100 раз). 

Самое интересное. Участники курса Avgoustos Tsinakos и Mohamed Ally из университета Атабаска нуждались в информации по мобильному обучению на территории СНГ, так как готовят небольшую книгу связанную с этим вопросом. По их просьбе я подготовил им краткий обзор использования мобильного Интернета в России и Украине, основные трудности в мобильном обучении, варианты использования мобильных устройств жителями Украины и России, примеры удачных проектов по мобильному обучению. Получилось 6 страниц (естественно переводил на английский). Опыт моих сетевых коллег из компании МедиуМ тоже был описан)))). 
В конце недели мы скооперировались с Иваном Травкиным для того, чтобы вместе сделать проект по мобильному обучению (две головы всегда лучше). Обсудили рабочее название, распределили роли: работа закипела. 

На второй неделе мы с Иваном обсуждали окончательную концепцию нашего проекта и совместно писали его в Google docs. 

Также на второй неделе я провел небольшой опрос участников курса по поводу инструментов их персональной учебной среды в контексте мобильного устройства, опыта преподавания, сектора, который они представляют. На опрос откликнулось 20 человек. Его результаты тут: http://bugaychuk.blogspot.com/2012/09/mobimooc2012-survey-results.html

Естественно поделился в группах Google опытом использования своих мобильных устройств в жизни и обучении. Особенно некоторым участникам понравились мои публикации по инструментам для создания карт памяти из этого блога.

На третьей неделе я принимал участие в обсуждениях темы «От педагогических теорий к практике мобильного обучения».

В одной теме было предложено поделиться известными сценариями мобильного обучения: реального и теоретически возможного для изучения разных точек зрения и международного опыта внедрения мобильного обучения. На первом вебинаре речь шла о разрывах в теориях практике мобильного обучения, как его сделать лучше, как разрабатывать контент, какие нужны инструменты и т д. материалы здесь: http://moblearn.blogspot.co.uk/2012/09/mobimooc-2012-my-presentation.html.

Понравилось выражение: «Мобильное обучение это не только контент или технология, это хорошая педагогика, хорошее юзабилити и приложения, которые хочется использовать».

Также эта неделя была посвящена окончательной шлифовке нашего с Иваном проекта по мобильному обучению.

Касаемо проектов. Всего было подано 17 проектов в разных отраслях: мобильное здравоохранение, использование iPad в учебном процессе, изучение будущей работы, культура и этнография, изучение иностранных языков, мобильное обучение для людей с нарушениями речи. и т.д. Проекты находятся здесь: https://groups.google.com/forum/?fromgroups#!forum/mobimooc-projects (есть также ссылки на внешние ресурсы ссылки).

Первое место занял проект Videhi Bhamiti «Расширение возможностей индийских женщин, столкнувшихся с изнасилованием и домогательствами» https://groups.google.com/d/msg/mobimooc-projects/HG1o0Dshwoo/OSVY4UqofCYJ

Вообще одним из условий создание своего проекта была его некая «социальная направленность» и победитель удовлетворил это условие полностью.

Наш проект (на английском) был опубликован здесь: http://bugaychuk.blogspot.com/2012/09/mobiomooc-week-2-3-and-mobile-project.html

За него было подано 14 голосов, а все результаты тут: http://mobimooc.wikispaces.com/Badges+and+award. Судя по ним мы заняли 5-6 место (тоже неплохо). 

Привожу отрывок из проекта:

  1. Название. «Мобильная образовательная среда университета: использование мобильных устройств для создания открытых образовательных ресурсов» 
  2. Сфера mLearning. Высшее образование. 
  3. Цель проекта. Формирование и поддержка мобильной образовательной среды университета для создания открытых образовательных ресурсов. 
  4. Конечный продукт проекта. Открытые образовательные ресурсы, по конкретному предмету созданные студентами с помощью мобильных устройств.
  5. Реализация проекта будет способствовать: 
  • Улучшению мобильной грамотности студентов и преподавателей. 
  • Формированию у студентов и преподавателей навыков использования сервисов веб 2.0. в учебном процессе. 
  • Внедрению принципов равногогики и P2P в учебный процесс. 
  • Стимулированию неформального сотрудничества и совместной деятельности студентов и преподавателей в мобильном виртуальном пространстве. 
  • Обеспечению 24/7 доступа к информационным ресурсам. 
  • Обеспечению 24/7 обратной связи участников учебного процесса. 
  • Созданию условий для совместного производства открытых образовательных ресурсов. 
  • Поддержке формального учебного процесса в университете. 
Конечно, не очень хорошее знание английского и время заставило отказаться от участия в вебинарах (разговорная речь быстрая, многие с акцентом). В тексте хоть Google поможет. Так что все посты сначала писал на русском, переводил в браузере, потом редактировал, потом отправлял. Это занимало естественно больше времени. Так что могу сказать, что часть интересного, наверное, пропустил, но и сделал немало.

Каждый участник курса, который зарегистрировался в курсе мог получить бейдж участника (неформальная акредитация). Наиболее активным (критерии были описаны в начале курса) будут высланы специальные бейджи (так что ждем с Иваном свои).

В конце вкратце пройдусь по остаточным моментам которые мне показались (может действительно показались? )) ) интересными:

  1. Зарегистрировалось где-то сто участников – активными было не более 20. 
  2. Основная деятельность шла именно в группах, доля твиттера была небольшая. Фейсбуком почти никто не пользовался для рефлексии. 
  3. Постов в блогах пишут тоже немного, но читают активно. 
  4. Много участников уже были знакомы друг с другом по каким-то прошлым курсам 
  5. Участники легко вступают в диалог, делятся ссылками, приглашают друг друга в совместные проекты. 
  6. У многих очень развитый набор соцсервисов (ну это видно из упомянутого опроса). 
  7. В основном был представлен академический сектор, корпоративщиков было немного. 
  8. Проблемы мобильного обучения что у нас что у них одинаковые (инфраструктура, разные устройства, навыки преподавателей….). 
  9. Некоторые участники выразили сомнение в правильной структуре курса из-за его раздробленности на 2-й и особенно 3-й неделе. Дескать лучше меньше тем, тогда работа будет целенаправленнее. 
  10. Некоторые участники (наверное опытные) сразу обозначили в сообщениях рамки своего участия: это интересно, а это нет, так что появлюсь там-то и там-то. 
  11. Участие в курсе как работа – на выходных активности почти нет, как и в вечернее время. 
Вот такой отчет получился. Надеюсь, что не утомил. Буду рад поправкам от аудитории если что-то упустил.