Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

четверг, 24 декабря 2015 г.

Самборский эксперимент (Национальная полиция)

9 июня 2015 года МВД Украины провело так называемый "Самборский эксперимент" в рамках Львовского пилотного проекта реформирования милиции. Главная его цель — проверка действенности новой структуры низового подразделения органов внутренних дел, улучшение реагирования на сообщения о правонарушениях, круглосуточное присутствие сотрудников органов внутренних дел на территории обслуживания.

Кому интересны подробности - читать тут: http://gazeta.zn.ua/LAW/reforma-milicii-v-deystvii-_.html


*********

На эту тему есть и публикации и даже визуализации. На одной конференции я выступал с докладом о сущности и результатах эксперимента. В этом блоге я выкладываю презентацию и вот почему.

Меня часто спрашивают, а как кроме текста в слайде можно описывать работу полиции? Отвечаю можно и даже иногда нужно. В этой презентации я применил некоторые находки дизайна слайдов, которые нашел у своих иностранных коллег - думаю получилось неплохо.

Да и оригинальная визуализация, которая есть в сети мне не устраивала по многим параметрам (как не самый плохой пример оставил таким последний слайд))) )


Единственное, что не удастся передать - это анимацию, которую я применил для постепенного раскрытия схем работы полиции.

П.С. За цифры и подробности благодарю Олега Мартыненко и  Национальную общественную платформу "Реформируем МВД: прозрачность и ответственность".

П.С. 2 Хотя честно говоря и с картами, фигурами, оттенками некоторых цветов и шрифтами пришлось повозиться. Такое за полчаса на коленках не соорудишь.



понедельник, 14 декабря 2015 г.

10 приемов сделать обучение похожим на игру


10 STRATEGIES TO MAKE LEARNING FEEL MORE LIKE A GAME (http://www.teachthought.com/pedagogy/30225/)



1. Привлекайте студентов к дизайну классной комнаты, аудитории или любого другого учебного пространства.

2. Дайте им второй шанс (и третий и четвертый тоже). Все студенты должны иметь второй шанс, когда они терпят неудачу. В этом случае они анализируют и исправляют свои ошибки, учатся преодолевать неудачи, устраняют психологическое давление, которое создает "единственный шанс".

3. Поощряйте обратную связь. Обратная связь имеет важное значение в любой игре или учебной группе. При групповом обучении студенты работают вместе над определенными проблемами, учатся идти на уступки, строить отношения с другими учениками, и получают поддержку от преподавателя в случае необходимости. Как и в игре, обратная связь  от коллег по команде также важна как и от руководителя.

4. Используйте уровни и шкалы прогресса. Вместо оценки и процентов, учителя могут сделать шкалы, которые измерят прогресс студента. При выполнении заданий, тестов, или проектов они будут показывать движение ученика к намеченной цели или к следующему уровню подготовки.

5. Бросьте вызов. Мотивируйте студентов создавая для них определенные миссии и срочные проекты.

6. Дайте им выбор. Классы (группы) в которых внедряются игровые механики часто позволяют студентам выбирать различные пути в изучении предмета. Это позволяет студентам творчески развивать и применять свои знания.

7. Используйте награды. Они представляют собой символ достижения, стимулируют студентов продолжить работу по повышению их уровня мастерства, и повышают доверие.

8. Интеграция индивидуальных и групповых достижений. Учителя могут внедрять разные системы вознаграждений. Награды могут быть выданы как всей группе, так и отдельному студенту за достижение определенных успехов. Это создает атмосферу взаимопомощи и товарищества.

9. Использование информационных технологий. Системы управления классами такие как ClassRealm, ClassDojo и Gamestar являются хорошими инструментами, которые могут помочь учителям повысить свой опыт в геймификации.

10. Подчеркните навыки их мастерства. В гемификации приоритетным является  предоставление студентам гибкой среды для  самостоятельного обучения. Подчеркните важность использования критического мышления, решения проблем, сотрудничества, творчества и применения полученных знаний.

воскресенье, 6 декабря 2015 г.

Как интегрировать элементы Storytelling в электронное обучение?

Перевод статьи "7 Tips To Integrate Storytelling Into Your Next eLearning Course" (http://elearningindustry.com/7-tips-integrate-storytelling-next-elearning-course)


1. Придумайте сюжет истории и релевантного персонажа.
Каждый персонаж в вашей истории должен иметь отношение к учащимся и их контексту (работе, учебе, профессиональным обязанностям), а диалоги должны быть реалистичными. Персонажи могут также обозначать что-то или кого-то, например, человека, который испытывает недостаток профессиональных навыков и пытается развиваться посредством прохождения вашего электронного курса. Однако имейте в виду, что персонажи или история в целом являются инструментом, с помощью которого вы достигаете ваших основных целей обучения. Хотя вы всегда можете включить в курс немного юмора или некий отвлеченный разговор между персонажами, чтобы сделать курс более реалистичным, но желательно, чтобы диалоги были привязаны к теме курса и не давали слушателям неактуальную для них информацию.


2. Не забудьте включить в курс основные элементы повествования.
Каждая хорошая история имеет сюжетную линию, в которой присутствует основная вступительная часть, проблема или конфликт, которые в дальнейшем могут быть разрешены. Ваш сюжет должен апеллировать к чувствам учащихся, чтобы эмоционально связать их содержанием курса. Другими словами, они должны быть погружены в историю так, чтобы она становилась эффективным средством обучения (здесь мне кажется имеется ввиду решение курсом проблем самих учащихся - чтобы они идентифицировали себя с персонажем истории - Б.К.)

3. Используйте высококачественные изображения для иллюстрации основных моментов сюжета.
Используйте изображения высокого качества для визуального представления основных элементов истории и обратите внимание учащихся на ключевые точки, которые они должны запомнить. При выборе изображения, попробуйте мыслить нестандартно и апеллировать к эмоциям. Например, если вы создаете историю о двух людях, которые пытаются достичь определенной цели посредством сотрудничества, вы можете использовать фотографии, которые релевантны определенным частям (действиям) вашего повествования, а не только стандартные фото двух людей.

4. Всегда интегрируйте основные идеи в сюжет.
Вся история должна иллюстрировать основную идею, которую вы пытаетесь донести до аудитории. Сюжет сам по себе должен включать ключевые моменты вашего предмета. Иногда бывает так, что история перестает относиться к целям вашего курса, из-за чего возникает риск не достичь поставленных учебных целей. Каждый персонаж, и каждый образ, который вы выбираете, должен отражать основную цель вашего курса. В противном случае, курс будет только развлекать учащихся.

5. Стройте повествование, которое привлекает внимание, а не отвлекает учащихся.
Если вы собираетесь представить в вашем курсе историю с помощью рассказчика (ведущего), то вы должны быть уверены, что рассказчик будет ментором (проводником) для учащегося, а не шоуменом. Во многих отношениях, рассказчик просто литературный прием, который усиливает историю и выделяет ключевые аспекты электронного курса. Если вы, например, представляете историю голосом (аудио), избегайте переизбытка информации и "украшений" голоса (акцент и т.д.) - это будет только отвлекать ученика от прохождения курса. Когда вы выбираете голос рассказчика и ритм рассказа, вы должны выбрать в пользу ясности, а не уникальности, так как это будет гарантировать то, что учащиеся могут в полной мере понять то, что сказал ведущий.

6. Сделайте историю короткой чтобы предотвратить когнитивные перегрузки.
При создании историй, попытайтесь сделать ее более короткой (емкой), чтобы избежать когнитивной перегрузки. С другой стороны, она не должна быть настолько короткой, чтобы не принести учащимся реальную пользу. Избегайте путаницы и информационной перегрузки, ограничьте число персонажей или конфликтов (проблем) убедитесь, что все ваши элементы повествования хорошо представлены и интересны для учащихся.

7. Сделайте ваш рассказ интерактивным.
Вместо того чтобы писать длинные текстовые абзацы сделайте ваш рассказ интерактивными в виде слайд-шоу или презентации. Таким образом учащиеся могут сами перейти к следующей части сюжета, или принимать собственные решения, которые будут влиять на развитие сюжета. Это может помочь им увидеть последствия своего выбора, чтобы определить наилучший подход к решению проблемы. Конечно, такой подход может отнять больше времени и ресурсов на создание элементов и сценария курса, но в конечном итоге считаем, что это сделает обучение более привлекательным, эффективным, и запоминающимся.

Кристофер Папас также дает дополнительные ссылки на ресурсы сторителлинга:

  1. Инструменты для сторителлига (http://elearningindustry.com/free-digital-storytelling-tools-for-teachers-and-students)
  2. Основы обучения с помощью сценариев (http://elearningindustry.com/the-basics-of-scenario-based-e-learning)
  3. Приемущества сторителлинга в электронном обучении (http://elearningindustry.com/win-over-your-e-learners-with-storytelling)

четверг, 26 ноября 2015 г.

"Разочарование" в elearning

Оригинал инфографики (http://elearninginfographics.com/elearners-become-frustrated-infographic)


1. Причины разочарования слушателей:
  • Учебный курс не соответствует целям студента и уровню его знаний. Если учащийся не видит актуальность курса и возможность его практического применения для решения своих реальных проблем, он потеряет интерес.Чтобы избежать этого, специалисты по электронному обучению должны понимать, что материал учебного курса не может быть абсолютно одинаков для всех.
  • Имеют неверные ожидания. Слушателю надо напоминать, что электронное (онлайн) обучение требует столько же усилий, как и любой другой тип обучения. Следует помнить и о том, что слушателям надо иметь определенные технологические навыки, которые позволят им успешно пройти курс. 
  • Нехватка времени. Люди часто думают, что они могут уделить онлайн-курсам немного времени и закончить их очень быстро. Это не совсем верно. Когда мы не очень хорошо знакомы с электронным (онлайн) обучением, надо учитывать, что потребуется определенное время, чтобы научиться организовывать и управлять своей деятельностью.
2. Почему и как разработчики учебных курсов влияют на "разочарование" слушателей
  • Не проходили электронное обучение как слушатели. Очень важно, чтобы разработчики учебных курсов сами испытали состояние онлайн студента. Это поможет им понять элементы, которые действительно важны для процесса обучения, навыки, которые должны быть оценены и как взаимодействовать с содержанием курса.
  • Предоставление неясных инструкций. Не думайте, что только потому, что учащиеся пришли в ваш курс, они не нуждаются в четких инструкциях и методической информации. Не зная, что им делать, или не понимая шагов, которые они должны пройти может существенно повлиять на восприятие учебного материала, вплоть до отказа от прохождения курса. Если вы даете четкие инструкции для ваших слушателей, уровень их "разочарования" значительно уменьшится.
  • Переизбыток информации. Поставьте себя на место ваших студентов обувь, посчитайте их рабочую нагрузку и реалистично подумайте о том, как много своего времени они действительно могут посвятить работе в вашем курсе. Курсы электронного обучения это не электронные книги, мозгу требуется отдых, а информация должна подаваться постепенно.
  • Нет взаимодействия или сотрудничества. Никогда не забывайте, что обучение это процесс создания знания, во взаимодействии с другими, людьми. Совместная работа, активная оценка и представление иных точек зрения обогащает ваш курс. Дайте слушателям почувствовать, что они являются частью сообщества. Если не способствовать взаимодействию, студенты чувствуют себя изолированными, немотивированными и разочарованными.
3. Почему и как компания влияет на "разочарование" своих слушателей
  • Не создает для слушателей вспомогательные каналы для обратной связи и помощи. Создание таких каналов (часы, форумы и т. д.) с самого начала может помочь решить проблемы слушателей на ранней стадии обучения. 
  • Не принимают во внимание необходимые технологические ресурсы. Отсутствие необходимых программ, технических средств и т.д. или их альтернатив может быть непреодолимым препятствием для успешного обучения и может привести к тому, что студент утратит мотивацию.
  • Не создают службу технической поддержки. В идеале, при любой организации обучения должен быть специалист, который решит технические проблемы пользователя различными путями и по различным каналам связи (по электронной почте, телефону, мессенджерам). Эти люди или команды должны быть дружелюбны, терпеливы и обладать достаточными техническими знаниями и умениями, чтобы помочь слушателю решить их проблемы.
  • Нет проверки ресурсов. Перед запуском материала, компании должны убедиться, что материалы будут считываться и отображаться правильно, а также что они имеют актуальное содержание, подходящий формат и юзабилити.

воскресенье, 15 ноября 2015 г.

Выступления о презентациях

10 и 11 ноября этого года мне удалось выступить на 2-х конференциях с докладами по основам разработки презентаций и дизайне.

Причем, в первом случае тему о презентациях выбрали сами организаторы, чем меня безумно порадовали (обожаю эту тему). Пригласил на выступление не только преподавателей, но и курсантов (дело происходило в академии Национальной гвардии Украины). Прошло все на ура, особенно впечатлили своей активностью именно курсанты.








Во втором случае говорю спасибо Марине Ефимовне Вайндорф-Сысоевой, которая включает меня в состав докладчиков конференции "Виртуальная реальность современного образования". Тема дизайна и типографики для меня новая, но думаю, что первый блин комом не вышел. Жду от всех коллег, кто присутствовал отзывы любой степени восхищения и недовольства.

Посмотреть и скачать вебинар можно тут: http://goo.gl/tDMDox





П.С. Еще раз выражаю благодарность Юрию Борисовичу Мельнику и Марине Ефимовне Вайндорф-Сысоевой за возможность присутствовать на этих замечательных мероприятиях, снова встретиться со своими друзьями и коллегами и получить огромную пользу от увиденного и услышанного. 

воскресенье, 8 ноября 2015 г.

Таксономия Блума для Android (Запоминание)

Запоминание по Блуму означает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории. Вот некоторые инструменты, которые являются своеобразным "костылем памяти" и воспроизведения информации без искажения ее первоначального смысла.

Google Keep. Приложение для создания заметок. К заметкам можно добавить списки, фото. Есть опция распознавания речи, напоминания, синхронизация. Скачать приложение можно по ссылке (https://goo.gl/ky2KX). Есть дополнение к браузеру Chrome (https://goo.gl/JdUsSy)

Wunderlist. Сервис заметок и менеджер задач. Ключевые особенности: создание списков дел, заметок, возможность установки напоминаний, синхронизация задач, прикрепление фото, файлов PDF, презентаций, создание напоминаний и отдельных папок задач. Летом этого года приложение купила Microsoft (вот не знаю радоваться ли… А то скайп стал тяжелым и неудобным((( )

Кстати, если пользуетесь им, но не хотите связываться с «софтом» - советую статью на Лайфхакере «Microsoft купила Wunderlist. Что теперь делать?»

Сайт приложения (https://www.wunderlist.com/ru) Скачать приложение можно по ссылке (https://goo.gl/KvbBbb). Дополнение к браузеру Chrome (https://goo.gl/9b6IgF)


Diigo. Это сервис социальных закладок. В этом блоге я уже писал о нем (http://bugaychuk.blogspot.com/2013/03/2-1-2.html). Есть также видео о его возможностях.





Evernote (ну куда же без него). Evernote Basic предлагает необходимые инструменты для простой и удобной организации всех дел. Пишите и сохраняйте информацию в заметках, группируйте заметки в блокнотах, делайте пометки и комментарии. Есть режим синхронизации заметок.


В блоге были несколько статей о сервисе: 

В сети нашел бесплатные видео по EverNote от Евгения Попова: http://danilidi.ru/lessons/evernote


Скачать приложение можно по ссылке (https://goo.gl/vVzgC). Есть дополнение к браузеру Chrome (https://goo.gl/Z7bvxr)





А какими сервисами для запоминания пользуетесь Вы?

понедельник, 26 октября 2015 г.

"Мусор" в электронном курсе



Краткие советы по структурированию информации





Как сделать содержание электронного курса более эффективным?

Создание информационной перегрузки в учебном курсе — это наиболее распространенная ошибка педагогических дизайнеров.

Ваша цель должна заключаться в создании курса, который упаковывает информацию, отвечающую запланированным результатам обучения.

Эта инфографика представляет 5 правил создания курсов электронного обучения «без воды» и лишней информации.

1. Следуйте правилу IBI

IBI расшифровывается «интересно, но не имеет значения», и вы должны применить это правило к каждому фрагменту курса: текст, изображения, видео, которые вы используете. Неактуальная информация увеличивает когнитивную нагрузку курса, отвлекает учащегося.

2. Различайте состояния: «должен знать» и «может знать».

Представьте, что Вы только что вернулись с какого-нибудь учебного мероприятия с большим количеством информации, которая, как вам кажется, имеет решающее значение для ваших слушателей. Безусловно, что Вы являетесь авторитетом по этому вопросу, но вы еще по мимо этого – эксперт по обучению.

Вы знаете ваши учебные цели, запланировали результаты обучения на вашем курсе, вы знаете также ожидания ваших учеников. Таким образом, вы можете решить, что «нужно обязательно знать» (решающее значение для достижения результатов обучения), «следует знать» (важная информация, что вы можете дать в качестве раздаточного материала), и «можно знать» (эта информация, которую бы хорошо бы знать, но можно опустить исходя из целей вашего курса).

3. Используйте аналогии и метафоры.

Аналогии и метафоры добавят привлекательности вашему тексту и могут связать идеи, которые, на первый взгляд, кажутся несвязанными. Аналогии и метафоры повышают актуальность содержания обучения, помогая учащимся быстро понять смысл абстрактных понятий.

4. Практикоориентированное содержание.

Ваши ученики, ожидают, что, пройдя ваш курс, они освоят навыки, которые они могут применять в своей работе. Другими словами, вы должны создать курс, который имитирует реальную обстановку в которой будет происходить деятельность ваших слушателей учащегося и концентрироваться на задачах, которые он будет выполнять, как ожидается, по возвращении на свое рабочее место.

5. Всегда помните о результатах обучения.

Ваши учащиеся имеют определенные ожидания от курса. Вы должны соответствовать этим ожиданиям. Вы должны помнить о результатах обучения на всех этапах проектирования курса. Если вы осуществляете разработку содержания, проектирование деятельности, планирование оценивания, или, например, выбираете изображения, вы должны помнить, что каждый элемент курса должен коррелировать с результатами обучения.

понедельник, 12 октября 2015 г.

С засечками или без? (выбор шрифта)

В кругах специалистов давно идет дискуссия о том какой же шрифт предпочтительней использовать при проектировании сайтов, подготовки слайдов для презентаций и т.д.

Известно "правило", что для компьютерного текста лучше использовать шрифт без засечек, так как в малом размере на экране компьютера шрифты с засечками читаются хуже. И напротив, что в печатной продукции следует использовать шрифты с засечками, особенно что касается детской или школьной литературы или когда речь идет о больших массивах текста.

Изучая данный вопрос натолкнулся на англоязычную статью "Which Are More Legible: Serif or Sans Serif Typefaces?" (последняя редакция 2012 года). Ссылка: http://alexpoole.info/blog/which-are-more-legible-serif-or-sans-serif-typefaces

Приведу для читателей несколько фрагментов из того, что получилось у автора при исследовании данного вопроса.

**************************

Автор вводит понятия "Разборчивость" и "Читабельность".

1. Разборчивость шрифта зависит от точности начертания его элементов, это означает возможность распознавать отдельные буквы или слова.
2. Читабельность определяется оптимальным расположением компоновкой больших текстовых блоков текста.

В начертании шрифта существует множество элементов, которые влияют на его разборчивость.

1. Шрифт с засечками/без засечек (антиква/гротеск). 

2. Величина печатного знака. Величина печатного знака происходит от системы книгопечатания, когда каждая буква размещалась на отдельном металлическом штифте. Величина печатного знака зависит от размера металлического штифта, а не от действительного размера буквы. 

Прим. Замечали ли Вы когда курсор выше отдельной буквы?


3. Х-высота (высота строчных букв).

4. Внутрибуквенные просветы, т.е. пустые пространства внутри буквы.

5. Верхние и нижние выносные элементы. Верхние выносные элементы — вертикальные штрихи, выходящие за рамки буквы или высоты строчных. Нижние выносные элементы — штрихи, уходящие под базовую линию шрифта.


Существует большое количество исследований, демонстрирующих отсутствие разницы между разборчивостью шрифтов без засечек и шрифтов с засечками (Tinker, 1932; Zachrisson, 1965; Bernard, 2001; Tullis, 1995; De Lange, 1993; Moriarty & Scheiner, 1984; Poulton, 1965; Coghill, 1980).

Существуют также исследования, которые говорят о преимуществах шрифтов с засечками (Robinson, 1983; Burt, 1959; Weildon, 1995). Но методология этих исследований ставилась под сомнение некоторыми учеными (Lund, 1997, 1998, 1999).


Аргументы в пользу шрифтов с засечками

1. Засечки помогают направлять взгляд читающего по горизонтали. Отсутствие засечек в гротескных шрифтах мешает горизонтальному потоку чтения.

В 1878 году профессор Эмиль Жаваль из Парижского универститета установил, что взгляд не двигается по строке текста одним непрерывным движением. Вместо этого глаз делает несколько быстрых сканирований, которые профессор назвал судорожными (саккадическими) движениями.

Прим. Это быстрые, скачкообразные движения глаз, наблюдающиеся при зрительном поиске объектов, чтении, рассматривании изображений.



2. Засечки используются для увеличения межбуквенного и межсловного расстояния, что увеличивает разборчивость текста.

Для того, чтобы определять расстояние между буквами и словами, засечки не требуются В традиционном книгопечатании расстояние между буквами достигается благодаря отрезкам металла, расположенным между буквами. Кроме того засечки наоборот делают буквы иногда визуально ближе, так как могут сливаться

3. Засечки используются в больших текстовых блоках потому, что гротескные шрифты вызывают утомление.

Однако подтверждений этому заявлению нет, поскольку измерение усталости не входит в преобладающее большинство исследований разборчивости, где шрифты с засечками сравниваются с шрифтами без засечек.


Аргументы в пользу шрифтов без засечек

1. Засечки — просто исторический артефакт.


Многие исследователи связывают происхождение засечек с Римской Империей: римские каменщики заканчивали каждый высеченный в камне штрих засечкой, чтобы скорректировать их неровный внешний вид, разборчивость при восприятии шрифта с засечками можно объяснить привычкой к такому шрифту, так как люди обычно считают более разборчивым шрифт, к которому они больше всего привыкли

2. Шрифты без засечек больше пригодны для использования в Интернете.

Хотя исследования чтения с экрана не показывают разницы между чтением с экрана и с бумаги (Dillon, 1992; Bernard, 2001), в этом аргументе может быть правда.

Многие профессионалы в области веб-технологий, в частности, графические дизайнеры, утверждают, что сравнительно низкая разрешающая способность экранов не позволяет эффективно "отрисовывать" маленькие штрихи вроде засечек, в то время как гротесков это не касается, оцифровывать их проще, так что и на экране они выглядят лучше. 

Прим. Хотя автор замечает, что статья писалась до поколения мониторов с высоким разрешением, таким как "Ретина".

3. Шрифты без засечек больше подходят для маленьких кеглей.

Засечки могут создавать визуальный шум при маленьком кегле (Morris, 2001). Однако это утверждение не подтверждается тестами на более продолжительное чтение (Poulton, 1972). Такие факторы, как толщина штрихов, размер просветов и высота строчных способны оказать намного больший эффект узнавание формы букв при увеличении или уменьшении размера кегля.

Прим. Кстати читал о том, что мы при чтении узнаем форму буквы и формы слов, поэтому читаемость шрифта связана не з засечками, а со сложной формой буквы (например в рукописных шрифтах с множеством завитушек и крючков).

4. Эти шрифты лучше подходят для обучения детей чтению

Книги для детей часто набираются шрифтом без засечек, поскольку учителя утверждают, что простота форм делает буквы более узнаваемыми (Coghill, 1980, Walker, 2001). 

Но исследования при участии детей не обнаружили никакой разницы, каким бы шрифтом ни был написан текст (Coghill, 1980; Walker, 2001).


ИТОГИ:

На самом деле, гораздо большая разница в разборчивости наблюдается между разными шрифтами одной гарнитуры, чем между шрифтами с засечками и без них.

Существуют и другие факторы, такие как высота строчных, просветы, межбуквенный интервал и толщина штрихов, которые намного сильнее влияют на его разборчивость.

Большинство разумно спроектированных и распространённых гарнитур будут одинаково разборчивыми, и потому говорить о предпочтениях в пользу гротесков или шрифтов с засечками стоит скорее исходя из эстетичных предпочтений.

П.С Похожую статью можно прочитать по ссылке: http://designshack.net/articles/typography/serif-vs-sans-serif-fonts-is-one-really-better-than-the-other/ (результаты практически такие же).

Автор делает подобный вывод:

Все зависит от цели использования. Лучший ответ, как правило, есть таким: "Многие дизайнерские проекты включают оба стиля шрифта. Это относится и к печатной продукции и цифровым изданиям".  
Ключ, как и для любой другой техники дизайна - это использование шрифтов сообразно цели вашего проекта и, конечно, в согласованности с содержанием.

вторник, 29 сентября 2015 г.

Проектное или проблемно-ориентированное обучение


Оригинал исследования: http://www.edutopia.org/blog/pbl-vs-pbl-vs-xbl-john-larmer




Термин "проектное обучение" упоминается в работах Джона Дьюи и Уильяма Килпатрика, который впервые использовал этот термин в 1918 году. 

Проектное обучение, если его понимать широко, может принимать различные формы, или быть их сочетанием:
  • Проектирование и / или создание материальной продукции, действий или события;
  • Решение реальных проблем (может быть смоделировано или полностью аутентично);
  • Исследование темы или проблемы для получения ответа на открытый вопрос.

Мы решили назвать проблемно-ориентированным обучением подмножество проектного обучения - то есть, это один из способов, с помощью которого учитель может "оформить" свой проект - т.е. "решить проблему".

Проблемно-ориентированное обучение, как правило, следует предписанным действиям:
  • Получение "плохо структурированной" (открытой) проблемы;
  • Определение проблемы (постановка задачи);
  • Генерация "инвентаризация знаний» (составление списка, "Что мы знаем об этой проблеме?" и "Что, что мы должны знать?");
  • Генерация возможных решений;
  • Формулировка вопросов для самостоятельной работы и тренировочной деятельности;
  • Обмен выводами и решениями



воскресенье, 13 сентября 2015 г.

7 навыков, которые будут нужны вашим студентам

Практически в тему выступления на EdCrunc, фото которого видел сегодня в Facebook

Оригинал статьи: http://www.teachthought.com/learning/how-to-prepare-student-for-21st-century-survival/




Как педагоги, мы постоянно стремимся подготовить наших учеников и студентов для "реального мира", который существует вокруг них. Мы учим их, как читать, писать и считать, решать задачи и т.д. Нет, конечно, есть и другие навыки, которым мы учим опосредованно, например, как работать в команде, критически мыслить, проявлять любопытство к событиям и вещам с которыми они сталкиваются каждый день.

Мы хотим подготовить их вести продуктивную и успешную жизнь, когда они окончат учебное заведение и войдут во взрослую жизнь. Но что ждет наших студентов в будущем? Разве учителя 30 лет назад могли предположить, например, что так много в нашем мире будет основываться на компьютерах и информационных технологиях? Могли ли они знать, какие навыки будут необходимы на рынке труда сегодня? И как тогда и сейчас мы все еще решаем ту самую сложную задачу - подготовка студентов к неизвестному.

Тони Вагнер из Гарвардского университета опросил несколько сотен руководителей разного звена различных бизнес структур, в том числе некоммерческих и коммерческих образовательных учреждений. Этот перечень из семи навыков был составлен из их ответов.


Навык № 1: Критическое мышление и решение проблем
Подготовка: Студенты должны будут накапливать опыт, смотря на возникающие проблемы с разных точек зрения и принимая собственные решения. Независимо от области, которую они выбирают, чтобы продвигаться по карьерной лестнице, способность думать и действовать быстро является незаменимым инструментом для их будущей жизни и работы.

Чтобы практиковать это, учителя должны давать студентам ситуации, в которых навыки, которые у них уже есть могут быть перенесены на решение практических проблем (кейсы, задачи).

В жизни проблема почти всегда имеет несколько решений.

Мы же в большинстве дает задачи с единственным правильным ответом или решением. Но большего эффекта достигают задания, где может быть несколько вариантов решения (математика) или ответов (коммуникации).


Навык № 2: Сетевое сотрудничество и лидерство
ВАЖНО! Не каждый человек рождается естественным лидером.

Тем не менее, способность вести за собой других, безусловно, может помочь человеку развиваться и стать успешным в выбранной им области. Кроме того, найти работу, где вам не нужно будет работать в тесном и гармоничном взаимодействии с другими может быть довольно трудной задачей. Чтобы лучше подготовить студентов в этой области, требуется больше, чем просто совместная работа. Вместо того, чтобы просто формировать группы и разделять полномочия, пробуйте менять роли конкретных студентов по каждой задаче в рамках проекта.

Иногда они могут быть "менеджерами", в других случаях они могут быть "организатором" или "дизайнером". Есть много различных ролей, которые студенты могут "примерить на себя" в ходе проекта. Это позволит быть им более гибкими и быстрее адаптироваться в незнакомом коллективе.


Навык № 3: Гибкость. Адаптивность
Наши студенты должны быть знакомы с идеей изменения и должны быть готовы адаптироваться к изменениям вокруг них. Учителя могут создать очень динамичную среду в классе, который может помочь подготовить студентов для будущего. Варьируя методы обучения, которые мы используем, типичные сценарии учебных занятий, руководящие принципы для групповой работы или домашних заданий могут помочь студентам научиться адаптироваться к незнакомым условиям (Главное не переборщить! - К.Б. :-))) ).


Навык № 4: Инициатива и предприимчивость 
ВАЖНО! Учащиеся должны быть в состоянии взять на себя инициативу и внести свой ​​вклад в ту сферу деятельности, которую они выберут. Мы должны поощрять эти навыки в наших классах и аудиториях. Наши студенты могут быть невероятно творческими и любознательными, этому не надо препятствовать - мы можем попросить их сделать гораздо больше, чем требуют правила конкретной дисциплины (хочет делать больше - помогите, дайте доп. задание, поощряйте поиск нового К.Б.!)

Пусть они знают, что вы доступны и готовы выслушать любые их идеи об улучшении процесса учебы.Помогите им организовать свои идеи и воплотить их в жизнь - даже если идея может потерпеть неудачу. Это может быть ценным уроком чтобы проанализировать, что пошло не так, и рассмотреть, как улучшить данную идею. Студенты и ученики никогда не должны бояться пробовать, потому что "это не будет работать".


Навык № 5: Эффективная устная и письменная коммуникация 
Важно! Несмотря на развитие новых технологий, эти навыки не утратили актуальность (Они, по-моему только возросли К.Б.). 

Представьте, ваш начальник посылает вам по электронной почте план полный грамматических ошибок или представляет новую идею "тихим невзрачным голосом", или читает всю презентацию с листа бумаги. Что бы вы подумали? Мы должны научить наших студентов, говорить, выступать и представлять свои идеи уверенно и четко.

Это не приходит естественным путем и требует практики. Произношение, его скорость, жесты, тембр голоса, визуальный контакт могут нам здорово помочь при устной коммуникации. Включайте на занятиях выступления ваших учеников и попросите остальных оценить их. В тоже время спрашивайте у них о ваших "коммуникативных недостатках"

Что касается письменного общения, мы должны практиковать как стандартные методы так и использовать современные ИКТ для проверки правильности общения. Кроме того важными являются навыки делового письма и общения в сети.


Навык № 6: Доступ и анализ информации.
Важно! Студенты сегодня имеют доступ к невообразимым объемам информации.. Интернет предоставляет невероятно мощный инструмент, который может быть их лучшим другом или злейшим врагом. Доступ к информации получить легко, но доступ к хорошей информации, как правило, получить сложнее. Студенты должны уметь просеять множество веб-страниц, доступных по определенной теме и найти то, что им нужно (и быть в состоянии доверять тому, что они находят). Они должны понять разницу между фактической информацией и мнениями по данной информации.

Многие студенты сегодня, получая ответы "из сети" на самом деле не думают о том, что эта информация может быть написана человеком, который может и не разбираться в данной предметной области. Таким же образом наша задача показать нашим подопечным оптимальные стратегии поиска, фильтрации и проверки информации.


Навык № 7: Любопытство и воображение
Наша задача как педагогов, развивать в ученике его сильные стороны, а также научить их, как применять их творчески и целенаправленно.

Представьте себе маленького мальчика, который любит солдат и роботов, но ненавидит принцесс. Как вы отреагируете на то когда он показывает вам свою недавно нарисованную картину на которой солдат новейшим оружием уничтожает принцесс?

Мы не все любим одно и тоже, так что педагог должен быть очень осторожным, в том, как он воспитывает и развивает творческие способности и воображение своих учеников. Мы можем научить их тому, какие вещи подходят к чему-то и в каких ситуациях, не акцентируя внимание на том, что это плохо или некрасиво (сталкиваюсь с таким каждый день :-)) К.Л.).


И напоследок интересная инфографика от Лайфхакера:


среда, 2 сентября 2015 г.

Анатомия современного электронного курса


Оригинал инфографики: http://elearninginfographics.com/anatomy-modern-elearning-course-infographic

1. Интерактивность и элементы социального обучения.

Дизайн современного электронного курса должен позволять учащимся взаимодействовать с его содержанием. Современные учащиеся не хотят быть пассивными, поэтому Вы должны делать курсы таким образом, которые не только предоставляют статичную информацию, но и заставляют их думать, направляют их деятельность и корректируют ход обучения. 
Это могут быть сценарии основанные на реальных ситуациях, виртуальные наставники, викторины, игры, использование социальных инструментов, обмен информацией со сверстниками и конкурентами .

2. Релевантность.
Современный ученик дорожит своим временем, а также имеет привычку легко отвлекаться. Таким образом, вы должны сделать курс, который поможет ученику решить проблему сразу, немедленно, без "воды" и иных отступлений. 

3. Рост.
Необходимо создавать курсы, которые будут развивать творческое мышление и аналитические навыки ваших учащихся для решения повседневных профессиональных задач. Это поможет вашим сотрудникам расти, покажет текущую пользу от материала и заинтересованность организации в карьерном росте (повышении квалификации) своего персонала. 


4. Неформальность. Игры.
Для того, чтобы сделать курс более "комфортным" -  пишите в неформальной разговорной манере на языке, который наиболее близко воспринимается большинством людей. Посредством курса говорите с аудиторией, а не смотрите на нее сверху вниз

Игры же являются отличными инструментами, которые могут привнести глоток свежего воздуха в сложный учебный курс. Подумайте о внедрении элементов геймификации в ваши курсы.. Ее преимущества хорошо зафиксированы во многих публикациях: увеличение доли участия сотрудников в курсе, улучшение удержания студента и повышение удовлетворенности сотрудников, особенно, когда вы публично признаете их успехи и вознаграждаете за них.  

5. Гибкость. Мобильность.
Современные учащиеся при изучении материала часто любят идти "своим путем". Поскольку все больше и больше компаний используют BYOD, не ограничивайте свои курсы конкретным устройством. Кроме того, предусмотрите гибкий график и траекторию их прохождения.

суббота, 22 августа 2015 г.

Пульс Вашей аудитории (система опросов)

Онлайн опросы аудитории часто используются для получения мнения по определенным вопросам, выяснения предпочтений и т.д. 

На этом скриншоте Вы видите отрывки из одного политического ток шоу на котором во время выступлений гостей аудитория программы в режиме реального времени оценивает выступающего (как правило: поддерживаю его слова или нет)



После программы подводятся итоги: высказывание вызвавшее наибольшую/наименьшую поддержку и т.п.


Скриншоты взяты из видео передачи "Свобода слова" (http://svoboda.ictv.ua/ua/index/view-media)


И вот, компания Майкрософт, под брендом своего поисковика BING представила бета-вервию опросника "Пульс" https://pulse.bing.com

Данный инструмент, как утверждает разработчик, предназначен для проведения онлайн опросов, в том числе в режиме реального времени, создания анкет, тестов.

Его предлагается использовать на конференциях, ток-шоу, учебных мероприятиях и т.д.


Как это работает?




"Пульс" в вашем классе




Стартовая страница сервиса





После регистрации надо выбрать себе ник и создать уникальный адрес своего аккаунта (созданный веб адрес сразу высвечивается вверху окна).



Затем вы создаете отдельные активности (уроки): название, веб-адрес, теги   


1. Обращаю внимание, что их название ТОЛЬКО на английском языке. Потом, при создании опросов, анкет и т.д. можно использовать и русский
2. При вводе названия веб-адреса урока, он автоматически добавляется к адресу вашего аккаунта (например: https://pulse.bing.com/app/poll1 - общий адрес Вашего аккаунта; https://pulse.bing.com/app/poll1/1 - адрес конкретного урока).




У каждого урока есть огромна куча настроек, причем для него можно создать как опрос в режиме реального времени (голосуете постоянно - как в ток-шоу), так и отдельный опрос, тестовое задание или анкету.




Завершив все настройки - вы отправляете веб-адрес вашего урока ученикам - и они могут приступать к работе с программой.

После создания опроса (а вы можете выставить время начала и длительность - до 90 минут) время, согласно вашей настройке запускается автоматически, но, если вы уложились раньше - можете остановить его и до срока завершения.



Можно настроить опрос по отдельным командам (у каждой свой цвет). При ответе, ученику предложат выбрать свою команду.




При онлайн опросе (вы голосуете постоянно на протяжении всего урока), вы можете установить временной интервал обновления.





Внешний вид (со стороны ученика). 
В одном уроке и онлайн опрос и стандартная анкета. 





Результаты можно посмотреть сразу.




Созданный опрос также можно встроить в блог, на сайт и привязать к соцсетям.


Что в итоге (ИМХО):


Широкие возможности настройки (тайм-зона, пол, возраст аудитории, теги, время урока )
Опросы в реальном времени.
Возможность опроса по командам.
Неплохой аналитический движок.

-
Нет локализации на русском языке.
Несколько запутанный интерфейс.  

вторник, 11 августа 2015 г.

Мои выступления на конференции "New Tutor" 2015

C 1 по 4 июля этого года мне удалось выступить на пятой очно-дистанционной конференции "Дистанционное обучение: взгляд из настоящего в будущее". 

Первый мастер класс был посвящен опыту перевернутого обучения от меня и моих сетевых коллег.




Второй мастер-класс мы решили провести вместе с Павлом Калинниковым. Наше выступление было посвящено созданию видео собственными руками. Паша взял на себя техническую сторону, я же попытался разобраться в "педагогических" аспектах данного вопроса.



Я сердечно благодарю Светлану Павлову за приглашение и надеюсь выступить на будущих мероприятиях!

вторник, 4 августа 2015 г.

Юбилейная школа e-learning.by 2015

Кто-то мне сказал, что дескать тебе надо книги писать, но я вот думаю склонности к этому нет, хотя из постов этого блога может получится неплохая брошюра (путеводитель) по школам портала e-learning.by, потому что писать про них хочется.

Рассказ длинный и обстоятельный. Чтение на несколько дней гарантируется!

Итак на 10-ю юбилейную школу мы приехали в Национальный горнолыжный курорт "Силичи". Все ухожено, цивильно, рядом шикарный лес, чистый воздух. Работай и отдыхай с пользой. Жалко, что не все мои коллеги доехали - место того стоит.


Вот такие вот "Силичи"

День первый.

Володя Наумов как всегда заставил нас попотеть на ниве педагогического дизайна. Мы  пытались найти связи между данными, информацией и знаниями (это на секунду разные вещи и инженерия знаний их различает). Рассмотрели домены и типы знаний,  также их применение при проектировании электронных курсов. 

Что в остатке? Много людей, которые занимаются педагогическим дизайном, на самом деле работают только в одном его измерении, а часто вообще в сфере менеджмента обучения. Так что... думайте где Вы сейчас!

4 составляющие настоящего педагогического дизайна (автор: Владимир Наумов)


День второй.

Его начала Елена Денисова с темой по автоматизации бизнес-процессов. Сказать честно, в полной мере я не совсем был в теме, но где-то понимал, что для многих организаций эта тема актуальна. 

По своей сути автоматизация нужна не только "чтобы выкинуть человека с работы". Есть много случаев в организации менеджмента обучения, где она нужна и важна, и машина сделает лучше быстрее и оперативнее, позволяя тем самым освободить сотрудников от рутинной работы и перебросить на более ответственный участок.

Еще больше я убедился в этом, во-первых, вспоминая работы номинантов премии учебных порталов 2015 (о них писал Э. Бабушкин), а во-вторых из рассказа коллеги Ольги Завьяловой, которая привела реальную потребность автоматизации процессов своей деятельности. 

В процессе групповой работы мы выступали заказчиками и разработчиками проекта автоматизации определенного процесса (т.е. формулировали заказ для других групп, в то же время выполняя заказ поступивший от них). Кстати, мои коллеги даже разработали для Ольги концепцию автоматизации некоторых ее рабочих процессов. Так что мастер-класс прошел отлично! Реальная проблема - реальное решение!


Как думаете: "Какой бизнес процесс автоматизирует Елена Денисова?" :-)

После обеда Максим Скрябин погрузил нас "...в волшебный и удивительный мир отчетов, цифр, планов, смет..." - узнали фразу?

Итак, у Вас есть ЛМС? Какие отчеты она делает? Что Вас не устраивает? Как бы вы визуализировали массивы данных о процессе обучения - вот об этом мы и говорили. Каждая группа составила свой уникальный концепт отчета для типового электронного курса и для ЛМС, основываясь на материале Максима и шаблонах визуализации. Очень полезный мастер-класс, сразу можно понять, что реально нам нужно от отчета системы, какие данные первоочередные, а какие лишние в наших и чужих продуктах! Максиму респект!

Как по мне так лучший концепт от Сергея Запорожченко и Елены Локтевой

День третий.

Голова есть, но она должна говорить нормально
(А.С. Прутченков)

Вот такая вот затравочка получилась для веселого и легкого мастер-класса Юрия Майского. Тему публичных выступлений и презентаций муссируют много и давно, и только от Алексея Каптерева и вот от Юры есть вменяемые тренинги по тренировке дикции, дыхания, проставления интонаций. Мы читали скороговорки, незнакомые тексты с листа, тренировали диафрагмальное дыхание. Нужный мастер-класс для любого педагога от настоящего артиста и мастера. Спасибо Юра!


А еще Катя Богоутдинова шикарно поет :-)

Часто ли Вы даете своим ученикам оценивать себя и друг друга? Нет? Тогда вам к Лене Локтевой. Научит, расскажет, даст совет. Самооценку, кстати, широко практикует Coursera! А вот в наших курсах, часто оценка это от "2" до "5" и только от преподавателя. 

Активная же оценка – это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность: а) постоянно видеть и понимать свои успехи (и этому радоваться), б) свои ошибки (и работать над ними). Кроме того в ее процессе они учатся владеть процедурами оценки, управлять собственным обучением.

Предложите ученикам такую шкалу. Посмотрите на результат!



Товарищ! Предусмотри в своем курсе активную оценку! Не пожалеешь!

Свой мастер класс я посвятил различным креативным техникам. Все мы не рождаемся креативными - им можно стать, нужно увлечение любимым делом + тренировки. На мастер-классе мы играли в ДРУДЛЫ, генерировали идеи для курса по дизайну презентаций с помощью техники фокальных объектов, визуализировали пословицы и поговорки. 

Кроме этого я рассказал коллегам более чем о 10 наиболее распространенных техниках креатива. Мою презентацию (правда без заданий) можно скачать по ссылке: http://www.e-learning.by/Info/All-Presentations/ELearning.html

Надеюсь скучать им не пришлось - веселуха была еще та!

Это пример реализации одного способа креативить везде и всегда (техника - расшифровка аббревиатур). Мое имя выступило итогом мастер-класса. 
Застолблю авторство!


Фрагменты моего мастер-класса (Вверху - самая креативная группа под руководством Марины Трубиной)

День четвертый.

Как определить "удобность" электронного курса? Почему мы часто не обращаем внимание на опыт пользователя? Да потому что не знаем требований, а их много - начиная от содержания (форматирование, заголовки, списки, канцеляризмы) и заканчивая интерфейсом (кнопки, переходы, инструкции). Вот так мы с помощью Елены Локтевой пошагово прошли все требования к интерфейсу электронного курса:
  1. Скорость выполнения работы.
  2. Количество пользовательских ошибок.
  3. Скорость обучения пользователя.
  4. Удовлетворение пользователя.
Было трудно, но думаю наша команда отлично справилась! Лене спасибо и ждем продолжения! Реально полезно!

Мозговой штурм: осмысленный, но все равно беспощадный


И в конце, конкурс проектов.
  • Марина Трубина поделилась опытом института по формированию кластеров "авиаметеорологии" и "гидрометеорологии". Очень интересно и реально классная работа.
  • Сергей Запорожченко представил нам проекты про созданию учебного курса для спецов в сфере нанотехнологий и создания учебного портала для Всемирной организации служб спасения. Масштабно! 
  • Ольга Завьялова поделилась своими достижениями по повышению квалификации педагогов  в сфере дошкольного образования! Полезно! И что самое главное - все сама. Просто вот респект и уважуха!

ОКОЛОШКОЛА

Естественно пару дней было выделено на обстоятельное исследование основных мест отдыха в Минске, поскольку время от окончания школы до отхода поезда и "адова экскурсия" в -30  зимой 2014 года не дали мне времени лучше ознакомиться с этим удивительным городом. 

В первый день мы с Леной Локтевой были в Ботаническом саду и в "Парке Челюскинцев". 

А вот во второй день я в порыве энтузиазма отмахал более 20 км пешком по нескольким достопримечательностям: Немига (Верхний город) - 0 километр (знак) - Цирк - Парк Горького - парк Янка Купалы - парк Марата Казея - Оперный театр - Троицкое подворье - "Остров слез" - Парк Победы - Музей ВОВ - Национальный дворец - Площадь флага - Аквапарк!!!! (Минчане поймут).

Жалко одно - был понедельник и в большинство мест во внутрь было не попасть(((. А так хотелось на колесо обозрения и в музей ВОВ (дедушка то Минск освобождал!). Но зато есть цели на будущее. 


Прекрасен Минск да еще с таким то организатором!

Ну а развлечений нам в принципе хватало: пикник, лесное озеро и "тропа здоровья" интеллектуальные игры в Доббль и Экивоки! Куча эмоций и позитива.


Какая школа без шашлыков? Наше творение с Сергеем Запорожченко и Эдиком Пономаревым

По впечатлениям от пройденного:

1. Минск очень красивый и зеленый город. Может я ходил не там? Но местные говорят, что у них так всегда! Ровные и чистые улицы, широкие проспекты, толерантное отношение к туристам - все это располагает к дальнейшим поездкам. В общем супер город!!! В этот раз я даже провел маленькую экскурсию для некоторых участников, так как за несколько поездок уже освоился.


С Ольгой Завьяловой на "музыкальной скамейке", которая сама играет "Полонез Огинского"

2. Некоторые итоги нашей беседы  с Леной по формату школы она уже озвучила в Facebook, но все равно повторюсь:
  • жалко было немного людей, ждал большего количества участников. Хотя познакомился (развиртуализировался) с другими хорошими людьми ("Системинвесту" привет!). Отдельно по "Европлану" - Лена молодец, прогнала через школу практически всех своих сотрудников. Теперь я точно знаю весь полный состав ее отдела. Такого на моей памяти еще не было. Одним словом и сама учится и подчиненным скучать не дает!
  • учитывая, что мастер-классы вели в основном старожилы, все было в принципе ровно и ожидаемо (чисто для меня). В такой ситуации главным было сделать что-то очень необычное, так как удивить такую аудиторию надо постараться. Вот поэтому выступление Юрия Майского и зашло всем на 100%. Тема новая, никто там из "элернингцев" профессионально не копается (несмотря на наличие подобных вебинаров и тренингов + это действительно было весело и вызывало эмоции. 
А что надо, чтобы обучение было эффективным? ПРАВИЛЬНО! Оно должно вызывать положительные эмоции! Так что Юра был просто молодцом! Тем более он, как артист,  об искусстве подачи выступления и голосовых техниках знает очень много. И такому тренеру веришь!
  • остальные выступления, в том числе и мое, прошли очень ровно и близко по эмоциональному накалу, хотя, честно говоря, думал, что материал подобрал очень интересный и такого еще не было (ну не угадаешь никогда, что понравится, а может к моему выступлению уже все устали), короче собой недоволен, хотя при голосовании попал во все номинации;
  • формат школы надо немного менять и что-то придумать. Предлагаю во-первых, сделать доклады без старичков (так сказать пустить новую кровь, но если кто-то захочет - нет препятствий), во вторых нужны баттлы на разные темы (Помню Лена со Светой обещали нам Prezi vs PowerPoint), в-третьих, возможен вариант тематических школ или тематических дней на школе с выбором "локального победителя дня" или мастер-классы в парах. Понятно, что это пока предложения, но соответствовать надо (я ж на школе получил звание "креативного дюрасела").

* Кстати о голосовании: Мои номинации определились так (да не обидятся остальные участники):
  • проект - Ольга Завьялова! Я знаю, как это не просто одной поднимать что-то в вузе, поэтому за смелость, энтузиазм и веру в себя!
  • мастер разработки - Лена Локтева! так как она знает бизнес анализ - не знает его никто, что надо учитывать, на что обратить внимание, какие требования - все это помогает разработке учебного курса и его интерфейса, поэтому за всеосведомленность, пользу, возможность самооценки в курсе и практичность!
  • мастер управления - Сергей Запорожченко! Не так часто встречаешь человека, который кроме разработки может поднимать крутые проекты по нанотехнологиям в рекордные сроки и с такими условиями, поэтому за масштабность!
  • мастер школы - Юрий Майский! Весело, полезно, практично, необычно! Кто не знает, Юра выступает в художественном коллективе, замечательно поет, поэтому тема подготовки к выступлениям это его конек и хлеб! Юра был искренним с необычным материалом + заставил нас здорово посмеяться (и это в совокупности с огромной практической направленностью выступления), поэтому за эмоции, новизну и пользу!
3. Я еще раз искренне и от все души поздравляю наших победителей: Олю Завьялову, Лену Денисову, Сережу Запорожченко и особенно, Юру Майского желаю им дальнейших свершений и побед! 


Наши красавцы!

4. Огромный "респект" Елене Локтевой за очередную школу, организацию, любовь ко всем участникам, желание сделать хорошее мероприятие. Короче СПАСИБО! Надеюсь мы все оправдали и ее ожидания как по программе ведущих так и по своей работе на школе.

Надеюсь на новые встречи. Удачи всем!!!