Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

понедельник, 26 октября 2015 г.

"Мусор" в электронном курсе



Краткие советы по структурированию информации





Как сделать содержание электронного курса более эффективным?

Создание информационной перегрузки в учебном курсе — это наиболее распространенная ошибка педагогических дизайнеров.

Ваша цель должна заключаться в создании курса, который упаковывает информацию, отвечающую запланированным результатам обучения.

Эта инфографика представляет 5 правил создания курсов электронного обучения «без воды» и лишней информации.

1. Следуйте правилу IBI

IBI расшифровывается «интересно, но не имеет значения», и вы должны применить это правило к каждому фрагменту курса: текст, изображения, видео, которые вы используете. Неактуальная информация увеличивает когнитивную нагрузку курса, отвлекает учащегося.

2. Различайте состояния: «должен знать» и «может знать».

Представьте, что Вы только что вернулись с какого-нибудь учебного мероприятия с большим количеством информации, которая, как вам кажется, имеет решающее значение для ваших слушателей. Безусловно, что Вы являетесь авторитетом по этому вопросу, но вы еще по мимо этого – эксперт по обучению.

Вы знаете ваши учебные цели, запланировали результаты обучения на вашем курсе, вы знаете также ожидания ваших учеников. Таким образом, вы можете решить, что «нужно обязательно знать» (решающее значение для достижения результатов обучения), «следует знать» (важная информация, что вы можете дать в качестве раздаточного материала), и «можно знать» (эта информация, которую бы хорошо бы знать, но можно опустить исходя из целей вашего курса).

3. Используйте аналогии и метафоры.

Аналогии и метафоры добавят привлекательности вашему тексту и могут связать идеи, которые, на первый взгляд, кажутся несвязанными. Аналогии и метафоры повышают актуальность содержания обучения, помогая учащимся быстро понять смысл абстрактных понятий.

4. Практикоориентированное содержание.

Ваши ученики, ожидают, что, пройдя ваш курс, они освоят навыки, которые они могут применять в своей работе. Другими словами, вы должны создать курс, который имитирует реальную обстановку в которой будет происходить деятельность ваших слушателей учащегося и концентрироваться на задачах, которые он будет выполнять, как ожидается, по возвращении на свое рабочее место.

5. Всегда помните о результатах обучения.

Ваши учащиеся имеют определенные ожидания от курса. Вы должны соответствовать этим ожиданиям. Вы должны помнить о результатах обучения на всех этапах проектирования курса. Если вы осуществляете разработку содержания, проектирование деятельности, планирование оценивания, или, например, выбираете изображения, вы должны помнить, что каждый элемент курса должен коррелировать с результатами обучения.

понедельник, 12 октября 2015 г.

С засечками или без? (выбор шрифта)

В кругах специалистов давно идет дискуссия о том какой же шрифт предпочтительней использовать при проектировании сайтов, подготовки слайдов для презентаций и т.д.

Известно "правило", что для компьютерного текста лучше использовать шрифт без засечек, так как в малом размере на экране компьютера шрифты с засечками читаются хуже. И напротив, что в печатной продукции следует использовать шрифты с засечками, особенно что касается детской или школьной литературы или когда речь идет о больших массивах текста.

Изучая данный вопрос натолкнулся на англоязычную статью "Which Are More Legible: Serif or Sans Serif Typefaces?" (последняя редакция 2012 года). Ссылка: http://alexpoole.info/blog/which-are-more-legible-serif-or-sans-serif-typefaces

Приведу для читателей несколько фрагментов из того, что получилось у автора при исследовании данного вопроса.

**************************

Автор вводит понятия "Разборчивость" и "Читабельность".

1. Разборчивость шрифта зависит от точности начертания его элементов, это означает возможность распознавать отдельные буквы или слова.
2. Читабельность определяется оптимальным расположением компоновкой больших текстовых блоков текста.

В начертании шрифта существует множество элементов, которые влияют на его разборчивость.

1. Шрифт с засечками/без засечек (антиква/гротеск). 

2. Величина печатного знака. Величина печатного знака происходит от системы книгопечатания, когда каждая буква размещалась на отдельном металлическом штифте. Величина печатного знака зависит от размера металлического штифта, а не от действительного размера буквы. 

Прим. Замечали ли Вы когда курсор выше отдельной буквы?


3. Х-высота (высота строчных букв).

4. Внутрибуквенные просветы, т.е. пустые пространства внутри буквы.

5. Верхние и нижние выносные элементы. Верхние выносные элементы — вертикальные штрихи, выходящие за рамки буквы или высоты строчных. Нижние выносные элементы — штрихи, уходящие под базовую линию шрифта.


Существует большое количество исследований, демонстрирующих отсутствие разницы между разборчивостью шрифтов без засечек и шрифтов с засечками (Tinker, 1932; Zachrisson, 1965; Bernard, 2001; Tullis, 1995; De Lange, 1993; Moriarty & Scheiner, 1984; Poulton, 1965; Coghill, 1980).

Существуют также исследования, которые говорят о преимуществах шрифтов с засечками (Robinson, 1983; Burt, 1959; Weildon, 1995). Но методология этих исследований ставилась под сомнение некоторыми учеными (Lund, 1997, 1998, 1999).


Аргументы в пользу шрифтов с засечками

1. Засечки помогают направлять взгляд читающего по горизонтали. Отсутствие засечек в гротескных шрифтах мешает горизонтальному потоку чтения.

В 1878 году профессор Эмиль Жаваль из Парижского универститета установил, что взгляд не двигается по строке текста одним непрерывным движением. Вместо этого глаз делает несколько быстрых сканирований, которые профессор назвал судорожными (саккадическими) движениями.

Прим. Это быстрые, скачкообразные движения глаз, наблюдающиеся при зрительном поиске объектов, чтении, рассматривании изображений.



2. Засечки используются для увеличения межбуквенного и межсловного расстояния, что увеличивает разборчивость текста.

Для того, чтобы определять расстояние между буквами и словами, засечки не требуются В традиционном книгопечатании расстояние между буквами достигается благодаря отрезкам металла, расположенным между буквами. Кроме того засечки наоборот делают буквы иногда визуально ближе, так как могут сливаться

3. Засечки используются в больших текстовых блоках потому, что гротескные шрифты вызывают утомление.

Однако подтверждений этому заявлению нет, поскольку измерение усталости не входит в преобладающее большинство исследований разборчивости, где шрифты с засечками сравниваются с шрифтами без засечек.


Аргументы в пользу шрифтов без засечек

1. Засечки — просто исторический артефакт.


Многие исследователи связывают происхождение засечек с Римской Империей: римские каменщики заканчивали каждый высеченный в камне штрих засечкой, чтобы скорректировать их неровный внешний вид, разборчивость при восприятии шрифта с засечками можно объяснить привычкой к такому шрифту, так как люди обычно считают более разборчивым шрифт, к которому они больше всего привыкли

2. Шрифты без засечек больше пригодны для использования в Интернете.

Хотя исследования чтения с экрана не показывают разницы между чтением с экрана и с бумаги (Dillon, 1992; Bernard, 2001), в этом аргументе может быть правда.

Многие профессионалы в области веб-технологий, в частности, графические дизайнеры, утверждают, что сравнительно низкая разрешающая способность экранов не позволяет эффективно "отрисовывать" маленькие штрихи вроде засечек, в то время как гротесков это не касается, оцифровывать их проще, так что и на экране они выглядят лучше. 

Прим. Хотя автор замечает, что статья писалась до поколения мониторов с высоким разрешением, таким как "Ретина".

3. Шрифты без засечек больше подходят для маленьких кеглей.

Засечки могут создавать визуальный шум при маленьком кегле (Morris, 2001). Однако это утверждение не подтверждается тестами на более продолжительное чтение (Poulton, 1972). Такие факторы, как толщина штрихов, размер просветов и высота строчных способны оказать намного больший эффект узнавание формы букв при увеличении или уменьшении размера кегля.

Прим. Кстати читал о том, что мы при чтении узнаем форму буквы и формы слов, поэтому читаемость шрифта связана не з засечками, а со сложной формой буквы (например в рукописных шрифтах с множеством завитушек и крючков).

4. Эти шрифты лучше подходят для обучения детей чтению

Книги для детей часто набираются шрифтом без засечек, поскольку учителя утверждают, что простота форм делает буквы более узнаваемыми (Coghill, 1980, Walker, 2001). 

Но исследования при участии детей не обнаружили никакой разницы, каким бы шрифтом ни был написан текст (Coghill, 1980; Walker, 2001).


ИТОГИ:

На самом деле, гораздо большая разница в разборчивости наблюдается между разными шрифтами одной гарнитуры, чем между шрифтами с засечками и без них.

Существуют и другие факторы, такие как высота строчных, просветы, межбуквенный интервал и толщина штрихов, которые намного сильнее влияют на его разборчивость.

Большинство разумно спроектированных и распространённых гарнитур будут одинаково разборчивыми, и потому говорить о предпочтениях в пользу гротесков или шрифтов с засечками стоит скорее исходя из эстетичных предпочтений.

П.С Похожую статью можно прочитать по ссылке: http://designshack.net/articles/typography/serif-vs-sans-serif-fonts-is-one-really-better-than-the-other/ (результаты практически такие же).

Автор делает подобный вывод:

Все зависит от цели использования. Лучший ответ, как правило, есть таким: "Многие дизайнерские проекты включают оба стиля шрифта. Это относится и к печатной продукции и цифровым изданиям".  
Ключ, как и для любой другой техники дизайна - это использование шрифтов сообразно цели вашего проекта и, конечно, в согласованности с содержанием.