Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

суббота, 28 сентября 2013 г.

Первые впечатления о первом украинском xMOOC

В этом сообщении я постараюсь кратко рассказать читателям о первом  украинском xMOOC. (все скриншоты с сайта курса: http://goo.gl/lGBdnm)

Важно 1 !!! Пост не ставит целью "искать кучу блох" в работе коллег и огульно их критиковать, а представляет только личную попытку автора разобраться в нем, его структуре, подаче материала. Тема мне не совсем близка, поэтому профессиональную информацию (ее ложь и истину), оставляю за кадром. Интересует логика, удобство, понятность, конкретность, как методики подачи материала, так и проверки достижения целей, которые декларировали его авторы.

Важно 2 !!! Все написанное - это только личная позиция автора, которая не претендует на истину. Я осознаю, что прошло только 2 недели курса, поэтому многое высказанное здесь может к его окончанию поменяться, поэтому я не перестану следить за его дальнейшим ходом.

16 сентября Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко запустил проект "Университет онлайн". В его рамках был представлен первый массовый курс "Бренд-менеджмент".

Автор курса - Андрей Длигач - кандидат экономических наук, доцент кафедры международной экономики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

На курс по сведениям авторов зарегистрировалось 7288 человек, За первую  учебную неделю сайт посетили 16133 человека из 52 стран мира и оставили более 550 комментариев.


Стартовая страница курса:



Краткое описание алгоритма работы в курсе:
1. Курс состоит из 8 лекций . Каждая лекция сопровождается слайдами преподавателя.
2. После каждой лекции предусмотрено прохождение теста для самопроверки. 
3. После каждого элемента курса (лекция, тест, оргвопросы) размещен форум, где можно поделиться своими впечатлениями и задать вопрос авторам курса, как по технической, так и учебной составляющей курса.
4. После первых четырех лекций уже предусмотрено выполнение творческого задания (что будет дальше - пока не знаю )) ). Задача, которую предстоит решать слушателям: разработать концепцию бренда сока в картонной упаковке.

Для кого этот курс? Авторы позиционируют его как универсальный, который не требует специальных знаний и который может изучать кто угодно (цит.):

1. "Курс рассчитан на студентов и практиков и всех, кто интересуется управлением брендами. Курс построен таким образом, что его освоение не требует специальной подготовки".

2. "К участию в курсе приглашаются студенты профильных (экономика, маркетинг) и непрофильных факультетов, абитуриенты, все желающие создать собственный бизнес и бренд, предприниматели, лидеры и ответственные за имидж неприбыльных организаций, работающие профессионалы, а также все, кто заинтересован вопросом создания брендов и управления брендами".

Вступительное слово преподавателя



Ресурс "Как пользоваться курсом?"


Меню курса


Фрагменты лекции преподавателя




После каждой лекции авторы разместили презентацию, которую каждый желающий может скачать себе на ПК



Форум для обсуждений (один из..)



Моя первая шкала прогресса (сейчас 66 %)



Что понравилось:
  1. Есть инициативные люди у нас в стране, которые не побоялись первыми сделать подобный формат. Есть понимание того, что мы становимся лучше когда открываемся.
  2. Курс на украинском языке, это фактически, хорошая "национальная" привязка. Да-да-да, многим понравилось то, что курс на украинском языке, хотя звучали предложения сделать его и на русском, для более широкого позиционирования.
  3. Большинство слушателей позитивно оценили как инициативу авторов, так и структуру и манеру подачи материала курса - очень много восторженных отзывов, значит попали в привычный формат для аудитории.
  4. Дружественный и легкий интерфейс.
  5. Есть шкала прогресса.
  6. Очень классно было видеть, как преподаватель отвечал, по возможности (нас-то ого-го сколько), многим слушателям в обсуждении и им это очень понравилось.
  7. Авторы учитывают пожелания слушателей, "собирают" обратную связь.
  8. Одними тестами, думается, задания не ограничатся.
  9. Преподаватель, сужу по описанным достижениям, реальный практик.

Что не сильно понравилось: 

1. Цель курса по-моему сформулирована немного некорректно. По заявлению авторов это "Курс ставит целью рассказать всем желающим о том, как создавать и усиливать бренды. Курс предоставляет знания и навыки управления брендами в нынешних условиях бизнеса с точки зрения современной теории и практики маркетинга". Т.е фактически мне стала непонятна направленность курса - что я буду уметь делать после его окончания??? Если курс представляет навыки - ну тогда это просто некорректно, знания - ну куда ни шло.

Т.е. нет конкретного изложения будущей деятельности, зачем этот курс, что будем делать, для чего он мне. На первой лекции автор неоднократно произносил. В этой теме мы поговорим о..., на следующей теме мы поговорим о..., потом поговорим о.... и в конце поговорим о..., (ну поговорили и.... - авт).

2. Сначала курс позиционируется для любой аудитории, а в комментариях это утверждение немного подмывается - типа как не для всех (ответ в форуме про домохозяек - не могу снова найти).

3. В курсе есть достаточное количество оговорок и орфографических ошибок, типа "Харьків" "Nokia Люмина?!" и т.д. Относительно "известных брендов" это немного смущает.

4. Нет ссылок на доп. литературу или Интернет-источники (думаю по этой теме есть куча открытых вменяемых публикаций).

5. Первая лекция - блин комом, по качеству 2-я и последующие лучше. Автор часто заслоняет свою презентацию, быстро перелистывает слайды (особенно текстовые). Это очень заметно в лекции № 1, если так - зачем их делали, дайте просто в раздатке.

6. В первых двух лекциях не было контактов преподавателя, в 3-й они наконец появились. Зачем они? Это дополнительный канал обратной связи со студентами, элемент включения в свою персональную учебную сеть большего количества людей и т.д.

7. Лекции неумолимо увеличиваются во времени, с ужасом жду 5-ю и 6-ю темы по идее они должны быть в районе 85-90 минут. ))))

8. Кина Сертификата скорее не будет (для следующих курсов - да):


Многие из моих замечаний, высказанных здесь, в той или иной мере озвучивались на форумах. Авторы курса обещали многие устранить и более того, сами просили слушателей говорить о них больше.

Безусловно, что у меня тоже часто и густо присутствуют многие недостатки, поэтому важно, во-первых помнить о них и не допускать, а во-вторых прислушиваться к замечаниям и стараться их исправить, особенно, если они принимают систематический характер.

Что можно предложить авторам:
  • есть "академическая лекция" - 3 вопроса - дайте на каждый 15 мин максимум. 45 мин (А ДАЛЬШЕ БОЛЬШЕ!!!) одним файлом тяжело. Кстати - эту фишку отмечали мои коллеги, когда я сам делал длинные тьюториалы; 
  • хорошо было бы подольше задержать слайды на переднем плане и использовать закадровый комментарий.
  • минимум текста на слайдах - презентация ведь это это не конспект лекции;
  • примеры присутствуют, но всегда хочется больше реальных кейсов;
  • может следует больше говорить "от себя", не зачитывая текст, таким образом лекции приобретут более привлекательный характер, тем более Андрей отметил, что в аудитории он совсем другой и более живой. Так внесите этот элемент в онлайн.
Для себя сделал несколько выводов, все их знают, но иногда забывают, в т.ч. и я:

  • Формулируй цель - что слушатели будут делать (смогут сделать по окончании курса).
  • Поставь задачи (цель курса в конкретных условиях).
  • Четко определи целевую аудиторию. 
  • Продумай итоговую аттестацию (бейдж, аттестат, сертификат).
  • Слайд - это не текст, используешь PP - должно быть все видно и объяснено.
  • Есть вопросы лекции - четко следуй по их содержанию, не смешивай в кучу, подавай логично.
  • Тренируй лекцию - не оправдывай нелогичность "авторским изложением" материала.
  • Тесты - это не универсальный способ проверки достижения учебных целей, их скорее надо использовать в рамках самоконтроля.
  • Будь в форуме и в обсуждениях - отвечай слушателям.
  • К творческим заданиям подводи поэтапно.
  • Предоставь материалы, по возможности, для доступа студентам, видео, презентации и т.д.
  • Дай слушателям дополнительные ссылки и литературу (ведь будут те, которым это будет надо) - раз курс открытый, то должны у тебя быть открытые источники. 
А то на вопрос авторам о дописточниках был дан ответ, что дескать Google Вам в помощь (не могу найти сейчас эту ветку чтобы дать скрин). Я думаю, что это не совсем верно, есть возможность, а раз готовишь курс, то есть - надо давать людям дополнительные ссылки, литературу, благо куча открытых источников - от учебников до статей, блогов, журналов, от преподавателя, думаю, не убудет. 

Кстати комментарий авторов - "Книги і підручники захищені авторським правом. Тому ми не маємо права публікувати їх тут без згоди авторів та видавництв" думаю не очень корректный, поскольку постоянно говорится, что курс - авторский, а его разработчик автор и соавтор 7 книг та более 100 публикаций по этим вопросам (свое-то можно было дать?!).

Немного по лекциям, которые успел пройти.Лекция № 1 - 35 минут, причем автор как-то не разделил, по моему мнению, вступительное слово и первый вопрос - история понятия "бренд" была заявлена как первый вопрос, но он был соединен с вступительным словом. Может надо было как во многих курсах "курсеры" - 2-5 мин. ролик о курсе, а лекцию оставить лекции.

Лекция № 2 - 49 минут. Уже лучше. Авторы немного больше стали давать закадровый голос на слайдах, что не могло не радовать. Так как появилась возможность синхронного осваивать материал. Хорошие примеры брендов.
Нелогичность в средине ролика - дана классификация брендов № 1, потом пошли неплохие примеры к ней - из всех элементов классификации дано 3 примера, а потом бац, все следующая классификация (схема), которая-то похожа, я бы даже сказал, что она часть 1-й схемы, но автор вместо продолжения рассказа по старой схеме, к которой были привязаны первоначальные примеры, почему-то отобразил новую. Это немного дезориентирует.


Лекция № 3 и № 4 - уже длятся по 70 минут. Немного тяжеловато слушать - долго (почти пара в университете). Приведены хорошие примеры по созданию карты объединенных пространств (правда хотелось бы от абстрактного - изучаем аудиторию, понять как? кто? с помощью чего? кто этим занимается?). Творческое задание мне понравилось. Но думаю хорошо было бы подводить к нему поэтапно. Сначала предложить сделать какую-то часть, а потом больше - и в конце дать полную схему (опробовано на курсе В. Наумова). Кроме того, уместным мог бы быть пример концепции "шаблонного" бренда, сделанный авторами. ИМХО.

Дискуссионные вопросы:

1. Видео курса размещено на хостинге Vimeo, но видео частное - смотреть на сайте не получится (как думаете, правильно ли?).

2. Скачать видео авторы не дают (цит. переписку):

Слушатель: Добрый день! спасибо за курс, очень интересно. Пожалуйста, выкладывайте ссылки на загрузку видео, как это делается на многих зарубежных платформах массовых онлайн курсов. Как по мне, это едва ли не главное преимущество онлайн образования - не нужно идти в универ, чтобы прослушать лекцию, учиться так же можно и, скажем, в вагоне метро, ​​просматривая лекцию по телефону. Спасибо за понимание и прошу прощения за комментарий-офтоп

Ответ автора курса:  Тестовый характер первого курса не предусматривает возможность распространения видео. Спасибо за понимание.


Предложение от третьего слушателя: Довольно легко, при необходимости, загрузить или записать видео, даже если это не предусмотрено проектом. И дальше, скажем, просматривать в вагоне метро.

Ответ от автора вопроса:  Я как раз прекрасно понимаю, что такая возможность есть и это делается элементарно. Просто немного странная политика - запрещать скачивание видео. Наверное, на это есть причины, хотя я их и не понимаю.

Ответ автора курса: Еще раз обращу внимание - это тестовый курс. И именно такой характер не предусматривает его распространение за рамки самого тестового периода. За эти четыре недели мы соберем комментарии и решим как совершенствовать онлайн университет. Именно поэтому не хотелось бы, чтобы за пределами этих 4 недель оставались наши недоработки и ошибки. Надеюсь, позиция понятна?

3. Ребята со сторонних сайтов, нашли способ, немного "приподняться", выкладывая материалы курса у себя, хотя спросили об этом у автора. Он не захотел - вот это скорее поддержу, если я даю открытый доступ (а я бы дал + ссылки на доп источники), то даю, если нет - не надо самораспространением заниматься. Тем более авторы того портала представили это как какое-то интервью: не ссылки на оригинал, не упоминания, что это курс...





Планы авторов по развитию портала (молодцы).




Безусловно, что для полного впечатления необходимо пройти весь курс, выполнить все задания, спокойно проанализировать все плюсы и минусы, надеюсь что на просторах Интернет это будет сделано не раз и не два, кроме того, я с удовольствием почитаю впечатления самих авторов курса, что, по их мнению получилось, а что нет. Какие трудности они испытали, в чем они добились успеха.

Думаю ничего плохого нет в том, что есть огрехи и помарки, все мы учимся. Единственное, чего бы хотелось, чтобы авторы курса преследовали истинную цель учебного процесса - достижение задекларированных учебных целей.

Я еще не знаю, будет ли у меня время уделять внимания этому курсу, но я искренне рад, что у нас в стране есть такие преподаватели и 7 тысяч неравнодушных и активных людей.  Поэтому я желаю Андрею Длигачу и авторам проекта всяческих успехов в дальнейших начинаниях, попутного ветра и пусть у Вас все получится.

P.S. Курс продлится до 16 октября. Потом все его материалы станут недоступны. У Вас еще есть возможность успеть ознакомиться с ним.

воскресенье, 22 сентября 2013 г.

mQlicker (мобильные опросы)+Quickoffice (мобильные документы)

1. mQlicker это сервис с помощью которого Вы можете создавать тесты и опросы, отвечать на которые Ваша аудитория сможет с помощью мобильных устройств. Сервис позволяет создавать опросы с несколькими вариантами выбора или с одним, или предоставить ответ в виде числа или текстового сообщения. Ответы от аудитории могут  быть представлены ей тут же в режиме реального времени

2. Базовый алгоритм действий в сервисе:
  • создается опрос (тестовое задание, тест).
  • ученики (респонденты) набирают в адресной строке браузера мобильного устройства или компьютера http://respond.cc, вводят код опроса, который дает им преподаватель, и отвечают на предложенные вопросы. К опросу также можно перейти по прямой ссылке, которую дает сервис, или просканировав QR код, который генерируется сервисом для каждого опроса.
  • затем Вы можете с помощью ПК, мобильного телефона или планшета просматривать обновление результатов в режиме  реального времени.
Судя по описанию, алгоритм работы схож с сервисом Mentimeter  небольшая заметка о котором есть в этом блоге, но  который несколько менее функциональнее (хотя не во всем - см. выводы).

3. Требования:
  • iPhone, с поддержкой IOS 4 +.
  • Android, с поддержкой версий ОС 2.3 +.
  • Windows Phone, с расширенной поддержкой WP8, а затем (уже в продаже!).
  • Kindle Fire и Kindle Fire HD (расширенная поддержка).
  • Любое другое мобильное устройство с веб-браузером.
  • Любой веб-браузер, например, Chrome, Firefox, Safari или Internet Explorer.

Полноэкранное отображение результатов на:

  • iPhone, IPad (IOS 5 +).
  • Android (OS версии 3 +).
  • BlackBerry (OS версии 6 +).
  • Windows Phone (OS версии 8 +).
  • Любой веб-браузер, например, Chrome, Firefox, Safari или Internet Explorer 9 +.


Интересно, что инструкция (маннуал) составляет 300 страниц, а посмотреть ее можно здесь


Краткое описание работы в сервисе

1. Заходим по адресу https://mqlicker.com Сначала Вам надо зарегистрироваться на сайте сервиса. На указанную Вами электронную почту придет письмо с верифицирующим кодом, введите его при регистрации.





2. На стартовой странице есть встроенный опрос. Вы можете сами попробовать возможности сервиса)))





3. Перед Вами после входа появится окно работы сервиса. Слева - колонка, в которой будут отображаться Ваши опросы (в виде дерева). По центру - рабочее окно в котором будет создаваться опрос (вверху окна можно увидеть вкладки). Справа - шаблоны ответов на опросы уже созданные для удобства.



4. Вверху находится общая панель инструментов. Немного о ней поподробнее.

Часть I: Создаем новы опрос, Создаем новую сессию для опроса (т.е. запускаем опрос в действие - таких сессий можно сделать несколько); Создаем новый вопрос; Создаем новую папку, Дублируем опрос; Сохраняем изменения; Открываем, переименовываем, удаляем опрос.


Часть II: Запускам сессию (т.е. запускаем опрос), ставим его на паузу, перезапускаем, устанавливаем, очищаем результаты; Ищем инфу в созданных опросах; Экспортируем результаты опроса в Эксел-таблицу; Настройки аккаунта; Помощь и Инструкция.



5. Практика. Создаю пробный опрос. В центре появляется рабочая область. Водим название опроса, тип (одиночный выбор, несколько вариантов, цифра, текст, изображение). Название опроса и варианты ответов.

Обратите внимание на хороший редактор вопросов: выбор шрифта, его размера, списки, вставка изображения, отмена действия и т.д.



6. Работа кипит. Я создал опрос который состоит из 2-х вопросов. Созданные вопросы отображаются в колонке слева



7. После создания опроса, запускаем сессию (запускаем опрос). Вверху видны начало старта, время, которое прошло, справа - прямая ссылка на опрос, QR код, количество ответивших и уникальный код опроса. Посредине - напоминание о том, на какой адрес заходить для прохождения опроса и какой код вводить.



8. Пробуем пройти опрос на планшете. Вводим интернет адрес и код, видим опрос, который состоит из 2-х вопросов, отвечаем и подтверждаем свой выбор.






 9. Тут же в окне опроса на ПК изменяются результаты.



10. Обратите внимание на панель инструментов справа от визуальных результатов опроса, она позволяет визуализировать их разными способами (например круговой диаграммой).


11. Обратите внимание на колонку слева, дерево опросов и сессия к пробному опросу - все сохранено в аккаунте.



 Сервис очень понравился, несмотря на кажущуюся избыточность, он прост, функционален, хорошо сделан: отличный редактор опросов, можно сортировать опросы по папкам, к каждому опросу можно создавать несколько сессий, результаты которых сохраняются в Вашем аккаунте, экспорт в Эксел, прекрасная инструкция.

Два на мой взгляд ну просто вопиющих недостатка: не хватает вопросов-соответствий  и где генерация HTML кодов как формы опроса, так и результатов ответов (а в Mentimeter такое есть, о чем я сказал выше, но там очень простой функционал). Доработают - просто будет респект. Ну и как Socrative и  Google формы, надо бы добавить вставку видео.

Уважаемые читатели!!! Для дальнейшей практики нужна Ваша помощь. Я создал опрос с помощью сервиса, даю Вам на него ссылки:




Пройдите его, а я, при наличии ответов,  проанализирую их и выложу в блоге визуализацию. Спасибо Вам заранее.


Вдогонку еще одна новость:

Google сделала приложение Quickoffice для Android и iOS бесплатным. Об этом сообщает официальный блог компании. При помощи данного офисного пакета можно работать с текстовыми файлами большинства основных форматов, кроме форматов OpenOffice, строить таблицы и создавать презентации.

Внимание!!! До 26 сентября при скачивании через свой аккаунт Google пользователь получит дополнительные 10 Гб на два года в Google Drive (Алан Уоррен, инженер Google).


Т.е. Если пользователь зайдет в приложение под аккаунтом Google, ему будет бесплатно предоставлено 10 гигабайт пространства в облачном хранилище «Диск Google» сроком на два года.  !!!Данные 10 гигабайт придут Вам не сразу, а в течении где-то 2-х недель.

Скачать Quickoffice для iOS и Android можно по ссылкам здесь и здесь.

Несколько свежих скриншотов:

Интерфейс приложения


Создание документа Word


Создание презентации Power Point





P.S. Кстати могу порекомендовать программу Kingsoft Office 5.7.3, которая стоит у меня давно и обладает хорошим функционалом:

Создает документы форматов MS Office:


Подключается к ведущим облачным хранилищам:





суббота, 14 сентября 2013 г.

Подборка материалов по формам Google

Многие из нас, в том числе и я, дано пользуемся формами Google для создания своих он-лайн опросов.

Краткая справка: Google Формы – это  инструмент, с помощью которого можно планировать мероприятия, составлять опросы и анкеты, а также собирать другую информацию. Полученные анкеты и опросы можно легко встраивать в блог на сайт, делиться ими с другими коллегами. Форму можно создать как в меню Google Диска, так и в существующей электронной таблице.

Взяться за этот пост заставила информация про то, что начиная с 10 сентября 2013 года, в Google Формы было добавлено 4 новые и важные для пользователей функции:
  1. Прежде всего, создателям форм стал доступен индикатор выполнения опроса, показывающий респондентам, на сколько еще вопросов осталось ответить.
  2. Важным нововведением стало появление в Google Формах возможности добавлять видео с хостинга YouTube. Данную функцию можно использовать для сбора мнений пользователей о том или ином видеосюжете.
  3. Кроме того, теперь в Google Формах появилась функция проверки введенных пользователями данных.
  4. Наконец, стало возможно оставлять персональное сообщение к формам, которые уже закрыты для заполнения. Если опрос завершился, а владелец формы хочет оставить информацию формы открытой для пользователей, - он может добавить личное сообщение, которое будет показываться, к примеру, тем пользователям , которые не успели пройти опрос вовремя.
Кроме этого ранее в формы стало возможным добавлять изображения и обновился интерфейс и много другое.

И тут я подумал о том, чтобы попытаться собрать информацию по формам Google, которая будет полезна преподавателям.

Так как интерфейс диска Google менялся, то многие материалы не попали в подборку + в сети есть обучалки от людей весьма далеких от сферы образования (МММ, маркетологи всех мастей), то основными критериями отбора информации стали: материал по возможности этого 2013 года и использование в учебном процессе.

Вот что получилось

Статьи, блоги на русском языке:

1. Как быстро создать опрос на вашем сайте с помощью форм Google?

2. Создание опросов посредством редактора форм от Google


4. Новые типы вопросов в Формах Google

5. Печать Форм Google

Статьи, блоги на английском языке:

3. Дополнительные советы и хитрости для форм Google (размер листа, ветвления, уведомления)

4. 80 способов использовать формы Google в вашем классе


Презентации, книги:



80 способов использования форм Google в классе



3. Как сделать опрос на сайте?




4. How to add image into Google form (Как вставить видео в форму Google)




P.S. Вот ссылка на видеоучебник "Обзор онлайн сервиса Google™ Docs" от канала "TeachVideo" он немного устарел из-за изменений интерфейса программы, но многие вещи остались полезными.

P.S.S. Ну не могу пройти мимо ресурса 15 советов по усовершенствованию работы с Google Drive (несколькими советами воспользовался сам).

P.S.S.S. Если я пропустил что-то новенькое -добавьте в комментариях. Надеюсь Вам это пригодиться.

суббота, 7 сентября 2013 г.

Свободное владение цифровой информацией (модель компетенции)

Нашел в Интернете оригинальный сайт, который посвящен "компетенции" (умению) которую авторы назвали "Свободное владение цифровой информацией". Сам проект "Владение цифровой информацией в 21 веке" (21 st Century Information Fluency ) стартовал в 2001 году, когда Академия математики и естественных наук штата Иллинойс получила средства от Департамента образования США по исследованию и разработке мало тогда изученной области онлайн-информационной грамотности.Наибольший интерес в этой области вызвало формирование (улучшение) способности находить, оценивать и использовать цифровую информацию более эффективно, результативно и этически правильно. 

В итоге проведенных исследований ученые разработали так называемую Модель компетенции "Свободное владение цифровой информацией" (Digital Information Fluency Model или DIF). 

Вот как отвечают авторы на вопросы почему это важно:
"Дома, в школе и на рабочем месте, цифровая информация начинает соперничать с печатной в качестве основного формата.Только 2% новой информации, созданной сегодня имеет печатную форму. В результате этого "Свободное владение цифровой информацией" (способность находить, оценивать и этично использовать эту информацию) - быстро становится важным, подобно традиционной грамотности в эпоху печатной информации. В 21-м веке, информация обогащает нашу жизнь в личной сфере, в образовательном, социальном и экономическом плане. Отсутствие навыков в использовании цифровой информации будет делает Вас "неконкурентноспособным" дома, в школе и на рабочем месте".


Вот как выглядит эта модель:




Какую информацию я ищу? - Где найти информацию? - Что я получу Там? 
(первое полукружие)


1. Учащиеся определяют основные направления поиска  в исследуемом вопросе:
  • переводят естественный вопрос  на язык поискового запроса;
  • определяют термины, которые могут быть эффективными "в оригинале (как есть)";
  • определяют термины, которые грамматически будут более эффективными чем изначальные.
2. Учащиеся создают эффективные и действенные поисковые запросы:
  • подбирают более определенные  условия (термины) (гипонимы*), чтобы сузить поиск или более общие термины (гиперонимы*), чтобы расширить поиск;
  •  пересматривают свои поисковые запросы, которые основаны на результатах поиска / обратной связи.
3. Учащиеся эффективно выбирают "цифровые коллекции" в зависимости от их характеристик (имеется ввиду скорее результаты поиска):
  • понимают организацию цифровой информации;
  • выбирают видимые коллекции Web (и суб-коллекции) в зависимости от их характеристик;
  • выбирают "глубокие" Web** (невидимый Web ) коллекции (и суб-коллекции) в зависимости от их характеристик.
4. Учащиеся выбирают цифровые инструменты поиска на основе их эффективности и действенности:

  • пользуются разнообразными инструментами поиска в зависимости от их характеристик и направленности.

5. Учащиеся выбирают и применяют различные стратегии поиска, чтобы эффективно найти надежную цифровую информацию, связанную с их  целями обучения:

  • используют стратегию перехода по гиперссылкам;
  • используют поиск по базам данных (каталогам);
  • используют поисковые системы.

Оценка эффективности информации - Насколько  информация хороша?

1. Учащиеся оценивают качество и полезность результатов поиска:

  • определяют, соответствует ли найденная информация запросу на "простом языке";
  • решают,  повлечет ли найденная цифровая информация, изменения к поисковым запросам (надо ли уточнить запрос).

2. Учащиеся оценивают качество результатов поиска для определения надежности его содержания:

  • исследуют внутреннюю надежность содержания (точность);
  • исследуют внешние подтверждения найденной информации.

3. Учащиеся оценивают качество результатов поиска, чтобы определить надежность его источников:

  • исследуют надежность автора / издателя;
  • исследуют внешние подтверждения авторства / издательства (ссылки).


Этическое использование информации. 

1. Учащиеся этически используют цифровую информацию:

  • ссылаются на источник и / или автора найденной цифровой информации;
  • определяют, можно ли сослаться на данную информацию в зависимости от ее задач (наверное имеется ввиду работа с инсайдерской информацией или таковой, которая имеет ограниченный доступ - Б.К. )..

Еще заинтересовало соотношение этой компетенции с компетенцией "сбор информации" из модели 20 граней.

В российской модели компетенций «20 граней» под сбором информации подразумевается не только способность эффективно собирать информацию в устном общении, как это определено в западной модели, но и правильно определять источники информации для более быстрого анализа нужной информации и принятия рационального решения:

Западная модель: Эффективно собирает важную информацию в устном общении. Задает вопросы, направленные на сбор информации, демонстрирует «активное» слушание.

Российская модель: Определяет, какой информации не хватает для принятия решения, и из каких источников ее можно получить. Обращается к этим источникам, формулирует точные вопросы для получения информации.

Т.е. мы имеем совпадение по первым двум пунктам. Я правда не знаю все положительные индикаторы данной компетенции, но подозреваю, что оценка собранной информации должна там быть как минимум, а если ее нет -то тут, мне кажется есть возможность для ее расширения.

Относительно оценки информации рекомендую всем презентацию Анатолия Шперха:



Примечания:

*Гипоним (греч. ὑπό — под, внизу + όνομα — имя) - понятие, выражающее частную сущность по отношению к другому, более общему понятию.

*Гипероним (Ὑπερ — сверх-) - слово с более широким значением, выражающее общее, родовое понятие, название класса (множества) предметов (свойств, признаков).

Гипероним (в лингвистике) - понятие в отношении к другому понятию, выражающее более общую сущность. В отношении некоторого множества объектов гиперонимом является понятие, отражающее надмножество к исходному.

Пример: Термин «зверь» является гиперонимом по отношению к термину «собака», а термин «собака» в свою очередь- гипероним по отношению к термину «бульдог». И наоборот - термин «бульдог» - гипоним по отношению к термину «собака», а «собака» — гипоним по отношению к термину «зверь».(источник)

** Deep Web (глубокая паутина). 
В глубокой паутине находятся веб-страницы, не связанные с другими гиперссылками — например, страницы, динамически создаваемые по запросам к базам данных. В глубокой паутине также находятся сайты, доступ к которым открыт только для зарегистрированных пользователей. 

Поисковые системы используют специальных роботов, которые переходят по гиперссылкам и индексируют содержимое веб-страниц, на которых они оказываются. В то же время, информация из баз данных, доступная пользователям через поисковые веб-формы (но не по гиперссылкам), остается недоступной для робота, неспособного в режиме реального времени правильно заполнить форму значениями (другими словами, сформировать запрос к базе данных). Таким образом, значительная часть Всемирной паутины оказывается скрыта от поисковых роботов. Используя аналогию, информация, будучи недоступной для поисковых систем, находится «на глубине» (от англ. deep). (источник)

Ссылка: Оригинал статьи
Ссылка Краткое руководство по модели

Надеюсь моя информация будет для Вас полезной.

воскресенье, 1 сентября 2013 г.

Narrable - цифровой сторителлинг

Хотите рассказать историю? Это спокойно можно сделать с помощью простого сервиса Narrable.Суть  простая - Вы создаете набор фотографий (изображений), которые расположены в определенном Вами порядке и на основе которых Вы сможете рассказать историю (преподнести учебную информацию). Каждая фотография может быть снабжена Вашими голосовыми комментариями или специально подобранными аудиофайлами.

Пример работы сервиса:



Хорошая новость! Изначально сервис дает сделать 5 слайдшоу бесплатно, НО недавно появилась возможность перейти на образовательный тарифный план, который позволит Вам создавать неограниченное количество ваших цифровых историй.




Для того, чтобы обновить Ваш тариф, войдите в систему, нажмите на свое имя в правом верхнем углу, нажмите на синюю кнопку "Обновить план". После этого найдите план "Teacher" и выберите его.

После этого, введите название школы (Вуза), предмет (ы), тип классов, в которых вы преподаете (можно от фонаря)) ), и нажмите на синюю кнопку "Отправить" - все!!! Ваш план будет успешно изменен и теперь у вас есть бесплатный и главное неограниченный тариф narrable.


Краткий алгоритм работы в сервисе:


1. Для начала Вам надо загрузить в Вашу ленту изображения (можно добавить и из фейсбука)




2. К фотографии можно прикрепить аудиофайл или записать свой собственный сразу в сервисе





3. Интересная штука! Вы можете оставить свой номер телефона, вам перезвонят из сервиса и Вы надиктуете по телефону свой аудиофрагмент к изображению!



4. В созданном слайдшоу Вы можете изменять размеры фото, перемещать их, удалять



5. Созданным продуктом Вы можете поделиться в соц сетях или встроить на сайт (в блог). 


6. В итоге сервис формирует флеш проигрыватель с помощью которого Вы можете автоматически проиграть изображения.




Важно № 1: При формировании слайдшоу сервис оперирует либо оригинальным размером фото, либо сам растягтвает его в полное окно ленты. Вручную Вы не поменяете размер изображения!!! Поэтому для аккуратного отображения Вашей работы подбирайте фото одинакового размера (не все конечно), чтобы их, например можно было разместить друг над другом, а для обложки берите крупное четкое фото, желательно с темным фоном, так как название сервис пишет в белом цвете.

Важно №2: Приложение прекрасно проигрывается на Android планшете, поэтому можно смело говорить о "мобильных перспективах", плюс к этому Narrable запустила бесплатное приложение iPhone.

Важно №3: Так как я часто работаю с Moodle, то вижу перспективы встраивания подобных историй в элементы "Лекция" и "Веб-страница". Можно дать задания курсантам на создание такого слайдшоу (например - они загружают фото, изображение, схему и комментируют ее (следы преступлений, примеры правонарушений и т.д.). Такой контент, кроме всего прочего спокойно применим в "классических" электронных курсах построенных в LMS Moodle.



А вот моя первая проба пера (тема пришла спонтанно)



Попробуйте сервис, он действительно неплох плюс ко всему это возможность прочуствовать нелегкие будни составителе сказок и рассказов - не все так просто дается)))).

Ну и напоследок поздравляю всех причастных и сочувствующих с началом нового учебного года. Пусть в этом учебном году у Вас и Ваших подопечных все получится!

З.Ы. У нас есть "День знаний, но нет "Дня умений", может поэтому мы много знаем, но ни черта не умеем делать? (это про себя).