Лицензия

Лицензия Creative Commons
Материалы блога доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Уважаемые читатели, если Вам понравилась публикация, распространите ее в социальных сетях (специальные кнопки внизу сообщений), это будет способствовать продвижению блога и подарит другим людям интересную информацию

С уважением Бугайчук К.Л.

Подумайте об этом

четверг, 9 февраля 2012 г.

Бихевиоризм (Неделя № 8). Конспект


Бихевиористские теории учения характеризуются тем, что при анализе процесса учения учитываются только внешние воздействия (стимулы), которые оказываются на обучаемого, и его ответные реакции на эти воздействия.
Только те реакции организма полезны, которые помогают ему приспособиться к окружающей среде.
Научение - приобретение индивидуального опыта осуществляется через закрепление навыков - упроченной связи стимула-реакции.
Процесс учения, согласно этой теории, заключается в установлении определенной связи между стимулами и реакциями, а также в упрочении этих связей.
В качестве основных законов образования и закрепления связи между стимулом и реакцией указывается закон эффекта, закон повторяемости (упражняемости) и закон готовности.
1.         Закон эффекта гласит, что связь между стимулом и реакцией закрепляется, если после правильной реакции организм получает положительное подкрепление, обусловливающее состояние удовлетворения. Отрицательное подкрепление, наказание, порицание, переживание разочарования и неуспеха действует разрушающе на образовавшуюся связь, приводит к ее уничтожению.
2.         Закон упражняемости заключается в том, что чем чаще повторяется временная последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочнее будет связь.
3.         Закон готовности указывает на зависимость скорости образования связи от соответствия ее наличному состоянию субъекта, т. е. реакция человека или животного зависит от его подготовленности к этому действию.

По мнению бихевиористов, в личности надо изучать не сознание, а поведение. Именно по нему судят о личности. Поведение – это совокупность реакций человека на внешние воздействия (стимулы).

Например, преподаватель дал задание – студент его выполнил. Если не выполнил, – значит, стимуляция была недостаточна, ее можно усилить соответствующими поощрениями и наказаниями. Стимулы, в основном, находятся во внешней среде.
Взаимодействия стимулов и реакций, по мнению необихевиористов, опосредованы сознанием человека, например, его отношением к заданию преподавателя.
Накопленные реакции личности составляют ее опыт. Опыт – это ядро личности. Личность понимается как носитель опыта, как деятель. Чем больше накоплено реакций, тем более опытен человека, значит, чем более развития его личность. Основной способ развития личности – научение, основанное на упражнении и положительной или отрицательной стимуляции.

Модели обучения в бихевиоризме:
1.         Модель практического обучения предполагает в соотношении теоретического и практического преподавания свести до минимума теоретическую его часть. Система знаний усваивается опытным путем и в процессе самообразования. Учащийся сразу становится учеником мастера, специалиста своего дела, осваивает производство на производстве до полного усвоения своих должностных обязанностей, овладения соответствующей профессиональной деятельностью.
2.         Модель программированного обучения (Скиннер). Учебный материал разбивается на части – шаги, - последовательность которых и составляет программу обучения. Каждый шаг включает в себя не только информацию по теме, но и систему упражнений, контрольных вопросов, заданий, до тех пор, пока каждый шаг программы не будет усвоен полностью, продвижение вперед невозможно.
Ситуации должны быть настолько простыми (что почти автоматически обеспечивалось малостью доз учебного материала), чтобы реакции на них практически всегда были правильными.
В текстах программированных учебных пособий Скиннера содержались пропуски (ситуации) - один пропуск на фразу из 2-3 строк. Пропущенные слова располагали на полях страницы. Учащийся, изучая такое пособие, сначала закрывал поля, читал текст, вставляя пропущенные слова, и сразу же проверял себя, открывая ответы. Тексты учебных пособий были написаны таким образом, чтобы в процессе их чтения обеспечивалось многократное повторение всех существенных элементов учебного материала.

Недостатки методики линейного программирования:
  • нудность и механистичность программированных текстов;
  • отсутствие системности, целостности в восприятии учебного материала (большое количество мелких доз не способствует обобщениям);
  • правильность выполнения простых заданий является положительным подкреплением лишь на первых порах чтения пособия, в дальнейшем правильное выполнение простых ситуаций уже не приносит чувства удовлетворенности;
  • отсутствие адаптации (все ученики выполняют одну и ту же программу, идут по одной линии).

Значительная часть этих недостатков была устранена в предложенной Н. А. Краудером схеме разветвленного программирования. Краудер предложил увеличить дозу информации с 2-3 строк у Скиннера до примерно половины страницы. Типовая ситуация (задание) у Краудера состояла из вопроса и трех вариантов ответов:
1.                  правильный ответ
2.                  неточный ответ
3.                  неправильный ответ.
При неточном ответе учащийся отправлялся к корректирующей информации, при неправильном - ему давалось разъяснение, помощь. При правильном ответе учащийся получал положительное подкрепление и переходил к следующей дозе информации. Таким образом, схема разветвленного программирования имела три пути: для сильных, средних и слабых учащихся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий